Реализация организационно-управленческих нововведений в предпринимательских инновационных промышленных объединениях

Дикарева В.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (25), Январь 2009

Цитировать:
Дикарева В.А. Реализация организационно-управленческих нововведений в предпринимательских инновационных промышленных объединениях // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 1. – С. 27-33.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11741315
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Одним из условий достижения высокого конкурентного статуса современных наукоемких производств является формирование ими конкурентных преимуществ, достигаемых прежде всего за счет организационно-управленческих нововведений. Наиболее эффективным методом достижения указанных нововведений в реальном секторе экономики является создание предпринимательских объединений промышленных предприятий, научных подразделений, финансовых и других предпринимательских структур.

Ключевые слова: инновации, промышленные предприятия, конкурентные преимущества, конкуренция, внедрение инноваций, высокотехнологичные предприятия, наукоемкие производства, управленческие инновации



Востребованность реальным сектором экономики таких видов предпринимательских объединений как инновационные, их активное распространение во многих сферах производственно-хозяйственной деятельности вызвала необходимость совершенствования управления предпринимательскими инновационными объединениями и оценки их эффективности. Сложность процессов совершенствования управления и экономической оценки обусловливает многоэтапность их протекания. Для того чтобы наметить пути совершенствования управления инновационными объединениями, необходимо провести анализ особенностей функционирования различных категорий объединений, выявить типологию видов сотрудничества, а затем на базе данного анализа определить общие проблемы и основные пути повышения управляемости и оценки экономической эффективности.

Занятие конкурентоспособного положения в различных сегментах рынка, успешная конкуренция в области качества продукции, издержек и цен с зарубежными фирмами, получение устойчивых доходов, необходимых для оплаты кредитов и наращивания бизнеса, являются основными стратегическими ориентирами для российских предпринимательских инновационных объединений.

В настоящее время в зарубежной научной экономической литературе ведется широкое обсуждение проблем управления формированием и развитием предпринимательских инновационных объединений. Это вызвано, с одной стороны, необходимостью создания адекватных процессу глобализации экономики современных форм корпоративного предпринимательства; с другой стороны, становятся актуальными проблемы преодоления противоречий интересов отдельных партнеров в процессе управления развитием инновационных объединений.

Анализ зарубежного опыта управления предпринимательскими инновационными объединениями свидетельствует о том, что для успешного развития этой формы организации бизнеса необходимо проведение тщательной подготовки процедуры формирования союзов, осознание единства интересов и стратегических целей партнеров, а также выявление пределов партнерских отношений.

Повышение эффективности процесса управления формированием предпринимательских соглашений, заключаемых с целью реализации достижения организационно-управленческих нововведений объединением в целом и каждым отдельным партнером, в значительной степени зависит от ясного понимания партнерами:

  • собственных целей вхождения в союз и целей объединения;
  • степени совпадения интересов партнеров;
  • прозрачности переговорных процессов;
  • планирования распределения ресурсов партнеров;
  • эффективности их использования;
  • сроков реализации отдельных стадий формирования и развития инновационного партнерского соглашения.
  • Совершенствование управления инновационными объединениями должно осуществляться по нескольким направлениям. Взвешенная оценка собственных возможностей создания конкурентного преимущества снижает значительную часть рисков, связанных с предпринимательскими инновационными объединениями. Для правильной оценки собственных возможностей необходимо понимать уровень компетентности и навыков фирмы. Во многих отраслях промышленности навыки в областях планирования, производства и маркетинга чрезвычайно переплетены, поэтому процесс изучения и усовершенствования навыка осуществляется одновременно во всех звеньях «цепочки ценностей».

    Совершенствование управления инновационными объединениями основано также на понимании необходимости выбора партнеров с дополнительными навыками и рынками. Основной целью фирмы является достижение конкурентного преимущества. Оно может быть достигнуто двумя путями. Во-первых, за счет приобретения дополнительных навыков, перенимаемых от партнеров. В этом случае дополнительные навыки будут связаны с навыками в области повышения качества продукции, совершенствования ее потребительских свойств, экономии затрат на единицу продукции, обеспечения конкурентоспособной цены. Во-вторых, конкурентное преимущество фирмы может быть достигнуто за счет вхождения на рынок, контролируемый партнером, со своим продуктом. В этом случае дополнительные выгоды будут получены путем расширения деятельности фирмы в направлении «продукт - рынок» и увеличения продаж.

    Следует согласиться с мнением исследователей, утверждающих, что основная проблема управления предпринимательскими инновационными объединениями заключается в том, что неправильный подход к партнерству снижает интерес к его продолжению по мере получения искомых дополнительных навыков или рынков. Напротив, партнеры, заинтересованные во взаимном постоянном обновлении дополнительных навыков и выгод, не будут видеть друг в друге как скрытые угрозы.

    Проблемы управления инновационными объединениями могут быть выявлены при анализе реального соответствия организационной структуры и видов деятельности внутренним стратегическим целям партнеров. Так, например, некоторые американские и европейские фирмы, стремясь уклониться от инвестиций в формирование собственных производственных навыков, заключили альянсы с японскими партнерами, утратив в результате контроль над собственными технологиями [1].

    Создание инновационного объединения необходимо предварять проведением анализа рисков совместного сотрудничества и определением согласованного понимания целей и стратегических перспектив развития. Такой подход сможет позволить партнерам совместно разработать и реализовать оборонительные и наступательные стратегии объединения.

    Следующее важное направление совершенствования управления инновационными процессами находится в области кадровой составляющей и включает:

  • различие подходов в формировании персонала;
  • предварительное планирование;
  • регулирование отношений партнеров [2].
  • Управление кадрами в любом инновационном объединении представляет собой сложный процесс, обусловленный существованием различий в подходах партнеров к формированию персонала, и прежде всего - разному отношению к необходимости сохранения постоянного состава исследователей, техников и менеджеров в рамках совместной деятельности в течение длительных периодов. Так, передовые зарубежные фирмы стремятся к сохранению основного ядра их персонала в структуре объединения на протяжении всего периода, который необходим для изучения и освоения ключевых навыков партнеров.

    Общепринятый порядок исследований в областях новых технологий, капиталовложений, разделения труда, местоположения предприятий, воспроизводства трудовых ресурсов неприменим при определении специфической структуры персонала, потоков информации и направлений развития при первоначальном распределении ресурсов в момент вступления партнеров в инновационное объединение. Приобретение необходимых навыков персоналом происходит путем получения текущей информации, изменения штата объединения. В то же время пребывание в инновационном объединении усложняет условия развития и сохранения собственных навыков.

    Анализ российских промышленных предприятий говорит о наличии благоприятных условий для создания предпринимательских инновационных объединений, позволяющих российским промышленным предприятиям в первую очередь задействовать неиспользованные резервы и обеспечить экономический рост за счет внутренних источников. Следует отметить, что формированию инновационных объединений российских предприятий необходима всесторонняя государственная поддержка.

    В результате анализа типологии предпринимательских инновационных объединений появляется возможность выявления общих проблем и основных путей совершенствования управления их развитием. При этом, в качестве общего положения следует отметить, что преобладание вертикальной или горизонтальной кооперации предпринимательских инновационных объединений в значительной степени определяется не только стратегическими интересами партнеров, целью которых являются достижение организационно-управленческих нововведений и создание конкурентных преимуществ, но и тенденциями циклического развития внешней рыночной среды.

    Исследование процессов управления инновационным развитием в условиях предпринимательских объединений показывает, что для успешного функционирования этой формы организации бизнеса прежде всего необходимо проведение тщательной подготовки процедуры формирования объединений, осознание единства интересов и стратегических целей партнеров, а также определение пределов партнерских отношений.


    Источники:

    1. Инновационная экономика / Под общ. ред. А.А.Дынкина, Н.И.Ивановой. - М. : Наука, 2001.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:30:26