Формирование стратегических программ внедрения инновационных цифровых интеллектуальных технологий в экономико-управленческую и производственную сферы деятельности компаний
Трифонов В.Ю.1, Трифонов Ю.В.2
, Брыкалов С.М.1
, Нетронин И.В.1
1 Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И.И. Африкантова
2 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 2 (Февраль 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80433116
Аннотация:
Обосновывается необходимость применения средств и методов искусственного интеллекта в условиях глубокой цифровизации деятельности корпораций, компаний, фирм, предприятий и организаций. Рассматриваются основные этапы процесса внедрения интеллектуальных технологий в компаниях. Реализацию процесса внедрения интеллектуальных технологий предлагается начинать с установления целей внедрения, согласования и скоординирования с целями стратегического развития. Далее проводится позиционирование компании по степени и уровню зрелости применения интеллектуальных технологий. Выявляются сферы деятельности и организационно-управленческая структура, в рамках которых внедрение интеллектуальных технологий наиболее эффективно и целесообразно. Формирование стратегий разработки, внедрения и использования интеллектуальных технологий предлагается осуществлять поэтапно как с учетом достигнутого уровня зрелости, так и с учетом наиболее перспективных областей внедрения на внешнем и внутреннем контуре деятельности и управления.
Начальные этапы формирования стратегических планов внедрения интеллектуальных технологий иллюстрируются на примере предприятий Госкорпорации «Росатом».
Ключевые слова: предприятия, компании, цифровые интеллектуальные технологии, внедрение
JEL-классификация: O30, O34, M15
Введение
В настоящее время можно констатировать, что подавляющее большинство корпораций, компаний, фирм, предприятий и организаций внедрили и широко используют в своей повседневной деятельности многочисленные инструментальные средства, связанные с цифровой трансформацией самых разнообразных сфер их функционирования. В немалой степени этому способствовали как успешная реализация национального проекта «Цифровая экономика», так и самое пристальное внимание менеджмента высшего уровня к многочисленным цифровым проблемам в рамках концепций «Индустрия 4.0» и «Индустрия 5.0». Как правило, современный менеджмент корпораций и компаний использует единые мощные интегрированные цифровые платформы, в необходимых случаях дополняя их разнообразными программными приложениями.
Следующим неизбежным этапом на пути цифровой трансформации деятельности корпораций и компаний является использование средств и методов искусственного интеллекта. Концептуально цели, основные задачи и пути ускоренного развития искусственного интеллекта в Российской Федерации отражены в национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной в октябре 2019 года.
Однако практика разработки, внедрения и последующей эксплуатации цифрового интеллектуального инструментария в корпорациях и компаниях сопряжена с преодолением целого ряда трудностей и решением комплекса проблем. К подобным проблемам следует отнести разработку и выбор соответствующего интеллектуального инструментария для решения конкретных функциональных задач, проведение необходимых изменений организационно-управленческих структур и бизнес-процессов при использовании интеллектуальных технологий, выделение ключевых задач при внедрении интеллектуальных технологий, смягчение негативных последствий, связанных с организационными и социальными переменами, вызванных искусственным интеллектом, и другие. Отдельные решения комплексной проблемы внедрения интеллектуальных технологий в производственную сферу, экономико-управленческую сферу, бизнес-практику и деловую практику отражены в [1-5]. В то же время целостные методологические подходы к широкому использованию интеллектуальных технологий в корпорациях, компаниях, фирмах, предприятиях и организациях отражены в литературе либо недостаточно, либо с доминированием на решение чисто технологических проблем [6-10]. Вопросы, связанные с учетом специфики экономико-управленческой деятельности и особенностей регионального и отраслевого характера при этом затрагиваются лишь фрагментарно [11-15].
На наш взгляд, планы по внедрению интеллектуальных технологий в корпорациях и компаниях должны быть тесно взаимосвязаны с планами по устойчивому развитию (ESG-планами). В концепцию устойчивого развития включены компоненты: «S» - социальная ответственность и «G» - ответственное корпоративное управление. При внедрении средств искусственного интеллекта предполагается, например, сокращение числа работников, выполняющих сравнительно несложные интеллектуальные функции, а также трансформация некоторых организационно-управленческих структур. Как планы по устойчивому развитию, так и планы по внедрению средств и методов искусственного интеллекта должны предусматривать мероприятия по максимальному смягчению негативных последствий при внедрении искусственного интеллекта в сферы, связанные с социальной ответственностью и ответственным корпоративным менеджментом [4].
Целью настоящей статьи является разработка основных концептуальных положений и рекомендаций по формированию стратегических планов внедрения и последующего использования средств и методов искусственного интеллекта в экономико-управленческую и производственную деятельность корпораций, компаний, фирм, предприятий и организаций.
Материалы и методы исследования
Концепция внедрения цифровых интеллектуальных технологий получает всё более широкое распространение среди ведущих мировых и отечественных корпораций и комиссий. В настоящее время сформировались определенные подходы к пониманию как интеллектуальных технологий, так и трактовки отдельных компонентов, составляющих подобные технологии. Известны практики успешного внедрения некоторых интеллектуальных программных продуктов в различные сферы функциональной деятельности корпораций и компаний. Например, согласно опросам, проведенным фирмой McKinsey в 2017 году, среди 3 073 зарубежных участников, около 20% опрошенных отметили, что применяют одну или несколько технологий искусственного интеллекта в отдельных сферах деятельности своей компании или, что более существенно, такие технологии лежат в основе их бизнеса [10]. Другие опросы, проведенные фирмой Deloitte также в 2017 году показывают, что от 57% до 88% руководителей компаний очень оптимистично оценивают потенциал интеллектуальных технологий в своем бизнесе, хотя и отмечают, что широкое применение средств и методов искусственного интеллекта только начинается [10].
Таким образом, можно констатировать неизбежное, пошаговое и все более широкое использование интеллектуального инструментария в деятельности зарубежных и отечественных корпораций и компаний.
На наш взгляд, использование и внедрение цифровых интеллектуальных технологий в корпорациях, компаниях, фирмах, предприятиях и организациях должно осуществляться на основе разработки и последующей реализации их стратегической программы цифровой интеллектуальной трансформации.
В самых общих чертах основные этапы схемы разработки, внедрения и мониторинга исполнения подобной цифровой интеллектуальной трансформации представлены на рис.1.
Общие цели стратегического развития
компании
|
|
Цели внедрения средств и
методов искусственного интеллекта
|
|
Цели устойчивого развития компании
|
| ||||
Этап 1
Согласование, координация и корректировка целей с учетом интеллектуализации функциональной деятельности компании | ||||
ß
| ||||
Этап 2
Позиционирование (кластеризация) компании по степени и уровню зрелости применения средств и методов искусственного интеллекта | ||||
ß
| ||||
Этап 3
Анализ сфер деятельности и организационно-управленческих структур с целью выявления ключевых областей, в рамках которых внедрение инструментов искусственного интеллекта эффективно, целесообразно и оправдано | ||||
ß
| ||||
Этап 4
Анализ стратегий и возможных вариантов развития средств и методов искусственного интеллекта в соответствии с установленными условиями применения | ||||
ß
| ||||
Этап 5
Формирование стратегий функционирования и развития средств и методов искусственного интеллекта в соответствии с имеющимися ресурсами и учетом рисков и угроз | ||||
ß
| ||||
Этап 6
Мониторинг и контроль процедур реализации стратегий функционирования и развития средств и методов искусственного интеллекта в процессе функционирования компании | ||||
ß
| ||||
Этап 7
Корректировка стратегий внедрения средств и методов искусственного интеллекта в случаях возникновения непредвиденных ситуаций |
Рис. 1. Общая схема внедрения средств и методов искусственного интеллекта в корпорациях, компаниях, фирмах и предприятиях
Источник: составлено авторами
Остановимся на отдельных шагах и аспектах описания общей схемы внедрения средств и методов искусственного интеллекта в компаниях более подробно.
I. Целеполагание.
Внедрение и последующее использование интеллектуального инструментария в сфере деятельности корпораций, компаний, фирм, предприятий и организаций требует четкого определения тех целей, реализация которых позволяет достичь желаемых результатов. Подобные цели должны быть органично вписаны, согласованы и скоординированы с общими целями стратегического развития компании.
К наиболее существенным целям внедрения средств и методов искусственного интеллекта, на наш взгляд, относятся следующие:
1. Возможные революционные изменения при коренной трансформации моделей и сфер деятельности в долгосрочной стратегической перспективе.
2. Постепенные перспективные и выгодные эволюционные изменения в сферах менеджмента и функциональной деятельности корпораций и компаний.
3. Существенные улучшения качества предлагаемых услуг и продуктов.
4. Улучшение характеристик реализуемого функционала.
5. Принятие более обоснованных и приближенных к реальной действительности производственных и управленческих решений.
6. Улучшение и оптимизация технологий, производственных цепочек и процессов производственного характера.
7. Улучшение и оптимизация процессов коммуникационного, управленческого и административного характера.
8. Создание ряда инновационных продуктов и услуг с перспективой выхода на новые рынки.
9. Улучшение и оптимизация процессов взаимодействия с внешней средой, включая клиентскую среду и стейкхолдеров.
10. Перераспределение функциональных обязанностей сотрудников путем существенного увеличения в их работе творческого компонента за счет передачи относительно несложных интеллектуальных функций роботам и чат-ботам.
11. Выявление ранее неизвестных закономерностей и тенденций и использование выявленных закономерностей в краткосрочной и стратегической перспективах.
Цели внедрения интеллектуальных технологий могут быть проранжированы. Наиболее важные цели могут быть провозглашены ключевыми (приоритетными). При разработке стратегических планов и мероприятий именно этим целям должно быть уделено самое пристальное внимание.
II. Позиционирование.
Для движения в сторону успешного внедрения средств и методов искусственного интеллекта необходимо определиться с тем, на какой стадии зрелости в конкретной компании находится применяемая совокупность интеллектуальных технологий. На наш взгляд, можно достаточно условно ввести четыре уровня степени зрелости применяемых интеллектуальных технологий.
Уровень 0 (нулевой).
В компании автоматизированы практически вся функциональная деятельность и сферы менеджмента. Используется одна или несколько интегрированных цифровых платформ и единая интегрированная информационная база. Однако средства и методы искусственного интеллекта в деятельности компании практически не применяются.
Уровень 1 (начальный).
На отдельных участках функциональной деятельности компании (и, в том числе, в системе менеджмента) реализовано «точечное» внедрение и использование чаще всего разрозненных цифровых интеллектуальных решений. Долгосрочные и среднесрочные планы действий по внедрению интеллектуальных технологий отсутствуют.
Уровень 2 (средний).
В компании констатируется достаточно широкое внедрение наборов слабосвязанных или независимых интеллектуальных приложений в соответствии с формально принятой и официально оформленной программой действий по внедрению и продвижению средств и методов искусственного интеллекта. Введен частичный административный контроль за разработкой и использованием средств и методов искусственного интеллекта.
Уровень 3 (продвинутый).
В компании используется единая интегрированная цифровая интеллектуальная платформа. Констатируется значительная насыщенность деятельности компании интеллектуальными технологиями. Осуществляется централизованное административное управление и контроль функционирования многочисленными интеллектуальными приложениями на базе разработанного и утвержденного стратегического плана разработки, внедрения и использования средств и методов искусственного интеллекта.
Вполне естественно, что разработки стратегических планов по внедрению и использованию средств и методов искусственного интеллекта должны в первую очередь исходить из того, на каком уровне зрелости в компании находятся интеллектуальные технологии. Возможно использование различных подходов к позиционированию компаний по уровню зрелости применяемых интеллектуальных технологий. На наш взгляд, наиболее простым является метод, использующий предметных квалифицированных экспертов.
III. Формирование стратегии.
Для разработки стратегий, связанных с «вживлением» средств и методов искусственного интеллекта в сферы деятельности и структуры менеджмента компаний можно использовать традиционные методологии, ориентированные на разработку стратегий. Однако применение подобных традиционных методологий вряд ли окажется успешным, поскольку инструментарий, используемый в интеллектуальных технологиях, имеет целый ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать.
Кроме того, формирование стратегии разработки, внедрения и использования средств и методов искусственного интеллекта должно учитывать, как общие цели развития компании, так и уровень степени зрелости применяемых интеллектуальных технологий.
На наш взгляд, общая стратегия использования средств и методов искусственного интеллекта должна быть многоэтапной, причем каждый этап связан с переходом от одного уровня степени зрелости применения интеллектуальных технологий к последующему, более продвинутому уровню. Таким образом, стратегии для компаний с нулевым уровнем зрелости должны содержать три этапа, для начального уровня зрелости – два этапа и для среднего уровня зрелости – один этап (рис.2).
Рис. 2. Этапы перехода от предыдущего уровня зрелости компании по степени применения интеллектуальных технологий к последующим уровням зрелости
Источник: составлено авторами
Рассмотрим отдельные аспекты формирования стратегий разработки, внедрения и использования интеллектуальных технологий в компаниях.
Сферы применения средств и методов искусственного интеллекта в первую очередь необходимо подразделить на две основные подсферы [10]. Первая подсфера ориентирована на внешний уровень компаний и подразумевает в первую очередь интеллектуальный анализ взаимодействий с различными клиентами и стейкхолдерами. В частности, для повышения уровня удовлетворённости клиентов можно предусмотреть применение интеллектуальных агентов, проведение интеллектуального анализа и обобщение разрозненной информации о клиентах, выявление неизвестных закономерностей о поведении клиентов, осуществление для клиентов прогнозов различного типа относительно динамики финансовых затрат на покупки.
Необходимо также провести комплексную интегрированную перестройку механизма продаж с упором на максимальную интеллектуализацию отдельных участков работы. Большие компании могут использовать много различных версий систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-систем).
Используя механизмы интеллектуального машинного обучения, возможно объединение и концентрация всей информации о клиентах в общий клиентский центр. Этот центр в дальнейшем может предоставлять полную многопрофильную картину взаимодействия клиента (или группы клиентов) со всей компанией.
Внешний уровень компании включает также внедрение интеллектуальных технологий в процессы вывода определенных типов продуктов на рынки. Для этого при улучшении существующих продуктов и конструировании новых продуктов можно использовать алгоритмы машинного обучения, с помощью которых на основе заданных параметров и ограничений можно рассмотреть и предложить многочисленные варианты конструкций, большинство из которых никогда ранее не рассматривались.
Следует заметить, что приведенные примеры использования интеллектуальных технологий являются лишь малой частью возможных интеллектуальных приложений во внешней среде компании.
Вторая подсфера применения средств и методов искусственного интеллекта ориентирована на внутренний уровень компании и направлена на интеллектуализацию существующих процессов с целью снижения затрат, внедрение интеллектуальных механизмов в процессы принятия решений, управление цепочками поставок, планирование, оптимизацию производственной и операционной деятельности. При этом предполагается использование по крайней мере таких интеллектуальных инструментов, как аналитика больших данных и машинного обучения, систем распознавания речи и систем распознавания изображений. В сугубо производственных областях можно отметить следующие типовые функциональные области, в которых уже фиксируется практическое применение средств и методов искусственного интеллекта: прогнозирование спроса на продукты и услуги, управление ресурсами и снабжением, оптимизация планирования, оптимизация производства, прогнозное техническое обслуживание, оптимизация логистики и транспортировок, прогнозирование поставок и управление запасами и другие.
Особо следует остановиться на интеллектуальных технологиях роботизированной автоматизации процессов [15]. Поскольку проекты роботизированной автоматизации процессов характеризуются одним из самых высоких уровней окупаемости среди всех проектов с использованием интеллектуальных технологий, эти проекты целесообразно использовать в стратегиях компании при формировании начального уровня зрелости применяемых интеллектуальных технологий. Что особенно важно, роботизированную автоматизацию процессов с использованием чат-ботов и интеллектуальных агентов можно использовать не только в производственных процессах, но и в организационно-управленческих структурах, что позволяет существенно повысить эффективность структур менеджмента, используемых в компаниях.
Применяемый в настоящее время набор инструментальных средств искусственного интеллекта чрезвычайно широк и разнообразен (даже учитывая аспект повсеместного перехода на отечественное программное обеспечение). Кроме того, некоторые корпорации и компании обладают внутренним потенциалом для разработки собственных интеллектуальных приложений. Поэтому при формировании стратегии использования средств и методов искусственного интеллекта в компаниях необходимо определить как наиболее целесообразные сферы деятельности, подлежащие цифровой интеллектуализации, так и используемый цифровой интеллектуальный инструментарий.
IV. Мониторинг, контроль исполнения и корректировка стратегий.
Как правило, в корпорациях, компаниях, фирмах, предприятиях и организациях существуют и эффективно функционируют в рамках организационно-управленческих структур механизмы и методологии мониторинга, контроля исполнения и корректировки различного рода планов (включая и стратегические планы). Поэтому на начальных этапах внедрение средств и методов искусственного интеллекта можно воспользоваться уже готовыми механизмами мониторинга, контроля исполнения и корректировки стратегических планов и стратегических мероприятий при условии, что стратегические планы разработки, функционирования и внедрения интеллектуальных технологий органично вписаны в интегрированные стратегические планы функционирования и развития.
Однако интеллектуальные технологии во многих случаях существенно меняют и перестраивают процессы, связанные с деятельностью компании и реализаций функции менеджмента. Поэтому при внедрении средств и методов искусственного интеллекта должны быть скорректированы как существующие механизмы мониторинга, контроля исполнения и корректировки стратегических планов, так и должностные инструкции персонала, осуществляющего мониторинг, контроль и корректировку.
Результаты исследования и их обсуждение
Предлагаемые нами подходы к успешному внедрению интеллектуальных технологий в корпорациях и компаниях носят концептуальный характер и являются достаточно общими. Реализация каждого из семи этапов общей схемы внедрения средств и методов искусственного интеллекта для каждой конкретной компании требует дальнейшей детализации с учетом специфики компании, ведомственных, отраслевых и управленческих особенностей.
Для разработки стратегии успешного внедрения средств и методов искусственного интеллекта необходимы группы конкретного персонала, который должен быть заинтересован в конечных результатах. Прежде всего, в процессах внедрения средств и методов искусственного интеллекта должен быть заинтересован высший менеджмент компании (экономические, социальные, репутационные и ведомственные выгоды).
Вторую группу составляют работники, непосредственно реализующие технологии и процессы, включая административные процессы (переход на более квалифицированный и качественный уровень работы, повышение производительности труда, большее внимание к творческим аспектам профессии).
Третью группу составляют квалифицированные специалисты по технологиям искусственного интеллекта (практическая реализация полученных компетенций в сфере искусственного интеллекта, служебное продвижение и рост, заинтересованность в продвижении компаний в области искусственного интеллекта).
Разработка и последующая реализация стратегии внедрения интеллектуальных технологий в компании предполагает слаженное взаимодействие и последующее функционирование перечисленных трех групп сотрудников. Особенно важную роль в процессе и реализации стратегий должны играть специалисты по искусственному интеллекту. С одной стороны, эти специалисты должны хорошо знать специфику и нюансы деятельности компании. С другой стороны, они должны владеть постоянно растущим и совершенствующим современным инструментарием средств и методов искусственного интеллекта, и навыками практической работы с подобным инструментарием.
Рассмотрим практику применения интеллектуальных технологий в организациях Госкорпорации «Росатом».
Росатом – активный участник реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках которой в компании реализуется Единая цифровая стратегия (ЕЦС), определяющая ключевые направления цифровой трансформации: выполнение государственных задач по цифровизации, разработка цифровых продуктов – флагманов отечественного и зарубежного рынков, а также внутренняя цифровизация атомной отрасли [16].
В рамках деятельности, связанной с искусственным интеллектом, в Росатоме ведется деятельность в следующих направлениях:
1. Computer Vision («компьютерное зрение») — основывается на распознавании разного рода объектов по изображениям. Для отрасли особенно важными изображениями являются снимки с космоса.
2. Синтез распознавания речи — это своего рода голосовой помощник, по примеру «Алисы» в Яндексе или «Маруси» в Сбере. Основная причина развития своей разработки, а не покупки готовой у других компаний, объясняется быстрорастущим темпом изменений внутри отрасли. Развитие своей разработки приводит к сосредоточению знаний внутри отрасли и адаптации продукта под специфику отрасли.
3. OCR — текстовый редактор, который основывается на распознавании текста при помощи искусственного интеллекта по сканам, фотографиям и т.д. Данный инструмент позволяет распознавать не только общепринятую документацию, но и специфическую документацию, созданную внутри отрасли.
4. NLP — программный продукт, основанный на обработке естественного языка. Является основной для любой работы с текстом, например чат-боты, распознавание намерений пользователя и т.д.
Следует отметить, что цели и задачи ЕЦС атомной отрасли успешно декомпозируются на уровень предприятий дивизиона с учетом специфики дивизиональных бизнес-стратегий.
Так, в машиностроительном дивизиона Росатома, ключевыми задачами которого являются повышение интенсивности производственных процессов и сокращение себестоимости, активно внедряются интеллектуальные системы вибродиагностики оборудования (предсказываются износ и поломки оборудования, сокращается время простоя станков), платформы управления производством и проектами (интеллектуальная оптимизация производственных программ, моделирование дивизиональной кооперации, интеграция с Mes (СМПО) – максимизация целевой функции, единый поток данных для управления), цифровые модели производства изделий в металлургии (оптимизация рецептур выплавки, физическая модель остывания слитка), а также интеллектуальные системы видеоаналитики для промышленной безопасности: контроль использования средств индивидуальной защиты, предупреждение нахождения в опасных зонах и др.
Знания, средства и методы в области искусственного интеллекта, которые сейчас применяются, непосредственно адаптируются под производство. Активно развивается такое направление как промышленный искусственный интеллект, позволяющий эффективно использовать интеллектуальный инструментарий в различных сферах производственной деятельности.
Заключение
Процесс внедрения и последующего эффективного использования в корпорациях, компаниях, фирмах, предприятиях и организациях средств и методов искусственного интеллекта является сложным и многоаспектным. Этот процесс желательно осуществлять на базе предварительно разработанного и утвержденного стратегического плана внедрения и использования интеллектуального инструментария.
В подобном стратегическом плане должны быть зафиксированы цели внедрения интеллектуальных технологий, согласованные с общими целями стратегического развития компаний, приведены результаты анализа сфер деятельности и выделены наиболее перспективные с точки зрения цифровой интеллектуализации области применения, сформированы стратегические мероприятия по встраиванию интеллектуального инструментария в практическую деятельность компании, трансформированы должностные обязанности персонала и реализована их адаптация к работе в принципиально новой интеллектуально-информационной среде.
Процедуры практической реализации работ по внедрению интеллектуальных технологий могут быть достаточно затратными и трудоемкими. Однако с точки зрения осуществления текущих и особенно стратегических мероприятий внедрение средств и методов искусственного интеллекта в конечном итоге оправдано и может принести значительные эффекты.
Источники:
2. Рассел С. Искусственный интеллект: современный подход. - М.: Вильямс, 2006. – 1408 c.
3. Ясницкий Л.Н. Интеллектуальные системы. / Учебник. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 221 c.
4. Трифонов Ю.В., Брыкалов С.М., Трифонов В.Ю. Реализация концепции устойчивого развития компаний // Креативная экономика. – 2022. – № 7. – c. 2679-2696. – doi: 10.18334/ce.16.7.115022.
5. Трифонов Ю.В., Брыкалов С.М., Трифонов В.Ю. Интеллектуальные инновационные методы оценки компаний по критериям устойчивого развития // Креативная экономика. – 2023. – № 8. – c. 2705-2720. – doi: 10.18334/ce.17.8.118627.
6. Федорченко С.Н. Искусственный интеллект в сфере политики, медиапространства и государственного управления: размышления над тематическим портфелем // Журнал политических исследований. – 2020. – № 2. – c. 3-9. – doi: 10.12737/2587-6295-2020-3-9.
7. Форд М. Роботы наступают: развитие технологий и будущее без работы. - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. – 430 c.
8. Доэрти П., Уилсон ДЖ. Человек + машина: Новые принципы работы в эпоху искусственного интеллекта. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 278 c.
9. Карр Н. Стеклянная клетка: Автоматизация и мы. - М.: КоЛибри, 2014. – 456 c.
10. Дэвенпорт Т. Внедрение искусственного интеллекта в бизнес-практику: Преимущества и сложности. - Москва: Альпина Паблишер, 2021. – 316 c.
11. Эффективные отечественные практики на базе технологий искусственного интеллекта в розничной торговле (ритейле). [Электронный ресурс]. URL: https://files.data-economy.ru/Docs/Effektivnye_otechestvennye_praktiki.pdf (дата обращения: 03.04.2024).
12. Умственный пролетарий: как искусственный интеллект меняет производство в России. Iz.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1292461/mariia-frolova/umstvennyi-proletarii-kak-iskusstvennyi-intellekt-meniaet-proizvodstvo-v-rossii (дата обращения: 03.04.2024).
13. Нейронные сети в промышленном производстве. Upperator.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://upperator.ru/industry (дата обращения: 03.04.2024).
14. Вклад в ВВП России от использования технологий ИИ может достигнуть 2% к 2025 году. Interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/880909 (дата обращения: 03.04.2024).
15. Роботизированная автоматизация процессов (RPA), искусственный интеллект (ИИ), объединение двух технологий. Rpa2.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rpa2.ru/blog/tekhnologii/robotizirovannaya-avtomatizatsiya-protsessov-rpa-iskusstvennyy-intellekt-ii-obedinenie-dvukh-tekhnol/ (дата обращения: 03.04.2024).
16. Отчет Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» о прогрессе в области устойчивого развития за 2023 год. Report.rosatom.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://report.rosatom.ru/go/rosatom/go_rosatom_2023/rosatom_esg_2023.pdf.
Страница обновлена: 13.03.2025 в 15:51:24