Анализ и оценка сценариев социально-экономического развития России в условиях санкционной блокады и непредсказуемости глобальных трендов мировой экономики
Зимовец А.В.1, Климачев Т.Д.1
1 Таганрогский институт управления и экономики, Россия, Таганрог
Скачать PDF | Загрузок: 234 | Цитирований: 33
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 1 (Январь-март 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52515532
Цитирований: 33 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В настоящей работе проводится исследование возможных сценариев и прогнозов развития российской экономики на основе анализа динамики макроэкономических показателей, с учетом санкционных войн и тенденций развития мировой экономики. Авторами рассматриваются санкционные пакеты вводимые против России, осуществляемые антисанкционные меры и их эффективность. Обозначены и проанализированы сценарии социально-экономического развития России по данным Банка России, Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, экспертов-экономистов. По результатам исследования, авторами делается вывод о быстрой санкционной адаптации экономики РФ и возможности ее активной трансформации. Были отмечены возможные антисанкционные меры для реализации благоприятного сценария.
Ключевые слова: экономические санкции, антисанкционные меры, социально-экономическое развитие, макроэкономические показатели, мировая экономика, импортозамещение, параллельный импорт
JEL-классификация: F14, F51, F63
Введение
Только-только оправившись от COVID-ного кризиса, экономика России в 2022 году столкнулась с новым глобальным вызовом. В связи с проведением специальной военной операцией Россией (СВО) на Украине, странами коллективного Запада была начата беспрецедентная санкционная блокада российской экономики. Были наложены ограничения на экспорт российских ресурсов и импорт высоких технологий. В результате прежние экономические связи со странами Запада были разрушены, что потребовало РФ ориентироваться на рынки сбыта Востока. Мощный санкционный удар был нанесен по денежно-кредитной системе, что привело к прекращению прежних финансовых операций.
Для минимизации санкционного ущерба и проведения политики импортозамещения Правительством РФ были приняты меры господдержки предприятий. Приоритетная помощь стала оказываться высокотехнологичным компаниям IT-сферы. Целью принятых антикризисных мер является не только стабилизация национальной экономики, но и достижения страной технологического суверенитета путем успешной реализации политики импортозамещения. При этом дальнейшие перспективы социально-экономического развития остаются туманными ввиду военно-политических и внешнеэкономических рисков.
Актуальность темы работы обоснована необходимостью оценки и анализа социально-экономического развития России с учетом влияния глобальных вызовов для выявления макроэкономических тенденций и построения прогноза дальнейшего развития российской экономики. Также возникает необходимость выявления системных проблем становления импортонезависимой и технологически-суверенной экономики РФ, а также осуществление поиска оптимальных решений для устойчивого и инновационного социально-экономического развития.
Изученность проблемы. Актуальные проблемы, факторы и прогнозы социально-экономического и технологического развития РФ представлены в работах следующих исследователей: Караваевой И.В., Быковской Ю.В., Казанцева С.В., Льва М.Ю., Колпаковой И.А. [15], Аганбегян А.Г. [2], Белоусова Д. Р. [5], Гафуровой Г.Т., Бондаренко И.Н. [7], Зимовец А.В., Сорокиной Ю.В., Ханиной А.В. [12] Туманян Ю.Р. Индустриевой М. А. [27], Павловой С.А., Павлова И.Е., Амирасланова И.Д. [22], Лукьянец А.С., Брагина А.Д. [17], Ленчук Е.Б. [16], Дудиной М.Н., Брынцева А.Н. [9], Лясковской Е.А. [18] и других.
Цель исследования заключается в оценке и анализе прогнозов социально-экономического развития РФ под влиянием санкций и определения трендов мировой экономики для поиска возможных антисанкционных мер и обеспечения развития технологически-суверенной и импортонезависимой Российской экономики.
При проведении исследования использовались следующие научные методы: метод сравнения, аналитический метод, метод изучения информационных материалов, метод статистического анализа, графический метод, структурный метод.
Научная новизна исследования заключается в систематизации авторами современных проблем социально-экономического развития РФ и разработке комплекса мер поддержки экономики России в условиях санкционного давления.
1. Влияние глобальных трендов мировой экономики и санкций на социально-экономическое развитие РФ
В связи с проведением Россией СВО странами коллективного Запада были ведены беспрецедентные санкции в новейшей истории. С помощью экономического давления предполагается изменить внешнюю политику РФ, что вызовет экономический кризис и дестабилизацию социальной ситуации. Таким образом, еще больше усложняется формирование отечественной экономической системы, что порождает массу социально-экономических проблем [1, 27].
Для дестабилизации экономики РФ в 2022 году было введено беспрецедентное (больше 11 тысяч) экономических, политических и иных типов санкций; санкции вводились как в отношении российских физических, так и юридических лиц [12, 22]. При этом упомянутые санкции, на протяжении всего 2022 года вводились странами коллективного Запада «волнами» или «пакетами» (см. табл. 1).
Таблица 1
Санкционные пакеты
Table 1
Sanctions packages
Санкционный пакет
|
Содержание санкций
|
Первый
(21-24 февраля 2022 года) |
ЕС
ввел санкции против 351 депутата Госдумы РФ, которые проголосовали за
независимость ДНР и ЛНР и 27 физических и юридических лиц, в том числе банки
и организации, финансирующие операции России на Донбассе.
|
Второй
(март 2022 года) |
Введены
ограничения для компании «Аэрофлот», ВТБ, «Ростеха». США заблокировали
банковские счета России в своей юрисдикции или ограничили их использование.
Введены секторальные санкции против российских банков и компаний. Для
российской авиации закрыли полетные зоны над Европой.
|
Третий
(26 февраля – 9 марта 2022 года) |
Были
заморожены активы ЦБ РФ. ЕС запретил продавать, поставлять, экспортировать в
Россию банкноты, номинированные в евро. Заморозке подвергли международные
резервы ЦБ РФ в финансовых организациях стран G7. Часть банков РФ отключили
от SWIFT. Запрещена поставка технологий морской навигации и
радиокоммуникации.
|
Четвертый
(15 марта – 2022 года) |
Введен
запрет на импорт сталелитейной продукции в ЕС. Были запрещены поставки в РФ
предметов роскоши. вкладывать в топливно-энергетические компании в России,
экспортировать в нее предметы роскоши. РФ исключили из Совета Европы. ЕС
также запретил иметь деловые отношения с 12 российскими компаниями
(«Оборонпром», «КАМАЗ», «Газпромнефть» и др.) в которых государственное участие
составляет больше 50%. Увеличился список лиц против которых введены
персональные санкции.
|
Пятый
(5 апреля – 15 мая 2022 года) |
ЕС
ввел запрет на импорт угля, транзакции с 4 крупнейшими банками РФ. Заход
российских судов в порты ЕС был запрещен. Приостановлено членство РФ в СПЧ
ООН. Был запрещен экспорт в РФ полупроводников, машин и транспортного
оборудования, заход российских судов в порты ЕС, осуществление деятельности
транспортных компаний на территории ЕС.
|
Шестой
(3 июня 2022 года) |
Введен
запрет на предоставление услуг российским компаниям в нефтяной отрасли. Также
от SWIFT были отключены Сбербанк, Россельхозбанк и Московский кредитный
банки. ЕС добавил в санкционный список 65 граждан России и Украины и 18
юридических лиц.
|
Седьмой
(21 июля 2022 года) |
Включает
запрет на прямой и косвенный импорт, покупку или передачу золота, если оно
происходит или экспортировано из РФ. В черный список были внесены 54
физических и 10 юридических лиц, среди которых Россотрудничество, фонд
«Русский мир», Сбербанк.
|
Восьмой
(5 октября 2022 года) |
Введен
запрет на импорт продукции сталелитейной промышленности и машиностроения,
бытовой техники, химических продуктов, пластика, сигарет, бумаги и других
товаров из России, а также на предоставление IT- и юридических услуг российским
организациям. Также странами ЕС был введен потолок цен на российскую нефть.
|
Девятый
(16 декабря 2022) |
Были
введены санкции в отношении 149 физических лиц (вошли чиновники, депутаты,
судьи, представители силовых структур) и 49 юридических лиц (Московский
кредитный банк, Всероссийский банк развития регионов и Дальневосточный банк,
российские телеканалы, предприятия ОПК и др.).
|
Санкции действуют в отношении многих отраслей российской экономики, так и физических лиц. Наибольший урон они нанесли по высокотехнологичному сектору. Так как, огромная доля импортной микроэлектроники в российском импорте, в сочетании с антироссийскими санкциями «недружественных стран» уже привела к дефициту данной продукции [11], что негативно отразилось как на производственной сфере экономики, так и на обычном потребителе. Также пострадала банковская система, сектор финансов и сфера услуг.
Помимо санкций, негативное влияние на экономику РФ оказал уход с отечественного рынка крупных иностранных корпораций в т.ч.: Nokia, Intel, Nestle, McDonald’s, Coca-Cola, Boeing, Microsoft и других [14] – в основном крупных компаний автомобилестроения, IT-сферы и сферы услуг. Снижение объема производства привело к замедлению экономического роста. В данных условиях Центробанк, Минфин и Правительство РФ приняли ответные антисанкционные меры. В плане стабилизации цен и недопущения девальвации рубля было осуществлено следующее:
1) поднятие ключевой ставки;
2) увеличение мер валютного контроля;
3) установление порога на снятие наличной валюты;
4) введено обязательство экспортёров продавать 80% валютной выручки;
5) остановлены торги на российских биржах;
6) введены временные запреты на экспорт зерна, сахара и удобрений;
7) осуществлен перевод оплаты поставок газа на российские рубли [14].
Еще одним антисанкционным шагом России стало налаживание параллельного импорта – механизма ввоза в страну оригинальной продукции, которая изготавливается самим производителем при соблюдении технологии производства и всех стандартов качества, но без разрешения правообладателя на нее. Поставки бытовой техники, компьютеров, смартфонов уже налажены в таких компаниях как: «М.Видео», «Ситилинк» и др. Минусом такого решения является рост издержек и цен, но при этом экономика России все же обеспечивается жизненно необходимыми товарами и ресурсами [7, 23].
Как отмечают эксперты, экономика России хоть и «осталась на плаву», но все же почувствовала негативное воздействие введенных санкций. «В марте 2022 г. ВВП России относительно прошлого года увеличился на 1,6%, в то время как в феврале он вырос на 4,3%. Это произошло из-за снижения прироста в обрабатывающей промышленности в марте до 3% против 6,3% в феврале. Инфляция в марте 2022 года составила 16,7% (год назад – 5,8%)». Во второй половине марта в связи с приостановкой деятельности примерно 600 западных компаний в России начались массовые увольнения, увеличилась безработица (полная и частичная), снизилась зарплата у сотен тысяч работников, в том числе формально не потерявших работу [2].
Тем не менее, экономическую ситуацию стабилизировал параллельный импорт и выход РФ на новые рынки сбыта сырья. Изменение объема импорта РФ показано на рисунке 1.
Рисунок 1. – Изменение месячного объема импорта РФ в 2022 по сравнению со среднемесячным показателем 2017-2021 гг.
Figure 1. – Change in the monthly volume of imports of the Russian Federation in 2022 compared to the average monthly indicator of 2017-2021.
Источник: составлено авторами на основе [30]
Сближение с Турцией и Китаем позволило России на рынках данных стран продолжить закупку высокотехнологичной продукции, различных запчастей для техники, лекарств и т.д. Снижение импорта продукции других «дружественных» стран (Индия – на 19%, и Бразилия – на 13%) связано с менее тесными торговыми отношениями, удаленностью рынков, низким качеством продукции. Санкции Великобритании и США были самими «жесткими», что привело к падению импорта в РФ из этих стран на 71% и 84% соответственно.
Наиболее эффективно Россией были налажены поставки сырья на новые рынки сбыта (см. рис.2.).
Рисунок 2. – Изменение месячного объема экспорта РФ в 2022 по сравнению со среднемесячным показателем 2017-2021 гг.
Figure 2. – Change in the monthly volume of exports of the Russian Federation in 2022 compared to the average monthly indicator of 2017-2021.
Источник: составлено авторами на основе [30]
Главными рынками сбыта для РФ стала «дружественная» Индия (+430%), Турция (+213%) и Бразилия (+166%). Наоборот, российское сырье почти полностью покинуло рынки Великобритании (-81%) и Швеции (-86%). Рост экспорта в «недружественные» страны ЕС связан с их зависимостью от импорта углеводородов и другого сырья.
Еще одним фактором санкционной устойчивости российской экономики стал ее промышленный базис. Премьер-министр Михаил Мишустин отметил, что «Заделы в промышленности и технологиях позволили стране избежать «драматических сценариев, которые прогнозировали и ожидали <...> оппоненты». Есть определенный спад в отдельных отраслях. Но мы нигде не приблизились к критической отметке». Также премьер-министр подчеркивает, что «российской экономике следует «перейти от догоняющей модели развития к опережающей. Только так мы вернем себе внутренний рынок и сможем интенсивно наращивать высокотехнологичный экспорт» [25]. Достижение технологического суверенитета является главной задачей, стоящей перед российской экономикой. Особенно необходимо налаживание выпуска собственной микроэлектроники и программного обеспечения для обеспечения отечественной электроникой широкого спектра промышленного оборудования.
По итогам 2022 года антисанкционные меры показали свою эффективность. По заявлению М.Мишустина на итоговом заседании Правительства, в ноябре безработица в России достигла отметки в 3,7% (минимальный уровень за всю историю наблюдений), предварительное снижение ВВП России составило 2% [20]. Антисанкционнные меры и господдержка позволили удержать национальную экономику от развала. Таким образом, можно утверждать, что санкции, не оправдали ожиданий стран коллективного Запада, став для экономического развития России лишь очередным стимулом к развитию. Однако в долгосрочной перспективе санкции по отношению к России и ответные меры значительно снижают возможности защищаемых отраслей добиться высокой конкурентоспособности и долгосрочного развития [22, 23].
Помимо санкций колоссальное влияние на развитие национальной экономики РФ влияют глобальные тренды мировой экономики. Они обусловлены объективными законами развития экономической системы и заключаются в трансформации общественных институтов. Данный процесс неизбежно сопровождается глобальными экономическими, военно-политическими и социальными кризисами. На уровне мировой экономики наиболее значимыми процессами, видимо, станут следующие.
- дальнейшее ухудшение демографической ситуации в большинстве развитых стран;
- форсирование энергоперехода на безуглеродные технологии, при одновременном росте значимости экономической безопасности;
- масштабная перестройка глобальной экономики означающая вероятность структурного кризиса [26];
- переход к шестому технологическому укладу, развитие четвертой промышленной революции, осуществляемой на базе передовых IT-технологий [8]
Данные глобальные процессы непосредственно оказывают влияние на развитие мировой экономики, так и национальных экономик. Следование трендам является залогом обеспечения экономической безопасности и технологического суверенитета. Здесь необходимо обозначить сценарии долгосрочного развития мировой экономики по прогнозам Д. Р. Белоусова (см. табл. 2).
Таблица 2
Сценарии и некоторые параметры долгосрочного развития мировой экономики
Table 2
Scenarios and some parameters of the long-term development of the world economy
Сценарий
|
Характеристика
|
Год
|
Динамика мировой
экономики, темпы прироста в %
|
Цена на нефть марки Urals,
долл. за баррель
|
Базовый («ИКТ-оптимизация») – вероятность (75-80%)
|
Повышение производительности труда и обеспечение нового качества
достигается за счет цифровизации. Последовательное внедрение низкоуглеродных
технологий.
|
2022-2024
|
3,0 – 3,3
|
75 – 78
|
2025-2027
|
3,0 – 3,3
|
67 – 70
| ||
2028-2030
|
3,2 – 3,5
|
61 – 65
| ||
Кризисный («экологический пакет») – вероятность (20-25%)
|
Обеспечение климатической и экологической стабильности с
ускоренным энергопереходом (вытеснение углеводородной энергетики) и
соответствующим длительным структурным кризисом. Резкое усиление
регулирования и, соответственно, бюрократии и фискальной нагрузки
|
2022-2024
|
2,7 – 3,0
|
70 – 74
|
2025-2027
|
2,7 – 3,0
|
60 – 63
| ||
2028-2030
|
2,5 – 3,0
|
50 – 54
|
В базовом сценарии предполагается торможение роста мировой экономики в 2023-2027 гг. как следствие глобального экономического кризиса. Далее в 2028-2030 гг. предполагается возвращение динамики роста на допандемический уровень (3,2-3,5% в год).
Кризисный сценарий более пессимистичен в оценке роста мировой экономики. Здесь предполагается ее постепенный спад с (2,7-3,0 до 2,5-3,0% в год) в 2028-2030 гг. по отношению к 2022-2024, в следствии нарастающей структурной трансформации мировой экономической системы. При этом оба сценарии предполагают постепенное падение цен на нефть марки «Urals» (базовый – 17-21%, кризисный – 25-35%). Разница только в темпах: в первом случае происходит бурное развитие четвертой промышленной революции без серьезных экологических ограничений; во-втором случае, государствами вводятся жесткие ограничения на использование углеводородов, происходит строительство «зеленой экономики». Достижение экологической стабильности замедляет темпы промышленного производства.
Для России, в условиях влияния глобальных макроэкономичееских трендов, для построения технологически-суверенной и быстро растущей инновационной экономики необходимо ориентироваться на базовый сценарий. Так, с одной стороны, необходимо обеспечить форсированное внедрение «сквозных» технологий на предприятиях и развивать низкоуглеродные технологии. С другой стороны – не применять жесткие экологические ограничения.
Для российской ресурсно-зависимой экономики климатические угрозы являются серьезной проблемой, выражающейся выражается в уничтожении разнообразного природного капитала, что несет за собой угрозу экономической безопасности государства. Учитывая зависимость роста экономики РФ от цен на углеводороды, климатическая ситуация будет только ухудшаться. Поэтому перед Россией, как и перед всеми другими странами, стоит задача перехода на низкоуглеродное направление развития для сохранения биосферы планеты и обеспечения устойчивого социально-экономического развития.
2. Системные проблемы российской экономики, тормозящие социально-экономическое развитие.
Системные проблемы и риски социально-экономического развития России в условиях глобальных вызовов можно разделить на внутренние и внешние:
1. Внутренние угрозы:
- сокращение численности населения. Низкая рождаемость, проблемы системы, иммиграция являются причиной снижения численности занятых в экономике, что отрицательно влияет на экономическое развитие [15];
- нехватка высококвалифицированных кадров, особенно обладающих цифровыми компетенциями – ведет к снижению конкурентоспособности российской продукции и усилению технологического отставания страны, что является угрозой экономической безопасности [15, 18];
- социально-экономическое расслоение общества. Наличие существенных диспропорций в перераспределении национального богатства в России ведет к росту социальной напряженности и падению качества жизни малообеспеченных граждан [15];
- экспортно-сырьевая направленность и зависимость экономики. Зависимость экономики России от экспорта сельхозпродукции, химической продукции и энергоносителей ставит под удар обретение Россией технологического суверенитета. При этом высокая доли сырья в экспорте делает экономику уязвимой для санкций, что ставит под удар национальную безопасность страны [15, 22];
- импортозависимость страны, в т.ч. зависимость от параллельного импорта. В наибольшей степени от импортного сырья и комплектующих зависят отрасли, в которых доля импорта доходит до 90% при производстве отдельных товаров. При этом все необходимые ресурсы для максимального обеспечения экономики собственной продукцией у России есть [15, 23];
- технологическое отставание. В России продолжает оставаться крайне низкой степень развития высокотехнологичной сферы экономики и «экономики знаний». Это обусловлено использованием старых технологий в производстве, высокой степенью износа производственных фондов, недостаточным уровнем обеспечения безопасности труда и недостаточным финансированием исследований и разработок. Как результат: санкционная уязвимость экономики, низкая производительность труда, неконкурентоспособная продукция. Следовательно, отсутствие инновационного экономического развития [3, 15, 22, 27];
- предельно-низкий уровень нормы инвестиций в основной капитал в ВВП (17%) и доля в ВВП сферы «экономика знаний» (14%), что ведет к стагнации производства и выпуску низкокачественной продукции [2];
- высокий уровень федеральной, региональной и местной коррупции. Представляется, что государственный характер инвестиций в программу импортозамещения неизбежно ведет к хищению сотрудниками государственных структур целевых средств и наличию перебоев в финансировании проектов, что замедляет экономическое развитие страны [23];
- неблагоприятный инвестиционный климат в стране, недостаток инвестирования. В связи с санкциями произошел отток иностранных инвестиций в экономику РФ, что привело к огромным финансовым потерям для предприятий и замедлению их развития [23];
- низкий уровень управления и функционирования политических и экономических институтов, связанный с недостатком опыта госслужащих по управлению страной в условиях санкционной блокады [23].
2. Внешние угрозы:
- усиление военно-геополитических факторов, в число которых входит обострение общей военно-политической обстановки в мире, а также возникновение новых очагов напряженности на границах Российской Федерации [15];
- усиление изоляции России от мировой финансовой системы, сфер информации, научных и технологических достижений и открытий, страхования и оказания широкого круга услуг [15];
- сокращение масштабов и интенсивности экономического и военно-политического сотрудничества с дружественными государствами под воздействием вторичных санкций [15];
- температурные волны и глобальное потепление. Социально-экономический ущерб проявляется в повышенной смертности трудоспособного населения от климатозависимых заболеваний, истощения природных ресурсов, угрозе новых возникновения новых пандемий и как следствие, повышении уязвимости позиций России в мире и ограничении возможности отстаивать свои национальные интересы [17].
Совокупность указанных выше проблем, оказывает отрицательный интегральный эффект на способность экономики России обеспечить свое инновационно-ориентрованное, социально-экономическое развитие. Новые «санкционные пакеты» будут только усиливать данный эффект. В итоге ставится под удар собственно национальная безопасность РФ. В данных условиях необходимо создание антисанкционного пакета мер по нивелированию системных проблем экономического развития с учетом макроэкономических данных существующих прогнозов социально-экономического развития.
3. Прогнозы и сценарии социально-экономического развития России
Социально-экономическое прогнозирование необходимо для выявления трендов макроэкономических показателей при определенных внешне- и внутри- экономических, социальных, военно-политических условиях. С учетом данных системных факторов могут быть созданы определенные сценарии развития российской экономики, которые необходимо подвергать оценке и анализу для последующей корректировки.
При оценке и анализе социально-экономических сценариев помимо эффективной реализации антисанкционных мер, глобальных трендов мировой экономики и проблем экономического развития, необходимо учесть также эффект частичной мобилизации и появление новых субъектов в составе РФ. Данная ситуация потребует дополнительного и обязательного перераспределения бюджетных резервов на развитие инфраструктуры, инвестиций в основной капитал, социальную поддержку населения, обеспечение армии и т.д. [15]. Следовательно, дополнительная нагрузка на бюджетную систему и увеличение геополитической напряженности являются негативными факторами при оценке и анализе сценариев.
Рассмотрим сценарии социально-экономического развития на 2023-2025 годы, представленные Банком России. Прогноз макроэкономических показателей базового и альтернативных сценариев сформированы исходя из следующего:
- состояние мировой экономики определяется тем, как быстро ослабляются шоки предложения, насколько заякорены инфляционные ожидания, как реагируют центральные банки, а также насколько устойчиво финансовое положение экономических агентов в условиях повышения ставок денежно-кредитной политики развитых стран;
- скорость адаптации российской экономики к новым условиям зависит от установления новых экономических связей, появления новых производств, эффективности процессов импортозамещения, развития механизмов параллельного импорта;
- влияние геополитических условий на российскую экономику предполагает наличие или отсутствие дополнительных санкций относительно внешней торговли, степень развития вторичных эффектов санкций, включая неформальные ограничения со стороны широкого круга контрагентов [21].
Стоит отметить, что вне зависимости от сценария, денежно-кредитная политика Банка России будет направлена на снижение инфляции до 4%. Также она будет корректироваться под влиянием новых санкций, роста военно-политической напряженности, состояния мировой экономики.
Рассмотрим сценарии социально-экономического развития по версии Банка России (см. табл. 3).
Таблица 3
Основные макроэкономические показатели сценариев социально-экономического развития России по прогнозу Банка России в 2021-2025 гг.
Table 3
The main macroeconomic indicators of the scenarios of socio-economic development of Russia according to the forecast of the Bank of Russia in 2021-2025
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
2025
|
Основные
макроэкономические показатели (прирост в % к предыдущему году, если не
указано иное)
| ||||||
Инфляция, в %, декабрь к
декабрю предыдущего года
| ||||||
Базовый
|
4,9
|
8,4
|
12,0– 13,0
|
5,0– 7,0
|
4,0
|
4,0
|
Ускоренная адаптация
|
4,9
|
8,4
|
12,0– 13,0
|
3,5 – 5,5
|
4,0
|
4,0
|
Глобальный кризис
|
4,9
|
8,4
|
12,0– 13,0
|
13,0– 16,0
|
8,0– 9,0
|
4,0
|
Ключевая ставка, в среднем
за год, % годовых
| ||||||
Базовый
|
5,1
|
5,7
|
10,6
|
6,5 – 8,5
|
6,0 – 7,0
|
5,0 – 6,0
|
Ускоренная
адаптация
|
5,1
|
5,7
|
10,6
|
5,5 – 7,5
|
5,0 – 6,0
|
5,0 – 6,0
|
Глобальный
кризис
|
5,1
|
5,7
|
10,6
|
11,5 – 13,5
|
12,0 – 13,0
|
6,0 – 7,0
|
Валовой внутренний продукт
| ||||||
Базовый
|
-2,7
|
4,7
|
(-3,5) – (-3,0)
|
(-4,0) – (-1,0)
|
1,5 – 2,5
|
1,5 – 2,5
|
Ускоренная
адаптация
|
-2,7
|
4,7
|
(-3,5) – (-3,0)
|
(-2,0) – (+1,0)
|
2,5 – 3,5
|
2,0 – 3,0
|
Глобальный
кризис
|
-2,7
|
4,7
|
(-3,5) – (-3,0)
|
(-8,0) – (-5,0)
|
(-2,0) – (-1,0)
|
0,0 – 1,0
|
Денежная масса в национальном
определении
| ||||||
Базовый
|
13,5
|
13,0
|
23 – 26
|
10 – 15
|
9 – 14
|
6 – 11
|
Ускоренная
адаптация
|
13,5
|
13,0
|
23 – 26
|
12 – 17
|
10 – 15
|
8 – 13
|
Глобальный
кризис
|
13,5
|
13,0
|
23 – 26
|
3 – 8
|
10 – 15
|
6 – 11
|
Экспорт
| ||||||
Базовый
|
381
|
550
|
631
|
515
|
464
|
431
|
Ускоренная
адаптация
|
381
|
550
|
631
|
550
|
518
|
501
|
Глобальный
кризис
|
381
|
550
|
631
|
293
|
227
|
245
|
Импорт
| ||||||
Базовый
|
305
|
380
|
326
|
340
|
359
|
363
|
Ускоренная
адаптация
|
305
|
380
|
326
|
361
|
406
|
431
|
Глобальный
кризис
|
305
|
380
|
326
|
218
|
189
|
204
|
Цена на нефть марки Urals,
средняя за год, долл. США за баррель
| ||||||
Базовый
|
42
|
69
|
78
|
70
|
60
|
55
|
Ускоренная
адаптация
|
42
|
69
|
78
|
70
|
60
|
55
|
Глобальный
кризис
|
42
|
69
|
78
|
35
|
35
|
40
|
Базовый сценарий предполагает, что рост мировой экономики замедлится, но ее тренды не изменятся. При этом глобальной рецессии не произойдет, хотя центральные банки крупных стран будут повышать процентные ставки. Также в данном сценарии предполагается, что санкционная блокада будет сохранена, но военно-политическая ситуация не претерпит серьезного обострения. Россия будет ориентироваться на рынки «дружественных» стран и развивать параллельный импорт. Исходя из этого инфляция в 2023 году по отношению к 2025 будет снижена в среднем в 2 раза с последующим выходом на целевое значение 4,0% в 2024-2025 годах. Далее по мере снижения инфляции и адаптации экономики ключевая ставка ЦБ будет постепенно снижаться до 4,0-5,0 в 2025 году. Рост ВВП в 2023 году можно ожидать примерно в размере -2,5% с дальнейшей фиксацией на уровне 1,5-2,0% в 2024-2025 годах. Цены на нефть будут постепенно снижаться на 8-15 долл. США за баррель, что приведет к сокращению доли нефтяного сектора в ВВП РФ.
Сценарий ускоренной адаптации схож с базовым сценарием. В нем также предполагается отсутствие глобальный рецессии, трендового развития мировой экономики и одинаковая отрицательная динамика цен на нефть в 2023-2025 годах. В данном сценарии Россия быстрее налаживаются партнерства и экономических связей с «дружественными» странами, что приведет к росту «параллельного» импорта и импорта всего на 32,2% в 2023 году. Стоимостные объемы экспорта также увеличиваются, хотя остаются значительно ниже (на 20,6% в 2025 году к 2022) досанкционного уровня за счет улучшения торговых отношений и логистических цепочек, благодаря улучшению ситуации в транспортировке и логистике – складываются выше, чем в базовом сценарии. Нейтральный размер ключевой ставки в 2024 году уже будет в диапазоне 5,0 – 6,0% (в базовом сценарии только в 2025 году). Так, в 2023 году есть небольшая вероятность достичь 4,0%-ой инфляции. По итогам 2023 года с небольшой вероятностью можно будет ожидать экономического роста на 1,0% с дальнейшим ростом в 2,0-3,0% в год.
Сценарий «глобальный кризис» является самым худшим из трех сценариев Банка России. Он предполагает резкое обострение военно-геополитической обстановки, как следствие – увеличение санкционного давления и переход к военной экономике. Центральные банки западных стран будут ужесточать свои позиции, что приведет к масштабной рецессии мировой экономики. В данных условиях развитие и трансформация российской экономики или очень затруднены, или невозможны. В данных условиях прогнозируется резкое обрушение цен на нефть до 35 долл. за баррель, что наносит сильный экономический ущерб сырьевой экономики РФ. Инфляция в 2023 на фоне ослабления рубля и усиления шоков предложения может ускориться до 13,0–16,0%. Также в данном сценарии под давлением коллективного Запада «дружественные» страны могут разорвать торговые отношения с РФ, что вызовет уход российского сырья с их рынков. При этом «параллельный» импорт будет уменьшен. В итоге спад экономики в 2023 году может составить 8%.
Если говорить о вероятном сценарии развития, то можно отметить, что, что экономика РФ быстро адаптировалась к санкциям, оперативно были найдены рынки сбыта и налажен параллельный импорт. Антисанкционные меры позволили избежать коллапса национальной экономики. В итоге спад экономики оказался существенно меньше прогнозируемого. Следовательно, экономическое развитие РФ пока идет по базовому сценарию. Если дальнейшая геополитическая ситуация не ухудшится, то возможен выход на траекторию «ускоренной адаптации». Углубление отношений с «дружественными» странами, быстрое развития отечественных технологий, активная социальная политика позволит стране создать условия для прорыва санкционной блокады и достижения технологического суверенитета.
Итак, за 2022 год экономика РФ приспособилась под новые санкционные реалии. Были созданы и укреплены логистические связи с «дружественными» государствами, налажен импорт высокотехнологичной продукции через страны Востока, найдены рынки сбыта энергоносителей, а также ведены меры господдержки бизнеса. Данные антисанкционные меры показали свою эффективность. При сохранении или некотором улучшении нынешней геополитической ситуации экономический рост примет около-нулевое или положительное значение (до 1,0%) уже в 2023-2024 году. Однако, резкое обострение геополитической ситуации может значительно повысить вероятность негативного сценария (мобилизационная экономика / глобальный кризис).
5. Меры по обеспечению реализации благоприятного сценария инновационного социально-экономического развития экономики РФ
Для уменьшения данного риска и повышения вероятности реализации благоприятного для социального-экономического развития РФ сценария необходима разработка комплекса антисанкионных мер. На основе анализа авторами источников [2, 3, 5, 7, 16, 17, 18, 23, 24] возможно принятие следующих мер системного характера:
1. повысить долю инвестиций в основной капитал в ВВП с 17-18 до 25% и увеличить удельный вес «экономики знаний» в ВВП для приумножения человеческого капитала с 14 до 20%;
2. принять меры по стимулированию предприятий и организаций инвестировать свой основной и человеческий капитал в социально-экономическое развитие страны, а не отправлять заработанные средства на сбережения и в офшоры;
3. начать массовое технологическое перевооружение действующих предприятий с отсталой технологией и техникой (по оценке, это 60-70% предприятий и организаций страны);
4. поднять минимальную заработную плату до 25-30 тыс. рублей в основном за счет рекордно высоких доходов предприятий и организаций в 2021 г.;
5. повысить налогообложение предприятий, производящих товары и услуги (предметы роскоши, бутики, отели) доступные только богатым россиянам. За счет этого можно несколько снизить налоги тем, кто производит качественный товары и услуги, доступные малообеспеченным семьям;
6. входить в научные / технологические коллаборации со странами ЕАЭС, Юго-Восточной Азии и БРИКС, не присоединившихся к санкциям. Перспективным может оказаться сотрудничество с КНР, Индией – странами, обладающими высокими компетенциями в научно-технологической сфере;
7. увеличить число немонетарных мер антиинфляционной политики, в том числе за счет введения плавающих экспортных пошлин; стабилизация финансовой системы;
8. обеспечить ускоренное импортозамещение в критических для российской промышленности отраслях;
9. сформировать институциональную среду для быстрого продвижения результатов научных исследований в производство. Для этого нужно восстановить институты прикладной науки, создать инжиниринговые центры, содействовать формированию научных подразделений на предприятиях и фирмах;
10. нарастить количество исследователей, но и повысить их качественный уровень путем создания передовых инженерных школ на базе ведущих вузов;
11. ввести «гарантированный базовый доход», систему непрерывного повышения квалификации сотрудников для решения проблем технологической безработицы, вызванной быстрой цифровизацией;
12. реализовать меры по сохранению природного капитала России для снижения климатических рисков и отстаивания национальных интересов. Следует обеспечить полное лесовосстановление вырубленных и погибших лесонасаждений, осуществлять его мониторинг, проводить противопожарные мероприятия;
13. обеспечить низкую налоговую нагрузку для малых предприятий и самозанятых в сферах оказания услуг и Интернет-торговли, с компенсацией выпадающих доходов для местных и региональных бюджетов с федерального уровня;
14. осуществлять поддержку защиты трудовых прав занятых в аутсорсинге в рамках гражданско-правовых отношений и пенсионных прав граждан, нарушаемых при «неформальной» оплате труда занятых.
В нынешних условиях реализация указанных антисанкционных мер во всех сферах экономики РФ, позволит достичь синергетического социально-экономического эффекта, что поспособствует прорыву санкционной блокады коллективного Запада и созданию технологически-суверенной, социально-ориентированной экономики России.
Заключение
Несмотря на то, что в 2022 году Россия столкнулась с колоссальным санкционным давлением со стороны «недружественных стран», ее экономика смогла быстро адаптироваться под новые реалии. Антисанкционные меры, организация параллельного импорта, выход на новые рынки сбыта и другие предпринятые правительством меры – позволили стране выдержать санкционный удар. Несмотря на успех антикризисной политики, иновационному социально-экономическому развитию мешают технологические, социально-экономические, военно-политические, климатические проблемы и иные риски. С учетом данных факторов и анализа сценариев социально-экономического развития РФ по прогнозам экспертов следует, что российская экономика быстро адаптировалась к новым вызовам коллективного Запада, а так же были созданы предпосылки для перехода на вектор активной трансформации экономики.
Стоит отметить, что для реализации благоприятного сценария – включающего в себя положительный тренд инновационного социального-экономического развития экономики, необходимо расширять социальную поддержку населения, развивать высокотехнологичное импортозамещение, развивать сотрудничество с «дружественными» странами» и т.д. Эти меры позволят укрепить позиции РФ на международной арене и достигнуть технологического суверенитета.
Источники:
2. Аганбегян А.Г. О мерах по смягчению социально-экономических последствий от санкций, принятых «недружественными» странами против России в 2022 г // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С. Ю. Витте.
3. Аганбегян А.Г. Россия: от стагнации к устойчивому социально-экономическому росту // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2022. – № 5. – c. 310-362. – doi: 10.38197/2072-2060-2022-237-5-310-362.
4. Белоусов: суверенитет означает способность страны и общества достигать национальных целей. Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/interviews/14919307 (дата обращения: 04.01.2023).
5. Белоусов Д.Р. Неочевидные факторы неопределённости развития в долгосрочном периоде и способы адаптации к новым вызовам // Экономическое возрождение России. – 2022. – № 3(73). – c. 61-70. – doi: 10.37930/1990-9780-2022-3-73-61-70.
6. Все санкции против РФ 2022-2023: какие страны ввели, полный список, ответные меры. Puteshestvuy.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.puteshestvuy.com/sankcii-protiv-rf (дата обращения: 02.01.2023).
7. Гафурова Г.Т., Бондаренко И.Н. Уроки санкций для устойчивого экономического будущего России // Russian Journal of Economics. – 2022. – № 3. – c. 503-524. – doi: 10.21202/2782-2923.2022.3.503-534.
8. Григорьев Е.А., Варакса А.М. Новый технологический уклад и российская экономика // Экономика. Информатика. – 2022. – № 3. – c. 474-482. – doi: 10.52575/2687-0932-2022-49-3-474-482.
9. Дудин М.Н., Брынцев А.Н. Стратегическое видение экономического развития России в условиях технологического перехода от индустриального уклада (Индустрия 2.0 и 3.0) к Индустрии 4.0 // Креативная экономика. – 2021. – № 3. – c. 783-804. – doi: 10.18334/ce.15.3.111810.
10. ЕС опубликовал 9-й пакет санкций против РФ: кого и за что «наказал» Евросоюз. Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2022/12/16/es-opublikoval-9-j-paket-sankcij-protiv-rf-kogo-i-za-chto-nakazal-evrosoiuz.html (дата обращения: 02.01.2023).
11. Зимовец А.В., Климачев Т.Д. Цифровая трансформация производства на российских предприятиях в условиях политики импортозамещения // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1409-1426. – doi: 10.18334/vinec.12.3.116297.
12. Зимовец А.В., Сорокина Ю.В., Ханина А.В. Комплекс предложений по защите экономики России от санкций стран Запада на макро-, мезо- и микроуровне // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 195-214. – doi: 10.18334/eo.12.2.114792.
13. История введения санкций ЕС против России в связи с Украиной. Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/15960409 (дата обращения: 02.01.2023).
14. Какие страны ввели санкции против России и как они отразятся на экономике. Invlab.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://invlab.ru/ekonomika/kakiye-strany-vveli-sanktsii/ (дата обращения: 02.01.2023).
15. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Оценка прогнозно-экономических показателей Российской Федерации в период частичной мобилизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2655-2676. – doi: 10.18334/epp.12.10.116423.
16. Ленчук Е.Б. Научно-технологическое развитие россии в условиях санкционного давления // Экономическое возрождение России. – 2022. – № 3(73). – c. 52-60. – doi: 10.37930/1990-9780-2022-3-73-52-60.
17. Лукьянец А.С., Брагин А.Д. Оценка масштабов и перспектив влияния климатических рисков на социально-экономическое развитие России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. – № 6. – c. 197-209. – doi: 10.15838/esc.2021.6.78.11.
18. Лясковская Е.А. Цифровизация, рынок труда и экономическое развитие // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 192-196. – doi: 10.14529/em220220.
19. Зимовец А.В., Маринова И.В. Анализ мер поддержки субъектов российского предпринимательства в условиях антироссийских санкций // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2022. – № 1(35). – c. 26-31.
20. Мишустин: спад экономики составил 2% ВВП, негативные прогнозы не сбылись. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5754997 (дата обращения: 03.01.2023).
21. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов Центральный Банк Российской Федерации. Cbr.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/139691/on_2023(2024-2025).pdf (дата обращения: 06.01.2023).
22. Павлова С.А., Павлов И.Е., Амирасланов И.Д. Экономические санкции как предпосылка развития национальной экономики России // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 11(125). – c. 27. – doi: 10.23670/IRJ.2022.125.22.
23. Попова И.Н., Сергеева Т.Л. Импортозамещение в современной России: проблемы и перспективы // Beneficium. – 2022. – № 2(43). – c. 73-84. – doi: 10.34680/BENEFICIUM.2022.2(43).73-84.
24. Тезис 10. «Новая тень» в торговле и услугах. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Mon_13/2022/fall/TTF10.pdf (дата обращения: 06.01.2023).
25. Технологический суверенитет и опережающая экономика. О чем говорил Мишустин на «Иннопроме». Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/15119753 (дата обращения: 03.01.2023).
26. Тетрадь 13. Что дальше? Контуры сценариев долгосрочного прогноза. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forecast.ru/_archive/Mon_13/2022/TT2022_13.pdf (дата обращения: 06.01.2023).
27. Туманян Ю.Р., Индустриев М.А. Импортозамещение как фактор инновационного развития экономики России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2022. – № 4. – c. 396-405. – doi: 10.18500/1994-2540-2022-22-4-396-405.
28. Эксперты назвали три сценария развития экономики России под санкциями. Все они подразумевают сохранение ограничительных мер на 10–15 лет. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/11/08/2022/62f384ed9a79473c8719c8fc (дата обращения: 04.01.2023).
29. Have Sanctions on Russia Worked?. Nationalinterest.org. [Электронный ресурс]. URL: https://nationalinterest.org/feature/have-sanctions-russia-worked-205093 (дата обращения: 02.01.2023).
30. Russian Trade Boomed After Invading Ukraine, Providing Ample War Funds. Nytimes.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/interactive/2022/10/30/business/economy/russia-trade-ukraine-war.html (дата обращения: 02.01.2023).
Страница обновлена: 04.12.2024 в 08:30:02