К анализу прогрессивных организационно-управленческих моделей компаний

Товстых Л.Е.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (13), Январь 2008

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959339

Аннотация:
(Окончание. Начало в № 12/2007 «кэ») Продолжая анализ организационно-управленческих моделей компаний важно выделить интеграционные идеи, пути их практического воплощения в информационных системах, а также предложить модель организации интегративного типа.

Ключевые слова: менеджмент, управление предприятием, информационные системы, интегративный тип организации, организационная модель



Окончание. Начало в № 12/2007 «кэ»

Продолжая анализ организационно-управленческих моделей компаний важно выделить интеграционные идеи, пути их практического воплощения в информационных системах, а также предложить модель организации интегративного типа.

Рассматривая интеграционные идеи, обратим внимание на работу Желены [1] в которой обсуждаются интегрированное управление процессами (IPM) и перспективы горизон­тально интегрированной организации. Как и многие другие специалисты, Желены особую роль в таких организациях отводит процессам, объектом которых являются «знания».

В статье Макбет Д. К. [1] отмечается важность отдельных элементов бизнеса и менеджмента любой фирмы, таких как коммуникации, потоки, системы контроля и партнерство и их особая роль в горизонтальных организациях в условиях использования интеграционных идей. Обсуждаются различные формы и особенности наиболее важного вида коммуникаций – организации взаимоотношений и взаимодействий с клиентским сектором.

Весьма интересными представляются идеи Гилберта и Маршанда из книги серии «Мастерство менеджмента». Приведем отдельные, наиболее важные для нас положения из этих работ. В статье Гилберта [2] подробно анализируются «информационные системы управления конкуренцией» (ИСУК) и возможности их применения. Отмечается, что «информационные системы управления производством очень полезны, но не являются их заменой». Для ИСУК «главное — не информационная технология, а формула конкуренции, ключевые для нее факторы успеха и приданные ей информационные пучки».

Подобные системы «сфокусированы на информации, которая нужна для получения и удержания конкурентного преимущества, информации покрывающей все функциональные потребности компании». Они являются своего рода «нервной системой, синхронизирующей функционирование разных служб, связывающей различные корпоративные ИС и ориентирующие их на достижение конкурентного преимущества».

В статье Маршанда [2] обсуждается стратегическая разведка (СР), задача которой состоит в повышении «коэффициента интеллекта» всех менеджеров и служащих компании. СР следует рассматривать как систему, нацеленную на информирование менеджеров и стимулирование их творческого воображения, что повышает разнообразие гипотез и сценариев будущего развития. Обратим внимание на то, что Маршанд, по сути дела, рассматривает СР как инструмент для развития креативных свойств и способностей персонала и бизнеса компании.

Идеи Гильберта и Маршанда тесно смыкаются с такими важнейшими элементами зарубежного менеджмента и видами деятельности, каковыми являются конкурентная разведка и бенчмаркинг. В зарубежных странах находит свое распространение и концепция «бенчлернинга» [3], продолжающая идеи бенчмаркинга.

По нашему мнению венцом интегративных идей и концепций являет собой хорошо известная «парадигма глобального менеджмента», а также развиваемая В.И. Черенковым «парадигма глобального маркетинга» [4].

Говоря о практическом воплощении интегративных идей в информационных системах, следует отметить разрабатываемое для поддержки управ­ленческой работы так называемое групповое программное обеспечение, Например, в статьеВэн. Дж [1] рассматриваются Интрасети и Экстра-сети.

Весьма интересным нам представляется процесс конвергенции управленческих идей и ИТ-решений. Так, ведущие мировые производители программно - информационных управленческих систем в процессе их проектирования вносят новые концептуальные идеи и элементы в модели менеджмента. В частности концепцию «сквозного управления» выдвинули специалисты одного из лидеров ИТ-отрасли – компании CA (США).

Плодотворные идеи в области развития менеджмента применяются и разработчиками программного обеспечения. Так, продуктивными оказались идеи декларирующие интеграцию среды бизнеса фирмы с партнерско-клиентской средой на информационно - логистическом уровне и опыт использования программных систем класса CRM/PRM (Customer/Partners Relationship Management — «управление отношениями с клиентами/партнерами») и их логического продолжения – семейства программных продуктов eBRM (electronic business relationship management).

В этой связи стоит упомянуть, что рассмотренные выше идеи Портера о цепи и системе экономической ценности нашли свое продолжение в ряде чисто практических ИТ – решений. В частности, в программных системах компании SAP AG в виде реализация «глобальной логистической цепочки (Supply Chain Management – SCM)», предусматривающих вовлечение поставщиков, клиентов и других деловых партнеров в общий процесс, выходящий за рамки одного предприятия [5].

Однако общепризнанной концепции и общей платформы для объединения информации и ИТ систем, в полной мере учитывающих лучшие идеи по интеграции и виртуализации пока не существует, и эти проблемы ждут своего разрешения.

Предлагая модель организации интегративного типа, рассмотрим две возможные трактовки категории виртуализация бизнеса.

Согласно первой трактовки, виртуализация – это объединение ресурсов и процессов отдельных экономических субъектов с целью повышения эффективности создания экономических ценностей, предполагающее профессиональную кооперацию и бизнес-сотрудничество участников высокого уровня. Можно называть виртуализацию подобного типа полноценной виртуализацией или интеграцией по Портеру – Друкеру.

Виртуальная организация (ВО) в этом случае должна обладать набором следующих характеристик:

1. Добровольность объединения участников в ВО.

2. Распределяемость ресурсов (информации и знаний) между участниками ВО.

3. Общее, совместное представление о ценностях и приоритетах по ключевым вопросам бизнеса, его стратегии, эффективности и конечной результативности.

4. Интегрированное управление, обеспечивающее работу ВО как единой бизнес-системы и поддержку синхронности и директивности управленческих решений.

5. Гибкость, динамичность, адаптивность ВО, иллюзорность, размытость ее границ на вертикальном и горизонтальном уровнях организации.

Важно отметить, что обеспечение интеграционных характеристик 2,3,4 достижимо лишь при полной информационной прозрачности и открытости бизнеса.

Таким образом, участники ВО этого типа, будучи с официальных юридических позиций автономными самостоятельными бизнес-структурами, в то же время являют собой максимально высоко интегрированные в организационно-управленческом смысле системы.

По нашему мнению, бизнес никогда не станет полностью виртуальным в указанном смысле, однако фирмы могут и должны прилагать усилия в этом направлении и достигать различной степени «виртуальности». Мы полагаем, что российский бизнес в своей основной массе не готов к переходу к полноценной виртуализации и к виртуальным организациям, обладающим указанным набором характеристик.

Поэтому мы предлагаем рассматривать вторую трактовку термина виртуализации, под которой понимается применение отдельных организационных идей и элементов интегративного типа в сочетании с использованием Web-пространства и виртуальных коммуникаций.

Подобный тип виртуализации можно обозначить как «мягкую виртуализацию», для которой характерно следующее:

1. Ключевым, а возможно, и единственным объединяемым ресурсом являются информация и знания.

2. Фирмы сохраняют высокую степень самостоятельности в организационно –управленческом плане, однако проявляют постоянно растущую заинтересованность и стремление к усилению профессиональной кооперации, бизнес сотрудничеству и движению к «полноценной виртуализации».

3. Фирмы ‑ потенциальные участники перехода к полноценной виртуализации ‑ работают над созданием интегрированной информационной среды своих бизнесов и объединением информационных систем.


Источники:

1. Информационные технологии в бизнесе. (Бизнес-класс). Под ред. Желены М./ Пер. с англ.- СПб: Питер, 2002.
2. Менеджмент. Пер. с англ. - М.: Олимп-бизнес» (Серия «Мастерство»), 1999.
3. Карлёф Б., Лёвингссон Ф.Х. Бенчлернинг. //UJournal - журнал. Стокгольмской Школы экономики в СПб. – 2006 .- №6(12). Электронный ресурс. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.Ujournal.com.
4. Черенков В. И.. Глобальная маркетинговая среда: опыт концептуальной интеграции. - СПб:Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. -368 с.
5. Хайнрих К. Необходима перестройка //Логинфо. - 2001. - №7-8 Электронный ресурс. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.cfin.ru .

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:30