Актуальные вопросы развития профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих РФ в современных условиях

Беспалова Н.А.1
1 Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 2 (Апрель-Июнь 2017)

Цитировать:
Беспалова Н.А. Актуальные вопросы развития профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих РФ в современных условиях // Лидерство и менеджмент. – 2017. – Том 4. – № 2. – С. 67-76. – doi: 10.18334/lim.4.2.38133.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30102997
Цитирований: 12 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Формирование профессиональной компетентности служащих на современном этапе, необходимой для эффективного исполнения административных функций в сфере государственной и муниципальной¬ социальной политики, является актуальной задачей института государственной службы РФ. Так, наличие у государственных служащих компетенций общественного служения и этического поведения непосредственно предопределяют отношение граждан к государству, системе управления, институтам демократического общества. Сформированная профессиональная компетентность государственного служащего и в перспективе - администратора в одной из сфер государственной и муниципальной социальной политики - позволяют эффективно анализировать, планировать и организовывать работу и управление в целом. Организационно-управленческая компетентность в данной сфере также является важным критерием и показателем профессионализма специалистов, включенных в реализацию социально-политических и социально-экономических процессов. Не менее важной задачей является и подготовка таких уникальных специалистов в области социальной политики, которые бы были компетентны как в области научных исследований, так и практической работы на грани экономики и социальных процессов. Подготовка государственных служащих, интеллектуально подготовленных к решению научных и практических социально-экономических задач в¬ любой сфере социальной политики, является залогом достижения эффективных результатов на уровне социальной политики государства. Цель исследования – анализ современных процессов развития профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих в России. Гипотеза исследования. Государственная и муниципальная служба России как важнейший инструмент преобразований во власти, экономике, социальной сфере, является специфическим видом профессиональной деятельности. Что, в свою очередь, предполагает формирование специфических компетенций в структуре профессиональной компетентности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность государственных и муниципальных служащих, непрерывное профессиональное образование

JEL-классификация: M12, M53



Введение

От профессиональной компетентности служащего напрямую зависит

повышение эффективности государственной и муниципальной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства.

Ввиду этого, необходимо развивать систему непрерывного профессионального образования с опорой на получение профессиональной установочной задачи при направлении обучающихся на образовательную программу и возможности контроля за получением профессионального результата при окончании программы. Профессиональные компетенции могут быть сформированы только при их закреплении в практико-ориентированной деятельности.

Теоретической и методологической основой исследования послужили теории социологии управления, психологии управления, социальной психологии и акмеологии, а также институциональный, структурно-функциональный и деятельностный подходы:

– институциональный подход к исследованию социальных процессов и явлений, который позволяет рассмотреть развитие профессиональной компетентности государственного служащего как элемент развития системы государственного управления;

– структурный функционализм, с помощью которого исследуются структура и функции профессионализма государственного служащего;

– деятельностный подход к профессиональной компетентности государственного служащего, позволяющий изучить процессы её формирования и развития.

В соответствии с избранной методологией были применены следующие­ методы: диалектический метод познания, анализ статистических данных, сравнительный анализ, наблюдение, включенное наблюдение.

Обсуждение

Говоря об эффективном процессе развития профессиональной компетентности и конкурентоспособности государственного служащего, необходимо проанализировать особенности профессиональной деятельности в целом, ее закономерности и то, что является важным для создания эффективного процесса выбора такого места профессиональной деятельности, как государственная служба.

Прежде всего, необходимо обозначить основные проблемы профессионального самоопределения и профессионального развития, которые рассматривает психология личности. Поскольку от этого зависит и степень доверия населения к органам самоуправления.

Профессиональное самоопределение является одной из важнейших сторон личностного самоопределения человека.

Рассматривая проблемы психологии, связанные с нашим исследованием, выделим наиболее важные моменты для структуры формирования профессионализма и управления процессом формирования и развития профессиональной компетентности государственного­ служащего.

Во-первых, именно целостное всестороннее формирование человеческой личности происходит в ходе профессиональной деятельности, и под ее влиянием у человека повышается самооценка и эффективнее

развиваются творческие способности, а также возрастает понимание нужности и важности его жизни, его работы для общества.

Можно сказать о том, что профессиональная деятельность дает потенциальные возможности для развития личности и наиболее полного удовлетворения всех ее базовых потребностей.

Именно изучение психологических характеристик личностных сторон человека позволяет говорить о том, что:

1. оказывая упор на особенности личности, которые выступают как профессионально важные качества сотрудника, можно оказывать значительное влияние на успешность, надежность и другие объективные показатели его профессиональной деятельности;

2. определенные особенности личности могут выступать как основные детерминанты профессионального обучения, от которых зависят скорость приобретения профессионального мастерства, качество подготовки;

3. получение удовлетворения от результата профессиональной деятельности влияет на позитивное развитие личности.

Изучение индивидуальных особенностей личности позволяет скорректировать индивидуальный подход к обучению и воспитанию, применять различные психолого-педагогические приемы и методы в зависимости от личности будущего профессионала. При данном подходе актуально говорить об индивидуализации профессионального обучения, создании особых условий деятельности, включающих составление особых программ для каждого профессионала.

Для того, чтобы обучение по созданию определенных условий деятельности имело индивидуальный подход со стороны наставников, необходим учет способностей (как общих, так и специальных) самих государственных и муниципальных служащих, проходящих переподготовку. Особенно это важно учитывать в связи с тем, что коммуникативные способности развиты изначально не у всех одинаково.

В связи с профессиональным самоопределением внимание необходимо уделять способностям к деятельности в разных предметных областях труда (так называемых специальных способностей), которые столь же разнообразны, сколько разнообразны требования к различному уровню и непосредственно­ месту работы государственного служащего.

Но также важны и общие способности, поскольку в профессиональном развитии возможна компенсация одних способностей другими, развитие одних способностей с помощью выявления других.

Особое место, исходя из требований психологии, имеет изучение самооценки. Под самооценкой понимается оценка личностью самой себя, своих способностей, возможностей, качеств и места среди других людей.

Относясь к ядру личности, она является важным фактором и регулятором поведения. Как показывают результаты различных исследований, общая успешность деятельности отрицательно коррелирует с неадекватностью самооценки, причем как с завышенной, так и заниженной, а также с ее неустойчивостью. Чем больше растет уровень знаний и профессионализм, тем важнее когнитивная сторона самооценки, роль же эмоциональной стороны либо снижается, либо актуализируется в зависимости от других личностных характеристик человека.

От особенностей самооценки зависит и эмоциональная устойчивость, поскольку именно данное качество позволяет сохранять эффективные показатели деятельности при влиянии негативных факторов. В психологических исследованиях имеются различные, в том числе и противоречивые данные относительно связи тревожности с успешностью профессионального обучения государственных служащих.

Изучение отдельных качеств личности позволило ученым разделить людей, получающих профессию или выбирающих конкретное место работы.

Ученые отмечают важность психологической диагностики (психодиагностики) как необходимого (но не достаточного) компонента процесса профессионального самоопределения. Основные этапы этого вида

деятельности таковы:

· сбор данных;

· переработка и интерпретация данных;

· вынесение решения в виде психологического диагноза и психологического прогноза.

Причем основными методами диагностики являются тестирование, опросы, анкетирование, включенное наблюдение.

В рамках разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимного соответствия характеристик человека и профессии используется также профессиография.

Под данным термином мы понимаем технологию изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психофизиологическим возможностям человека.

В данном процессе особое внимание уделяется формирующей профессиографии, которая используется в процессе профессионального обучения и охватывает социально-экономические, исторические и правовые характеристики профессии, детальную аналитическую проработку технических сторон той профессиональной деятельности.

Что же касается­ терминов «компетенция/компетентность», то в широком смысле данная дефиниция понимается как обладание теоретическим знанием, пониманием того, как надо делать.

Далее по смыслу мы должны рассмотреть следующую категорию – «компетентный человек».

«Компетентный» (лат. competens, competentis - надлежащий, способный) – знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо.

Но с этим термином в русском языке следует быть осторожным. Если мы говорим «Это не в моей компетенции», следовательно, есть более высокостоящий руководитель (начальник отдела, заместитель начальника, генеральный директор), который может принять данное решение, позвонить конкретному партнеру, подписать документ. Но если произносится фраза «Я не компетентен», то переводится она как «Я не знаю», «Я не умею», «Я не профессионал».

Компетентности подразделяются на виды, в зависимости от того, каким видом деятельности занимается человек. Таким образом, в широком смысле «компетентность» есть комплексное понятие, которое «… включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки…» (См. Стратегию модернизации содержания общего образования).

Считается, что компетенции, которые человек позитивно «принимает» как «свои» и использует в деятельности, становятся его личностными качествами, свойствами. Именно наличие определенных компетенций отличает одну личность от другой.

Государственный служащий воспринимается как реальный представитель государства. По уровню его деятельности судят о государстве в целом, государственный служащий воспринимается как «ставленник» государства со всеми вытекающими последствиями – как самый лучший, самый умный, самый правильный.

Выводы

На современном этапе для развития профессиональной компетентности государственных служащих актуально развитие системы непрерывного профессионального образования.

Внедрение­ новых подходов к непрерывной системе профессионального образования, управленческих технологий, направленных на повышение профессиональной компетентности сотрудников органов власти, приобретает огромное значение и должно стать одним из основных направлений модернизации системы государственной и муниципальной службы.

В качестве первоначальных шагов по совершенствованию системы развития профессиональной компетентности можно отметить следующие: - уточнение уже имеющихся компетенций для государственных и муниципальных служащих, включая личностные и индивидуальные; - расширение системы непрерывного образования – от профильных классов в школе до подготовки наставников в рамках государственной службы; - составление индивидуальных программ для каждого госслужащего; - полный контроль государством системы непрерывного профессионального развития госслужащих при обратной связи с основным заказчиком – обществом; - совершенствование техники и методов отбора кадров для «настоящей» и «будущей» государственной службы.


Источники:

1. Абрамова И.Е. Государственная региональная и муниципальная политика как фактор стабильного развития России // Общество: политика, экономика, право. – 2010. – № 2. – С. 7-10.
Дивненко О.В., Пеньковский Д.Д. Формирование профессиональной компетентности молодых специалистов. / Учебное пособие. - М., Национальный институт бизнеса, 2008. – 21 с.
Дивненко О.В. Профессиональная компетентность молодого специалиста: теория и практика. / Монография. - М.: Институт международных социально-гуманитарных связей, 2007.
4. Дудин М.Н., Евдокимова С.Ш., Лясников Н.В. Устойчивое социально-экономическое развитие как основа геополитической стабильности национальной экономики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2014. – № 3(19). – С. 80-84.
5. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Менеджмент в XXI веке: сущность, проблемы и задачи // Путеводитель предпринимателя. – 2010. – № 8. – С. 83-92.
Жукевич Г.В., Соколова Е.Ю. Профессиональные компетенции в сфере государственного управления // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов Восьмой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (27–28 октября 2011 г.), Книга II. Петрозаводск, 2011. – С. 174-179.
7. Иващенко Н.П., Энговатова А.А., Коростылева И.И. Трансформация отечественных вузов в предпринимательские: Логика пути // Экономические стратегии. – 2014. – № 8(124). – С. 130-135.
8. Иващенко Н.П., Поспелова Т.В. Процесс формирование предпринимательских университетов в России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2013. – № 14. – С. 66-71.
9. Келлер А.Д., Янина М.А. Система менеджмента качества как способ повышения эффективности деятельности администрации // Практика муниципального управления. – 2014. – № 5.
10. Решетов К.Ю. Современные российские предпринимательские структуры и влияние их масштаба на характер конкурентной борьбы // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. – 2012. – № 3-2012. – С. 75-78.
11. Решетов К.Ю. Конкурентоспособность малых и средних инновационных предпринимательских структур в России и зарубежный опыт стимулирования инновационного предпринимательства // Бизнес в законе: Экономико-юридический журнал. – 2012. – № 6. – С. 206-209.
12. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Horikov Yu. V. Brain factor and its stating rolle in enterprises’ competitive recovery // European Research. – 2013. – № 1-1. – С. 15-19.

Страница обновлена: 05.08.2024 в 11:04:09