Стратегический консенсус в инновационном менеджменте: региональное приложение

Туменова С.А.1
1 Институт информатики и проблем регионального управления - филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения \"Федеральный научный центр \"Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук\"

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать:
Туменова С.А. Стратегический консенсус в инновационном менеджменте: региональное приложение // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 3. – doi: 10.18334/vinec.12.3.115246.

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы управления активизацией регионального инновационного процесса в рамках консенсуального подхода. Цель работы состоит в обосновании методических положений организационно-управленческого сопровождения процессов координации, согласования и внутрирегионального взаимодействия широкого круга инновационно-активных акторов региона. В работе на основе междисциплинарного подхода к изучению категории «стратегический консенсус» в региональном инновационном менеджменте были использованы методы субъектно-объектного, концептуального и компаративного анализа, а также методы научного обобщения, формализации и систематизации. Определена последовательность этапов по обеспечению бесконфликтного взаимодействия инновационно-активных акторов, являющихся основными бенефициарами региональных инновационных программ и проектов; предложены рекомендации по повышению эффективности регионального инновационного менеджмента за счет оптимизации процесса увязки и учета интересов, потребностей и действий субъектов регионального инновационного процесса; представлена совокупность инклюзивных механизмов и инструментов (концептуализации, консультирования, координации, коммуникации) направленных на расширение масштаба и уровня регионального стратегического консенсуса. Указано, что процесс поиска наиболее предпочтительных управленческих решений, форматов диалога для достижения согласованных целей, должен быть перманентным, поскольку во взаимосвязях между элементами системы, находящимися даже в партнерских отношениях, абсолютная гармония невозможна из-за остающихся противоречий

Ключевые слова: региональный инновационный менеджмент, приоритеты инновационной стратегии, методология консенсуса, инновационо-активные акторы, механизм управления вовлеченностью

JEL-классификация: R11, R12, R13, O31, O33



Введение.

Значительное возрастание роли инноваций в обеспечении экономического роста обусловили особую актуальность вопросов повышения эффективности управления региональным инновационным процессом (РИП). При этом одним из наиболее важных целевых элементов в системе регионального менеджмента становиться проблема консолидации широкого круга участников РИП в процессе разработки и реализации стратегических приоритетов инновационного развития в рамках консенсуального подхода [1-3] (Gonzalez-Benito J. et all, 2012; Туменова, Мамбетова, Пшигошева, 2021; Kellermanns et all, 2011).

В литературе, посвященной реализации моделей инновационного развития, нашли отражение различные аспекты принятия консенсуальных/согласованных решений как необходимого условия достижения поставленных целей [4-6] (Ван, Мазалов, Гао, 2020; Tumenova, Mustaev, Mambetova, 2020). Авторами отмечается важность поиска и нахождения стратегического консенсуса между всеми инновационно-активными акторами экономической системы (в частности, власти, бизнес-сообщества, социума, различных стейкхолдеров) для выработки единой стратегии действий и последующей ее реализации. Например, Вулдридж Б. и Флойд С. анализируют стратегические эффекты консенсуса и утверждают, что консенсуальный подход лучше остальных коррелирует с организационной эффективностью [7] (Wooldridge, Floyd, 1990). По мнению Р. Дули консенсус является той силой, которая способна подчинить любые социальные проявления сознательного поведения людей [8] (Dooley, 2000). В исследовании авторов [2] (Gonzalez-Benito J. et all, 2012), направленном на осмысление феномена консенсуса/согласия, предлагается использовать бинарный подход к рассмотрению стратегического консенсуса, а именно, как точки зрения конкурентного метода (как конкурировать на рынке), так и реализуемых целей (согласие относительно конкретных стратегических целей развития экономического актора). В работе [9] (Яковлев и др., 2018) авторы рассматривают роль элитного консенсуса в обеспечении регионального экономического роста, акцентируя внимание на таких факторах, способствующих его формированию, как наличие серьезного экономического/политического кризиса, усиливающиеся стратегические риски для местных элит, готовность патриотически настроенной элитной группы брать ответственность на себя за разработку и реализацию долгосрочных антикризисных мероприятий.

Следует отметить, что на практике достижение стратегического консенсуса и высокой организационной эффективности основных участников и различных стейкхолдеров РИП, осложнено многоаспектностью их целевых установок, многогранностью взаимосвязей собственников ресурсов, работников, потребителей и всех субъектов общества, связанных с ними [10] (Туменова, 2020). Анализ реализации стратегий инновационного развития отдельных отечественных регионов свидетельствует об неудовлетворительном их исполнении. Весьма сдержанные оценки экспертов получила и эффективность (менее 30%) реализации мероприятий государственной Стратегии инновационного развития России до 2020 года [11]. Одним из основных факторов, определивших полученные неудовлетворительные результаты, стал низкий уровень согласованности принимаемых стратегий, недостаточная степень координации/учета интересов участников РИП при определении направлений и приоритетов инновационной трансформации регионального отраслевого ландшафта [12] (Туменова 2021).

Таким образом, несмотря на существующие наработки и растущий интерес со стороны научного сообщества и практиков к вопросам согласования целей/позиций участников РИП, регионального стратегирования в целом, проблему поиска и достижения стратегического консенсуса при реализации приоритетных направлений инновационного развития регионов нельзя считать решенной.

В результате определение эффективных методов и моделей управления активизацией РИП в рамках консенсуального подхода остается востребованным направлением современных научных исследований. Более того в современных условиях беспрецедентного обострения существующих глобальных вызовов и новых системных рисков мирохозяйственной динамики вопросы консолидации всего российского общества вокруг приоритетных целей и направлений развития наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности приобретают особую актуальность.

Методология

Цель работы состоит в обосновании методических положений повышения эффективности, принимаемых региональным инновационным менеджментом решений на основе консенсуального подхода, а также систематизации механизмов и инструментов организационно-управленческого сопровождения, ориентированных на координацию и согласование деятельности и внутрирегионального взаимодействия ключевых участников регионального инновационного процесса.

В работе на основе междисциплинарного подхода к изучению категории стратегического консенсуса в региональном инновационном менеджменте (РИМ) были использованы методы субъектно-объектного, концептуального и компаративного анализа, а также методы научного обобщения, формализации и систематизации.

Вопросы согласования интересов основных субъектов РИП и принятия единой стратегии действий по активизации инновационной деятельности на основе консенсуального подхода, рассмотрены с использованием основных положений теорий стратегического управления регионального развития, инновационного менеджмента, конкурентоспособности (КСП), теории принятия решений и организационной эффективности.

Основные результаты исследования.

Цели и задачи управления активизацией регионального инновационного процесса на современном этапе

В теории принятия управленческих решений для согласования разнообразных целей и интересов хозяйствующих субъектов, опосредованных их объективными потребностями, необходимо определение общей наиболее значимой стратегической цели развития. Данной (ключевой) цели отводиться роль организующей, интегрирующей и пропагандирующей функции (миссии), все остальные цели выступают в качестве средств реализации миссии.

Конечной целью регионального инновационного менеджмента как многофункциональной деятельности, представляющей собой систему мер экономической, организационно-управленческой, правовой и иной направленности по эффективной организации РИП, является обеспечение долгосрочной конкурентоспособности региональной экономики [13] (Туменова, 2022). При этом в качестве одного из наиболее важных факторов, способствующих реализации данной цели выступает повышение эффективности РИП в результате рационального сочетания основных структурных элементов воспроизводственной системы региона, а также достижения стратегического консенсуса относительно приоритетов инновационного развития региона и путей их реализации.

Схематично этапы разработки инновационной стратегии регионального развития представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Последовательность действий по разработке инновационной стратегии развития региона

Составлено автором

Как управленческий документ, направленный на обеспечение устойчивого инновационного роста, такая стратегия должна содержать не только экономические, но и социальные, политические, экологические и иные цели инновационной трансформации регионального пространства, также в ней должна быть представлена возможность выбора механизмов/инструментов, направленных на достижение согласованной всеми участниками РИП, ключевой цели развития. Иными словами, необходимым условием разработки и эффективной реализации стратегий инновационного развития региона является достижение согласованности процессов целеполагания, функционирования и внутрирегионального взаимодействия многочисленных участников РИП и заинтересованных в нем стейкхолдеров, имеющих противоречивые интересы.

Последовательность действий по обеспечению бесконфликтного взаимодействия региональных инновационно-активных акторов, являющихся основными бенефициарами инновационных программ и проектов, представлены нами на рисунке 2.

Рисунок 2. Этапы обеспечения взаимодействий региональных участников инновационного процесса

Составлено автором

В рамках консенсуального подхода руководящим принципом функционирования основных участников РИП должна стать приверженность к достижению согласованного результата при реализации принятых стратегических программ и проектов.

В таблице 1 представлены основные направления деятельности структурно-функциональных элементов РИП.

Таблица 1 Направления деятельности и функции основных участников регионального инновационного процесса

Источник: составлено автором по [2, 5, 10-13]

Следует отметить, что эффективность деятельности РИМ по реализации принятых стратегий обуславливается способностью повышения уровня согласованности и координации принимаемых планов, их реалистичности и финансовой обеспеченности.

Во-первых, тем, на сколько увязаны принимаемые решения на разных (субнациональном, национальном, региональном/местном, отраслевом) уровнях управления, отлажены административные инструменты кооперации и координации усилий инновационно-активных акторов вокруг ключевой цели/миссии регионального развития.

Во-вторых, наличием инклюзивных механизмов, способствующих укреплению взаимосвязей между лицами, принимающими решения, интеллектуальным и бизнес-сообществом, также различными общественными группами и социумом в целом для лучшего понимания сложившейся ситуации, содействию реализации, предпринимаемых правительством инициатив.

В-третьих, достижением интегрированности стратегий и проектов активизации РИП в систему научно-технологического, территориального, социально-экономического, экологического планирования регионального развития для получения синергетических эффектов от реализации различных политик и программ, а также обеспечения сбалансированности и устойчивости экономического роста, повышения эффективности принимаемых управленческих решений.

Стратегический консенсус в системе управления согласованием интересов, лежащих в различных измерениях

По утверждению М. Вебера консенсус/согласие становится реальной силой, поскольку управленческое решение выносится на основе общего согласия и бесконфликтного совпадения ожиданий всех заинтересованных лиц [14] (Вебер, 2020). В результате при достижении определенного уровня консенсуса между участниками, вовлеченными в процесс консультаций относительно целей, приоритетов, методов и средств реализации стратегических программ, возможно рассчитывать на их эффективную реализацию/выполнение.

Изначально термин «консенсус» рассматривался на организационном уровне и интерпретировался как согласование мнений топ-менеджмента предприятия [15] (Bourgeois, 1980), затем был несколько расширен и стал включать общее/коллективное взаимопонимание стратегических приоритетов на всех уровнях управления, включая менеджеров среднего и низшего звена. Например, стратегический консенсус Келлерманнсом и его соавторами [16] (Келлерманнс и др., 2005), рассматривался как «коллективное понимание» руководством организации стратегических приоритетов (табл. 2).

Таблица 2 Определение категории «стратегический консенсус»

Источник: Составлено автором по [1, 16-20]

Нами стратегический консенсус будет рассматриваться в более широком контексте, направленном на достижение согласованности позиций отдельных экономических акторов (в частности, региональных инновационно-активных акторов) не только по пониманию и разделению стратегических приоритетов развития, но и по намерению их реализации. То есть, одним из существенных условий активизации РИП выступает не только способность регионального менеджмента формировать общее понимание/ведение стратегических приоритетов инновационного развития, умение увязывать в единое целое цели, мнения/представления широкого круга инновационно-активных субъектов региона, но и мотивировать их на реализацию согласованных проектов/программ стратегического развития. Соответственно важным направлением достижения консенсуса при согласовании противоречивых интересов субъектно-функциональных элементов РИП является эффективная координация деятельности и усиление взаимодействия регионального менеджмента, бизнес-сообщества и местного населения.

Эффективной основой практического воплощения данных направлений может стать модель принятия управленческих решений в рамках консенсуального подхода, предложенная психологом и фасилитатором Т. Хартнеттом. [21] (Hartnett, 2010) (рис. 3).

Рисунок 3. Модель принятия управленческих решений на основе консенсуса

Составлено автором по [21]

Модель предполагает последовательное решение процесса поиска и нахождения наиболее предпочтительных управленческих решений для достижения скоординированных целей. При этом успех ее применения зависит от эффективности организационного сопровождения данного процесса, успешности реализации РИМ функций (аналитической, координационной, коммуникационной, интегративной) по активизации региональной инновационной деятельности, а также выбора наиболее эффективных механизмов, способных обеспечить увязку интересов, учет потребностей и действий участников РИП.

В таблице 3 приведена совокупность инклюзивных механизмов, посредством которых возможно расширение масштаба консенсуса и уровня вовлеченности всех заинтересованных субъектов РИП.

При этом важно указать, что реализацию коммуникационного сопровождения необходимо осуществлять путем комбинирования таких подходов как «сверху-вниз» и «снизу-вверх» с выбором каналов передач/коммуникации наиболее эффективных для конкретной ситуации и конкретной аудитории.

По сути основные руководящие положения и механизмы успешной реализации инновационной стратегий регионального развития напрямую связаны с укреплением горизонтальных связей, ростом вовлеченности инновационно-активных субъектов РИП в процесс разработки и реализации стратегических приоритетов инновационного развития, с повышением открытости и прозрачности принимаемых решений, разрабатываемых планово-прогнозных документов и обеспечением их легитимности.

Таблица 3. Механизмы усиления взаимодействий различных субъектов регионального инновационного процесса

Источник: Составлено автором

Вместе с тем, исходя из того, что во взаимосвязях между системами, находящимися даже в партнерских отношениях, абсолютная гармония невозможна из-за остающихся противоречий, процесс сознательного согласования их взаимоотношений должен быть перманентным.

Выводы

Таким образом, одним из обязательных условий повышения эффективности системы управления процессом разработки и реализации долгосрочных стратегий по активизации инновационной деятельности выступает достижение широкомасштабного соглашения/консенсуса всеми участниками и стейкхолдерами РИП как по целям, стратегическим приоритетам инновационного развития, так и по методам и средствам их реализации.

В работе представлена последовательность действия по обеспечению бесконфликтного взаимодействия инновационно-активных акторов РИП, являющихся основными бенефициарами региональных инновационных программ и проектов. Приведена совокупность механизмов и инструментов, направленных на расширение масштаба стратегического консенсуса и повышение уровня вовлеченности всех заинтересованных субъектов РИП.

Перспективы дальнейших исследований связаны с возможностью дальнейшей институционализации предлагаемых механизмов, форматов диалога, апробацией инструментов расширения горизонтальных связей для различных типов регионов.


Источники:

1. Gonzalez-Benito J. Coming to Consensus on Strategic Consensus: A Mediated Moderation Model of Consensus and Performance // Journal of Management. – 2012. – № 6. – p. 1685-1714.
2. Туменова С. А., Мамбетова Ф. А., Пшигошева А. Ю. О реализации стратегий инновационного развития регионального экономического пространства // Социально-экономические системы в условиях глобальных трансформаций: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Нальчик, 27–28 мая 2021 года. – Нальчик: ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ. 2021. – c. 308-312.
3. Kellermanns F.W. To agree or not to agree? A meta-analytical review of strategic consensus and organizational performance // Journal of Business Research. – 2011. – № 2. – p. 126-133.
4. Ван Ч., Мазалов В., Гао Х. Управление динамикой мнений и консенсус в социальной сети // Математическая теория игр и ее приложения. – 2020. – № 4. – c. 24 - 39.
5. Tumenova S. A., Mustaev M. M., Mambetova F. A. Innovative mechanism for development of regional competitive advantages in new economy // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS: International Scientific Conference. Grozny, 27–29 февраля 2020 года / Kh. I. Ibragimov Complex Research Institute. – Grozny, 2020. – P. 2561-2567. – DOI 10.15405/epsbs.2020.10.05.339
6. Стратегический консенсус: без него нацпроекты не заработают. Центр стратегических разработок. [Электронный ресурс]. URL: https://www.csr.ru/news/strategicheskij-konsensus-beznego-natsproekty-ne-zarabotayut/ (дата обращения: 12.08.2022).
7. Wooldridge B., Floyd S.W. The strategy process, middle management involvement, and organizational performance // Strategic Management Journal. – 1990. – № 3.
8. Dooley R.S. Belaboring the Not-So-Obvious: Consensus, Commitment, and Strategy Implementation Speed and Success // Journal of Management. – 2000. – № 6.
9. Яковлев А. А., Фрейнкман Л. М., Макаров С. А., Погодаев В. С. Литный консенсус и экономическое развитие региона: опыт Республики Татарстан // Экономическая политика. – 2018. – № 1. – c. 180-217.
10. Туменова С. А. Макроэкономическая оценка потенциала развития российских регионов в новой экономике // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 1. – c. 138-149. – doi: 10.34755/IROK.2020.60.73.021.
11. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряж. Правительства РФ от 08.12.2011 г. No. 2227-р. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru (дата обращения: 12.08.2021).
12. Туменова С. А. Стратегические приоритеты конкурентной специализации Северо-Кавказского макрорегиона // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1817-1836. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113832.
13. Туменова С. А. Информационно-коммуникационный механизм обеспечения сетевых взаимодействий участников регионального инновационного процесса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 823-834. – doi: 10.18334/epp.12.2.114221.
14. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. - М.: - Директ-Медиа, 2010. – 107 c.
15. Bourgeois L.J. Performance and consensus // Strategic Management Journal. – 1980. – № 3. – p. 227-248.
16. Kellermanns F.W., Walter J., Lechner C., Floyd S.W. The lack of consensus about strategic consensus: Advancing theory and research // Journal of Management. – 2005. – № 31(5). – p. 719-737.
17. Bowman C., Ambrosini V. Perceptions of strategic priorities, consensus and firm performance // Journal of Management Studies. – 1997. – № 2.
18. Grinyer P.H., Norburn D. Planning for Existing Markets: Perceptions of Executives and Financial Performance // J. R. Stat. Soc. Ser. A. – 1975. – № 1.
19. Динамика социально-политических отношений и феномен согласия в современном обществе. / отв. ред. О. М. Михайленок; ФНИСЦ РАН. - М.: ФНИСЦ РАН, 2019. – 197 c.
20. Knight D. Top management team diversity, group process, and strategic consensus // Strategic Management Journal. – 1999.
21. Hartnett T. Consensus-Oriented Decision-Making // New Society Publishers. – 2011. – p. 192.

Страница обновлена: 14.08.2022 в 19:17:53