Социально-экономические аспекты охраны труда в условиях цифровой трансформации
Городнова Н.В.1, Самарская Н.А.2
1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия, Екатеринбург
2 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 1 (Январь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50215474
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Построение цифровой экономики в России требует осуществления цифровой трансформации, как отдельных организаций, так и целых отраслей. Важными составляющими элементами изменений являются непосредственно работники и работодатели, а также корпоративная культура организации. Цифровые преобразования должны быть осуществлены на едином фундаменте, который заложен в стратегии, направленной на цифровизацию всех бизнес-процессов. Данные аспекты должны быть отражены в миссии и целях компании, предполагающих ускорение цифровизации бизнес-процессов, в том числе, в области охраны труда. В этой связи тема исследования, посвященная выявлению социальных и экономических аспектов осуществления охраны труда работников в цифровой среде, становится еще более актуальной.
Цель – выявление условий, предпосылок и эффектов внедрения в систему охраны труда новых цифровых методов и инструментов. Сделан вывод о том, что цифровая трансформация в сфере охраны труда позволит автоматизировать процессы охраны труда, роботизировать наиболее опасные участки работы, а также снизить вероятность возникновения несчастных случаев.
Практическая значимость работы заключается в выявлении ожидаемых позитивных эффектов трансформации внешних и внутренних процессов в системе охраны труда в условиях цифровой трансформации для компаний и организаций, работников и государства.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезными представителям органов государственной власти, специалистам в области охраны труда, а также экспертам, в спектр профессиональных интересов которых входит решение проблем повышения эффективности управления системой охраны труда.
Ключевые слова: цифровая трансформация, IT-технологии, Smart-технологии, сквозные технологии, искусственный интеллект, робототехника, рынок труда, охрана труда
JEL-классификация: J21, J28, J81, O31
Введение
В России активно реализуются процессы цифровой трансформации, представляющие собой переход на новые технологии и онлайн-сервисы. Понятия «цифровая трансформация» и «формирование цифровой экономики» обозначены в качестве национальной цели развития Российской Федерации до 2030 года и утверждены Указом Президента РФ № 474 от 21.07.2020 г. [1]
Следует отметить, что цифровая экономика – это новое для России социально-экономическое явление, внедряющееся во все процессы жизнедеятельности современного российского общества [4] (Gorodnova, 2021), в том числе в сферу охраны труда. В этой связи возникает острая необходимость трансформации системы охраны труда в условиях цифровой трансформации, а также открывается возможность внедрения цифровых и smart-технологий в систему управления охраной труда. Тема исследования, посвященная выявлению социальных и экономических аспектов осуществления охраны труда работников в цифровой среде, сегодня приобретает еще большую актуальность. В этой связи целью данной работы является выявление условий, предпосылок внедрения в систему охраны труда новых эффективных цифровых методов и инструментов. Сделан вывод о том, что цифровая трансформация в сфере охраны труда позволит автоматизировать процессы охраны труда, роботизировать наиболее опасные участки работы, а также снизить вероятность возникновения несчастных случаев.
Научная гипотеза: эффективное государственное управление системой охраны труда требует создания определенных условий и предпосылок для взаимодействия всех субъектов цифровой трансформации сферы охраны труда: работников, работодателей, государственных органов, профсоюзов и экспертных организаций.
Научная новизна состоит в развитии понятийно-категориального аппарата путем уточнения понятий: автоматизация, цифровизация, цифровая трансформация, Интернет вещей, цифровизация охраны труда; осуществлении моделирования компетенций команды цифровой трансформации организации, а также прогнозировании состояния рынка труда в десятилетней перспективе.
Практическая значимость работы заключается в выявлении ожидаемых эффектов трансформации внешних и внутренних процессов в системе охраны труда для компании-работодателя, работника и государства. В частности, отмечается, что реализация концепции Единой цифровой платформы нацелена на повышение эффективности и качества электронного документооборота, упрощение и создание комфортных условий для взаимодействия между государственными органами власти и (или) экономическими субъектами, работниками и всеми участниками рынка.
Трансформация рынка труда в процессе четвертой промышленной революции
В целях изучения трансформации рынка труда необходимо ввести понятие «цифровая трансформация» и выявить его отличия от процесса автоматизации и цифровизации. Под автоматизацией следует понимать внедрение IT-решений в повторяющихся технологических циклах и бизнес-процессах. Цифровизация – это широкое использование IT-технологий, позволяющее оптимизировать имеющиеся процессы, осуществить их реинжиниринг, производить анализ больших данных при принятии управленческих решений, в частности с применением алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ) на базе Data Driven [11, 14] (Tagarov, 2021; Chaadaev, 2020). Цифровая трансформация предполагает использование цифровых платформ и существенное, технологическое изменение моделей реализации деятельности, а также интеграцию возможностей новых IT-технологий и традиционных сфер деятельности, что приводит к значительному сокращению транзакционных издержек на всех этапах [13] (Tsyglyanu, Vasilenko, 2021).
Иными словами, под цифровой трансформацией экономики следует понимать построение новой экосистемы, базирующейся на принципиально новом применении IT- и smart-технологий, предоставляющих экономическим субъектам качественно новые возможности. Цифровая трансформация – это не только широкое применение информационных технологий, но глубокое преобразование производственных процессов, выпускаемой продукции, оказываемых услуг, стратегии и структуры компаний, принципов работы с потребителем, но и организационной культуры [5] (Kokuytseva, Ovchinnikova, 2021). В рамках цифровой трансформации наряду с применением инновационного оборудования и современного программного обеспечения предполагаются и фундаментальные изменения и модификация принципов управления компанией и ее внешними коммуникациями.
Цифровая трансформация стала возможной в рамках осуществления четвертой промышленной революции (Индустрии 4.0). На рисунке 1 представлены основные характеристики промышленных революций.
Сложность и производительность
Индустрия 1.0
|
Индустрия 2.0
|
Индустрия 3.0
|
Индустрия 4.0
|
Попытка
адаптации механизмов в производственных процессах
|
Рост численности населения как фактор развития
автоматизации производства продуктов питания
|
Изобретение программируемого логического контроллера
(ПЛК)
|
Изобретение и развитие киберфизических систем
|
Аграрный переворот, высвобождение рабочей силы,
механизация ручного труда
|
Применение парового двигателя |
Создание глобальных мультинациональных корпораций [7] (Razinkina, Lazarev, 2020), комплексное планирование с помощью IT
|
Непрерывная автоматизация
|
Применение первого механического станка |
Применение первой производственной линии |
Применение первого программируемого логического
контроллера
|
Развитие
сквозных технологий |
Создание «летающего челнока»,
1733 год – изобретатель Джон Кей Ткацкий станок 1784 год – изобретатель Эдмунд Картрайт |
Первая сборочная линия,
Скотобойня Синсиннати, 1870 год Поточное производство на основе конвейера: 1908 год – создатель Генри Форд |
Применение
ПЛК Modicon 084 1969 год – изобретатель инженер Дик Морли |
Развитие
Интернета вещей, взаимосвязь между устройствами и производственными процессами. Развитие самокоординиру-ющегося производства |
Конец XVIII века |
Начало ХХ века |
Начало 70-годов ХХ века |
Время
2010 год 2015- 2025 гг. |
Источник: составлено авторами по: Особенности индустрии 4.0 и ее отличия от 3.0 и ниже. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dzen.ru/media/id/5e2972c4a1bb8700b092dbdd/osobennosti-industrii-40-i-ee-otlichiia-ot-30-i-nije-5e98741fbf66ff45ef794043 (дата обращения: 28.10.2022 г.).
Четвертая промышленная революция (Индустрия 4.0) характеризуется непрерывным процессом автоматизации и роботизации традиционного промышленного производства и технологических циклов с применением таких инновационных интеллектуальных технологий, как алгоритмы искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI), автономные роботы, крупномасштабная межмашинная коммуникация (Machine-to-Machine, М2М), Интернет вещей (Internet of Things, IoT), а также производство интеллектуальных машинных программ, позволяющих анализировать гигантские потоки информации, осуществлять диагностику различных проблем и разрабатывать пути их устранения без участия человека [15] (Sheve, Khyuzig, Gumerova, Shaymieva, 2019).
Базовыми элементами Индустрии 4.0 являются такие сквозные технологии, как автономные роботы, алгоритмы искусственного интеллекта, цифровое моделирование, интеграционные системы, системы кибербезопасности, Интернет вещей, облачные вычисления, аддитивные технологии, большие данные (Big Data), технологии дополненной реальности, системы распределительного реестра (блокчейн) и пр.
Интернет вещей становится средой для реализации деятельности, включая производственный и финансовый сектора, сферу услуг, транспорт и т.п., в которой осуществляется автоматическое взаимодействие и обмен данными, оценка реагирования на внешние и внутренние факторы, влияние на производственные и бизнес-процессы [10] (Sumikova, 2021). Под Интернетом вещей подразумевается вся совокупность взаимосвязанного информационного оборудования (сенсоров, приборов учета, датчиков, передающих устройств и т.п.), объединенного проводными и беспроводными каналами связи, подключенными мобильными операторами связи к сети Интернет, позволяющей осуществить конвергенцию физических процессов и виртуальных цифровых устройств и компьютерного оборудования, а также применять сквозные технологии.
Эффективное функционирование Интернета вещей невозможно без применения межмашинного взаимодействия (M2M), под которым понимается набор компьютерных технологий, позволяющих связанному оборудованию обмениваться информацией без участия человека [16] (Alguliev, Fataliev, Mehdiyev, 2019). Ключевые особенности Интернета вещей приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основная специфика Интернета вещей
Технологические возможности
|
Позитивные последствия
|
Сбор, обработка, хранение и анализ в режиме реального времени
гигантских объемов данных
|
Повышение эффективности процессов, существенное сокращение труда
человека, снижение рисков ошибок, связанных с человеческим фактором
|
Создание больших данных (Big Data)
|
Кардинальная смена социально-экономической парадигмы
производства и бизнеса
|
Значительное сокращение потребляемых ресурсов (временных,
сырьевых, трудовых, финансовых)
|
Существенное снижение транзакционных издержек и повышение
социально-экономической эффективности процессов
|
Возможность удаленного применения технологического оборудования
и программного обеспечения
|
Осуществление деятельности в труднодоступных местах или в
опасных для человека условиях
|
На рисунке 2 представлена кривая изменений и естественных реакций работников, вступающих в фазу цифровой трансформации организации. Рассмотрим сектор А – необходимость изменений (левая часть рисунка 2). В фазе I (период ожидания) у большей части работников наблюдается резко негативное отношение к необходимости осуществления каких-либо серьезных изменений в связи с возникновением неопределенности и различного рода рисков, по мнению работников, как для них непосредственно, так и для организации в целом.
В коллективе присутствует резкое отрицание необходимости осуществления изменений, растет степень раздражения и непонимания. Но с течением времени в период проведения мероприятий по цифровой трансформации (сектор Б, центральная часть рисунка 2) у работников организации постепенно проявляется профессиональный интерес к происходящему, а также определенная заинтересованность в успехе внедрения изменений.
Восприятие
изменений
А – необходимость изменений
+ |
Б – цифровая трансформация социально-экономических
отношений
|
В – внедрение изменений в условиях
цифровизации экономики
| |||
1. Неопределенность, риски, сопротивление
|
|
4. Полная приверженность новациям
| |||
I – период
ожидания |
II – проявление
интереса III – исследование |
V – энтузиазм
IV – период обучения | |||
Ожидание
Полное игнорирование |
Любопытство Изучение
2. Критика 3. Изучение |
Время
| |||
_ Отрицание, раздражение
|
Замешательство, волнение, оказание
сопротивления
|
Сомнение, нерешительность
| |||
Рисунок 2. Изменение естественных реакций работников в условиях цифровой трансформации
Источник: разработано авторами по: Цифровая трансформация. Быстрый старт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stepik.org/lesson/501060/step/1?unit=492688 (дата обращения: 06.10.2022 г.).
Затем (сектор В рисунка 2) после более детального изучения ситуации возникает фаза пристального изучения и стремления к обучению в изменившихся условиях, появляется энтузиазм и полная приверженность тому курсу изменений, который подавляющей частью трудового коллектива воспринимается как верный вектор развития организации.
Разработка и широкое внедрение сквозных технологий серьезным образом трансформирует рынок труда. По данным компании McKinsey, к 2040 году 50% рабочих операций будут автоматизированы и замещены алгоритмическими системами с дальнейшим вытеснением человеческого труда до минимального уровня, особенно в опасных для жизни условиях [2]. Прогнозирование будущего рынка труда представлено на рисунке 3.
Временные периоды
| |||
2020–2025 годы
|
2030–2035 годы
| ||
Автоматизация и оптимизация рынка труда |
Высвобождение рабочих мест |
Дальнейшая трансформация рынка труда, международный аутсорсинг, снижение стоимости рабочей силы | |
Появление новых рабочих мест
|
Государственные меры по созданию «новой
занятости»
|
Компенсация «новой занятостью» сокращенных
рабочих мест не более чем 50%
|
Применение роботов на 20–50% рабочих
мест
|
Когнитивные и сквозные технологии
|
Сокращение оплаты труда оставшихся сотрудников
|
Вытеснение искусственным интеллектом
творческих профессий
| |
Специалисты по IT-технологиям,
Big Data, робототехнике, алгоритмам искусственного интеллекта |
Сокращение
10–30% рынка труда с регламентируе-мыми и алгоритмизируе-мыми процессами |
Превосходство машин в ряде профессий
|
В зоне риска – сельскохозяйствен-ная
местность, моногорода, малые и средние города
|
Процессы старения населения
|
Увеличение потенциально активной экономической
жизни человека на 10–15%
|
Внедрение новых медицинских технологий, рост средней
продолжительности жизни
|
Рост дефицита пенсионных фондов
|
Источник: составлено авторами по: Цифровая трансформация. Быстрый старт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stepik.org/lesson/501060/step/1?unit=492688 (дата обращения: 06.10.2022 г.).
Экспертами прогнозируется процесс вытеснения и поляризации рабочих мест с явным «размыванием» среднего класса: системами искусственного интеллекта будут замещаться регламентируемые и легко алгоритмизируемые специальности [2] (Afanasev, 2019), возрастать спрос на «сложные» профессии, в которых алгоритмы пока не смогут заменить естественный интеллект (ученые, топ-менеджеры, специалисты в IT-сфере), а также на «простые» специальности, замещение на программное обеспечение в которых является экономически нецелесообразным [3].
К текущему моменту с рынка труда навсегда ушли такие популярные в начале-середине ХХ века профессии, как трубочист, человек-будильник, сборщик пиявок, водонос, тряпичник, развозчик льда, фонарщик, извозчик, пинсеттер (расстановщик кеглей в боулинге), машинистка, телефонистка и многие другие. В таблице 2 приведен перечень современных профессий, которые наряду с такими профессиями, как продавцы, журналисты, учителя иностранных языков, художники, сотрудники колл-центра, юристы и экономисты сталкиваются с серьезной конкуренцией с алгоритмами искусственного интеллекта и к определенному моменту времени также будут вытеснены с рынка труда.
Таблица 2
Перечень исчезающих профессий
Профессия
|
Прогнозируемый год исчезновения
|
Примечания
|
Туроператор
|
2025
|
Применение
алгоритмов онлайн- турагентств в целях подбора оптимального плана, маршрута и
стоимости поездки
|
Помощник юриста
|
2026
|
Применение
автоматизированных помощников
|
Сотрудник парковки
|
2028
|
Автоматизирование
отслеживание свободных парковочных мест и взимании платы за услуги
|
Бухгалтер
|
2028
|
Применение
бухгалтерских программ на основе искусственного интеллекта
|
Переводчик иностранных языков
|
2031
|
Алгоритмы
точных переводов устной речи
|
Авиадиспетчер,
диспетчер |
2038
|
Применение
автопилота с алгоритмами искусственного интеллекта, замена второго пилота
алгоритмами и программами с 2024 года в РФ
|
Таксист
|
2038
|
Применение
самоуправляющихся автомобилей
|
Источник: составлено авторами по: Атлас новых профессий. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://new.atlas100.ru/ (дата обращения: 28.10.2022 г.).
Взамен исчезающих профессий в рамках формирования «новой занятости» наблюдается острый дефицит таких новых профессий, как цифровые маркетологи, дизайнеры эмоций, специалисты по ИТ и ИИ технологиям, цифровые проповедники, ИТ-проповедники, цифровые дизайнеры, специалисты по кибербезопасности, специалисты в области облачных технологий, инженеры-робототехники, специалисты в области 3D-строительства, специалисты в сфере аддитивных технологий, модераторы и менеджеры виртуальных сообществ и цифровых платформ, разработчики моделей больших массивов данных (Big Data), специалисты в области переработки вторичного сырья и производства альтернативной энергии, проектировщики умных домов, руководители цифровых проектов, разработчики программного обеспечения, биоэтики и пр.
В целях динамичного развития национальной экономики в условиях цифровизации необходимо получение специфических компетенций специалистов и менеджеров, осуществляющих цифровую трансформацию. На рисунке 4 представлены базовые, профессиональные и личностные компетенции команд цифровой трансформации с учетом формирования цифровой культуры. Кроме того, ожидается трансформация HR-служб в векторе мониторинга и развития креативных способностей работников. Человеческий капитал становится основным активом организации.
В процессе цифровой трансформации осуществляется формирование цифровой экономики – нового этапа развития национальной экономики, в которой технологические изменения приводят к оптимизации отдельных отраслей производства и социальных сфер [3] (Vladimirova, Bareshenkova, 2020). Для данного этапа характерно развитие цифровых платформ, принятие платформенных решений в социально-экономической сфере, а также в сфере государственного управления, нового качественного взаимодействия в трансформируемых технологических и социальных секторах, резкое сокращение транзакционных издержек с помощью автоматизации систем управления, создание принципиально новых продуктов и процессов.
1. Управление
цифровым развитием компании
2. Развитие организационной культуры 3. Развитие инструментов управления 4. Эффективность системы повышения квалификации |
Профессиональные компетенции – функциональное
использование инструментов управления процессами и проектами
|
5.
Управление и использование больших данных
6. Применение цифровых технологий 7. Развитие IT-инфраструктуры 8. Применение смарт-оборудования и технических решений в охране труда |
Базовые цифровые компетенции работников
команд цифровой трансформации –
базовый уровень знаний и умений использования информационно-коммуникационных технологий |
Цифровая трансформация |
Цифровая культура – система ценностей, установок, норм и правил поведения, поддерживаемая командой цифровой трансформации |
1. Нацеленность на эффективный конечный результат
2. Креативность мышления 3. Критичность мышления 4. Возможность повышения квалификации |
Личностные компетенции – индивидуальные особенности работника,
позволяющие успешно участвовать в цифровой трансформации организации
|
5
Клиенто-центричность
6. Коммуникативность 7. Эмоциональный естественный интеллект 8. Цифровая грамотность |
Источник: разработано авторами по: Цифровая трансформация. Быстрый старт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stepik.org/lesson/501060/step/1?unit=492688 (дата обращения: 06.10.2022 г.).
Сегодня на федеральном уровне осуществляется переход на цифровые сервисы в области охраны труда, включая ведение электронного кадрового документооборота и сведений о трудовой деятельности в электронном виде, использование электронного листка нетрудоспособности, безбумажного страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования и т.п. [1] (Alalvan, Belyaev, Smirnova, 2021).
Охрана труда в условиях цифровой трансформации
Под цифровизацией охраны труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе осуществления трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные меры и мероприятия, реализуемые с помощью технологических решений в условиях цифровой среды.
Президентом России В.В. Путиным цифровая трансформация определена в качестве национальной цели развития страны до 2030 года. В этой связи цифровизация охраны труда – это не просто тренд, а необходимое условие развития страны. Цифровизация дает возможность осуществлять обмен необходимыми документами, проводить работу и анализ полученных данных, что позволит создать условия для эффективного формирования и управления системой охраны труда, оперативного государственно-частного мониторинга, осуществления аналитики и прогнозирования, сокращения издержек и оптимизации организационной структуры предприятий и государственного аппарата.
В целях эффективного управления охраной труда в России необходимо создание единой централизованной цифровой платформы – Федеральной государственной системы управления охраной труда, базирующейся на серверах государственных органов власти и представляющей собой совокупность взаимосвязанных цифровых сервисов, систем и подсистем [4], что позволит создать прозрачную среду взаимодействия всех участников, а также эффективного инструментария реального управления системой охраны труда. Создание единой цифровой платформы позволит осуществить трансформацию системы охраны труда и получить следующие позитивные эффекты, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Ожидаемые эффекты трансформации внешних и внутренних процессов в системе охраны труда
Прогнозирование эффектов
|
Позитивные последствия
|
Существенное
сокращение числа бумажных документов, журналов
|
Переход
к использованию юридически значимых цифровых записей в информационной системе
|
Развитие
межведомственной интеграции органов государственной власти
|
Совместное
использование данных из единой системы, исключение излишней отчетности
|
Автоматические
проверки системы охраны труда
|
Проведение
проверок в информационной системе
|
Оптимизация
организационной структуры предприятий и компаний
|
Автоматизация
бизнес-процессов
|
Формирование
прозрачной системы взаимодействия
|
Повышение
эффективности управленческих решений
|
Специальная
оценка условий труда с гарантией результата
|
Определение
необходимости гарантий и компенсаций работникам
|
Реализация концепции Единой цифровой платформы направлена на повышение качества и эффективности электронного документооборота на базе высокотехнологичных решений, упрощение и создание комфортных условий для взаимодействия между государственными органами власти и (или) хозяйствующими субъектами, работниками и участниками рынка.
Основным результатом цифровизации должна стать централизация процессов каждого из участника сферы охраны труда в едином цифровом формате. Необходимость цифровой трансформации, смены подходов к реализации бизнес-процессов осознается сегодня не только органами государственной власти и надзорными органами, но и большинством российских частных компаний-работодателей, поскольку цифровизация должна привести к прозрачности всех процессов и, как следствие, к повышению уровня осознанности и ответственности работодателей в вопросах охраны труда, повышению общего уровня культуры безопасности [8] (Samarskaya, 2022).
Основным позитивным результатом цифровой трансформации для работника, по мнению авторов работы, является возможность удаленно, на едином портале и без непосредственного участия должностных лиц работодателя и государственных органов власти получать, осуществлять ознакомление, подписание и предоставление всей необходимой документации и информации по охране труда.
Для компании-работодателя использование возможностей единого портала и цифровых сервисов для взаимодействия с органами государственного управления – это автоматизация процессов и ведение электронного документооборота, что существенно сократит объемы административной нагрузки. Ключевой положительный эффект для профсоюзов – это ведение электронного документооборота и контроля выполнения работодателем необходимых мероприятий по улучшению условий труда работников.
Магистральное направление цифровой трансформации – это внедрение электронного документооборота, организация объективного контроля, геопозиционирование персонала, проведение обучения и проверки знания требований охраны труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), организация и проведение обязательных медицинских осмотров и т.д. Внедрение Единой цифровой платформы позволит в электронном виде вносить юридически значимые записи, осуществлять оперативный мониторинг, проводить анализ и прогнозирование принятия управленческих решений, направленных на сохранение жизни и здоровья работников [8, 9] (Samarskaya, 2022; Samarskaya, Ilyin, 2021).
На фазе цифровой трансформации применяются такие новые подходы и современные инструменты, обеспечивающие безопасность и охрану труда работников, как Интернет вещей – системы, интегрирующей специальные датчики, сенсоры и контроллеры, средства передачи данных и их визуализации, аналитические инструменты интерпретации полученной информации, беспилотные летательные аппараты (БПЛА), видеоаналитику, машинное обучение, виртуальные тренажеры и т.п. Кроме того, применяются умные средства индивидуальной защиты (СИЗ), оборудованные специальными средствами связи. Сенсоры позволяют использовать базовые технологические решения мониторинга безопасного поведения в рабочей среде, а также выявлять экстренные ситуации для оперативного реагирования. В устройства встраиваются тревожные кнопки SOS, датчики падения, бега, нахождения в неподвижном состоянии, пребывания в опасной зоне и прочие умные решения.
Умные средства индивидуальной защиты оценивают показатели активности работника, его физическое состояние и нагрузку на него (количество шагов, пройденное расстояние в метрах, число активных, пассивных и общих калорий). Кроме того, осуществляется контроль таких показателей здоровья человека, как электрокардиография, вариабельность сердечного ритма, артериальное давление, пульс, температура и сатурация.
Получаемые данные о здоровье работника агрегируются, сопоставляются с информацией, хранящейся в ERP-системах – системах программного обеспечения, способствующих управлению различными аспектами бизнес-процессов. На основе обобщений и систематизации полученных данных осуществляются различные направления аналитической работы. Кроме того, осуществляется активное внедрение системы видеонаблюдения с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), позволяющей осуществлять видеофиксацию местности и событий, а также формировать массивы данных для распознавания чрезвычайных ситуаций и опасных действий. Еще одно важное условие безопасности сотрудников наиболее опасных производств – это использование умных средств индивидуальной защиты. В цифровизации охраны труда используются технические инновации, такие как умные каски или системы видеонаблюдения на основе нейронных сетей. В таблице 4 представлены умные средства индивидуальной защиты для работников металлургической отрасли, применяемые сегодня в Российской Федерации.
Таблица 4
Умные средств индивидуальной защиты в металлургии
№ п/п
|
Наименование средства индивидуальной защиты
|
Применяемые технологии
|
Эффективность
|
1
|
Защитные каски
|
Аддитивные технологии,
композитные материалы,
3D-печать [6] (Medyanik, 2019) |
Устойчивость к разного рода
излучениям, воздухопроницаемость, малый вес (400–500 гр.)
|
2
|
Респираторы с вентиляторами
|
Системы регулирования подачи
воздуха под каску
|
Существенное облегчение
дыхания, особенно в движении
|
3
|
Специальная одежда
|
Умная одежда из углеродного
волокна
|
Контроль температуры тела при
изменении температуры в помещении или на улице
|
4
|
Сенсорная куртка
|
Применение умных материалов из
токопроводящих нитей
|
Ответ на вызов мобильного
телефона, получение сигнала от оператора или задачи от руководителя,
информирование о скором завершении смены или получение оповещения
|
5
|
Умная рабочая обувь
|
Встраиваемые микропроцессоры,
датчики, устройства движения и аккумуляторы
|
Система защиты от падения,
использование датчиков отслеживания траектории движения
|
6
|
Умный щиток защитный лицевой
|
Технология онлайн-управления
|
Возможность управлять
приложениями, смотреть видео, отслеживать навигацию, делать фотографии и
видеоролики и отправлять их напрямую диспетчеру, обучение и наблюдение за
деятельностью работника в режиме реального времени, обучать его и внимательно
следить за процессом в формате 3D-картинки, выводящейся на большой экран.
Для слабовидящих рабочих – возможность использовать функциональную часть сетчатки глаза для отображения картины окружающей среды |
7
|
Рабочая одежка, контролирующая
здоровье
|
Встроенные беспроводные
электроды и сенсоры, смартфоны, системы искусственного интеллекта
|
Круглосуточный мониторинг
данных электрокардиографии, сердцебиения, давления и дыхания человека.
Возможность передачи медицинскому работнику информации о сотруднике, анализ
состояния через системы искусственного интеллекта
|
8
|
Специальные умные носки
|
Встроенная электроника,
мобильное приложение
|
Мониторинг скорости перемещений
рабочего, определение оптимального направления движения и рационального
маршрута на территории предприятия
|
9
|
«Вечная» умная обувь
|
Применение графена
|
Высокий уровень эластичности и износоустойчивости.
|
По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, за 2021 год на предприятиях произошло 5491 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, из них 1684 – со смертельным исходом [5]. Отсюда можно сделать вывод, что компании и организации всех отраслей остро нуждаются в высокотехнологичных решениях, позволяющих предотвращать производственный травматизм. Предприятия, применяющие инновационные решения и умный инструментарий безопасности, являются более надежными и прогрессивными. Сегодня инновационные цифровые услуги востребованы в таких наиболее травмоопасных отраслях промышленности, как инвестиционно-строительный комплекс [6] (Medyanik, 2019), атомная, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, газоперерабатывающая, горнодобывающая промышленность. Многие крупнейшие компании РФ имеют широкие возможности для использования таких новейших цифровых решений, как безопасная связь – это совокупность устройств, которые соответствуют необходимым стандартам: взрывобезопасность, влагонепроницаемость, наличие противоударного эффекта, возможность безотказного функционирования практически в любых климатических условиях.
Кроме того, необходимо иметь выделенный частотный ресурс для осуществления безопасной связи в онлайн-режиме в голосовом и видеоформате в условиях независимости от загрузки сети и прочих факторов между сотрудниками, находящимися на опасных участках, в частности возможности видеонаблюдения и передачи данных [12] (Khe, 2022).
По нашему мнению, цифровизация охраны труда позволит создать условия для эффективного мониторинга, аналитики и прогнозирования, сокращения издержек и оптимизации организационной структуры компаний и государственного аппарата, применение умных средств индивидуальной защиты позволит сократить количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями на опасных производствах.
Заключение
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы:
1) ключевой целью цифровой трансформации является создание прозрачной системы взаимодействия всех участников и, как следствие, действенный инструмент для реального управления системой охраны труда в стране;
2) современные информационные технологии целесообразны в случае, если их использование позволяет получить более высокий с точки зрения эффективности результат, в том числе и в сфере охраны труда;
3) применение цифровых технологий в сфере охраны труда – это новейшие цифровые технологии и решения, машинное зрение, умные средства индивидуальной защиты, IT-разработки для проведения обучения в сфере охраны труда и обеспечения безопасности производства.
Государство на законодательном уровне обязывает работодателей использовать современные цифровые технологии, позволяющие повысить эффективность контроля, способствуя сохранению жизни и здоровья работников [9] (Samarskaya, Ilyin, 2021).
В процессе работы нашла свое подтверждение основная гипотеза о необходимости создания условий для эффективного взаимодействия участников цифровой трансформации сферы охраны труда (работодателей, работников, государственных органов, надзорных органов, профсоюзов и экспертных организаций), что позволит усовершенствовать государственную систему охраны труда. Главным препятствием в процессе трансформации охраны труда является разная степень готовности предприятий к переходу на цифровизацию и отсутствие единого централизованного подхода к выбору технологий.
[1]Официальный интернет-портал правовой информации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 02.11.2022 г.).
[2]Цифровизация экономики: Россия в контексте глобальной трансформации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dzen.ru/media/id/5e8b90d51dc9f04a46c97588/cifrovizaciia-ekonomiki-rossiia-v-kontekste-globalnoi-transformacii-5ea7de3965a8ef41509bd42d (дата обращения: 31.10.2022 г.).
[3]Будущее рынка труда: после 2020 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.if24.ru/rynok-truda-posle-2020/ (дата обращения: 30.10.2022 г.).
[4]Цифровая трансформация охраны труда. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journal.ecostandardgroup.ru/ot/tech/tsifrovaya-transformatsiya-okhrany-truda/ (дата обращения: 02.11.2022 г.).
[5] Информация о работе технической инспекции труда профсоюзов в 2021 году. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eisot.rosmintrud.ru/monitoring-uslovij-i-okhrany-truda (дата обращения: 03.11.2022 г.).
Источники:
2. Афанасьев Д. Как искусственный интеллект меняет отношение бизнеса к покупателю // БИТ. Бизнес & Информационные технологии. – 2019. – № 5(88). – c. 54-55.
3. Владимирова И.Л., Барешенкова К.А. Цифровой инжиниринг в сфере закупок при реализации инвестиционно-строительных проектов // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 2. – c. 377-394. – doi: 10.18334/epp.10.2.100493.
4. Городнова Н.В. Развитие цифровой экономики: теория и практика // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 911-928. – doi: 10.18334/vinec.11.3.112227.
5. Кокуйцева Т.В., Овчинникова О.П. Методические подходы к оценке эффективности цифровой трансформации предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности // Креативная экономика. – 2021. – № 6. – c. 2413-2430. – doi: 10.18334/ce.15.6.112192.
6. Медяник Ю.В. Совершенствование системы инжиниринга инвестиционно-строительной деятельности // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 2. – c. 501-514. – doi: 10.18334/vinec.9.2.40704.
7. Разинкина И.В., Лазарев Н.В. Инновационная деятельность в условиях цифровой экономики // Креативная экономика. – 2020. – № 11. – c. 2757-2772. – doi: 10.18334/ce.14.11.111081.
8. Самарская Н.А. Трансформация охраны труда в условиях цифровой экономики // Экономика труда. – 2022. – № 2. – c. 333-348. – doi: 10.18334/et.9.2.114261.
9. Самарская Н.А., Ильин С.М. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда в Российской Федерации в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. – 2021. – № 9. – c. 1039-1054. – doi: 10.18334/et.8.9.113563.
10. Сумикова И.П. Промышленный интернет вещей: перспективы и риски использования в производстве // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 11-8(78). – c. 155-159.
11. Тагаров Б.Ж. Цифровой кластер как новая форма экономической концепции // Креативная экономика. – 2021. – № 2. – c. 327-340. – doi: 10.18334/ce.15.2.111726.
12. Хэ Я. Промышленный интернет – фундамент глобальных цифровых бизнес-моделей // Управление. – 2022. – № 31. – c. 61-62.
13. Цыгляну П.П., Василенко Н.В. Мировой и российский рынки инжиниринговых услуг в нефтегазовом секторе: перспективы и ограничения развития // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1921-1936. – doi: 10.18334/vinec.11.4.114016.
14. Чаадаев К.В. Методология реинжиниринга бизнес-процессов // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 3. – c. 587-600. – doi: 10.18334/epp.10.3.100725.
15. Шеве Г., Хюзиг С., Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Индустрия 4.0 (Германия). Промышленный интернет вещей (Industrial Internet of Things) (США): разграничение понятий // Инвестиции в России. – 2019. – № 11(298). – c. 3-8.
16. Alguliev R.M., Fataliev T. Kh., Mehdiyev Sh.A. The Industrial Internet of Things: the evolution of automation in the oil and gas complex // SOCAR Proceedings. – 2019. – № 2. – p. 66-71. – doi: 10.5510/OGP20190200391.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 14:57:02