Mechanisms for improving organizational and managerial processes in innovative education (on the materials of Primorsky Kray)

Volynchuk Ya.A.1, Lydina V.M.1
1 Владивостокский государственный университет

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 7 (July 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=68568288

Abstract:
Modern education is not only about imparting knowledge but also about training people to work effectively in a rapidly changing world. For this purpose, it is necessary not only to take into account current theoretical concepts but also to provide practical training that meets the requirements of the modern labor market. This article is the result of studying and describing the mechanisms for improving organizational and managerial processes in innovative education in order to eliminate the gap between the requirements of the industry and the quality of training graduates of educational institutions in the aspect of the implemented competent model. The article examines the concept of innovative education and identifies the features of a competent model that meets the modern demands of society and the labor market. This issue is considered on the example of the development of the educational sector in Primorsky Kray.

Keywords: innovative education, organizational and management process, public-private partnership, mentoring, Primorsky Kray

JEL-classification: D70, О22, О32, M15, M21



Введение. Образование играет важную роль в формировании конкурентоспособного человеческого капитала и социально-экономического развития общества. Однако, несмотря на активное развитие инновационных подходов в образовании, существует серьезная проблема, которая замедляет его эффективное функционирование. Речь идет о разрыве между ожиданиями рынка труда и уровнем подготовки выпускников образовательных учреждений.

По мере того, как технологии и требования рынка постоянно эволюционируют, образовательные программы должны быть гибкими и адаптивными, чтобы соответствовать современным запросам. Однако, в существующей образовательной системе часто наблюдается диссонанс между формируемым запросом отрасли и качеством подготовки выпускников, особенно в аспекте реализуемой компетентной модели.

Этот разрыв означает, что многие выпускники не обладают необходимыми навыками и знаниями, чтобы успешно вступить на рынок труда или соответствовать требованиям современной экономики. Для преодоления этой проблемы необходимы механизмы совершенствования организационно-управленческих процессов в сфере инновационного образования.

Методологию исследования включает ряд этапов. Первый этап предполагает определение проблемных областей и целей исследования. Далее изучаются современные подходы к управлению и передовой опыт в области организационного управления в инновационном образовании. На третьем этапе разрабатываются механизмы совершенствования организационно-управленческих процессов. На четвертом этапе производится анализ и оценка эффективности предложенных механизмов.

Целью данного исследования является изучение и описание механизмов совершенствования организационно-управленческих процессов в сфере инновационного образования для устранения разрыва между запросами отрасли и качеством подготовки выпускников образовательных учреждений в аспекте реализуемой компетентной модели.

В современном обществе, где технологии развиваются стремительными темпами, а рынок труда постоянно меняется, вопрос эффективности образования становится особенно актуальным. Однако, несмотря на все усилия образовательных учреждений, отраслевые компании часто выражают недовольство качеством подготовки выпускников. Этот диссонанс между ожиданиями рынка и реальными навыками студентов формирует разрыв между сформированным запросом отрасли и качеством подготовки выпускников в аспекте реализуемой компетентной модели.

Этот разрыв ставит перед образовательными учреждениями серьезные вызовы и требует тщательного анализа, понимания и решения. Вступление в эту проблему требует внимания к ряду факторов, включая технологические изменения, социальные и экономические требования, а также изменяющиеся потребности рынка труда.

Рассмотрим понятие «инновационное образование», это подход к обучению, ориентированный на внедрение новых методов, технологий, идей и практик в учебный процесс с целью повышения эффективности обучения и подготовки учащихся к современным вызовам и требованиям общества и рынка труда. Оно предполагает создание стимулирующей и инновационной образовательной среды, где акцент делается не только на передаче знаний, но и на развитии критического мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков и других ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации к изменяющимся условиям жизни и работы в современном мире [1] (Korolev, 2019).

Основные черты инновационного образования включают в себя:

1. Активное использование информационно-коммуникационных технологий: инновационное образование включает в себя широкое использование современных IT-средств для обучения, в том числе онлайн-курсы, вебинары, электронные платформы и другие.

2. Поддержка творческого мышления и самостоятельности: инновационное образование стимулирует развитие творческих способностей и самостоятельности обучающихся, создавая условия для исследовательской работы и реализации собственных проектов.

3. Интеграция с реальным миром: программы инновационного образования активно взаимодействуют с внешним миром, включая сотрудничество с предприятиями, общественными организациями и другими участниками, чтобы обеспечить обучающимся практические навыки и опыт, соответствующие требованиям рынка труда.

4. Особое внимание к развитию «soft» навыков: инновационное образование уделяет значительное внимание развитию межличностных навыков, коммуникации, решению проблем, критическому мышлению и другим навыкам, необходимым для успешной адаптации и профессионального развития в современном мире.

Система инновационного образования является ответом на запрос отраслей и рынка труда в квалифицированных специалистах с современными знаниями и навыками. В быстро меняющемся мире технологий и науки, требования к кадрам становятся все более высокими и специализированными.

Инновационное образование направлено на формирование таких специалистов. Оно предоставляет студентам и учащимся доступ к современным знаниям, технологиям и методикам обучения, которые соответствуют актуальным требованиям рынка труда. В рамках инновационного образования внедряются новые образовательные программы, технологии обучения, практические проекты [2] (Kuzmina, 2019).

Организационно-управленческие процессы представляют собой систему деятельности, направленную на управление организацией с целью достижения поставленных стратегических и операционных целей. Эти процессы включают в себя планирование, организацию, руководство, координацию и контроль деятельности организации на всех ее уровнях [3] (Ivanov, 2020). На рисунке 1 представлены характеристики организационно-управленческого процесса.

Рисунок 1 – Характеристики организационно-управленческих процессов [4] (Petrova, 2018)

Организационно-управленческие процессы являются основой эффективного функционирования организации и играют ключевую роль в ее успехе и развитии [4] (Petrova, 2018).

Компетентная модель в образовании представляет собой современный подход к обучению, который акцентирует внимание на развитии конкретных компетенций у обучающихся. В отличие от традиционных моделей, ориентированных на передачу знаний, компетентностный подход ставит в центр внимания умения, навыки и способности, необходимые для успешной деятельности в определенной области или профессии.

Сущность компетентной модели заключается в формировании у обучающихся тех навыков и умений, которые позволят им успешно применять полученные знания в реальной жизни и профессиональной деятельности. Основные особенности компетентной модели в образовании включают ориентацию на практику [5] (Smirnov, 2019).

Кроме того, компетентная модель предполагает интегративный подход, объединяя различные области знаний и умений для формирования целостного представления о предметной области. Важным аспектом является активное участие обучающихся в учебном процессе, что позволяет им развивать практические навыки и способности. Гибкость этого подхода позволяет учитывать индивидуальные особенности и потребности обучающихся, а также изменения в требованиях рынка труда и общества.

Организационно-управленческие процессы в образовании тесно связаны с компетентной моделью, как средство ее реализации и эффективного функционирования [6] (Zhukova, 2020). Взаимосвязь между этими двумя аспектами можно проиллюстрировать следующим образом:

1. Адаптация образовательных программ. Организационно-управленческие процессы включают в себя разработку и адаптацию образовательных программ к текущим требованиям рынка труда и изменяющимся потребностям обучающихся. Компетентная модель определяет не только базовые компетенции, необходимые для успешной карьеры, но и методики и стратегии их достижения. Таким образом, организационные процессы должны быть настроены на реализацию компетентной модели через обновление учебных программ и внедрение инновационных методик обучения.

2. Планирование и контроль качества образования. Организационные процессы включают в себя планирование и контроль качества образовательного процесса. Компетентная модель определяет стандарты качества и ожидания относительно уровня подготовки выпускников [7] (Kozlov, 2020). Управленческие процессы направлены на обеспечение соответствия этих стандартов и ожиданий через мониторинг, оценку и адаптацию образовательных программ.

3. Поддержка и развитие педагогических кадров. Организационно-управленческие процессы включают в себя поддержку и развитие педагогических кадров, необходимых для реализации компетентной модели. Это включает в себя обучение и повышение квалификации преподавателей, адаптацию их методик преподавания под требования компетентной модели, а также создание стимулов для привлечения и удержания высококвалифицированных специалистов.

4. Вовлечение стейкхолдеров. Организационные процессы также включают в себя взаимодействие с различными стейкхолдерами, такими как предприятия, общественные организации и государственные учреждения [8] (Fedorov, 2018). Компетентная модель может требовать активного вовлечения этих стейкхолдеров в процесс образования, например, через проведение практик, мастер-классов, стажировок и других форм сотрудничества, что также является частью организационно-управленческих процессов.

Исходя и вышесказанного мы можем сделать вывод, что организационно-управленческие процессы в образовании и компетентная модель взаимосвязаны как средства достижения общей цели - обеспечения качественной подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям рынка труда.

Образовательная платформа Приморского края играет ключевую роль в подготовке специалистов для ТОР «Большой Камень», включая потребности судостроительного комплекса «Звезда». С учетом амбициозных планов развития этой территории, образовательные учреждения активно внедряют новые программы и методики обучения, чтобы соответствовать требованиям современного рынка труда и обеспечить подготовку кадров высокого уровня [9] (Glazov, 2020).

Одним из ключевых направлений развития образовательной платформы является расширение специализированных программ, направленных на подготовку специалистов в сфере судостроения и морской промышленности. Это включает в себя как традиционные образовательные программы в вузах и техникумах, так и новые формы обучения, такие как кванториумы, которые активно внедряются для подготовки школьников к будущей профессиональной деятельности.

Каждый регион имеет свои особенности в развитии отрасли, что создает необходимость в создании центров, направленных на формирование дополнительных профессиональных навыков. Приморский край, расположенный на Дальнем Востоке России, имеет ряд ведущих отраслей, которые играют важную роль в экономике региона и формировании его специализации. Ключевой отраслью в Приморском края является рыбопромышленный комплекс, а соответственно и судостроение.

Внедрение инновационных образовательных методов играет ключевую роль в подготовке специалистов для современной индустрии. Одним из таких методов являются кванториумы – инновационные образовательные центры, ориентированные на развитие интереса учащихся к науке, технике и предпринимательству.

Кванториум – это одна из ключевых составляющих инновационного образования, ориентированного на развитие технических и творческих способностей детей и подростков до 18 лет. Он представляет собой уникальное образовательное пространство, где ребята могут изучать современные технологии, осваивать инженерные навыки, а также развивать свои проектные и предпринимательские способности. В рамках кванториума дети имеют доступ к современному оборудованию, лабораториям и мастерским, где они могут реализовывать свои идеи и проекты под руководством опытных наставников. Этот формат образования позволяет учащимся получать практические навыки, применять свои знания на практике и развивать креативное мышление.

Кванториумы могут быть ключевым и начальным звеном в преодолении проблемы разрыва между запросами отрасли и уровнем подготовки выпускников образовательных организаций в контексте реализации компетентной модели. Работа над проектами в кванториуме способствует развитию креативности, коммуникативных навыков и умения работать в команде – навыков, которые являются важными для успешной карьеры в современной индустрии.

Во-первых, кванториумы могут разрабатывать образовательные программы и проекты, ориентированные на актуальные запросы и потребности отраслей промышленности и технологий. Интеграция кванториумов в стратегию инновационного развития региона позволяет создать образовательную платформу, которая соответствует потребностям современной промышленности, включая судостроение.

Во-вторых, в рамках кванториумов могут быть разработаны образовательные программы, направленные на развитие компетенций, которые наиболее востребованы на рынке труда. Это позволит выпускникам приобрести необходимые навыки и быть готовыми к выполнению задач в соответствии с запросами отраслей. Кванториумы обеспечивают доступ к современному оборудованию и технологиям, что позволяет учащимся получить практические навыки, которые соответствуют требованиям современных отраслей и компаний.

Территория опережающего развития (ТОР) «Большой Камень» в Приморском крае является одним из стратегических проектов в рамках развития Дальнего Востока России. Судостроительный комплекс «Звезда» является ключевым объектом на этой территории. Это особая экономическая зона, созданная для привлечения инвестиций и развития производственных и инфраструктурных проектов.

ССК «Звезда» позиционируется как современное судостроительное предприятие, способное выпускать суда различных классов и назначений, включая суда для добычи полезных ископаемых, танкеров, контейнеровозов и других [11] (Belyaev, 2018). В такой стратегически значимой отрасли, как судостроение, качественные специалисты играют решающую роль в успехе предприятия. Однако, чтобы эффективно конкурировать на мировом рынке судостроения и соответствовать современным технологическим требованиям, предприятие сталкивается с недостатком определенных категорий специалистов [12] (Lebedev, 2018). Недостаток квалифицированных кадров оказывает негативное влияние на производственные процессы и снижает конкурентоспособность предприятия в мировом масштабе.

Судостроение — это отрасль, которая требует высокой квалификации и разносторонних знаний от специалистов, так как она объединяет в себе различные аспекты проектирования, инженерии, технологии, материаловедения, механики и других областей.

Например, для постройки судов необходимы инженеры-конструкторы, архитекторы судов, электротехники, механики, морские инженеры, специалисты по автоматизации производственных процессов, а также квалифицированные рабочие, включая сварщиков, электриков, сборщиков и так далее.

Этот факт также указывает на то, что образовательные программы, подготавливающие специалистов для судостроительной отрасли, должны быть нацелены на формирование комплексного набора профессиональных навыков и знаний, которые требуются для успешной работы в этой сфере. Однако существует проблема разрыва между потребностями отрасли и качеством подготовки выпускников образовательных учреждений.

Приморский край располагает рядом образовательных учреждений, которые специализируются на подготовке специалистов в судостроительной отрасли, они представлены ниже в таблице 1.

Таблица 1 - Образовательной платформы Приморского края по подготовке специалистов для судостроительной отрасли

Образовательное учреждение
Специализация
Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)
Факультет морской техники и приборостроения предлагает программы по судостроению и смежным областям.
В университете также действует Институт морских инженеров, где студенты могут получить специализированное образование в области судостроения
КГБ ПОУ Приморский строительный колледж
Предлагает программы по судостроению и ремонту морских судов, а также по смежным специальностям
Учебно-научный центр "Морской" Дальневосточного федерального университета (УНЦ "Морской" ДВФУ)
Специализируется на образовании в области морского и судостроительного дела, предоставляя программы бакалавриата и магистратуры.
Филиалы технических университетов и колледжей
Некоторые филиалы вузов и колледжей в Приморском крае также предоставляют образовательные программы в области судостроения и морской техники
Источник: «Составлено автором»

Эти учебные заведения предлагают разнообразные курсы и программы, от основных до специализированных, чтобы обеспечить подготовку кадров для судостроительной отрасли. В рамках этих программ студенты изучают теоретические основы, приобретают практические навыки и проходят стажировки на предприятиях судостроения [13] (Bogdanov, 2019).

Однако, несмотря на активные усилия, стоит отметить, что существует определенный разрыв между запросами судостроительной отрасли и качеством подготовки выпускников. Некоторые образовательные программы могут быть не полностью адаптированы к современным технологиям и требованиям производства, что оставляет пробелы в подготовке специалистов.

Недостаток специалистов (инженеры-конструкторы, технологи производства, специалисты по автоматизации и робототехнике, сварщики и сборщики, IT-специалисты) ССК «Звезда» может оказать значительное влияние на инновационное образование в нескольких аспектах:

1. Потребность в специализированных образовательных программах. Недостаток определенных категорий специалистов в судостроении может создать спрос на новые образовательные программы, направленные на подготовку специалистов в этих областях. Это может включать в себя создание курсов, программ дополнительного образования или даже специализированных учебных заведений [14] (Sidorova, 2020).

2. Акцент на инновации в образовании. Чтобы справиться с потребностью в новых кадрах для судостроения, образовательные учреждения могут усилить свое внимание на инновационных методах обучения и технологиях, которые позволят выпускникам быстрее адаптироваться к изменяющимся требованиям отрасли.

3. Партнерство между индустрией и образованием. Нехватка специалистов может стимулировать укрепление партнерских отношений между судостроительным комплексом "Звезда" и образовательными учреждениями. Это может привести к разработке совместных программ, стажировок, проектов и исследований, которые будут способствовать подготовке кадров с учетом потребностей и инноваций в отрасли [15] (Grigoriev, 2019).

4. Стимулирование исследований и разработок в образовании. Для эффективного решения проблемы нехватки специалистов в судостроении могут быть созданы исследовательские программы и проекты в образовании, направленные на поиск инновационных подходов к обучению, а также на разработку новых методик и технологий, способствующих подготовке высококвалифицированных специалистов.

Таким образом, нехватка специалистов для ССК «Звезда» может стимулировать развитие инновационного образования, направленного на эффективное удовлетворение потребностей отрасли в квалифицированных кадрах. Также есть проблема отсутствия смежных отраслей. Это может привести к тому, что запросы отрасли на подготовку специалистов могут быть менее явными или неопределенными [16] (Antonova, 2018). Это может привести к следующим последствиям:

1. Недостаточная актуальность образовательных программ. В результате отсутствия информации о потребностях рынка труда и индустрии, образовательные программы могут оставаться устаревшими и не соответствовать современным требованиям.

2. Неэффективное использование ресурсов. Без ясного понимания запросов отрасли, образовательные учреждения могут направлять ресурсы на разработку программ, которые не соответствуют потребностям рынка труда. Это может привести к недоиспользованию ресурсов и недостаточной эффективности образовательных процессов.

3. Неудовлетворенные потребности студентов и выпускников. В результате недостаточного соответствия образовательных программ потребностям рынка труда студенты и выпускники могут столкнуться с трудностями при трудоустройстве и развитии карьеры. Это может привести к недовольству и оттоку студентов из образовательных учреждений [17] (Smirnova, 2020).

4. Проблемы с конкурентоспособностью региона. Если образовательные программы не соответствуют потребностям отраслей экономики, это может негативно сказаться на конкурентоспособности региона в целом. Недостаточно подготовленная рабочая сила может привести к снижению инвестиций и развития бизнеса в регионе.

На первый взгляд, подготовка специалистов должна соответствовать запросам и потребностям современного рынка труда. Однако, несмотря на многочисленные усилия образовательных учреждений, нередко возникают различия между ожиданиями отраслей и реальными навыками выпускников. Введение новых технологий, изменение бизнес-процессов и требований к специалистам приводят к тому, что некоторые образовательные программы не всегда справляются с актуальными вызовами современного мира [18] (Gerasimov, 2018).

Разрыв между запросом отрасли и качеством подготовки выпускников образовательных учреждений может возникать по нескольким причинам:

1. Некоторые образовательные программы могут быть не адаптированы к современным требованиям и технологиям отрасли, что приводит к недостаточной подготовке выпускников к реальным профессиональным задачам.

2. Образовательные программы могут сосредотачиваться на теоретическом обучении, оставляя мало времени на приобретение практических навыков, которые требуются в профессиональной сфере.

3. Если образовательные учреждения не имеют доступа к современным технологиям и оборудованию, выпускники могут быть недостаточно подготовлены к использованию новых методов и инструментов в своей работе.

4. Отраслевые предприятия могут иметь определенные ожидания от выпускников, которые не всегда соответствуют содержанию образовательных программ [19] (Solovyova, 2019). Недостаточное взаимодействие между образовательными учреждениями и компаниями приводит к несоответствию между требованиями рынка труда и подготовкой студентов.

5. Быстрое развитие технологий и отрасли. Некоторые индустрии могут развиваться настолько быстро, что образовательные программы не успевают адаптироваться к новым требованиям, что приводит к разрыву между актуальными потребностями отрасли и подготовкой выпускников.

6. Если учебные планы и программы не пересматриваются и не обновляются регулярно, то выпускники могут получить устаревшие знания и навыки, которые не отвечают современным требованиям отрасли.

7. Недостаточное взаимодействие между образовательными учреждениями и предприятиями приводит к отсутствию обратной связи о качестве подготовки выпускников и потребностях рынка труда, что затрудняет корректировку образовательных программ.

В результате выпускники могут не обладать необходимыми навыками и знаниями для эффективной работы в судостроительной отрасли, что приводит к дефициту квалифицированных специалистов и затрудняет развитие этого сектора экономики. Следовательно, для уменьшения этого разрыва необходимо совершенствовать образовательные программы с учетом потребностей отрасли, внедрять современные технологии и методики обучения, а также активно сотрудничать с представителями индустрии для обеспечения практической подготовки студентов и развития актуальных компетенций.

Образовательные программы, сосредоточенные преимущественно на теоретическом обучении, часто сталкиваются с проблемой недостаточного уделения времени на приобретение практических навыков. В сфере судостроения, к которой относится ССК «Звезда», это особенно актуально, так как работа в этой области требует не только теоретических знаний, но и умения применять их на практике. Работа на судостроительном предприятии связана с множеством технических процессов, которые необходимо понимать и уметь выполнять. Это включает в себя сварку, обработку металлов, работу с судостроительным оборудованием и инструментами, а также знание особенностей работы судов и их конструкций. Однако, если образовательные программы слишком сильно фокусируются на теории и не предоставляют достаточно практических занятий, выпускники могут оказаться недостаточно подготовленными для реальной работы на судостроительном предприятии.

Отсутствие доступа к современным технологиям и оборудованию в образовательных учреждениях может стать серьезным препятствием для должного обучения студентов. В контексте ССК «Звезда», где технические инновации и современные методы играют важную роль, это особенно критично.

Использование современного оборудования, автоматизированных систем и передовых технологий является необходимым условием для повышения производительности и конкурентоспособности в сфере судостроения [20] (Shcherbakova, 2018). Без соответствующего обучения и практики с использованием этих инструментов, выпускники могут испытывать затруднения в адаптации к работе в судостроительном комплексе.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) играет ключевую роль в современной образовательной среде, особенно в адаптации образовательных программ к требованиям рынка труда и индустрии. Этот вид партнерства представляет собой сотрудничество между государственными органами и частными компаниями с целью совместного достижения определенных целей и решения задач, в том числе в сфере образования.

Государственные учреждения и частные компании могут совместно разрабатывать учебные планы, учитывая актуальные вызовы и тенденции отрасли. Это позволяет студентам получать не только теоретические знания, но и практические навыки, необходимые для успешной карьеры.

Программы обучения, адаптированные к потребностям отрасли, помогают выпускникам быть лучше подготовленными к реальным профессиональным задачам. Они учат студентов современным технологиям, методам работы и предоставляют практический опыт, что делает их более конкурентоспособными на рынке труда.

Предоставление доступа к современным технологиям дает студентам возможность ознакомиться с последними разработками и тенденциями в своей области. Это помогает им не только лучше понять теоретические аспекты своей профессии, но и приобрести практические навыки, которые могут быть сразу применены на рабочем месте.

Государственно-частное партнерство играет ключевую роль в обеспечении организации стажировок и практики для студентов в реальных условиях работы в отрасли. Это предоставляет уникальную возможность студентам приобрести ценный опыт и навыки, необходимые для успешного старта своей профессиональной карьеры после окончания обучения.

Организация стажировок и практики в рамках ГЧП обеспечивает студентам доступ к реальным рабочим процессам и проектам, что дает им уникальную перспективу постижения профессионального окружения еще на стадии обучения. Работа в реальных условиях позволяет студентам применять полученные знания на практике, развивать свои навыки и учиться решать профессиональные задачи, что, несомненно, ценно для их дальнейшей карьеры.

Также, стажировка или практика в рамках ГЧП часто предоставляет студентам возможность работать под руководством опытных специалистов и менторов из бизнеса, что способствует быстрой адаптации к профессиональной среде и расширению их профессиональной сети контактов.

Сотрудничество между государственными учреждениями и частными компаниями в разработке учебных материалов и программ является ключевым фактором обеспечения актуальности и релевантности учебного процесса.

Государственные учреждения и частные компании обладают уникальным опытом и экспертизой в своих областях деятельности. Их совместное участие в разработке учебных материалов позволяет объединить академические знания с практическим опытом бизнеса. Благодаря этому сотрудничеству учебные программы становятся более практико-ориентированными и адаптированными к современным реалиям.

Одним из основных преимуществ такого партнерства является возможность оперативной реакции на изменения в отрасли. Государственные учреждения и частные компании могут обмениваться информацией о последних тенденциях, инновациях и требованиях к квалификации специалистов. Программы наставничества и обучения на рабочем месте, организованные при участии частных компаний в рамках ГЧП, позволяют студентам и молодым специалистам получить доступ к реальным производственным процессам и задачам. Это помогает им лучше понять специфику своей будущей профессии и приобрести необходимый опыт работы в своей области. Благодаря таким программам выпускники становятся более подготовленными к реальным профессиональным вызовам и требованиям рынка труда.

Сотрудничество между государственными и частными учреждениями, а также самим предприятием, позволяет эффективно ориентироваться на специфику судостроения, внедрять современные методы обучения и технологии, а также обеспечивать студентам практические навыки, необходимые для успешной карьеры в данной отрасли.

Кроме того, ГЧП способствует созданию инновационных образовательных программ, ориентированных на будущие потребности рынка труда и новые технологии. Партнерство с индустрией позволяет образовательным учреждениям и компаниям совместно разрабатывать и внедрять новые учебные курсы, лаборатории, практикумы и другие формы обучения, отвечающие требованиям современной эпохи.

Преимущества такого сотрудничества очевидны. Образовательные программы могут быть адаптированы к актуальным требованиям индустрии, что способствует формированию профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда. Судостроительный комплекс, включая ТОР «Большой камень», может предоставить образовательным учреждениям информацию о текущих и будущих потребностях отрасли, а также о новейших технологиях и методиках работы. В свою очередь, образовательные учреждения могут поделиться своими знаниями о современных методах преподавания и подготовки специалистов. Студенты имеют возможность получить реальный опыт работы на судостроительных предприятиях, что дополняет их теоретическое образование практическими навыками.

Развитие программ наставничества и организация практических занятий в реальных условиях работы в судостроительном комплексе имеют большое значение для подготовки квалифицированных специалистов и сокращения разрыва между теоретической подготовкой и практическими навыками.

Институциональная трансформация образовательного пространства в профессиональную среду играет ключевую роль в развитии наставничества и усилении компетентностных характеристик выпускников. Этот процесс означает переход от традиционной модели обучения, ориентированной на теоретические знания, к модели, где акцент делается на практическом опыте и взаимодействии со специалистами из профессиональной среды.

В рамках институциональной трансформации образовательного пространства учебные заведения активно сотрудничают с предприятиями и компаниями, предоставляя студентам возможность применять свои знания на практике. Наставничество становится неотъемлемой частью этого процесса, где опытные сотрудники компаний выступают в роли наставников для студентов.

Роль институциональной трансформации состоит в создании и поддержании учебной среды, которая максимально приближена к реальным условиям работы в выбранной сфере. Это включает в себя пересмотр курсов, акцентированных на практическом применении знаний, интеграцию современных технологий и методов обучения, а также установление партнерских отношений с предприятиями и организациями, предоставляющими студентам возможность стажировок и практики [21] (Volynchuk, Vakalyuk, 2016).

Необходимость трансформации образовательного пространства для ССК «Звезда» обусловлена рядом факторов. Во-первых, это быстрое развитие технологий в судостроительной отрасли. С каждым годом появляются новые инновации и методы производства, требующие от специалистов соответствующих знаний и навыков. Во-вторых, рынок труда в сфере судостроения постоянно меняется, и с ним меняются требования к специалистам. Образовательные учреждения, сотрудничая с ССК «Звезда» и другими предприятиями отрасли, могут адаптировать свои программы под актуальные потребности рынка труда, обеспечивая выпускников необходимыми знаниями и навыками.

В контексте судостроения, где опыт и навыки играют важную роль, наставничество приобретает особое значение. Опытные сотрудники предприятия могут поделиться своими знаниями и практическими навыками со студентами, помогая им лучше понять особенности работы в данной отрасли.

Интеграция практики в учебный процесс является ключевым фактором эффективного обучения в ССК «Звезда». Включение практического опыта в образовательные программы обладает целым рядом преимуществ и имеет существенное значение для формирования компетентностей будущих специалистов.

Институциональная трансформация образовательного пространства позволяет учреждениям образования оставаться актуальными и конкурентоспособными, обеспечивая своим студентам не только теоретические знания, но и практические навыки, которые необходимы для успешной карьеры. Она является ключевым механизмом адаптации образования к современным вызовам и обеспечивает эффективное взаимодействие между учебным процессом и требованиями рынка труда.

Этот подход позволяет выпускникам не только получить теоретическую базу знаний, но и непосредственно попробовать себя в реальных рабочих условиях под руководством опытных профессионалов. Они приобретают уверенность, развивают навыки коммуникации и принятия решений, а также осваивают специфические навыки, которые необходимы для успешной карьеры в выбранной области.

Наставничество позволяет студентам получить ценные знания и опыт от опытных профессионалов в своей области. Это способствует передаче практических навыков, освоению особенностей работы в судостроительной отрасли и улучшению профессиональной подготовки. Благодаря наставничеству студенты могут лучше понять требования и особенности работы в индустрии, что помогает им успешно адаптироваться и применять полученные знания на практике. Программы наставничества предоставляют студентам возможность работать под руководством опытных профессионалов в выбранной области. Наставники делятся своим опытом, знаниями и лучшими практиками с молодыми специалистами, помогая им лучше понять теоретический материал и его применение на практике. В судостроительном комплексе "Звезда" наставничество может быть организовано с участием опытных инженеров и специалистов, которые поделятся своими знаниями с будущими выпускниками.

Организация практических занятий в реальных условиях работы в судостроительном комплексе дает студентам возможность применить свои знания и навыки на практике, столкнуться с реальными задачами и вызовами, которые могут возникнуть в процессе работы. Это позволяет им приобрести необходимый опыт и уверенность в своих силах, а также улучшить свои профессиональные навыки.

Использование наставничества и практики в образовании помогает студентам более полно освоить учебный материал, улучшить свои профессиональные навыки и лучше подготовиться к будущей работе. Эти инструменты позволяют сократить разрыв между теорией и практикой, делая образование более реалистичным и приспособленным к требованиям современной индустрии. В контексте судостроительного комплекса "Звезда" эти методы могут быть внедрены для эффективной подготовки кадров, способных оперативно внедряться в производственный процесс и успешно выполнять свои обязанности.

Развитие программ наставничества и организация практических занятий в судостроительном комплексе играют важную роль в сокращении разрыва между теоретической подготовкой и практическими навыками студентов, что способствует более успешной карьере в данной отрасли.

Заключение.

В современном мире, где инновации становятся ключевым фактором развития, образование играет решающую роль в подготовке кадров, способных эффективно работать в условиях быстро меняющейся экономики и технологических инноваций. В данной статье были рассмотрены различные механизмы совершенствования организационно-управленческих процессов в сфере инновационного образования с учетом проблемы разрыва между запросом отрасли и качеством подготовки выпускников образовательных организаций.

Проанализировав механизмы, такие как государственно-частное партнерство, кванториумы, стратегия инновационного развития, наставничество и практика, мы увидели, как они могут содействовать адаптации образовательных программ к потребностям отрасли. Глубокое понимание их роли позволяет эффективно решать проблему несоответствия между требованиями рынка труда и подготовкой специалистов.

Однако для эффективной реализации всех механизмов необходима поддержка со стороны государства и общественных организаций, а также инвестиции в развитие образования и научные исследования. Только таким образом можно обеспечить гармоничное взаимодействие между образованием и отраслями экономики, что является ключевым фактором успешного развития общества в условиях современной инновационной эры.


References:

Akramova Kh.A. (2019). Sushchnost innovatsionnogo obrazovaniya v vysshikh uchebnyh zavedeniyakh i ego osobennosti [The essence of innovative education in higher educational institutions and its features]. Science and world. (11-2 (75)). 20-22. (in Russian).

Akulli M. (2021). Innovatsionnoe obrazovanie v Rossii: analiz osnovnyh tendentsiy [Innovative education in Russia: analysis of the main trends]. Korrektsionno-pedagogicheskoe obrazovanie. (3(27)). 67-76. (in Russian).

Alekseeva S.G., Dolzhenkov E.N. (2017). Obrazovatelnaya deyatelnost i innovatsionnoe obrazovanie [Educational activities and innovative education]. System technologies. (4(25)). 4-6. (in Russian).

Antonova L.I. (2017). Model innovatsionnogo upravleniya predpriyatiem v sovremennoy rynochnoy ekonomike Rossii [Model of enterprise innovative management in the modern market economy of Russia]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. (3 (13)). 52–59. (in Russian).

Astafeva O.V. (2021). Tsifrovizatsiya kak faktor, vliyayushchiy na innovatsionnoe razvitie ekonomiki [Digitalization as a factor influencing the innovative development of the economy]. RISK: Resources, information, supply, competition. (2). 35-40. (in Russian).

Golovachev A.S., Lyapkina O.V., Fomin R.A. (2018). Innovatsionnoe obrazovanie i podgotovka konkurentosposobnyh spetsialistov v sisteme formirovaniya vsestoronne razvitoy lichnosti i povysheniya pribyli v ekonomike [Innovative education and training of competitive specialists in the system of forming a comprehensively developed personality and increasing profits in the economy]. Ekonomika. Upravlenie. Innovatsii. (2(4)). 100-107. (in Russian).

Lazarenko I.R., Matveeva N.A., Kolesova S.V. (2021). Organizatsiya innovatsionnoy deyatelnosti v obrazovatelnom uchrezhdenii [Organization of innovative activities in an educational institution] (in Russian).

Lunkin A.N. (2018). Innovatsionnoe razvitie ekonomiki i professionalnoe obrazovanie: problemy vzaimosvyazi [Innovative economic development and professional education: problems of interconnection]. Management and Business Administration. (1). 120-134. (in Russian).

Mikhail I.I., Spitsyn O.L. (2018). Innovatsionnoe obrazovanie [Innovative education]. Alley of Science. (9(25)). 869-872. (in Russian).

Mukhametzyanova A.G., Alekseev K.A. (2021). Additivnye tekhnologii v obuchenii studentov inzhenerno-tekhnicheskikh napravleniy podgotovki [Additive technologies in the training of students of engineering and technical areas of training]. Matematicheskie metody v tekhnologiyakh i tekhnike. (7). 124-127. (in Russian).

Pecheritsa G.V. (2023). Nastavnichestvo: formy i opyt realizatsii v professionalnom obrazovanii [Mentoring: forms and experience of implementation in professional education]. Didakt. (1 (11)). 55-59. (in Russian).

Prokhorov V.A., Arkhangelskaya E.A. (2022). Printsipy proektirovaniya innovatsionnogo inzhenernogo obrazovaniya [Design principles of innovative engineering education]. Higher education today. (7). 26-31. (in Russian).

Rubantsova T.A. (2021). Traditsionnoe i innovatsionnoe obrazovanie: protivorechiya i problemy [Traditional and innovative education: contradictions and problems]. Aktualnye voprosy obrazovaniya. (3). 73-77. (in Russian).

Saidzhalalova S.M. (2020). Innovatsionnoe obrazovanie: fasilitatsiya kak effektivnyy sposob organizatsii uchebnogo protsessa [Innovative education: facilitation as an effective method of educational process organization]. Byulleten nauki i praktiki. (5). 483-490. (in Russian).

Sovetkin Ya.D. (2020). Upravlencheskie innovatsii: podkhod k opredeleniyu i klassifikatsii [Managerial innovations: approach to definition and classification]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 8. Management. (4). 493-519. (in Russian).

Tomskikh A.A. (2022). Obrazovanie, kadry i innovatsionnoe razvitie DFO: problemnyy vopros [Education, personnel and innovative development of the far eastern federal district: a problematic issue]. Bulletin of Transbaikal State University. (5). 110-119. (in Russian).

Usenova N. (2017). Innovatsionnoe obrazovanie v usloviyakh informatsionnogo obshchestva [Innovative education in the information society]. AlatooAcademicStudies. (1). 266-269. (in Russian).

Volynchuk Ya.A., Vakalyuk A.A. (2016). Munitsipalnye tselevye programmy v sfere molodezhnoy politiki: problemy i perspektivy realizatsii (na primere g. Vladivostoka) [Municipal program in youth policy: problems and prospects of implementation (by the example Vladivostok)]. International Journal of Applied and Fundamental Research. (12-7). 1253-1257. (in Russian).

Vorobeva E.V. (2018). Innovatsionnoe obrazovanie: osnovnye tendentsii razvitiya v Rossii [Innovative education: the main development trends in Russia]. Vestnik Tulskogo filiala Finuniversiteta. (1). 55-56. (in Russian).

Yakunchev M.A., Semenova N.G., Kemesheva A.A., Shorina K.O. (2022). Vozmozhnosti detskogo tekhnoparka «Kvantorium» dlya praktiko-orientirovannogo obucheniya shkolnikov [Opportunities of the children’s technopark “quantorium” for practice-oriented teaching of schoolchildren]. Modern high technologies. (11). 233-238. (in Russian).

Страница обновлена: 16.04.2025 в 11:31:13