Механизмы совершенствования организационно-управленческих процессов в сфере инновационного образования (на материалах Приморского края)

Волынчук Я.А.1, Лыдина В.М.1
1 Владивостокский государственный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 7 (Июль 2024)

Цитировать:
Волынчук Я.А., Лыдина В.М. Механизмы совершенствования организационно-управленческих процессов в сфере инновационного образования (на материалах Приморского края) // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 7. – doi: 10.18334/epp.14.7.121100.

Аннотация:
В современном образовании ключевую роль играет не только передача знаний, но и подготовка кадров, способных эффективно работать в условиях быстро меняющегося мира. Для этого необходимо не только учитывать актуальные теоретические концепции, но и осуществлять практическую подготовку, соответствующую современным требованиям рынка труда. Данное исследование является результатом изучения и описания механизмов совершенствования организационно-управленческих процессов в сфере инновационного образования для устранения разрыва между запросами отрасли и качеством подготовки выпускников образовательных учреждений в аспекте реализуемой компетентной модели. В статье рассмотрена концепция инновационного образования и выявлены сущность и особенности компетентной модели, которая отвечает современным запросам общества и рынка труда. Данный вопрос рассмотрен на примере развития сферы образования на территории Приморского края

Ключевые слова: инновационное образование; организационно-управленческие процессы; государственно-частное партнёрство; наставничество; Приморский край

JEL-классификация: D70, О22, О32, M15, M21



Введение. Образование играет важную роль в формировании конкурентоспособного человеческого капитала и социально-экономического развития общества. Однако, несмотря на активное развитие инновационных подходов в образовании, существует серьезная проблема, которая замедляет его эффективное функционирование. Речь идет о разрыве между ожиданиями рынка труда и уровнем подготовки выпускников образовательных учреждений.

По мере того, как технологии и требования рынка постоянно эволюционируют, образовательные программы должны быть гибкими и адаптивными, чтобы соответствовать современным запросам. Однако, в существующей образовательной системе часто наблюдается диссонанс между формируемым запросом отрасли и качеством подготовки выпускников, особенно в аспекте реализуемой компетентной модели.

Этот разрыв означает, что многие выпускники не обладают необходимыми навыками и знаниями, чтобы успешно вступить на рынок труда или соответствовать требованиям современной экономики. Для преодоления этой проблемы необходимы механизмы совершенствования организационно-управленческих процессов в сфере инновационного образования.

Методологию исследования включает ряд этапов. Первый этап предполагает определение проблемных областей и целей исследования. Далее изучаются современные подходы к управлению и передовой опыт в области организационного управления в инновационном образовании. На третьем этапе разрабатываются механизмы совершенствования организационно-управленческих процессов. На четвертом этапе производится анализ и оценка эффективности предложенных механизмов.

Целью данного исследования является изучение и описание механизмов совершенствования организационно-управленческих процессов в сфере инновационного образования для устранения разрыва между запросами отрасли и качеством подготовки выпускников образовательных учреждений в аспекте реализуемой компетентной модели.

В современном обществе, где технологии развиваются стремительными темпами, а рынок труда постоянно меняется, вопрос эффективности образования становится особенно актуальным. Однако, несмотря на все усилия образовательных учреждений, отраслевые компании часто выражают недовольство качеством подготовки выпускников. Этот диссонанс между ожиданиями рынка и реальными навыками студентов формирует разрыв между сформированным запросом отрасли и качеством подготовки выпускников в аспекте реализуемой компетентной модели.

Этот разрыв ставит перед образовательными учреждениями серьезные вызовы и требует тщательного анализа, понимания и решения. Вступление в эту проблему требует внимания к ряду факторов, включая технологические изменения, социальные и экономические требования, а также изменяющиеся потребности рынка труда.

Рассмотрим понятие «инновационное образование», это подход к обучению, ориентированный на внедрение новых методов, технологий, идей и практик в учебный процесс с целью повышения эффективности обучения и подготовки учащихся к современным вызовам и требованиям общества и рынка труда. Оно предполагает создание стимулирующей и инновационной образовательной среды, где акцент делается не только на передаче знаний, но и на развитии критического мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков и других ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации к изменяющимся условиям жизни и работы в современном мире [1] (Korolev, 2019).

Основные черты инновационного образования включают в себя:

1. Активное использование информационно-коммуникационных технологий: инновационное образование включает в себя широкое использование современных IT-средств для обучения, в том числе онлайн-курсы, вебинары, электронные платформы и другие.

2. Поддержка творческого мышления и самостоятельности: инновационное образование стимулирует развитие творческих способностей и самостоятельности обучающихся, создавая условия для исследовательской работы и реализации собственных проектов.

3. Интеграция с реальным миром: программы инновационного образования активно взаимодействуют с внешним миром, включая сотрудничество с предприятиями, общественными организациями и другими участниками, чтобы обеспечить обучающимся практические навыки и опыт, соответствующие требованиям рынка труда.

4. Особое внимание к развитию «soft» навыков: инновационное образование уделяет значительное внимание развитию межличностных навыков, коммуникации, решению проблем, критическому мышлению и другим навыкам, необходимым для успешной адаптации и профессионального развития в современном мире.

Система инновационного образования является ответом на запрос отраслей и рынка труда в квалифицированных специалистах с современными знаниями и навыками. В быстро меняющемся мире технологий и науки, требования к кадрам становятся все более высокими и специализированными.

Инновационное образование направлено на формирование таких специалистов. Оно предоставляет студентам и учащимся доступ к современным знаниям, технологиям и методикам обучения, которые соответствуют актуальным требованиям рынка труда. В рамках инновационного образования внедряются новые образовательные программы, технологии обучения, практические проекты [2] (Kuzmina, 2019).

Организационно-управленческие процессы представляют собой систему деятельности, направленную на управление организацией с целью достижения поставленных стратегических и операционных целей. Эти процессы включают в себя планирование, организацию, руководство, координацию и контроль деятельности организации на всех ее уровнях [3] (Ivanov, 2020). На рисунке 1 представлены характеристики организационно-управленческого процесса.

Рисунок 1 – Характеристики организационно-управленческих процессов [4] (Petrova, 2018)

Организационно-управленческие процессы являются основой эффективного функционирования организации и играют ключевую роль в ее успехе и развитии [4] (Petrova, 2018).

Компетентная модель в образовании представляет собой современный подход к обучению, который акцентирует внимание на развитии конкретных компетенций у обучающихся. В отличие от традиционных моделей, ориентированных на передачу знаний, компетентностный подход ставит в центр внимания умения, навыки и способности, необходимые для успешной деятельности в определенной области или профессии.

Сущность компетентной модели заключается в формировании у обучающихся тех навыков и умений, которые позволят им успешно применять полученные знания в реальной жизни и профессиональной деятельности. Основные особенности компетентной модели в образовании включают ориентацию на практику [5] (Smirnov, 2019).

Кроме того, компетентная модель предполагает интегративный подход, объединяя различные области знаний и умений для формирования целостного представления о предметной области. Важным аспектом является активное участие обучающихся в учебном процессе, что позволяет им развивать практические навыки и способности. Гибкость этого подхода позволяет учитывать индивидуальные особенности и потребности обучающихся, а также изменения в требованиях рынка труда и общества.

Организационно-управленческие процессы в образовании тесно связаны с компетентной моделью, как средство ее реализации и эффективного функционирования [6] (Zhukova, 2020). Взаимосвязь между этими двумя аспектами можно проиллюстрировать следующим образом:

1. Адаптация образовательных программ. Организационно-управленческие процессы включают в себя разработку и адаптацию образовательных программ к текущим требованиям рынка труда и изменяющимся потребностям обучающихся. Компетентная модель определяет не только базовые компетенции, необходимые для успешной карьеры, но и методики и стратегии их достижения. Таким образом, организационные процессы должны быть настроены на реализацию компетентной модели через обновление учебных программ и внедрение инновационных методик обучения.

2. Планирование и контроль качества образования. Организационные процессы включают в себя планирование и контроль качества образовательного процесса. Компетентная модель определяет стандарты качества и ожидания относительно уровня подготовки выпускников [7] (Kozlov, 2020). Управленческие процессы направлены на обеспечение соответствия этих стандартов и ожиданий через мониторинг, оценку и адаптацию образовательных программ.

3. Поддержка и развитие педагогических кадров. Организационно-управленческие процессы включают в себя поддержку и развитие педагогических кадров, необходимых для реализации компетентной модели. Это включает в себя обучение и повышение квалификации преподавателей, адаптацию их методик преподавания под требования компетентной модели, а также создание стимулов для привлечения и удержания высококвалифицированных специалистов.

4. Вовлечение стейкхолдеров. Организационные процессы также включают в себя взаимодействие с различными стейкхолдерами, такими как предприятия, общественные организации и государственные учреждения [8] (Fedorov, 2018). Компетентная модель может требовать активного вовлечения этих стейкхолдеров в процесс образования, например, через проведение практик, мастер-классов, стажировок и других форм сотрудничества, что также является частью организационно-управленческих процессов.

Исходя и вышесказанного мы можем сделать вывод, что организационно-управленческие процессы в образовании и компетентная модель взаимосвязаны как средства достижения общей цели - обеспечения качественной подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям рынка труда.

Образовательная платформа Приморского края играет ключевую роль в подготовке специалистов для ТОР «Большой Камень», включая потребности судостроительного комплекса «Звезда». С учетом амбициозных планов развития этой территории, образовательные учреждения активно внедряют новые программы и методики обучения, чтобы соответствовать требованиям современного рынка труда и обеспечить подготовку кадров высокого уровня [9] (Glazov, 2020).

Одним из ключевых направлений развития образовательной платформы является расширение специализированных программ, направленных на подготовку специалистов в сфере судостроения и морской промышленности. Это включает в себя как традиционные образовательные программы в вузах и техникумах, так и новые формы обучения, такие как кванториумы, которые активно внедряются для подготовки школьников к будущей профессиональной деятельности.

Каждый регион имеет свои особенности в развитии отрасли, что создает необходимость в создании центров, направленных на формирование дополнительных профессиональных навыков. Приморский край, расположенный на Дальнем Востоке России, имеет ряд ведущих отраслей, которые играют важную роль в экономике региона и формировании его специализации. Ключевой отраслью в Приморском края является рыбопромышленный комплекс, а соответственно и судостроение.

Внедрение инновационных образовательных методов играет ключевую роль в подготовке специалистов для современной индустрии. Одним из таких методов являются кванториумы – инновационные образовательные центры, ориентированные на развитие интереса учащихся к науке, технике и предпринимательству.

Кванториум – это одна из ключевых составляющих инновационного образования, ориентированного на развитие технических и творческих способностей детей и подростков до 18 лет. Он представляет собой уникальное образовательное пространство, где ребята могут изучать современные технологии, осваивать инженерные навыки, а также развивать свои проектные и предпринимательские способности. В рамках кванториума дети имеют доступ к современному оборудованию, лабораториям и мастерским, где они могут реализовывать свои идеи и проекты под руководством опытных наставников. Этот формат образования позволяет учащимся получать практические навыки, применять свои знания на практике и развивать креативное мышление.

Кванториумы могут быть ключевым и начальным звеном в преодолении проблемы разрыва между запросами отрасли и уровнем подготовки выпускников образовательных организаций в контексте реализации компетентной модели. Работа над проектами в кванториуме способствует развитию креативности, коммуникативных навыков и умения работать в команде – навыков, которые являются важными для успешной карьеры в современной индустрии.

Во-первых, кванториумы могут разрабатывать образовательные программы и проекты, ориентированные на актуальные запросы и потребности отраслей промышленности и технологий. Интеграция кванториумов в стратегию инновационного развития региона позволяет создать образовательную платформу, которая соответствует потребностям современной промышленности, включая судостроение.

Во-вторых, в рамках кванториумов могут быть разработаны образовательные программы, направленные на развитие компетенций, которые наиболее востребованы на рынке труда. Это позволит выпускникам приобрести необходимые навыки и быть готовыми к выполнению задач в соответствии с запросами отраслей. Кванториумы обеспечивают доступ к современному оборудованию и технологиям, что позволяет учащимся получить практические навыки, которые соответствуют требованиям современных отраслей и компаний.

Территория опережающего развития (ТОР) «Большой Камень» в Приморском крае является одним из стратегических проектов в рамках развития Дальнего Востока России. Судостроительный комплекс «Звезда» является ключевым объектом на этой территории. Это особая экономическая зона, созданная для привлечения инвестиций и развития производственных и инфраструктурных проектов.

ССК «Звезда» позиционируется как современное судостроительное предприятие, способное выпускать суда различных классов и назначений, включая суда для добычи полезных ископаемых, танкеров, контейнеровозов и других [11] (Belyaev, 2018). В такой стратегически значимой отрасли, как судостроение, качественные специалисты играют решающую роль в успехе предприятия. Однако, чтобы эффективно конкурировать на мировом рынке судостроения и соответствовать современным технологическим требованиям, предприятие сталкивается с недостатком определенных категорий специалистов [12] (Lebedev, 2018). Недостаток квалифицированных кадров оказывает негативное влияние на производственные процессы и снижает конкурентоспособность предприятия в мировом масштабе.

Судостроение — это отрасль, которая требует высокой квалификации и разносторонних знаний от специалистов, так как она объединяет в себе различные аспекты проектирования, инженерии, технологии, материаловедения, механики и других областей.

Например, для постройки судов необходимы инженеры-конструкторы, архитекторы судов, электротехники, механики, морские инженеры, специалисты по автоматизации производственных процессов, а также квалифицированные рабочие, включая сварщиков, электриков, сборщиков и так далее.

Этот факт также указывает на то, что образовательные программы, подготавливающие специалистов для судостроительной отрасли, должны быть нацелены на формирование комплексного набора профессиональных навыков и знаний, которые требуются для успешной работы в этой сфере. Однако существует проблема разрыва между потребностями отрасли и качеством подготовки выпускников образовательных учреждений.

Приморский край располагает рядом образовательных учреждений, которые специализируются на подготовке специалистов в судостроительной отрасли, они представлены ниже в таблице 1.

Таблица 1 - Образовательной платформы Приморского края по подготовке специалистов для судостроительной отрасли

Образовательное учреждение
Специализация
Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)
Факультет морской техники и приборостроения предлагает программы по судостроению и смежным областям.
В университете также действует Институт морских инженеров, где студенты могут получить специализированное образование в области судостроения
КГБ ПОУ Приморский строительный колледж
Предлагает программы по судостроению и ремонту морских судов, а также по смежным специальностям
Учебно-научный центр "Морской" Дальневосточного федерального университета (УНЦ "Морской" ДВФУ)
Специализируется на образовании в области морского и судостроительного дела, предоставляя программы бакалавриата и магистратуры.
Филиалы технических университетов и колледжей
Некоторые филиалы вузов и колледжей в Приморском крае также предоставляют образовательные программы в области судостроения и морской техники
Источник: «Составлено автором»

Эти учебные заведения предлагают разнообразные курсы и программы, от основных до специализированных, чтобы обеспечить подготовку кадров для судостроительной отрасли. В рамках этих программ студенты изучают теоретические основы, приобретают практические навыки и проходят стажировки на предприятиях судостроения [13] (Bogdanov, 2019).

Однако, несмотря на активные усилия, стоит отметить, что существует определенный разрыв между запросами судостроительной отрасли и качеством подготовки выпускников. Некоторые образовательные программы могут быть не полностью адаптированы к современным технологиям и требованиям производства, что оставляет пробелы в подготовке специалистов.

Недостаток специалистов (инженеры-конструкторы, технологи производства, специалисты по автоматизации и робототехнике, сварщики и сборщики, IT-специалисты) ССК «Звезда» может оказать значительное влияние на инновационное образование в нескольких аспектах:

1. Потребность в специализированных образовательных программах. Недостаток определенных категорий специалистов в судостроении может создать спрос на новые образовательные программы, направленные на подготовку специалистов в этих областях. Это может включать в себя создание курсов, программ дополнительного образования или даже специализированных учебных заведений [14] (Sidorova, 2020).

2. Акцент на инновации в образовании. Чтобы справиться с потребностью в новых кадрах для судостроения, образовательные учреждения могут усилить свое внимание на инновационных методах обучения и технологиях, которые позволят выпускникам быстрее адаптироваться к изменяющимся требованиям отрасли.

3. Партнерство между индустрией и образованием. Нехватка специалистов может стимулировать укрепление партнерских отношений между судостроительным комплексом "Звезда" и образовательными учреждениями. Это может привести к разработке совместных программ, стажировок, проектов и исследований, которые будут способствовать подготовке кадров с учетом потребностей и инноваций в отрасли [15] (Grigoriev, 2019).

4. Стимулирование исследований и разработок в образовании. Для эффективного решения проблемы нехватки специалистов в судостроении могут быть созданы исследовательские программы и проекты в образовании, направленные на поиск инновационных подходов к обучению, а также на разработку новых методик и технологий, способствующих подготовке высококвалифицированных специалистов.

Таким образом, нехватка специалистов для ССК «Звезда» может стимулировать развитие инновационного образования, направленного на эффективное удовлетворение потребностей отрасли в квалифицированных кадрах. Также есть проблема отсутствия смежных отраслей. Это может привести к тому, что запросы отрасли на подготовку специалистов могут быть менее явными или неопределенными [16] (Antonova, 2018). Это может привести к следующим последствиям:

1. Недостаточная актуальность образовательных программ. В результате отсутствия информации о потребностях рынка труда и индустрии, образовательные программы могут оставаться устаревшими и не соответствовать современным требованиям.

2. Неэффективное использование ресурсов. Без ясного понимания запросов отрасли, образовательные учреждения могут направлять ресурсы на разработку программ, которые не соответствуют потребностям рынка труда. Это может привести к недоиспользованию ресурсов и недостаточной эффективности образовательных процессов.

3. Неудовлетворенные потребности студентов и выпускников. В результате недостаточного соответствия образовательных программ потребностям рынка труда студенты и выпускники могут столкнуться с трудностями при трудоустройстве и развитии карьеры. Это может привести к недовольству и оттоку студентов из образовательных учреждений [17] (Smirnova, 2020).

4. Проблемы с конкурентоспособностью региона. Если образовательные программы не соответствуют потребностям отраслей экономики, это может негативно сказаться на конкурентоспособности региона в целом. Недостаточно подготовленная рабочая сила может привести к снижению инвестиций и развития бизнеса в регионе.

На первый взгляд, подготовка специалистов должна соответствовать запросам и потребностям современного рынка труда. Однако, несмотря на многочисленные усилия образовательных учреждений, нередко возникают различия между ожиданиями отраслей и реальными навыками выпускников. Введение новых технологий, изменение бизнес-процессов и требований к специалистам приводят к тому, что некоторые образовательные программы не всегда справляются с актуальными вызовами современного мира [18] (Gerasimov, 2018).

Разрыв между запросом отрасли и качеством подготовки выпускников образовательных учреждений может возникать по нескольким причинам:

1. Некоторые образовательные программы могут быть не адаптированы к современным требованиям и технологиям отрасли, что приводит к недостаточной подготовке выпускников к реальным профессиональным задачам.

2. Образовательные программы могут сосредотачиваться на теоретическом обучении, оставляя мало времени на приобретение практических навыков, которые требуются в профессиональной сфере.

3. Если образовательные учреждения не имеют доступа к современным технологиям и оборудованию, выпускники могут быть недостаточно подготовлены к использованию новых методов и инструментов в своей работе.

4. Отраслевые предприятия могут иметь определенные ожидания от выпускников, которые не всегда соответствуют содержанию образовательных программ [19] (Solovyova, 2019). Недостаточное взаимодействие между образовательными учреждениями и компаниями приводит к несоответствию между требованиями рынка труда и подготовкой студентов.

5. Быстрое развитие технологий и отрасли. Некоторые индустрии могут развиваться настолько быстро, что образовательные программы не успевают адаптироваться к новым требованиям, что приводит к разрыву между актуальными потребностями отрасли и подготовкой выпускников.

6. Если учебные планы и программы не пересматриваются и не обновляются регулярно, то выпускники могут получить устаревшие знания и навыки, которые не отвечают современным требованиям отрасли.

7. Недостаточное взаимодействие между образовательными учреждениями и предприятиями приводит к отсутствию обратной связи о качестве подготовки выпускников и потребностях рынка труда, что затрудняет корректировку образовательных программ.

В результате выпускники могут не обладать необходимыми навыками и знаниями для эффективной работы в судостроительной отрасли, что приводит к дефициту квалифицированных специалистов и затрудняет развитие этого сектора экономики. Следовательно, для уменьшения этого разрыва необходимо совершенствовать образовательные программы с учетом потребностей отрасли, внедрять современные технологии и методики обучения, а также активно сотрудничать с представителями индустрии для обеспечения практической подготовки студентов и развития актуальных компетенций.

Образовательные программы, сосредоточенные преимущественно на теоретическом обучении, часто сталкиваются с проблемой недостаточного уделения времени на приобретение практических навыков. В сфере судостроения, к которой относится ССК «Звезда», это особенно актуально, так как работа в этой области требует не только теоретических знаний, но и умения применять их на практике. Работа на судостроительном предприятии связана с множеством технических процессов, которые необходимо понимать и уметь выполнять. Это включает в себя сварку, обработку металлов, работу с судостроительным оборудованием и инструментами, а также знание особенностей работы судов и их конструкций. Однако, если образовательные программы слишком сильно фокусируются на теории и не предоставляют достаточно практических занятий, выпускники могут оказаться недостаточно подготовленными для реальной работы на судостроительном предприятии.

Отсутствие доступа к современным технологиям и оборудованию в образовательных учреждениях может стать серьезным препятствием для должного обучения студентов. В контексте ССК «Звезда», где технические инновации и современные методы играют важную роль, это особенно критично.

Использование современного оборудования, автоматизированных систем и передовых технологий является необходимым условием для повышения производительности и конкурентоспособности в сфере судостроения [20] (Shcherbakova, 2018). Без соответствующего обучения и практики с использованием этих инструментов, выпускники могут испытывать затруднения в адаптации к работе в судостроительном комплексе.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) играет ключевую роль в современной образовательной среде, особенно в адаптации образовательных программ к требованиям рынка труда и индустрии. Этот вид партнерства представляет собой сотрудничество между государственными органами и частными компаниями с целью совместного достижения определенных целей и решения задач, в том числе в сфере образования.

Государственные учреждения и частные компании могут совместно разрабатывать учебные планы, учитывая актуальные вызовы и тенденции отрасли. Это позволяет студентам получать не только теоретические знания, но и практические навыки, необходимые для успешной карьеры.

Программы обучения, адаптированные к потребностям отрасли, помогают выпускникам быть лучше подготовленными к реальным профессиональным задачам. Они учат студентов современным технологиям, методам работы и предоставляют практический опыт, что делает их более конкурентоспособными на рынке труда.

Предоставление доступа к современным технологиям дает студентам возможность ознакомиться с последними разработками и тенденциями в своей области. Это помогает им не только лучше понять теоретические аспекты своей профессии, но и приобрести практические навыки, которые могут быть сразу применены на рабочем месте.

Государственно-частное партнерство играет ключевую роль в обеспечении организации стажировок и практики для студентов в реальных условиях работы в отрасли. Это предоставляет уникальную возможность студентам приобрести ценный опыт и навыки, необходимые для успешного старта своей профессиональной карьеры после окончания обучения.

Организация стажировок и практики в рамках ГЧП обеспечивает студентам доступ к реальным рабочим процессам и проектам, что дает им уникальную перспективу постижения профессионального окружения еще на стадии обучения. Работа в реальных условиях позволяет студентам применять полученные знания на практике, развивать свои навыки и учиться решать профессиональные задачи, что, несомненно, ценно для их дальнейшей карьеры.

Также, стажировка или практика в рамках ГЧП часто предоставляет студентам возможность работать под руководством опытных специалистов и менторов из бизнеса, что способствует быстрой адаптации к профессиональной среде и расширению их профессиональной сети контактов.

Сотрудничество между государственными учреждениями и частными компаниями в разработке учебных материалов и программ является ключевым фактором обеспечения актуальности и релевантности учебного процесса.

Государственные учреждения и частные компании обладают уникальным опытом и экспертизой в своих областях деятельности. Их совместное участие в разработке учебных материалов позволяет объединить академические знания с практическим опытом бизнеса. Благодаря этому сотрудничеству учебные программы становятся более практико-ориентированными и адаптированными к современным реалиям.

Одним из основных преимуществ такого партнерства является возможность оперативной реакции на изменения в отрасли. Государственные учреждения и частные компании могут обмениваться информацией о последних тенденциях, инновациях и требованиях к квалификации специалистов. Программы наставничества и обучения на рабочем месте, организованные при участии частных компаний в рамках ГЧП, позволяют студентам и молодым специалистам получить доступ к реальным производственным процессам и задачам. Это помогает им лучше понять специфику своей будущей профессии и приобрести необходимый опыт работы в своей области. Благодаря таким программам выпускники становятся более подготовленными к реальным профессиональным вызовам и требованиям рынка труда.

Сотрудничество между государственными и частными учреждениями, а также самим предприятием, позволяет эффективно ориентироваться на специфику судостроения, внедрять современные методы обучения и технологии, а также обеспечивать студентам практические навыки, необходимые для успешной карьеры в данной отрасли.

Кроме того, ГЧП способствует созданию инновационных образовательных программ, ориентированных на будущие потребности рынка труда и новые технологии. Партнерство с индустрией позволяет образовательным учреждениям и компаниям совместно разрабатывать и внедрять новые учебные курсы, лаборатории, практикумы и другие формы обучения, отвечающие требованиям современной эпохи.

Преимущества такого сотрудничества очевидны. Образовательные программы могут быть адаптированы к актуальным требованиям индустрии, что способствует формированию профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда. Судостроительный комплекс, включая ТОР «Большой камень», может предоставить образовательным учреждениям информацию о текущих и будущих потребностях отрасли, а также о новейших технологиях и методиках работы. В свою очередь, образовательные учреждения могут поделиться своими знаниями о современных методах преподавания и подготовки специалистов. Студенты имеют возможность получить реальный опыт работы на судостроительных предприятиях, что дополняет их теоретическое образование практическими навыками.

Развитие программ наставничества и организация практических занятий в реальных условиях работы в судостроительном комплексе имеют большое значение для подготовки квалифицированных специалистов и сокращения разрыва между теоретической подготовкой и практическими навыками.

Институциональная трансформация образовательного пространства в профессиональную среду играет ключевую роль в развитии наставничества и усилении компетентностных характеристик выпускников. Этот процесс означает переход от традиционной модели обучения, ориентированной на теоретические знания, к модели, где акцент делается на практическом опыте и взаимодействии со специалистами из профессиональной среды.

В рамках институциональной трансформации образовательного пространства учебные заведения активно сотрудничают с предприятиями и компаниями, предоставляя студентам возможность применять свои знания на практике. Наставничество становится неотъемлемой частью этого процесса, где опытные сотрудники компаний выступают в роли наставников для студентов.

Роль институциональной трансформации состоит в создании и поддержании учебной среды, которая максимально приближена к реальным условиям работы в выбранной сфере. Это включает в себя пересмотр курсов, акцентированных на практическом применении знаний, интеграцию современных технологий и методов обучения, а также установление партнерских отношений с предприятиями и организациями, предоставляющими студентам возможность стажировок и практики [21] (Volynchuk, Vakalyuk, 2016).

Необходимость трансформации образовательного пространства для ССК «Звезда» обусловлена рядом факторов. Во-первых, это быстрое развитие технологий в судостроительной отрасли. С каждым годом появляются новые инновации и методы производства, требующие от специалистов соответствующих знаний и навыков. Во-вторых, рынок труда в сфере судостроения постоянно меняется, и с ним меняются требования к специалистам. Образовательные учреждения, сотрудничая с ССК «Звезда» и другими предприятиями отрасли, могут адаптировать свои программы под актуальные потребности рынка труда, обеспечивая выпускников необходимыми знаниями и навыками.

В контексте судостроения, где опыт и навыки играют важную роль, наставничество приобретает особое значение. Опытные сотрудники предприятия могут поделиться своими знаниями и практическими навыками со студентами, помогая им лучше понять особенности работы в данной отрасли.

Интеграция практики в учебный процесс является ключевым фактором эффективного обучения в ССК «Звезда». Включение практического опыта в образовательные программы обладает целым рядом преимуществ и имеет существенное значение для формирования компетентностей будущих специалистов.

Институциональная трансформация образовательного пространства позволяет учреждениям образования оставаться актуальными и конкурентоспособными, обеспечивая своим студентам не только теоретические знания, но и практические навыки, которые необходимы для успешной карьеры. Она является ключевым механизмом адаптации образования к современным вызовам и обеспечивает эффективное взаимодействие между учебным процессом и требованиями рынка труда.

Этот подход позволяет выпускникам не только получить теоретическую базу знаний, но и непосредственно попробовать себя в реальных рабочих условиях под руководством опытных профессионалов. Они приобретают уверенность, развивают навыки коммуникации и принятия решений, а также осваивают специфические навыки, которые необходимы для успешной карьеры в выбранной области.

Наставничество позволяет студентам получить ценные знания и опыт от опытных профессионалов в своей области. Это способствует передаче практических навыков, освоению особенностей работы в судостроительной отрасли и улучшению профессиональной подготовки. Благодаря наставничеству студенты могут лучше понять требования и особенности работы в индустрии, что помогает им успешно адаптироваться и применять полученные знания на практике. Программы наставничества предоставляют студентам возможность работать под руководством опытных профессионалов в выбранной области. Наставники делятся своим опытом, знаниями и лучшими практиками с молодыми специалистами, помогая им лучше понять теоретический материал и его применение на практике. В судостроительном комплексе "Звезда" наставничество может быть организовано с участием опытных инженеров и специалистов, которые поделятся своими знаниями с будущими выпускниками.

Организация практических занятий в реальных условиях работы в судостроительном комплексе дает студентам возможность применить свои знания и навыки на практике, столкнуться с реальными задачами и вызовами, которые могут возникнуть в процессе работы. Это позволяет им приобрести необходимый опыт и уверенность в своих силах, а также улучшить свои профессиональные навыки.

Использование наставничества и практики в образовании помогает студентам более полно освоить учебный материал, улучшить свои профессиональные навыки и лучше подготовиться к будущей работе. Эти инструменты позволяют сократить разрыв между теорией и практикой, делая образование более реалистичным и приспособленным к требованиям современной индустрии. В контексте судостроительного комплекса "Звезда" эти методы могут быть внедрены для эффективной подготовки кадров, способных оперативно внедряться в производственный процесс и успешно выполнять свои обязанности.

Развитие программ наставничества и организация практических занятий в судостроительном комплексе играют важную роль в сокращении разрыва между теоретической подготовкой и практическими навыками студентов, что способствует более успешной карьере в данной отрасли.

Заключение.

В современном мире, где инновации становятся ключевым фактором развития, образование играет решающую роль в подготовке кадров, способных эффективно работать в условиях быстро меняющейся экономики и технологических инноваций. В данной статье были рассмотрены различные механизмы совершенствования организационно-управленческих процессов в сфере инновационного образования с учетом проблемы разрыва между запросом отрасли и качеством подготовки выпускников образовательных организаций.

Проанализировав механизмы, такие как государственно-частное партнерство, кванториумы, стратегия инновационного развития, наставничество и практика, мы увидели, как они могут содействовать адаптации образовательных программ к потребностям отрасли. Глубокое понимание их роли позволяет эффективно решать проблему несоответствия между требованиями рынка труда и подготовкой специалистов.

Однако для эффективной реализации всех механизмов необходима поддержка со стороны государства и общественных организаций, а также инвестиции в развитие образования и научные исследования. Только таким образом можно обеспечить гармоничное взаимодействие между образованием и отраслями экономики, что является ключевым фактором успешного развития общества в условиях современной инновационной эры.


Источники:

1. Лазаренко И.Р., Матвеева Н.А., Колесова С.В. Организация инновационной деятельности в образовательном учреждении. - Барнаул :АлтГПУ, 2021. – 40 c.
2. Михаил И.И., Спицын О.Л. Инновационное образование // Аллея науки. – 2018. – № 9(25). – c. 869-872.
3. Антонова Л.И. Модель инновационного управления предприятием в современной рыночной экономике России // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. – 2017. – № 3 (13). – c. 52–59.
4. Рубанцова Т.А. Традиционное и инновационное образование: противоречия и проблемы // Актуальные вопросы образования. – 2021. – № 3. – c. 73-77.
5. Воробьева Е.В. Инновационное образование: основные тенденции развития в России // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2018. – № 1. – c. 55-56.
6. Саиджалалова С.М. Инновационное образование: фасилитация как эффективный способ организации учебного процесса // Бюллетень науки и практики. – 2020. – № 5. – c. 483-490.
7. Усенова Н. Инновационное образование в условиях информационного общества // AlatooAcademicStudies. – 2017. – № 1. – c. 266-269.
8. Акулли М. Инновационное образование в России: анализ основных тенденций // Коррекционно-педагогическое образование. – 2021. – № 3(27). – c. 67-76.
9. Томских А.А. Образование, кадры и инновационное развитие ДФО: проблемный вопрос // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2022. – № 5. – c. 110-119.
10. Якунчев М.А., Семенова Н.Г., Кемешева А.А., Шорина К.О. Возможности детского технопарка «Кванториум» для практико-ориентированного обучения школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 11. – c. 233-238.
11. Алексеева С.Г., Долженков Е.Н. Образовательная деятельность и инновационное образование // Системные технологии. – 2017. – № 4(25). – c. 4-6.
12. Лунькин А.Н. Инновационное развитие экономики и профессиональное образование: проблемы взаимосвязи // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2018. – № 1. – c. 120-134.
13. Головачев А.С., Ляпкина О.В., Фомин Р.А. Инновационное образование и подготовка конкурентоспособных специалистов в системе формирования всесторонне развитой личности и повышения прибыли в экономике // Экономика. Управление. Инновации. – 2018. – № 2(4). – c. 100-107.
14. Прохоров В.А., Архангельская Е.А. Принципы проектирования инновационного инженерного образования // Высшее образование сегодня. – 2022. – № 7. – c. 26-31.
15. Мухаметзянова А.Г., Алексеев К.А. Аддитивные технологии в обучении студентов инженерно-технических направлений подготовки // Математические методы в технологиях и технике. – 2021. – № 7. – c. 124-127.
16. Астафьева О.В. Цифровизация как фактор, влияющий на инновационное развитие экономики // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2021. – № 2. – c. 35-40.
17. Акрамова Х.А. Сущность инновационного образования в высших учебных заведениях и его особенности // Наука и Мир. – 2019. – № 11-2 (75). – c. 20-22.
18. Советкин Я.Д. Управленческие инновации: подход к определению и классификации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. – 2020. – № 4. – c. 493-519.
19. Печерица Г.В. Наставничество: формы и опыт реализации в профессиональном образовании // Дидакт. – 2023. – № 1 (11). – c. 55-59.
20. Волынчук Я.А., Вакалюк А.А. Муниципальные целевые программы в сфере молодежной политики: проблемы и перспективы реализации (на примере г. Владивостока) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12-7. – c. 1253-1257.

Страница обновлена: 30.05.2024 в 11:39:49