Организационно-управленческий механизм развития регионального рынка труда специалистов в условиях цифровизации экономики

Хабарова О.В.1, Яковлева Е.В.1
1 Омский государственный технический университет

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=75182025

Аннотация:
В современных условиях цифровой экономики прослеживаются неблагоприятные тенденции на региональных рынках труда специалистов, что актуализирует вопросы необходимости научных исследований по разработке эффективного организационно-управленческого механизма и поиска действенных инструментов, обеспечивающих совершенствование данного рынка труда. В статье раскрывается специфика предлагаемого организационно-управленческого механизма, основанного на институциональной платформе, целью которого является обеспечение развития регионального рынка труда специалистов. В ходе исследования определен алгоритм многоуровневого институционального взаимодействия, лежащий в основе проектируемого организационно-управленческого механизма развития рынка труда специалистов в условиях цифровизации, включающий три уровня, исходя из степени и характера их влияния. Предлагаемый механизм включает в себя совокупность ключевых элементов и связей между ними: субъектов, объектов управления, институциональную основу функционирования рынка труда, принципы, методы, функции, ожидаемые экономические результаты реализации для развития региона и обеспечения его потребностей в высококвалифицированных специалистах, а также преодоление негативных тенденций и улучшение ситуации на региональном рынке труда в условиях цифровизации экономики. Результаты исследования могут быть интересны представителям региональных органов государственной власти, а также исследователям в данной области знаний.

Ключевые слова: управление, механизм, инструменты, рынок труда, специалисты, цифровизация экономики

JEL-классификация: C45, C80, L86, L80, J21, J23, J24



Введение

Глобальный процесс цифровизации, наблюдаемый в результате внедрения цифровых технологий во все сферы деятельности непосредственным образом влияет и на рынок труда. Меняются подходы к подготовке цифровых кадров на перспективу, у специалистов появляется потребность в непрерывном постоянном образовании, зачастую и смене сферы деятельности, освоении инновационных технологий в целях сохранения конкурентоспособности на рынке труда [3].

Существующие тенденции в развитии отдельных регионов и наблюдаемые в этой связи трансформации на региональных рынках труда определяют необходимость научных исследований по формированию и совершенствованию организационно-управленческого механизма и инструментария, необходимого для его эффективного функционирования.

Различными аспектами проблематики совершенствования функционирования и развития организационно-управленческих и экономических механизмов отдельных сфер деятельности занимались ряд отечественных авторов. В частности, проблемам исследования механизмов развития инновационного потенциала и социально-экономическим развитием территорий уделяли внимание Е.Ф. Никитская, М.А. Валишвили, Л.Н. Иванова-Швец, М.С. Астапенко [10]. Результаты исследований относительно подхода по формированию организационно-управленческого механизма распределения бюджета получили отражение в работах автора Д.В. Калюга [5].

Вопросам разработки организационно-управленческого механизма применительно к конкретным областям экономики посвящено немало работ: аспектами снижения рисков инновационных программ с помощью организационно-управленческого занимались такие авторы как А.Ю. Ветрова, А.П. Гарнов А.П., С.Г. Фалько [2], а вопросы обеспечения финансовой устойчивости с помощью организационно-управленческого механизма рассматривала Л.В. Пригода [11]. В научных трудах Н.А. Бондаренко исследуется организационно-управленческий механизм обеспечения инвестиционной безопасности региона [1].

Целью авторского исследования является проектирование организационно-управленческого механизма развития регионального рынка труда специалистов на основе институционального подхода, включая обоснование структуры и инструментов, обеспечивающих его функционирование в целях улучшения ситуации на региональных рынках труда.

Актуальность выбранной темы связана с ростом проблематики региональных рынков труда в условиях цифровизации и повышению внимания к данному вопросу в целях снижения напряженности на рынках труда и необходимости эффективного организационно-управленческого механизма, способного обеспечить концептуальную основу для его развития.

Основная часть

Существующие проблемы на региональных рынках труда специалистов, наблюдаемые во многих регионах страны, такие как дефицит квалифицированных кадров, старение персонала, недостаток цифровых компетенций у специалистов, стремительная миграция молодых работников в другие страны, регионы и другие проблемы, диктуют объективную необходимость в осуществлении серьезных мероприятий по устранению данных трудностей на рынках труда регионов.

По мнению авторов В.В. Леушкиной и О.В. Кондратьевой, важной проблемой рынка труда России является занятость трудоспособного населения в контексте регионов. Сегодня привлекательность регионов с точки зрения возможности приложения своей рабочей силы оценивается с учетом его уровня развития, на основе социально-экономических показателей [8].

В этой связи, организационно-управленческий механизм развития регионального рынка труда специалистов, основанный на институциональной платформе, в условиях цифровой экономики позволит осуществить ряд организационных и управленческих средств воздействия субъектов управления на объекты управления рынка труда региона с целью достижению совокупности результатов, способствующих улучшению ситуации на региональном рынке труда специалистов, а также обеспечить развитие региона в целом.

Организационно-управленческий механизм - форма организации взаимодействия всех сторон регионального рынка труда специалистов на основе использования организационных и управленческих механизмов и инструментов для обеспечения возможностей такого взаимодействия и достижения развития исследуемого рынка труда. Организационно-управленческий механизм опирается на институциональную основу и работает на системе норм, правил, законов, которые требуются для эффективного функционирования и развития в условиях цифровой трансформации регионального рынка труда специалистов [12, с. 128].

Институциональная платформа организационно-управленческого механизма включает три уровня, исходя из степени, характера и особенностей их влияния на региональный рынок труда специалистов: макроуровень, мезоуровень и микроуровень.

На макроуровне осуществляется разработка государственными органами управления нормативно-правовой базы относительно рынка труда в условиях цифровизации и развития цифровой экономики. Наиболее значимыми проектами и программами, реализуемыми в настоящее время в стране, можно считать: «Цифровая экономика РФ», «Стратегия развития информационного сообщества в РФ на 2017-2030 годы», «Кадры для цифровой экономики», «Готов к цифре», «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», «Производительность труда», «Содействие занятости населения» [9].

Мезоуровень или уровень регионов включает разработку региональных программ, направленных на поддержку и защиту трудоспособного населения, закреплению специалистов на территории регионов. Относительно Омской области можно назвать ряд таких значимых проектов как: «Концепция управления трудовыми ресурсами Омской области», «Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области», «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2030 года», «Развитие цифровой экономики в Омской области» и другие.

Микроуровень или уровень отдельных участников регионального рынка труда специалистов может включать разработку таких программ как: мотивация молодых специалистов, работу с кадровым резервом предприятия с целью закрепления и удержания специалистов; программы сотрудничества между предприятиями региона и образовательными учреждениями для подготовки высококвалифицированных специалистов; реализация программ по совершенствованию профессиональных и цифровых компетенций специалистов и т.п.

Предлагаемый алгоритм многоуровневого институционального взаимодействия, лежащий в основе проектируемого организационно-управленческого механизма развития рынка труда специалистов в условиях цифровизации представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Алгоритм многоуровневого институционального

взаимодействия как основа организационно-управленческого механизма развития регионального рынка труда специалистов в условиях цифровизации экономики

Источник: разработано авторами

Цель проектируемого организационно-управленческого механизма –обеспечение развития регионального рынка труда специалистов на институциональной основе в условиях цифровизации экономики.

Задачами разработки организационно-управленческого механизма развития регионального рынка труда специалистов являются:

- обеспечение потребностей экономики региона высококвалифицированными специалистами, обладающими необходимыми компетенциями, которые востребованы в условиях цифровизации;

- совершенствование институциональной среды рынка труда на всех уровнях управления для улучшения ситуации на данном рынке;

- раскрытие потенциала молодых специалистов в соответствии с потребностями экономики и закрепление их на рынке труда региона;

- снижение напряженности на региональном рынке труда специалистов и преодоление сложившихся негативных тенденций;

- повышение мотивации специалистов, преимущественно материальной, снижение их миграции за пределы региона, а также создание комфортных условий труда для результативного процесса приложения их рабочей силы на предприятиях региона;

- обеспечение эффективного взаимодействия органов управления, работодателей, образовательных учреждений с целью подготовки специалистов высокого уровня квалификации, обладающих и цифровыми компетенциями, способных удовлетворять потребности работодателей региона в рабочей силе необходимого качественного и количественного состава и др.

Структурную основу проектируемого механизма составляет совокупность элементов, которые его формируют и организационно-управленческие связи между ними. К элементам структуры относятся объекты, субъекты управления, институциональная составляющая, принципы, методы, функции, инструменты и ожидаемые результаты его реализации (рисунок 2).

Рисунок 2 – Организационно-управленческий механизм развития регионального рынка труда специалистов в условиях цифровой экономики

Источник: разработано авторами

Предлагаемый механизм позволит создать необходимые экономические и социальные условия для эффективного взаимодействия всех участников регионального рынка труда, такие как: разработка эффективных методик по обеспечению потребностей в специалистах экономики региона; использование современных технологий работы с молодыми специалистами и закрепление их в регионе; определение перспективной потребности в специалистах с учетом тенденций развития региона. В целом, организационно-управленческий механизм как основанный на использовании современных инструментов на всех уровнях иерархии, позволит достигать целевых результатов взаимодействия стейкхолдеров исследуемого рынка труда, улучшить социально-трудовые отношения и отслеживать положительные результаты на региональном рынке труда специалистов.

Организационно-управленческий механизм базируется на институциональной платформе и подразумевает совершенствование норм, правил, рычагов и функций, регламентирующих региональный рынок труда специалистов и цифровую составляющую. Реализация данного механизма применима к трем уровням иерархии: федеральному, региональному и уровню отдельных представителей-сторон регионального рынка труда специалистов.

В результате реализации предложенного организационно-управленческого механизма планируется достижение таких результатов как:

- улучшение социально-трудовых отношений на региональном рынке труда специалистов;

- снижение степени проблематики и неблагоприятных тенденций на исследуемом рынке труда;

- установление соответствия между имеющимися потребностями экономики региона в специалистах и динамикой их подготовки системой образования;

- улучшение нормативно-правового регулирования в области цифровизации регионального рынка труда специалистов и др.

В частности, в Омском регионе планируется достижение цели Концепции управления трудовыми ресурсами Омской области – обеспечение экономики региона трудовыми ресурсами на основе формирования, сохранения и развития кадрового потенциала [6].

Однако, применение организационно-управленческого механизма в практике развития регионального рынка труда специалистов должно осуществляться с учетом ряда факторов, влияющих на состояние регионального рынка труда специалистов: уровень развития цифровизации в регионе, спрос и предложение на рынке труда, специфика региона в отношении потребности в рабочей силе, состояние институциональной основы рынка труда, наличие кадрового потенциала в регионе, государственная политика по отношению к молодым специалистам, перспективы развития региона и другие факторы.

Заключение

В связи с существующими проблемами на рынках труда многих регионов, такими как дефицит высококвалифицированных специалистов, стремительное старение персонала, миграция молодых специалистов в другие страны и регионы, отсутствие кадров, обладающих необходимым уровнем квалификации и способных удовлетворять потребности экономики регионов в условиях цифровизации и многие другие неблагоприятные тенденции, наблюдаемые в регионах, возникает необходимость в разработке организационно-управленческого механизма по развитию регионального рынка труда специалистов для решения перечисленных проблем и улучшения функционирования данных рынков труда.

Цифровая трансформация всех сфер экономики неизбежно оказывает влияние и на региональный рынок труда специалистов, предъявляя новые требования не только к работодателям и специалистам, но и диктует необходимость формирования эффективных организационно-управленческих отношений между уровнями управления, определяя новые формы взаимодействия. Организационно-управленческий механизм, основанный на использовании современных методик и инструментов, ориентированный на институциональную составляющую необходим для обеспечения возможности нового концептуального развития современного рынка труда специалистов в условиях цифровизации, где ключевым моментом становится институциональная платформа для трансформации регионального рынка труда специалистов.

Данный механизм, ориентированный на использование современных организационных и управленческих инструментов, призван обеспечить совершенствование и развитие регионального рынка труда специалистов, что позволит снизить диспропорции в профессионально-квалификационном уровне специалистов, удовлетворить потребности экономики региона в специалистах, обладающих цифровыми компетенциями, а также создать условия для развития цифровых технологий на предприятиях.

Практическая значимость представленного исследования заключается в разработке организационно-управленческого механизма, который является результатом авторской концептуальной основы развития регионального рынка труда специалистов в условиях цифровой экономики и необходим для ее успешной реализации.


Источники:

1. Бондаренко Н.А. Организационно-управленческие механизмы обеспечения инвестиционной безопасности региона // Ученые заметки ТОГУ. – 2019. – № 3. – c. 90-98.
2. Ветрова А.Ю., Гарнов А.П., Фалько С.Г. Разработка организационно-управленческого механизма снижения рисков инновационных программ // Инновации в менеджменте. – 2021. – № 4(30). – c. 2-9.
3. Игнатьев А.Г., Курбатова Т.А., Кулешов А.А., Линдре Ю.А., Шамраев Р.А., Алиева М.А. Кадры для цифровой экономики: современный рынок труда и актуальные образовательные маршруты. / Аналитический обзор. - Москва: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации», 2024. – 60 c.
4. Никитская Е.Ф., Валишвили М.А., Иванова-Швец Л.Н., Астапенко М.С. Институциональные условия и организационно-экономические механизмы развития инновационной деятельности в России. / Монография. - М.: ООО Издательство «Креативная экономика», 2019. – 292 c.
5. Калюга Д.В. Подход к формированию организационно-управленческого механизма распределения бюджета международной организации по стандартизации и развитию телекоммуникаций // Контроллинг. – 2022. – № 4(86). – c. 68-79.
6. Концепция управления трудовыми ресурсами Омской области до 2025 года. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/571053481 (дата обращения: 15.10.2024).
7. Леонтьев Е.Д., Крыжановская О.А., Ларина О.Г. Социально-экономические риски цифровой трансформации сферы труда // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2020. – № 6. – c. 140-151.
8. Леушкина В.В., Кондратьева О.В. Трудовые ресурсы Омской области: тенденции и перспективы // Экономика труда. – 2022. – № 12. – c. 2065-2076. – doi: 10.18334/et.9.12.116904.
9. Национальные проекты РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/projects/tsifrovaya-ekonomika/ (дата обращения: 18.10.2024).
10. Никитская Е.Ф., Валишвили М.А., Иванова-Швец Л.Н., Астапенко М.С. Институциональные условия и организационно-экономические механизмы развития инновационной деятельности в России. / Монография. - М.: ООО Изд-во «Креативная экономика», 2019. – 292 c.
11. Пригода Л.В. Организационно-управленческий механизм обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2008. – № 3-2. – c. 325-328.
12. Яковлева Е.В., Пропп О.В. Организационно-управленческое совершенствование регионального рынка труда специалистов на основе элементов институционального подхода // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. – 2023. – № 4. – c. 126-132. – doi: 10.25206/2542-0488-2023-8-4-126-132.

Страница обновлена: 12.12.2024 в 17:08:36