Проблемы занятости молодежи в Республике Саха (Якутия) (на примере выпускников «Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова»)

Яковлева О.С.1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2016)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=28307610
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Статья посвящена проблемам занятости молодежи. Особое внимание уделяется трудоустройству выпускников СВФУ (Северо-Восточный федеральный университет). Основное содержание исследования заключается в анализе данных по трудоустройству выпускников СВФУ. Рассмотрены проблемы трудоустройства молодежи. Проведен анализ трудоустройства выпускников университета. Освещены причины предпочтения выпускников города Якутска сельской местности. С учетом состояния рынка труда молодежи разработаны рекомендации по поддержке выпускников университета. Данные статьи могут быть включены для дальнейших исследований в области занятости молодежи, выпускников профессиональных учебных заведений.

Ключевые слова: выпускники, молодые специалисты, трудоустройство, безработица, занятость, молодежь, поддержка государства

JEL-классификация: J23, J11, J22



Введение

Современное российское общество переживает социально-экономический кризис, который характеризуется падением производства, сокращением числа рабочих мест, безработицей в значительных масштабах. В условиях социально-экономического кризиса молодые специалисты, не имеющие производственного опыта, оказываются неконкурентоспособными на рынке труда, и во всех странах мира их относят к социально уязвимой категории населения.

Социальные последствия безработицы достаточно негативно влияют на жизненный уровень личности, а также и на профессиональную квалификацию. Длительная незанятость приводит к потере как профессиональных навыков, так и уменьшает способности личности к интенсивному труду, ко всем негативным моментам прибавляется и социальная дезадаптация, появляются трудности при последующей адаптации на новом рабочем месте.

Для молодежи длительная незанятость приводит к социальной апатии, инфантилизму, возможно напряжение криминогенной ситуации в молодежной среде.

Трудоустройство молодежи в настоящее время актуальная проблема. И это обусловлено тем, что молодежь является важной социально-демографической группой населения, наиболее производительной, энергичной и активной, но еще тем, что почти треть безработных страны составляет молодежь.

Молодежная безработица вызвана тем, что выпускники высших или средних специальных учебных заведений в силу отсутствия квалификации не находят спроса на свой труд, опыта работы или других причин.

Государство поддерживает трудоустройство молодежи посредством программ социальной адаптации. Программы составляются и утверждаются службами занятости населения, отделами по делам молодежи, биржами труда и прочими подобными структурами. В том числе в ВУЗах проводится профориентационная работа со студентами.

В настоящее время в условиях рыночной экономики работодатель предъявляет порой высокие и необоснованные требования для желающих трудоустроиться на вакантную должность. Необоснованность требований работодателей заключается в том, что в большинстве случаев работодатели желают трудоустроить высококвалифицированных специалистов, которые на момент поиска работы уже имеют опыт работы в данной области. Выпускники учебных заведений характеризуется тем, что им не хватает профессионального опыта, стажа работы по данной специальности, что чаще всего является решающим фактором при трудоустройстве на определенную должность. Работодатели понимают, что молодые специалисты нуждаются в дополнительном практическом обучении. Именно поэтому они не желают иметь с ними дела.

Проблема безработицы молодежи требует решения на государственном уровне. В молодежной политике разрабатываются программы, касающиеся вопросов невостребованности молодых специалистов на рынке труда. Также проблему трудоустройства молодежи решают и на республиканском уровне. Реальную помощь выпускникам учреждений профобразования оказывают организации стажировки на предприятиях Республики Саха (Якутия). Необходимо отметить, что при всех учреждениях высшего и среднего профессионального образования созданы и действуют центры содействия трудоустройству выпускников и занятости молодежи.

На 01 декабря 2015 года из общей численности выпускников 2015 года очной формы обучения СВФУ количество занятых, в том числе трудоустроенных составило 96,78 % от общего количества выпускников

Одним из существенных показателей оценки трудоустройства выпускников университета является показатель трудоустройства по специальности. На 01 декабря 2015 г. этот показатель составил 95,02 % от всех трудоустроенных выпускников и 51,35 % от всего количества выпускников СВФУ 2015 г.

В соответствии с регламентом мониторинга трудоустройства выпускников СВФУ, дополнительными показателями занятости является занятость по другим каналам. Так, выпускникам, имеющим детей до 3 лет, беременным женщинам и другим выпускникам, не ищущим работу по состоянию здоровья и семейным обстоятельствам, предоставляется право «самостоятельного трудоустройства». Кроме того, выпускники могут быть призваны в ряды Вооруженных Сил РФ, продолжать обучение на следующем уровне очной формы обучения (в магистратуре, аспирантуре).

Таким образом, количество занятых по другим каналам выпускников на 01 декабря 2015г., составило 42,73 %.

Сравнительный анализ трудоустройства выпускников за 2012, 2013, 2014 и 2015 годы показал, что в целом по всем уровням профессионального образования СВФУ (с филиалами) данный показатель в течение трех лет остается относительно стабильным. Показатель трудоустройства в 2015 году по сравнению с 2012 годом уменьшился на 18,7 %. Данный показатель уменьшился за счет увеличения показателя занятости выпускников по другим каналам, а именно за счет продолжающих обучение (магистерская программа); призванных на службу в Вооруженные Силы РФ; занятых по уходу за ребенком и беременных женщин (таблица 1).

Если рассматривать трудоустройства выпускников за три года в разрезе уровней профессионального образования, то по уровню высшего образования наблюдается аналогичная тенденция снижения показателя трудоустройства по вышеупомянутым причинам. Показатель трудоустройства в 2015 году по сравнению с 2012 годом уменьшился на 8,54 %.

По состоянию на 01 декабря 2014 года анализ фактического трудоустройства выпускников очной формы обучения СВФУ 2014 года показал, что в г. Якутске и пригородных населенных пунктах остались работать 62 % от общего количества трудоустроенных выпускников. Трудоустроились в районах Республики Саха (Якутия) 36,08 %.

За пределы Республики Саха (Якутия) выехали на место работы 36 чел. (2,03 %), обучившихся за счет бюджетных средств и с полным возмещением затрат.

Трудоустройство в муниципальных улусах к 2015 году по сравнению с 2012 годом снизилось на 5,3 %, следовательно, трудоустройство в г. Якутске увеличилось на соответствующую долю. В 2012-2015 гг. данный показатель стабилен.

Причины предпочтения выпускниками города Якутска сельской местности могут быть разнообразны:

· развитая социальная инфраструктура;

· возможность карьерного роста;

· высокая оплата труда;

· развитый рынок труда;

· комфортные условия проживания;

· многообразие высокооплачиваемой неквалифицированной работы и т.д.

На основе общих статистических данных о занятости выпускников 2015 года «Северо-Восточного федерального университета М.К. Аммосова», проведен анализ и совершены расчеты по количеству трудоустроенных, безработных и не занятых по семейным обстоятельствам молодых кадров.

Вывод

Складывающаяся неблагоприятная для молодежи ситуация на рынке труда требует принятия ряда компенсационных мер со стороны республики. Прежде всего, эти меры должны проявляться в проводимой государственной и республиканской молодежной политике. Она должна быть направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации молодого человека. Развитие молодых инициатив, что будет способствовать поддержанию социального согласия в обществе и направленности на достижение отдельных целей экономики, политики, нравственного и культурного развития молодежи.

С учетом состояния и проблем в области трудоустройства выпускников необходимы мероприятия по урегулированию рынка труда и занятости молодежи:

· проводить научно-исследовательские работы по изучению рынка труда молодежи;

· разработать программу поддержки молодых специалистов: «ВУЗ-предприятие», в целях приобретения будущими специалистами опыта во время практик и в перспективе дальнейшего трудоустройства;

· развивать и поддерживать социальные объединения, способствующие поддержке и трудоустройству молодежи (молодежные биржи труда, ярмарки вакансий и др.)

Особенно тесно политика занятости молодежи должна совмещаться с образовательной политикой, потому что качество рабочей силы – это определенный показатель конкурентоспособности на рынке труда. Нужно создать необходимые условия для увеличения численности обучаемых, в первую очередь в системе профессионального образования всех уровней.

Необходимы государственные гарантии получения работы выпускникам. Государство должно обеспечить молодёжь предложением работы в кратчайшие сроки с момента окончания образования.


Источники:

1. Борисова А.А., М. М. Киселева Профильное трудоустройство выпускников вузов: зарубежный опыт, отечественная практика // Ректор вуза. – 2015. – № 1. – С. 44-53.
2. Бурлуцкая, М.Г. Высшее образование как лифт социальной мобильности: ожидание выпускников и реалии современного общества // Социология образования. – 2012. – № 9. – С. 87-96.
3. Валитова З.Х., А. Б. Есимова Теоретические вопросы изучения перехода молодежи от обучения к рынку труда // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2015. – № 1. – С. 154-161. – doi: 10.17223/1998863Х/29/16.
Яковлева О.С. Проблемы занятости молодежи арктических территорий РС (Я). / Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2015. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – 207-209 с.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:50