Принципы построения информационного общества в России и мире
Чудин А.А.1, Гуляев С.В.1
1 Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук
Скачать PDF | Загрузок: 135 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 4 (Апрель 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53760169
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Разработаны (точнее только намечены) основные положения (принципы) концепции построения информационного общества в России, которая, может быть приемлема и востребована максимальным количеством, добрых и честных людей планеты, желающих, чтобы развитие человечества шло в направление всеобщего блага, а не блага какой- то небольшой избранной группы людей. Человеческое общество в настоящее время находится в системном кризисе или иначе в точке бифуркации, откуда оно может, либо перейти на позитивный устойчивый путь гармоничного развития, либо перейти на путь деградации, построив на земле социальный ад, а в худшем случае вообще исчезнуть как развитая современная цивилизация по причине любой из возможных видов вселенских катастроф: социального, политического или экологического характера. Для такого исхода на планете уже разработано и накоплено множество технологий и видов оружия глобального разрушительного действия - термоядерное, климатическое, психотропное, биологическое и т.д. Одна из главных причин нынешнего кризиса человечества заключается в том, что действующая модель управления мировым рынком (мирохозяйственным укладом), названная либеральным капитализмом, исчерпала возможности для своего дальнейшего развития. Капитализм может развиваться только в режиме своего постоянного расширения, а свободных рынков для сбыта продукции больше на планете нет.
Ключевые слова: информационное общество, геотрион, синергизм, закономерности общественного развития
JEL-классификация: O31, O32, O33
Актуальность. Человеческое общество и земной мир развиваются сугубо нелинейно, а в настоящее время со все большим ускорением. Пройдя этапы индустриального и пост индустриального технологического уклада оно перешло к построению информационного общества, под которым понимается общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно то, что прирост ВВП будет на 90% зависеть не столько от факторов труда, как при социализме, и не столько от факторов капитала, как при капитализме, а от качества информации [2], то есть от качества смыслов информационных ресурсов, используемых во всех трех сферах общественного развития: социальной, экономической и экологической. А вот со смыслами, особенно с мировоззренческими у человеческого общества, в частности, в науке имеются большие проблемы. Например, до сих пор у людей нет общепринятого понимания не только того, что есть информационное общество, но и что есть человеческое общество, как таковое в целом. Из каких частей оно состоит. Какие созидательные и разрушительные силы развития в нем действуют и каким целеполаганием оно должно руководствоваться, чтобы иметь возможность на регулярной основе наращивать для себя ресурсы (возможности) для своего функционирования и дальнейшего развития, перераспределяя их на справедливой основе между человеческими и человеко-природными общностями.
В науке, например, открыто множество физических законов, относящихся к различным разделам электричества. Смыслы, которых вроде бы понятны по отдельности. По ним разработаны точные измеряемые и устойчиво воспроизводимые формулы, однако попытка понять смысл всех этих законов в их совокупности и взаимодействии приводит к бессмысленности, что подтверждается экспериментально [7]. Да и сама современная наука в целом уже не претендует на истину. Более того, согласно современным представлениям, научный метод, может считаться научным только в случае, если его можно фальсифицировать [12]. Отказ же от точного знания смыслов и коренных причин проблем, возникающих в процессе развития человеческого сообщества и земного мира, может привести к гибели современной цивилизации и ее исчезновению из потока всемирной истории, что по свидетельству археологов уже не единожды случалось на планете Земля.
Пример одной из острейших проблем развития информационного общества. Существует проблема выбора направления пути развития, которые разные страна мира должны будут выбрать для себя, осваивая новые возможности информационного общества, в частности, в области: нанотехнологий, генетики, искусственного интеллекта, информационных технологий, систем средств связи, роботизации, цифровизации и других. Смысл и опасность этих технологий заключаются в том, как и в чьих интересах, будут развиваться, и использоваться эти новые технологические возможности человечества. Например, опасность развития технологий: роботизации и искусственного интеллекта состоит в том, что они, по некоторым прогнозам футурологов, могут сделать невостребованными огромные массы людей, вплоть до 80% от населения планеты. И тогда, чем их занять, чем мотивировать?
Примеры выбора пути развития в информационном обществе. Движущей силой развития общества являются его правящие элиты. Правящие элиты разных стран мира, стремясь сохранить свое доминирующее положение, намечают свой путь развития. Правящая элита КНР, например, выбрала для себя путь построения социализма с китайской спецификой, узаконивший институт частной собственности. Этот путь нацелен на построение в стране общества среднего достатка, борьбы с бедностью, с экологическими проблемами и прочее [14]. Правящая элита стран Запада, похоже, выбрала путь построения, так называемого, инклюзивного капитализма, в котором вообще не будет собственности, а искусственный интеллект сделает прозрачными любые денежно товарные потоки; позволит организовать мониторинг за поведением каждого человека, каждой человеческой организации, повышая или снижая их рейтинг по критерию, установленному искусственным интеллектом [20]. Опасность использования этих отношений между людьми заключается в том, что пока неизвестно, кто, с каким мировоззрением, по каким правилам и приоритетам будет устанавливать указанный критерий. Здесь возможны два исхода, либо человечество построит общество всеобщей несвободы типа электронного концлагеря, либо, напротив, построит гармоничное общество (ноосферу), в котором люди будут само - мотивированы не для того, чтобы эгоистически как можно больше взять себе, но для того, чтобы альтруистически, как можно больше дать обществу и природе [16].
Цель работы. Цель данной работы заключается в том, чтобы разработать и предложить России, а далее, возможно, и всему миру концепцию, в которой в виде научной гипотезы предложен целостный геотрионный синергетический подход к решению проблем позитивного развития человечества и земного мира. Этот целостный подход, или другими словами, методология и парадигма развития, содержит в себе, согласно нашей научной гипотезе, три главных мировозренческих смысла, то есть три главных цели, которыми человечеству и земному миру целесообразно руководствоваться для своего благополучного функционирования и развития. Перечислим их.
Антропный принцип. «Единственное, во что, по-моему, нельзя уверовать, — пишет Б.С. Кузин, — это — в бессмысленность Вселенной» [5]. А смысл он уверенно связывает с категорией цели. Так человек, ставя перед собой цель, видит смысл жизни в достижении этой цели. Если эволюция Вселенной происходит целесообразно, то появление человека можно рассматривать в качестве такой цели. Антропный принцип, сформулированный в 1978 году Картером, гласит: «Вселенная должна быть такой, чтобы на некотором этапе эволюции её параметры допускали существование наблюдателей» [1]. Через человека, посредством человека Вселенная приходит к самопознанию. «Универсуму, для того, чтобы быть, необходимо быть познанным», — приводит В.В. Налимов слова нейрофизиолога Дж. Уолда [11]. Говоря о фундаментальности антропного принципа, В.В. Налимов напоминает также высказывания известного физика Дж. Уилера «Смысл важен, он централен. Не только человек адаптирован ко Вселенной. Сама Вселенная адаптирована к человеку. Вообразите Вселенную, в которой та или иная из безразмерных физических констант изменилась бы на несколько процентов тем или иным образом? Человек никогда не смог бы появиться в такой вселенной. Это главный смысл принципа антропности. Согласно этому принципу, фактор, дающий жизнь, лежит в основе механизма и замысла мира». Может быть, в том и состоит предназначение человека, что через его творческую деятельность создаётся универсальное сознание, посредством которого Вселенная осознаёт саму себя [1].
Многими учёными высказывается мнение, что вселенная возникла, а согласно религиозным представления была создана для человека под его проживание на Земле. Физики обнаружили, что малейшее отклонение мировых констант от известных значений ведёт к разрушению существующего мира [15]. Что же означает эта величайшая согласованность мировых постоянных, чрезвычайно тонкая их настройка, сделавшая возможным появление жизни и человека? Есть ли в этом какой-то вселенский смысл?».
Принцип синергизма. Этот принцип и его смысл свидетельствуют о том, что в мире одновременно действуют созидательные и разрушительные силы, а человеческие общности в мировой истории, будучи разумными субъектами способны делать выбор между добром и злом на основе своей свободной воли, выбирая для себя, что им наиболее предпочтительно.
Согласно одной из научных гипотез, вселенная после Большого Взрыва на первой фазе своего развития изменялась посредством некоторой созидательной силы (самоорганизации), реализуя каскад синергий, когда в мире последовательно создавались постепенно все более сложные структуры (атомы, молекулы, вещества, планеты, солнечные системы, галактики и так далее. Этот процесс подробно описан в обширной работе [6]. Затем на второй фазе развития вселенной, на планете Земля постепенно возникали все более сложные живые организмы, сообщества живых организмов. Например, на Земле с помощью живых организмов микробов последовательно возникли литосфера, атмосфера биосфера [3]. На третьей фазе развития вселенной после появления человека на Земле каскад синергий продолжился и стал приобретать все более сложные и совершенные формы в виде появления на планете народов, различных стран, объединенных своими культурными традициями и ценностями. То есть на этой третьей фазе развития ведущей силой развития на Земле стала не просто созидательная жизненная сила, но именно человек – множественный человек (геотрион), способный на основе выбора своей свободной воли делать выбор между добром и злом, подчеркнем, используя не просто интеллектуальные, но уже духовно нравственные силы.
Объективные закономерности естественного развития мира. Наука выявила, что помимо статических законов (физики, химии. генетики и других) - законов сохранения в мире действуют динамические законы, точнее закономерности естественного развития мира, объективно существующие и реально действующие, как в сознании людей, так и в земном мире. Впервые их открыл немецкий ученый Кетле, затем российский ученый И.В. Прангишвили открыл еще некоторое число других объективных закономерностей развития мира [13]. В работах, посвященных принципу синергизма, удалось выявить дополнительное множество объективных закономерностей общественного развития, то есть механизмов естественного развития земного мира. В том числе были выявлены следующие закономерности: синергетичности, усложняемости, цикличности, конфликтности, нелинейности, согласованности в материальной сфере, согласованности в духовной сфере [18], а на основе знания выявленных объективных закономерностей удалось разработать управленческий механизм, позволяющей создавать в человечестве и земном мире синергетические эффект на регулярной основе [17].
Принцип геотриона. Этот принцип и его смысл свидетельствуют о том, что человечество и земной мир состоит из трех связанных друг с другом частей: население планеты, хозяйство планеты, территория (природа планеты). Все эти части образуют собой неразрывно связанное друг с другом единое целое, названное геотрионом. Под геотрионом будем понимать человечество (множественный человек) – живой разумный субъект мировой истории и одновременно земной мир – объект вселенной. То есть эти два понятия в науке геотрионике, являющейся следующем этапом развития синергетики, объединяются в одно целое - в понятие геотрион. Геотрион состоит из трех частей. Дух (воля) геотриона - население Земли. Душа геотриона – это хозяйство человечества. Тело геотриона – это природа окружающая среда (живая и неживая природа) [9]. Отметим, каждый человек имеет в себе проекции от каждой из указанных структур.
Созидательная жизненная сила. Человек на Земле неразрывно связан с природой, окружающей его, как извне, так и изнутри. Например, человек неспособен переваривать свою пищу без помощи микробов, а также неспособен осуществлять свои действия без своих ощущений и оценки окружающей среды. А ощущения и предпочтения человека при выборе своих физических действий, зачастую задаются не волей людей, не духовными предпочтениями человека, а физиологией человека, которая сильно зависит, в частности, от поведения сообществ микробов, взращенных человеком, например, в своем желудке. В желудке взрослого человека живут и тесно взаимодействуют с волей человека до четырех килограммов микробов. Причем состав сообществ микробов формируется в зависимости от того, какие страсти и добродетели взрастил для себя человек в процессе проживания своей жизни, такие сообщества микробов живут внутри человеческого организма [4]. Именно сообщества микробов постепенно как бы формируют сознание людей, которое отражается на поверхности коры головного мозга, проходя по толстому нервному каналу, идущему от желудка человека к мозгу. Таким образом, человек и живая и не живая природа составляют собой единое неразрывное целое. Более того живая природа по своей сути является как бы ведущей силой, поскольку согласно работе [3] именно живая природа в лице микробов сформировала на планете Земля: литосферу, атмосферу, биосферу, а ныне живая природа в лице, так называемых, «сине зеленых» формирует в океанах Земли климатические процессы.
О мудрости природы. Так в работе [10] утверждается, что отношение человека к природе, превращаясь из хищнического в охранительное, всё ещё остаётся покровительственным. А между тем, у природы есть своя стратегия развития, которая достойна понимания, согласования, уважения. Эпоха покорения должна смениться признанием самоценности природы, установкой на совместное развитие. Природа — не реквизит, а полноправный участник событий. Поэтому «необходима новая стратегия человечества, поиск качественно нового пути развития цивилизации, способного обеспечить состояние коэволюции природы и общества… Это самая фундаментальная проблема науки за всю историю человечества», — утверждает Н.Н. Моисеев [10]. Слова Ф. Тютчева: «Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик — в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык» могут теперь рассматриваться не как поэтическая метафора, а как гениальное пророчество. Концепция коэволюции способствует движению к ноосфере, так как экологический императив порождает императив нравственный [10].
Постановка задачи. Она заключается в том, чтобы разработать и предложить такую концепцию развития человечества и земного мира, которая позволяла бы людям: правильно понимать, адекватно оценивать, моделировать и прогнозировать нелинейные процессы развития человечества и земного мира, добиваясь реализуемости и востребованности управленческих решений со стороны подавляющего большинства всех социально значимых слоев и профессий человеческого общества. Ставится задача, чтобы при этом указанная концепция развития обеспечивала бы наращивание возможностей (ресурсов) трех частей геотриона, (перечислим их: населения, хозяйства, территория (природа Земли), одновременно перераспределяя ресурсы между ними на сбалансированной и справедливой основе. В данной работе ставится задача, насколько это вообще возможно, простыми словами кратко описать принципиально новые во многом еще в полноте не познанные мировоззренческие смыслы информационного общества, которыми целесообразно руководствоваться людям с тем, чтобы, объединяя ресурсы (возможности) населения и хозяйства планеты с возможностями природы, перейти на устойчивый позитивный путь своего развития.
Мировоззренческий смысл механизма развития человечества и земного мира. Развитие человечества и развитие земного мира происходит сугубо нелинейно, и хотя бы, поэтому не предсказуемо, а значит, людям не дано в полной мере управлять указанным развитием. Развитие же человечества и земного мира задается непредсказуемым потоком исторических обстоятельств. Однако людям предоставлена возможность корректировать этот нелинейный процесс развития мира, осуществляя управленческую триаду; новая ситуация, оценка ситуации, выбор реакции на текущую ситуацию. Тем самым людям удается корректировать поток исторических событий по возможности в лучшую для людей сторону. В случае, когда оценка ситуации и реакция на нее были сделаны удачно и ситуация в геотрионе улучшилась, тогда геотрион, как субъект мировой истории приобрел новое знание и новый позитивный навык (умение), то есть произошло позитивное его развитие. В случае ошибочной оценки ситуации и ошибочной реакции на нее геотрион также приобрел новое знание и также приобрел соответствующей навык (умение). Таким образом, цель и смысл разрабатываемой в данной работе методологии развития информационного общества заключаются в том, чтобы геотрион, как субъект земной истории, постепенно обретал бы для себя все большие возможности (ресурсы), постепенно развивался бы, как в интеллектуальном, технологическом, так и, что особенно важно, в духовно нравственном отношении, постепенно осмысливая для себя, что для него есть добро (то есть истинно, предпочтительно), а что зло (вредно, греховно, то есть ошибочно). По нашему мнению, именно такая методология и одновременно парадигма развития должны стать доминирующими при построении информационного общества в России, а, возможно, и во всем мире.
Словесное описание управленческой модели для корректирования развития геотриона Земли. Смысл и содержание указанной управленческой модели, заключается в том, чтобы управлять процессом каскада синергий, с помощью которого геотрион, например, человечества и земного мира по критерию, заданному его управленцами, переходит от одного естественного аттрактора к другому также естественному, но в текущей ситуации более желательному аттрактору. В результате указанного управления все три его части посредством управленческого механизма, разработанного с целью создания в геотрионе синергетического эффекта на регулярной основе, наращивают у себя дополнительные ресурсы (возможности) и в согласованном взаимодействии (в режиме со - содействия) перераспределяют их между собой на справедливой и сбалансированной основе.
Смысл управленческого механизма создания синергетического эффекта в геотрионе на регулярной основе. Этот управленческий механизм в свою очередь состоит из семи управленческих механизмов частного характера, реализующих в своей совокупности необходимые и достаточные условия, при наличии которых в геотрионе управленцами геотриона может создаваться на регулярной основе синергетический эффект. Их главная особенность и достоинство заключается в том, что исходно весьма сложные зачастую абстрактные категории синергетики в разработанной здесь методологии синергизма становятся понятными, (на уровне физического здравого смысла), и получают статус научно обоснованных, технологически измеряемых и воспроизводимых в практике жизни категорий. Поясним это примерами.
Смысл управленческого механизма синергетичности. Он объясняет, по какой причине, при каком условии у участников синергетического эффекта образуются дополнительные возможности (ресурсы). Они появляются только в том случае, когда участники синергетического эффекта (человеческие и человеко-природные общности геотриона) обнаруживают друг у друга дополнительные до этого скрытые и пока не используемые ресурсы и при этом в режиме кооперации они готовы, предоставить их друг другу.
Смысл управленческого механизма доверительности. Он объясняет, как обеспечить режим доверия у участников синергетического эффекта. Режим доверия, подчеркнем это нравственная категория (происходящая от слова вера), образуется при условии, когда управленцы геотриона посредством соответствующих стимулов поощряют тех, кто соблюдает договор, созданный участниками синергетического эффекта, и наказывают посредством санкций тех, кто нарушает условия договора.
Смысл управленческого механизма востребованности. Он объясняет, как и при каких условиях образуется в геотрионе очередной желательный аттрактор. Термин аттрактор в определенном смысле тождествен цели, которые управленцы геотриона ставят перед участниками синергетического эффекта, с помощью стимулов побуждая их поддерживать своими ресурсами цель и управляющее воздействие на геотрион. В этом случае в геотрионе возникает режим со – содействия. Подчеркнем, термин со – содействие - нравственная категория. Если смысл термина синергетика происходит от греческого synergeia — содействие, сотрудничество, то термин со – содействие означает многостороннее взаимное сотрудничество, когда управленцы содействуют участникам синергетического эффекта, а последние своими ресурсами содействуют друг другу и поддерживают управленцев. В результате такой взаимной многосторонней согласованной поддержки (кооперации) у всех участников синергетического эффекта наращиваются дополнительные ресурсы, а затем наращенные таким образом ресурсы в хозяйственном обороте перераспределяются между всеми участниками синергетического эффекта в той мере, в какой каждый из них способствовал приросту ресурсов [19]. В результате реализации указанного режима со – содействия в трех частях геотриона, а также внутри них в геотрионе создаются три естественных и желательных согласованно взаимодействующих между собой аттрактора [16]. Смысл режима со - содействия заключается в том, что в этом режиме сочетаются воля тех общностей, которые поддерживают своими ресурсами цель управления (на уровне: участия, содействия и сочувствия) и воля тех общностей, которые не поддерживают своими ресурсами цель управления (на уровне: неприятия, враждебности, противодействия).
Смысл управленческого механизма естественного развития. Он объясняет, что в том случае, когда в управленческом воздействии на геотрион, задаваемом управленцами, учитываются и используются тенденции (тренды), действующие в геотрионе в текущей ситуации, тогда развитие геотриона будет осуществляться с минимальными затратами, двигаясь как бы на волне тенденций, используя их энергию [18].
Смысл управленческого механизма мотивации. Он объясняет, что при условии, когда участники синергетического эффекта будут само мотивированы с тем, чтобы действовать не в пользу чуждых им, навязанных СМИ, интересов, а в пользу своих истинных, реальных потребностей и интересов, тогда они постепенно будут возрастать, как в интеллектуальном, так и в духовно нравственном отношении, а синергетический эффект в геотрионе будет тогда максимально большим.
Смысл управленческого механизма обобщенного орудия труда. Он объясняет, что в геотрионе в процессе его развития регулярно возникают неравновесности и неудовлетворенности у общностей геотриона. Неудовлетворенности, возникающие у людей, порождают в геотрионе потоки ресурсов, которые образуются из-за того, что люди начинают двигаться от ситуации, где хуже, в то состояние, где лучше. Причем такое движение людей происходит одновременно с ресурсами, которые им принадлежат. Если же на пути выявленных в геотрионе потоков ресурсов, поставить особого рода преграду, в лице механизма создания синергетического эффекта на регулярной основе, и заставить указанные ресурсы выполнять работу, полезную для людей, которые обладают этими ресурсами, тогда в геотрионе возникнет новое орудие труда в виде созданного синергетического эффекта. В результате использования данного управленческого механизма неудовлетворенности людей превращаются в их удовлетворенности. А когда на основе использования указанного управленческого механизма управленцам геотриона удается организовать постоянный мониторинг потоков ресурсов, протекающих в разных местах геотриона, тогда указанный механизм превращается в простую и понятную обобщенную технологию управления геотрионом, например, всей страны или всего мира. Ее смысл заключается в том, что она позволяет управленцам посредством создания каскада синергий превращать неудовлетворенности людей в их удовлетворенности посредством наращивания ресурсов (возможностей) у людей и природы, перераспределяя их между ними на сбалансированной, справедливой основе с использованием интеллектуальных и духовно нравственных сил [19].
Смысл управленческого механизма мягкого управления. Он объясняет, что, когда в геотрионе страны возникает и постепенно накаливается ситуация, в которой производительные силы общества начинают намного обгонять производственные отношения, становящиеся тормозом для его дальнейшего позитивного развития. В этом случае, в геотрионе страны возникает конфликтная ситуация, поскольку политические силы, получающие выгоду от создавшейся ситуации, стремятся ее сохранить. Исторически указанный конфликт обычно разрешается только с помощью кровавых революций. Если же управленцы геотриона на основе постоянного мониторинга, будут своевременно отслеживать подобные ситуации и на основе использования механизма создания синергетического эффекта на регулярной основе и создавать в этой ситуации очередной синергетический эффект, то конфликт может быть разрешён к взаимной пользе всех конфликтующих сторон. В этом управленческом механизме ведущей силой развития человечества общества и земного мира станут именно производственные гармоничные отношения в обществе и земном мире, использующие интеллектуальные и духовно нравственные силы, а производительные силы станут уже ведомыми. Подавляющая часть конфликтов, возникающих в геотрионах человечества и земного мира, будет устраняться до момента их появления.
Общий смысл управленческого механизма создания в геотрионе синергетического эффекта на регулярной основе. Позитивный смысл управленческих механизмов, разработанных людьми и использующих указанные созидательные силы, заключается в том, что они позволяют достичь следующих результатов. Первое, они позволяют прогнозировать коллективное поведение людей. Прогнозировать поведение отдельного человека в общем случае невозможно, а коллективное поведение людей, хотя и возможно, но не с точностью до 100%. Второе, использование объективных закономерностей и их сил для целенаправленного воздействия на геотрион позволяет наращивать в нем дополнительные ресурсы, а также перераспределять наращенные ресурсы между тремя частями геотриона и вообще между общностями геотриона на сбалансированной и справедливой основе. Третье, они позволяют постепенно формировать свободу воли людей на достигнутом ими интеллектуальном и духовно нравственном уровне [17].
Новые смыслы синергетики. Разрабатываемая и предлагаемая в данной работе методология и парадигма развития информационного общества дают шанс сделать более понятными сложные, во многом абстрактные категории синергетики, например, такие категории синергетики, как: параметры порядка, открытость, нелинейность, когерентность, аттрактивность, которые становятся производными от управленческого механизма для создания синергетического эффекта в геотрионе на регулярной основе. Так, например, абстрактный термин синергетики открытость означает в методологии и парадигме синергизма то, что геотрион открыт к нелинейному, непредсказуемому и поэтому в полной мере неуправляемому потоку обстоятельств истории, а тем самым геотрион, как открытая система, открыт к прогрессу, то есть к творческим открытиям людей, используя которые геотрион способен наращивать у себя объем свободной энергии, потенциально имеющийся в нем. Использование же в методологии синергизма термина со – содействие, позволяет понять для большинства людей абстрактные нравственные категории, такие как: счастье – (со - участие), милость – (со – страдание), совесть – (со - знание) как производные от понятия со - содействие. Некоторые другие весьма важные смыслы концепции построения будущего гармоничного информационного общества описаны, например, в работах [16-19].
Так, например, в работе [18] высказывается мнение, что в гармоничном информационном обществе целесообразно выявить, так называемую, истинную национальную элиту будущего гармоничного информационного общества. Согласно объективной закономерности и принципу Парето, выражающемуся в отношение 80/20, утверждается, что в каждой стране только 20% народа является элитой, а 80% уже не элита. Однако эти 20% граждан страны являются только кажущейся элитой, Эти 20% народа содержат в себе (отражают) только наиболее активную часть общества, способную проникнуть в верхние структуры власти и желающие обслуживать чаще всего только свои или узко клановые интересы. Если же применить объективную закономерность Парето для выявления среди уже выявленных 20% наиболее активных граждан, то можно выявить истинную элиту страны (20% от 20%), то есть 4% от граждан страны, Смысл истинной национальной элиты страны заключается в том, что она содержит в себе лучших представителей всех социально значимых слоев общества, которые желают и одновременно способны делать следующее. Первое, стать посредником между государством и обществом. Второе, отстаивать интересы всех слоев общества и всех социально значимых профессий людей. Третье, организовать творческий процесс, в котором все кластеры страны разработают дорожные карты развития своего кластера, а затем на основе использования принципа синергизма объединить эти дорожные карты в общую дорожную карту страны, а далее, возможно. дорожную карту всего мира.
В работе [18] разработаны первоначальные элементы экономики будущего гармоничного общества, в том числе рассмотрены вопрос, где взять необходимые средства для инвестирования. Главный смысл экономики будущего гармоничного общества заключается в идее создания фонда национального имущества страны, предложенной академиком Д. Львовым в работе [8]. Используя эту идею и принцип синергизма, все граждане страны получают доступ к средствам указанного фонда с тем, чтобы по своей воле инвестировать национальные проекты страны.
Выводы. 1. В человечестве и природе Земли царит и усиливается рознь мира сего, что радикально ослабляет их совокупный потенциал (возможности)
2. Используя режим со - содействия между всеми частями геотриона человечество обретает способность на регулярной основе наращивать в них дополнительные ресурсы, перераспределяя их между ними на сбалансированной основе
3. Предлагаемая в данной работе мировоззренческая парадигма развития информационного общества является лишь первым методологическим шагом по пути построения гармоничного общества. Разработка на её основе конкретных управленческих технологий потребует огромной совместной работы больших коллективов учёных, управленцев, социальных технологов вообще всех неравнодушных людей, объединённых стремлением к созданию лучшего будущего.
Источники:
2. Глазьев С.Ю. Экономика будущего. Есть ли у России шанс?. - М.: Книжный мир, 2018. – 634 c.
3. Журавлев А. Сотворение Земли. Как живые организмы создали наш мир. - М.: Альпина Нон-фикшн, 209. – 514 c.
4. Йонг Эд Как микробы управляют нами. - М.: АСТ, 2017. – 352 c.
5. Кузин Б.С. Из писем к А.А. Гурвич // Вопросы философии. – 1992. – № 5. – c. 166-190.
6. узнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система природа — общество — человек: устойчивое развитие. - М.: Ноосфера, 2000. – 390 c.
7. Ловчиков В.И. Научный апокалипсис, или теория всего. - М.: Вариант, 2019. – 152 c.
8. Львов Д.С. Концепция управления национальным имуществом // Экономическая наука современной России. – 2002. – c. 5-24.
9. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. - М.: Наука, 1995. – 219 c.
10. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. - М.: МГВП КОКС, 1995. – 376 c.
11. Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия: Что осмыслили мы, приближаясь к XXI в. - М.: Лабиринт, 1994. – 73 c.
12. Поппер К. Логика научного исследования. - М.: Аст, 2010. – 576 c.
13. Прангишвили И.В., Пащенко Ф.Ф., Бусыгин Б.П. Системные законы и закономерности в электродинамике, природе и обществе. - М.: Наука, 2001. – 524 c.
14. Си Цзиньпин Речь во время диалога «Давосская повестка дня» ВЭФ. Inosmi.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://inosmi.ru/politic/20210126/248995378.html.
15. Хокинг Стивен Краткая история времени. - М.: АСТ, 2021. – 272 c.
16. Чудин А.А., Гуляев С.В., Глуховенко Ю.М. Методология построения в России и мире ноосферы – истинной сферы разума посредством геотрионного синергетического подхода // Креативная экономика. – 2020. – № 2. – c. 125-138. – doi: 10.18334/ce.14.2.100472.
17. Чудин А.А., Гуляев С.В., Глуховенко Ю.М. Механизм создания синергетического эффекта на регулярной основе // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 3. – c. 134-140.
18. Чудин А.А., Гуляев С.В., Глуховенко Ю.М. Основы программы перехода человечества на позитивный путь развития на основе синергизма и на примере России // Креативная экономика. – 2020. – № 9. – c. 1911-1928. – doi: 10.18334/ce.14.9.110864.
19. Чудин А.А., Гуляев С.В., Глуховенко Ю.М. Синергизм - главный принцип будущего развития России и человечества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. – № 5. – c. 111-120. – doi: 10.23672/c1814-0969-8329-z.
20. Шваб Клаус, Маллере Тьерри COVID-19: Великая перезагрузка. Pravda.red. [Электронный ресурс]. URL: https://pravda.red/download/covid-19-velikaya-perezagruzka.pdf.
Страница обновлена: 01.12.2024 в 18:16:24