Трудоустройство выпускников в Иркутской области: обзор статистических материалов

Балашова Н.В.1
1 Байкальский государственный университет, Россия, Иркутск

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 5 (Май 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48567230
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Трудоустройство выпускников является важной характеристикой как со стороны государства (в Мониторинге, который проводился Министерством образования и науки в 2012г. оно было зафиксировано как критерий оценки эффективности вузов), так и со стороны потребителей. В статье приведены данные по численности выпускников, обученных в вузах, в средних учебных заведениях, представлен анализ рынка труда Иркутской области, а также описание вопросов, связанных с определением места работы выпускников. Показана ситуация, отражающая потребность в Иркутской области в работниках высокой квалификации, работниках среднего звена и квалифицированных рабочих. Изучены основные причины неудовлетворенности работой выпускниками в целом по стране и Иркутской области. Предлагаются вниманию результаты опроса выпускников, проведенного автором, в котором изучались ценностные ориентации при выборе места работы. Сделан вывод о диспропорции в подготовке специалистов с высшим образованием и потребностью в этих специалистах. Итогом работы явились предложения по разработке мер, способствующих развитию согласованности между работодателями и вузами, а также трудоустройству выпускников. Статья может быть интересна работникам кадровых служб, занимающихся трудоустройством молодых специалистов, аспирантам, магистрантам.

Ключевые слова: выпускники учебных заведений, высшее образование, трудоустройство выпускников, ценности молодежи, востребованные профессии

JEL-классификация: I23, J21, J24



Введение

Изучение вопросов, связанных с трудоустройством выпускников, проводится давно. Возникающие сложности при трудоустройстве молодых специалистов во многом определены той ситуацией, которая сложилась на рынке труда и в системе образования. А именно – в диспропорции в подготовке специалистов нужных профессий и количестве выпускников, подготовленных по «модным», но не востребованным (в таком количестве) специальностям. Кроме того, до недавнего времени существовала конструкция, которая отражала построение благополучного материального состояния отдельно взятого человека. Конструкцию можно представить как цепочку взаимосвязанных и взаимообуславливающих элементов: следует хорошо учиться в школе, чтобы поступить в хороший вуз, а затем надо хорошо учиться в вузе, и в дальнейшем это даст возможность устроиться на хорошую работу, что, в свою очередь, предполагает хорошую оплату труда. Но в последнее время произошло много изменений, которые поменяли взаимосвязь этих элементов. Так, можно хорошо учиться в школе, поступить в хороший вуз и получить высшее образование, но работа не будет высокооплачиваемой. Или, получив красный диплом о высшем образовании, устроиться на работу, но при этом будет сложно построить карьеру или она будет расти медленно. И как следствие, многие выпускники стараются устроиться на более высокооплачиваемую работу, при этом не считая важным трудоустройство по полученной профессии.

Целью исследования является анализ ситуации по трудоустройству выпускников и определение значимости высшего образования в процессе выбора привлекательного места работы.

Новизна состоит в том, что автором проведено исследование по изучению ценностных ориентаций при выборе места работы.

Гипотеза. Получение высшего образования гарантирует трудоустройство на престижную, хорошо оплачиваемую работу.

Методология исследования включает анкетирование и анализ полученных результатов, изучение данных сайтов, анализ статистических данных, исследования населения по проблемам занятости.

Подготовка кадров и потребность в них в Иркутской области

Федеральной службой государственной статистики проведено выборочное наблюдение трудоустройства выпускников. Респондентами являются выпускники, получившие среднее профессиональное или высшее образование. В 2021 году выборочному опросу подлежали лица, закончившие образовательные организации высшего или среднего профессионального образования в 2016–2020 годах.

Таблица 1

Количество выпускников по уровню образования в 2021 г., в %

Округ
Высшее образование (по программам подготовки кадров высшей квалификации, специалитета, магистратуры, бакалавриата / по программам бакалавриата
СПО (специа-
листы среднего звена)
СПО (квалифицированные рабочие)
Российская Федерация
57,1 / 21,6
31
11,9
Центральный федеральный округ
65,5 / 25
25,9
8,5
Северо-Западный федеральный округ
58,4 / 20,6
28,2
13,5
Южный федеральный округ
54,7 / 18,9
32,7
12,5
Северо-Кавказский федеральный округ
58,5 / 22,7
32,6
8,8
Приволжский федеральный округ
54,8 / 22,2
32,9
12,4
Уральский федеральный округ
49,4 / 17,5
38,5
12,1
Сибирский федеральный округ
53,2 / 21,0
30,2
16,6
Красноярский край
55,6 / 26,1
36,8
7,7
Иркутская область
51,7 / 24,0
26,6
21,7
Новосибирская область
52 / 17
28,7
19,3
Томская область
66,4 / 44,7
17,3
16,3
Дальневосточный федеральный округ
45,5/ 29,1
36,8
17,7
Источник: составлено автором по материалам [16].

Ситуация на рынке труда в Иркутской области схожа с общероссийскими тенденциями только в разрезе подготовки специалистов с высшим образованием. Так, чуть больше половины (51,7%) всех выпускников получили высшее образование (по России в целом – 51,7%). Получили образование по программам подготовки специалистов среднего звена – 26,6%. Количество подготовленных квалифицированных рабочих в области составило 21,7% в 2020 г. Этот показатель самый высокий в целом по стране.

Таблица 2

Количество выпускников образовательных организаций, получивших высшее образование

Округ
Всего, тыс. чел.
В том числе по году выпуска, в %
2016
2017
2018
2019
2020
Российская Федерация
3 592,5
21,9
20,8
19,3
18,7
19,3
Центральный федеральный округ
1 084,5
22,3
20,5
18,3
20,5
18,4
Северо-Западный федеральный округ
341,6
24,4
20,6
17,6
16,6
20,8
Южный федеральный округ
332,0
22,0
21,3
19,8
16,1
20,8
Северо-Кавказский федеральный округ
330,1
22,2
20,4
20,1
19,1
18,2
Приволжский федеральный округ
717,3
21,4
21,1
19,9
18,3
19,3
Уральский федеральный округ
251,8
23,7
22,2
19,7
17,7
16,8
Сибирский федеральный округ
365,5
19,1
19,6
19,7
18,5
23,0
Красноярский край
56,1
16,4
17,6
16,1
23,9
26,1
Иркутская область
50,1
18,7
23,4
21,0
16,3
20,5
Новосибирская область
56,5
14,3
15,4
23,3
22,9
24,0
Дальневосточный федеральный округ
169,8
19,4
22,8
21,9
19,5
16,4
Источник: составлено автором по материалам [16].

Данные исследования показывают, что количество выпускников образовательных организаций, получивших высшее образование, уменьшилось во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Сибирского федерального округа. Так, в Красноярском крае и Новосибирской области рост составил 9,7% (с 16,4% до 26,1% и с 14,3% до 24% соответственно), в Иркутской области увеличение составило 1,8% (с 18,7% до 20,5%).

Таблица 3

Количество выпускников образовательных организаций, получивших среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена

Округ
Всего, тыс. чел.
В том числе по году выпуска, в %
2016
2017
2018
2019
2020
Российская Федерация
1 948,0
20,1
19,7
19,4
20,2
20,6
Центральный федеральный округ
429,0
21,3
18,7
21,5
19,8
18,7
Северо-Западный федеральный округ
164,8
27,3
17,7
14,6
19,3
21,1
Южный федеральный округ
198,2
20,7
22,3
16,8
19,8
20,5
Северо-Кавказский федеральный округ
184,2
20,5
20,9
20,1
19,8
18,7
Приволжский федеральный округ
430,7
18,3
18,8
18,6
20,9
23,3
Уральский федеральный округ
196,5
17,8
22,7
23,6
20,2
15,7
Сибирский федеральный округ
207,3
16,7
18,8
17,5
21,3
5,6
Красноярский край
37,1
22,1
26,0
11,4
17,0
23,5
Иркутская область
25,8
19,8
15,6
22,6
15,4
26,6
Новосибирская область
31,2
11,8
14,8
13,2
20,9
39,3
Томская область
10,4
5,3
22,5
23,6
19,6
29,1
Дальневосточный федеральный округ
137,3
19,6
19,9
20,7
20,5
19,3
Источник: составлено автором по материалам [16].

Количество специалистов среднего звена в регионе увеличилось на 6,8% (с 19,8% до 26,6%). Данные обследования свидетельствуют также об увеличении числа выпускников и по другим сибирским регионам (в Красноярском крае – на 1,4% (с 22,1% до 23,5%), в Новосибирской области –на 27,5% (с 11,8% до 39,3%), в Томской области – на 23,8% (с 5,3% до 29,1%). Но в других субъектах РФ наблюдается снижение.

Таблица 4

Количество выпускников образовательных организаций, имеющих среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Округ
Всего, тыс. чел.
В том числе по году выпуска, в %
2016
2017
2018
2019
2020
Российская Федерация
750,0
23,1
21,1
19,1
21,1
15,6
Центральный федеральный округ
140,5
22,7
21,4
21,0
20,3
14,6
Северо-Западный федеральный округ
78,9
27,0
21,4
17,1
17,8
16,7
Южный федеральный округ
75,9
26,1
23,4
16,6
18,3
15,6
Северо-Кавказский федеральный округ
49,8
24,9
18,2
18,0
18,5
20,4
Приволжский федеральный округ
162,9
22,8
21,1
20,4
21,6
14,1
Уральский федеральный округ
61,7
20,5
19,9
18,3
31,3
10,1
Сибирский федеральный округ
114,0
22,4
21,9
17,6
20,8
17,3
Красноярский край
7,7
11,5
18,2
18,1
36,3
15,8
Иркутская область
21,1
14,7
27,5
18,9
16,5
22,3
Новосибирская область
21,0
18,1
20,5
16,1
26,7
18,6
Томская область
9,8
28,7
26,3
10,8
10,9
23,3
Дальневосточный федеральный округ
66,2
19,2
19,5
21,2
21,5
18,6
Источник: составлено автором по материалам [16].

В результате проведенного исследования отмечается уменьшение числа выпускников образовательных организаций 2016–2020 гг. выпуска, имеющих среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих. Так, эта тенденция прослеживается в средних показателях по всем субъектам Российской Федерации. Несмотря на то, что в Красноярском крае и в Иркутской области число выпускников увеличивается (с 11,5% до 14, 6% и с 14,7% до 22,3% соответственно), средний показатель снижается.

Изучая данные, характеризующие безработицу в Иркутской области, можно отметить снижение количества лиц с высшим образованием среди безработных.

Таблица 5

Численность безработных в Иркутской области

Показатель
01.12.2014
01.01.2020
01.01.2021
Численность безработных, чел
1386
11335
6716
Доля молодых людей (16–29 лет), %
26
нд
23,7
Численность граждан, имеющих высшее образование, %
58,2
77,8
40,2
Источник: составлено автором по материалам [10, 11].

Для дальнейшего анализа рассмотрим потребность регионального рынка труда в специалистах.

Таблица 6

Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам в Иркутской области

Категории
Потребность в работниках, всего
2010 г.
на 31.10.20
чел.
%
чел.
%
Руководители
288
3,6
579
2,4
Специалисты высшего уровня квалификации
2304
29,2
4141
17,5
Специалисты среднего уровня квалификации
1365
17,3
1671
7,1
Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием
148
1,9
260
1,1
Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности
1055
13,3
988
4,2
Квалифицированные работники, сельского и лесного хозяйств, рыбоводства и рыболовства
175
2,2
110
0,5
Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий
819
10,4
12235
51,9
Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители
753
9,5
2445
10,4
Неквалифицированные рабочие
995
12,6
1136
4,8
Всего
7903
100
23563
100
Источник: составлено автором по материалам [1, 11] (Baeva, 2013).

За период с 2010 по 2020 г. результаты обследования показывают снижение потребности в лицах с высшим образованием почти в 2 раза. Доля таких работников в 2010 г. составляла 50,1% , а в 2020 г. – 27%. В то же время произошло повышение спроса на труд рабочих почти в пять раз (с 10,4% до 51,9%).

Таблица 7

Потребность предприятий в работниках в Иркутской области

Потребность
На 01.01.2019 г.
На 01.01.2020 г.
На 01.08.2020 г.
На 01.10.2021 г.
На 01.01.2022 г.
Общее количество работников, чел.,
в том числе:
44845
44890
58807
62813
65358
по рабочим профессиям, чел.
34846
34209
46511
49406
53415
по рабочим профессиям, %
77,7
76,2
79,1
78,6
81,7
Напряженность на рынке труда
0,4
0,3
1,0
1,0
нд
Источник: составлено автором по материалам [6].

На начало 2022 г. потребность организаций в рабочих составила 81,7%. К концу IV квартала 2021 г. потребность в работниках для замещения вакантных мест составила 37,5 тыс. человек (6,4% общего числа рабочих мест). В строительстве свободны 38,8% рабочих мест, гостиницах и общественном питании – 15,9%, органах государственного управления и обеспечении военной безопасности, социальном обеспечении, в административной деятельности – 7,1% и 7,8% соответственно.

Предложения работодателей можно рассмотреть по тем вакансиям, которые представлены в интернете (здесь представлены сведения по сайту superjob.ru за последний месяц).

Таблица 8

Предложение работодателей (наличие вакансий) в Иркутской области

Показатель
Вакансии
2021 г.
2022 г.
ед.
%
ед.
%
Количество вакансий, из них
2321
100
3459
100
Количество вакансий, для занятия которых требуется высшее образование
338
14,6
551
15,9
Количество вакансий, для занятия которых не требуется высшее образование
1983
85,4
2908
84,1
Количество вакансий, для занятия которых требуется наличие опыта
2318
99,9
3069
88,7
Источник: составлено автором по данным сайта superjob.ru

В основном (больше 80% вакансий) предложения работодателей для рабочих. К востребованным рабочим профессиям относятся: машинист буровой установки, водитель, машинист экскаватора, машинист автокрана.

Трудоустройство выпускников

Анализируя данные по трудоустройству выпускников, можно отметить, что трудоустроены абсолютно все выпускники, получившие высшее образование, по таким направлениям подготовки, как физико-технические науки, приборостроение, музыкальное искусство, военное управление, ветеринария, фармация, управление в технических системах, аэронавигация и технологии материалов. Самое большое количество выпускников, которые не были трудоустроены, – это выпускники, которые прошли обучение по направлению «Экономика и управление», а также «Юриспруденция». Наблюдается также достаточно большое количество выпускников, которые прошли обучение по направлению «Образование». В Иркутской области сложности в трудоустройстве возникли у 81% выпускников с высшим образованием, из них 63% указали, что причины отказа связаны с отсутствием или недостаточным опытом работы. При поиске работы молодые специалисты отказываются устраиваться на работу в связи с низким уровнем предлагаемой заработной платы (отметили 38%), 36% указали на недостаток или отсутствие подходящих вакансий, 21% – на недостаток необходимых знаний [7]. Четверть выпускников иркутских вузов 2021 года хотят работать в IT [17].

Больше трети выпускников пожаловались на низкие доходы в начале карьеры, и примерно столько же – на отсутствие подходящих вакансий. А каждый пятый сказал правду – не хватает вузовских знаний для работы. В итоге 89% выпускников (в других сибирских регионах – 76–92%) нашли место работы. Однако не все, а только 61% устроились по своей специальности [5].

Из выпускников, которые получили среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, сложности с трудоустройством испытывали выпускники таких направлений, как «Информатика и вычислительная техника», а также «Техника и технологии наземного транспорта». Все выпускники (из получивших образование по направлению подготовки «Медицина», «Археология», «Социокультурные проекты») трудоустроены.

Выпускники, которые обучились по направлениям подготовки квалифицированных рабочих, также отмечают трудности при поиске места работы. Так, сложности с трудоустройством возникли у выпускников направления «Промышленная экология». Без проблем находят работу выпускники, которые обучались по направлению «Геология». В Иркутской области каждый шестой выпускник из числа получивших рабочую профессию отмечает возникновение трудностей, но они связаны с отсутствием подходящих условий труда [7]. Наименее популярными профессиями среди молодежи Иркутской области в этом году стали тракторист, следователь, сварщик, медсестра, актер и социальный работник [17].

Таблица 9

Причины неудовлетворенности текущей работой выпускниками по округам Российской Федерации в 2021 году (%)

Округ
Низкая заработная плата
Не регулярная заработная плата
Отсутствие перспектив и карьерного роста
Не интересные задачи, обязанности
Конфликты с руководством, напряженные отношения в коллективе
Не устраивают условия труда
Не престижность профессии, специальности
Работа ниже уровня моей квалификации
Российская Федерация
52,5
3,8
46,5
21,1
7,5
17,1
7,9
19,8
Центральный федеральный округ
53,2
4,8
49,2
20,7
6,1
16,5
7,1
19,9
Северо-Западный федеральный округ
63,2
3,8
46
25,0
8,8
21
4,8
14,8
Южный федеральный округ
48,0
3,8
50,5
22,0
7,7
15,2
8,1
20,0
Северо -Кавказский федеральный округ
32,5
2,2
34,3
22,1
7,7
5,0
10,8
20,0
Приволжский федеральный округ
54,7
3,5
50,2
20,0
7,0
21,3
7,8
20,0
Уральский федеральный округ
50,3
3,1
41,4
23,9
13,8
16,8
8,5
19,4
Сибирский федеральный округ
62,4
4,4
44,4
19
7,9
20,8
8,0
21,1
Красноярский край
41,4

45,7
12,8

11,4
7,1
48,5
Иркутская область
63,4
7,3
49,5
25,2
4,1
23,5
2,4
3,2
Новосибирская область
74,2
2,4
41,1
14,5
4,8
24,2
4,0
13,7
Дальневосточный федеральный округ
57,1
4,0
51,1
20,7
4,8
18,5
7,9
21,6
Источник: составлено автором по материалам [16].

Наибольшее количество выпускников, неудовлетворенных текущей работой, – в Приволжском федеральном округе (132,4 тысячи человек), наименьшее количество – в Красноярском крае (7 тыс. чел.). Выпускники могли отмечать несколько вариантов ответов на вопрос, но наибольшим количеством выпускников практически во всех регионах Российской Федерации отмечена такая причина, как низкая заработная плата. А на втором месте – отсутствие перспектив и карьерного роста. Третье место по неудовлетворенности текущей работой занимают такие причины, как недовольство условиями труда (в Новосибирской области), работа ниже квалификации (в Красноярском крае), неинтересные задачи (в Иркутской области).

Данные, которые представил исследовательский центр Зарплаты.ру, в Иркутской области подтверждают эти результаты. Основным критерием в выборе профессии для молодежи в Иркутской области сегодня является высокий уровень дохода – об этом заявили 59% респондентов. Сразу после окончания учебного заведения 51% выпускников рассчитывают на доход не менее 40 000 рублей в месяц, 14% планируют получать сразу не менее 60 000 рублей. При этом 58% опрошенных хотели бы иметь возможность работать дистанционно [17].

В 2011–2020 гг. автором проводилось исследование по определению ценностных ориентаций при трудоустройстве студентов Байкальского государственного университета. В основном в качестве респондентов выступили студенты четвертого курса Института экономики и управления. Всего было выделено 15 ценностных ориентаций, которые следовало разместить по рангу значимости. Неизменно самым важным фактором при выборе места работы была и остается возможность хорошо зарабатывать. Остальные ценностные ориентации менялись в течение 11 лет. Так, по результатам анкетирования в 2011 г. вторым по значимости выпускники считали получение и ощущение общественного признания за свои трудовые достижения. Но уже в 2015 г. эта ценность не указывалась у 63% опрошенных в качестве первых пяти важных факторов. На сегодняшний день цели, которые ставят выпускники при трудоустройстве, выглядят так (отмечается по убыванию значимости): 1 – хорошо зарабатывать (отметили 98%), 2 – иметь надежное рабочее место (95%), 3 – важно, чтобы при трудоустройстве была возможность получить жилье (90,8%), 4 – иметь хорошее обеспечение в старости (90,1%), 5 – продвижение по службе (82%). При этом треть студентов уже работают, совмещая работу и учебу, или имели опыт трудовой деятельности. Несомненно, что это отразится при дальнейшем трудоустройстве.

Заключение

Сегодня потребность в специалистах с высшим образованием – в основном в государственных структурах и образовательных учреждениях. Именно в эти организации и трудоустраиваются выпускники. Но данные организации являются бюджетными, и как следствие, заработная плата работников не очень высокая [2] (Baldynova, Malyutina, 2018). В ряде промышленных организаций у специалистов даже очень востребованных профессий (таких как информационная безопасность, системный администратор, специалист по снабжению) заработная плата очень низкая. Специалисты, получив высшее образование, устраиваются в эти организации только для получения первичного опыта работы, а в дальнейшем покидают организацию. В остальных сферах деятельности высшее образование не является необходимым при трудоустройстве. Так, в нефтяной промышленности – только треть работающих с высшим образованием, а 20% работающих не имеют даже среднего профессионального образования [15] (Sokolova, 2022). Следует заметить, что оплата труда в данной сфере является одной из самых высоких в регионе. Поэтому выпускники в погоне за более высокой оплатой труда рассматривают места работы в других регионах. На этот процесс влияет еще и такой фактор, как сосредоточение головных офисов организаций в центральных районах страны. Именно в эти организации требуются специалисты с высшим образованием. Все это способствует оттоку специалистов с высшим образованием из региона. Таким образом, регион теряет высококвалифицированных специалистов.

К такому же результату приводит и ситуация с поступающими выпускниками школ. Те, кто желают получить высшее образование, стремятся поступить в вуз на базе 11 классов (после обучения в средних учебных заведениях в вуз поступают около 10% обучившихся, и как правило, это региональные вузы). По результатам ЕГЭ школьники могут поступить в центральные вузы. И хотя влияние качества вуза на заработную плату выпускников не является значимым (это подтверждается рядом исследований [14] (Roshchin, Rudakov, 2015)), выпускники стараются найти работу в центральных регионах и остаться там жить. Тем более что уровень жизни, размер оплаты значительно выше.

Одновременно наблюдается тенденция к заполнению регионального рынка труда рабочими. Потребность региона в рабочих значительно выше, чем в специалистах с высшим образованием. Кроме того, этому способствует наличие достаточно большого количества организаций (нефтяных, строительных), использующих труд работников вахтовым методом.

Существование потребности в специалистах с высшим образованием при избыточном количестве специалистов с высшим образованием говорит о несоответствии соискателей требованиям работодателей и не позволяет обеспечить массовое трудоустройство граждан на имеющиеся вакантные рабочие места. Это связано с рядом причин. Во-первых, подготовка ведется по направлениям, которые не востребованы на рынке труда. Во-вторых, трудоустройство необходимых специалистов не осуществляется по профилю. В-третьих, низкая заработная плата таких специалистов, что приводит к тому, что даже проработав какое-то время по профилю полученной специальности, работники уходят в поисках более высокой оплаты труда. В качестве рекомендаций можно рассмотреть варианты поддержки данных специалистов. Так, на сегодняшний день существует программа «Земский учитель» по поддержанию педагогов. Причем данной программой заинтересовываются и специалисты из других регионов. В 2021 г. в Иркутскую область прибыли из ряда субъектов Российской Федерации: Забайкальского, Приморского, Хабаровского, Красноярского краев, Республики Тыва, а также Кемеровской, Саратовской, Мурманской, Тюменской, Амурской областей [4]. Сложнее изменить отношение к работе педагога. Падение престижа профессии учителя связано с падением общекультурных ценностей в обществе.

В регионе действует также региональный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения медицинскими кадрами», согласно которому предусмотрено финансирование для повышения уровня квалификации медицинских кадров, а также ежемесячные выплаты студентам, которые обучаются в высших учебных заведениях.

Важно разработать механизм согласования интересов работников и работодателей в целях повышения квалификации, переподготовки и обучения кадров на предприятии. Потребность в работниках, которым необходимо пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки, составит 8,1 тыс. чел. (или 4,3%) [12].

Нельзя сказать, что подготовка по рабочим специальностям в Иркутской области не ведется. Статистические показатели свидетельствуют о росте количества обучающихся по различным направлениям подготовки в СПО.

Таблица 10

Количество выпускников СПО

Количество выпускников
Годы
2016
2017
2018
2019
2020
2021
СПО по программам подготовки специалистов среднего звена, %
19,8
15,6
22,6
15,4
26,6
26,6
СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих,%
14,7
27,5
18,9
16,5
22,3
21,7
Источник: составлено автором по материалам [5].

Так, количество обученных за шесть лет увеличилось на 7% по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и на 6,8% – по программам подготовки специалистов среднего звена. Согласно прогнозу кадровых потребностей региона на период до 2028 года, разработанному министерством труда и занятости Иркутской области, структура потребности в кадрах по уровням образования так и сохранится: наибольшую долю будут составлять работники со средним профессиональным образованием (123,8 тыс. чел., или 65,8% от общей потребности), доля работников с высшим образованием составит 46,2 тыс. чел., или 24,6%, а потребность в работниках без предъявления требований к образованию составит 9,9 тыс. чел. (5,3%) [12]. Поэтому уже сегодня важно формировать систему обучения квалифицированных кадров с привлечением работодателей.

Для большей согласованности между организациями-работодателями на рынке труда и выпускающими учебными заведениями возможно установление обратной связи. Важно рассматривать не просто трудоустройство выпускников, а трудоустройство по профилю полученной подготовки. В идеальном варианте – чтобы на основе обратной связи была возможность корректировки структуры учебных планов. На сегодняшний день есть практика создания центров содействия трудоустройству выпускников в вузах. Возможна разработка механизма взаимодействия выпускников и высших учебных заведений с целью определения недостающих знаний, умений и навыков. Для работодателя становится ценнее не квалификация, а компетентность, характеризующаяся определенными способностями для решения конкретных задач повышения эффективности производства [3] (Bylkov, 2014).

Важным условием эффективной деятельности организации является конкурентоспособный трудовой потенциал, способный поддерживать реализацию выбранной стратегии [10].


Источники:

1. Баева О.Н. Подготовка кадров и потребность регионального рынка труда (на примере Иркутской области) // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах: Сборник докладов по материалам X Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Петрозаводск, 2013. – c. 32-46.
2. Балдынова Е.В., Малютина С.А. Сравнительный анализ среднемесячной реальной заработной платы работников организаций в разрезе видов экономической деятельности по Иркутской области // Известия Байкальского государственного университета. – 2018. – № 3. – c. 409-418. – doi: 10.17150/2500-2759.2018.28(3).409-418.
3. Былков В.Г. Трансформация системы квалификаций на основе создания профессиональных стандартов // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2014. – № 1(93). – c. 67-73.
4. В Приангарье по программе «Земский учитель» в 2021 году приедут 53 учителя. Irkobl.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://irkobl.ru/news/1193961 (дата обращения: 07.04.2022).
5. Выпускникам рассказали, что их ждет после обучения. Irk.kp.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.irk.kp.ru/daily/27370/4562701 (дата обращения: 04.04.2022).
6. Занятость и безработица в Иркутской области. Irkzan.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.irkzan.ru/content/занятость_и_безработица (дата обращения: 03.04.2022).
7. Иркутскстат изучил ситуацию с трудоустройством в Приангарье. Irkutskstat.gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://irkutskstat.gks.ru/folder/152488/document/157890 (дата обращения: 20.03.2022).
8. Клушина Н.П. Высшее образование как социальная ценность // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2015. – № 5(43). – c. 126-130.
9. Носырева И.Г. Управление трудовым потенциалом организации: стратегические аспекты // Экономика труда. – 2018. – № 4. – c. 1179-1194. – doi: 10.18334/et.5.4.39616.
10. О комплексе мер, направленных на восстановление (до уровня 2019 года) численности занятого населения в Иркутской области, на 2021 год. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/574612652 (дата обращения: 10.04.2022).
11. Официальные публикации Иркутскстата. [Электронный ресурс]. URL: https://irkutskstat.gks.ru/folder/35281 (дата обращения: 25.03.2022).
12. Прогноз кадровых потребностей экономики Иркутской области на основе потребностей инвесторов и прогноза социально-экономического развития региона. Irkzan.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.irkzan.ru/content/прогноз_потребности_в_кадрах (дата обращения: 25.03.2022).
13. Регионы России. Социально-экономические показатели. Gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 25.03.2022).
14. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Влияние «качества» вуза на заработную плату выпускников. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. – 30 c.
15. Соколова Л.Г. Влияние методов формирования кадрового инновационного потенциала занятых в экономической деятельности на рост производительности труда // Экономика труда. – 2022. – № 2. – c. 285-298. – doi: 10.18334/et.9.2.114253.
16. Федеральное статистическое выборочное наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование. Gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr_2021/index.html (дата обращения: 08.04.2022).
17. Четверть выпускников иркутских вузов 2021 года хотят работать в IT. Irkutsk.bezformata.com. [Электронный ресурс]. URL: https://irkutsk.bezformata.com/listnews/irkutskih-vuzov-2021-goda/93848688 (дата обращения: 08.04.2022).

Страница обновлена: 27.11.2024 в 15:33:41