Трудоустройство иностранных студентов и выпускников на российском рынке труда как элемент восполнения трудовых ресурсов страны

Рязанцева И.В.1
1 Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова, Россия, Новосибирск

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 1 (Январь 2022)

Цитировать:
Рязанцева И.В. Трудоустройство иностранных студентов и выпускников на российском рынке труда как элемент восполнения трудовых ресурсов страны // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 1. – С. 55-68. – doi: 10.18334/et.9.1.114149.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48125275
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
На современном этапе общественного развития российская экономика находится в процессе серьезных изменений и трансформации, кризисные явления коснулись практически всех сфер экономики и жизнедеятельности человека. Остается ряд не решенных проблем и в части восполнения трудовых ресурсов страны. Сегодня всеми экономистами отмечается острая проблема, заключающаяся в нехватке квалифицированных специалистов для российского рынка труда. Поэтому рассмотренные в статье вопросы привлечения и удержания в России иностранных обучающихся и выпускников в целях восполнения не достающих трудовых ресурсов для российского рынка труда имеют большую актуальность. В статье представлен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей нахождение иностранных граждан на территории Российской Федерации, в частности иностранных студентов в период их обучения и после окончания российских вузов. Рассмотрены отдельные аспекты этого вопроса на примере других стран. Дополнительно представлены показатели реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Статья может быть интересна специалистам, изучающим вопросы рынка труда, международных отношений и трудоустройства молодёжи. В качестве итога проведенного исследования, автором предложен ряд необходимых мероприятий, направленных на снижение рисков при трудоустройстве выпускников вузов.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, рынок труда, иностранные граждане, глобализация, интернационализация, студенты, обучающиеся, трудоустройство, работодатели, аутстаффинг

JEL-классификация: I23, J21, J24, J62

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Сегодня наблюдается стремительная трансформация всех социально-экономических систем. Развитие экономики сопровождается рядом проблем, которые вытекают одна из другой и касаются и сферы труда, и сферы образования.

Происходящие кризисные явления в российской экономике оказывают сильное влияние на все сферы жизни общества (включая социальную и экономическую), и негативные тенденции на рынке труда часто становятся показателями неблагополучия в социально-трудовой сфере в целом [1] (Nosyreva, Beloborodova, 2021).

Во все времена образование являлось основной преобразующей силой общества и оказывало влияние на развитие всей экономики. Именно от системы образования в полной мере зависят перспективы развития рынка труда, его насыщение рабочей силой.

Вузы в полной мере осознают, что вопросы трудоустройства являются важной составляющей функционирования всей системы высшего образования. Сегодня решение проблем трудоустройства выпускников российских вузов, относящихся к категории иностранных граждан, может отчасти способствовать восполнению естественной убыли населения России и обеспечению потребности российского рынка труда качественными трудовыми ресурсами.

Проблемам трудоустройства молодежи сегодня уделяется много внимания такими учеными, как Борисова А.А., Вязова Н.С., Давыдова Т.Е., Попова А.И., Распопова А.Е., Бычков Б.А., Яврумян С.С., Былков В.Г., Подольский А.Г., Красникова А.С., Клочков Н.И., Соколов Д.С. и др.

Экономистами отмечаются проблемы, связанные с плохо организованной профориентационной работой, неэффективной деятельностью вузовских центров по трудоустройству [2] (Vyazova, 2016). Учеными неоднократно акцентировалось внимание на необходимости усиления партнерского сотрудничества между рынком образования и рынком труда и необходимости разработки соответствующего методического инструментария [3, 4] (Ryazantseva, 2018; Davydova, Popova, Raspopova, 2019).

Ряд авторов в своих исследованиях высказывали мнение, заключающееся в том, что если работодатели в полной мере осознают необходимость изменений методов своей работы с выпускниками, то смогут снизить риски, связанные с дефицитом квалифицированных кадров для своих предприятий и организаций [5] (Antonova, Mirzabalaeva, Bondarchuk, 2020).

Подольский А.Г., Красникова А.С., Клочков Н.И., Соколов Д.С. обратили внимание на необходимость создания и обновления кадрового резерва, непосредственно влияющего на кадровую обеспеченность не только предприятий, но и регионов в целом [6] (Podolskiy, Krasnikova, Klochkov, Sokolov, 2022).

Былковым В.Г. был проведен анализ отдельных статистических показателей численности занятых выпускников, подтвердивший снижение количества занятых выпускников образовательных учреждений различного уровня [7] (Bylkov, 2021).

Бычков Б.А. в своей работе отметил особенность молодежного рынка труда, подчиняющегося своим собственным закономерностям функционирования и развития [8] (Bychkov, 2019).

Экономистами предлагались ряд мер по усовершенствованию нормативно-правовой базы для решения проблем трудоустройства молодых специалистов [9] (Yavrumyan, 2020).

Автор в полной мере согласен с мнением Бальжинова А.В. и Жапова Д.Э., которые в своей научной работе обратили внимание на то, что трудовая миграция является действенным методом восполнения трудовых ресурсов [10] (Balzhinov, Zhapov, 2019).

Несмотря на то, что существует достаточно большое количество исследований, связанных с трудоустройством студентов и выпускников, вопросы, касающиеся регулирования и развития системы трудоустройства выпускников, относящихся к категории иностранных граждан, в полной мере не решены.

Актуальность исследования. Сегодня всеми экономистами отмечается острая проблема, заключающаяся в нехватке квалифицированных специалистов для российского рынка труда. Поэтому вопросы привлечения и удержания в России иностранных обучающихся и выпускников в целях восполнения недостающих трудовых ресурсов приобретают большую актуальность.

В условиях демографического кризиса в России развитие экспорта образовательных услуг как составной части интернационализации отчасти может способствовать решению не только проблем набора студентов на программы вуза, но и решению более глобальных проблем, касающихся рынка труда и экономики страны в целом.

Цель данной статьи – проанализировать ключевые проблемы, препятствующие трудоустройству иностранных обучающихся и выпускников российских вузов, относящихся к категории иностранных граждан, в целях разработки рекомендаций, направленных на снижение рисков при трудоустройстве данной категории выпускников для восполнения трудовых ресурсов РФ.

В качестве гипотезы исследования автором видится, что ряд проблем рынка труда, связанных непосредственно с негативными демографическими процессами, нехваткой квалифицированных специалистов, можно преодолеть путем привлечения и удержания в России иностранных студентов и выпускников.

Многие проблемы, связанные с трудоустройством иностранных студентов и выпускников, предлагается решить при помощи внедрения комплексной системы управления этим процессом на уровне вуза и снятием ряда правовых ограничений на уровне государства.

Методология. При написании работы методами статистического анализа, сравнения и обобщения использовались труды отечественных и зарубежных экономистов, специализирующихся в вопросах рынка труда, международной деятельности, трудоустройства молодежи и высшего образования в целом. Для анализа ситуации на рынке труда использовались статистические данные, представленные Федеральной службой государственной статистики. В целях поиска решения обозначенных проблем и для достижения поставленной задачи автором были проанализированы экспертные и аналитические материалы, изучены нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов трудоустройства не только Российской Федерации, но и ряда зарубежных стран.

Вопросы правового регулирования трудоустройства иностранцев

Хорошо известно, что возможность работать в период обучения за рубежом, как и трудоустроиться по специальности после завершения обучения в стране, является одним из факторов, влияющих на решение иностранных абитуриентов обучаться в той или иной стране мира. Данные различных исследований демонстрируют неослабевающий интерес иностранных абитуриентов к правилам, регулирующим доступ к национальным рынкам труда, и усилиям, которые власти стран прилагают для удовлетворения этого спроса [11] (Skorobogatova, 2021).

На сегодняшний день в Российской Федерации вопросы трудоустройства иностранных обучающихся стоят очень остро. Есть очень много спорных моментов в правовом регулировании трудоустройства иностранцев, усложняющих процесс привлечения обучающихся к трудовой деятельности [12] (Treshchalin, 2018).

Правила приема на работу иностранных граждан варьируются в зависимости от правового статуса приезжего. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ в России могут находиться следующие категории граждан других государств:

- временно пребывающие – находятся на территории РФ на основании визы, если с этим государством действует визовый режим, либо в безвизовом порядке. При этом мигрант должен иметь миграционную карту, без которой проживание в России будет считаться незаконным;

- временно проживающие – имеют соответствующее разрешение, которое выдается на 3 года;

- постоянно проживающие – если человек проживает в стране более года, он может получить вид на жительство сроком на 5 лет и статус постоянно проживающего.

Пакет документов для иностранного гражданина при трудоустройстве: паспорт иностранного гражданина, миграционная карта, регистрация, ИНН, полис ОМС/ДМС, СНИЛС (оформляет работодатель) и разрешительные документы на работу.

Порядок приема на работу иностранных граждан в штат.

Шаг 1. Зарегистрироваться в ГУВМ МВД в качестве работодателя, привлекающего иностранных наемных работников.

Шаг 2. Проверить наличие всех документов у иностранного гражданина.

Шаг 3. Оформить сотрудника в штат.

Шаг 4. Направить в ГУВМ МВД уведомление о приеме на работу иностранного гражданина.

Сделать это нужно не позднее 3 дней с момента подписания трудового договора.

Шаг 5. Начислять и платить в бюджет налоги и страховые взносы с зарплаты мигранта.

Для прекращения трудовых отношений необходимо выполнить следующие действия.

Направить в ГУВМ МВД уведомление об увольнении иностранца в срок не позднее 3 дней с момента расторжения договора приема на работу иностранного гражданина.

Привлечение иностранной рабочей силы без оформления в штат. Для организаций, которые желают принять на работу иностранных граждан, но при этом хотят избежать сложностей с оформлением документов и рисков, связанных с нарушением миграционного законодательства, идеальным вариантом станет оформление иностранного гражданина за штат (аутстаффинг).

Основные преимущества: все вопросы, связанные с оформлением документов, соблюдением формальностей, уплатой налогов, являются ответственностью аутстаффера.

Аутстаффер оформляет мигранта в штат и официально является его работодателем. Заказчик при этом заключает только договор предоставления персонала и на его основании использует труд внештатных сотрудников.

Прием на работу иностранного студента. Для студента разрешений на работу не нужно, если студент обучается на очном отделении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию. Работать без разрешения иностранный студент вправе только во время каникул или в свободное от учебы время.

Для работодателя требования по трудоустройству иностранных граждан из числа студентов остаются без изменений.

Трудоустройство иностранного гражданина на работу – очень хлопотный процесс, который включает в себя оформление документов, риски наложения штрафных санкций и высокие налоговые ставки.

Так, за привлечение к работе без патента или разрешения штраф может составить (ст. 18.15 КоАП):

- для организации – 250–800 тыс. рублей;

- для должностных лиц – 25–50 тыс. рублей;

- для граждан – 2–5 тыс. рублей.

За нарушения миграционного законодательства деятельность компании может быть приостановлена на срок от 14 до 90 дней.

При оформлении иностранного гражданина на работу работодатель должен будет выплачивать налоги: от 30 до 13% подоходного налога (30% при нахождении иностранного гражданина на территории РФ менее 183 дней и 13% после 183 дней). 22% – в Пенсионный фонд и от 0,2% до 8,5% – в ФСС, дополнительно по некоторым иностранным гражданам взимается дополнительный налог в ФОМС в размере 5,1%.

Все эти налоговые ставки действуют для иностранных граждан и по трудовому договору, и по договору гражданско-правового характера (ГПХ).

Некоторое уменьшение налогов возможно при трудоустройстве иностранного гражданина по ГПХ, например, временно пребывающих с разрешением на работу или с патентом, временно пребывающих и иностранных граждан с разрешением на временное проживание из стран ЕАЭС, за эти категории работодатель может не делать отчисления только в Фонд социального страхования (ФСС), но если эти отчисления прописаны в договоре, то работодатель их обязан перечислять в установленном порядке.

Анализ российского и зарубежного опыта регулирования вопросов трудоустройства обучающихся

В других странах вопросы трудоустройства обучающихся решаются по-разному. В Китае официальное трудоустройство по учебной визе запрещено, если государственный орган (миграционная служба) обнаружит это нарушение, то штраф будет наложен и на работника, и на работодателя. Хотя иностранные студенты могут подрабатывать неофициально, но даже если в этом случае студент попадется миграционной службе, штрафа ему не избежать.

Право на трудоустройство во время учебы в вузах Германии имеют все иностранные студенты после двух семестров обучения, то есть в первый год обучения работать запрещается. Любая занятость иностранного студента в учебное время должна быть согласована с Федеральной службой занятости Германии. Именно эта служба рассматривает заявки на работу от студента, предоставляет рабочее место и оговаривает сроки трудоустройства. Что касается граждан Германии и студентов из стран Европейского союза, то им не нужно обращаться в этот орган за разрешением на трудовую деятельность. Работать они могут где угодно и сколько угодно. Общее правило для всех иностранных студентов, желающих работать во время обучения, – 120 дней в году или 240 неполных дней в году можно уделять работе.

Минимальное вознаграждение труда составляет 8,50 евро в час. При рабочей неделе в 20 часов зарплата превысит 450 евро (с этой суммы уже автоматически платятся социальные отчисления), что позволит студенту не платить самому за медицинскую страховку. Граница дохода, необлагаемого налогом – выше 8 000 евро в год (то есть налогом не облагается месячный доход около 700 евро).

Немецкие работодатели охотно берут в свои фирмы студентов. Производительность труда у начинающего специалиста высокая, а зарплата достаточно скромная. К тому же, принимая на работу студента, владелец компании может рассчитывать на льготы от государства при отчислении налогов в пенсионный фонд при условии, что студент работает не более 19,5 часов в неделю.

Работодатели в Чехии имеют право принимать на работу не только соискателей с гражданством Чехии, но и иностранцев. Разрешение на работу не требуется иностранцам, которые получают образование в Чехии. Это понятие подразумевает очное обучение в средней школе, консерватории, вузе или языковой школе с правом проведения государственного языкового экзамена. Работодатели обязаны информировать соответствующее отделение департамента занятости о трудоустройстве иностранца не позднее даты выхода на работу, а также об окончании трудовых отношений с иностранным сотрудником в течение 10 дней. Это в равной степени действительно в отношении граждан ЕС и выходцев из других стран, при этом тип работы не имеет значения. На способ налогообложения будут влиять вид трудоустройства и факт подписания налоговой декларации. В случае если работа осуществляется иностранным студентом на основании «Соглашения о проведении работ» с ежемесячной заработной платой в размере менее 10 000 крон и он не подал налоговую декларацию, то его доход будет облагаться налогом в размере 15%. Для других видов дохода налог также составит 15%, а иностранные студенты, не являющиеся резидентами Евросоюза, смогут претендовать на сниженный процент налогообложения и налоговые льготы за обучение. В то же время, если студент в Чехии не имеет гражданства одной из стран Евросоюза, будучи трудоустроенным в чешской компании, он не может претендовать на государственное медицинское страхование, а соответственно, не должен платить за него ежемесячные взносы. Этой категории будет необходимо выбрать для себя обслуживание в одной из коммерческих страховых компаний в Чехии.

Меры, способствующие привлечению квалифицированных кадров из-за рубежа

Сегодня все государства, безусловно, борются за квалифицированных специалистов, от которых существенно зависит экономический рост. Поэтому в наши дни явно прослеживается расширение рынка труда до мировых масштабов. Сегодня Россия является одним из крупнейших государств, которое использует в своей практике ряд мер, способствующих привлечению квалифицированных кадров из-за рубежа [13] (Borisova, Tokareva, 2020).

Так как от системы образования в полной мере зависят перспективы развития рынка труда и его насыщение рабочей силой, то вопросам привлечения иностранных граждан на обучение в вузы РФ придается особое значение. Статистические данные по количеству иностранных граждан, обучающихся в России по программам высшего образования (рис. 1), показывают позитивные количественные тенденции [14].

Рисунок 1. Численность иностранных студентов, обучающихся по программам высшего образования в России (тыс. чел)

Источник: [14].

Общее количество иностранных студентов, получающих высшее образование в российских вузах, за последние семь лет выросло в 2 раза. Если посмотреть динамику за последние три года, то в 2019/2020 году в Россию приехали получать высшее образование 267,1 тыс. иностранцев, что на 7,3% больше относительно 2018/2019 года. В 2020/2021 году в Россию приехали уже 373,1 тыс. человек, и прирост относительно 2019/2020 года составил уже почти 40%. Это свидетельствует о том, что российское образование пользуется популярностью у иностранных граждан.

В качестве мер, способствующих привлечению квалифицированных кадров из-за рубежа, Россия использует Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которая в последние годы приобрела большую популярность. Одной из ключевых задач данной программы стала поддержка и мотивация наших соотечественников, проживающих за рубежом, выбрать в качестве постоянного места жительства нашу страну и приехать в Россию. Это способствует улучшению демографической ситуации и социально-экономическому развитию России. Важно отметить то, что данная программа в том числе направлена и на привлечение студентов.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в 2010 году по Программе в Российскую Федерацию приехало 11 768 человек, а в 2019 году – уже 103 995 человек. В Сибирский федеральный округ в 2010 году приехали 1 930 человек, а в 2019 году – 19 934 человек. В Новосибирскую область в 2010 году приехали 725 человек, а в 2019 году – 8 520 человек [14]. Показатели, характеризующие численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (включая членов семей участников программы) (человек), представлены в таблице 1.

Таблица 1

Численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (включая членов семей участников программы) (человек)

2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020
год
Российская Федерация
11 768
29 641
56 647
33 770
105 444
179 660
142 935
115 770
103 344
103 995
56732
Центральный федеральный округ
5 692
13 538
27 416
16 509
41 081
76 636
67 364
48 090
42 071
39 358
21588
Северо-Западный федеральный округ
2 767
4 365
7 765
4 880
11 409
14 481
11 126
11 364
7 433
7 889
4913
Южный федеральный округ
-
-
437
709
3 270
6 909
6 497
4 701
3 901
3 218
1622
Северо-Кавказский федеральный округ
-
-
-
-
981
2 568
914
991
526
538
588
Приволжский федеральный округ
418
1 955
3 730
2 021
10 564
21 237
16 334
13 303
11 917
13 618
7638
Уральский федеральный округ
182
325
1 086
1 009
8 776
20 264
15 184
13 701
13 058
14 018
6843
Сибирский федеральный округ
1 930
6 194
11 475
7 603
20 882
26 954
18 414
17 866
19 969
19 934
1–334
Республика Алтай
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
11
Республика Тыва
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Республика Хакасия
-
-
-
-
93
359
266
102
210
194
174
Алтайский край
38
297
960
1 070
2 224
2 370
1 644
1 777
1 941
1 592
994
Красноярский край
175
765
1 378
452
1 497
3 491
1 973
1 191
919
1 202
1165
Иркутская область
245
1 582
1 466
448
1 688
2 814
991
745
950
817
669
Кемеровская область
107
225
569
793
4 300
3 787
1 895
1 780
1 928
2 399
1853
Новосибирская область
725
1 585
2 921
1 865
5 302
8 122
7 063
7 760
8 932
8 520
3079
Омская область
640
1 740
4 181
2 975
5 778
6 011
3 939
3 921
4 532
4 730
2091
Томская область
-
-
-
-
-
-
643
590
557
480
298
Дальневосточный федеральный округ
779
3 264
4 738
1 039
8 481
10 611
7 102
5 754
4 469
5 422
3206
Источник: [14].

Показатели реализации данной программы говорят о том, что это важный инструмент государственной политики, дающий хороший результат. Так как, по прогнозам Росстата, численность россиян ежегодно снижается, то программа является источником пополнения трудовых ресурсов нашей страны.

Для того чтобы иностранные граждане могли оставаться в России в качестве полноценного трудового ресурса страны, необходимо, чтобы меры, способствующие привлечению квалифицированных кадров из-за рубежа, обязательно включали в себя мероприятия по трудоустройству иностранных студентов российских вузов во время и после обучения.

Заключение

Основная проблема в вопросе трудоустройства выпускников из числа иностранных граждан – это сложность оформления документов и высокие налоговые ставки для работодателя. В случае если работодатель заинтересован принять на работу выпускника/студента иностранца, но не готов принимать его в штат, вуз может выступить аутстаффером, т.е. взять всю ответственность по соблюдению миграционного режима на себя. Для вуза это не очень выгодно.

Для снижения рисков при трудоустройстве выпускников вузов можно было бы организовать государственную поддержку работодателя:

- снижение налоговых ставок при трудоустройстве выпускника/студента;

- упрощение процедуры оформления (бесплатные консультации, юридическое сопровождение) при оформлении иностранных граждан из числа выпускников вузов и студентов.

В результате исследования можно сделать вывод о том, что существующая система трудоустройства иностранных студентов на территории Российской Федерации достаточно сложна. Кроме этого, в целом можно отметить, что российские вузы в недостаточной мере уделяют внимание проблемам трудоустройства своих иностранных студентов и выпускников.

Эти проблемы можно решить путем внедрения комплексной системы управления данным процессом на уровне вуза и снятием ряда правовых ограничений на уровне государства.

В связи с этим в качестве вузовских мероприятий, способствующих решению проблем трудоустройства иностранных студентов и выпускников, можно выделить следующие:

1. Организация взаимодействия вуза с кадровыми агентствами, которые могли бы выступить в роли аутстафферов по трудоустройству студентов, выпускников и молодых специалистов. Вуз рекомендует лучших иностранных студентов и выпускников. Здесь можно рассмотреть это взаимодействие еще и с участием работодателя. Вуз-выпускник (студент) – аутстаффер – работодатель.

2. Взаимодействие с работодателем в качестве аутстаффера. В случае если работодатель заинтересован принять на работу выпускника/студента иностранца, но не готов принимать его в штат, вуз сам может выступить аутстаффером, т.е. взять всю ответственность по соблюдению миграционного режима на себя.

3. Совместная подготовка будущих профессионалов, востребованных на предприятии. Предприятиям следует принимать активное участие в профориентационных мероприятиях. Проводить для студентов экскурсии на предприятие, рассказывать о преимуществах работы у них, знакомить с профессиональными требованиями к кандидату. В рамках таких мероприятий можно проводить анкетирование и опросы среди студентов, чтобы определить круг заинтересованных лиц, которые хотели бы работать в этой компании.

4. Создание индивидуальных образовательных траекторий для студента. Выполнение студентами тестовых или практических заданий от работодателей в рамках образовательного курса. По результатам выполненных заданий работодатель отбирает перспективные кадры для работы своей команде. Вуз дает теорию, которая закрепляется практическими заданиями от работодателя. При таком взаимодействии на выпуске работодатель сможет получить молодого специалиста, готового выполнять современные задачи и которого не нужно переучивать или доучивать.

5. Внедрение программ стажировок, разработанных совместно с компаниями-работодателями по конкретным направлениям подготовки.

Снижение рисков и устранение проблем, препятствующих трудоустройству иностранных обучающихся и выпускников российских вузов, относящихся к категории иностранных граждан, будет способствовать восполнению трудовых ресурсов для российского рынка труда.


Источники:

1. Носырева И.Г., Белобородова Н.А. Применение модели компетенций специалиста отдела содействия трудоустройству центра занятости населения как инструмента повышения качества государственных услуг в области занятости населения // Экономика труда. – 2021. – № 4. – c. 443-458. – doi: 10.18334/et.8.4.111951.
2. Вязова Н.С. Актуальные проблемы трудоустройства молодежи (на примере Санкт-Петербурга) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2016. – № 4 (100). – c. 150-154.
3. Рязанцева И. В. Современные тенденции в управлении компетентностной конкурентоспособностью специалистов // Общество: политика, экономика, право. – 2018. – № 3. – c. 56-59. – doi: 10.24158/pep.2018.3.11.
4. Давыдова Т. Е., Попова А. И., Распопова А. Е. Трудоустройство студентов и выпускников вузов: мотивация субъектов системы и направления ее совершенствования // Экономика в инвестиционно-строительном комплексе и ЖКХ. – 2019. – № 1(16). – c. 117-122.
5. Антонова Г.В., Мирзабалаева Ф.И., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса // Экономика труда. – 2020. – № 12. – c. 1249-1268. – doi: 10.18334/et.7.12.111230.
6. Подольский А.Г., Красникова А.С., Клочков Н.И., Соколов Д.С. Методический подход к оценке компетентности студентов и выпускников образовательных учреждений // Экономика труда. – 2022. – № 1. – doi: 10.18334/et.9.1.114090.
7. Былков В.Г. Особенности преобразования трудового потенциала в процессе интеграции выпускников учебных заведений на рынок труда // Экономика труда. – 2021. – № 3. – c. 275-294. – doi: 10.18334/et.8.3.111859.
8. Бычков Б. А. Трудоустройство студентов и выпускников высших учебных заведений // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2019. – № 4(61). – c. 97-99.
9. Яврумян С. С. Проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений // Трибуна ученого. – 2020. – № 12. – c. 985-990.
10. Бальжинов А. В., Жапов Д. Э. Трудовая миграция как самый действенный метод восполнения трудовых ресурсов // Энигма. – 2019. – № 11-1. – c. 262-266.
11. Скоробогатова В. И. Правовое регулировании трудоустройства иностранных студентов и выпускников: зарубежный и российский опыт // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2021. – № 1(138). – c. 246-255. – doi: 10.24412/2227-7315-2021-1-246-255.
12. Трещалин М. Р. Проблемы официального трудоустройства иностранных граждан // Аллея науки. – 2018. – № 6(22). – c. 719-723.
13. Борисова А. А., Токарева А. С. Механизм регулирования трудовой миграции выпускников вузов. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2020. – 132 c.
14. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/publications-plans (дата обращения: 25.12.2021).

Страница обновлена: 14.03.2024 в 09:04:35