Воспроизводство трудовых ресурсов: роль центра трудоустройства и карьеры в обеспечении профильной занятости выпускников университета
Борисова А.А.1,2, Ростовцев К.В., Дихтеренко А.С.
1 Новосибирский государственный технический университет, Россия, Новосибирск
2 Сибирский государственный университет водного транспорта, Россия, Новосибирск
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 6 (Июнь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53991222
Аннотация:
Обозначены подходы к изучению воспроизводства трудовых ресурсов, показаны способы исследования сложноорганизуемых и многокомпонентных процессов формирования, распределения, актуализации профессионального и личностного потенциалов носителей труда. Выявлена проблематика дисбаланса конъюнктуры рынка труда и значительных потерь ресурсного обеспечения процессов воспроизводства трудовых ресурсов. Потери фиксируются вследствие низкой конверсии мероприятий и результатов деятельности, реализованных центрами содействия трудоустройства и управления карьерой, созданных при учебных заведениях. Представлены результаты авторского исследования, характеризующие практику работы центров трудоустройства университетов и обозначены ключевые проблемы в рамках которых видятся возможности совершенствования деятельности центров трудоустройства и управления карьерой при университетах. Обозначена зона возможной специализации и сегментации университетских центров трудоустройства, связанная с работой на выделенном профильном университету рынке труда. Ведение и координирование работ в рамках профильной специализации позволит достигать агрегированный эффект университета во взаимодействии с компаниями-партнёрами
Ключевые слова: воспроизводство трудовых ресурсов, центр трудоустройства, карьера, профильная занятость, трудоустройство, результативность деятельности, конверсия, пассивная кадровая политика
JEL-классификация: J21, J24, J13
Введение
Воспроизводство трудовых ресурсов страны является приоритетной задачей в обеспечении устойчивости социально-экономического развития. Государственная политика направлена на реализацию и мониторинг эффективности последовательно реализуемых процессов формирования ресурса труда, распределения и перераспределения носителей рабочей силы, использования и актуализации профессионально-личностных потенциалов субъектов труда. Процессам воспроизводства свойственны характеристики: длительности протекания, сложнообразуемости и многокомпонентности структурирования, подверженности влиянию разнообразия факторов, а также регулируемости со стороны разных стейкхолдеров. Воспроизводство трудовых ресурсов – это сложный, многокомпонентный процесс, регулируемый разными заинтересованными пользователями, в том числе и самими объектами – носителями труда. Поэтому изучение процесса воспроизводства и оценка реализации механизмов формирования, распределения и актуализации ресурса труда осуществляется через декомпозицию элементов, аналитику результативности и последующую свертку в единое целое. Поэлементная детализация и разграничение предметных областей позволяют обеспечить глубокое изучение процесса, факторов влияния и механизмов регулирования. Поэтому исследовательское сообщество по изучению воспроизводства трудовых ресурсов применяет аналитические методы исследования, локализованные в поисковом запросе авторов и выходящие на многостороннюю субъектную позицию запроса. Так, активно представлен поиск обоснований динамики выбора образовательных траекторий в школьном образовании [1,17], переходе позиций «выпускник школы-абитуриент» [20], формирования профессионального потенциала во время обучения [4, 21], выбора способов и форматов карьеропостроения [27], поиска места трудоустройства [11, 13], мобильности трудовых ресурсов, включая эмиграцию [7, 14] и формирование трудовых ресурсов в отдалённых и (или) малопривлекательных для жизни регионов [5, 8, 9, 26,], акцентуации внимания на качестве трудовой жизни [2, 16, 24, 25], профилактирования профессиональных заболеваний [23, 25], механизмов увеличения продолжительности жизни в целом [22], и трудовой в частности [10]. Представленным областям научно-исследовательского поиска также характерна последующая сегментация и детализация познавательно-прикладного запроса общества. Поскольку детальный анализ механизмов реализации элементов и этапов больших процессов позволяет обеспечить понимание и оценку зависимостей в условиях многофакторного влияния и причинно-следственной обусловленности.
Реализация генеральных направлений политики воспроизводства трудовых ресурсов зависит от активности, включенности и качества участия сопровождающих, сервисных институтов и структур. Конъюнктура отечественного рынка труда на протяжении длительного периода времени испытывает дисбаланс как в объёме, так и в структуре спроса на труд [12, 15, 19, 21]. Проблематика в особенности обострилась при достижении трудоспособного возраста поколением, которое характеризуется меньшей рождаемостью и соответственно усугубляет диспропорции рынка труда, а также приводят к ограничениям возможностей компаний в удовлетворении спроса на труд. Поэтому усиливается роль посреднических структур рынка труда, направленных на фокусировку взаимодействия «компания-носитель труда» в целом, и в особенности выпускников образовательных организаций. Почему именно для выпускников образовательных организаций роль центров содействия занятости, как посреднической структуры, становится особенно важной? Считаем, что расширение возможностей в способах профессиональной реализации и трудовой занятости, акцентирует внимание на прицельные работы по сопровождению и карьерной навигации. В противном случае, слабая подстройка компаний к изменяющимся запросам поколения Z будет способствовать нарастанию тенденции ухода молодого поколения рабочей силы из профильной специализации.
Посредником профильной занятости молодёжи и факторами, которые способствуют распределению рабочей силы на рынке труда выступают центры трудоустройства и карьеры, которые созданы при университетах. Считается, что деятельность этих структурных подразделений направлена на координацию действий выпускников по поиску места приложения сформированного профессионального потенциала, а также компаний, формирующим структуру и содержания спроса на труд. Поэтому анализ работы центров трудоустройства и оценка их вклада в обеспечении распределения трудовых ресурсов представляется значимыми и актуальными.
Замысел исследования обращён к изучению практики работы центров трудоустройства, созданных при университетах и анализу результативности их деятельности в содействии и обеспечении трудоустройства учащейся молодёжи. В фокусе внимания находятся следующие параметры: мера вовлеченности студентов в работу центров трудоустройства и карьеры; реализуемый тип кадровой политики и оценка потенциальных возможностей к наращиванию результативности деятельности при содействии реализации ключевого процесса воспроизводства трудовых ресурсов – распределение на рынке труда.
Итак, цель настоящей статьи – это понять роль, назначение и меру включенности центров трудоустройства и содействия занятости выпускников университетов в обеспечении сервисно-посреднической деятельности распределения трудовых ресурсов.
Раскрытие замысла исследования потребовало проведение сбора и последующую обработку эмпирических данных. Дадим краткую характеристику выборки исследования. При формировании выборки исследовательская группа стремилась обеспечить включение всех потенциальных клиентов центров трудоустройства университетов: самих студентов, работодателей, представителей органов местного самоуправления. Внутри каждой целевой группы выбирались фокусные подгруппы. Критерием отбора выступали мера заинтересованности в поиске работы или ресурса труда и активность сотрудничества с центром трудоустройства. Так, для студенческой подвыборки удалось обеспечить присутствие респондентов всех курсов обучения университета, с большей долей активных в поиске работы студентов третьего (31% от числа опрошенных) и четвертного курсов подготовки (38%). В подвыборку «работодатели» включены в равной пропорции группы компаний, с которыми центр трудоустройства активно сотрудничает в настоящем, а также потенциальные, представляющие интерес для сотрудничества по запросам студентов. Таким образом удалось сформировать целевую выборку, включающую три подгруппы: студенты (N=1290 ед. наблюдения), работодатели-компании (N=528 ед.) и органы власти (N= 6 экспертов). Охват опроса – центры трудоустройства двух университетов города Новосибирска в период с марта по май 2023 года.
Анализ деятельности и результативности работы центров трудоустройства и карьеры, созданных при университетах.
В структуру университета включены различные факультеты. В оценке работы центра трудоустройства университета важным является мера вовлечения в деятельность студентов-представителей всех факультетов. Анализ показал, что студенты всех факультетов университета взаимодействуют с центрами трудоустройства: от 50% до 62% обучающихся на разных факультетах так или иначе коммуницировали с сотрудниками центра. Можно заключить, что в настоящем присутствует достаточно высокая степень вовлечения и охвата молодёжи мероприятиями, проводимыми в центрах карьеры и трудоустройства. При этом стоит отметить, наличие значительного потенциала к более интенсивному и активному взаимодействию. Поскольку центры трудоустройства находятся в непосредственной близости к потенциальным клиентам-заказчикам и практически не нуждаются в работах по диагностике целевой аудитории и налаживанию каналов коммуникации с ней. То и оценки включенности в коммуникации могли бы достигать более высоких значений.
Запас прочности и необходимости проведения активной политики со стороны центра трудоустройства подтверждает и большая включенность студентов очной формы обучения в трудовую деятельность. Более половины опрошенных респондентов имеют опыт работы и стараются совмещать обучение и прикладную деятельность. При этом, основными каналами через которые ребята трудоустраивались являются: знакомые, друзья (56% от числа опрошенных), работные сайты (HeadHuner, Зарплата.ру и другие) (54%), практика и стажировка от кафедры (20,2%), самостоятельный поиск через сайты работодателя (15,4%) и лишь 4% студентов с опытом работы трудоустроились с помощью центра трудоустройства университета.
Отметим достаточно высокую скорость поиска студентами места занятости. Так, каждый второй работающий студент затратил на поиск работы менее двух недель, а еще каждый пятый нашёл работу в течении первого месяца. Безусловно на скорость трудоустройства влияет сложившаяся трудодефицитная конъюнктура рынка труда и высокий спрос работодателей на выпускников [3, 18]. Такая ситуация с одной стороны, снижает потребность обращения студентов в ресурсные центры, с другой, напротив, актуализирует работу центра трудоустройства в содействии именно профильной занятости [6]. По данным нашего исследования, только каждый второй работающий студент задействован на местах в рамках профильной подготовки. Поэтому центры трудоустройства студентов университетов могут выбрать специализацию и работать в нише «профильная занятость выпускников университета». Подобная специализация может агрегировать и быть востребованной и по иным направлениям работы университета (например, профильные практики и стажировки, проектные работы с компаниями-партнёрами, дипломные работы в рамках хоздоговорных работ и прочие).
В целом, характеристика приведённых данных результативности работы центров трудоустройства может говорить о наличие проблем в организации и реализации функционала. Такие значения негативно характеризуют отдачу мероприятий центров трудоустройства и ресурсных вложений в них. Достаточно низкая конверсия при высокой мере вовлеченности студентов в работу центра свидетельствует о проблемах в фокусировке на ключевых видах деятельности. Проведение мероприятий ради активности и вовлечения, но без значимой отдачи в ключевые показатели результативности деятельности отражает ситуацию «работу ради работы» (вроде бы деятельность и осуществляется, но результат не достигается). В целом, выявленная ситуация влияет на репутационные издержки центров трудоустройства как со стороны субъектов труда и потребителей услуг деятельности, так и со стороны заказчика – системы управления университетом. Требуется ввод изменений в политику и механизмы работы со студентами, а также пересмотр ключевых показателей деятельности, по которым оценивается результативность деятельности центров трудоустройства университетов.
Проведём детальный анализ взаимодействия центра трудоустройства университета с целевой аудиторией – студентами. Фокусная позиция анализа – мнения обучающихся. Поскольку анализ отчётной документации, предоставленной самими центрами, описывает ситуацию работы по трудоустройству на уровне 96-98% от числа выпускников университетов, а формат документации не позволяет обозначить проблемные места в работе центра. Полагаем, что оценка работы центра с позиции целевых пользователей будет способствовать выявлению направлений для совершенствования взаимодействия и наращиванию значения показателя конверсии проводимых мероприятий.
Выявлена слабая осведомлённость студентов о способах коммуникации и взаимодействия с сотрудниками центра трудоустройства. Так, более 60% не знают где фактически локализуется центр и в какое время можно получить консультацию от его специалистов. Более 67% встречали информацию о центре в аккаунтах и на сайте университета, но при этом не являются активными подписчиками аккаунта центра. Участниками аккаунтов в социальных сетях центров являются лишь 28% студентов университета. Охват целевой аудитории достаточно низкий, что ещё раз акцентируют внимание на необходимости ввода регулирующих мер по вовлечению. Вовлечение целевой аудитории возможно «силовым» способом, но ценность и влияние на конверсию мероприятий будет слабо регулируемой. Вовлечение на основе пользовательского интереса, удовлетворения запроса целевой аудитории и размещения полезного материала – все это способствует активизации запроса и реального вовлечения. Если пользователь получает реально полезный контент и видит преимущества от нахождения на площадке центра, то и его активность будет соответствующей. Важным является не просто привлечение аудитории, но и предварительная подготовка содержательно интересного и полезного наполнения площадки взаимодействия, а также последующая регулярная работа по удержанию пользовательского интереса.
Выявлен дисбаланс в позиционировании центра и запроса студенческой молодёжи. Так, анализ документации, характеризующей работу центров, выявил, что приоритетными задачами являются: установление и развитие партнёрского взаимодействия с компаниями рынка труда; координирование работ структурных подразделений университета в целях содействия профильному трудоустройству выпускников; мониторинг текущего рынка труда и анализ тенденций развития перспективного спроса на труд; информационная поддержка обучающихся и выпускников по вопросам поиска работы, занятости и карьерной навигации; исследование качества трудоустройства выпускников и взаимодействия с разными работодателями. В целом, приставленный список работ можно сгруппировать по трем направлениям: исследование и анализ; трудоустройство; организация взаимодействия участников.
Мониторинг профилей аккаунтов в социальных сетях и интервью с руководителями центров выявил, диспропорцию в распределении участия и затрат времени по задачам и направлениям работы. Преобладающими являются работы по информированию участников взаимодействия о проведении ярмарок вакансий, дней работодателей, профильных хакатонов и встреч с работодателями. В меньшей мере позиционируются работы связанные с диагностически-консультационными направлениями деятельности (помощь в подготовке резюме, прохождению собеседований и карьерной навигации). Совсем незначительно представлены работы по исследованию и мониторингу конъюнктуры рынка труда, составление профильных баз данных вакансий, работодателей, резюме. Специалисты говорят о недостаточном кадровом обеспечении работы центров (например, в рассматриваемых центрах, которые работают в университетах с численностью студентов более тринадцати тысяч, выделено полторы ставки на должности директора центра, ведущего специалиста, инспектора по сопровождению и операционного специалиста) и скудном финансировании такого рода работ. Отсутствие собственной аналитически-исследовательской базы и специализации не позволяет реализовывать активную политику на рынке труда. Получается, что в настоящем, согласно данным нашего анализа, центрам трудоустройства присуща роль посредника и пассивного координатора в удовлетворении запроса в большей мере лишь одной стороны – работодателя. Пассивная роль заключается в размещении информации доступных средах (аккаунтах, личных кабинетах и информационных табло), но не выстраивании длительные партнёрских взаимодействий на основе выявления актуальных запросов носителей рабочей силы и поиска способов удовлетворения (формирования) спроса на рынке труда.
О необходимости смены позиционирования и приоритезации деятельности центров трудоустройства говорят и результаты опроса обучающихся. Перечень востребованных услуг центра включает: актуальный список вакансий для профильных специализации обучения работ и компаний (78% от числа опрошенных); представление профильных баз практик стажировок в адаптированных форматах к графикам проведения практической подготовки (54%); помощь в разработке резюме и подготовки к прохождению собеседований (23%); консультации по вопросам профессионального самоопределения и карьерной навигации (13%). Все группы респондентов (студенты, выпускники, представители компаний, система управления университетом) фиксируют низкую меру удовлетворённости работой центров трудоустройства и предлагают изменить как фокусировку, так и способы коммуникации с целевой аудиторией. В том варианте, как настроены процессы сопровождения, содействия трудоустройству и карьерной навигации сейчас видят смысл лишь 20% опрошенных, остальные говорят о необходимости кардинальной перестройки способов реализации работ и изменении функционального назначения.
Заключение
Представленные результаты деятельности центров трудоустройства и карьеры университетов свидетельствуют о наличии значительного потенциала в реализации сервисной функции процесса распределения трудовых ресурсов. Требуется комплексная настройка как целевых установок в назначении и роли центра, так и настройка механизмов оперативной деятельности. Сервисная функция содействия занятости и трудоустройства предполагает фокусную настройку на потребности целевой аудитории: работодателей, формирующих спрос на труд и студентов, находящихся в избирательном поиске мест актуализации профессионально-личностного потенциалов. Для этого центру трудоустройства и карьеры необходимо реализовывать аналитически-исследовательские функции, непротравленные на выявление текущего и перспективного интересов целевых групп. Информация о тенденциях и смене запроса может служить основанием для коррекции механизма и инструментов работы с целевыми группами. Знание потребностей и настройка под эти потребности инструментов реализации функционала позволит перейти от пассивного формата к активно-ориентированному и моделирующему стандарты работы.
В целом, требуется ввод регулирующих мероприятий и фокусировка на преимуществах центра трудоустройства. Ключевыми преимуществами выступает тесная кооперационная связь с профильными работодателями – заказчиками рабочей силы и близость к субъектам трудовой деятельности. Если не пересмотреть формат работы и способы реализации функционала центров трудоустройства и карьеры, то имеются опасения в их жизнеспособности.
Источники:
2. Антонова О.А. Качество жизни населения и качество трудовой жизни // Вестник Челябинского государственного университета. – 2022. – № 6. – c. 30-41.
3. Балашова Н.В. Трудоустройство выпускников в Иркутской области: обзор статистических материалов // Экономика труда. – 2022. – № 5. – c. 1005-1018. – doi: 10.18334/et.9.5.114639.
4. Бельская Ю.В., Борисова А.А., Хохолуш М.С. Поколение Z на рынке труда: к чему быть готовым HR-системам? // Экономика труда. – 2023. – № 1. – c. 85-96.
5. Бессмертный И.В., Меринова Ю.Ю., Латун В.В. Оценка демографической ситуации в Ростовской области. Пространственный аспект // Московский экономический журнал. – 2021. – № 2.
6. Борисова А.А. Конкурентоспособность и профильная занятость выпускников вузов: вопросы теории и методологии. - Новосибирск, Издательство НГТУ, 2015. – 510 c.
7. Борисова А.А., Токарева А.С. Механизм регулирования трудовой миграции выпускников вузов. - Москва, Русайнс, 2020. – 138 c.
8. Воронцова Н.В., Мерзлов А.В., Мухаметзянов Р.Р., Платоновский Н.Г. Оценка привлекательности сельских территорий с точки зрения внутренней миграции населения в России и странах ЕС // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2021. – № 6. – c. 40-47.
9. Диденко Л.А., Кирко В.И., Лукьянова А.А., Саволайнен Г.С. Факторы развития системы образования отдалённых северных территорий Красноярского края // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2019. – № 4(50). – c. 14-28.
10. Литвинюк А.А., Буров А.Н., Кузуб Е.В. Проблемы трудоустройства молодежи в сферу науки, высоких технологий и высшего образования // Экономика труда. – 2019. – № 3. – c. 1105-1118. – doi: 10.18334/et.6.3.40820.
11. Мальцева С.М., Булганина А.Е., Булганина С.В., Белоусова К.В. Социологическое исследование выявление предпочтений молодежи по трудоустройству // Наука и бизнес: пути развития. – 2019. – № 3(93). – c. 89-92.
12. Масальский М.Г. Рынок труда и безработица // Экономика и социум. – 2022. – № 4-3 (95). – c. 92-94.
13. Никулина Ю. Н. Молодежь на рынке труда региона: актуальные вопросы трудоустройства и занятости // Экономика труда. – 2019. – № 2. – c. 747-762.
14. Олейник Е.Б., Ивашина Н.В., Храмова М.Н. Эмиграция из России в страны Юго-Восточной Азии: ситуационный анализ // Экономические науки. – 2022. – № 216. – c. 319-329.
15. Петрова В.А. Современные проблемы исследования рынка труда // Мировая наука. – 2021. – № 11 (56). – c. 108-112.
16. Потуданская В.Ф., Шайкин Д.Н. Качество жизни и качество трудовой жизни как среда формирования трудового потенциала // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 25(190). – c. 33-38.
17. Робинсон К. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 386 c.
18. Свинухова Ю.Н. Стратегии эффективного трудоустройства в условиях рисков российского рынка труда: формальные и неформальные каналы поиска работы // Экономика труда. – 2022. – № 11. – c. 1739-1756. – doi: 10.18334/et.9.11.116661.
19. Сербина Н.В. Проблема трудоустройства выпускников вузов: карьерная компетентность как условие их адаптации к рынку труда // Экономика труда. – 2021. – № 12. – c. 1501-1512. – doi: 10.18334/et.8.12.113977.
20. Чередниченко Г.А. Трудоустройство и положение на рынке труда выпускников среднего профессионального образования // Социологические исследования. – 2017. – № 7. – c. 66-77.
21. Baurina S.B. Modern realities of business philosophy // Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. – 2022. – № 3(40). – p. 10-12.
22. Bishop N.A., Lu T., Yankner B.A. Neuralmechanisms of aging and cognitive decline // Nature. – 2010. – p. 529-535.
23. Dierendonck D. V., Garssen B., Visser A. Burnout Prevention through Personal Growth // International Journal of Stress Management. – 2005. – № 1. – p. 62-77.
24. Duangruthai S., Waruesporn N. The model of factors affecting workers' quality of working life: a comparative study between THAI and migrant workers // Public Administration. – 2023. – № 5S1. – p. 91-110.
25. Jafari R. Investigating the effect of organizational commitment on the quality of work life of employees // Национальная безопасность и стратегическое планирование. – 2022. – № 3 (39). – p. 95-102.
26. Oldham G.R., Cummings A. Employee Creativity: Personal and Contextual Factors at Work // Academy of Management Journal. – 1996. – № 39. – p. 607-634.
27. Schepers P., Van den Berg T. Social Factors of Work-Environment Creativity // Journal of Business and Psychology. – 2007. – № 3. – p. 407-428.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:06