ИТ-компании как работодатели: влияние на трудоустройство выпускников вузов

Пшеничников Н.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 3 (Март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматривается влияние ИТ-компаний на процессы трудоустройства выпускников высших учебных заведений, что обусловлено их ключевой ролью в трансформации современного рынка труда в условиях цифровизации экономики. Актуальность исследования определяется устойчивым ростом значимости ИТ-сектора, который формирует высокий спрос на квалифицированных специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности. Анализируются основные факторы, определяющие привлекательность ИТ-компаний как работодателей, включая конкурентоспособные условия труда, программы профессионального роста, гибкие организационные модели и использование современных технологий управления проектами. Методология исследования базируется на анализе текущих данных о состоянии рынка труда и изучении лучших практик взаимодействия между образовательными учреждениями и ведущими компаниями отрасли. Особое внимание уделено оценке роли образовательного капитала, уровня развития профессиональных компетенций и значимости практического опыта для повышения конкурентоспособности молодых специалистов. В исследовании сделан акцент на необходимости системного сотрудничества между вузами и ИТ-компаниями, включая разработку адаптированных образовательных программ, реализацию стажировок и проектных форм обучения, а также интеграцию цифровых технологий в учебный процесс. Результаты исследования имеют теоретическое и прикладное значение для совершенствования механизмов подготовки кадров и оптимизации процессов их интеграции в профессиональную среду в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: ИТ-компании, рынок труда, трудоустройство выпускников, цифровая экономика, профессиональные компетенции, образовательные программы, взаимодействие вузов и работодателей, цифровые технологии, конкурентоспособность на рынке труда

JEL-классификация: J21, J23, J24



ВВЕДЕНИЕ

Современный рынок труда характеризуется структурными преобразованиями, обусловленными влиянием цифровизации, глобализацией и ускоренными развитием технологий. Особую роль в этих процессах играет сектор информационных технологий, выступающий не только как драйвер инноваций, но и как мощный трансформатор структуры занятости на рынке труда страны.

ИТ-компании формируют повышенный спрос на специалистов с высокой квалификацией, обладающих востребованным человеческим капиталом, включая развитые технические компетенции, способность к адаптации и опыт участия в различной проектной деятельности

Трудоустройство выпускников вузов в таких условиях становится сложным и многогранным процессом, требующим оптимального сочетания теоретических знаний, практических навыков и профессиональных компетенций. Современные исследования в области экономики труда подтверждают, что эффективная система интеграции молодых специалистов в профессиональную среду невозможна без системного подхода на уровне взаимодействия между образовательными учреждениями (университетами и колледжами) и работодателями.

Сотрудничество между образовательными учреждениями и организациями напрямую влияет на: уровень подготовленности выпускников образовательных учреждений, их процент трудоустройства в профильные организации с учетом полученной квалификации за период обучения, а также на их способность адаптироваться к динамично меняющимся требованиям рынка труда.

Кроме того, различные исследования акцентируют внимание на роли социальной и институциональной инфраструктуры в создании устойчивых связей между академическим сообществом и бизнесом.

Однако, не смотря на важность университетско-индустриальных партнерств, сохраняются существующие барьеры, препятствующие успешному трудоустройству молодых специалистов. Среди них можно выделить:

· институциональный разрыв между академическими программами и требованиями рынка;

· недостаточность интеграции вуза в современные рыночные процессы;

· ограниченность механизма карьерного консультирования студентов и продвижения на уровне образовательных организаций.

Целью данного исследования является анализ роли ИТ-компаний как ключевых работодателей, напрямую влияющих на занятость выпускников образовательных организаций.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

1. Анализ форм и инструментов взаимодействия между университетами и индустрией;

2. Выявление барьеров, препятствующих реализации совместных программ;

3. Разработка рекомендаций для совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В условиях трансформации и цифровизации экономики ИТ-компании страны, становятся стратегически важными субъектами рынка труда, выполняя функции не только работодателей, но и трансформаторов экономической системы занятости. Они задают новые параметры качества человеческого капитала, включая высокую технологическую компетентность и адаптивность работников, а также формируют специфические стандарты профессиональной подготовки [9].

Деятельность ИТ-компаний приобретает особую значимость, поскольку они способствуют трансформации структуры занятости, стимулируя формирование сегментов с высокой добавленной стоимостью труда. С точки зрения правового регулирования, деятельность ИТ-компаний определяется комплексом законодательных и подзаконных актов, регулирующих вопросы создания, функционирования и социальной ответственности бизнеса в данной сфере [10].

Основополагающим документом является Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации» [1], который закрепляет правовые основы работы с информационными системами и технологическими платформами. Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» [2], дополнительно регулирует вопросы обработки данных, обеспечивая баланс между защитой частной информации и потребностями экономики труда в данных для автоматизации процессов.

В современной практике, под ИТ-компаниями, следует понимать организации, осуществляющие деятельность в области любых информационных технологий [4]. Данное понятие весьма условно и не может быть ограничено, учитывая постоянно развивающийся рынок ИТ. Такие организации занимаются разработкой и/или сопровождением (поддержкой) продуктов, например программного обеспечения (а также компьютерные программы, мобильного приложения, бизнес-сети, антивируса и др.).

В последние годы в Российской Федерации наблюдается значительный дефицит ИТ-специалистов [11]. По открытым данным Министерства цифрового развития, на начало 2024 года нехватка кадров в ИТ-секторе оценивалась в 500-700 тысяч человек, при общем объеме занятых в отрасли около 740 тысяч сотрудников. Дефицит кадров охватывает различные направления ИТ-сектора. Согласно исследованию HR-холдинга Ventra от 20 ноября 2024 года, 57,2% компаний испытывают нехватку разработчиков программного обеспечения, 38,5% - специалистов по информационной безопасности, 35% - тестировщиков, а также бизнес и продуктовых аналитиков [18]. Эти данные также подтверждаютcя открытой аналитика портала hh.ru, согласно которым, уровень конкуренции среди соискателей существенно варьируется в зависимости от региона (рисунок 1) [19].

Рис. 1. Топ-10 регионов с самым низким и самым высоким hh. Индексом в сфере ИТ за 2024 г.

Источник: hh. статистика [17]

Анализ показывает, что уровень конкуренции среди соискателей существенно варьируется в зависимости от региона. Наиболее высокая конкуренция наблюдается в Ненецком автономном округе, где на одну вакансию приходится почти 30 резюме, в Ингушетии – 29, а в Кабардино-Балкарии – 26,7. В то же время, в Чукотском автономном округе этот показатель составляет – 2,4, в Приморском крае – 5,1, а в Херсонской и Свердловской областях – по 5,4. В Москве, несмотря на высокую концентрацию работодателей, на одну вакансию претендует в среднем 6 соискателей.

Также для более детального представления, необходимо рассмотреть специфику в разрезе опыта специалистов, чтобы доказать один из барьеров при выходе молодых специалистов на рынок труда ИТ. Обращаясь снова к данным портала hh.ru, мы можем провести анализ реальных карьерных перспектив, которые есть у молодых специалистов (таблица 1).

Таблица 1

Предпочтения работодателей в сфере ИТ (график работы, тип занятости и опыт работы) в 2024 г.

График работы
Показатель
Полный день
72,3%
Удаленная работа
22,6%
Гибкий график
3,0%
Сменный график
1,8%
Вахта
0,3%
Тип занятости
Показатель
Полная занятость
96,1%
Частичная занятость
2,3%
Стажировка
1,2%
Проектная работа
0,5%
Опыт работы
Показатель
От 1 года до 3 лет
46,4%
От 3 до 6 лет
36,2%
Нет опыта
13,2%
Более 6 лет
4,2%
Источник: hh. статистика [17]

Кризис 2022 года оказал значительное влияние на рынок труда молодых специалистов в ИТ-индустрии. Компании были вынуждены пересмотреть свои стратегии найма и оптимизировать расходы, что привело к сокращению стажерских программ и иных адаптационных мероприятий для молодых специалистов [13]. Это в свою очередь имеет под собой перспективы в долгосрочной перспективе получить ситуацию кадрового дефицита молодых специалистов.

Немаловажно, обращая внимание на данные из таблицы 1, указать на то, что большинство работодателей в 2024 году искали сотрудников с опытом от 1 до 3 лет (46,4%) и от 3 до 6 лет (36,2%). Это подтверждает тезис о том, что рынок ориентирован на специалистов с минимальной практической подготовкой, но с базовыми навыками. Молодым специалистам без опыта приходится конкурировать за ограниченные вакансии, что создает дополнительные барьеры перехода в профессию. Всего 13,2% вакансий открыты для кандидатов без опыта, что соответствует высокой конкуренции на рынке труда молодых специалистов. Для большинства компаний сейчас попросту выгоднее из-за нестабильной экономической ситуации подбирать «готовых» специалистов, с определенным опытом и набором необходимых навыков, нежели набирать «вчерашних» студентов учебных заведений. Для повышения шансов трудоустройства начинающим ИТ-специалистам важно на этапе обучения в образовательной организации развивать практические навыки и пытаться попадать на стажировки от различных организации ИТ рынка, в свою очередь государств и бизнес должны быть к этому причастны, для того чтобы нивелировать разрыв между специалистами и компаниями, при выходе на рынок труда.

Взаимодействие образовательных организаций и ИТ-компаний играет ключевую роль в подготовке специалистов, развитии инноваций и формировании цифровой экономики в стране. Современные подходы к такому сотрудничеству охватывают разнообразные формы, каждая из которых имеет свои преимущества, недостатки и особенности реализации.

Одним из наиболее перспективных подходов является дуальное образование, которое совмещает традиционное обучение в университете и работу в компании [3]. Например, МФТИ реализует совместные проекты с ведущими компаниями, такими как Яндекс и Сбер, предоставляя своим студентам возможность участвовать в реальных производственных процессах. В ИТМО около 30% учебного времени студенты проводят в компаниях-партнерах, что в свою очередь повышает их профессиональную подготовку и шансы потенциального трудоустройства в будущем.

Еще одним вариантом формы взаимодействия образовательных организаций с предприятиями могут быть исследовательские центры и лаборатории, которые создают на базе учебных организаций. Такие лаборатории есть у передовых производственных компаний, которые также представлены на ИТ рынке страны. Например, Сколтех совместно с компанией Samsung создал несколько центров для исследования в области искусственного интеллекта и анализа данных, что позволило привлечь инвестиции на сумму более 1,5 млрд рублей. Однако реализация таких проектов требует в свою очередь значительных и долгосрочных инвестиций [20].

Также создание консорциумов между образовательными организациями и ИТ-компаниями позволяет объединять ресурсы для разработки современных образовательных программ. Университет Иннополис стал ярким примером такой модели, сотрудничая с «Лабораторией Касперского» и Mail.ru Group. Эти партнерства обеспечивают студентам доступ к передовым технологиям и знаниям. Однако консорциумы зачастую ограничиваются крупными образовательными центрами, оставляя региональные вузы на периферии [6,8].

Для эффективного сотрудничества между образовательными организациями и ИТ-компаниями в России в настоящее время применяются различные формы взаимодействия, каждая из которых обладает своими преимуществами и недостатками. В таблице 2 представлен сравнительный анализ основных форм взаимодействия, который позволяет оценить их слабые и сильные стороны.

Таблица 2

Сравнительный анализ основных форм и взаимодействия образовательных учреждений и ИТ-компаний

Форма взаимодействия
Примеры вузов / компаний
Преимущества
Недостатки
Дуальное образование
МФТИ / Яндекс, Сбер ИТМО / JetBrains, T-systems
Практическая подготовка Рост востребованности выпускников
Сложность интеграции учебного плана и рабочего графика для студентов
Образовательные консорциумы
Иннополис / «Лаборатория Касперского», Mail.ru Group
Быстрая адаптация программ Доступ к технологиям
Ограниченная вовлечённость регионов
Исследовательские центры R&D
Сколтех / Samsung
Привлечение инвестиций Развитие науки
Высокие затраты Долгосрочная отдача
Источник: составлено автором

В свою очередь реализация совместных программ между образовательными организациями и ИТ компаниями сталкивается с рядом препятствий, ограничивающих их эффективность [5,12]. Ключевыми барьерами являются:

· несоответствие образовательных программ требованиям индустрии;

· низкая вовлечённость региональных вузов;

· отсутствие устойчивого финансирования;

· сложности в юридических процедурах;

· недостаток преподавателей с практическим опытом в ИТ-сфере.

Для совершенствования подготовки кадров необходимо предпринимать системные меры. Во-первых, следует интегрировать стандарты ИТ-индустрии в образовательные программы, регулярно обновляя их с учётом актуальных требований рынка. Привлечение экспертов из компаний к разработке курсов и проведению лекций.

Во-вторых, важно стимулировать развитие региональных центров компетенций, что обеспечит подготовку специалистов для локальных рынков. Такие центры могут быть оснащены современными лабораториями и работать в тесном контакте с местными ИТ-компаниями.

Третьей ключевой мерой является создание долгосрочных государственных программ финансирования университетско-индустриальных проектов [7,14]. Это обеспечит стабильность их развития, как это реализовано в Германии, где подобные инициативы поддерживаются на национальном уровне.

Кроме того, необходимо упростить юридические процедуры, разработав типовые соглашения для взаимодействия университетов и компаний [15,16]. Это снизит бюрократическую нагрузку, особенно для небольших вузов.

Наконец, повышение квалификации преподавателей через стажировки в ИТ-компаниях позволит адаптировать их знания к современным требованиям и повысить уровень подготовки студентов.

Комплексная реализация указанных рекомендаций позволит устранить существующие барьеры, повысить качество образовательных программ и создать благоприятные условия для подготовки высококвалифицированных специалистов в области ИТ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие цифровой экономики невозможно без создания эффективной системы подготовки высококвалифицированных кадров. ИТ-компании играют ключевую роль не только как работодатели, но и как активные участники процесса формирования нового уровня образовательных стандартов. Текущее взаимодействие между образовательными организациями и индустрией сталкивается с рядом препятствий, ограничивающих его потенциал. Среди них — разрыв между содержанием образовательных программ и реальными требованиями рынка труда, недостаточная вовлечённость региональных вузов и сложность реализации долгосрочных совместных инициатив.

Особое внимание необходимо уделять модификации существующих форм сотрудничества, таких как дуальное образование, образовательные консорциумы и исследовательские лаборатории. Эти инструменты демонстрируют свою эффективность в подготовке специалистов, однако их реализация требует системной поддержки. Без тесного взаимодействия образовательных организаций и ИТ-компаний многие молодые специалисты остаются недостаточно подготовленными для решения актуальных задач индустрии.

Важно обеспечить адаптацию образовательных программ к текущим и перспективным запросам рынка, включая участие представителей ИТ-компаний в их разработке. Региональные вузы должны стать центрами подготовки специалистов, соответствующих потребностям локальных экономик, что требует как материальных ресурсов, так и экспертной поддержки. Государство, со своей стороны, должно играть активную роль, предоставляя долгосрочное финансирование совместных образовательных проектов и упрощая юридические процедуры для университетов и бизнеса.

Выводы исследования подчеркивают необходимость обновления подходов к подготовке кадров. Интеграция лучших практик, таких как создание региональных центров компетенций, привлечение бизнеса к обучению студентов и стажировке преподавателей, позволит сократить разрыв между академической средой и потребностями рынка. Только через системный подход, объединяющий усилия государства, университетов и индустрии, можно создать условия для подготовки специалистов, способных успешно интегрироваться в цифровую экономику и вносить вклад в её развитие.


Источники:

1. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Правительство РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24157 (дата обращения: 10.11.2024).
2. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Правительство РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24154 (дата обращения: 10.11.2024).
3. Волик М.В. Формирование кадровых экосистем в ИТ-сфере: обзор проблем и перспектив // Дискуссия. – 2024. – № 1(122). – c. 63-72. – doi: 10.46320/2077-7639-2024-1-122-63-72.
4. Водолазский К.Д., Василенко Н.В. Подходы к классификации ИТ-компаний в контексте цифровой трансформации российской экономики // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 6. – c. 388-392.
5. Конкин А.А. Цифровизация образования: преодоление барьеров и рисков на пути к цифровому университету будущего // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2020. – № 2(27). – c. 136-140. – doi: 10.36809/2309-9380-2020-27-136-140.
6. Заржицкая А.С., Острикова А.А. Важность формирования бренда работодателя для ИТ-компаний // Молодой ученый. – 2022. – № 25420). – c. 379-380.
7. Князева Е.Г., Самков К.Н. От результативности к эффективности финансирования государственных программ субъектов Российской Федерации // Journal of New Economy. – 2023. – № 2. – c. 6-27. – doi: 10.29141/2658-5081-2023-24-2-1.
8. Платонова Р.И., Петрова Т.Н. Формирование консорциумов в высшем образовании как стратегическая задача // Вестник северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2021. – № 4(24). – c. 84-91.
9. Пшеничников Н.В., Шубенкова Е.В. Система регулирования взаимодействия внутреннего и внешнего рынков труда в ИТ-сфере: текущее состояние и перспективы развития // Инновации и инвестиции. – 2024. – № 9. – c. 322-326.
10. Пшеничников Н.В. Влияние реализации национального проекта «Цифровая экономика» на ИТ-сегмент рынка труда // Лидерство и менеджмент. – 2024. – № 1. – c. 177-188. – doi: 10.18334/lim.11.1.120508.
11. Пушкарев О.Н., Шайнурова А.З. Управление персоналом в IT-компании // Молодой ученый. – 2021. – № 2(344). – c. 279-280.
12. Петрова П.В. Информационные технологии в компании: использование и результат // Молодой ученый. – 2023. – № 20(467). – c. 15-16.
13. Фролов Ю.В., Чумов Д.К. Анализ тенденций на рынке труда молодых специалистов в сфере ИТ-индустрии // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. – 2023. – № 1(35). – c. 103-109. – doi: 10.25688/2312-6647.2023.35.1.06.
14. Цибарева М.Е. Некоторые аспекты оценки кадровой составляющей экономической безопасности ИТ-компаний в России // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2023. – № 4. – c. 134-140. – doi: 10.18287/2542-0461-2023-14-4-134-140.
15. Якушкина Н.А., Гаврилюк Е.С. Модели и формы взаимодействия университета и корпоративных партнеров // Экономика. Право. Инновации. – 2024. – № 1. – c. 24-33. – doi: 10.17586/2713-1874-2024-1-24-33.
16. Яроцкая А.С., Завьялова Е.К. Управление процессом адаптации персонала ИТ-компаний в условиях релокации // Организационная психология. – 2024. – № 1. – c. 77-95. – doi: 10.17323/2312-5942-2024-14-1-77-95.
17. Hh статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://stats.hh.ru/ (дата обращения: 20.01.2025).
18. Исследование Ventra: как работодатели удерживают и мотивируют ИТ-специалистов. Ventra.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ventra.ru/news/issledovanie-ventra-kak-rabotodateli-uderzhivayut-i-motiviruyut-it-spetsialistov/ (дата обращения: 20.01.2025).
19. Мал джуниор да дорог: в каких сферах востребованы и сколько зарабатывают молодые ИТ-специалисты. Hh.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://hh.ru/article/33041 (дата обращения: 20.01.2025).
20. Samsung открывает Центры искусственного интеллекта в Великобритании, Канаде и России. Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/06/05/samsung-otkryl-v-moskve-centr-issledovanij-iskusstvennogo-intellekta.html (дата обращения: 20.01.2025).

Страница обновлена: 27.02.2025 в 11:42:57