Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования

Изотова А.Г.1, Гаврилюк Е.С.1
1 Национальный исследовательский университет ИТМО, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)

Цитировать:
Изотова А.Г., Гаврилюк Е.С. Экосистемный подход как новый тренд развития высшего образования // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 2. – С. 1211-1226. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114869.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48939624
Цитирований: 38 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В данной статье проводится анализ экосистемного подхода в секторе высшего образования. Приведено понятие экосистемы и рассмотрены ее особенности в областях экономики, предпринимательства и образования. Уточнено определение «экосистема университета» на основе его сравнения с образовательной экосистемой, предпринимательской экосистемой, инновационной экосистемой и цифровой экосистемой университета. Авторами описаны ключевые эффекты, возникающие при применении экосистемного подхода в секторе высшего образования на основе изменений в основных процессах (образовательном, научно-исследовательском, инновационном, предпринимательском и организационно-управленческом). Также выделены перспективы дальнейшего развития экосистемного подхода в высшей школе, заключающие в формировании глобальной сетевой модели взаимодействия экосистем университетов. Статья будет интересна специалистам в сфере образования и инноватики, а также всем тем, кто наблюдает за современным состоянием высшей школы и ее основными трендами и тенденциям развития.

Ключевые слова: экосистема, экосистемный подход, университет, сектор высшей школы, образование, экономика образования, предпринимательство

JEL-классификация: O31, O33, L26, I23, I25

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Формирование и последующее развитие экосистемного подхода, которые происходят в последнее время, непосредственно связаны с изменениями в области управления [1] (Argunova, Morgun, 2021). Системы в различных сферах жизни общества становятся комплексными, обрастают все большим количеством взаимосвязей друг с другом и не могут координироваться и полноценно функционировать на основе классических методов управления. В современном мире концепция экосистемы активно внедряется во все новые сферы экономической и социально-общественной жизни общества, и сфера высшего образования не является исключением.

Российская высшая школа, отвечающая всем последним требованиям инновационной и цифровой экономики, должна обладать определенными качествами, среди которых персонализация, тесная взаимосвязь с бизнес-средой, высокая научная составляющая и нацеленность на формирование навыков и компетенций будущего. Для того чтобы соответствовать представленным требованиям и быть активным и конкурентоспособным субъектом экономического развития, университетам необходимо трансформировать подходы к своему функционированию, формируя особые управленческие модели, которые базируются на активном сотрудничестве университета с акторами внешней среды. Решением в данном случае будет выступать экосистемный подход, который представляет собой относительно новый тренд в развитии высшей школы.

Экосистемы и их особенности в различных сферах жизни общества выступают актуальной темой для анализа в кругу экспертов. Вопросы интеграции и применения категории «экосистема» в сфере экономики и предпринимательства рассматриваются в научных трудах Карпинской В.А. [4] (Karpinskaya, 2018), Данилова-Данильяна В.И [2] (Danilov-Danil'yan, 2017), Овчинниковой А.В. и Зимина С.Д. [5] (Ovchinnikova, Zimin, 2021). Роль университета и его экосистемы в экономике и закономерности перехода от образовательной среды к образовательной экосистеме представлены в работах Дж. Спенсер-Кейс, Дж. Кубиста и Лукши П.О. [7] (Spencer-Keyse, Cubista, Luksha, 2018). Отечественные авторы – Ковалева Т.М. [3] (Kovaleva, 2021), Аргунова М.В. и Моргун Д.В [1] (Argunova, Morgun, 2021) – в своих статьях рассматривают экосистемный подход как новейшую парадигму образования и анализируют преимущества использования данной концепции в секторе высшего образования.

Целью настоящего исследования является изучение экосистемного подхода как нового тренда развития высшего образования путем анализа понятия «экосистема» в областях экономики, предпринимательства и образования и рассмотрения преимуществ использования экосистемного подхода в университете.

Теоритической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по тематике образовательных экосистем, а эмпирическая основа работы представлена информацией из базы данных Scopus и отчета Школы менеджмента СКОЛКОВО.

Научная новизна работы состоит в уточнении категории «экосистема университета» с целью обозначения специфики экосистемного подхода в университетской среде и дальнейшего развития концепции для стимулирования ключевых процессов в высшей школе.

Понятие экосистемы и экосистемный подход в экономике, предпринимательстве и образовании

Для начала необходимо определить, что же такое экосистема. Само понятие «экосистема» пришло из области биологии и подразумевает под собой сложную, самоорганизующуюся динамическую систему, выраженную совокупностью сообщества живых организмов, средой их обитания, системой связей, демонстрирующей процессы обмена веществами и энергией между ее участниками [2] (Danilov-Danil'yan, 2017).

Со временем понятие экосистемы, которое зародилось, а впоследствии и установилось в биологии, начало активно употребляться в других областях и секторах науки. В гуманитарные, социальные и экономические науки экосистемный подход вошел во многом благодаря потребности представить процесс взаимодействия между группами, состоящими из различных элементов, имеющих связь, и компонентами окружающей среды. При дальнейшем развитии и изучении экосистемного подхода в различных сферах были выделены такие ее качества, как сложность и нелинейность, что привело к общепринятому определению экосистемы как сложной системы [3] (Kovaleva, 2021). При этом необходимо иметь в виду, что экосистема, имеющая комплексный характер, обладает еще одним ключевым качеством – это возможность самостоятельной трансформации и эволюции в рамках процесса адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Исходя из этого, можно отметить, что к основным отличительным признакам экосистемы будут относиться: сложность, развитие, организация и регуляция, реализуемые самостоятельно.

Также стоит отметить, что в самой экосистемной среде отсутствует иерархическая концепция и структура, которая могла бы выделить основные и дополнительные элементы, влияющие на системообразование. Функционирование экосистемы способствует созданию новой характеристики взаимодействия между ее элементами: на первый взгляд, именно составляющие системы зависят от внешнего окружения и существуют под ее воздействием, но в то же время сама экосистема способна влиять на внешнюю действительность и впоследствии трансформировать ее динамичным образом.

Подробнее рассмотрим особенности экосистемы в области экономики, бизнеса и предпринимательства, в которых она повсеместно применяется в настоящее время. Считается, что в экономику понятие «экосистема» вошло в связи развитием концепции организационной экологии и неоинституциональной теории, рассматривающих динамический цикл предприятия/фирмы, в котором экосистема выступала одним из ключевых конкурентных преимуществ при процессе формирования ценностей [4] (Karpinskaya, 2018).

При этом, если анализировать процесс внедрения рассматриваемого явления в предпринимательскую среду, стоит отметить, что родоначальниками предпринимательской экосистемы выступают кластерная теория экономического развития, концепция региональных инновационных систем и теория предпринимательских сетей. Основные предпосылки, определяющие связь предпринимательских экосистем с выделенными теориями, выражены следующими пунктами [5] (Ovchinnikova, Zimin, 2021):

- Предпринимательские экосистемы и кластерная теория экономического развития. Ключевые сходства в представленных концепциях обусловлены тем, что процесс формирования совокупности комплексных сетей и последующий обмен знаниями между их субъектами направлен на наращивание и укрепление конкурентных возможностей.

- Предпринимательские экосистемы и концепция региональных инновационных систем. Главной схожестью в данном случае выступает тот факт, что в обоих положениях роль наиболее активного субъекта взаимодействия на себя берет государственная структура, ключевой задачей которой является создание эффективной институциональной среды, в частности, за счет уменьшения количества барьеров, мешающих продуктивному развитию.

- Предпринимательские экосистемы и теория предпринимательских сетей. Базовым механизмом, отражающим схожие черты существования данных систем, считается процесс, предполагающий взаимную эксплуатацию особых средств и компетенций, которые комплементарны по отношению друг к другу. Еще одна аналогия, которую можно увидеть в процессе функционирования предпринимательских экосистем и предпринимательских сетей, выражена формальной автономностью и независимостью сторон.

Несмотря на все различия между выделенными экономическими и институциональными теориями, можно сказать, что часть основных положений, заложенных в них, послужила базисом для основания концепции экосистемы в области предпринимательской деятельности. В целом нужно отметить, что в основу предпринимательской экосистемы заложено динамично и совместно развивающееся общество, представленное разнообразными предпринимательскими субъектами и связями между ними, основной целью которого служит эффективное использование ресурсов экосистемы в процессе производства товаров и услуг и удовлетворения общественных потребностей [5] (Ovchinnikova, Zimin, 2021).

Еще одной областью, в которой необходимо рассмотреть экосистемный подход и выделить его особенности, выступает сектор образования. Понятие «образовательная экосистема» вошло в обиход лексикона представителей научной среды в начале 2000-х годов и было непосредственно связано с экосистемой обучения. Прежде всего, концепция образовательной экосистемы основана на принципиально новом подходе к управлению и организации образовательных процессов. Образовательная экосистема, как и любая экосистема, в своей сущности использует взаимовыгодный подход: с одной стороны – кадры, которые в ней обучаются, могут получать огромный перечень знаний и навыков из-за возросших и более эффективных методик обучения, которые возникают за счет взаимодействия с представителями внешней среды; с другой стороны – рынок получает кадры с необходимыми компетенциями, отвечающими большинству запросов, поступающих от экономики и общества. В результате образовательная экосистема представляет собой среду, в которой активно взаимодействуют друг с другом представители образовательных учреждений (обучающиеся, преподаватели и т.д.) и провайдеры образования, и их непрерывно развивающаяся координация направлена на развитие личности на всех уровнях [3] (Kovaleva, 2021).

В подтверждение того, что экосистемный подход в настоящее время активно исследуется в рассмотренных областях деятельности и становится новым трендом их развития, был проведен анализ публикаций с использованием базы данных Scopus. Рассматриваемая база данных охватывает широкий спектр международных журналов, что позволяет провести объективный анализ по исследуемой тематике. Поисковый запрос включал в себя статьи, имеющие в своем названии слово «экосистема», и был органичен следующими областями: «Бизнес, менеджмент и бухгалтерский учет» и «Экономика, эконометрика и финансы».

На рисунке 1 представлено количество публикаций за период с 2012 по 2022 год.

Рисунок 1. Динамика количества статей по теме «Экосистема» в области бизнеса и экономики

Источник: составлено авторами на основе анализа базы данных Scopus [6].

На графике можно увидеть рост количества публикаций, рассматривающих предпринимательские и экономические экосистемы за последнее десятилетие. Проанализировав рисунок, можно сделать вывод, что число работ по данной теме непрерывно увеличивается: в 2021 году количество статей превысило аналогичный показатель за 2012 год почти в 4,9 раз, а цифры за неполный 2022 год превышают данные, собранные за полные 2012–2016 годы.

Диаграмма, отражающая аналогичную динамику за этот же промежуток времени, была построена для научных работ, которые в свои названия включали словосочетания «образовательная экосистема» и «экосистема университета» (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика количества статей по теме «Образовательная экосистема» и «Экосистема университета»

Источник: составлено авторами на основе анализа базы данных Scopus [6].

График показывает, что количество статей, в которых исследован экосистемный подход в сфере образования и высшей школы, меньше, чем число работ об экономических и бизнес-экосистемах. Однако динамика и в этом случае является положительной: показатели за 2021 год в теме образования и университетов больше показателей за 2012 год в 8,5 и 22 раза соответственно, а количество статей за первую половину 2022 года в обоих случаях выше, чем сумма работ, опубликованных в период с 2012 по 2014 год.

Несмотря на то, что сектор образования является более обширным и университет является одним из его элементов, публикаций, анализирующих университетскую экосистему, на порядок больше. Данный факт может быть обусловлен рядом следующих причин: во-первых, статьи, связанные с образовательными экосистемами, носят более обобщенный и теоретизированный характер в отличие от большинства работ, рассматривающих экосистему университета и имеющих выраженный практико-ориентированный вид за счет исследования процессов, протекающих в конкретных университетах. Именно вуз выступает в качестве основной образовательной единицы, являющейся базой для создания инноваций. Экосистемный подход во многом способствует повышению эффективности данного процесса благодаря организации и развитию связей с представителями внешней среды, поэтому вполне логично анализировать и исследовать все возможности университетской экосистемы.

После того как было рассмотрено понятие экосистемы в экономике, предпринимательстве и образовании, подробнее остановимся на анализе концепции экосистемы университета.

Понятие экосистемы университета

Для того чтобы сформулировать точное и наиболее полное определение экосистемы университета, исследуем те формулировки, которые распространены в настоящее время. Интересным является тот факт, что в большинстве информационных ресурсов термин «экосистема университета» почти не употребляется. На данный момент понятие экосистемы, которое бы напрямую или косвенно было связано с учреждениями высшего образования, представлено тремя конкретными обозначениями:

1. Образовательная экосистема.

2. Предпринимательская экосистема университета.

3. Инновационная экосистема университета.

Именно данными понятиями апеллируют в своих научных работах и статьях отечественные и зарубежные авторы, анализируя экосистемный подход в университетской среде. В таблице 1 представлен имеющийся опыт толкования категории «экосистема университета» на основе представленных выше понятий с последующим анализом дефиниций.

Таблица 1

Понимание категории «экосистема университета» в существующих практиках

Термин
Дефиниция
Отличительные особенности
Сильные стороны
Слабые стороны
Образовательная экосистема
Сеть взаимосвязанных и разнотипных
субъектов, участвующих в процессе
обучения / воспитания / развития в
течение всей жизни
Объединяет различные уровни образования: начальное, основное, среднее, высшее. Т.е. субъектами системы могут выступать как школы и колледжи, так и университеты.
Несет в себе элементы педагогики, представленные процессами воспитания. Участниками экосистемы могут выступать родители учащихся, объединенные в специализированные комитеты
Направлена на всестороннее развитие входящих в нее участников (формирование необходимых учебных и профессиональных навыков, обучение навыкам межличностной коммуникации), обеспечивающее всем участникам экосистемы конкретный опыт, который применяется на протяжении всей жизни
Предпринимательская бизнес-среда, представленная предприятиями и организациями, не является первостепенным участником экосистемы. Она выступает в роли т.н. игроков «второй линии», так как напрямую не участвует в процессе обучения
Предпринимательская экосистема университета
Система, в основе которой находится комплекс взаимоотношений между элементами университетской среды и представителями бизнес-сектора. При этом происходит интеграция предпринимательской культуры во все слои образовательного учреждения, которая способствует повышению коммерческой предприимчивости как среди обучающихся, так и среди сотрудников
Направлена на поддержание «третьей» – предпринимательской – миссии вуза, путем встраивания элементов предпринимательства в университетскую структуру, тем самым превращая его в своеобразный «инкубатор» для новых проектов, который представляет собой благоприятную среду для изучения и использования студентами новых идей
Повышение предпринимательского уровня города/региона/страны за счет позиционирования университетов как центров предпринимательства. Развитие у обучающихся практико-ориентированных навыков и необходимых для бизнеса компетенций
Из-за смещения основного фокуса развития университета на создание подходящих условий для формирования потенциальных предпринимателей, происходит небольшое послабление продвижения других основных функций университета – образовательной и научной
Инновационная экосистема университета
Совокупность
организационно-экономических отношений, возникающих в процессе реализации
университетом инновационной деятельности, включающая комплекс взаимовыгодных
связей научно-инновационных подсистем университета с другими субъектами
инновационной деятельности (внешней средой), позволяющих осуществлять полный
инновационный цикл с целью создания конкурентоспособной высокотехнологичной
продукции отечественных предприятий и развития инновационного и интеллектуального
потенциалов российской экономики, в том числе научно-образовательной сферы
Представляет собой совокупность многоуровневых университетских систем всех видов: образовательной, предпринимательской и научной, так как одна из стратегий развития инновационного уровня как самого университета, так и экономки страны в целом требует определенной концепции, заключающейся в формировании, распространении и коммерциализации знаний по всем доступным каналам
Согласно данной концепции, университет представляет собой ключевое звено, вокруг которого происходят процессы единения, интеграции и координации ресурсов других членов инновационной экосистемы (государство, предприятие и т.д.) на взаимовыгодных условиях, т.е. вуз берет на себя роль организатора, отвечающего за взаимосвязь между другими участниками. Главной задачей системы такого типа является рост инновационного потенциала страны за счет формирования внутри учреждения высшего образования такой атмосферы, которая бы способствовала созданию и последующему продвижению вузовских инноваций
Так как ключевая задача инновационной экосистемы университета – это создание и развитие инноваций в вузе, возможна потеря классической обучающей функции образовательного учреждения, несущей в себе элементы воспитательного характера моральных и нравственных ценностей
Источник: составлено авторами на основе данных [7–14] (Spencer-Keyse, Cubista, Luksha, 2018; Fedorov, 2019; Sergeeva, 2015; Marcondes de Moraes, Fischer, Campos, Schaeffer, 2020; Nikiforova, Suindikova, Alpysbaev, 2018; Morris, Shirokova, Tsukanova, 2017; Ponomareva, 2020).

Помимо терминов, которые зафиксированы в таблице, в настоящее время активно используется понятие «цифровая экосистема университета». Данное явление, во-первых, обусловлено тем, что цифровизация в настоящее время выступает как повсеместный и глобальный тренд развития всех сфер общества, включая область высшего образования. Во-вторых, популяризация данного определения произошла за счет того, что единое толкование концепции «цифрового университета» на данный момент отсутствует: одни эксперты полагают, что университет можно считать цифровым, если в какие-либо его процессы внедрены цифровые инструменты, другие – что данное явление носит более широкий характер и представляет собой модель университета, все уровни которой тем или иным образом функционируют на основе современных информационных и цифровых технологий [15] (Klimov, Zarechkin, Kupriyanovskij, 2019).

Толкование представленного понятия обусловлено четким контекстом использования и преобладающим подходом к пониманию самого процесса цифровизации. Тем не менее большинство экспертов убеждены в том, что сущность реализации «цифрового университета» должна носить комплексный характер, поэтому оптимальным и актуальным становится эксплуатация термина «цифровая экосистема университета», который, в свою очередь, полным образом отображает все многообразие и сложность взаимосвязей между цифровой средой и вузом.

Под цифровой экосистемой университета, так же как и под экосистемой университета, понимается гибкая и комплексная система, характеризующаяся функцией адаптации. Основное отличие состоит в том, что базой этой системы выступают цифровая инфраструктура и входящие в нее цифровые компоненты, а формирование взаимосвязей основывается на применении информационных и медиатехнологий [16] (Grigor'ev, Sabitov, Smirnova, Sabitov, 2020). Так как цифровизация не только является основой создания концепции «цифровой экосистемы», но и играет большую роль в процессе повышения эффективности взаимодействия элементов университетской экосистемы, необходимо учитывать это явление при формировании экосистемы современного конкурентоспособного университета и грамотном и полном толковании данного понятия.

Основываясь на представленной выше информации, отражающей основной опыт использования понятий, связанных с экосистемой учреждений высшего образования, уточним понятие «экосистема университета».

Экосистема университета – это гибкая и адаптивная система, в основе которой находится комплекс социально-экономических отношений, сформировавшихся между элементами университетской структуры и акторами внешней среды из различных сфер деятельности и имеющих взаимовыгодный характер. Сущность обоюдного интереса выражается в том, что представители извне способствуют развитию вуза по его основным направлениям – образование, наука и инновации, а компоненты среды высшего образования, в свою очередь, принимают участие в успешном выполнении задач данных представителей. Синергетический эффект от совместного взаимодействия может быть направлен не только на совершенствование показателей работы университета и внешнего стейкхолдера, но являться базой для создания инновационных, научных и предпринимательских проектов и разработок, способных глобально влиять на экономический уровень государства.

Экосистемный подход в высшем образовании: преимущества и направления развития

При формировании определения экосистемы университета и анализе данного подхода в различных сферах было выявлено, что одним из ключевых признаков системы такого вида выступают взаимовыгодное сотрудничество и обоюдный интерес, который должен принести положительный эффект как самому университету, так и стейкхолдерам, с которыми он взаимосвязан. Рассмотрим подробнее, какие преимущества могут получить участники экосистемы университета, находясь внутри нее. В таблице 2 представлены основные процессы, протекающие в учреждении высшего образования, и то, каким образом на них может повлиять использование экосистемного подхода.

Таблица 2

Влияние экосистемы на основные функции университета

Процесс
Эффект от воздействия экосистемы
Образовательный
Прямое взаимодействие с представителями промышленности и бизнеса дает образовательной системе практико-ориентированную направленность: университет начинает готовить кадров с необходимыми компетенциями, которые соответствуют требованиям, необходимым непосредственно организации-работодателю и рынку. Данные требования несут в себе актуальные и современные тенденции развития общества, которые классический вуз может «упустить» ввиду своей консервативной, закрытой структуры. Помимо этого, экосистемный подход позволяет реализовывать такие тренды нового образования, как гибкость, междисциплинарность и использование современных технологий, за счет сотрудничества с внешними организациями другого типа, основная цель которых не состоит в обучении
Научно-исследовательский
Научные центры, институты и лаборатории, а также другие университеты, которые могут выступать элементами экосистемы, повысят количество научных публикаций и качество проводимых внутри университета исследований путем использования материальной и технической базы научных учреждений и привлечения в исследовательские команды новых, квалифицированных кадров
Предпринимательский
Присутствие представителей бизнеса и промышленности способствует развитию в университете различных форм коммерциализации технологий и инноваций: заказные НИОКР/ОКР и создание стартапов. При этом возможно более эффективное формирование различных площадок, направленных на разработку проектов и их последующую коммерциализацию (бизнес-инкубатор, акселератор, технопарк) в университетской среде. Также более упрощен процесс вовлечения реальных практиков из бизнес-среды для оценки, координации и возможного финансирования студенческих предпринимательских инициатив
Инновационный
Повышение эффективности научно-исследовательской и предпринимательской функций напрямую влияет на инновационный уровень вуза. Увеличение количества исследований и рост числа проектов/технологий за счет использования внешних элементов экосистемы способствует повышению инноваций
Организационно-управленческий
Отсутствие четкой иерархии и линейной структуры внутри экосистемы позволит оперативным образом выстроить в вузовской среде модель субъект-субъектных взаимоотношений, в которой обучающийся выступает не просто пассивным потребителем знаний, но и активным участником образовательного процесса
Источник: составлено авторами на основе данных [10] (Sergeeva, 2015).

В представленной выше таблице рассмотрены те преимущества, которые получит вуз при использовании экосистемного подхода. Если говорить о положительных эффектах для внешних представителей, то они главным образом будут заключаться в получении квалифицированных кадров, подготовленных под необходимые предприятиям и компаниям требования, и росте прибыли за счет создания и коммерциализации технологий/проектов совместно с университетом. Более масштабный результат может быть выражен ростом экономического и инновационного потенциала государства при использовании вуза как полноправного субъекта экономики и центрального организатора инновационной деятельности в системе соответственно.

Если рассуждать о тех направлениях и путях развития, в сторону которых может двигаться экосистема университета, можно выделить некоторые тенденции. В настоящее время не существует регламентированных основ и правил, описывающих четкую структуру университетской экосистемы и определенный порядок ее формирования. Нигде конкретно не указано точное количество субъектов экосистемы, к каким именно сферам должны относится функционирующие в ней организации и может ли она содержать в себе несколько учреждений высшего образования. Однако проанализировав научные работы по тематике экосистем университета, следует отметить, что большая часть из них описывает экосистему, в которой представлен один университет, выступающий образовательным центром самой системы. Начальный этап развития экосистемного подхода в сфере высшего образования очевидно дает понять, что экосистемы университета еще могут развиваться, совершенствоваться и приходить к расширению, включая в себя все больше и больше элементов и выходя на все более крупный государственный уровень (город/район/регион). Вполне возможно, что процесс распространения экосистем университетов будет происходить по аналогии с процессом развития сетевой модели университета, включающей в себя взаимодействие между разными университетами. Основа сетевой модели университета представлена взаимодействующими сторонами, в роли которых выступают образовательные учреждения с общими целями и ресурсами для их достижения и коммуникационными технологиями и сетями, непосредственно отвечающими за связь [17] (Yur'ev, Naletova, 2014). Т.е. несколько организаций, имеющих похожую структуру и цели, объединяются в сеть посредством использования современных технологий.

По такому же принципу несколько экосистем разных университетов, например одного города, могут интегрироваться в одну городскую университетскую экосистему. При этом не стоит забывать об отличительных чертах самой экосистемы, которые во многом базируются на самоорганизации и отсутствии четко ограниченного порядка. Данный процесс может быть нелинейным и не иметь определенной последовательности: экосистема одного университета необязательно должна находиться в конечной стадии своего развития для того, чтобы наладить взаимодействие с экосистемой другого университета, все эти действия могут происходить на различных этапах формирования экосистем. Сетевая модель взаимодействия экосистем будет иметь ярко выраженный синергический эффект, который может привести к глобальному воздействию на экономический, научный и инновационный уровень государства.

Заключение

Рассматривая экосистемный подход как один из ключевых трендов развития сектора высшего образования, можно отметить, что он выступает тенденцией развития не только образовательной сферы, но и многих областей жизни общества, таких как экономика и предпринимательство. Анализ публикаций за последние десять лет показал рост научного интереса к темам, связанным с экосистемами и применением экосистемного подхода во многих социально-экономических отраслях. Нами был рассмотрен экосистемный подход в выделенных сферах, с помощью которого удалось выявить отличительные признаки экосистемы: комплексность, отсутствие четко выраженной иерархии, самоорганизация и саморазвитие, способное быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. Уточнение термина «экосистема университета» и его сравнение со всеми другими похожими определениями, которые повсеместно используются в области образования, показали, что университетская экосистема должна быть направлена на повышение эффективности образовательной, инновационной и предпринимательской деятельности, происходящей внутри вуза, путем взаимодействия с акторами внешней среды с помощью использования современных цифровых технологий.

Ключевые эффекты при использовании экосистемного подхода в высшей школе выражены наращиванием уровня научно-исследовательской и инновационной деятельности, ростом числа студенческих проектов и соответствием образовательного процесса новым тенденциям. Все это становится возможным благодаря вовлечению в образовательный, научно-исследовательский, инновационный и предпринимательский процессы вуза экспертов из организаций, выступающих представителями внешней среды.

Экосистемный подход, в свою очередь, оптимизирует данный процесс вовлечения и делает его более эффективным за счет выгодного для обеих сторон сотрудничества. В настоящее время экосистемы университета находятся на начальном этапе развития, в связи с чем можно выделить перспективы и направления их эволюционирования, заключающиеся в формировании глобальной сетевой модели взаимодействия экосистем университетов. Комплексная система такого вида может быть не только парадигмой развития высшего образования, но и стать одним из ключевых трендов развития государства за счет яркого синергетического действия, влекущего за собой большое воздействие на экономический, научный и инновационный уровень страны.


Источники:

1. Аргунова М.В., Моргун Д.В. Экосистемный подход как новая парадигма образования // Непрерывное образование в контексте будущего: Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. – c. 19-24.
2. Данилов-Данильян В.И. Ecosystem is one of the most important fundamental conception of modern science // Экосистемы: экология и динамика. – 2017. – № 1. – c. 5-9. – doi: 29650050.
3. Ковалева Т.М. Экосистемный подход в образовании: начало пути // Непрерывное образование в контексте будущего: Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. – c. 25-31.
4. Карпинская В.А. Экосистема как единица экономического анализа // Системные микроэкономики, экономики предприятий: Материалы Второй конференции Отделения моделирования производственных объектов и комплексов ЦЭМИ РАН, выпуск 2. Москва, 2018. – c. 125-141.– doi: 10.33276/978-5-8211-0769-5-125-141.
5. Овчинникова А.В., Зимин С.Д. Рождение концепции предпринимательских экосистем, и ее эволюция // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1497-1514. – doi: 10.18334/epp.11.6.112307.
6. Scopus. [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus.com (дата обращения: 20.05.2022).
7. Spencer-Keyse J., Luksha P., Cubista J. Learning Ecosystems: An Emerging Praxis For The Future Of Education. School of Management SKOLKOVO & Global Education Futures. [Электронный ресурс]. URL: https://learningecosystems2020.globaledufutures.org.
8. Федоров И.М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме // Молодой ученый. – 2019. – № 28(266). – c. 246-250.
9. Почему будущее образования – за экосистемами. Trends.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/6027f56f9a794723de4d1b34 (дата обращения: 11.05.2022).
10. Сергеева К.Н. Формирование конкурентоспособной инновационной экосистемы университета. / дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. - Москва, 2015. – 221 c.
11. Moraes G., Fischer B., Matheus Leite Campos, Schaeffer P. University Ecosystems and the Commitment of Faculty Members to Support Entrepreneurial Activity // BAR - Brazilian Administration Review. – 2020. – № 2. – p. 1-26. – doi: 10.1590/1807-7692bar2020190013.
12. Никифорова Н.В., Суиндикова А.С., Алпысбаев К.С. Предпринимательская экосистема университета и ее составляющие // Education. qualityassurance. – 2018. – № 4(13). – c. 30-35.
13. Morris M.H., Shirokova G., Tsukanova T. Student entrepreneurship and the university ecosystem: a multi-country empirical exploration // European Journal of International Management. – 2017. – № 1. – p. 65-85. – doi: 10.1504/EJIM.2017.081251.
14. Пономарева О.Н. Оценка эффективности взаимодействия в инновационной экосистеме университета // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1711-1720. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110522.
15. Климов А.А., Заречкин Е.Ю., Куприяновский В.П. О цифровой экосистеме современного университета // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2019. – № 4. – c. 815-824. – doi: 10.25559/SITITO.15.201904.815-824.
16. Григорьев С.Г., Сабитов Р.А., Смирнова Г.С., Сабитов Ш.Р. Концепция формирования и развития цифровой интеллектуальной экосистемы смешанного университетского образования // Информатика и образование. – 2020. – № 5(314). – c. 15-23. – doi: 10.32517/0234-0453-2020-35-5-15-23.
17. Юрьев В.М., Налетова И.В. Сетевой университет как модель современных взаимодействий региональных университетов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 3(131). – c. 7-15.

Страница обновлена: 11.04.2024 в 11:22:13