Охрана труда в современной экономике России: направления и перспективы развития

Самарская Н.А.1
1 УрМФ ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 11 (Ноябрь 2023)

Цитировать:
Самарская Н.А. Охрана труда в современной экономике России: направления и перспективы развития // Экономика труда. – 2023. – Том 10. – № 11. – С. 1739-1758. – doi: 10.18334/et.10.11.119502.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55927489

Аннотация:
В современной экономике России условия и охрана труда, а также здоровье работающего населения являются определяющими критериями и показателями эффективности не только отдельно взятого предприятия или организации, но и общества и государства в целом. Современные экономические отношения, развитие новых форм собственности, интенсивность наращивания объемов производства – все это требует принципиально нового подхода к охране труда, как к ключевому институту социальной политики государства. В исследовании выявлены роль и место охраны труда, рассмотрены актуальные проблемы охраны труда, представлены направления и перспективы развития охраны труда в современной экономике России, формирующие государственную политику в области охраны труда

Ключевые слова: охрана труда, современная экономика, социально-экономическое развитие, национальная безопасность, направления развития, перспективы развития, государственная политика, стратегические задачи, управление охраной труда

JEL-классификация: J28, J81, J83



Введение

Одной из важнейших систем жизнеобеспечения общества и государства в целом на современном этапе экономического развития Российской Федерации является система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Такая система представлена охраной труда, сущность которой определена Трудовым кодексом Российской Федерации, как «система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия» [1].

Из представленного в Трудовом кодексе определения следует, что российское законодательство понимает охрану труда как социальное явление, которое «проявляется в различных сферах жизни общества: экономической, политической, правовой и т.д.» [1]. Данная формулировка закрепляет понимание охраны труда в широком смысле, как «обеспечение безопасных и здоровых условий труда всеми средствами: правовыми, экономическими, медицинскими, организационно-техническими и другими» [2]. В узком смысле охрана труда трактуется как «система правовых мероприятий и средств обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, в том числе и правовых норм по оздоровлению и улучшению условий труда» [3].

Таким образом, охрана труда должна минимизировать потери общества при ведении им производственной деятельности путем предотвращения несчастных случаев на производстве и недопущения профессиональной заболеваемости, а также путем использования методов социальной защиты пострадавших работников на производстве.

Актуальность настоящего исследования определяется тем, что охрана труда в России в условиях современной экономики находится в процессе масштабной трансформации, коренным образом меняются подходы к формированию и развитию эффективной системы охраны труда, совершенствуется инструментарий управления охраной труда, меняются бизнес-процессы. Цель исследования заключается в выявлении роли и места охраны труда как элемента социально-трудовых отношений в современной экономике России. Научная новизна исследования состоит в определении направлений и перспектив развития охраны труда в современной экономике России.

Охрана труда на современном этапе развития экономики

Сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности являются важными стратегическими задачами государственной политики. От решения проблем в сфере охраны труда во многом зависит осуществление сформулированной в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года задачи по сокращению уровня смертности и укреплению репродуктивного здоровья населения [2]. Согласимся с мнением исследователя С.Г. Брусенцова, утверждающего, что «прорыв в экономическом развитии возможен только при применении современных организационных и информационных технологий, повышении производительности труда, совершенствовании капиталоёмкости производства. Ключевым механизмом для достижения указанных целей является охрана труда» [4].

Таким образом, ключевая задача охраны труда заключается в профилактике или предотвращении производственного травматизма и профессиональных заболеваний и минимизации социальных последствий, а основной принцип охраны труда состоит в сохранении жизни и здоровья работников и является приоритетным по отношению к результатам производственной деятельности. Роль и место охраны труда на современном этапе развития экономики заключается в следующем.

Во-первых, в современном обществе самой высокой ценностью является человек, его жизнь и здоровье. Ни размер заработной платы, ни уровень рентабельности производства, ни ценность производимого продукта не могут служить основанием для пренебрежения требований охраны труда и оправданием существующих угроз жизни и здоровью работников. Для современного общества каждый конкретный человек имеет ценность как сотрудник с присущими ему знаниями, умениями, навыками и опытом.

Во-вторых, эффективная организация охраны труда повышает дисциплинированность работников. Это ведет к повышению производительности труда, снижению количества несчастных случаев, аварий и других нештатных ситуаций, что в конечном итоге влияет на результативность и эффективность производства.

В-третьих, охрана труда охрана труда включает в себя не только обеспечение безопасности работников в процессе трудовой деятельности, но и перечень мероприятий, среди которых наиболее существенными могут быть профилактика профессиональных заболеваний, организация полноценного отдыха и питания работников во время рабочих перерывов, обеспечение их необходимой спецодеждой и гигиеническими средствами, предоставление социальных льгот и гарантий. Оптимальный подход к организации охраны труда, грамотное использование различных нематериальных способов стимулирования, предоставляют работникам чувство надежности, стабильности и заинтересованности руководства в своих сотрудниках, тем самым снижаются показатели текучести кадров и повышается стабильность и конкурентоспособность всего предприятия.

Актуальность вопросов охраны труда в России определяется увеличением значимости сохранения жизни и здоровья работников, что в свою очередь определяет следующие преимущества для предприятий и общества в целом:

- комфортные и безопасные условия труда как основной фактор, влияющий на производительность труда работников;

- эффективность мероприятий по улучшению условий труда является экономическим выражением социального значения охраны труда, что является важнейшим элементом конкурентоспособности предприятия и повышения эффективности производства в целом;

- социальное значение охраны труда заключается в содействии росту эффективности общественного производства путем непрерывного совершенствования и улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников;

- рост производительности труда в результате увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения внутрисменных простоев путем предупреждения преждевременного утомления, снижения микротравм, уменьшения целодневных потерь рабочего времени по причинам временной нетрудоспособности из-за производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости.

К сожалению, необходимо отметить тот факт, что на сегодняшний день существуют проблемы охраны труда, влияющие на многие аспекты жизни и деятельности современного общества. Отсутствие комплексного, системного подхода к решению проблем охраны труда, низкий уровень информационного обеспечения не позволяют осуществлять научно обоснованное планирование мероприятий по охране труда и определять направления профилактической работы по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В большинстве случаев руководители предприятий и организаций разрабатывают большое количество малоэффективных мероприятий с нерациональным распределением ресурсов и расходованием средств на охрану труда.

Анализ научных исследований в области охраны труда выявил, что традиционные методы обеспечения благоприятных условий и охраны труда не соответствуют современным требованиям развития экономики и являются малоэффективными. Согласимся с мнением доктора экономических наук А.М. Елина, отмечающего, что существенными недостатками предлагаемых методов управления охраной труда являются следующие [5]:

- отсутствие системного подхода к организации охраны труда на предприятиях;

- низкий уровень информационного обеспечения задач охраны труда;

- отсутствие научно обоснованных методов контроля, анализа и комплексной оценки состояния охраны труда;

- несовершенство используемых критериев оценки проведения профилактических и предупредительных мероприятий;

- ограниченность методов морального и материального стимулирования работников за соблюдение требований охраны труда;

- нерациональное распределение и расходование ресурсов в области охраны труда;

- низкая эффективность и результативность основных профилактических мероприятий в области охраны труда.

По мнению А.М. Елина и А.С. Соколовой, «глубокое и всестороннее решение проблем, порожденных научно-техническим прогрессом, требует значительных капиталовложений и высокой культуры производства, что под силу только экономически развитому, стабильному государству, обладающему мощным научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, способным последовательно и целеустремленно анализировать, и решать проблемные задачи. Их разработка и реализация требуют активного участия всех членов общества, высокого гражданского самосознания, готовности к ущемлению личностных интересов, а иногда к определенному ограничению индивидуальных свобод во имя жизни человека и развития будущих поколений. Это возможно только в обществе, организованном на принципах высокой нравственности и культуры» [6].

Таким образом, приходим к выводу, что охрана труда как социально-экономическое явление является важнейшей составляющей экономической безопасности не только общества, но государства в целом. И эта безопасность обеспечивается посредством создания высокоэффективных и безопасных рабочих мест, определяющих здоровые и безопасные условия труда.

Направления и перспективы развития охраны труда в современной экономике России

Социально-экономическое развитие Российской Федерации обусловлено присутствием ряда факторов, к числу которых относится наличие и состояние трудовых ресурсов, их взаимодействие с другими элементами трудового процесса. Не вызывает сомнения, что трудовые ресурсы в системе производительных сил являются важнейшими составляющими национальной безопасности и основополагающим условием существования страны в настоящем и будущем. Поиск новых подходов к управлению в социально-трудовой сфере на федеральном, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях обусловлен происходящими изменениями в экономике и социальной сфере [7].

Согласимся с мнением современных исследователей А.М. Елина, Н.К. Кульбовской, В.В. Фаузера, И.Г. Назарова [7;8;9], что результаты социальной политики находятся в прямой зависимости от общего состояния экономического развития страны. В настоящее время уровень производительности труда в развитых странах Западной Европы почти в 3 раза выше, чем в России. В этих условиях особое внимание следует уделить главному фактору эффективности производства – росту производительности труда – показателю плодотворной целесообразной деятельности людей, измеряемой количеством продукции, произведенной в единицу времени. Этот показатель является одним из важнейших элементов качества жизни. В результате роста производительности труда обеспечивается повышение заработной платы, существенным итогом которой является дифференциация качества жизни в зависимости от квалификации работника, условий труда и вида экономической деятельности.

В дальнейшем развитии экономики Российской Федерации, трансформации социально-трудовых отношений, росте благосостояния и качества жизни населения огромная роль принадлежит Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Так, 31 марта 2021 года было подписано Генеральное Соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей и Правительством на 2021-2023 годы [3]. В Соглашении предусмотрена реализация принципов, заложенных в Декларации столетия Международной организации труда о будущем сферы труда, принятой на 108-й сессии Международной конференции труда:

1) достижение социальной справедливости и стабильности;

2) рост благосостояния населения и социальная защищенность работников путем повышения эффективности российской экономики и стимулирования внутреннего спроса;

3) проведение политики, способствующей развитию человеческого потенциала;

4) внедрение принципов достойного труда, социальной справедливости, ответственности;

5) повышение эффективности государственного управления;

6) расширение практики социального партнерства в сфере труда.

В соответствии с данным документом определены важнейшие направления развития Российской Федерации, в том числе национальная цель «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство». Для достижения этой цели социальная и экономическая политика Российской Федерации должны быть направлены, в том числе, на:

- обеспечение устойчивого роста оплаты труда;

- рост и развитие человеческого потенциала;

- содействие созданию новых рабочих мест, обеспечению полной занятости и достойного труда для всех;

- создание, совершенствование и поддержание высокотехнологичных рабочих мест для обеспечения инновационного пути социально-экономического развития регионов страны;

- обеспечение роста производительности труда, прежде всего за счет модернизации технологий и технического переоснащения, совершенствования правового регулирования в части создания условий для повышения производительности труда.

Так же в Соглашении отмечается, что обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является одним из национальных приоритетов в целях сохранения человеческого капитала. Эта задача рассматривается в неразрывной связи с решением задач по улучшению условий и охраны труда посредством обеспечения повышения эффективности механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшения здоровья работающих, в том числе в рамках управления профессиональными рисками, стимулирования работодателя к замещению рабочих мест с вредными условиями труда путем совершенствования нормативного правового регулирования, гармонизации с международными нормами в этой сфере [4]. В связи с этим необходимо реализовывать следующие направления:

1) обеспечить принятие новых и пересмотр действующих норм и правил в сфере охраны труда с учетом современного уровня технологического развития;

2) обеспечить совершенствование законодательства в целях систематизации, сокращения количества и актуализации обязательных требований, отмены устаревших норм и правил в сфере охраны труда;

3) совершенствовать законодательство в сфере охраны труда в целях перехода от «списочного» порядка предоставления средств индивидуальной защиты в зависимости от наименования профессии (должности) работника к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от выявленных на рабочем месте вредных производственных факторов;

4) совершенствовать порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;

5) содействовать развитию и повышению эффективности законодательных и экономических механизмов мотивации работодателя к улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

6) обеспечить создание эффективных законодательных и экономических механизмов заинтересованности работодателя в обеспечении объективного учета и регистрации несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве как важного элемента для формирования необходимых мер по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, в том числе совершенствование трудового законодательства в отношении учета и регистрации несчастных случаев и профессиональной заболеваемости на производстве в соответствии с Руководством Международной организации труда «Учет и уведомление о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях» (1996 год);

7) обеспечить совершенствование системы и методов проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), психиатрических освидетельствований работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в соответствии с современным опытом развитых стран и принципами доказательной медицины, с использованием современных технических средств;

8) совершенствовать порядок прохождения работниками обучения по охране труда, инструктажей по охране труда и проверки знаний требований охраны труда с возможностью дистанционного обучения, и контроля его результатов;

9) содействовать процессу развития и внедрения корпоративных систем медицины труда как основной задачи увеличения ожидаемой продолжительности здоровой жизни и долголетия работников, снижения уровня заболеваемости, обеспечения комфортных и безопасных условий труда;

10) проводить работу по развитию и внедрению современных методических рекомендаций по выявлению опасностей и оценке профессиональных рисков на основе существующих процедур специальной оценки условий труда, производственного контроля, анализа и оценки риска производственного травматизма, учета анализа причин и обстоятельств событий к возникновению микротравм;

11) обеспечить реализацию подпрограммы «Безопасный труд» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»;

12) содействовать разработке, актуализации и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда в субъектах Российской Федерации;

13) совершенствовать процедуры оценки условий труда в целях выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека в процессе трудовой деятельности, обеспечить сближение и гармонизацию подходов к оценке условий труда с нормами международного трудового права;

14) обеспечить проведение мониторинга практики применения законодательства о специальной оценке условий труда в целях совершенствования её нормативной базы;

15) обеспечить формирование нормативно-правовой базы применения системы дистанционного контроля (надзора) за промышленной безопасностью опасных производственных объектов, а также электронного документооборота в сфере охраны труда, промышленной безопасности с установлением приоритета дистанционного взаимодействия с контрольно-надзорными органами;

16) содействовать внедрению «чистых технологий», модернизации и замене устаревшего оборудования, безопасных материалов, сырья, полуфабрикатов, способствовать внедрению ресурсосберегающих технологий;

17) провести консультации:

- в части необходимости создания единого федерального центра, осуществляющего учет несчастных случаев на производстве и формирующего единый подход к анализу производственного травматизма;

- по вопросу внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части возложения обязанностей работодателей по созданию здравпунктов и организации на их базе профилактики профессиональных заболеваний;

18) в целях повышения уровня обеспечения безопасных условий труда поддержать проведение международных выставочных мероприятий «Безопасность и охрана труда».

В церемонии подписания 14-го Генерального соглашения режиме видеоконференции принял участие Президент России В.В. Путин и отметил следующее: «Этот документ устанавливает ключевые принципы социально трудовых отношений и прямо затрагивает интересы более 70 миллионов наших граждан, занятых в различных секторах экономики и социальной сферы, и чтобы в полной мере защитить, гарантировать трудовые права людей, мы с вами должны и дальше действовать как настоящие партнеры.

Для создания новых рабочих мест надо использовать все имеющиеся инструменты, включая механизмы дистанционной, удаленной занятости, которые позволяют гражданам независимо от их возраста, места жительства, ограничений по здоровью зарабатывать, получать достойный доход, и их трудовые права также должны быть надежно защищены» [5]. Президент так же отметил, что «забота о здоровье наших граждан, создание рабочих мест и возможностей для переобучения, подчинено главной цели: чтобы люди жили лучше, могли больше зарабатывать и повышать свое благополучие» [6].

При значительном количестве вопросов, включенных в Генеральное соглашение, достойные условия труда, социальные гарантии, безопасность и охрана труда – это главные приоритеты данного документа, на это Президент России как гарант Конституции Российской Федерации обратил особое внимание всех сторон социального партнерства.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [7] Россия должна войти в число крупнейших экономик мира и темпы экономического развития должны быть выше мировых. Достижение к 2024 году национальных целей влечет за собой большой объем работы и затрагивает все сферы жизни российского общества. Это возможно при консолидации усилий не только органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, но и бизнеса, общественных объединений, научного сообщества. Правительству России поручено обеспечить достижение до 2024 года девяти национальных целей, в том числе:

- обеспечение устойчивого естественного роста численности населения России;

- повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;

- обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также рост уровня пенсионного обеспечения;

- снижение в 2 раза уровня бедности;

- улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно;

- обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

- ускорение технологического развития, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации до 50 % от их общего числа;

- создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора;

- вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира.

Одним из путей достижения поставленной цели является создание необходимого количества высокопроизводительных инновационных рабочих мест – «ячеек экономики», отвечающих требованиям охраны и безопасности труда, эффективности и конкурентоспособности [10].

Впервые эта задача была поставлена Президентом России В.В. Путиным ещё в майских указах 2012 года, где говорилось о необходимости создания 25 млн. инновационных рабочих мест. В связи с западными санкциями решение данной задачи приобретает жизненно важное значение для достижения не только экономической, но и национальной безопасности в целом. Для обеспечения динамичного развития страны и для построения сильной и независимой экономики Россия располагает всеми необходимыми природными ресурсами, имеет высокий уровень научно-технического и человеческого потенциала. Россия является самой богатой страной в мире по запасам природных ресурсов, приходящихся на душу населения. И как сказано в Послании Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2017 год, «будущее страны зависит только от нас, от труда и таланта всех наших граждан, от их ответственности и успеха» [8].

Для успешного решения поставленной задачи актуальной проблемой становится своевременное выявление и учёт угроз, которые могут обусловить риски, связанные с созданием высокоэффективных рабочих мест и обеспечением экономической безопасности, и поиск мер по уменьшению или нейтрализации этих рисков. В целях оперативного реагирования на них и принятия управленческих решений должна быть создана система управления рисками [9].

Основные угрозы и вызовы экономической безопасности установлены в указах президента о Стратегиях экономической и национальной безопасности [10]. В этих же указах определены и основные меры по обеспечению национальной и экономической безопасности. Однако необходимо учитывать и другие угрозы, которые не нашли отражения в этих документах, но могут также негативно воздействовать на экономический рост и экономическую безопасность страны. К ним, в частности, можно отнести: низкую производительность труда; наличие приблизительно на четверти рабочих мест вредных или опасных условий труда; значительные экономические потери экономики России из-за неудовлетворительных условий труда, которые по данным Минтруда России, ежегодно составляют порядка 1,6 трлн. рублей, или 2,3% ВВП; низкий уровень заработной платы работников, занятых созидательным трудом по производству материальных, интеллектуальных и иных благ, являющихся основой жизнедеятельности, и бедность работающего населения; применение договоров гражданско-правового характера для работников, фактически постоянно работающих у данного работодателя, и другие. С учетом вышесказанного, стратегия социально-экономического развития России как социального государства должна строиться на основе нравственно ориентированного законодательства и на более эффективной концепции обеспечения безопасности, что будет способствовать сохранению и расширенному воспроизводству российского народа – главного богатства страны.

С целью сохранения здоровья работающего населения и снижения экономических потерь экономики из-за неблагоприятных условий труда Правительство Российской Федерации продолжает активную работу по совершенствованию государственных нормативных требований в области охраны труда. Так, Постановлением от 22.09.2021 г. № 1603 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», в госпрограмму включена подпрограмма «Безопасный труд» [11], предусматривающая разработку и внедрение предупредительной модели управления охраной труда, модернизацию инструментов государственного управления охраной труда, стимулирование работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах. В соответствии с паспортом программы определены следующие положения:

1) срок реализации Программы: с 1 января 2018 года по 31 декабря 2024 года;

2) цель Программы – создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

3) в качестве показателей, отражающий конечный общественно значимый социально-экономический эффект от реализации Программы, предусмотрены показатели «численность пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом» и «численность пострадавших при несчастных случаях на производстве и со смертельным исходом»;

4) для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: обеспечение приоритета предупреждения производственного травматизма; внедрение культуры безопасного труда.

В целях сохранения положительной динамики производственного травматизма и доведения его до уровня экономически развитых стран реализуется комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 г. № 833-р. Повышение культуры безопасного труда в целях формирования условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагает:

1) внедрение управления профессиональными рисками в систему охраны труда для всех работодателей;

2) внедрение модели управления охраной труда, основанной на передовых и наиболее эффективных технологиях в области охраны труда, популяризации и пропаганде культуры безопасного труда [11].

Основным планируемым мероприятием является проведение общественно-просветительской компании, направленной на популяризацию охраны труда и сохранения здоровья в процессе трудовой деятельности, что позволит к 2030 году снизить численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом до 892 человек, а численность пострадавших от несчастных случаев с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом до 17500 человек.

Программа содержит мероприятия, оказывающие влияние на решение задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, к которым относятся:

1) мероприятие по обучению, которое в незначительной степени влияет на решение задачи по предоставлению гражданам широких возможностей для профессиональной подготовки и переподготовке на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями рынка труда в рамках достижения цели государственной политики в сфере сбережения народа в России и развития человеческого потенциала, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности в Российской Федерации»;

2) мероприятие по определению потребности в привлечении иностранных работников и формированию квот, влияющих на решение задачи по установлению принципы приоритетности трудоустройства российских граждан в рамках достижения цели государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации;

3) мероприятие по определению размеров пособия по безработице и мероприятие по установлению минимального размера оплаты труда, оказывающее косвенное влияние на решение задачи по увеличению реальных доходов населения, сокращению числа малообеспеченных граждан в рамках достижения цели государственной политики в сфере сбережения народа в России и развития человеческого потенциала.

Реализация приведенных выше мер будет способствовать развитию экономики, росту благосостояния народа, увеличению его численности, укреплению социальной справедливости и общественной стабильности и, в конечном счете, повышению не только экономической, но и национальной безопасности государства.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [12] определены цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны.

В Стратегии определено, что «национальная безопасность Российской Федерации – это состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойное качество и уровень их жизни, социально-экономическое развитие страны» [13].

В Стратегии отмечено, что «для перехода Российской Федерации на новый уровень экономического развития и повышения качества жизни граждан принимаются комплексные меры, направленные на преодоление негативных демографических тенденций и решение системных проблем в области здравоохранения, на снижение уровня бедности и расслоения общества по уровню доходов, на улучшение состояния окружающей среды. Развитие научного потенциала, повышение качества и доступности образования ускорят структурную перестройку российской экономики» [14].

Рассмотрим базовые положения Стратегии, которые определяют национальные интересы Российской Федерации на современном этапе развития экономики.

1) Основными факторами, определяющими положение и роль Российской Федерации в мире в долгосрочной перспективе, становятся высокое качество человеческого потенциала, способность обеспечить технологическое лидерство, эффективность государственного управления и перевод экономики на новую технологическую основу. Состояние науки, инновационной сферы, промышленности, системы образования, здравоохранения и культуры превращается в ключевой индикатор конкурентоспособности России.

2) Одним из национальных интересов Российской Федерации на современном этапе является устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе.

3) Реализуемая в Российской Федерации государственная социально-экономическая политика направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, создание условий для укрепления здоровья граждан, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности, улучшение жилищных условий и расширение возможностей для получения качественного образования.

4) Для успешного проведения структурной трансформации российской экономики необходимо принять меры, направленные на повышение эффективности стратегического управления экономическим развитием Российской Федерации и государственного регулирования экономики.

5) Достижение целей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации осуществляется путем решения такой задачи, как повышение производительности труда путем модернизации промышленных предприятий и инфраструктуры, цифровизации, использования технологий искусственного интеллекта, создания высокотехнологичных рабочих мест.

6) В условиях перехода мировой экономики на новую технологическую основу лидерство в развитии науки и технологий становится одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности. Ускорение научно-технического прогресса влияет на все сферы жизни человека и отражается на её качестве.

7) Технологические изменения повышают значение инноваций в достижении высоких темпов социально-экономического развития и обеспечении эффективного государственного и корпоративного управления.

Основная концепция Стратегии определяет пути решения задач, одной из которых является увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности и уровня инвалидизации населения, профилактика профессиональных заболеваний с целью сбережения и развития человеческого потенциала.

Необходимо также отметить, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с другими федеральными структурами достаточно активно в последнее время проводит обновление и пересмотр действующих нормативных правовых актов, направленных на активизацию предупредительно-профилактических мероприятий в области охраны труда и позволяющих вырабатывать и принимать согласованные подходы к улучшению ситуации с условиями труда в различных видах экономической деятельности [5;6;7].

Серьезные изменения и дополнения внесены в Трудовой кодекс Российской Федерации, законодательно устанавливающие, с одной стороны, обязанность работодателя вести системную работу по управлению профессиональными рисками, с другой – более детальное представление о производственных опасностях и профессиональных рисках, порядке и принципах их выявления. Это мотивирует работодателя ускорить и отработать соответствующие процессы. В связи с этим, были приняты подзаконные акты, регулирующие данные вопросы:

- приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 771н, где утвержден примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней [15];

- приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 772н, где утверждены основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем [16];

- приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 773н, где утверждены формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охраны труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда [17];

- приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 774н, где утверждены общие требования к организации рабочего места [18];

- приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 775н, где утвержден порядок проведения государственной экспертизы условий труда [19];

- приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года № 776н, где утверждено примерное положение о системе управления охраной труда [20].

Разработанный в этих документах комплекс мер организационно-правового порядка, основанный на базовых статьях Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации, позволит в кратчайшие сроки провести предупредительные мероприятия в организациях.

Заключение

Сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности являются важнейшими стратегическими задачами государственной политики в сфере труда. Основные направления развития системы охраны труда сводятся к формированию и совершенствованию института специальной оценки условий труда, актуализации законодательных и нормативных актов, внедрению цифровизации бизнес-процессов охраны труда, системной реализации научных разработок и практических мероприятий в области охраны труда. Одновременно проводится работа по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением требований законодательства в области охраны труда и обеспечению общественного контроля за состоянием условий и охраны труда.

Улучшение условий труда и должное внимание к вопросам охраны труда со стороны государства и работодателей стимулирует работников к заинтересованности в результатах своей деятельности, повышении производительности труда, а также повышении качества выпускаемой продукции или оказываемой услуги. Таким образом, обеспечение безопасности жизнедеятельности, сохранения жизни и здоровья каждого члена общества гарантирует устойчивое развитие и укрепление экономики России [12].

[1] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023).

[2] Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/191961/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 10.10.2023).

[3] Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021 - 2023 годы // Российская газета, № 78 от 13.04.2021 года.

[4]Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021 - 2023 годы // Российская газета, № 78 от 13.04.2021 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/OABRVl0jLUIOtMgFw6TfnWX9SK2AwuAS.pdf (дата обращения: 10.10.2023).

[5] Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021-2023 годы // Российская газета, № 78 от 13.04.2021 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/OABRVl0jLUIOtMgFw6TfnWX9SK2AwuAS.pdf (дата обращения: 10.10.2023).

[6] Подписано Генеральное соглашение между объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством на 2021-2023 годы. // Российская газета, № 78 от 13.04.2021 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/65257 (дата обращения: 17.10.2023).

[7] Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 29.04.2022).

[8] Послание Президента России от 01.12.2016 г. «Послание Президента Федеральному Собранию». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41550/page/1 (дата обращения: 29.04.2022).

[9] Указ Президента Российской Федерации от 13.05. 2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 29.04.2022).

[10] Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 29.04.2022).

[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2021 № 1603 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202109280015?index=16&rangeSize=1 (дата обращения: 29.08.2023).

[12] Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Официальный сайт Кремля. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 20.02.2023).

[13] Там же.

[14] Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Официальный сайт Кремля. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 20.09.2023).

[15] Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 771н «Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.12.2021 № 66196).

[16] Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н (с изм. от 17.03.2022) «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2021 № 66015).

[17] Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 773н «Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2021 № 66317).

[18] Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 774н «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2021 № 65987).

[19] Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 775н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2021 № 66436).

[20] Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2021 № 66318).


Источники:

1. Макевкина А.С. К определению «охрана труда» в трудовом праве // Актуальные проблемы науки в России. / материалы межвузовской научно-практической конференции. - Кузнецк : изд-во Кузнецкого института информационных и управленческих технологий, 2004. – 139-141 c.
2. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. - М., 2004. – 349 c.
3. Кашлакова А.С. Понятие охраны труда по российскому трудовому праву. - Барнаул, 2012. – 350 c.
4. Брусенцов С.Г. Роль охраны труда на производстве // Концепт (научно-методический электронный журнал). – 2015. – № 5.
5. Елин А.М. Охрана труда: принципы и методы управленческого воздействия. / Монография. Минтруд России, ВНИИ труда. - Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2021. – 260 c.
6. Елин А.М., Соколова А.С. Охрана труда как сфера воздействия на экономику на современном этапе её развития // Экономика труда. – 2022. – № 6. – c. 1097-1110.
7. Елин А.М. Актуальные проблемы охраны труда: анализ и практические решения // Социально-трудовые исследования. – 2019. – № 4. – c. 81-91.
8. Кульбовская Н.К. Экономика охраны труда (разработка концепции государственного управления охраной труда). - М.: Экономика, 2011. – 247 c.
9. Фаузер В.В., Назарова И.Г., Фаужер Вл.В. Социально-трудовые отношения: содержание, механизм управления, зарубежный опыт. / Отв. редактор д.э.н., профессор В.В. Фаузер. - Сыктывкар-Ухта, 2019. – 102 c.
10. Бухтояров В.Ф., Рыбалченко К.Ю. Охрана труда как важнейшая составляющая экономической безопасности // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 2. – c. 21-24.
11. Пашин Н.П. Культура охраны труда на рабочем месте – на уровень современных требований // Охрана и экономика труда. – 2011. – № 1(2). – c. 3-7.
12. Самарская Н.А. Концепция развития системы охраны труда в условиях цифровизации экономики // Креативная экономика. – 2023. – № 8. – c. 3111-3128.

Страница обновлена: 01.08.2024 в 11:12:36