Социальный контракт как мера поддержки малого инновационно ориентированного предпринимательства: сущность и анализ эффективности

Зимовец А.В.1, Ханина А.В.2, Кошман В.В.1, Сорокина Ю.В.3
1 Таганрогский институт управления и экономики, Россия, Таганрог
2 Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-Дону
3 Донской государственный технический университет, Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 5 (Май 2023)

Цитировать:
Зимовец А.В., Ханина А.В., Кошман В.В., Сорокина Ю.В. Социальный контракт как мера поддержки малого инновационно ориентированного предпринимательства: сущность и анализ эффективности // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 5. – С. 1451-1468. – doi: 10.18334/epp.13.5.117218.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53965295
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Система поддержки малого бизнеса в России в последние годы претерпевает значительные изменения. Пандемия и санкции оказали существенное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства, вследствие чего правительство обратило особое внимание на эту категорию бизнеса. Сегодня государство старается активно поддерживать малый бизнес, путем предоставления льгот и субсидий, одной из такой мер поддержки является социальный контракт. В настоящей работе авторы проанализировали сущность и специфику предоставления данной меры поддержки, а также провели анализ результатов данной программы посредством анкетирования предпринимателей, заключивших социальный контракт в г.Таганроге, Ростовской области в 2021-2022 годах. Также авторами высказаны предложения по совершенствованию данной меры поддержки. Статья будет интересна исследователям, изучающим особенности поддержки бизнеса и предпринимательства, а также будущим предпринимателям, которые планируют заключить социальный контракт.

Ключевые слова: самозанятость, собственный бизнес, социальный контракт, кризис, малый бизнес, государственная поддержка предприятий, развитие бизнеса, реальный сектор экономики, стратегия развития

JEL-классификация: L26, M11, M21



Введение

Актуальность. В настоящее время правительство оказывает активную поддержку представителям малого и среднего бизнеса. Одной из таких мер поддержки является система заключения социального контракта – предоставление субсидии на открытие собственного бизнеса в формате самозанятости или индивидуального предпринимательства. На территории Ростовской области, поддержка осуществляется в соответствие с Постановлением правительство Ростовской области «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 04.07.2013 № 429» [18].

Особенности и специфику заключения социального контракта уже анализировали ряд ученых, таких как Тютин Д.В., Круглов В.Н. [22], Егорова С.В. [8], Антипова Е.И., Дубовская Д.А. [2].

С точки зрения анализа эффективности социального контракта, как адресной помощи малоимущим гражданам в регионах России данную проблему изучали Данилова Д.Е. [5], Палибина А.С. [16].

Целью данного исследования является изучение опыта заключения социального контракта на открытие собственного бизнеса в городе Таганроге, а также определение направления для совершенствования данной меры поддержки.

В ходе исследования, была выдвинута и подтверждена гипотеза о том, что программы государственной поддержки начинающих предпринимателей являются востребованными в современном обществе, а их реализация способствует развитию малого предпринимательства – ключевого звена экономических отношений.

При проведении исследования использовались следующие научные методы: анкетный метод, метод изучения нормативных документов, метод статистического анализа, графический метод.

В 2022 году число малых и средних предприятий в России выросло почти на 3 млн, а всего число занятых – составило 28 млн [12]. Такому значительному росту способствовали различные государственные меры поддержки в рамках проекта «Малое и среднее предпринимательство».

Мерами поддержки стали льготное кредитование «Программа 1764» по которой представителям малого и среднего предпринимательства (далее -МСП) стали доступны льготные кредиты не более чем под 2,75% плюс ключевая ставка Центрального банка [7]. К середине декабря 2022 года такой мерой поддержки воспользовались более 50 тыс. раз на общую сумму – 460 млрд. руб. [7]

Помимо кредитов, субъектам МСП стали доступны «зонтичные гарантии». Такие гарантии подходят компаниям, которым не выдали кредит из-за отсутствия залога. Зонтичными гарантиями в 2022 году предприниматели воспользовались 25 тыс. раз на общую сумму – 187 млрд. руб. [13]

Социальным предприятиям и молодым предпринимателям в возрасте до 25 лет доступны гранты от 100 до 500 тыс. руб., а для Арктической зоны сумма грантов увеличена до 1 млн руб. [4] Для фермеров выделены отдельные гранты на покупку земли, животных и спецтранспорта.

Одним из действенных инструментов государственной социальной политики, направленной на решение проблем бедности населения и поддержки предпринимательства, стал социальный контракт. Государственная помощь оказывается малоимущим семьям, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. Цель оказания такой помощи – стимулирование активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации путем организации собственного малого бизнеса, ведь основным критерием получения социального контракта является создание малого бизнеса в форме индивидуального предпринимательства или открытия самозанятости [14].

В каждом конкретном случае органы социальной защиты региона составляют программу социальной адаптации и помогут подобрать эффективные инструменты для повышения уровня дохода. Так, поддержка может выражаться в:

- поиске работы, как в регионе проживания, так и за его пределами;

- прохождении профессионального обучения или дополнительного образования;

- осуществлении предпринимательской деятельности;

- ведении личного подсобного хозяйства;

- реализации мероприятий иного рода.

Размеры выплат устанавливаются самостоятельно на региональном уровне. Так, на создание своего бизнеса в Ростовской области выделяется 350 тыс. рублей, на личное подсобное хозяйство 200 тыс. рублей (размеры установлен с 1 июля 2022 года), а на пособие не более 50-70 тыс. за весь срок действия контракта. До 30 тыс. руб. можно получить на обучение и профессиональную переподготовку [6].

Субсидию на регистрацию в качестве самозанятого или открытие ИП и на обучение можно получить один раз за всё время действия программы.

Чтобы получить социальный контракт нужно зарегистрироваться в налоговом органе в качестве ИП или самозанятого, а также в период действия социального контракта приобрести основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15% от назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.

Средства, которые выделяются являются целевыми, поэтому потратить их можно только на цели, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. За нецелевое расходование денежных средств предусмотрены строгие меры ответственности.

Подобная мера поддержки является инновационной, вследствие ее адресной направленности, отсутствия аналога, а также заметному результату, который получают исполнители контракта.

Анализ эффективности реализации программы социального контракта в г.Таганроге

В качестве исходных данных, для проведенного анализа, послужили данные анкетирования лиц, которые в 2021-2022 годах заключили социальный контракт, зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей или самозанятых в налоговых органах, получили финансирование на приобретение необходимого для начала деятельности имущества и непосредственно приступили к предпринимательской деятельности. Форма опросной анкеты представлена на рисунке 1. Опрос проводился авторами статьи среди граждан, получивших средства поддержки в Управлениях социальной защиты населения г. Таганрога, а также Неклиновского и Матвеево-курганского районов Ростовской области. Ответы на вопросы анкеты поступили от 79 лиц (из 209 граждан, заключивших в 2021-2022 годах социальный контракт). Анкетирование проводилось с 12.12.2022 по 25.12.2022 года.

ОПРОС ЛИЦ, ПОЛУЧИВШИХ АДРЕСНУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ
1. Отметьте основную сферу деятельности, в которой Вы осуществляете предпринимательскую деятельность?
а) промышленность
б) сельское хозяйство
в) строительство
г) торговля
д) услуги
е) указать иное
2. Укажите организационно-правовую форму собственности Вашей деятельности
а) самозанятость
б) индивидуальный предприниматель
в) общество с ограниченной ответственностью
3. В течение какого периода времени Вы осуществляете предпринимательскую деятельность?
а) менее 1 года
б) от 1 года до 3 лет
в) более 3 лет
4. В какой мере поддержки со стороны государства, по Вашему мнению, наиболее нуждается Ваш бизнес?
а) обучение персонала
б) правовая поддержка
в) финансовая поддержка (льготны кредиты, субсидии и т.д.)
г) имущественная поддержка (льготная аренда, выкуп в рассрочку, безвозмездное пользование и т.д.)
д) информационно-маркетинговая поддержка
5. Когда Вы обращались за получением государственной поддержки, укажите, какие проблемы возникли у Вас при этом?
а) большое количество требуемых документов необходимых для получения поддержки
б) сложность с составлением бизнес-проекта
в) длительные сроки получения поддержки
г) неясность порядка, который необходимо соблюсти при получении поддержки
д) отсутствие информации о порядке получения поддержки
е) существенных проблем при получении поддержки не возникало
6. Как Вы считаете, является ли информация о предоставляемых мерах имущественной поддержки органами государственной власти доступной для всех заинтересованных лиц?
а) да
б) нет
7. Что, по Вашему мнению, может способствовать информированности субъектов малого и среднего предпринимательства о предоставляемой органами власти имущественной поддержке?
а) размещение информации на информационных стендах органов власти, в МФЦ
б) размещение информации на сайтах государственных органов власти и местного самоуправления
в) через организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
г) СМИ (в т. ч. периодические печатные издания, телевидение)
д) информационные брошюры, размещение информации в социальных сетях
е) проведение круглых столов с участием государственных органов власти, местного самоуправления и бизнеса по вопросам имущественной поддержки
8. Какую проблему для развития Вашего бизнеса Вы считаете наиболее сложной?
а) Высокий уровень конкуренции
б) Инфляцию
в) Различного рода ограничения, накладываемые на бизнес (к примеру – анти-COVID-ные ограничения)
г) Излишнюю бюрократию
д) Высокие ставки по кредитам
9. Удается ли Вам придерживаться прописанных в бизнес-проекте показателей?
а) нет, пришлось менять перечень закупаемого имущества (на аналогичную продукцию)
б) нет, выручка оказывается существенно ниже (более чем на 10%) от запланированных показателей
в) да, в основном все соответствует плану (или оказалось лучше запланированного)

Рис.1 –Опросная анкеты лиц, принявших участие в государственной программе оказания адресной социальной помощи на основании социального контракта

Источник: составлено авторами

Учитывая количество лиц, принявших за 2 года участие в программе, а также объем ответов на вопросы анкеты, доверительный интервал полученных ответов оценивается в 10,47% с точностью в (95%).

По результатам анкетирования, значительная часть респондентов предпочли зарегистрироваться в качестве «самозанятого» (рис.2.)

Рис.2. – Организационно-правовая форма осуществления деятельности лиц, получивших адресную социальную помощь на основании социального контракта

Источник: составлено авторами

Практически все эти лица до заключения контракта не занимались предпринимательской деятельностью, и мотивировали выбор организационно-правовой формы низкими ставками уплачиваемых налогов, отсутствием необходимости приобретения кассового аппарата и обязательной уплаты социальных платежей. В тоже время, 48% лиц, которые уже имели опыт ведения бизнеса более года (рис.3), предпочли регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, причем часть из них планирует найм персонала.

Рис.3. – Период времени, в течение которого лица, получившие адресную социальную помощь на основании социального контракта, имели опыт предпринимательской деятельности

Источник: составлено авторами

Полученные данные позволяют предположить, что некоторая часть лиц (оценочно – от 41% до 54%), зарегистрированных в качестве самозанятых, в дальнейшем перерегистрируются в Индивидуальных предпринимателей либо зарегистрируют Общество с ограниченной ответственностью.

К сожалению, присутствует риск (оцениваемый в 14-22%) того, что часть самозанятых не добьется высоких экономических показателей в течение срока действия социального контракта и либо снизит свою предпринимательскую активность, либо полностью прекратит свою деятельность.

Что касается структуры видов деятельности, по которым занимаются бизнесом лица, заключившие социальный контракт, то превалирующая часть из них нашла себя в сфере услуг (рис.4.), причем по авторским наблюдениям, в основном в сфере бьюти-индустрии.

Рис.4. – Сфера деятельности, в которой лица, получившие адресную социальную помощь на основании социального контракта, осуществляют деятельность

Источник: составлено авторами

Однако, часть начинающих предпринимателей осваивают и инновационные технологии, в т.ч. занимаются разработкой программного обеспечения, производят товары с помощью высокоточного технологического оборудования и т.д.

Как отметило более двух третей респондентов (рис.5.), серьезных проблем при подготовке документов для получения средств адресной социальной помощи – не имелось. Из отмеченных проблем можно выделить «сложности с составлением бизнес-проекта» и «длительные сроки получения финансовых средств.

Рис.5. – Основные проблемы, отмеченные лицами, получившими адресную социальную помощь на основании социального контракта

Источник: составлено авторами

Три четвертых респондентов (рис.6.) отметили, что предоставляемая государственными и муниципальными органами власти информация о предоставляемых населению и бизнесу мерах имущественной поддержки – доступна для всех желающих.

Рис.6. – Ответы респондентов о том, является ли информация о предоставляемых мерах имущественной поддержки органами государственной и муниципальной власти доступной для всех заинтересованных лиц

Источник: составлено авторами

Одновременно (рис.7.) было отмечено, что информированность начинающих предпринимателей была бы более полной, если бы более подробно освещалась в городских и региональных СМИ. Так же, учитывая современные реалии, можно рекомендовать усилить освещение данных вопросов в социальных сетях.

Рис.7. – Ответы респондентов на вопрос о мерах повышения информированности начинающих предпринимателей о предоставляемых государством мерах поддержки

Источник: составлено авторами

Что касается основных проблем (рис.8.), с которыми столкнулись лица, заключившие социальный контракт на получение адресной социальной помощи, то респонденты в основном отметили высокий уровень конкуренции на выбранном ими сегменте рынка и различные ограничения, накладываемые на бизнес (в том числе необходимость маркировки отдельных категорий продукции, анти-COVID-ные ограничения и т.д.).

Рис.8. – Ответы респондентов о наиболее сложной проблеме, с которой они столкнулись в своей деятельности

Источник: составлено авторами

Отдельного внимания заслуживает в последнее время проблема высоких ставок на получение кредита начинающими предпринимателями, что отчасти объясняется макроэкономическими обстоятельствами.

Еще одной проблемой, которую хотелось бы отметить, является то, что некоторые лица, заключившие социальный контракт, при планировании своей деятельности чрезвычайно оптимистично подходят к этому процессу (рис.9.).

Рис.9. – Ответы респондентов о том, удается ли им в полной мере придерживаться прописанных в бизнес-проекте показателей

Источник: составлено авторами

В результате, по данным проведенного опроса, часть лиц «недотягивают» до плановых показателей по выручке и прибыли, а часть – вынуждена менять запланированное к приобретению имущество на аналогичное. Последнее, впрочем, объясняется высоким уровнем нестабильности цен на некоторые товары, в результате чего, становится сложно спланировать бюджет покупок на 1,5-2,0 месяца вперед (между составлением бизнес-проекта и фактическим получением денежных средств по социальному контракту).

Все получатели государственной поддержки получили дополнительное финансирование для прохождения обучения «основам предпринимательской грамотности», причем почти 60% признали прослушанный курс в целом полезным (рис. 10), а из прослушанных курсов наиболее полезными были признаны «налоги и налогообложение», «основы предпринимательства» и «маркетинг и продвижение продукции» (рис. 11)

Рис.10. – Ответы респондентов о полезности обучения «основам предпринимательской деятельности»

Источник: составлено авторами

Рис.11. – Ответы респондентов о наиболее полезных для них изученных курсах

Источник: составлено авторами

Таким образом, можно заключить, что большинство предпринимателей, которые заключают социальный контракт нуждаются в дополнительном обучении основам предпринимательской деятельности, т.к. либо не занимались до этого бизнесом, либо их знания не являются актуальными и не соответствуют требованиям сегодняшних дней. Об этом свидетельствуют и те дисциплины, которые респонденты отметили в качестве наиболее полезных – налоги и налогообложение, маркетинг и продвижение продукции и основы предпринимательства, ведь именно в этих дисциплинах наблюдается постоянное изменение – налоговые ставки, отчетности и прочее меняется регулярно, а методам и инструментам продвижения продукции можно учиться непрерывно, так как с изменением условий внешней среды появляются и новые инструменты работы с маркетингом.

Рекомендации по результатам анкетирования

Из рекомендаций, которые можно сделать по результатам анкетирования, были сделаны следующие:

1. При получении социального контракта, была бы уместна государственная закупка производимых товаров у начинающего предпринимателя, что увеличило бы количество лиц, желающих заняться в рамках социального контракта не оказанием услуг, а производством реальных товаров

2. Рассмотреть возможность расширения (диверсификации) условий оказания поддержки предпринимателей и самозанятых

3. Диверсифицировать сумму денежных средств, выплачиваемых предпринимателю или самозанятому в зависимости от вида его деятельности, выделив в качестве приоритетных либо инновационно-ориентированные проекты (it-индустрия, высокоточное оборудование с ЧПУ и т.д.), либо нужные и перспективные для данного населенного пункта виды деятельности.

Ну, и в заключение: основной целью анализируемой программы является в первую очередь оказание адресной социальной помощи определенным слоям населения. Однако авторами было отмечено, что чуть выше 7% всех самозанятых зарегистрированных в городе Таганроге по состоянию на 01.09.2022 года – явились лицами, заключившими социальный контракт, а их доля уплаченных налогов составляет почти 10% от всех поступлений по налогу на профессиональный доход (рис.12 и 13).

Рис.12. – Доля налоговых отчислений лиц, заключивших социальный контракт в общем объеме доходов по Налогу на профессиональный доход (за январь-ноябрь 2022 года)

Источник: составлено авторами

Рис.13. – Доля самозанятых заключивших социальный контракт, в общем количестве зарегистрированных в г.Таганроге самозанятых

Источник: составлено авторами

Данные показатели в целом свидетельствует о высокой значимости и обоюдной эффективности реализуемой государством программы «оказания адресной социальной помощи на основании социального контракта».

Заключение

Проведя анализ мер поддержки малого и среднего предпринимательства, а также борьбы с бедностью в России на современном этапе, можно сделать вывод о том, что в настоящее время государство уделяет активное внимание развитию МСП, предоставляя льготные кредиты, гарантии и гранты. Одним из важных инструментов поддержки начинающих предпринимателей является заключение социального контракта на приобретение основных средств для начала собственного бизнеса, ведь как правило, чтобы начать свое дело не хватает именно стартового капитала.

Проведенное анкетирование лиц, уже заключивших социальный контракт в г. Таганроге, показало, что данная мера поддержки является достаточно эффективной. Большинство опрошенных отметили, что у них не возникало трудностей с подачей и подготовкой документов для заключения социального контракта, а также с поиском информации о программе, однако, многие отметили, что освещение программы в социальных сетях и СМИ недостаточно активно и можно было бы увеличить информированность населения о подобной программе.

Кроме этого, респонденты отметили, что можно было бы рассмотреть возможность диверсификации условий оказания поддержки предпринимателей и самозанятых, а также выделять разные суммы поддержки в зависимости от вида открываемого бизнеса. Некоторые отмечают, что выручка от деятельности оказалась ниже запланированной, что говорит о сложных условиях ведения бизнеса и важности реализации широкого спектра мер поддержки начинающих предпринимателей.


Источники:

0.
1. Аваков С.Ю., Зимовец А.В. Об эффективности поддержки субъектов предпринимательства органами муниципальной власти // Современная экономика: проблемы и решения. – 2019. – № 7(115). – c. 42-52. – doi: 10.17308/meps.2019.7/2156.
2. Антипова Е.И., Дубовская Д.А. Государственная социальная помощь на основании социального контракта // Международная научно-практическая конференция «государство и право в условиях гражданского общества». Челябинск, 2015. – c. 12-14.
3. Глазьев С.Ю. Управление развитием экономики. / Курс лекций. - Москва: Издательство Московского Университета, 2019. – 759 c.
4. Гранты для социальных предпринимателей. Мой бизнес. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai (дата обращения: 25.01.2022).
5. Данилова Д.Е. Анализ эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в субъектах приволжского федерального округ // Белые цветы: Сборник тезисов 96-й Международной студенческой научно-практической конференции, 28-й Международной научно-практической конференции молодых ученых, 25-й Международной медико- исторической конференции студентов. Казань, 2022. – c. 735-736.
6. Данилова Д.Е., Максимова М.Н. Теоретические аспекты изучения государственной социальной помощи на основании социального контракта // Отечественный журнал социальной работы. – 2022. – № 3(90). – c. 125-133.
7. Дело в ставке: как изменилась программа льготного кредитования МСП «1764». Национальные проекты России. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/news/delo-v-stavke-kak-izmenilas-programma-lgotnogo-kreditovaniya-msp-1764 (дата обращения: 25.01.2022).
8. Егорова С.В. Социальный контракт как инновационная форма государственной социальной помощи по выходу малоимущих граждан на самообеспечение: региональный опыт // Отечественный журнал социальной работы. – 2020. – № 1(80). – c. 63-70.
9. Зимовец А.В., Маринова И.В. Анализ мер поддержки субъектов российского предпринимательства в условиях антироссийских санкций // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2022. – № 1(35). – c. 26-31.
10. Зимовец А.В., Сорокина Ю.В., Ханина А.В. Комплекс предложений по защите экономики России от санкций стран запада на макро-, мезо- и микроуровне // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 195-214. – doi: 10.18334/eo.12.2.114792.
11. Количество занятых в малом и среднем бизнесе впервые достигло 28 млн человек. Finexpertiza.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2022/mal-sred-biz-28-mln/ (дата обращения: 25.01.2022).
12. Корпорация МСП ограничила ставки и комиссии для банков-партнеров по программе «зонтичных» поручительств. Corpmsp.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://corpmsp.ru/pres_slujba/news/korporatsiya_msp_ogranichila_stavki_i_komissii_dlya_bankov_partnerov_po_programme_zontichnykh_poruch/ (дата обращения: 25.01.2022).
13. Косьмин А.Д., Косьмина Е.А., Акулич И.А. О характере и направленности перемен в жизни современной России // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 5. – c. 1047-1062. – doi: 10.18334/epp.11.5.112074.
14. Палибина А.С. Востребованность адресной социальной помощи в форме социального контракта в регионах Российской Федерации // Практики заботы в современном обществе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 2017. – c. 187-194.
15. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 715 c.
16. Постановление правительства Ростовской области от 30 ноя. 2020 № 255 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 04.07.2013 № 429». Источник: официальный портал правительства Ростовской области. Donland.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.donland.ru/documents/12925/ (дата обращения: 06.01.2022).
17. Просвирина А.И., Какадий И.И. Государственная социальная помощь на основании социального контракта // Вестник евразийской науки. – 2020. – № 3. – c. 48.
18. Рощепко Н.В. Социальный контракт как основание предоставления государственной социальной помощи // Социальное и пенсионное право. – 2019. – № 4. – c. 24-28.
19. Солдатова Н.Ф. Классификация факторов влияния на потребительское поведение в новых экономических условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 4. – c. 1393-1404. – doi: 10.18334/epp.12.4.114411.
20. Тютин Д.В., Круглов В.Н. Оценка эффективности и результативности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта // Управленческий учет. – 2021. – № 9-1. – c. 262-268. – doi: 10.25806/uu9-12021262-268.
21. Усенко Л.Н., Гузей В.А., Усенко А.М. Анализ цифровой трансформации бизнеса для обеспечения устойчивого развития // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2023. – № 1. – doi: 10.18334/social.4.1.116749.
22. Яркова Т.М. Развитие малого предпринимательства на сельских территориях: социальный аспект // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2023. – № 1. – doi: 10.18334/social.4.1.116797.

Страница обновлена: 26.01.2024 в 22:29:52