Исследование процессов формирующего развития инновационной политики и стратегии в торговой сфере

Гратий В.Г.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:



Введение.

В рамках текущих перманентных изменений, происходящих в экономике, политике, социальной сфере, в рыночной среде, а также науке и производствах, любой хозяйствующий субъект должен выстраивать свою политику поведения и стратегию развития исходя из преобладающих тенденций и конкретных обстоятельств. Каждый субъект предпринимательства должна адаптироваться и приспосабливаться через совершенствование системы организации и управления, планирования, контроля, оценки и прогнозирования, в частности, необходимо постоянно повышать эффективность производства, увеличивать производительность труда, снижать издержки, развивать потребительские свойства товаров/услуг, наращивать объемы продаж, осваивать новые рынки сбыта. При этом очень важно качественно проводить оценку своего потенциала, а также анализировать поведение ближайших конкурентов и трансформацию потребительских предпочтений. Одним из ключевых инструментов реализации данных направлений и стратегических установок является инновационная политика и инновационная стратегия организации. В современных условиях рыночного хозяйствования инновации выступают одним из ключевых драйверов устойчивого роста и развития бизнеса, очень часто именно инновационные идеи и разработки позволяют компаниям приобрести уникальные конкурентные преимущества. Все это доказывает особую важность, актуальность и перспективность данного направления научных исследований и их действенного применения в реальном менеджменте.

Сегодня имеется большое количество исследований в области инновационного менеджмента и инновационных преобразований в торговой сфере. В частности, среди современных российских ученых, которые достигли значимых результатов, стоит отметить: Александрову А. И. [1, с. 62-65]; Амирову М. М., Пайзуллаеву З. К. [2, с. 83-88]; Богомолова И. П., Василенко И. Н., Струкова Г. Н., Шатохину Н. М. [4, с. 509-528]; Виноградова Г. Г. [6, с. 12-15]; Горскую А. Ю. [7, с. 89-95]; Данилову А. С; Исмагилову Н., Мухамедьярову А., Хабибрахманову Ю. [11, с. 67-72]; Красюк И. А., Бахарева В. В., Медведеву Ю. Ю. [13, с. 32-38]; Красюк И. А., Медведеву Ю. Ю. [14, с. 105-112]; Лисина Б. [15, с. 25-27]; Львову Т. Н., Семенову И. А. [16, с. 27-32]; Титова А. Б., Машевскую О. В. [21, с. 110-114]; Цепляеву А. С., Василенко И. Н. [22, с. 343-344]; Шамсутдинову Э. Э. [23, с. 1040-1045].

Несмотря на высокий уровень проработки и обоснования данной предметной области научного изыскания, отдельные вопросы имеют научный пробел, носят дискуссионный характер и требуют дополнительного осмысления, уточнения и объяснения. В частности, некую степень неопределенности и необоснованности имеют трактовки таких понятий как «инновационная стратегия» и «инновационная политика»; ориентиры современной инновационной политики; принципы обеспечения высокой эффективности инновационной политики; виды, типы и подтипы инновационных стратегий; взаимосвязь между инновационной политики и инновационной стратегией; элементы и схема формирования инновационной стратегии; составные элементы механизма реализации инновационной стратегии в сфере розничной торговли.

Цель исследования – выявить и проанализировать ключевые аспекты процесса формирующего развития инновационной политики и стратегии в торговой сфере.

Научная новизна исследования состоит в комплексном изучении научно-теоретических и методологических положений процессов формирующего развития инновационной политики и инновационной стратегии в торговой сфере.

Научная гипотеза состоит в том, что для обеспечения устойчивого, конкурентного и сбалансированного развития современной торговой сферы необходимо использовать все доступные инновационные решения, которые эффективно будут применены в рамках адаптивной реализации инновационной политики и стратегии развития.

Материалы и методы исследования.

В работе были использованы результаты научных исследований российских ученых (Богомолова И. П. [3, с. 142-144]; Борисенко И. А. [5, с. 63]; Василенко И. Н. [4, с. 509-528]; Гохберг Л. М. [10, с. 343]; Данилова С. А. [8]; Дорофеева В. Д. [9, с. 189]; Дресвянников В. А. [9, с. 189]; Ильенкова С. Д. [10, с. 343]; Колосова О. В. [12, с. 568]; Лисин Б. [15, с. 25-27]; Мурашова Н. А. [12, с. 568]; Ненуженко Е. М. [8]; Цепляева А. С. [22, с. 343-344]; Фридлянов В. [15, с. 25-27]; Ягудин С. Ю. [10, с. 343]; Яшин С. Н. [12, с. 568]), которые внесли значительный вклад в развитие теории, методологии и практики процессов инновационных преобразований в социально-экономических системах, включая и сферу торгового ритейла. В частности, была использована информация, размещенная в открытых источниках специализированной литературы – рецензируемые научные периодические издания (научные журналы); учебники и учебные пособия; материалы научных конференций; электронные источники сети Internet. В процессе исследования были использованы следующие научные подходы: системный; ситуационный; субстратный; логический; функциональный и процессный. Кроме того, применены следующие научные методы: экономико-статистический, сравнительный анализ, экспертная оценка; абстрагирование, определение, анализ и синтез, классификация, обобщение, научное объяснение, мысленный эксперимент.

Результаты и их обсуждение.

Как уже было отмечено, инновационные тенденции и разработки сегодня востребованы в различных сферах и отраслях деятельности. Торговая сфера не является исключением и нуждается в скорейшем развитии на базе инновационных решений. Последние весьма актуальны и целесообразны, применительно к различным направлениям и аспектам данного вида экономической деятельности. Форм и методов реализации и применения инноваций в торговой сфере очень много: система снабжения, логистики, процесс купли-продажи, товародвижения, информационное обеспечение, финансовый контроль, оценка эффективности и конкурентоспособности, оптимизация затрат (закупки, хранение и реализация), технико-технологическое обеспечение (контроль качества продукции и обслуживания клиентов; прикладные программы; безопасность; финансовый и инвестиционный мониторинг) и т.д. [1, с. 63; 4, с. 519].

Таким образом, эффективность достижения данных целевых ориентиров напрямую определяется качеством и уровнем действенности выбранной инновационной политики и инновационной стратегии развития торгового предприятия/комплекса.

Одной из ключевых и явных тенденций, присущих современной экономики и обществу в целом, является ускоренное развитие, совершенствование и расширение рынка услуг. Все это обусловлено перманентным ростом запросов современных потребителей как в количественном, так и в качественном отношении [3, с. 144; 5, с. 63].

Современный отечественный рынок услуг очень обширен и разнообразен, большую долю последнего составляет сфера торговли (~ 43-45 %). Если говорить непосредственно о секторе торгового ритейла (розничная торговля), то на текущий момент в нем занято более 11 млн чел., то есть каждый шестой работающий в экономике страны. Стоит отметить, что с каждым годом число хозяйствующих субъектов розничной торговли в России увеличивается. Так, на начало октября 2022 г. их число составляло 842475 ед., в 2023 г. – 866398 ед., в 2024 г. – 877576 ед. [19].

Торговая сфера является важнейшим стратегическим звеном товарно-распределительных процессов любой национальной экономической системы. От эффективности организации и функционирования данной сферы деятельности зависит уровень обеспеченности населения различными товарами продовольственного и непродовольственного назначения, а также их экономической доступностью, так как именно в данном секторе определяются конечные потребительские цены и формируется баланс между средним уровнем стоимости товаров и реальными доходами граждан. Именно уровень цен в сфере торгового ритейла непосредственно отражается на уровне жизни, а также общем состоянии социально-общественной и финансово-экономической стабильности государства [2, с. 85; 6, с. 14; 16, с. 28; 22, с. 344].

Все это доказывает необходимость в проведении комплексных исследовании тенденций и закономерностей развития торговой сферы на научном и прикладном уровнях, а также обращении пристального внимания на наиболее актуальные и значимые рисковые ситуации не только с позиции теории и методологии, но и реального управления (частного и государственного). Все это приобретает особые черты и концептуальный смысл в виду того, что данный сегмент управления высокоинтегрирован во все сферы экономики, а также общества и государственного регулирования. Все отмеченное подтверждается реальными статистическими измерениями, а также данными из открытых и достоверных источников. Так, оборот розничной торговли в РФ в 2023 г. составил более 48 трлн р., в 2022 г. ~ 42,6 трлн р., в 2021 г. ~ 39,5 трлн р., 2020 г. ~ 33,9 трлн р. Таким образом, отмечается явный тренд положительного роста и устойчивой динамики увеличения объемов продаж в рознице. Также стоит отметить, что приблизительно 50 % всего розничного оборота в нашей стране приходится именно на продажи пищевых продуктов и напитков [17, 18].

Сегодня торговая деятельность развивается с элементами инноваций не только в России, но и во всем мире. Происходит становление и развитие целых торговых сетей, комплексов и кластеров, ориентированных на оптовую, оптово-розничную и розничную торговлю. В данной сфере сосредотачиваются большие игроки и аккумулируется крупный капитал, что способствует интенсивному развитию и внедрению современного оборудования, технологий продаж и обслуживания клиентов, передовых технологий по сбору и изучению потребительских запросов и предпочтений, повсеместному использованию инструментов «онлайн-заказов», «e-commerce», электронных/мгновенных платежей. Кроме того, сегодня активно начал внедряться в торговый сервис искусственный интеллект (AI) и робототехника. Все это формирует задел для смены парадигмы организации м управления торговой деятельностью в аспекте освоения и внедрения передовых инновационных решений будущего. Все это доказывает, что если субъект торгового предпринимательства намерен успешно развиваться, наращивать обороты, расширять клиентскую базу, осваивать новые рынки сбыта, то ему необходимо обратить пристальное внимание на такие аспекты стратегического развития как инновационная политики и инновационная стратегия [10, с. 156; 11, с. 71; 13, с. 35].

Одним из ключевых элементов инновационной политики является процесс генерации инновационной идеи, оценки ее перспективности и реализуемости, а также трансформации в конкретные прикладные разработки и усовершенствования (коммерциализация). Важно чтобы создаваемые условия были оптимальными и поддерживали необходимый уровень активности инновационных решений/идей [7, с. 94].

Таким образом, современная инновационная политика в торговой сфере сегодня призвана решить конкретный перечень наиболее значимых и существенных задач:

1) определить наиболее важные направления инновационных преобразований;

2) обеспечить оптимальные условия для генерации инновационных идей;

3) сформировать на практике единый алгоритм оценки перспективности (экономической выгоды и социальной целесообразности) инновационных проектов;

4) разработать рациональную методологическую основу для прогнозирования эффектов от реализации того или иного инновационного решения;

5) обеспечить оценку ресурсного обеспечения инновационных мероприятий [8].

Результаты исследований доказывают, что основной базис формирующего развития инновационной политики состоит в обеспечении оптимальных условий для генерации и реализации на практике инновационных идей.

Как правило, современная инновационная политика имеет два ключевых ориентира – это внешнее проявление и внутренняя реализация (рисунок 1).

Рисунок 1. Основные ориентиры современной инновационной политики

Источник: составлено автором на основе данных [5, с. 54; 9, с. 98]

Стоит подчеркнуть, что все отмеченное выше в общей совокупности входит в единый механизм инновационной деятельности торгового предприятия/комплекса.

Сегодня можно выделить два ключевых подхода, которые наиболее часто и продуктивно используются для разработки инновационной политики в торговой сфере:

1. Ориентир сделан на получение дополнительной прибыли и повышение капитализации бизнеса. Инновации используют для усиления лидерских позиций на какой-либо рыночной нише и/или потребительском сегменте. В рамках данного подхода планируется, что инновационные решения приведут к значительному снижению издержек и себестоимости, а также резкому повышению спроса на товар/услугу.

2. Основное направление преобразований и целевая установка заключаются в освоении новых сегментом рынка, значительное увеличение числа потребителей, что приведен к быстрому росту рентабельности, EBITDA и конкурентных позиций как на имеющихся рыночных нишах, так и на новых [12, с. 256; 14, с. 108].

Для обеспечения высокой эффективности инновационной политики при ее проведении должен соблюдаться целый ряд принципов, ключевые из которых проиллюстрированы на рисунке 2.

Рисунок 2. Принципы обеспечения высокой эффективности инновационной политики

Источник: составлено автором на основе данных [7, с. 92; 12, с. 156; 15, с. 26]

Среди наиболее значимых факторов, которые оказывают наиболее существенное влияние на условия и способы формирующего развития инновационной политики в рамках отдельного торгового предприятия/комплекса, стоит выделить:

уровень обеспеченности резервами (материально-техническими, торгово-производственными, финансовыми, трудовыми, информационными, рыночными);

уровень научно-технологического потенциала и инновационной активности;

наличие действующей системы поддержки инновационной деятельности и реализации инновационных идей, включая материальное и нематериальное поощрения;

развитость нормативно-правовой базы, а также масштаб, состав и эффективность государственной поддержки реализации инновационной политики [6, с. 14; 20].

Сама по себе инновационная политика торгового предприятия/комплекса не является обособленным элементом управленческого и производственного менеджмента, в частности, последняя имеет развитую сеть взаимодействия с производственной, ценовой, сбытовой, инвестиционной, корпоративной политиками [21, с. 114].

Практика менеджмента доказывает, что успешная реализация инновационной политики во многом определяется мотивацией персонала, компетенцией управленцев, финансовыми резервами, организационной структурой и уровнем достигнутой макроэкономической стабильностью в стране [2, с. 87].

Важнейшим инструментом реализации инновационная политика является инновационная стратегия. Согласно нашему мнению, инновационная стратегия есть составной элемент общей стратегии экономического развития торгового предприятия/комплекса, которая определяет перспективные цели и задачи инновационного развития по средствам активизации инновационного потенциала и реализации инновационных проектов в средне- и долгосрочной перспективах.

Инновационная стратегия обладает очень важным качеством – она позволяет своевременно определять перспективные направления приложения инновационных разработок, следить за современными тенденциями в отраслевой сфере хозяйствования, а также четко организовывать процесс инновационных преобразований и модернизации (состав инноваций, перспективы, планы, оценка, риски, регулирование).

Инновационная стратегия повышает уровень адаптивности инновационных программ и проектов, позволяет наиболее полно использовать весь инновационный потенциал торгового предприятия/комплекса.

В виду того, что внешняя среда является довольно изменчивой и разнообразной, а торговые организации имеют большое множество специфических особенностей и условия функционирования, сегодня отмечается достаточно большое количество инновационных стратегий, которые отличаются по ряду признаков и имеют уникальные особенности. Все это требует глубокой научной проработки и исследования данной предметной области изысканий. В частности, в трудах Б. Санто, Л. Г. Раменского, X. Фризевинкеля, С. Д. Ильенковой обосновываются различные подходы к классификации инновационных стратегий, а также формированию состава критериев [10, с. 178].

Исследуя различные литературные источники, приходим к выводу, что наиболее актуальной и логичной классификацией инновационных стратегий является та, которая приведена на рисунке 3.

Рисунок 3. Классификация инновационных стратегий

Источник: составлено автором на основе данных [7, с. 94; 23, с. 1043]

Активные стратегии основываются на технико-технологических инновациях и очень быстро реагируют на различные изменения внешней среды. Данный вид инновационной стратегии имеет два типа: лидерства и имитации. Стратегия лидерства применяется, когда торговое предприятие/комплекс создает совершенно новый продукт/услугу для данного рынка. Имитационная стратегия выражается в том, что торговая организация впервые применяет технико-технологическую инновацию, которая уже известна рынку и используется другими его участниками [9, с. 124; 22, с. 343].

Виды имитационной стратегии приведены в содержательной части рисунка 4.

Рисунок 4. Виды имитационной стратегии

Источник: составлено автором на основе данных [1, с. 62-63]

Пассивные стратегии ориентированы на маркетинговые новшества и совершенствование потребительских свойств товаров/услуг. В современных условиях рыночного хозяйствования данный вид инновационных стратегий не слишком распространен. Как правило, в реальной торговой сфере применяется комплексный подход, который направлен на изменения и имеющегося продуктового ассортимента и на формирование новых товарных линеек [11, с. 70-71].

Среди пассивных инновационных стратегий можно выделить следующие типы:

1) условно-маркетинговые (новая дифференциация продуктовой линейки; освоение новых рынков; 3Р-инновации (сбытовая, ценовая и коммуникационная политика).

2) маркетинговые включают следующие подтипы:

качественная дифференциация – компания ориентирована на совершенствование потребительских свойств товара (качество, цена, экологичность, надежность, долговечность, безопасность, доступность и т.д.);

социальный маркетинг – это формирование в лице общественности и целевых потребителей репутации компании, которая строго следит за качеством товара, обеспечивает высокий сервис, проводить прогрессивную корпоративную политику. Таким образом, формируется имиджа социально- и клиентоориентированной компании, которая заботится не только о клиентах и сотрудниках, но и регулярно участвует в различных благотворительных акциях, социальных, проектах, фондах и т.п.;

стратегия сегментации – компания направляет усилия на совершенствование продукции, которая относится к конкретной целевой потребительской аудитории. Происходит концентрация и сосредоточении на максимальном освоении конкретного сегмента рынка и приобретении на нем высоких конкурентных преимуществ [16, с. 29].

В процессе формирующего развития инновационной стратегии необходимо учитывать много различных факторов: условия рынка и позиции компании на нем; текущий потенциал торгового предприятия/комплекса, особенности товара (цена, спрос, предложение, свойства) и т.д. Все это доказывает, что абсолютно универсальной инновационной стратегии сегодня не существует и быть не может.

Инновационная политика и инновационная стратегия тесно взаимосвязаны в рамках общей инновационной деятельности организации.

На рисунке 5 предложена авторская схема взаимосвязи инновационной политики и инновационной стратегии.

Рисунок 5. Взаимосвязь инновационной политики и инновационной стратегии

Источник: составлено автором на основе данных [5, с. 43; 9, с. 58]

Важно понимать, что успех реализации инновационной деятельности на практике во многом зависит от организации, контроля и мотивации всего процесса.

Таким образом, на наш взгляд, имеющиеся сегодня научные достижения и результаты прикладных исследований в области формирующего развития инновационной политики и стратегии в торговой сфере, не являются достаточно проработанными, а многие выводы и рекомендации носят дискуссионный характер, и требуют дополнительного уточнения, и осмысления не только с позиции теории, но и практики.

Так, сегодня весьма перспективными направлениями для исследования в рамках данной проблематики являются: усовершенствование и повышение адаптивных свойств инновационной политики и стратегии; методология технико-экономического обоснования инновационных проектов; оптимизация алгоритма выбора стратегии инновационного развития; управление рисковыми ситуациями; активизация внутреннего потенциала инновационного развития предприятий и комплексов торгового ритейла.

Элементы инновационной стратегии торгового предприятия/комплекса представлены на рисунке 6 и включают три основных группы: цели, планы и тактика.

Рисунок 6. Элементы инновационной стратегии торгового предприятия/комплекса

Источник: составлено автором на основе данных [10, с. 78; 15, с. 26]

Процесс формирования инновационной стратегии торгового предприятия/комплекса представлен на рисунке 7.

Рисунок 5. Схема формирования инновационной стратегии

Источник: составлено автором на основе данных [3, с. 143; 6, с. 15]

В общем следует отметить, что весь процесс состоит из трех блоков: 1) анализ внешней среды с учетом преобладающих рисков, а также специфики и динамики происходящих изменений в экономике, социальной сфере и политике; 2) анализ внутренней среды и оценка инновационного потенциала торгового предприятия/комплекса; 3) определение перечня ключевых целей, тактических задач и прикладных решений.

На наш взгляд, эффективность реализации инновационной стратегии будет намного выше если применить целостный механизм. Основные элементы которого показаны на рисунке 8.

Рисунок 6. Элементы механизма реализации инновационной стратегии в сфере розничной торговли

Источник: составлено автором

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что весь процесс формирования и реализации инновационной стратегии торгового предприятия/комплекса должен осуществляться с учетом таких факторов как:

наличие исходной инновационной стратегии и уровень ее реализации;

степень активизации и полнота применения инновационного потенциала;

уровень мотивации персонала и компетентность управленческих структур;

качественно-количественный состав ресурсного обеспечения;

нормативно-правовое регулирование и государственная поддержка предпринимательских инициатив в области инновационных преобразований;

прогнозирование положительного эффекта от инновационных преобразований;

развитость рынка отраслевых инноваций и консалтинговых услуг.

Таким образом, учет отмеченных факторов в процессе формирования и реализации инновационной стратегии торгового предприятия/комплекса позволит существенно повысить эффективность данной стратегической инициативы, что позволит компании обеспечить динамичное и устойчивое развитие в долгосрочной перспективе.


Страница обновлена: 16.12.2024 в 16:44:01