Охрана труда как сфера воздействия на экономику на современном этапе ее развития
Елин А.М.1, Соколова А.С.1
1 ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 209 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 6 (Июнь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48768195
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Предметом исследования и изучения вопросов жизнедеятельности человека в процессах труда являются основные теоретические и практические положения безопасности труда. Целью работы является постановка и решение задач в сфере труда, основанных на совершенствовании принципов, процедур, приёмов, методов, механизмов и средств обеспечения благоприятных и безопасных условий труда с одновременным повышением его эффективности, устойчивости и стабилизации. Актуальность исследования обусловлена тем, что теоретические и практические задачи безопасности на современном этапе её становления выступают основными критериями развития не только каждой организации, но и общества, и государства в целом. Методами исследования выступают: системный подход и сопоставительный (сравнительный) анализ, практика их применения. Полученные в ходе исследования результаты гарантируют персоналу в целом и каждому работнику в отдельности благоприятную обстановку на любом производственном участке или на его рабочем месте, способствуют улучшению организации и условий труда, повышению экономических показателей в организации процессов производства, производительного труда, сохранению жизни и здоровья работников. При этом правовые гарантии работникам обеспечиваются законодательными и нормативными правовыми актами, основанными на положениях статей Конституции РФ и Трудового кодекса РФ.
Таким образом, авторы делают вывод, что охрана и условия труда являются определяющими критериями и показателями сохранения жизни и здоровья персонала, устойчивого развития и стабилизации экономики не только каждого производственного подразделения или организации, но и общества, и государства в целом.
Ключевые слова: охрана труда, условия труда, жизнедеятельность, культура производства, технико-технологические операции, мониторинг, «регулятивная гильотина», национальные интересы, определяющие критерии
JEL-классификация: J81, J28, J24
Введение
Обеспечение жизнедеятельности человека [1, с. 107–153] (Elin, 2021, р. 107–153) в любом обществе может быть подтверждено достоверным и комплексным критериям степени экономического развития и стабильности государства, так и оценке нравственного состояния общества. Это объясняется тем, что глубокое и всестороннее решение проблем, порожденных научно-техническим прогрессом, требует громадных капиталовложений и высокой культуры производства, а следовательно, под силу только экономически развитому, стабильному государству, обладающему мощным научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, способным последовательно и целеустремленно анализировать и решать проблемные задачи.
Их разработка и реализация требуют активного участия всех членов общества, высокого гражданского самосознания, готовности к ущемлению личностных интересов, а иногда к определенному ограничению индивидуальных свобод во имя жизни человека и развития будущих поколений. Это возможно только в обществе, организованном на принципах высокой нравственности и культуры. Актуальность исследования обусловлена тем, что теоретические и практические задачи безопасности на современном этапе ее становления выступают основными критериями развития не только каждой организации, но и общества, и государства в целом.
Целевое назначение и влияние на экономику
Н.А. Волгин [2, с. 5] (Volgin, 2022, р. 5) отмечает: «Наиболее распространенным пониманием охраны труда является представлении ее как системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей правовые, экономические, социально-трудовые, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Исходной принципиальной основой более глубокого исследования и анализа данного процесса и явления выступают три вывода, тезиса о том, что охрана труда – это: а) самостоятельная целенаправленная система действий и мероприятий; б) ключевая часть трудовой сферы; в) исходный элемент, ведущее направление экономики труда. Причем важно отметить, что охрана труда в этих координатах воздействует на другие области и части трудовой сферы и экономики труда (организацию, нормирование, оплату, производительность труда и т. д.), определяя и корректируя их развитие, формат, конфигурацию и др. В свою очередь, эти и другие составные части, элементы, направления трудовой сферы и экономики труда (занятость, рынок труда, безработица, требования социальной защиты, параметры и показатели эффективности труда, установки социального партнерства и пр.) существенно влияют на состояние, приоритеты функционирования и изменения системы охраны труда. Это стабильные, постоянные теоретико-практические положения об охране труда и ее структуре. Такая устойчивость данной конструкции объясняется, во-первых, ее базисностью функций, и во-вторых, ключевой миссией в производстве, экономике, деятельности персонала и работников в целом.
Однако стабильность и постоянство положений и установок в охране труда переходят в процессы их динамики, трансформации и изменений. Причины данной тенденции – глобальные и локальные изменения в мире, странах, регионах, отраслях, технологиях, человеческих отношениях и т. д. Например, на данном этапе развития цивилизаций – это внедрение цифровизации и цифровой экономики, массовое распространение инфекционных заболеваний, вносящее изменения в формы занятости и работы (очные, дистанционные, комбинированные, гибкие и т. д.), стимулирование, условия труда и др.».
Таким образом, обеспечение безопасности (охраны труда) работников на современных предприятиях условно можно разделить на проблемы, характерные для любого хозяйствующего субъекта, и проблемы, связанные со спецификой технологических процессов, организацией производства и территориально-географическими особенностями его местонахождения и т.д.
Проблемы охраны труда затрагивают многие стороны жизни и деятельности трудовых коллективов, организации производства и труда, носят разноплановый характер в организации труда, производства и взаимодействия членов трудовых коллективов.
Следовательно, как научная дисциплина охрана труда направлена на изучение жизнедеятельности человека в процессе труда и совершенствование методов и средств обеспечения благоприятных и безопасных условий труда с одновременным повышением его эффективности и стабилизации экономики. Как система сферы управления направлена на обеспечение сохранения жизни и здоровья работников, являясь важнейшим направлением не только государственной политики в области организации, охраны и безопасности труда, но и целевой установкой сохранения жизни и здоровья работников на всех уровнях управления.
Российское общество, по мнению ряда ученых, относится к постиндустриальному, т.е. такому обществу, где более половины ВВП страны приходится на сферу производства и услуг. Вклад производственного сектора в экономику страны достаточно велик. Промышленный потенциал России, несмотря на ряд организационно-технологических проблем, остается высоким. Это машиностроение, нефтегазовая, угольная, металлургическая, химическая, другие виды экономической деятельности, а также агропромышленного производства, науки, образования, здравоохранения, сферы обслуживания и управления. Тысячи предприятий по всей стране занимаются добычей, переработкой, транспортировкой полезных ископаемых, производством различной продукции, оказанием услуг. Выполнением плановых заданий и текущих вопросов заняты миллионы людей самых разных профессий. Условия их труда разнообразны, определяются целями, задачами, технико-технологическими операциями и процессами, выполняемыми работниками на рабочих местах в различных режимах и условиях труда [3] (Elin, 2010). В стране взят курс на всеобщую модернизацию и обновление производственных процессов. Внедрение инновационных технологий, повышение экономической и производственной безопасности ставят перед работодателями и специалистами, занятыми организацией трудовых процессов и охраны труда, задачи по их оптимизации и приведению в соответствие с действующими нормативными правовыми требованиями. Отсюда широкий спектр технико-технологических задач, связанных с внедрением и освоением безопасных технологических процессов. Однако развитие промышленного производства повышает потенциальную опасность работников, в связи с этим к руководителям производства, инженерно-техническим специалистам и рабочим предъявляются повышенные требования по организации охраны труда и обеспечению безаварийной работы [4] (Sazhin et al., 2010). Современное состояние охраны и условий труда в организациях России, оцениваемое по уровню статистических показателей травматизма, и реальное положение с условиями труда в ряде видов экономической деятельности и производств побуждает искать пути оптимальных подходов к устранению или снижению воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работников [5, с. 46–56] (Elin, 2006, р. 46–56). В последние годы в Российской Федерации как на законодательном уровне, так и на уровне федеральных органов исполнительной власти принят ряд организационных мер, направленных на активизацию предупредительно-профилактических мероприятий. Минтруд России совместно с другими федеральными структурами проводит обновление и пересмотр действующих нормативных правовых актов. Привлечение к рассмотрению и обсуждению проектов документов широкого актива экспертов из числа специалистов-производственников позволяет вырабатывать и принимать согласованные подходы к улучшению ситуации с условиями труда в различных видах экономической деятельности. Так, например, принятый в России Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [5] (Elin, 2006) закрепил правовые и организационные основы, права, обязанности и ответственность работодателей и лиц, привлекаемых в качестве экспертов специальной оценки условий труда. В соответствии с поручением Президента РФ В.В. Путина в 2019–2020 гг. разработаны и реализованы меры по реформированию надзорно-контрольной деятельности и совершенствованию нормативно-правового регулирования в рамках «регуляторной гильотины». К работе над совершенствованием трудового законодательства было подключено более 30 ведомств. Реформа надзорно-контрольной деятельности обеспечила отмену с 2021 года всех надзорных требований к бизнесу, которые к этому времени еще не были пересмотрены или актуализированы. Серьезные изменения и дополнения внесены в Трудовой кодекс РФ, законодательно устанавливающие, с одной стороны, обязанность работодателя вести системную работу по управлению профессиональными рисками, с другой – более детальное представление о производственных опасностях и профессиональных рисках, порядке и принципах их выявления (ст. 209, ст. 218 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ) [6]. Это мотивирует работодателей ускорить и отработать соответствующие процессы. В связи с этим принятие подзаконных актов, регулирующих эти вопросы, представляется своевременным, крайне необходимым и важным. Так, например, приказом Минтруда от 29 октября 2021 г. № 771н утвержден примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней [1]; приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 772н утверждены основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем [2]; приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 773н утверждены формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охраны труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда [3], приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 774н утверждены «Общие требования к организации рабочего места» [4]; приказом Минтруда от 29 октября 2021г № 775н утвержден «Порядок проведения государственной экспертизы условий труда» [5]; приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 776н утверждено «Примерное положение о системе управления охраной труда» [6].
Таким образом, комплекс мер организационно-правового порядка, основанный на основополагающих статьях Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, позволит в кратчайшие сроки устранить имеющиеся проблемы и упущения в проведении предупредительных мероприятий в подавляющем большинстве действующих организаций и производств, что станет залогом коренного перелома в обеспечении здоровых и безопасных условий труда большинству работников, в том числе женщинам-работницам и другим категориями промышленно-производственного персонала. Одновременно структурами Минтруда России ведутся проработки системного подхода к обеспечению безопасности рабочих мест, который должен будет утвердить рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, а также рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению на рабочих местах. Руководством страны и регулятором сферы нормативно-правового нормирования большое значение придается организации и проведению общероссийского мониторинга условий и охраны труда. Решающую роль в его осуществлении должен сыграть актуализированный приказом Минтруда России от 3 марта 2022 г. № 101 «Порядок организации и проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда» [7], целью которого является комплексная оценка ситуации в области условий и охраны труда в Российской Федерации, мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни на условиях утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. № 833-р, порядка и мероприятий по их дальнейшему улучшению. Принятие актуализированного Порядка организации и проведения Общероссийского мониторинга условий и охраны труда, проводимого в организациях России на протяжении ряда лет, позволит внести существенные коррективы в структурные, организационные, правовые, нормативные и научно-методические документы, обеспечивающие его сопровождение по устойчивому развитию экономики в большинстве субъектов Российской Федерации.
Базовую основу и залог успешной реализации мероприятий Общероссийского мониторинга условий и охраны труда на новом этапе развития и стабилизации экономики России содержит Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [8]. В преамбуле данного документа указано, что Стратегия национальной безопасности РФ является «базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты РФ, цели и задачи государственной политики в области национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу».
В Стратегии отмечается открытое политическое и экономическое давление на Россию и ее партнеров со стороны ряда государств. На фоне такой политики по сдерживанию России жизненно важно укрепить суверенитет, целостность, защитить традиционные основы общества, обеспечить оборону и безопасность, не допустить вмешательства во внутренние дела.
Национальными интересами РФ на современном этапе определены:
- сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан;
- защита конституционного строя, суверенитета, независимости, укрепление обороны страны;
- поддержание гражданского мира и согласия в стране, укрепление законности, искоренение коррупции;
- развитие безопасного информационного пространства, защита общества от деструктивного информационно-психологического воздействия;
- устойчивое развитие экономики на новой технологической основе;
- охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата;
- укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей;
- поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, правовых основ международных отношений.
Для обеспечения и защиты национальных интересов Российской Федерации сформулированы девять стратегических национальных приоритетов: 1) сбережение народа; 2) оборона страны; 3) государственная и общественная безопасность; 4) информационная безопасность; 5) экономическая безопасность; 6) научно-технологическое развитие; 7) экологическая безопасность и рациональное природопользование; 8) защита традиционных российских нравственных ценностей, культуры и исторической памяти; 9) стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество.
В документе подчеркнуто, что национальная безопасность обеспечивается путем достижения целей и решения задач, предусмотренных стратегическими национальными приоритетами.
Сложность состоит в том, что реализация принятых решений должна обеспечиваться на каждом этапе производственного процесса, на каждом участке производства, на каждом конкретном рабочем месте. Отсутствие комплексного, системного подхода к решению проблем охраны труда, низкий уровень информационного сопровождения не всегда позволяют осуществлять научно обоснованное планирование, определять первостепенные направления профилактической работы. Именно это ставит перед исследователями социально-трудовых отношений комплекс задач, требующих их внимательного, вдумчивого и всестороннего изучения на различных стадиях и подходах к их безусловной реализации.
Многолетняя практика подтверждает, что построение эффективной системы государственного управления базируется на основе изучения причин и обстоятельств происшествий, обстоятельных оценок технологий и организации труда, мер профилактического реагирования на состояние рабочих мест, что позволяет соответствующим службам и специалистам вырабатывать практические рекомендации по предупреждению опасных ситуаций и принятию мер предупредительного характера. Существенный вклад в решение этих проблемных вопросов вносят отечественные ученые, исследователи и практические работники, занятые в данной сфере. Определенный вклад в решение текущих задач вносят начинающие исследователи, аспиранты, преподаватели и студенты, проявляющие интерес и заинтересованность в исследовании соответствующих ситуаций с целью подготовки обоснованных предложений по изучаемым ими вопросам.
В различных научных публикациях они, исследуя проблемные ситуации, излагают свое видение решения рассматриваемых ситуаций, формируют выводы и предложения по проблемам, которые, по их оценкам, заслуживают научно обоснованных подходов в решении стоящих перед обществом задач в данной сфере. Существенное развитие получило нормативное правовое сопровождение социально-трудовой сферы в связи с приятием руководством страны решения о реализации мероприятий «регуляторной гильотины».
Среди наиболее важных научных направлений, которые должны получить дальнейшее развитие, на наш взгляд, по-прежнему актуальными остаются вопросы, связанные с классификаций опасностей и рисков в наиболее опасных видах экономической деятельности, таких как организация современных технологий и приемов безопасного труда шахтеров в угольном производстве (работа в шахтах с подземными выработками), работа с химическими и особо токсичными материалами при их добыче, транспортировке и сырьем в технологических процессах переработки, транспортные и погрузочно-разгрузочные работы в портах и на судах, организация трудовых и технологических процессов в особых климатических зонах и т.п.
По данным Росстата, количество несчастных случаев на производстве сокращается, но при этом еще более высокими темпами сокращается численность занятых в организациях и производствах, наблюдаемых Росстатом [8, с. 6–7] (Safonov, 2010, р. 6–7) Наиболее распространенными причинами несчастных случаев с тяжелыми последствиями, произошедших в 2015–2020 годах в организациях России, были: падение пострадавших с высоты; воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов; транспортные происшествия; падения, обрушения, обвалы предметов, материалов.
В обшей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями почти 70% происшествий обусловлены управляемыми причинами организационного характера: нарушение требований безопасности; неудовлетворительная организация производства работ; недостатки обучения и инструктирования работников; нарушения технологической и трудовой дисциплины и др. Наибольшее количество работников, погибших в результате несчастных случаев на производстве, зафиксировано в таких видах экономической деятельности, как строительство (22,5% от общего числа пострадавших со смертельным исходом); обрабатывающие производства (17,2%); транспорт и связь (13,5%); сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (10,3%); добыча полезных ископаемых (7,3%); операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (5,6%); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (5,4%); оптовая и розничная торговля, а также ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (5%) [9, с. 18–21] (Samarskaya, Ilyin, 2018, р. 18–21).
Ряд исследователей отмечают, что уровень производственного травматизма со смертельным и тяжелым исходом в организациях России по-прежнему находится на высоком уровне, его показатели существенно выше аналогичных в развитых странах, а новых предложений по изменению ситуации ни в организации, ни в технологии работ, ни в их учете пока никем до сих пор не предложено. Все еще медленно решаются вопросы внедрения робототехнических комплексов и их упрощенных аналогов – манипуляторов в процессы ведения работ с повышенными физическими нагрузками, плохими условиями труда из-за опасных (вредных) производственных факторов. Подобные вопросы должны получить должную оценку в сообществе ученых, занятых проблемами охраны и экономики труда.
Для многих промышленных предприятий России существенными факторами роста опасностей, происшествий и, соответственно, рисков остаются различные отклонения от соблюдения режимов технико-технологической эксплуатации производственного оборудования, неудовлетворительная подготовка персонала, нарушения правил внутреннего трудового распорядка, низкая трудовая, производственная технологическая и организационно-распорядительная дисциплина не только рабочих, но и непосредственных руководителей низшего и среднего уровней управления предприятий, а также неудовлетворительный контроль за их соблюдением со стороны соответствующих служб и руководства.
Требуют более последовательного и объективного изучения и исследования непосредственно в производственных коллективах теоретические и практические проблемы социально-трудовых отношений в их взаимосвязи с социальными и экономическими вопросами, формирующимися в практической деятельности организаций России на основе правовых, организационных и научно-методических принципов и процедур, реализация которых способствовала бы трансформации и успешному внедрению в условия реального производства современных требований организационного и культурного уровня безопасности и охраны труда, отвечающих стабильной, ритмичной и безопасной деятельности персонала.
В процессе исследования выявлены и проанализированы интересы субъектов социально-трудовых отношений с позиции их общности и противоречивости, поиска путей и методов преодоления возникающих разногласий в сфере труда. Интересы становятся различными у собственников средств производства и наемных работников. С точки зрения охраны труда это проявляется в ослаблении внимания к организации производства, состоянию рабочих мест, невыполнении государственных нормативных требований и возрастании числа несчастных случаев. Это подтверждается учеными. «Не может быть экономически правильным то, что несправедливо по отношению к человеку, но не может быть справедливым то, что не учитывает потребности экономики» [10, с. 22] (Rikh Artur, 1996, р. 22).
Основу экономического благополучия любого коллектива и государства в целом составляет труд его работников, поэтому регулированием социально-трудовых отношений во всех сферах трудовой деятельности, в т.ч. в охране профессионального здоровья и безопасности труда, является эффективное управление трудом и производством в целом. Важнейшими индикаторами общества являются состояние здоровья работников, определяющее качество трудовых ресурсов, демографическую ситуацию в стране, производительность труда, величину внутреннего валового продукта и т.п.
Повышение эффективности мероприятий охраны труда – заключительная функция управления. Изучение причин и обстоятельств несчастных случаев и происшествий привело ученых к выводу о том, что независимо от травмирующих факторов и обстоятельств, в основе механизма происшествия лежат общие закономерности, которые создают предпосылки для формирования единой концепции происхождения производственных травм. Эта концепция позволяет вести активную работу по предотвращению травматизма. В методологическом отношении формирование безопасности осуществляется с помощью двух взаимосвязанных и последовательно выполняемых этапов работы: анализа условий труда и разработки по этим результатам методов защиты человека от опасностей. Существуют два метода управления условиями и безопасностью труда. Первый состоит в том, чтобы на всех стадиях производственной деятельности предусмотреть безопасность объекта управления априорно, он называется прогностическим. Однако обеспечить полную безопасность практически невозможно. Поэтому возникает необходимость в ретроспективном методе анализа условий труда и управления безопасностью, в разработке и формировании современных методов и методик оценки реальных ситуаций, а также разработке и изготовлении современных эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Следует сказать, что эти вопросы в нашей стране всесторонне рассматриваются учеными-экономистами с огромным опытом работы, специалистами-практиками и начинающими исследователями.
По мнению Н.А. Волгина: «Экономика – это наука об использовании ограниченных ресурсов для наибольшего удовлетворения потребностей общества» [11].
Жизнью доказано, что только 4% всех нарушений совершаются по вине непосредственно работников-исполнителей, а остальные 96% – по вине менеджмента, не сумевшего выявить и устранить организационные конструкторские и технические упущения, а также не обеспечившего выполнение требований государственных законодательных и нормативных требований, ввиду неэффективности принимаемых мер или нереализованной возможности их предотвращения в обусловленные сроки [12, с. 81–91] (Elin, 2019, р. 81–91).
Право на охрану труда и здоровья закреплено в Конституции Российской Федерации в качестве одного из основных прав граждан. Отсюда вытекает и право работника на здоровые и безопасные условия труда. Охрана и безопасность труда регламентируется также Гражданским кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях, федеральными законами: «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О специальной оценке условий труда», другими законодательными и нормативными правовыми актами. Государственные нормативные правовые требования охраны и безопасности труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, действуют на всей территории Российской Федерации. Требования охраны и безопасности труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности независимо от формы собственности организации.
Для организаций России особый интерес представляют организация и контроль (самоконтроль) охраны и условий труда в наиболее проблемных секторах экономики: добыче полезных ископаемых, агропромышленном и лесозаготовительном комплексах, строительстве, то есть в тех видах экономической деятельности, где состояние охраны и условий труда не в полной мере отвечает государственным нормативам и не обеспечивает заданные нормативы безопасности труда.
Угрозу несчастных случаев от опасностей на производстве нельзя полностью исключить ни в одной организации. Разные работники в различной степени рискуют стать жертвой трагического происшествия на своем рабочем месте. Это зависит от состояния производства, вида трудовой деятельности, особенностей предприятия, уровня организации и управления охраной труда, от профессиональной подготовленности работников, защищенности рабочих мест от различных факторов производственной среды и трудового процесса, а также от тактики проведения руководителями и специалистами профилактических предупредительных и организационных мер воздействия в условиях реально действующих производств, от готовности персонала соблюдать элементарные требования трудовой и производственной дисциплины и т. д. Своевременное, последовательное и системное выполнение соответствующих мероприятий и процедур в сфере охраны (безопасности) труда выступает гарантией устойчивого развития и укрепления экономики.
Заключение
Таким образом, установлено, что обеспечение безопасности жизнедеятельности, сохранение жизни и здоровья каждого члена коллектива гарантируют устойчивое развитие экономики на основе сохранения жизни и здоровья работников, выступает неотъемлемой частью стратегии стабилизации и развития экономики развитых стран. Стратегия основана на том, что безопасный труд и здоровье работников являются краеугольным камнем цивилизованного общества. На основе реализации стратегии достигается требуемый контроль параметров и факторов производственной среды и трудового процесса, несущих риск угрозы здоровью персонала на рабочем месте. Контроль и самоконтроль за опасностью и социальными рисками охватывает каждое рабочее место и обеспечивает поддержание их в актуальном состоянии. Эти виды контроля играют определяющую роль, обязывающую всех сотрудников следить не только за своей личной безопасностью, но и за безопасностью окружающих. Они выступают необходимой и достаточной мерой безопасности, сохранения жизни и здоровья работников, гарантируют стабильность и устойчивое развитие экономики каждого производственного подразделения и экономики страны в целом.
[1] Приказ Минтруда России от 29 октября 2021г. № 771н «Об утверждении примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней», Yandex.ru, mintrud.gov.ru (дата обращения: март 2022 г.).
[2] Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 н № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем», Yandex.ru, mintrud.gov.ru (дата обращения: март 2022 г.).
[3] Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 № 773н «Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда», Yandex.ru, mintrud.gov.ru (дата обращения: март 2022 г.).
[4] Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 № 774н «Общие требования к организации рабочего места», Yandex.ru, mintrud.gov.ru (дата обращения: март 2022 г.).
[5] Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 775н «О порядке проведения государственной экспертизы условий труда, Yandex.ru, mintrud.gov.ru (дата обращения: март 2022 г.).
[6] Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 № 776н «Примерное положение о системе управления охраной труда», Yandex.ru, mintrud.gov.ru (дата обращения: март 2022 г.).
[7] Приказ Минтруда России от 03 марта 2022 № 101 «Порядок организации и проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда», Yandex.ru, mintrud.gov.ru (дата обращения: март 2022 г.).
[8] Указ Президента РФ от 02.07.2021. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Yandex.ru, publication. pravo.gov.ru. (дата обращения: март 2022 г.).
Источники:
2. Волгин Н.А. Охрана труда: стабильность и динамика в её понимании и функционировании // Социально-трудовые исследования. – 2022. – № 1(46). – c. 5.
3. Елин А.М. Охрана труда: проблемы и пути решения. / монография. - М., 2010. – 464 c.
4. Сажин Б. С. и др. Охрана и безопасность труда на промышленных предприятиях. / монография. - М.: ГОУ ВПО «МГТУ им. А. Н.Косыгина», 2010. – 352 c.
5. Елин А.М. Ещё раз о проблемах управления риском // Охрана труда. – 2006. – № 11. – c. 46-56.
6. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/ (дата обращения: 30.03.2022).
7. Трудовой кодекс РФ, в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389002/ (дата обращения: 30.03.2022).
8. Сафонов А. Л. Управление рисками и профилактика в сфере охраны труда в новых условиях. - М., 2010. – 6-7 c.
9. Самарская Н.А., Ильин С. М. Актуальные вопросы охраны и экономики труда в современной России. / монография. - Екатеринбург, 2018. – 18-21 c.
10. Рих Артур Хозяйственная этика. - М.: Посев, 1996. – 22 c.
11. Экономика труда: рыночные и социальные аспекты. / Учебно-методический комплекс для подготовки магистров, под общей редакцией д.э.н., профессора Волгина Н.А. - М.: изд. РАГС, 2009. – 368 c.
12. Елин А. М. Актуальные проблемы охраны труда: анализ и практические решения // Социально-трудовые исследования. – 2019. – № 4(17). – c. 81-91.
Страница обновлена: 01.12.2024 в 23:39:48