Трансформация охраны труда в условиях цифровой экономики
Самарская Н.А.1
1 «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 36 | Цитирований: 19
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 2 (Февраль 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48159524
Цитирований: 19 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Цифровая экономика – новое социально-экономическое явление, активно внедряющееся во все процессы жизнедеятельности современного общества. Сфера охраны труда не является исключением. В статье проведено исследование основных аспектов и характеристик цифровой экономики и возможность её внедрения в систему управления охраной труда. Предмет исследования – организационные аспекты цифровой трансформации в области охраны труда. Цель статьи заключается в обосновании необходимости процесса трансформации охраны труда в условиях цифровой экономики. Результатом исследования является авторская концепция цифровой трансформации охраны труда с точки зрения системного подхода. В работе использовались общенаучные методы исследования, информационный анализ документов из открытых источников, методы сравнения, обобщения, систематизации, логики, метод графических построений. Проведенное исследование позволяет расширить теоретическое представление о процессе цифровой трансформации в области охраны труда. Полученные в ходе исследования выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке программ и проектов внедрения элементов цифровой экономики для совершенствования системы управления охраной труда в Российской Федерации
Ключевые слова: охрана труда, трансформация, цифровая экономика, информация, цифровизация, стратегия развития, управление, элементы, универсальная схема взаимодействия, концепция, системный подход
JEL-классификация: J81, J21, J28, O31
Введение
Основная задача цифровой экономики заключается в выявлении социально-экономического потенциала применения цифровых технологий с минимальными нежелательными последствиями, включая новые риски и угрозы кибербезопасности, облегчение незаконной экономической деятельности и посягательство на неприкосновенность частной жизни. Процесс стремительного развития цифровой экономики требует совместных усилий государства, гражданского общества, научного сообщества и технологического сектора.
Стремительно распространяющиеся цифровые технологии преобразуют многие виды экономической и социально-трудовой деятельности. Трансформация процессов обеспечения охраны труда в условиях цифровой экономики на сегодняшний день – это новое и достаточно актуальное явление в России. Государство на законодательном уровне обязывает предприятия и организации внедрять современные цифровые технологии, в том числе и в области охраны труда, при этом фактически возлагая на руководителей предприятий личную ответственность за переход на оцифровку отдельных процессов. Тем не менее данный вопрос должен решаться индивидуально, исходя из особенностей и возможностей каждого конкретного предприятия или организации.
Текущий этап трансформации охраны труда в условиях цифровой экономики порождает принципиально новые технологические и организационно-управленческие вызовы, потенциальные возможности и угрозы. Решение этих задач требует формирования полноценной нормативно-правовой базы и механизмов законодательного регулирования, что, по мнению автора, тормозит развитие цифровой экономики в области охраны труда и реализацию возможностей достижения ожидаемых позитивных изменений.
Предложенная в статье авторская концепция трансформации охраны труда в условиях цифровой экономики представляет собой организационные отношения на основе применения цифровых и электронных технологий, которые возникают в процессе управления системой охраны труда на государственном и корпоративном уровне.
Понятие цифровой экономики и особенности ее развития в России
Возникновение новой цифровой инфраструктуры, разработка технологий цифровой коммуникации и вычислительной техники определяют новые возможности в сфере информационных технологий, их интеграцию в экономическую, политическую и социально-трудовую жизнь общества, а также формирование новой системы международной экономики – цифровой [1, 30] (Mikhaylova, 2018; Gruzdov, Shamkhalov, 2018).
Термин «цифровая экономика» впервые был упомянут в 1995 году канадским ученым Доном Тапскоттом в книге «Цифровая экономика: обещание и опасность в эпоху сетевой разведки» и раскрывался как экономика, базирующаяся на использовании информационных компьютерных технологий. В настоящее время цифровая экономика представляет собой всемирную сеть экономической деятельности, основанной на цифровых и электронных технологиях и включающей в себя электронный бизнес и коммерцию, а также производимые ими товары и услуги. Это определение применяется к экономическим, деловым, социальным и культурным операциям, совершаемым в сети Интернет и с помощью цифровых коммуникационных технологий [30] (Gruzdov, Shamkhalov, 2018).
Цифровая экономика, в соответствии с международным стандартом, – это сетевая, системно организованная пространственная структура взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, включающая в себя сектор создания и использования новой информации, телекоммуникационные услуги, электронный бизнес, электронную торговлю, электронные рынки, технологии и продукты, дистанционное обслуживание и другие элементы [2, 29] (Azizkulov, 2018).
На сегодняшний день в мире нет единого понятия цифровой экономики, однако в научной литературе можно встретить множество определений. Понятие цифровой экономики, предложенное в нормативно-правовых актах и научным сообществом, неоднозначно и имеет множество определений. Проведем анализ и выявим особенности этого понятия.
Официальное определение цифровой экономики в России сформулировано в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»: цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [3].
По мнению Евтяновой Д.В., цифровая экономика – это автоматизированное регулирование хозяйства на базе информационной передовой технологии; экономический новый стандарт, который опирается на продуктивное информационное управление производственными системами и для которого требуется современный мир, чтобы осуществить успешный экономический рост. Чтобы осуществить новый уклад, необходимо повсеместно внедрять цифровые управленческие платформы, соответствующие конкретным критериям, выполняющим определенные функции [4] (Evtyanova, 2017).
Ефимушкин В.А. определяет цифровую экономику как процессы и способы реализации экономической деятельности, основанные на применении цифровых технологий, связанных с электронными бизнесом и торговлей, позволяющих осуществлять реализацию цифровых товаров и услуг в киберсреде [5].
Михайлова А.В. дает следующее определение: цифровая экономика – сфера деятельности, где основным производственным фактором представлена информация в цифровой форме, а ее обработка и применение в большом объеме способствуют повышению качества продуктивности и эффективности в разных производственных отраслях, а также в сферах оборудования и технологий в процессе потребления, доставки, продажи и хранения продукции и услуг [1] (Mikhaylova, 2018).
По мнению Городновой Н.В., цифровая экономика – это новый вид экономических отношений во всех отраслях стремительно развивающегося мирового рынка, использующий высокие информационные технологии. Создание и совершенствование новых технологий связаны с общим информационным и технологическим потоками обновлений [6] (Gorodnova, 2021).
Тагаров Б.Ж. отмечает, что цифровая экономика – это создание сетевой, системно организованной пространственной структуры экономических отношений между хозяйствующими субъектами, которая включает секторы создания и использования новой информации, цифровые технологии и цифровые продукты, телекоммуникационные услуги, электронный бизнес, электронную торговлю, электронные рынки, дистанционные механизмы заключения сделок, дистанционное обслуживание, дистанционное образование и ряд других компонентов [7] (Tagarov, 2021).
Исследователи Белоусов Ю.В. и Тимофеева О.И. дают следующее определение: цифровая экономика – это часть общего объема производства, которая целиком или в основном произведена на базе цифровых технологий фирмами, бизнес-модель которых основывается на цифровых продуктах или услугах [8] (Belousov, Timofeeva, 2019).
В экономической литературе можно встретить более общее определение: цифровая экономика – система социальных, экономических и культурных отношений, в основе которых лежит использование цифровых информационно-коммуникационных технологий [9].
Таким образом, автор делает вывод, что в теоретическом аспекте существует большое количество разнообразных определений термина «цифровая экономика», который появился в научной литературе не так давно и поэтому является новым и неустоявшимся. В экономическом аспекте цифровая экономика является частью экономики по критериям принадлежности к определенным отраслям или видам экономической деятельности. Цифровая экономика рассматривается многими исследователями как новый этап развития экономики, основанной на цифровых технологиях [8] (Belousov, Timofeeva, 2019).
По мнению некоторых исследователей [10–14] (Andieva, Filchakova, 2018; Vasilenko, 2017; Dudin, Shkodinskiy, 2021; Ivanov, Malinetskiy, 2017; Inozemtseva, 2018), понятия «цифровая экономика», «информационная экономика» и «электронная экономика» тождественны. Так, к цифровой экономике причисляют интернет, цифровые мультимедиа, робототехнику, онлайн-платформы, информационно-телекоммуникационные технологии, онлайн-торговлю, облачные вычисления и анализ больших данных, безналичные финансовые операции с использованием интернета, сетевые эффекты, Интернет вещей [15, 16] (Basaev, 2018; Golovenchik, 2019). Основной характерной чертой цифровой экономики является максимальное удовлетворение потребностей всех участников рынка за счет применения информационных технологий и гигантских объемов информации. Это становится возможным за счет развития информационно-коммуникационных и информационно-финансовых технологий, а также благодаря доступности цифровой инфраструктуры, что обеспечивает полноценное экономическое взаимодействие всех участников в условиях гибридной среды [17] (Panshin, 2016).
Цифровая экономика не может существовать без трех базовых компонентов, к которым относятся [18] (Kiselev, 2013):
1) инфраструктура – аппаратные средства, программное обеспечение, телекоммуникации и т.д.;
2) возможность проведения электронных деловых операций – бизнес-процессов, реализуемых посредством компьютерных сетей в рамках виртуальных взаимодействий;
3) электронная коммерция – доставка товаров с помощью глобальной сети Интернет, представляющая в настоящее время самый весомый сегмент цифровой экономики.
Основными характеристиками цифровой экономики являются [19] (Gorodnova, 2021):
- реализация экономической деятельности через специальные цифровые платформы и экосистемы;
- применение персонифицированных сервисных моделей;
- прямое взаимодействие производителей и потребителей в компьютерной сети;
- распространение экономики совместного пользования;
- значительная роль вклада индивидуальных участников.
Цифровая экономика относится к основному направлению развития государства до 2025 года. Так, в Послании Федеральному собранию Российской Федерации 1 декабря 2016 года Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил «запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики. В ее реализации будем опираться именно на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны. Это вопрос национальной безопасности и технологической независимости России, в полном смысле этого слова – нашего будущего» [20].
В 2016 году Всемирный банк в своем докладе «Цифровые дивиденды» определил следующие преимущества от развития цифровой экономики, в том числе: повышение производительности труда, повышение конкурентоспособности предприятий, снижение издержек производства, создание новых рабочих мест, более полное удовлетворение потребностей людей, преодоление бедности и социального неравенства [21].
Повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы, а также формирование цифровой экономики являются целями Стратегии и стратегическими национальными приоритетами Российской Федерации при развитии информационного общества. В Указе Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» определено следующее [22]:
- информационные и коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;
- в России наряду с задачей обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным технологиям актуальной является проблема интенсификации использования самих технологий. Технологии, созданные на основе передовых знаний (нано- и биотехнологии, оптические технологии, искусственный интеллект, альтернативные источники энергии), становятся доступными;
- развитие технологий сбора и анализа данных, обмена ими, управления производственными процессами осуществляется на основе внедрения когнитивных технологий, их конвергенции с нано- и биотехнологиями. Значительное увеличение объема данных, источниками и средствами которых являются промышленные и социальные объекты, различные электронные устройства, приводят к формированию новых технологий. Повсеместное применение таких технологий способствует развитию нового этапа экономики – цифровой экономики и образованию ее экосистемы;
- главным способом обеспечения эффективности цифровой экономики становится внедрение технологии обработки данных, что позволит уменьшить затраты при производстве товаров и оказании услуг.
Развивать цифровую экономику России на правительственном уровне начали после Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию 1 декабря 2016 года, когда президент указал на необходимость формирования новой вэб-экономики для повышения эффективности отраслей за счет информационных технологий. В 2017 году Правительство подготовило и утвердило Программу «Цифровая экономика». Задача программы – улучшить жизнь граждан, повысив качество товаров и услуг, произведенных с помощью современных цифровых технологий.
В Программе заявлены три цели: создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологичных бизнесов и повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей Российской Федерации, так и экономики в целом [23, 24] (Ivanov, Malinetskiy, 2017).
Документ определяет, что эффективное развитие рынков в цифровой экономике возможно только при наличии развитых технологий, поэтому программа сфокусирована на двух базовых направлениях:
1) институты, где будут создаваться условия для развития цифровой экономики: нормативное регулирование, кадры и образование;
2) основные инфраструктурные элементы цифровой экономики: информационная инфраструктура и информационная безопасность.
Развивать цифровую экономику необходимо, используя современные технологии, такие как большие данные, искусственный интеллект, системы распределенного реестра, нейротехнологии, квантовые технологии, новые производственные технологии, робототехника, промышленный интернет, сенсорика, беспроводная связь, виртуальная и дополненная реальности.
Основной целью программы «Цифровая экономика» является появление не менее 10 высокотехнологичных предприятий, работающих на глобальном рынке и формирующих вокруг себя систему новых бизнес-проектов и исследовательских коллективов, которые будут обеспечивать дальнейшее развитие цифровой экономики в России.
Цифровая трансформация общества является одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. Так, Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 установлены следующие целевые показатели по данному направлению [25]:
- достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
- увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%;
- рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, до 97%;
- увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.
Цифровая трансформация предполагает:
1) преобразование существующих предприятий и организаций в так называемые цифровые предприятия, которые должны функционировать на новых деловых, экономических и управленческих принципах;
2) фундаментальное переосмысление того, как работает предприятие или организация и как происходит взаимодействие с окружающей средой [26] (Kitova, Bruskin, 2018).
Новые технологии, особенно искусственный интеллект, неизбежно связаны со значительными изменениями на рынке труда, включая сокращение рабочих мест в одних секторах и создание новых возможностей в других массовых масштабах. Цифровая экономика требует самых разнообразных новых знаний и навыков, принципиально новых мер социальной защиты и качественного нового соотношения труда и отдыха работников. Необходимы крупные инвестиции для развития образования, ориентированного не только на сам процесс обучения, но и на обучение методам организации данного процесса, а также обеспечения всеобщего доступа к образовательным услугам на протяжении всей жизни [27, 29] (Azizkulov, 2018).
К, сожалению, многие предприятия и организации не готовы к внедрению и переходу на цифровые технологии или игнорируют процесс цифровой трансформации ввиду боязни потенциальных угроз от цифрового воздействия на свой бизнес. Тем не менее большинство предприятий находятся на первоначальном этапе процесса цифровой трансформации, которая позволит получить стратегические преимущества от внедрения цифровых технологий. Цифровая трансформация затрагивает все аспекты деятельности предприятий и организаций, в том числе и в области охраны труда.
Цифровая трансформация в области охраны труда
Цифровизация в сфере охраны труда является одним из важнейших направлений в современной российской экономике. Так как охрана труда выполняет одну из ключевых социальных функций, то внедрение современных цифровых технологий в охране труда способно кардинально изменить весь рынок труда в стране.
В настоящее время охрана труда в России находится в процессе масштабной трансформации, что проявляется в изменении подходов к выстраиванию систем управления охраной труда, в совершенствовании инструментария управления, в изменении бизнес-процессов. Сфера охраны труда как никакая другая остро нуждается во внедрении и использовании современных цифровых технологий, позволяющих во много раз повысить эффективность управления и контроля и тем самым сохранить жизни и здоровье работников на рабочих местах.
Можно выделить несколько направлений в сфере охраны труда, где использование цифровых технологий может быть наиболее эффективным:
- контроль за безопасным производством работ и условиями труда;
- контроль за состоянием здоровья работников;
- документирование процедур в сфере охраны труда;
- контроль и разрешительная деятельность оценки соответствия средств индивидуальной защиты;
- использование современных технологий обучения работников по охране труда;
- цифровизация проведения инструктажей по охране труда;
- автоматизация разработки и внедрения типовых норм средств индивидуальной защиты;
- внедрение IT-платформ для определения производственных рисков;
- внедрение электронной системы медицинских осмотров работников;
- внедрение «умных» средств индивидуальной защиты.
Для эффективного управления системой охраны труда необходимо создать условия для взаимодействия всех субъектов цифровой трансформации сферы охраны труда: работников, работодателей, государственных органов, профсоюзов и экспертных организаций. Возможность обмена всеми необходимыми документами, работы и анализа с собранными данными позволит создать условия для эффективного выстраивания и руководства системой охраны труда, оперативного мониторинга, аналитики и прогнозирования для принятия качественных управленческий решений, сократить издержки и оптимизировать организационную структуру предприятий и государственных органов власти.
Основной целью цифровой трансформации в области охраны труда является создание простой и понятной системы взаимодействия всех участников этого процесса. Можно выделить следующие преимущества трансформации внутренних и внешних процессов трансформации в охране труда в единую цифровую платформу:
- сокращение количества бумажных документов, журналов и переход к использованию юридически значимых цифровых записей в информационной системе;
- развитие межведомственной интеграции органов государственной власти, основанной на совместном использовании данных из единой системы;
- исключение излишней отчетности для работодателя за счет межведомственной интеграции;
- исключение проверок, которые возможно выполнить автоматически в единой информационной системе;
- оптимизация организационной структуры предприятия за счет автоматизации бизнес-процессов;
- создание эффективной системы взаимодействия для всех участников сферы охраны труда.
Концепция цифровой трансформации в области охраны труда на базе единой цифровой платформы позволит сформировать эффективную систему управления охраной труда и повысит уровень ответственности работодателей к вопросам охраны труда. Результатом цифровизации станет осознанная вовлеченность всех участников: предприятий-работодателей, работников, государственных органов власти и контрольно-надзорных органов. Прозрачность всех процессов в области охраны труда позволит повысить качество принимаемых решений и создать комфортные условия для взаимодействия между всеми участниками цифровой трансформации.
Автором предложена концепция цифровой трансформации в области охраны труда, которая включает в себя следующие элементы:
1) видение цифровой трансформации в области охраны труда (единая цифровая платформа);
2) цифровые возможности (инвестиции в цифровую трансформацию в области охраны труда);
3) цифровое взаимодействие всех участников трансформации;
4) цифровое управление в области охраны труда.
Модель концепции представлена на рисунке 1.
Предложенная автором концепция базируется на системном подходе, позволяющем определить и описать объект исследования – охрану труда – в виде системы – особого образования, где учитывается организация объекта на структурном и функциональном уровнях. В данном исследовании под системой понимается совокупность элементов, для которых задано осмысленное отношение и взаимодействие друг с другом и образующих вполне определенную целостность. В качестве элементов в данной системе выступают отдельные единицы содержания системы охраны труда.
Рисунок 1. Концепция цифровой трансформации в области охраны труда
Источник: составлено автором на основе проведенного исследования.
Для рассматриваемой системы можно указать следующие общие характеристики, присущие объекту исследования:
- целостность и структурность;
- существенные устойчивые связи между элементами и взаимодействие системы со средой;
- иерархичность;
- множественность описания любой системы.
Взаимосвязь элементов системы охраны труда в процессе цифровой трансформации позволит создать единую цифровую платформу, определяющую взаимодействие элементов и управление системой в целом.
Процесс цифровой трансформации элементов системы охраны труда устанавливает возможность перенастраивать систему исходя из текущих потребностей и меняющихся факторов внешней и внутренней среды.
Разработка и внедрение единой цифровой платформы в области охраны труда позволит выявить и максимально эффективно использовать цифровые возможности, цифровое взаимодействие и цифровое управление в процессе трансформации охраны труда. Единая платформа может включать в себя необходимые элементы (подсистемы) системы управления охраной труда как на государственном, так и на корпоративном уровне управления. Данная система позволит наиболее эффективно осуществлять контрольно-надзорную деятельность в области охраны труда, оценивать и проводить профилактические мероприятия по минимизации профессиональных рисков на рабочих местах, а также применять методики риск-ориентированного подхода к управлению в условиях современного уровня технологического развития производства.
Определим возможности предложенной концепции цифровой трансформации в области охраны труда для всех участников:
- снижение административной нагрузки за счет внедрения цифровых сервисов для взаимодействия с органами государственного управления;
- автоматизация отчетности предприятия, автоматическое формирование и выгрузка в контролирующие органы;
- автоматизация процессов и электронный документооборот;
- ознакомление и подписание документации по охране труда с помощью электронной цифровой подписи (обучение, инструктажи, медосмотры, средства индивидуальной защиты, наряд-допуск);
- определение рейтинга работодателя исходя из общего состояния охраны труда организации;
- ознакомление работников с условиями труда на рабочем месте;
- загрузка данных о повышении квалификации или изменении личных данных работников;
- загрузка результатов медицинских осмотров и определение противопоказаний к работе;
- просмотр сведений о предоставлении гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
- ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда на рабочем месте;
- проверка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с предусмотренными законодательством нормами;
- автоматическое бюджетирование по охране труда и формирование плана мероприятий по охране труда;
- автоматический расчет компенсаций для работников и отчислений на охрану труда;
- участие в трехступенчатом контроле, внесение и контроль исполнения результатов.
Таким образом, говоря о цифровизации в области охраны труда, в большинстве случаев подразумевают трансформацию технологических операций. Автоматизация и умное управление на сегодняшний день являются одним из перспективных направлений развития предприятий в области охраны труда. Внедрение современных цифровых технологий в систему управления охраной труда является необходимым элементом эффективности деятельности предприятия. Такая система управления позволит перейти предприятию на принципиально новый качественный уровень, позволяя отслеживать действия сотрудников во время производственного процесса, поддерживать оперативную коммуникацию с ними, определять состояние здоровья работника и параметры окружающей среды, в которых он трудится.
Заключение
Исследование показало, что цифровизация является естественным и закономерным процессом текущего этапа развития экономики России. Современная система управления охраной труда является необходимым элементом работы эффективного предприятия и, соответственно, требует цифровой трансформации. Готовность к цифровой трансформации неизбежно повлечет за собой изменения нормативной базы и подходы к бизнес-процессам в области охраны труда.
Современные цифровые технологии уже успешно применяются в таких направлениях охраны труда, как обучение и проверка знаний требований охраны труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, актуализация локальных документов предприятий с учетом последних изменений в нормативно-правовых актах. В условиях цифровой и мобильной реальности все эти направления набирают обороты и достаточно востребованы как со стороны работодателей, так и со стороны контрольно-надзорных органов [28] (Samarskaya, Ilyin, 2021).
Предложенная концепция цифровой трансформации в области охраны труда, базирующаяся на системном подходе, позволяет выявить преимущества цифрового взаимодействия элементов системы охраны труда и разработать эффективные программы и стратегии управления системой охраны труда на государственном уровне.
Предполагается, что результаты данного исследования могут быть использованы для развития и совершенствования механизмов государственного управления охраной труда в целях повышения роли и ответственности работодателей, стимулирования работодателей к внедрению цифровых технологий и автоматизированных систем управления охраной труда, что позволит значительно снизить уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников на предприятиях и в организациях различных секторов экономики.
Источники:
2. Цифровизация: история, перспективы, цифровые экономики России и мира. [Электронный ресурс]. URL: https://up-pro.ru/library/strategi/tendencii/cyfrovizaciya-trend/ (дата обращения: 25.01.2022).
3. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 25.01.2022).
4. Евтянова Д.В. Создание цифровых платформ экономического управления: критерии // Экономические системы. – 2017. – № 3(38). – c. 54-57.
5. Ефимушкин В.А. Понятие цифровой экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://bi.hse.ru/data/2017/03/30/1168539176/КС28.03%20- %20Владимир%20Ефимушкин.pdf (дата обращения: 24.01.2022).
6. Городнова Н.В. Развитие цифровой экономики: теория и практика // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 911-928. – doi: 10.18334/vinec.11.3.112227.
7. Тагаров Б.Ж. Цифровой кластер как новая форма экономической концепции // Креативная экономика. – 2021. – № 2. – c. 227-280.
8. Белоусов Ю.В., Тимофеева О.И. Методология определения цифровой экономики // Мир новой экономики. – 2019. – № 4. – c. 79-89.
9. Цифровая экономика России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/ index.php/ (дата обращения: 25.01.2022).
10. Андиева Е.Ю., Фильчакова В.Д. Цифровая экономика будущего, индустрия 4.0 // Прикладная математика и фундаментальная информатика. – 2018. – № 3. – c. 214-218.
11. Василенко Н.В. Цифровая экономика: концепции и реальность: Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика. / труды научно-практической конференции с международным участием 17-22 мая 2017 года / под ред. д-ра экон.наук, проф. А.В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. – 147-151 c.
12. Дудин М.Н., Шкодинский С.В. Тенденции, возможности и угрозы цифровизации национальной экономики в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – c. 689-714.
13. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива // Российская академия наук. – 2017. – c. 36-37.
14. Иноземцева С.А. Технологии цифровой трансформации в России // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2018. – № 1. – c. 44-45.
15. Басаев З.В. Цифровизация экономики: Россия в контексте глобальной трансформации // Мир новой экономики. – 2018. – № 4. – c. 32-48.
16. Головенчик Г. Теоретические подходы к определению понятия цифровая экономика // Наука и инновации. – 2019. – № 1. – c. 54-59.
17. Паньшин Б. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и инновации. – 2016. – № 157. – c. 17-20.
18. Киселев Ю.Н. Электронная коммерция: практическое руководство. - М.: ДиаСофтЮП, 2013. – 224 c.
19. Городнова Н.В. Применение искусственного интеллекта в цифровой экономике. / монография. - Москва : Первое экономическое издательство, 2021. – 154 c.
20. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/ (дата обращения: 25.01.2022).
21. Доклад о мировом развитии «Цифровые дивиденды» 2016. Обзор всемирного банка 2016 год. [Электронный ресурс]. URL: https://data.gov.ru/doklad-o-mirovom-razvitii-cifrovye-dividendy-2016-obzor-vsemirnogo-banka-2016-god (дата обращения: 25.01.2022).
22. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 25.01.2022).
23. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р /. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 28.01.2022).
24. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива. - Российская академия наук, 2017. – 36-37 c.
25. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 г. № 474. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 28.01.2022).
26. Китова О.В., Брускин С.Н. Цифровая трансформация бизнеса // Цифровая экономика. – 2018. – № 1(1). – c. 20-25.
27. Создание стоимости и получение выгод: последствия для развивающихся стран // Доклад о цифровой экономике 2019: Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. 2019. – c. 31.
28. Самарская Н.А., Ильин С.М. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда в Российской Федерации в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. – 2021. – № 9. – c. 1039-1054.
29. Азизкулов Д.М. Цифровая экономика: понятие, особенности и перспективы на российском рынке // Вектор экономики. – 2018. – № 3(21). – c. 62-72.
30. Груздов В.В., Шамхалов Ф.И. Инновационное развитие интегрированных корпоративных структур с государственным участием в современных условиях. / монография. - М.: МИРЭА – Российский технологический университет, 2018. – 448 c.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:12