Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса
Антонова Г.В.1, Мирзабалаева Ф.И.2,1, Бондарчук А.Г.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты РФ, Россия, Москва
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 50
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 12 (Декабрь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44483254
Цитирований: 50 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Пандемия коронавируса внесла значительные коррективы во все сферы жизнедеятельности, выявила новые или обострила существовавшие проблемы, в том числе и ухудшение условий для первого выхода выпускников на рынок. В текущем году ситуация с трудоустройством выпускников осложнилась тем, что заканчивать обучение (проходить производственную и преддипломную практики, защищать выпускные работы и т.д.) им пришлось в удаленном формате. Освоение образовательной программы в дистанционном формате имеет свою специфику, что усложнило реализацию прикладных, т.н. практикоориентированных задач: ознакомление будущего специалиста с рынком труда его профессионального сегмента, формирование практических навыков, первичную адаптацию к рабочему месту и трудовому коллективу, поиск потенциальных работодателей, и т.д. Вынужденная трансформация привычного формата обучения также повлияла на шансы выпускников трудоустроиться в процессе или после завершения обучения.
Авторы обосновывают необходимость выработки адекватных сложившейся ситуации механизмов взаимодействия работодателей с выпускниками по содействию в трудоустройстве, что позволило бы частично снизить риск резкого скачка безработицы среди выпускников, а также минимизировать долгосрочные проблемы разбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Важным аспектом исследования авторы выбрали оценку роли государственной службы занятости в информировании о ситуации о рынке труда и содействии в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений. В статье приведены результаты пилотного социологического опроса по выявлению барьеров в трудоустройстве, отношения к трудоустройству через государственную службу занятости; обоснованы направления совершенствования трудоустройства выпускников.
Ключевые слова: трудоустройство выпускников, образовательные учреждения, государственная служба занятости населения, пандемия короновируса, перехода от учебы к трудовой жизни
JEL-классификация: I23, J21, J24
ВВЕДЕНИЕ
Наличие среднего профессионального (СПО) или высшего образования (ВО) не всегда гарантирует выпускникам успешное трудоустройство в дальнейшем. Это обусловлено тем, что содержание учебных курсов, по которым готовят молодых специалистов, зачастую содержит устаревшие естественно-научные, экономические, социальные или технические концепции, имеющие мало общего с реальной ситуацией на рынке труда.
В связи с этим основная нагрузка по оперативной подготовке выпускников к изменениям, происходящим на рынке труда, перекладывается на плечи работодателя, для которого молодые специалисты являются основным фактором успеха и развития потенциала организации в будущем. Работодатели, которые берут на себя ответственность и признают необходимость изменений в работе с выпускниками для их более быстрой адаптации к потребностям бизнеса и экономики в целом, значительно снижают риск возникновения в будущем серьезного дефицита квалифицированных кадров в своих организациях. В то же время решение указанных проблем невозможно реализовать исключительно силами работодателей без поддержки государства, что свидетельствует о необходимости разработки мер содействия трудоустройству выпускников в области сотрудничества с работодателями по вопросам выделения квотируемых рабочих мест для трудоустройства/стажировки специалистов без опыта работы, обеспечения «смягченных» условий труда для выпускников, которые еще находятся на стадии завершения обучения (например, гибкий график работы) и др.
Целью данной статьи является выявление барьеров в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений среднего и высшего образования на рынке труда в условиях пандемии коронавируса и разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности органов службы занятости в данной области. Новизна исследования заключается в исследовании барьеров в трудоустройстве выпускников вузов, вызванных влиянием пандемии коронавируса, и разработке рекомендаций по координированию деятельности органов государственной службы занятости, работодателей и образовательных учреждений в области содействия трудоустройству выпускников.
Авторская гипотеза заключается в том, что ситуация с трудоустройством выпускников усугубилась в условиях пандемии, и обострилась необходимость в совместных усилиях государства, работодателей и службы занятости населения по формированию новых, более гибких форм трудоустройства молодежи.
Методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных специалистов в исследуемой авторами области, данные отчетности Роструда, а также статистические данные Росстата, характеризующие трудоустройство выпускников на рынке труда.
Результаты исследования могут способствовать в подготовке рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для совершенствования их деятельности в сфере оказания содействия в трудоустройстве выпускников образовательных организаций СПО и ВО.
ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ПРОБЛЕМАХ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Молодежь традиционно является одной из наименее конкурентных категорий населения на рынке труда, и безработица среди молодежи намного выше, чем в старших возрастах [3] (Varshavskaya, 2016). В отечественных и зарубежных научных публикациях подробно исследуются причины высокой молодежной безработицы [11] (Krasnova, 2015), при этом особое внимание уделяется проблемам первого выхода на рынок труда профессионально подготовленных молодых специалистов и рабочих после завершения ими очного обучения в ВО и СПО [24, 25] (Burgess, Sievertsen, 2020; Dias, Joyce, Keiller, 2020). Учеными и экспертами выявляются и анализируются основные причины субъективного и объективного характера, затрудняющие результативный поиск первого рабочего места и трудоустройство по полученной профессии, направлению подготовки [1, 7, 12] (Abramov, Zabaznova, Khalatenkova, 2016; Drobot, Makarov, Zhuravleva, Nersisyan, 2020; Lishchuk, Kapelyuk, 2019). Подробно исследуются факторы, влияющие на успешность трудоустройства и дальнейшее развитие карьеры недавних выпускников, оценивается степень их влияния на востребованность этой категории молодежи в зависимости от текущей ситуации, сложившейся на рынке труда [10, 15, 16, 22, 23] (Zabelina, Mayorova, Matveeva, 2019; Mikhaylova, 2020; Mikhaylova, Yarkova, 2019; Filonenko, Mosienko, Magranov, 2020; Tsygankova, Potudanskaya, Tszyvey, 2019).
Так, среди объективных причин низкой востребованности недавних выпускников, как правило, выделяются отсутствие опыта работы по специальности и недостаточный уровень квалификации, что снижает их конкурентоспособность в борьбе за вакантные рабочие места, возможность самостоятельного успешного трудоустройства.
Рощин С.Ю., анализируя проблемы перехода от учебы к работе вчерашних выпускников, на основе теоретических моделей экономической теории труда выделяет несколько системных причин, порождающих «сравнительно худшее» положение молодежи на рынке труда [19, с. 52] (Roshchin, 2006, р. 52). Автором выделены такие причины, как отсутствие у работодателей информации о профессиональной дееспособности молодежи, что повышает для них риск при найме и делает молодежь менее предпочтительной рабочей силой при найме. Еще одной причиной, отмечаемой этим автором, является структурное несоответствие параметров предложения труда молодых работников и спроса на их труд. Далее следует отсутствие опыта и необходимых навыков и умений у выпускников, так как учеба формирует знания, а навыки – в практике работы. Важным, на наш взгляд, является вывод автора о том, что на эффективность трудоустройства оказывает большое влияние состояние и характеристики рынка труда, а не только индивидуальные характеристики выпускников. То есть важную роль играют объективные причины, что сейчас необходимо учитывать в условиях кризиса, связанного с COVID-19.
Изучению результатов трудоустройства выпускников российских вузов и учреждений среднего профессионального образования посвящена также публикация (информационный бюллетень) группы авторов из Высшей школы экономики (под ред. С.Ю. Рощина, В.Н. Рудакова). В аналитическом материале проводится анализ основных трендов предложения труда выпускников и спроса на их труд, общих характеристик занятости выпускников. Особое внимание уделяется региональным различиям в результатах трудоустройства выпускников, в том числе по полученной специальности. Выявляются причины работы не по специальности [5, с. 72] (Lopatina, Leonova, Travkin et al., 2020, р. 72).
Интересным, на наш взгляд, является исследование группы авторов, посвященное трудоустройству недавних выпускников системы среднего профессионального образования. Речь идет о влиянии совмещения учебы с опытом работой. Основной причиной являются финансовые трудности в семье, и работа, как правило, не связана с получаемым образованием. Авторы считают, что при переходе от учебы к работе выпускники средних профессиональных образовательных организаций вынуждены соглашаться на любую работу, не имея финансовых возможностей искать работу по полученному образованию. Это негативно влияет на их дальнейшую карьеру [8] (Dudyrev, Romanova, Travkin, 2019). Исследования ряда авторов о влиянии вторичной занятости студентов на дальнейшее трудоустройство и карьеру также подтверждают данный факт. Так, на основе исследования с использованием данных социологического опроса были определены и классифицированы мотивы вторичной занятости студентов. Авторы приходят к выводу, что данный опыт мало содействует трудоустройству после окончания вуза, а пропуски занятий, плохая успеваемость лишают таких выпускников конкурентных преимуществ на рынке труда [15] (Mikhaylova, 2020).
Однако исследование специалистов «ВНИИ труда» (Антонова Г.В., Бондарчук А.Г.), основанное на данных Выборочного наблюдения трудоустройства выпускников 2010–2015 гг., проведенного Росстатом, в 2018 году показало, что совмещение получения образования с работой оказывает положительное влияние как на вероятность нахождения рабочего места, так и на размер получаемой заработной платы в начале карьеры [2] (Antonova, Bondarchuk, 2018).
Заслуживает внимания публикация Никулиной Ю.Н., посвященная процессу организации стажировки как инструмента формирования профессиональных компетенций выпускников и как инструмента обеспечения занятости молодежи в современных условиях [17] (Nikulina, 2019).
Интерес представляет Комплекс мер информационной и социальной поддержки обучающихся в условиях резкого перехода на дистанционный режим работы вуза, предложенных группой авторов, в котором подчеркивается важность организации тесного взаимодействия вузов со службой занятости (СЗН) для ознакомления студентов с актуальными вакансиями, а также при организации ярмарок вакансий, организации встреч с потенциальными работодателями в онлайн-формате [14] (Minaev, Isaeva, Gornov, 2020).
С наибольшими сложностями и барьерами при трудоустройстве сталкиваются выпускники-инвалиды, нуждающиеся в создании особых условий труда и режима работы в связи с имеющимися у них ограничениями по здоровью. Так, в исследовании ряда авторов [6, 4, 21] (Gurina, Moiseev, Shurupova, 2019; Starobina, Kuzmina, Gordievskaya, Klimon, 2015) подчеркивается, что выпускники, не имеющие опыта работы или имеющие небольшой стаж, относятся к числу самых уязвимых участников на рынке труда, а наличие у соискателя каких-либо ограничений здоровья при этом может усугублять и без того непростую ситуацию с их трудоустройством. Это подтверждают и многочисленные мониторинговые исследования, проводимые как среди выпускников-инвалидов [13] (Manuylova, 2018), так и среди специалистов и работодателей [18] (Romanenkova, 2018).
Можно отметить особенность формирования уровня зарплат на стадии ранней карьеры, отмеченный зарубежным специалистом: разрушительному воздействию подвержены не только сегмент молодежного рынка труда, но и формирование карьерной траектории. Исследователь отмечает, что те выпускники, которые сталкиваются с высоким уровнем безработицы в начале своей карьеры, – получают более низкую заработную плату в течение первых лет работы [26, с. 3] (Rothstein Jesse, 2020, р. 3).
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков на совещании по ситуации на рынке труда 27 мая 2020 года отметил, что в 2020 году вузы страны выпустят 554 тысячи студентов очной формы обучения. Учитывая опыт предыдущих лет, более 20% выпускников продолжат обучение по программам магистратуры, аспирантуры и ординатуры. По предварительным оценкам, на рынок труда в 2020 году выйдут 410 тысяч выпускников вузов, из которых 267 тысяч – выпускники очного бакалавриата и специалитета [1].
По данным Росстата, по итогам второго квартала 2020 года численность безработных выпускников системы высшего и среднего профессионального образования, окончивших учебные заведения в предыдущем (2019) году, составила 142 тыс. человек, причем более половины из них имели диплом о высшем образовании. При этом уровень безработицы выпускников 2019 г. выпуска во втором квартале 2020 года в среднем составлял 15,4% и был в 2,6 раза выше показателя для всего населения в аналогичном периоде – 6,0% (рис. 1). Особенно высокий уровень безработицы во втором квартале 2020 года наблюдался среди выпускников, получивших в 2019 году среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена – 18,2%.
Рисунок 1. Динамика уровня безработицы выпускников с ВО и СПО
во 2 квартале 2016–2020 гг., %
Источник: Итоги выборочного обследования рабочей силы [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13265 (дата обращения: 20.10.2020).
Следует отметить, что влияние ограничительных мероприятий в 2020 году сказалось на занятости как всего населения в целом, так и выпускников в частности: если в первом квартале 2020 года (до начала карантинных мероприятий) уровень занятости выпускников, окончивших образовательные организации в 2019 году, составлял 71,7%, то во втором квартале значение данного показателя снизилось до 69,2%. В то же время уровень безработицы указанных выпускников возрос с 14,8% в первом квартале до 15,4% во втором квартале. В целом данные обследования рабочей силы свидетельствуют о том, что значительная часть выпускников образовательных учреждений по программам высшего и среднего образования не трудоустраиваются на место работы в соответствии с полученной специальностью (профессией).
Согласно статистическим данным, среднее значение показателя трудоустройства по специальности среди выпускников 2016–2018 гг. выпуска всех уровней образования равно 63%. [2] Следовательно, в 2019 году среди работающих выпускников у 37% основная работа не соответствовала полученной специальности или профессии. В 2018 году у 34% выпусков 2015–2017 гг. работа не соответствовала полученному образованию. Таким образом, без влияния различных непредсказуемых факторов ежегодно более 30% выпускников не трудоустраиваются в соответствии с полученной специальностью (профессией).
Для совершенствования системы мер содействия трудоустройству выпускников необходимо в первую очередь оценить реальные барьеры в трудоустройстве и мотивированность субъектов рынка труда – самих выпускников и их потенциальных работодателей, что позволило сократить дисбаланс на рынке труда выпускников.
АВТОРСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БАРЬЕРОВ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ
В июне 2020 года сотрудниками ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России был проведен пилотный социологический опрос выпускников образовательных организаций высшего образования (далее – опрос выпускников). Целью данного социологического опроса являлась оценка перспектив трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования, а также разработка рекомендаций по содействию в трудоустройстве выпускников на основании полученных результатов.
Выборка респондентов, участвовавших в опросе, не является репрезентативной и может не полностью соответствовать объективной ситуации с перспективами трудоустройства выпускников. Однако полученные результаты можно использовать в качестве апробации методики опроса для дальнейших исследований в данной области и подкрепления выводов, полученных в результате анализа докладов специалистов органов службы занятости в рамках осуществления работы в направлении содействия трудоустройству выпускников.
В опросе участвовали выпускники образовательных организаций, находящихся в регионах с наиболее высоким уровнем социально-экономического развития: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Самарская область. Также в выборку вошли выпускники образовательных организаций, располагающихся в Саратовской, Томской, Курской, Тверской и Пензенской областях.
Согласно результатам опроса выпускников, две трети респондентов (67%) из числа тех, кто проживает в регионах, не входящих в топ-10 регионов по уровню социально-экономического развития [3], на момент завершения обучения были готовы искать работу в другом регионе (вне места постоянного проживания), а также рассматривали этот вариант в случае невозможности трудоустроиться в регионе постоянного проживания. Лишь 23% были решительно настроены искать работу в регионе проживания (рис. 2).
Рисунок 2. Распределение численности респондентов по ответам на вопрос «Готовы ли Вы искать работу в другом регионе (в том числе в месте нахождения образовательной организации)?»
Источник: результаты получены авторами по итогам пилотного социологического исследования.
Большую роль в профессиональном самоопределении выпускников должны играть как образовательные организации, так и служба занятости населения. На совещании о ситуации на рынке труда 27 мая 2020 года трудоустройство выпускников образовательных организаций было определено В.В. Путиным одной из важнейших задач в совместной работе органов службы занятости населения и региональных органов власти, курирующих данное направление.
Однако среди опрошенных респондентов 91% ответили, что на момент прохождения опроса не получали помощи в трудоустройстве ни от центра развития карьеры в образовательной организации, ни от службы занятости населения (рис. 3).
Рисунок 3. Распределение численности респондентов по ответам на вопрос «Получаете ли Вы в данный момент помощь в трудоустройстве?»
Источник: результаты получены авторами по результатам пилотного социологического исследования.
Ответы респондентов свидетельствуют о низком уровне информирования выпускников относительно реализующихся в регионе программ и мероприятий, направленных на содействие в трудоустройстве выпускников, что подтверждается распределением ответов на следующий вопрос. Так, на вопрос «Информировали ли Вас специалисты службы занятости населения о существующих услугах и программах, направленных на помощь выпускникам в трудоустройстве?» 75% респондентов ответили, что их не информировали, 19% – слышали об этих программах и услугах, однако не от специалистов службы занятости населения, и только 6% среди опрошенных ответили, что получали такую информацию от специалистов службы занятости (рис. 4).
Рисунок 4. Распределение численности респондентов по ответам на вопрос «Информировали ли Вас специалисты службы занятости населения о существующих услугах и программах, направленных на помощь выпускникам в трудоустройстве?»
Источник: результаты получены авторами по итогам пилотного социологического исследования.
Ответы респондентов свидетельствуют о том, что служба занятости населения не входит в число наиболее эффективных каналов для поиска работы, лишь 7% респондентов ответили утвердительно на вопрос «Обратитесь ли Вы в государственную службу занятости населения при поиске работы?». Большинство выпускников (59%) ответили отрицательно на указанный вопрос, и еще 34% выбрали вариант «Возможно».
О непопулярности в глазах выпускников низкой репутации основного органа, ответственного в том числе и за информирование граждан о ситуации на рынке труда свидетельствуют и ответы на вопрос: «За какими услугами (помимо выплаты пособия по безработице) Вы бы обратились в службу занятости населения?». Около половины респондентов (47%) ответили, что не планируют обращаться за какими-либо услугами в службу занятости населения. Более трети (37%) выпускников ответили, что обратились бы в СЗН за содействием в поиске подходящей работы, 31% выпускников выбрали услугу «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации». Наименьший интерес, по мнению выпускников, представляют услуги «Организация проведения оплачиваемых общественных работ» (8% респондентов выбрали данный пункт) и «Психологическая поддержка и социальная адаптация» (выбрали 8% респондентов) (рис. 5).
Рисунок 5. Распределение численности респондентов по ответам на вопрос «За какими услугами (помимо выплаты пособия по безработице) Вы бы обратились в службу занятости населения?» [4]
Источник: результаты получены авторами по итогам пилотного социологического исследования.
Существование данных проблем приводит, во-первых, к тому, что некоторые выпускники уходят в сферу теневой экономики, что означает потерю значительной части квалифицированной рабочей силы, которая способна эффективно участвовать в развитии страны [20] (Starichkova, Berezuev, 2019). Во-вторых, многие из выпускников вынуждены пройти переподготовку или получить дополнительное образование для того, чтобы в дальнейшем иметь больше шансов на трудоустройство.
Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение или получение второй профессии. Более того, пятая часть молодых людей увольняются из-за неудовлетворенности профессией и характером труда уже в первый год работы после окончания образовательной организации [9] (Evstratova, 2018).
Однако работодатели также испытывают трудности, сталкиваясь с такими проблемами, как несоответствие компетенций молодых специалистов требованиям рабочих мест, ригидность системы образования, дефицит актуальных образовательных программ, по которым готовят будущих молодых специалистов, сокращение численности населения трудоспособного возраста и др., поскольку влияние данных факторов негативно сказывается на обеспеченности квалифицированными работниками, что может повлечь сокращение кадрового резерва организаций по мере выхода сотрудников на пенсию. Отсрочка решения данных проблем может оказать долгосрочное негативное воздействие на качество рабочей силы.
По данным социологического опроса, обобщенные результаты на вопрос «Какие меры поддержки от государства помогли бы Вам (как выпускнику) в процессе поиска работы?» свидетельствуют о том, что большинству выпускников хотелось бы видеть в качестве меры поддержки в их трудоустройстве преимущественно выделение работодателями вакансий для стажировок/трудоустройства молодых специалистов без опыта работы (75% выпускников выбрали данную меру) (табл. 1).
Таблица 1
Распределение численности респондентов по ответам на вопрос «Какие меры поддержки от государства помогли бы Вам (как выпускнику) в процессе поиска работы?»
Вопрос в анкете:
«Какие меры поддержки от государства помогли бы Вам (как выпускнику) в процессе поиска работы?» [5] | |
Выделение работодателями вакансий для стажировок/трудоустройства
молодых специалистов без опыта работы
|
75%
|
Организация временного трудоустройства в свободное от учебы
время
|
53%
|
Направление на практику/стажировку в процессе / после
прохождения обучения в образовательном учреждении
|
37%
|
Помощь выпускникам при организации самозанятости (например,
выплата государственной единовременной финансовой помощи / проведение
консультаций по темам организации собственного бизнеса и др.)
|
34%
|
Если бы государство частично возмещало работодателям расходы на
оплату труда молодых специалистов, только окончивших образовательные
организации
|
28%
|
Расширение квоты приема на целевое обучение за счет бюджетных
средств в образовательных организациях для дальнейшего гарантированного
трудоустройства
|
18%
|
Более половины выпускников (53%) также выделили в качестве предпочтительных мер организацию временного трудоустройства в свободное от учебы время, более трети выпускников – направление на практику/стажировку в процессе или после прохождения обучения, а также помощь выпускникам при организации самозанятости.
В то же время менее заинтересованы выпускники в следующих предложенных мерах: частичное возмещение работодателям расходов на оплату труда молодых специалистов, только окончивших образовательные организации (28% от численности респондентов), а также расширение квоты приема на целевое обучение за счет бюджетных средств в образовательных организациях для дальнейшего гарантированного трудоустройства (18% от численности респондентов).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщение ответов специалистов позволяет выделить ряд трудностей, с которыми они сталкиваются в работе с выпускниками:
- низкий спрос со стороны работодателей в связи с отсутствием стажа и опыта работы у выпускников, а также активной позиции при поиске работы;
- несоответствие квалификации и профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций СПО и ВО потребности рынка труда, что во многом связано с тем, что маркетинговая политика образовательных учреждений в основном направлена на привлечение абитуриентов, а не на трудоустройство выпускников и мониторинг востребованности рынком труда профессиональных знаний и навыков, предусмотренных учебными программами данных образовательных организаций;
- низкая самооценка выпускников, связанная с неудачами в самостоятельном поиске работы, отсутствием навыков общения с работодателями и самопрезентации, а также слабой информированностью о ситуации на рынке труда;
- завышенные зарплатные ожидания, не соответствующие навыкам соискателя и ситуации на рынке труда;
- отсутствие в должной мере адресной государственной поддержки в трудоустройстве молодых специалистов: обеспечение и сопровождение первого рабочего места выпускникам образовательных организаций;
- низкая самооценка выпускников, связанная с неудачами в поиске работы, отсутствием навыков общения с работодателями и самопрезентации;
- недостаточная осведомленность выпускников об актуальной ситуации на рынке труда, возможных мерах поддержки и содействия в трудоустройстве, которые обеспечивают службы занятости населения, центры развития карьеры в образовательных организациях и др., а также о сфере деятельности, в которой выпускники получают образование и планируют в дальнейшем трудоустраиваться;
- отсутствие в должной мере адресной государственной поддержки в трудоустройстве молодых специалистов: обеспечение первого рабочего места выпускникам профессиональных образовательных организаций и др.
Для повышения эффективности системы взаимодействия образовательных организаций, работодателей и государственной службы занятости населения рекомендуются следующие меры:
- организация более тесного взаимодействия органов службы занятости населения с работодателями и профессиональными образовательными организациями, направленного на содействие трудоустройству будущих специалистов / квалифицированных рабочих еще на этапе их обучения (через формирование в субъектах РФ реестров выпускников (студентов последних курсов образовательных организаций, вузов), включающее сведения о направлении их обучения и о намерениях выпускников (резюме) после завершения обучения, разместив информацию на специализированных порталах, администрируемых СЗН, которые позволили бы заключать соглашения с работодателями, испытывающими потребность в работниках, о направлении выпускников, обладающих необходимыми компетенциями, на стажировку, практику или постоянное трудоустройство в данные организации);
- применение во всех субъектах РФ практики частичного или полного возмещения работодателю затрат на оплату труда выпускников, участвующих в программе по временному трудоустройству, что позволило бы привлечь к мероприятиям большее число работодателей и расширить предложения для трудоустройства выпускников;
- организация субсидирования из средств региональных бюджетов тем работодателям, которые в рамках сотрудничества с органами службы занятости и образовательными учреждениями готовы обеспечить «смягченные» условия труда для выпускников, которые еще находятся на стадии завершения обучения (например, гибкий график работы); выделение квотируемых рабочих мест для трудоустройства/стажировки выпускников без опыта работы; выделить вакансии для стажировок/трудоустройства молодых специалистов без опыта работы; принятие студентов/выпускников на практику/стажировку в процессе обучения в образовательных организациях СПО и ВО; предоставить возможность временного трудоустройства студентов/выпускников в свободное от учебы время;
- формирование долгосрочных программ (планов) подготовки специалистов для организаций в разрезе существующих направлений подготовки и специальностей, а также открытие в интересах организаций новых специальностей, диверсификация подготовки специалистов, введение в учебные планы новых спецкурсов с применением элементов наставничества и кураторства;
- организация привлечения студентов/выпускников к научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе на реальном производстве по заказам работодателей в процессе / по окончании обучения;
- участие специалистов органов службы занятости в мероприятии «День открытых дверей» образовательных организаций в целях реализации совместной профориентационной работы еще на начальных этапах выбора профессиональной деятельности абитуриентами, а также для информирования будущих студентов и их родителей об услугах и возможностях, которые СЗН предоставляет молодежи в рамках оказания государственных услуг;
- в рамках совместной профориентационной работы органов СЗН и образовательных организаций рекомендуется предусмотреть проведение социологических опросов студентов с целью выявления уровня осведомленности студентов о ситуации на рынке труда; выявление самооценки студентами собственных перспектив трудоустройства после окончания образовательных организаций и др. Результаты регулярных опросов студентов позволили бы специалистам СЗН оперативно совершенствовать работу с данной категорией граждан, предупреждать возникновение проблем с трудоустройством у студентов еще до их выхода на рынок труда.
[1] Совещание о ситуации на рынке труда [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства России – URL: http://government.ru/news/39947(дата обращения: 29.06.2020).
[2] Итоги выборочного обследования рабочей силы [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13265 (дата обращения: 20.10.2020).
[3] Рейтинг социально-экономического положения регионов. РИА Новости. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://riarating.ru/infografika/20200602/630170513.html (дата обращения 20.11.2020)
[4] Не равно 100%, так как предоставлялась возможность выбора нескольких вариантов
[5] Возможен выбор нескольких вариантов ответов
Источники:
2. Антонова Г.В., Бондарчук А.Г. Профессиональное самоопределение молодежи на российском рынке труда // Вестник тверского государственного университета. Серия: экономика и управление. – 2018. - №4. – С. 209-217.
3. Варшавская Е.Я. Успешность перехода «учеба–работа»: для кого дорога легче? // Социологические исследования. – 2016. – № 2. – С. 39-46.
4. Всемирный доклад об инвалидности [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения – URL: https://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru (дата обращения: 03.10.2020).
5. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда: информационный бюллетень [Текст] / М. В. Лопатина, Л. А. Леонова, П. В. Травкин, С. Ю. Рощин, В. Н. Рудаков; под науч. ред. С. Ю. Рощина, В. Н. Рудакова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2020. — С. 72.
6. Гурина М.А., Моисеев А.Д., Шурупова А.С. К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 1. – С. 465-482.
7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Журавлева О.В., Нерсисян А.М Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 3. – С. 253-266. – doi: 10.18334/et.7.3.100709. https://elibrary.ru/item.asp?id=42624863
8. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Травкин П.В. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования: все еще омут или уже брод//Вопросы образования. 2019. № 1. С. 109-136. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37177297
9. Евстратова Т.А. Проблемы выпускников учреждений профессионального образования при трудоустройстве. Материалы Афанасьевских чтений, 2018. №3 (24). С. 60-66.
10. Забелина О.В, Майорова А.В., Матвеева Е.А. Трудовые установки российской молодежи и государственное содействие развитию и реализации ее трудового потенциала // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 3. – С. 1093-1104.
11. Краснова Г.А. Анализ международного опыта повышения занятости и снижения безработицы среди молодежи// Научные ведомости. –2015. – № 14 (211). – С. 165-168.
12. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Трудоустройство молодых специалистов на российском рынке труда: ключевые тенденции // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 3. – С. 1079-1092.
13. Мануйлова В.В. Сопровождение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья молодого возраста в процессе их трудоустройства // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59-2. – С. 199-203.
14. Минаев А.И., Исаева О.Н., Горнов В.А. Содействие трудоустройству как фактор социальной поддержки обучающихся в условиях дистанционного режима работы университета // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. – С. 45.
15. Михайлова Н.К. Мотивационные модели занятости студентов и профессиональная социализация // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. —№ 3. — С. 333–346.
16. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Совмещение учебы студентов с работой – путь к профессии? // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 2. – С. 763-774.
17. Никулина Ю.Н. Молодежь на рынке труда региона: актуальные вопросы трудоустройства и занятости // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – №2. – С. 747-762.
18. Романенкова Д.Ф. Особенности содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью, получивших профессиональное образование // Вестник факультета управления СПбГЭУ. – 2018. – № 3. – С. 506-510.
19. Рощин С.Ю. Переход “учеба — работа”: омут или брод? Препринт WP3/2006/10. — М.: ГУ ВШЭ, 2006. — С. 52.
20. Старичкова К.С., Березуев Е.А. Проблемы в трудоустройстве выпускников вузов при современном состоянии экономики в России. Сборник материалов LIII Международной студенческой научно-практической конференции, 2019. С. 553-559.
21. Старобина Е.М., Кузьмина И.Е., Гордиевская Е.О., Климон Н.Л. Причины низкой занятости инвалидов на рынке труда в оценках инвалидов и специалистов // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. – 2015. – №2. – С. 40–47.
22. Филоненко В.И., Мосиенко О.С., Магранов А.С. Представления студенческой молодежи о профессиональном выборе (по материалам межрегиональных социологических исследований 2006-2016 гг.) // Вопросы образования. – 2020. – № 1. – С. 283-301.
23. Цыганкова И.В., Потуданская В.Ф., Цзывэй Я. Факторы мотивации молодежи при выборе профессии // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 4. – С. 1545-1554. – doi: 10.18334/et.6.4.41349. https://elibrary.ru/item.asp?id=42471892
24. Burgess S., Sievertsen H.H. Schools, skills, and learning: The impact of COVID-19 on education [Электронный ресурс] / S. Burgess, H.H. Sievertsen. – Электрон. текстовые дан. – Бристоль: CEPR’s policy portal, 2020. – URL: https://voxeu.org/article/impact-covid-19education (дата обращения: 30.08.2020).
25. Dias M.C., Joyce R., Keiller A.N. COVID-19 and the career prospects of young people [Электронный ресурс] / M.C. Dias, R. Joyce, A.N. Keiller. – Электрон. текстовые дан. – Лондон: The Institute for Fiscal Studies, 2020. – Режим доступа: https://www.ifs.org.uk/uploads/BN299-COVID-19-and-the-career-prospects-of-young-people-1.pdf (дата обращения: 16.09.2020).
26. Rothstein, Jesse, The Lost Generation? Labor Market Outcomes for Post Great Recession Entrants (July 2020). NBER Working Paper No. w27516, Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3649881
Страница обновлена: 27.11.2024 в 22:11:00