Какие качества необходимы студентам для успешного трудоустройства: позиция работодателей в 2021 г.
Утяганова Д.М.1, Абрамов Е.Г.1
1 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 14
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 12 (Декабрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48000004
Цитирований: 14 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Проблема успешного трудоустройства занимает мысли людей с начала их трудовой деятельности. Исследования показали, что уже в эпоху промышленной революции были чётко сформулированы требования для успешного сотрудника. С развитием общества совершенствовались и указанные требования. В рамках Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана - одного из передовых вузов, который подготавливает многопрофильных специалистов – был проведён опрос. Целью этого опрос было выяснить, обладают ли студенты в 2021 году качествами, которые считают важными современные работодатели. Результаты данного исследования показали, что студенты уже после двух лет обучения обладают некоторыми качествами, необходимых для успешного трудоустройства. Однако наблюдается большая нехватка теоретического, а в особенности практического опыта, который студенты считают самым важным для успешного трудоустройства.
Ключевые слова: успешное трудоустройство, работодатели, студенты, выпускники, необходимые качества, навыки, знания, умения, опыт
JEL-классификация: I23, I25, J21, J24
Введение
Проблема успешного трудоустройства является для студентов, особенно для выпускников, одной из самых актуальных. Чем ближе студенты к выпуску, тем больше их заботят вопросы: где устроиться? что в настоящее время востребовано? насколько я готов(-а) к новому этапу жизни? и другие подобные вопросы. В данной статье раскрывается вопрос о качестве подготовленности студентов к успешному трудоустройству и об изменении этих требований с течением времени, поскольку оценка уровня выпускников и перспективы их трудоустройства, а также развитие их профессиональных компетенций в первые годы работы представляют постоянный интерес для исследователей [2–7, 10, 11] (Antonova, Mirzabalaeva, Bondarchuk, 2020; Bikmetov, 2020; Glotova, 2014; Ivanova, Sazhaeva, 2020; Lishchuk, Kapelyuk, 2019; Markeeva, 2020; Frolova, Guskova, 2019; Sharipova, 2020). Для начала мы изучили этот вопрос с помощью раннее проведенных исследований – по их итогам выявляли ряд качеств, которые работодатели считают необходимыми для студентов. На основе полученных результатов был проведен опрос среди студентов Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана - одного из передовых вузов, который выпускает многопрофильных специалистов.
Обобщая ответы респондентов, мы выявили, что студенты по итогам двух лет обучения имеют относительно хорошую базу для трудоустройства к настоящему моменту. Компетенция, направленная на коммуникацию и повышение эффективности выполнения работы, имеет довольно высокие показатели, в отличие от показателей теоретических и практических знаний. Низкие оценки теории и практики объясняются тем, что студенты находятся только в процессе обучения, то есть у них еще есть возможность восполнить недостающие знания, умения и навыки. Однако уже на данный момент у них есть хорошее понимание того, насколько необходим практический опыт.
Методы
Охватив небольшую группу студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана, мы провели опрос с целью выяснить, что на данный момент студенты уже освоили в процессе обучения. Опрос был проведен в августе 2021 года посредством Google-форм, данные собирались в течение 3–4 дней. Данные были обобщены, систематизированы, сопоставлены при помощи диаграмм и проанализированы. Количество респондентов: 190 человек.
Результаты
В 2021 году наибольшая часть студентов соответствует современным требованиям, которые считают необходимыми работодатели для успешного трудоустройства. Опрос показал, что к началу третьего года обучения студенты уже обладают некоторыми важными для успешного трудоустройства качествами в довольно высокой степени: коммуникабельностью, способностью эффективно работать самостоятельно и в команде, способностью быстро включаться в работу, способностью к быстрой адаптации, самодисциплиной. Однако на данный момент эти студенты не обладают достаточными специализированными навыками и знаниями – это объясняется еще не завершенным обучением.
Хуже всего у студентов проработаны знания при работе с иностранной литературой, передовыми технологиями, а также навыки самопрезентации и делового общения. Каждый из этих показателей совершенствуется за счет практики.
Таким образом, не следует делать полноценный вывод о качестве полученных знаний и навыков по итогам этого опроса – нашим респондентам еще предстоит улучшить свою компетенцию. Зато спустя пару лет, когда они уже получат бакалаврскую степень, можно им предложить пройти этот опрос снова, чтобы увидеть, как сильно изменились их ответы.
Анализ исследований прошлых лет
В 2006 году было проведено исследование «Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания» Авраамовой Е.М. и Верпаховской Ю.Б. [1] (Avraamov, Verpakhovskaya, 2006). Часть статьи посвящена изучению изменений в требованиях работодателя к персоналу. Согласно исследованию, во времена промышленного капитализма от работника требовалось выучить определенный набор приемов на всю оставшуюся жизнь, что отличается от новейшего времени - работник должен быть готов к постоянному овладению новыми навыками по мере внедрения новых информационных технологий. Больше становилась востребованной широкая специализация работника. Разнообразие навыков предполагает постоянный режим переобучения. В плане определения приоритетных полезных качеств тоже произошли изменения: основными морально-психологическими качествами работника в эпоху промышленного капитализма были, прежде всего, дисциплина, знание своего места в организационной иерархии и технологической цепочке, исполнительность, а в более новые времена - большая инициатива и самостоятельность, способность работать во временных рабочих группах (командах), высокая мотивация к переобучению.
Подводя итоги, можно отметить тенденции: от узкой специализации работники стали переходить к широкой специализации и большей ответственности, работающему человеку необходимо быть более адаптивным, гибким и готовым к самообучению.
В статье 2015 года [8] авторы исследования выделили еще несколько факторов, повлиявших на изменение требований:
· постоянно совершенствующиеся технологии (65%);
· вызванная этим фактором необходимость регулярно обновлять профессиональные знания и умения всех специалистов (65%);
· усложняющаяся техника, применяемая на производстве (41%);
· обострение проблемы формирования у работников мотивации на высокую трудовую активность в условиях постоянных изменений в работе (37%);
· необходимость часто работать в экстремальных ситуациях (28%);
· увеличение количества иностранного оборудования (20%).
Эти факторы зависели как от духовного, так и технического прогресса общества, и таким образом, отражают еще некоторые качества, которые стали востребованными для работодателей: не только расширение круга деятельности сотрудника, но и высокое качество знаний в разных сферах одновременно стало играть важную роль. Также одной адаптивности стало недостаточно – необходимо развивать стрессоустойчивость, в том числе и стрессоустойчивость при адаптации к новым, в том числе экстремальным условиям.
В исследовании 2014 года [4] (Glotova, 2014) были выявлены причины, по которым молодые специалисты не соответствовали требованиям работодателей:
· неготовность самостоятельно выполнять трудовые обязанности в связи с нехваткой опыта работы;
· неумение представить себя и свои профессиональные качества на собеседовании;
· недостаточный уровень теоретической, практической и психологической подготовленности;
· завышенные ожидания: по уровню оплаты труда, некорректная оценка личных и профессиональных компетенций, нежелание начинать работать с самых первых карьерных ступеней.
Данные причины указывают на существующие недостатки в подготовке выпускников вузами на момент проведения исследования. Некоторые работодатели все-таки предоставляют молодым специалистам место работы, но с одним жестким требованием, основанным на необходимости подстройки сотрудника под изменения внешних факторов, – готовность специалиста за счет своего мышления и способов организации деятельности работать в различных профессиональных средах. Как и в исследовании 2006 года, здесь также можно проследить ожидания работодателей от работников: самостоятельность, высокая ответственность за свою работу, готовность и способность к самообучению. В имеющийся список можно добавить необходимость в достаточно высокой практической, теоретической и психологической подготовленности.
Особое внимание стоит уделить исследовательской статье 2015 года - «Какой специалист востребован на рынке труда: мнение работодателей и студентов» Меренкова А.В. и Шаврина В.С. [8] (Merenkov, Shavrin, 2015). Студенты и работодатели в ходе этого исследования выражали свое мнение насчет важности некоторых показателей. Результаты приведены в виде таблицы 1 из той статьи.
Таблица 1
Мнение о содержании требований работодателей к выпускникам вузов (в % к числу ответивших)
Показатели
|
Студенты
|
Работодатели
|
Знание передовых технологий, техники,
применяемой за рубежом
|
39
|
58
|
Умение быстро включаться в новую работу
|
69
|
71
|
Знание техники, технологий, которые
применяются на отечественных предприятиях
|
33
|
43
|
Умение находить новые решения проблем,
возникающих в работе
|
60
|
61
|
Умение постоянно заниматься самообразованием
|
48
|
63
|
Умение быть дисциплинированным работником
|
47
|
57
|
Наличие практических навыков по специальности
|
76
|
51
|
Умение общаться с представителями
иностранных фирм, организаций
|
36
|
35
|
Умение работать с научной и технической
литературой на иностранном языке
|
26
|
41
|
Наличие глубоких теоретических знаний
|
14
|
28
|
Умение управлять людьми
|
30
|
27
|
Умение находить заказы для фирмы
|
20
|
37
|
Данные в таблице усредненные, так как учитывались мнения и тех работодателей, чья деятельность имеет техническую направленность, и тех, чья деятельность несет более гуманитарный характер.
По результатам исследования были сделаны выводы, что только 30% мнений студентов и работодателей совпадают. На момент исследования взгляды студентов совпадают с позициями работодателей только в понимании роли:
· умения быстро включаться в новую работу (70%);
· способности находить новые решения проблем, возникающих в работе (60%);
· умения управлять людьми (около 30%).
Сходство представлений студентов с позициями руководителей крупного и среднего бизнеса обеспечивается практикой организации изучения профессиональных дисциплин в вузе.
Такой большой процент несоответствия мнений был объяснен тем, что студентам в целом не хватает опыта: теоретической и практической подготовленности, самосознания, самостоятельности и ответственности, дисциплинированности, работы с иностранной научной и технической литературой. «У студентов 1–2 курсов представление о будущей трудовой деятельности чаще всего носит весьма абстрактный характер, особенно до производственной практики» [8] (Merenkov, Shavrin, 2015).
Также работодатели отмечали, что студентам необходимо формировать компетенции, обеспечивающие выработку способности оперативно решать практические задачи, возникающие у разных групп работодателей в результате появления тех или иных новаций в техническом обеспечении, в условиях труда, организации труда. Особый акцент работодатели делали на способности к саморазвитию в рамках профессии.
Авторы исследования в 2015 году сделали вывод, что обучающиеся не получают в достаточной мере те навыки и знания, которые требуют современные работодатели. Этого мнения также придерживаются 80% работодателей, участвовавших в том исследовании.
Проведение опроса
Чтобы узнать, какими же из отмеченных ранее качеств обладают студенты в наше время, мы решили провести опрос среди студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Несмотря на то, что университет технический, здесь также присутствуют социально-гуманитарные факультеты и направления. МГТУ выпускает специалистов с обширными знаниями, которые могут пригодиться во всех сферах жизнедеятельности человека, и это осуществлено за счет специально составленной программы обучения – студентов технических и гуманитарных направлений не отделяют друг от друга преградой разных направлений обучения. В учебный план технических направлений включены не только специализированные дисциплины соответствующего направления, но и некоторые гуманитарные предметы, например социология, философия и правоведение у факультетов «Специальное машиностроение» и «Робототехника и комплексная автоматизация». То же самое можно сказать и про студентов направлений с гуманитарным уклоном, например, студенты с факультетов «Инженерный бизнес» и «Менеджмент» несколько семестров проходят технический практикум, где знакомятся с основами производства. В связи с этим можно заявить, что студенты данного вуза изначально находятся в условиях для получения достаточных знаний, умений и навыков для успешного трудоустройства.
Первый вопрос выявлял возраст респондентов (рис. 1). Было получено три вида ответов:
Ø 19 лет – 42%;
Ø 20 лет – 53%;
Ø 21 год – 5%.
То есть 100% респондентов уже достигли совершеннолетия и являются возможными кандидатами на работу. Также возраст, уже достаточный для того, чтобы уметь распознавать качество полученного опыта.
Вторым вопросом был выяснено, какая форма обучения у респондентов и на каком курсе они учатся (рис. 2).
Больше половины – бакалавры третьего курса. Также опрос прошли второкурсники и специалисты третьего курса. Сопоставляя результаты о возрасте и курсе, можно сделать вывод, что скорее всего 95% респондентов впервые получают высшее образование, то есть заново не поступали, и навыки, вкладываемые в процессе обучения в вузе для трудоустройства, они получают по большей части в МГТУ, исключая дополнительные вневузовские курсы. Также стоит отметить, что на данный момент респонденты имеют опыт, накопившийся только за 1–2 года обучения, то есть им еще предстоит узнать и усвоить что-то новое.
Источник: составлено авторами.
Третьим вопросом было определение направления обучения респондентов (рис. 3). Опрос прошли студенты факультетов:
Ø ИБМ – Инженерный бизнес и менеджмент (88 человек – 47%);
Ø РТ – Робототехника и комплексная автоматизация (40 человек – 21%);
Ø Э – Энергомашиностроение (31 человек – 16%);
Ø СМ – Специальное машиностроение (21 человек – 11%);
Ø МТ – Машиностроительные технологии (10 человек – 5%).
Преобладают студенты факультета ИБМ, поэтому можно ожидать, что последующие ответы на вопросы будут с социально-гуманитарным уклоном.
Далее респондентам необходимо было оценить свои знания, навыки, способности и качества. Предложенные варианты оценки: «Довольно низкого уровня», «Ниже среднего уровня», «Среднего уровня», «Вышесреднего уровня», «Довольно высокого уровня».
Четвертым вопросом была оценка знаний (рис. 4).
На первый взгляд видно, что большинство ответов варьируются от «Ниже среднего» до «Выше среднего». Примерно 37% респондентов оценивают свои практические знания по специальности ниже среднего. Примерно 79% респондентов оценивают свои теоретические знания по специальности в пределах среднего. Ответы на вопрос о знаниях иностранного языка для изучения технической литературы представляют следующую картину: 1/3 респондентов плохо знают иностранный язык, 1/3 ориентируются в иностранном на среднем уровне и 1/3 более-менее уверены в своих знаниях иностранного языка.
Ответы на вопрос о знаниях в области передовых технологий неоднозначны: 47% отвечающих низко оценивают знания в этой области, в то время как 53% ощущают себя более уверенно, хотя и склонны к среднему уровню. Анализируя ответы, было выяснено, что в основном представители более технических факультетов дали такую негативную оценку своих знаний. Большинство студентов «гуманитарного» факультета ИБМ оценили свои знания в передовых технологиях в основном как среднего уровня или немного выше.
Чуть менее половины респондентов, отвечая на вопрос о знаниях об управлении людьми, достаточно низко оценивают свои знания. Изучая отдельные ответы, было выявлено, что такую оценку в основном дали студенты технических направлений. Уровень знаний об управлении людьми студентов ИБМ колеблется около среднего уровня.
Делая вывод по этому блоку вопросов, можно отметить, что на данный момент знания, необходимые для трудоустройства, у студентов примерно усредненные, даже склонны к уровню ниже среднего. К более высоким результатам близки студенты социально-гуманитарного направления.
Пятым вопросом была оценка навыков (рис. 5).
Как и в случае пятого вопроса, в глаза бросается, что достаточно высокими являются столбцы с негативными оценками. Примерно 53% респондентов считают свои навыки по управлению людьми гораздо ниже среднего. При этом примерно одинаковые оценки дали как студенты технических направлений, так и студенты ИБМ, поэтому нельзя однозначно выявить зависимость от профиля направления.
Респонденты показали примерно одинаковые результаты среди навыков самопрезентации и навыков делового общения. Как и в предыдущем вопросе о навыках, нельзя однозначно установить связь между оценками и профилем обучения студентов, так что, скорее всего, эти результаты зависят больше от личностей самих респондентов. 68% ответов в обоих случаях варьируются около среднего уровня.
Делая вывод по этому блоку вопросов, можно отметить, что на данный момент навыки, необходимые для трудоустройства, у студентов развиты лучше по сравнению со знаниями, но все равно они недостаточно высокие. В данном блоке ответы не проявляли явную зависимость от выбора направления подготовки.
Шестым вопросом была оценка способностей (рис. 6). Список оцениваемых способностей:
- способность эффективно работать самостоятельно;
- способность эффективно работать в коллективе;
- способность быстро включаться в работу;
- способность находить новые решения проблем, возникающие во время работы;
- способность постоянно заниматься самообразованием;
- способность вырабатывать инновационные идеи;
- способность быстро адаптироваться к изменениям.
В отличие от предыдущих двух блоков вопросов видно, что стало гораздо больше ответов с положительными оценками. Примерно 74% респондентов считают, что они очень хорошо могут работать самостоятельно. При этом примерно 89% ответов на следующий вопрос говорят о том, что большинство студентов обладают не такой высокой способностью работать в коллективе, как самостоятельно. Но при этом способность работать в коллективе оценивается примерно средним уровнем.
Только 47% опрошенных быстро включаются в работу, причем в основном высоко оценили эту свою способность представители технических направлений. Студенты гуманитарного профиля склоны к оценке среднего уровня.
68% опрошенных студентов высоко оценивают свою способность находить новые решения проблем, и просмотрев ответы всех опрошенных, было выявлено, что это также не зависит от профиля подготовки. Результаты следующего вопроса о способностях немного похожи на результаты вопроса о способности находить новые решения, но уже 53% высоко оценивают эту способность, в то время как появилось больше негативных оценок.
Меньше всего студенты обладают способностью вырабатывать инновационные идеи – 47% ответов находятся в зоне среднего уровня, 89% ответов в целом варьируются около среднего уровня. Способность адаптироваться к изменениям, напротив, у опрошенных студентов развита лучше всего – самой низкой оценкой является «средний уровень», 47% респондентов оценили ее как «выше среднего».
Делая вывод по этому блоку вопросов, можно отметить, что на данный момент способности, необходимые для трудоустройства, у студентов развиты достаточно хорошо, практически на приемлемом и успешном уровне. Как и в предыдущем блоке вопросов, результаты этой части опроса не показывали зависимость оценок от выбранного направления обучения.
Седьмым вопросом была оценка качеств (рис. 7).
68% студентов уверены в том, что обладают довольно высокими показателями самодисциплины; к высокой оценке своей самодисциплины склонны в основном студенты технических направлений. Примерно 84% студентов считают, что обладают высокими показателями коммуникабельности; студенты ИБМ в основном довольно высоко себя оценивали, в то время как студенты технических направлений более склонны к среднему или немного выше уровню оценки своей коммуникабельности.
Делая вывод по этому блоку вопросов, можно отметить, что на данный момент качества, необходимые для трудоустройства, у студентов развиты весьма хорошо, большинство из респондентов показывают достаточный уровень обладания этими качествами. Как и в предыдущих двух блоках вопросов, результаты этой части опроса не показывали зависимость оценок от выбранного направления обучения.
Сравнение полученных результатов с результатами прошлых лет
Перед тем как сделать вывод о результатах проведенного опроса, стоит обратить внимание на еще один. В 2013 году в рамках МГТУ был проведен опрос, также затрагивающий тему трудоустройства [9] (Rysina, Buzmakova, Maltseva, 2013). В опросе участвовали 142 человека, были охвачены студенты с 1 по 4-й курс. На тот момент было определено, что «студенты считают обучение в вузе адаптированным под требования потенциальных работодателей (53% респондента)». Очень высокий процент респондентов (93%) высказали готовность самосовершенствоваться как лично, так и профессионально, и переквалифицироваться в случае необходимости. 92% студентов были искренне замотивированы изучать не только различные технические дисциплины, но и дисциплины гуманитарной области, в том числе иностранный язык. Опрошенные студенты ожидают от работодателей большей востребованности практических навыков, а не теоретических знаний, так как 72% из них убеждены в том, что именно практический опыт является гарантией получения рабочего места. Авторы статьи подвели итог, что студенты высказывали активную готовность к проявлению самостоятельности на рабочем месте, при этом «с большим интересом проходят не только учебную, но и производственную практику, которая формирует у студентов личные качества, необходимые в профессии, такие как ответственность, дисциплинированность, исполнительность, организованность, коммуникабельность, способность работать в команде и пр.».
Заключение
По итогам исследования можно сделать следующие выводы. И в 2013 году, и в 2021 году наибольшая часть студентов соответствует современным требованиям, которые считают необходимыми работодатели для успешного трудоустройства. Опрос, проведенный в 2021 году, показывает, что компетенция студентов, направленная на коммуникацию и повышение эффективности выполнения работы, уже на 2 курсе находится на достаточно хорошем уровне. К ним относятся такие показатели, как быстрая адаптация, способность быстро включаться в работу, способность эффективно работать самостоятельно и в коллективе, а также коммуникабельность и самодисциплина. Тот факт, что результаты не показывали прямой зависимости от направления обучения студента, подчеркивает то, что студенты МГТУ любого профиля имеют хорошие шансы для успешного трудоустройства. Однако на данный момент студенты, которые отучились полные два курса, через опрос показали, что на данный момент не обладают достаточными специализированным навыками и знаниями – это можно объяснить тем, что обучение на бакалавриате еще не окончено, эти знания и навыки можно еще приобрести естественным течением времени, если студенты продолжат обучение в высшем учебном заведении. Кроме того, нехватка специализированных знаний наблюдается и в теоретическом, и в практическом плане.
Лучше стоит обратить внимание на низкие показатели знаний при работе с иностранной литературой, передовыми технологиями, а также навыков самопрезентации и делового общения. Каждый из этих показателей в основном приобретается за счет практического опыта. Из этого можно сделать вывод, что как и в 2013 году, практический опыт больше всего ценится студентами. Кроме того, учитывая постоянное развитие общества, выделенные показатели играют немаловажную роль для успешного развития жизнедеятельности как человека лично, так и человечества в целом. В связи с этим можно сказать, что студенты весьма справедливо высоко оценивают практический опыт. Важно, чтобы студенты не забывали, что теоретический опыт тоже необходим и играет свою значимую роль в любом виде деятельности.
Таким образом, в настоящие дни нашим респондентам пока что недостает некоторых важных знаний и навыков. Проведя среди них текущий опрос спустя несколько лет, когда они уже завершат обучение, можно будет выявить, насколько изменились их оценки своей компетенции и смогут ли они все-таки успешно устроиться на ту работу, на которую они не только могут позволить себе устроиться, но и на которую есть личное желание устроиться. Также в будущем можно оценить респондентов более детально – вопросы текущего опроса были довольно усредненными, так что не учитывались индивидуальные психологические особенности респондентов. В том числе можно будет предложить им более разработанные и подробные версии вопросов из опроса данного исследования – оценка знаний передовых технологий, например, затрагивает разные области имеющихся у человека знаний и даже особенности его личностных качеств. Так что выявление зависимостей между этими областями знаний, умений и навыков тоже поможет в формировании учебных программ, которые поспособствуют выработке у студентов высококачественной компетенции, необходимой для его успешного трудоустройства.
Источники:
2. Антонова Г.В., Мирзабалаева Ф.И., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса // Экономика труда. – 2020. – № 12. – c. 1249-1268. – doi: 10.18334/et.7.12.111230.
3. Бикметов Р.Ш. Креативный стиль управления персоналом организации в современных условиях // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 3. – c. 427-438. – doi: 10.18334/lim.7.3.110714.
4. Глотова Е.Е. Требования работодателей к выпускникам вузов: компетентностный подход // Человек и образование. – 2014. – № 4(41). – c. 185-187.
5. Иванова И.А., Сажаева Г.А. Управление вовлеченностью персонала как одна из задач менеджмента высокотехнологичных предприятий // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1207-1218. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110655.
6. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Трудоустройство молодых специалистов на российском рынке труда: ключевые тенденции // Экономика труда. – 2019. – № 3. – c. 1079-1092. – doi: 10.18334/et.6.3.40871.
7. Маркеева А.В. Дискуссионные вопросы развития и применения геймификации в управлении персоналом современной организации // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 3. – c. 439-458. – doi: 10.18334/lim.7.3.110821.
8. Меренков А.В., Шаврин В.С. Какой специалист востребован на рынке труда: мнение работодателей и студентов // Университетское управление: практика и анализ. – 2015. – № 1(95). – c. 94-103.
9. Рысина Т.В., Бузмакова Ж.Л., Мальцева А.И. Отношение молодежи к высшему образованию (по материалам социологического опроса студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана) // Гуманитарный вестник. – 2013. – № 9(11). – c. 7.
10. Фролова Е.В., Гуськова И.В. Анализ влияния ключевых компетенций выпускников на нематериальную составляющую их удовлетворенности работой // Экономика труда. – 2019. – № 3. – c. 1119-1130. – doi: 10.18334/et.6.3.40828.
11. Шарипова О.М. Цифровизация и цифровые компетенции: новая реальность // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1789-1802. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110525.
Страница обновлена: 15.11.2024 в 14:31:44