Структура управления системой экономической безопасности в новых условиях

Василенко Н.В.

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:



Введение

Возрастание внимания к обеспечению экономической безопасности на национальном и корпоративном уровнях в последние годы связано с обострением глобальных проблем экономического развития, его неравномерностью в условиях цифровой трансформации, усилением борьбы за перераспределение переговорных позиций в мировом экономическом сообществе [14] (Kazantseva, 2022). Вопросы построения и функционирования систем экономической безопасности имеют в настоящее время существенное практическое значение для обеспечения национального суверенитета и поддержания качества жизни населения и нуждаются в научном обосновании.

К настоящему времени на национальном уровне экономической безопасности выявлены направления взаимного влияния различных видов национальной безопасности [23] (Rukinov, 2020), обоснована необходимость учета динамической природы экономической безопасности [26] (Sachkov, 2022), раскрыта иерархическая система субъектов, обеспечивающих экономическую безопасность [10] (Glazunova, 2023), обозначена проблема интеграции различных стратегий безопасности в единую систему документов стратегического планирования [8] (Bukhvald, 2020). В области управления экономической безопасностью на корпоративном уровне определены базовые принципы построения систем экономической безопасности предприятия [27] (Senchenko, 2021), показано стратегическое значение в развитии хозяйственных систем гармонизации учетной, управленческой и информационной концепций [19] (Melnik, 2020), описаны взаимосвязи системы экономической безопасности предприятия с риск-менеджментом и внутренним контролем [15] (Karzaeva, 2021), организационной культурой [20] (Plyakin, Orekhova, 2020).

Несмотря на активизацию исследований в указанной области вопросы построения систем экономической безопасности на различных уровнях с позиции системного и стратегического подходов остаются малоизученными, что и определило цель работы.

Цель исследования состояла в выявлении обобщенной структуры системы экономической безопасности в единстве ее концептуально-стратегических и организационно-управленческих компонентов.

Методология

Для получения результатов исследования применялись общенаучные методы, такие как анализ, синтез, обобщение, систематизация, а также системный, стратегический и институциональный подходы.

Информационной основой исследования послужили научные работы российских авторов, а также законодательные и стратегические документы Российской Федерации в области экономической безопасности.

Результаты и их обсуждение

Уровни системы экономической безопасности и их институциональное отражение

Для обеспечения стратегического целеполагания в условиях меняющейся внешней и внутренней среды защищаемого объекта, а также преобразования концептуальных установок в практические защитные действия, система экономической безопасности должна включать следующие компоненты:

- концептуально-стратегический, который определяет основные принципы, направления, способы и средства деятельности по обеспечению экономической безопасности на определенном уровне,

- организационно-экономический, который переводит указанные направления в практическую плоскость, включая вопросы привлечения необходимых ресурсов (материальных, человеческих, финансовых, информационных и т.д.) и инфраструктуры, а также механизмы и процедуры предпринимаемых действий.

Исследование показало, что различную степень обобщенности и конкретности в подходах к обеспечению экономической безопасности отражают уровни системы экономической безопасности, каждый из которых можно связать с определенным институциональным элементом – доктриной, концепцией, стратегией, политикой и механизмом (рис 1).

ДОКТРИНА:
фундаментальные принципы, ценности и общий курс обеспечения ЭБ

КОНЦЕПТУАЛЬНО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ ЭБ


КОНЦЕПЦИЯ:
теоретическое обоснование и направления реализации принципов и общего курса обеспечения ЭБ



СТРАТЕГИЯ:
конкретный долгосрочный план достижения целей концепции обеспечения ЭБ




ПОЛИТИКА:
совокупность мер, воплощающих стратегию в конкретные решения и действия в области обеспечения ЭБ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ ЭБ


МЕХАНИЗМЫ:
конкретные инструменты, методы и процедуры, «технически» обеспечивающие меры, заложенные в политике

Рисунок 1 – Институционально-уровневая структура системы экономической безопасности. ЭБ – экономическая безопасность. Источник: составлено автором.

Первый уровень – фундаментальный – является базовым и наиболее обобщенным, на нем формируются основные принципы, ценности и идеология, на которых строится вся система экономической безопасности. Этот уровень закрепляется в доктрине, содержанием которой является система основных взглядов, принципов и положений в рассматриваемой области. Доктрина представляет собой основополагающий документ, который определяет ведущие принципы, цели и подходы к обеспечению экономической безопасности, задавая идеологическую и концептуальную основу для всех последующих действий.

Источником идеологии и ценностей доктрины, направленной на долгосрочную перспективу, как правило, выступают национальные интересы и приоритеты [13] (Dmitrichenko, Savkin, 2020). Например, военная доктрина формулирует основные принципы и цели национальной обороны, а доктрина экономической безопасности может включать в себя такие ключевые элементы, как экономический суверенитет [9] (Vasilenko, Rumyanceva, 2022), устойчивость экономических систем [29] (Hanafeev, Bikmullin, 2021) и т.д. Например, в «Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации» (2019) определены внешние, внутренние и трансграничные вызовы и угрозы энергетической безопасности России, соответствующие риски и последствия, а также цель, принципы, основные направления и задачи обеспечения энергетической безопасности [1]. «Климатическая доктрина Российской Федерации» (2009) описывает особенности Российской Федерации в контексте проблемы изменения климата, а также определяет цель и принципы, основное содержание и направления политики в области климата [2].

Второй уровень – теоретико-методологический – предполагает разработку теоретического обоснования и методологической базы для реализации доктринальных положений. Теоретико-методологический уровень фиксируется в концепции экономической безопасности, которая конкретизирует подходы и направления работы, формируя видение того, как должны быть достигнут цели, определенные в доктрине. Концепция – это документ, систематизирующий основные положения и методы реализации доктринальных положений, который служит мостом между абстрактными принципами доктрины и конкретными действиями, прописанными в стратегии.

Концепция более детализирована, чем доктрина, и направлена на определение путей реализации положений доктрины. Концепция может включать в себя анализ ситуации, цели и задачи, методы и средства их достижения. Например, «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (2012) показывает роль миграционных процессов в социально-экономическом развития России, определяет цели, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики, а также ее информационно-аналитическое обеспечение [3]. В «Концепции общественной безопасности в Российской Федерации» (2013) указано, что она является «основой для конструктивного взаимодействия в этой сфере сил обеспечения общественной безопасности и институтов гражданского общества, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства» [4]. В документе выявлены основные источники угроз, цели и направления обеспечения общественной безопасности.

Третий уровень – стратегический – подразумевает разработку конкретного плана действий, направленного на реализацию целей, установленных в концепции. Стратегия, как документ, определяет долгосрочные цели, сроки и этапы их достижения, а также распределение ресурсов, учитывая возможные риски и определяя меры по их предупреждению или минимизации.

Стратегия более конкретна, чем доктрина или концепция, и ориентирована на практическую реализацию задач обеспечения экономической безопасности [17] (Lapygin, Talov, 2023). Кроме того, современные подходы к формированию стратегии предполагают возможность их адаптации в зависимости от изменения внешних и внутренних условий [30] (Chapchikov, 2023). Например, в «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» (2009) отмечается, что она «в соответствии с новыми задачами и приоритетами развития страны … формирует новые ориентиры развития энергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития», «базируется ... на анализе существующих тенденций и новых системных вызовов развитию энергетики, учитывает возможные колебания внешних и внутренних условий экономического развития России» [5]. В этом документе представлены «основные тенденции и прогнозные оценки социально-экономического развития страны; перспективы спроса на российские энергоресурсы; основные положения государственной энергетической политики и ее важнейших составляющих» [5]. «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» (2020) излагает оценку состояния национальной безопасности в Арктической зоне и особенности этой зоны, обусловливающие специальные подходы к ее развитию и обеспечению безопасности, сформулированы цели и основные направления и обобщенные меры для достижения поставленных целей [6].

Четвертый уровень – тактический – реализует конкретные действия и решения, которые направлены на решение стратегических задач. Тактическому уровню соответствует политика, имеющая прикладной характер и ориентированная на достижение практических результатов в сфере обеспечения экономической безопасности в рамках соответствующей стратегии. Цель политики – решить поставленные в стратегии задачи путем принятия и исполнения конкретных решений. Политика представляет собой совокупность конкретных мер, которые могут изменяться в зависимости от текущих условий, и включает в себя принятие нормативных актов, прямое регулирование субъектов и объектов экономической безопасности, контроль над исполнением и другие практические действия. Примером может послужить политика импортозамещения [21] (Poltoradneva, Razumov, 2023), реализуемая путем введения налоговых льгот для национальных производителей и ограничений на импорт определенных видов товаров и услуг.

Политика также может воплощаться в особых документах. Например, «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности» содержат положение о том, что такая политика «представляет собой совокупность скоординированных мер, направленных на формирование с учетом национальных интересов Российской Федерации системы обеспечения международной информационной безопасности» [7]. Указанный документ определяет «основные угрозы международной информационной безопасности, цель, задачи государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности, а также основные направления и механизмы ее реализации» [7]. Отмечено также, что указанный документ конкретизирует «отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации и других документов» [7].

Пятый уровень – оперативный – является самым прикладным, на котором используются конкретные инструменты, методы и процедуры для реализации политики. Все они объединяются тем или иным образом в механизмы, которые и обеспечивают выполнение оперативных задач и непосредственную реализацию мер экономической безопасности. Представляя собой совокупность конкретных методов, инструментов и процедур по защите объекта безопасности от угроз [18] (Loginova, Trysyachnyj, Molodyh) механизмы являются техническими и организационными средствами достижения целей, определённых стратегией и политикой [25] (Salnikov, Mashirov, 2023). Механизм описывает, как именно будут выполнены те или иные действия, включая законодательные, экономические, административные и иные инструменты.

В экономической науке чаще проектируют организационно-экономические механизмы, в которых организационная часть формирует институциональную среду (документы и структуры), а экономическая – ресурсные и финансовые потоки. Механизм может включать в себя законодательные и нормативные акты, экономические инструменты (налоги, субсидии, льготы и т.д.), административные меры (контроль и надзор и т.д.), а также оперативные действия (мониторинг, аудит и т.д.). Примером может послужить механизм государственного контроля над стратегическими предприятия, включающий процедуры лицензирования, мониторинг и аудит их деятельности.

Рассмотренные уровни формируют целостную систему экономической безопасности, обеспечивая ее результативность и гибкость в условиях меняющейся внешней и внутренней среды объекта экономической безопасности.

Особенности структуры системы экономической безопасности на корпоративном уровне

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что для построения системы экономической безопасности предприятия могут быть применены те же подходы, что для уровня национальной экономической безопасности, но с учетом специфики бизнеса [22] (Popovich, 2023). Следует отметить, что ключевые элементы рассматриваемых уровней на уровне предприятия могут соотноситься с ключевыми инструментами современного стратегического менеджмента, такими как философия, миссия, стратегическое планирование и т.д. Так, на корпоративном уровне доктрина экономическая безопасности задает общие принципы и цели для обеспечения безопасности предприятия, соотносясь с организационной философией. Доктрина экономической безопасности предприятия может включать принципы защиты интеллектуальной собственности, финансовой независимости, минимизации рисков потери ключевых клиентов и партнеров и т.д. Концепция экономической безопасности предприятия разрабатывает подходы и методы достижения этих целей. Например, концепция управления рисками включает методы оценки и управления финансовыми, операционными, правовыми и пр. рисками с учетом специфики отрасли и рыночных условий.

Стратегия предприятия определяет конкретный план действий для реализации целей доктрины и концепции, например, стратегия диверсификации бизнеса, предполагает расширение ассортимента выпускаемой продукции и (или выход на новые рынки может использоваться для снижения зависимости от одного источника дохода. Политика экономической безопасности предприятия воплощает стратегию в конкретные меры. Она может включать в себя внутренние регламенты, процедуры и правила, касающиеся различных сторон деятельности предприятия (от управления финансами до защиты данных). Например, политика управления ликвидностью предусматривает поддержание достаточного уровня денежных средств и доступных кредитных линий для покрытия текущих обязательств. Механизмы экономической безопасности предприятия обеспечивают «техническое» выполнение мер, предусмотренных политикой. Они могут включать программное обеспечение для управления рисками, системы контроля доступа, процедуры внутреннего аудита, стандарты и процедуры контроля качества и т.д.

При этом степень использования перечисленных уровней (доктрина, концепция, стратегия, политика, механизмы) и их формализация зависят от размера, сферы деятельности и стадии развития компании. Доктрина, затрагивающая вопросы экономической безопасности, как документ применяется в основном на крупных и стратегически важных предприятиях, функционирующих в высокорисковых или регулируемых отраслях (например, энергетика, оборона, финансы и пр.). В такой ситуации доктрина формально может фиксировать основные принципы и направления деятельности для обеспечения устойчивости и защиты интересов компании. В компаниях меньшего размера роль доктрины может выполнять миссия компании или сформулированные корпоративные ценности.

Концепция более распространена и может быть формализована в виде таких корпоративных документов, как концепция управления рисками или концепция устойчивого развития. На предприятиях небольшого размера концептуальные вопросы могут решаться на уровне стратегического планирования. Стратегия разрабатывается большинством современных предприятий [24] (Salmanova, Samoshkina, 2023). На крупных предприятиях она существует в виде отдельного документа, определяющего долгосрочные цели и планы действий по их достижению. На средних и малых стратегия может быть менее формальной, отражаться в виде ключевых направлений развития бизнеса.

Политика независимо от размера предприятия выражается в правилах, регламентах и процедурах, определяющих ежедневную работу предприятия. Например, политика информационной безопасности может включать правила доступа к корпоративным данным, использование специального программного обеспечения для обнаружения вторжений и т.д., а политика кадровой безопасности – процедуры отбора кандидатов, правила ротации кадров и т.д. Механизмы реализуются на практике всеми предприятиями, например, механизм внутреннего контроля или управления качеством обеспечивает соответствие производимой продукции необходимым стандартам.

Таким образом, крупные предприятия, находящиеся на стадии зрелости своего жизненного цикла, обычно имеют все уровни системы экономической безопасности, формализованные в виде документов и процедур. На малых и средних предприятиях имеются в той или иной форме стратегия, политика и механизмы.

Управление в структуре системы экономической безопасности

Институционально-уровневая структура (рис.1) задает для системы экономической безопасности целеполагание, принципы и правила, определяя границы полномочий заинтересованных субъектов. Однако для успешного противодействия угрозам и вызовам в системе экономической безопасности необходимо предусмотреть наличие еще двух подсистем:

- подсистемы управления,

- подсистемы обеспечения.

Управление экономической безопасностью представляет собой процесс планирования, организации, координации и контроля действий, направленных на поддержание и повышение экономической безопасности объекта (государства или предприятия). Указанные процессы включают формирование структур, ответственных за выполнение задач, оценку текущего состояния и отслеживание угроз и вызовов, мониторинг выполнения поставленных задач и т.д. Управление обеспечивает согласованность и эффективность взаимодействия всех элементов системы экономической безопасности, ее адаптацию к изменяющимся условиям, а также принятие необходимых решений, направленных на предотвращение или нейтрализацию угроз и ликвидацию последствий нанесенного ущерба.

Осуществления процесса управления в системе экономической безопасности и является основной функцией подсистемы управления. Эта подсистема охватывает совокупность процессов, структур и процедур, которые организуют, координируют и контролируют реализацию всех мер, предусмотренных в системе экономической безопасности определенного объекта, способствуют ее эффективному функционированию.

Основными элементами подсистемы управления могут быть:

– организационная структура, отражающая распределение ответственности и полномочий между участниками процесса обеспечения экономической безопасности;

– процессы управления системой экономической безопасности (планирование, организация, координация и контроль);

– анализ и оценка вызовов и угроз, а также эффективности реализуемых защитных мер;

– контроль и аудит выполнения регламентов и процедур, а также эффективности задействованных механизмов.

Первые два элемента создают каркас подсистемы управления экономической безопасности, а вторые отражают ее две основные содержательные функции, первая из которых позволяет принимать решения о запуске тех или иных мер экономической безопасности [28] (Tretyak, Nikitina, Panarin, 2022), а вторая – повышать эффективность самой системы экономической безопасности [11] (Grachev, Litvinenko, 2024) и ее адаптацию к изменяющимся внешним и внутренним условиям. На практике подсистема управления экономической безопасности на уровне предприятия может включать отделы и должностных лиц, ответственных за оценку рисков, внутренний контроль, разработку стратегий и политик безопасности, а также за их реализацию и мониторинг [16] (Kurickih, 2024) с учетом возможности привлечения сторонних консультантов [12] (Dedyaeva, 2024).

Кроме рассмотренной подсистемы управления можно выделить еще одну подсистему, обеспечивающую работоспособность системы экономической безопасности. Речь идет о подсистеме обеспечения, представляющей собой совокупность методов, инструментов и процедур, направленных на реализацию мер по защите экономических интересов объекта безопасности и поддержания его стабильности. Эта подсистема непосредственно реализует меры, предусмотренные в рамках стратегии и политики экономической безопасности и поддерживает осуществление практических действий, решения о которых приняты в рамках системы управления экономической безопасностью.

Основными элементами подсистемы обеспечения могут быть:

– конкретные меры безопасности, в том числе действия и процедуры, направленные на защиту экономических интересов;

– средства и технологии для реализации мер безопасности, например, системы мониторинга, противовирусное программное обеспечение и т.д.;

– правила и регламенты, которые следует выполнять для предотвращения или нейтрализации угроз либо ликвидаций последствий их реализации.

С организационной точки зрения подсистема управления экономической безопасностью формируется на всех уровнях системы экономической безопасности, а подсистема обеспечения экономической безопасности соответствует ее нижнему операционному уровню. При этом подсистема управления экономической безопасностью обеспечивает стратегическую и организационную основу в том числе и для подсистемы обеспечения.

Выделение в структуре подсистем управления и обеспечения позволит более успешно координировать деятельность всех задействованных субъектов и структур в области экономической безопасности того или иного объекта.

Заключение

Многообразие объектов экономической безопасности с точки зрения их масштаба, а также взаимосвязанность задач обеспечения их устойчивого функционирования выдвигает на первый план задачу слаженности работы систем их экономической безопасности. По мнению автора, этого можно достичь при помощи поиска общих основ и элементов с последующим их объединением в единую систему, обеспечив единство стратегического целеполагания.

Как показало исследование, система экономической безопасности, удовлетворяющая указанным требованиям, должна представлять собой целостную структуру, элементы которой охватывают концептуально-стратегический и организационно-экономический компоненты, направленные на защиту экономических интересов объекта безопасности (государства или предприятия) от внутренних и внешних угроз.

Для координации в решении текущих задач, а также возможности развития и адаптации к меняющим внешним и внутренним условиям система экономической безопасности должна включать не только концептуально-организационных инструментарий, но и управление как процесс, определяющий скоординированное функционирование всех составляющих системы экономической безопасности для решения конкретных задач в конкретных практических условиях.

Основные положения и результаты могут полезны при разработке и совершенствовании систем экономической безопасности, а также отдельных составляющих или элементов такой системы, например, стратегий экономической безопасности или организационных структур, обеспечивающих решение стратегических задач на национальном, региональном и корпоративном уровнях. Направления дальнейших исследований автор видит в конкретизации полученных выводов с учетом особенностей тех или иных объектов экономической безопасности.


Страница обновлена: 30.12.2024 в 20:58:54