Нормативно-правовое обеспечение охраны труда в Российской Федерации в условиях цифровизации экономики
Самарская Н.А.1, Ильин С.М.2
1 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва
2 УрМФ ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Екатеринбург
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 9 (Сентябрь 2021)
Цитировать:
Самарская Н.А., Ильин С.М. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда в Российской Федерации в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 9. – С. 1039-1054. – doi: 10.18334/et.8.9.113563.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46597065
Цитирований: 8 по состоянию на 07.08.2023
Аннотация:
Актуальность настоящей статьи определяется необходимостью совершенствования и поиска новых подходов к формированию системы нормативно-правового регулирования в области охраны труда в условиях цифровой экономики и развития общества информационного типа. Данная проблема приобретает особую значимость в связи с ростом влияния мировой глобализации, что с одной стороны, влечет за собой не только новые возможности для развития инновационной модернизации производства, но и с другой стороны, определяет возникновение новых профессиональных рисков в различных сферах трудовой деятельности граждан.
Целью данной работы является формирование новой модели правового регулирования в области охраны труда с учетом реализации механизма «регуляторной гильотины» и предстоящими изменениями трудового законодательства. В результате исследования определены перспективы развития системы нормативно-правового регулирования, а также предложены пути совершенствования государственной политики в сфере охраны труда.
Практическая значимость исследования заключается в оптимизации государственных нормативных требований охраны труда с целью приведения их в соответствие с действующим законодательством, в улучшении условий и охраны труда, снижении уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников в российских организациях различных секторов экономики.
В работе использовались общенаучные методы исследования, а также информационный анализ документов из открытых источников, метод сравнительного и системного анализа, аналитический метод, метод графических построений.
Ключевые слова: законодательство, нормативно-правовой акт, «регуляторная гильотина», охрана труда, регулирование, реформирование, производственный травматизм, профессиональная заболеваемость, безопасные условия труда, модель, цифровая экономика
JEL-классификация: J81, J83, J88
Введение
Исследование вопросов, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий труда работников, является одной из важнейших задач охраны труда в современном обществе информационного типа. Решение данной задачи определяется выраженной профилактической направленностью, специфической системой методов правового регулирования, нацеленных на развитие концепции безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Данная система методов нуждается в дальнейшем развитии, включая правовые, экономические, организационные, технические, лечебно-профилактические, медико-социальные и иные аспекты.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 37 определяет, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены» [1]. Также данное положение отражено в Трудовом кодексе Российской Федерации [2], определяющем, что одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Также Трудовым кодексом закреплено право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в рамках его Послания Федеральному Собранию, Правительству Российской Федерации [3] с 1 января 2021 года были отменены все нормативные правовые акты, устанавливающие требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и вводятся в действие новые нормы, содержащие актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.
На сегодняшний день в условиях цифровой и мобильной реальности в Российской Федерации реализуется подход от реагирования на негативные события к их предупреждению в рамках внедрения «регуляторной гильотины», упорядочению требований, подлежащих государственному надзору (контролю), устранению дублирования надзорных функций и, как следствие, сокращение количества актов по охране труда. Данный подход предполагает создать в сфере регулирования охраны труда новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.
Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и уполномоченных работников представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Проблема реформирования государственных нормативных требований охраны труда и формирования новой модели правового регулирования сегодня активно обсуждается в научном сообществе. В последние годы появилось немало научных работ, посвященных разработке различных аспектов охраны и безопасности труда. Однако многие вопросы и проблемы обновления нормативной правовой базы, усиления действенности надзорно-контрольных мероприятий, совершенствования экономических методов управления, стимулирования работодателей к созданию безопасных условий труда остаются недостаточно исследованными.
Проблема реформирования государственных нормативных требований охраны труда продолжает активно обсуждаться в научно-теоретических изданиях и публикациях экономической, правовой и социологической направленности, что предопределяет необходимость продолжения научных исследований по вопросам дальнейшего развития и совершенствования правового регулирования современного законодательства Российской Федерации в области охраны труда. Таким образом, необходимость непрерывного совершенствования нормативно-правовой базы и регулирования законодательства Российской Федерации в области охраны труда определяет проблематику, специфику и направленность данной статьи.
Современное состояние охраны труда в России как предпосылка к оптимизации нормативно-правовой базы в области охраны труда
Тема охраны труда в современной России сегодня актуальна как никогда. За последние годы в стране наметилась тенденция устойчивого снижения уровня производственного травматизма; актуализирована работа по совершенствованию специальной оценки условий труда, использованию безопасных приемов и методов труда на значительном числе российских предприятий. Тем не менее общая ситуация с условиями и охраной труда в нашей стране остается напряженной, несмотря на ряд позитивных изменений по отдельным показателям. Неудовлетворительное положение с охраной труда в отдельных видах экономической деятельности и в ряде регионов напрямую сказывается на здоровье работников, имеет серьезные экономические издержки, осложняет демографическую ситуацию, развитие и формирование кадрового потенциала в стране в целом и в ряде регионов в частности [4] (Elin, Elin, 2018).
Характерной национальной особенностью охраны труда в Российской Федерации является то, что уровень профессиональной заболеваемости и травматизма сохраняется неприемлемо высоким, в то время как большая часть профессиональных заболеваний и несчастных случаев без смертельного исхода не регистрируется. Уровень смертности населения трудоспособного возраста в 4,5 раз выше, чем в Европейском союзе, и в 1,5 раз выше, чем в развивающихся странах [5] (Tikhonova, Churanova, 2019). По оценкам экспертов Международной организации труда, от плохих условий труда в Российской Федерации ежегодно умирают 190 тыс. чел. [6].
За последние годы в результате принятия ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов по охране труда в стране сформирована правовая база охраны труда работников организаций различных видов экономической деятельности. Тем не менее условия и охрана труда на многих предприятиях все еще признаются неудовлетворительными.
На Всероссийской неделе охраны труда, которая прошла с 6 по 8 сентября 2021 года в Сочи, министр труда Антон Котяков заявил, что «на сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 72 млн рабочих мест, то есть трудятся 72 млн человек. Порядка 10 млн из них работают в сферах с вредными условиями труда» [7]. По официальным данным Роструда [8], выше всего доля рабочих мест с вредными и опасными условиями труда в сфере добычи полезных ископаемых – 55%, на обрабатывающих производствах – 43% и в строительстве – 37%.
В соответствии с официальной статистической информацией Роструда и Росстата общее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями в 2019 году составило 5 860, а количество несчастных случаев со смертельным исходом – 1 613 против 1 698 в 2018 году [8, 9]. Тем не менее с 2015 по 2020 год уровень производственного травматизма на отечественных предприятиях снизился вдвое. Если в 2015 году число погибших на производстве составляло 2 071 человек, то к 2020 году оно сократилось до 1 024 человек. Также на 35% произошло снижение общего количества производственных несчастных случаев с тяжелыми последствиями. В 2015 году тяжелые травмы были зафиксированы у 7 137 работников, а в 2020 году – у 4 595 работников. В соответствии с проведенным анализом выявлено, что такому снижению способствовало, с одной стороны, ужесточение законодательства в сфере охраны труда: с 2015 года штрафы за нарушение были увеличены в три раза (с 50 тыс. до 150 тыс. руб.), а с другой – то, что сами работодатели стали больше выделять финансирования на обеспечение безопасности работников. По данным Росстата, за десять лет, с 2009 по 2019 год, такие расходы выросли более чем вдвое, до 14,8 тыс. руб. на одного работающего [10].
С учетом статистики по числу погибших в результате несчастных случаев лидирует строительство (22% от общего количества погибших), обработка (17%), сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство (14%). Чаще всего работники получают травмы при падении с высоты (30% всех случаев). Еще четверть всех случаев вызваны движущимися или разлетающимися предметами, 13% – транспортными происшествиями. По данным Роструда [8], более половины (53%) несчастных случаев на производстве при этом происходят по организационным причинам.
По итогам проведенного анализа статистических данных автор приходит к выводу, что для сохранения жизни и здоровья работников, снижения уровня производственного травматизма возникает необходимость в постоянной актуализации нормативно-правовой базы в области охраны труда.
Таким образом, новый подход в сфере нормативно-правового регулирования в области охраны труда определяет свою реализацию в двух направлениях – в контрольно-надзорной деятельности за соблюдением трудового законодательства в области охраны труда и в части оценки и профилактики профессиональных рисков. Для обеспечения реализации риск-ориентированной модели в настоящее время выступают цифровые ресурсы – специализированные электронные сервисы и информационный инструментарий [11]. Например, современные цифровые технологии уже успешно применяются в таких направлениях охраны труда, как обучение и проверка знаний требований охраны труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, актуализация правил по охране труда с учетом изменений в нормативно-правовых актах. В условиях цифровой и мобильной реальности все эти направления набирают обороты и достаточно востребованы как со стороны работодателей, так и со стороны контрольно-надзорных органов.
За последние годы, в том числе и в связи с реформой контрольно-надзорной деятельности, в Трудовой кодекс Российской Федерации и в иные нормативно-правовые акты в области охраны труда были внесены многочисленные изменения. Многие ранее используемые нормативно-правовые акты прекратили свое действие либо стали носить рекомендательный характер. В настоящий момент Россия вступила в эпоху реформирования и оптимизации как законодательной, так и контрольно-надзорной деятельности [12] (Samarskaya, 2020).
Наличие большого количества проблем в существующей системе нормативного обеспечения условий и охраны труда обусловлено ее недостаточной структурированностью и непрозрачностью. В связи с этим возникает необходимость реформирования существующей системы нормативно-правового регулирования в области условий и охраны труда.
Новая модель правового регулирования в области охраны труда
Характерной особенностью развития цифровой экономики нашего государства является возрастание роли государства, в том числе и в процессах обеспечения безопасности различных сфер жизнедеятельности общества. Деятельность по охране труда базируется на нормативных правовых основах, представляющих собой совокупность норм права, регулирующих отношения между работодателями и работниками в сфере охраны труда.
Законодательство в сфере охраны труда устанавливает гарантии осуществления права работников на охрану труда, обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлено на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Так, для обеспечения охраны труда нашим государством разработаны и совершенствуются нормативные правовые основы, созданы соответствующие органы управления и регулирования, осуществляется надзор и контроль, к правонарушителям применяются необходимые меры воздействия.
Основная задача новых норм в законодательстве, регулирующих сферу охраны труда, – сохранение жизни и здоровья работников. На первый взгляд, статистика последних 13 лет выглядит довольно оптимистичной: в 2,4 раза произошло снижение несчастных случаев на производстве, в 2,8 раза – случаев со смертельным исходом [13].
Новая перспективная модель нормативного регулирования в сфере охраны труда ставит перед собой две основные цели: снижение производственного травматизма и сохранение здоровья работников и снижение регулирующей нагрузки на работодателя. Для решения этих задач Минтруд России поставил перед собой следующие задачи:
1) совершенствование требований охраны труда с учетом современного уровня технологического развития;
2) внедрение риск-ориентированного подхода с прицелом надзорных и контрольных мероприятий конкретно на организации с высоким риском травматизма;
3) устранение дублирований в нормативно-правовых актах Минтруда, Ростехнадзора и Роспотребнадзора;
4) экспериментальный правовой режим для некоторых видов экономической деятельности с временным отказом от проверок территориальных органов Роструда.
На сегодняшний день существует значительный массив законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда, которые необходимо своевременно пересматривать, актуализировать или отменять вследствие их неэффективности и морального устаревания.
Новая схема регулирования в сфере охраны труда предусматривает внедрение основных положений Конвенций Международной организации труда, актуализацию Трудового кодекса Российской Федерации и нормативно-правовых актов, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, актуализацию действующих и разработку новых Правил по охране труда. Таким образом, новая модель правового регулирования в области охраны труда должна быть основана на актуальных нормативно-правовых актах и учитывать условия цифровой и мобильной реальности современного общества и развития экономики.
С 1 марта 2022 года начнет действовать новая редакция Трудового кодекса Российской Федерации. Раздел Х Трудового кодекса Российской Федерации содержит в себе наибольшее количество корректировок и новшеств. Ряд требований были включены впервые, некоторые скорректированы или исключены, некоторые были актуализированы и дополнены необходимыми положениями, отражающими современную реальность трудовой деятельности и нацеленными на сохранение высокого уровня здоровья работников. Таким образом, в структуре Х раздела Трудового кодекса Российской Федерации стало на одну главу и девять статей больше. Основные изменения и дополнения представлены ниже:
1) разграничены полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
2) изложены государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда, а также порядок осуществления государственной экспертизы условий труда;
3) установлен порядок соответствия зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям охраны труда;
4) уточнены и дополнены обязанности и права работодателя, а также обязанности и права работника в области охраны труда;
5) регламентирован порядок введения запрета на работу в опасных условиях труда;
6) уточнены и дополнены гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
7) закреплены права работников на получение информации об условиях и охране труда, а также права работников на санитарно-бытовое обслуживание;
8) установлен порядок управления профессиональными рисками на рабочих местах;
9) изложены правила обучения по охране труда, правила проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников, правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, порядок обеспечения работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
10) определен порядок создания службы охраны труда у работодателя, а также комитетов (комиссий) по охране труда;
11) определены порядок и условия финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников, добровольных взносов организаций и физических лиц, а также работодателей;
12) установлен порядок расследования, оформления (рассмотрения), учета микроповреждений (микротравм), несчастных случаев на производстве.
Основные принципы риск-ориентированного подхода в части предупреждения профилактики опасностей повреждения здоровья работников определены новой редакцией Трудового кодекса в главе 33. В главе 34 содержится единая структура подзаконных нормативных правовых актов и государственных нормативных требований охраны труда, в том числе правила по охране труда и единые типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам. Новая редакция законопроекта впервые закрепляет понятие и принципы ведения электронного документооборота, а также механизма автоматизированного дистанционного контроля над безопасностью выполнения работ. Современные цифровые технологии позволяют в режиме реального времени предоставлять доступ к данному контролю федеральным и территориальным надзорным органам.
Все эти изменения и дополнения были приняты Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Помимо актуализированного раздела в Трудовом кодексе, касающегося охраны труда, Министерство труда и социального развития Российской Федерации разработало и разместило для обсуждения тексты 15 новых законопроектов, детализирующих нововведения, и направленных на совершенствование механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В их число вошли следующие проекты приказов Минтруда России [14]:
1) Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда;
2) Об утверждении форм (способов) и рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня таких информационных материалов;
3) Об утверждении требований к порядку разработки и содержанию правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем;
4) Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места;
5) Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и численности работников службы охраны труда;
6) Об утверждении Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска;
7) Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов и классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев;
8) О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» в части совершенствования оказания государственных услуг и цифровой трансформации;
9) Об утверждении Перечня вредных производственных факторов на рабочих местах, на которых по результатам проведения специальной оценки условий труда установлены вредные условия труда и при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты, в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
10) Об утверждении перечня видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, а также норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;
11) Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную;
12) Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда;
13) Об утверждении примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;
14) Об утверждении Порядка разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда;
15) Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников.
Все эти нововведения и актуализация нормативно-правовой базы в области охраны труда стали результатом реализации механизма «регуляторной гильотины», которая представляет собой инструмент пересмотра и отмены нормативно-правовых актов, негативно влияющих на общий климат в сфере производственно-хозяйственной деятельности и регуляторную среду. Задача «гильотины» – создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям [15].
«Регуляторная гильотина» является одним из направлений национального проекта «улучшения условий ведения предпринимательской деятельности», которое предусматривает масштабную работу с действующим законодательством, а именно: его анализ, переработку, признание недействующими нормативно-правовых актов, не соответствующих современным реалиям [16] (Kozlova, 2019).
Таким образом, с начала 2021 года весь массив норм, устанавливающих обязательные контрольно-надзорные требования, должен быть полностью пересмотрен, актуализирован или заменен на новые. Новые требования должны быть актуальными, обязательными и соответствовать уровню технического развития, не пересекаться с другими видами надзора и устранять риски. Механизм «регуляторной гильотины» позволяет проводить реформирование нормативно-правовой базы с целью упрощения норм регуляции бизнеса. Снижение избыточных административных барьеров на участников предпринимательской и инвестиционной деятельности предполагается осуществить при помощи следующих нормативно-правовых актов:
1) Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [1], который изменит карательный подход к деятельности контрольно-надзирательных органов на превентивный и обеспечит более результативное и эффективное регулирование;
2) Федерального закона «Об обязательных требованиях» [2], который определяет понятие обязательных требований. Полномочия по их установлению, условия и порядок их установления и принимаются в целях оптимизации обязательных требований и защиты охраняемых законом ценностей. Данный нормативно-правовой акт предполагает выработку единой системы принятия решений о внедрении обязательных решений для бизнес-сообщества, в то же время он будет тесно взаимосвязан с административным законодательством, что потребует внесения определенных изменений в данную сферу правового регулирования;
3) федеральных законов, устанавливающих обязательные требования в отдельных сферах или вносящих изменения в законодательство в целях систематизации обязательных требований и исключения установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне. Для реализации данной позиции потребуется масштабная проработка норм и выработка понимания эффективного правового регулирования с отсутствием дублирующих норм и избыточных требований.
Основными регламентирующими документами регуляторной гильотины являются следующие:
1) Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 г. № 12);
2) Методика исполнения плана мероприятий (дорожной карты) по реализации механизма «регуляторной гильотины» (утверждена Правительством РФ 09.07.2019 г.);
3) Стандарт качества нормативно-правового регулирования обязательных требований (утв. Протоколом заседания проектного кабинета Минюста России от 24.04.2018 г. № 3).
Новая модель нормативно-правового регулирования должна строиться на основе следующих принципов:
1) принцип наименьшего регуляторного воздействия – означает, что система регулирования должна быть направлена только на те объекты, в которых могут возникнуть социально значимые риски, и только в пределах этих рисков. Регулирующий орган не должен вмешиваться в деятельность предпринимателя произвольно;
2) принцип одного контролирующего органа – определяет, что в отношении одного обязательного требования государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль может осуществляться только одним контрольно-надзорным органом и в рамках только одного вида контроля (надзора);
3) принцип научно-технической обоснованности – означает, что обязательные требования должны соответствовать современному уровню технологического развития в соответствующей сфере общественных отношений и учитывать лучшие международные практики;
4) принцип риск-ориентированности – подразумевает, что применение обязательного требования должно быть направлено на снижение социально значимых рисков. Необходимо обоснование наличия либо введения обязательного требования с точки зрения воздействия на риск;
5) принцип открытости и консенсуса с подконтрольными субъектами – означает, что система регулирования должна базироваться на предварительном обсуждении с предпринимательским сообществом и быть им в целом акцептована (по итогам общественного обсуждения и учета мнений заинтересованных лиц);
6) принцип выполнимости не допускает установления обязательных требований, которые заведомо не будут или не могут соблюдаться. Система регулирования должна включать в себя минимально возможное число простых и понятных требований. Обязательные требования не должны вступать в противоречие друг с другом;
7) принцип борьбы только с внешними рисками – означает, что система регулирования должна быть нацелена на исключение или на снижение рисков причинения ущерба жизни и здоровью людей, а также предотвращение нанесения значительного материального, экологического, социального или иного подобного ущерба. Не допускается контроль за рисками внутрихозяйственной деятельности, которые напрямую не оказывают влияния на охраняемые государством ценности;
8) принцип приоритета законодательного уровня регулирования – определяет, что принципы и общие положения государственного регулирования в той или иной сфере общественных отношений должны содержаться в законе. Установление обязательных требований на подзаконном уровне допустимо только в случае, когда включение таких требований в законодательный акт невозможно либо нецелесообразно;
9) принцип соразмерности – определяет, что ответственность за нарушение обязательного требования должна быть соразмерна рискам, на искоренение или снижение которых направлены обязательные требования. В целях реализации данного принципа допускается разделение обязательных требований на категории.
До 2021 года После 2021 года
Условия цифровой и мобильной реальности на современном этапе развития экономики
Рисунок – Новая модель нормативно-правового регулирования в области охраны труда
Рисунок. Новая модель нормативно-правового регулирования в области охраны труда
Источник: составлено авторами.
С учетом проведенного анализа нормативно-правовой базы, а также исследования принципов и механизма нормативно-правового регулирования автором предложена новая модель правового регулирования в области охраны труда. Модель, сформированная с учетом реализации механизма «регуляторной гильотины» и предстоящих изменений трудового законодательства, представлена на рисунке.
Заключение
Одной из важнейших целей государственной политики Российской Федерации в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Достижение этой цели возможно только при создании необходимых условий безопасного труда и формировании устойчивой системы управления охраной труда, основные положения которой определены Трудовым кодексом Российской Федерации.
Проведенное исследование позволило констатировать, что инновационный механизм нормативно-правового регулирования в сфере охраны труда в России, в основу которого заложен принцип «регуляторной гильотины», в современных условиях требует реализации целей, связанных со снижением уровня производственного травматизма и сохранением профессионального здоровья работников, а также уменьшением регулирующей нагрузки на работодателя. Для решения задач, связанных с разработкой новых подходов к совершенствованию системы нормативно-правового регулирования в современных экономических условиях, Министерство труда и социального развития Российской Федерации определило ориентиры реформирования трудового законодательства с учетом наиболее травмоопасных видов деятельности и инновационного развития цифровой экономики. В результате анализа статистической информации и нормативно-правовой базы в области охраны труда предложена новая модель правового регулирования в области охраны труда, основанная на необходимости применения цифровых технологий и риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Данная модель позволит органам государственной власти проводить систематическую эффективную работу по актуализации нормативно-правовой базы в соответствии с потребностями современного общества.
[1] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Российская газета от 5 августа 2020 года. Федеральный выпуск № 171 (8225). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/08/05/kontrol-dok.html (дата обращения: 14.09.2021).
[2] Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» // Российская газета от 5 августа 2020 года. Федеральный выпуск № 171 (8225). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/08/05/kontrol-dok.html (дата обращения: 14.09.2021).
Источники:
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. Закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683 (дата обращения: 10.09.2021).
3. Послание Президента Федеральному Собранию. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 10.09.2021).
4. Елин А.М., Елин А.М. Трансформация социально-трудовых отношений: правовые, организационные и научно-методические принципы и процедуры охраны труда. - Москва: Де Либри, 2018. – 534 c.
5. Тихонова Г.И., Чуранова А.Н. Многолетний анализ особенностей учета несчастных случаев на производстве в России // Демографическое обозрение. – 2019. – № 2. – c. 142-164.
6. Безопасные условия труда – одно из основных прав человека и неотъемлемая часть понятия «достойный труд». Охрана труда. Официальный сайт Международной организации труда. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/moscow (дата обращения: 10.09.2021).
7. Около 10 млн россиян заняты в сферах труда с вредными условиями. Коммерсант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4975905 (дата обращения: 10.09.2021).
8. Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://rostrud.gov.ru (дата обращения: 10.09.2021).
9. Доклад Молебнова Г.В. о перспективной модели нормативного регулирования в сфере охраны труда. Eisot.rosmintrud.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://eisot.rosmintrud.ru/intervyu/417-doklad-g-v-molebnova-o-perspektivnoj-modeli-normativnogo-regulirovaniya-v-sfere-okhrany-truda (дата обращения: 10.09.2021).
10. Штрафы и траты на безопасность снизили уровень травматизма. Коммерсант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4858773 (дата обращения: 10.09.2021).
11. Правовое регулирование становится инновационным. Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ. [Электронный ресурс]. URL: https://news.utmn.ru/news/nauka-segodnya/840503 (дата обращения: 10.09.2021).
12. Самарская Н.А. Регламентация требований безопасности выполнения работ в сфере производства мебели с учетом риск-ориентированного подхода. / Монография. - Москва: ООО «Первое экономическое издательство», 2020. – 408 c.
13. Принципиально новая модель правового регулирования в области охраны труда: российское бизнес-сообщество готовится к изменениям. Электроэнергия. Передача и распределение. [Электронный ресурс]. URL: http://eepir.ru/news/item/14175-newmodel.html (дата обращения: 24.02.2021).
14. Официальный сайт Министерства труда и социального развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru (дата обращения: 12.09.2021).
15. Механизм «регуляторной гильотины». Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material (дата обращения: 15.05.2021).
16. Козлова Н.В. Развитие института оценки регулирующего воздействия: введение механизма «регуляторной гильотины» // Академик. – 2019. – № 2. – c. 16-19.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 15:17:41