Исследование взаимосвязи профессионального трудоустройства молодых специалистов с их специализацией

Лямцева К.К.1
1 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 10 (Октябрь 2024)

Цитировать:
Лямцева К.К. Исследование взаимосвязи профессионального трудоустройства молодых специалистов с их специализацией // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 10. – С. 1623-1636. – doi: 10.18334/et.11.10.121834.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=74116297

Аннотация:
Молодежь страны выступает значимым трудовым ресурсом и определяющим фактором перспективного социально-экономического развития. В ходе исследования выполнен анализ профессиональной подготовки и трудоустройства молодых специалистов в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования Омской области, взаимосвязи профессионального трудоустройства выпускников с имеющейся специализацией. Рассмотрены показатели удовлетворенности работой образовательных организаций и полученными профессиональными навыками выпускников. Изучены состояние спроса и предложения на региональном рынке труда, социально-экономические причины молодежной безработицы и миграции молодых специалистов. Сформированы направления совершенствования подготовки молодых специалистов на стадиях профессионального выбора и профессионального обучения, предложены дополнительные способы адаптации и интеграции в трудовую сферу (наставничество и менторство) для реализации успешной профессиональной деятельности и профессионального развития специалистов

Ключевые слова: молодые специалисты, занятость, профессиональное обучение, трудоустройство, адаптация

JEL-классификация: J21, J23, J24



Введение

Проводимая государством активная политика занятости способствует повышению трудоустройства населения и вовлеченности в сферы общественного производства для обеспечения устойчивого развития экономики.

Современная молодежь выступает мощным источником знаний и способностей, которые можно использовать для улучшения экономического потенциала России. Но для этого, по мнению исследователей, необходимо молодым специалистам «дать возможность для воплощения полученных знаний на практике, а именно гарантировать им рабочие места, соответствующие их уровню квалификации» [1, с. 136].

Несмотря на уникальные способности молодого поколения в охвате большого количества информации, использовании средств связи, стремительное развитие в современном цифровом мире, молодые специалисты испытывают определенные трудности, связанные с трудовой адаптацией и профессиональной интеграцией в рабочей среде.

Существует и мнение о том, что современная молодежь «редко делает обоснованный выбор профессии, предпочитая опираться на идеалистические, ценностные представления о будущей профессии» [2, с. 1990]. Изучение состояния российского молодежного рынка труда, тенденций регионального развития проводят многие исследователи. А.С. Лавреньев отмечает «расширение исследований … закономерностей использования профессиональных трудовых ресурсов» и в своих работах изучает вопросы «согласования спроса и предложения профессиональных кадров в рамках региональной политики занятости населения [3, с. 1251]. По мнению В.В. Леушкиной «российский рынок труда не обеспечивает полного использования молодежной рабочей силы» [4, с. 1425]. Е.В Медведев, изучая проблемы трудоустройства молодежи в Омской области, указывает, что «ситуация … требует серьезных изменений и вмешательств» [1, с. 135]. Коллектив ученых во главе с Е.В. Дробот, исследуя проблемы на рынке труда молодых специалистов с высшим образованием, указывают на негативные демографические тенденции, снижение численности молодежи и молодых специалистов, отмечают «проявление повышенного интереса работодателей к подбору и подготовке квалифицированных молодых кадров» [5, с. 264].

Несмотря на многочисленность имеющихся публикаций, остаются недостаточно проработанными вопросы формирования аналитической основы профессионального трудоустройства подготовленных молодых специалистов и нерешенных вопросов с их адаптацией на региональном рынке труда. Особую актуальность в этой связи имеет определение взаимосвязи профессионального трудоустройства с имеющейся специализацией молодых специалистов для реализации трудовой деятельности и участия в экономическом развитии регионов страны.

Целью исследования является проведение анализа профессиональной подготовки и трудоустройства молодых специалистов на примере Омской области, выявление основных проблем и формирование предложений, способствующих улучшению ситуации.

Методическую и методологическую основу настоящего исследования составляют эмпирический метод (экономическое наблюдение); теоретические методы (теоретический анализ научной литературы); специальные методы (статистический метод, методы экономического анализа, расчетный метод); частно-научные методы (аналитический, логический). Информационной базой являются соответствующие законодательно-правовые и нормативные акты, научные труды и публикации исследований отечественных ученых, статистические данные официальных источников, материалы отчетов по самообследованию, результаты тематического анкетирования и социальных опросов.

Анализ профессиональной подготовки молодежи в регионе

В Омской области численность молодежи (население в возрасте от 15 до 34 лет) на 1 января 2024 года составила 379,7 тыс. чел. (20,9 % от общей численности населения области) [6], многие из которых при определении собственной трудовой деятельности выбирают профессию и соответствующее обучение.

Региональная система профессионального образования включает подготовку специалистов организациями высшего и среднего профессионального образования: в 2023 году в высших учебных заведениях с контингентом 73,6 тыс. чел. – по 245 направлениям подготовки и специальностям по 49 укрупненным группам, по программам среднего профессионального образования с контингентом 59,3 тыс. чел.– по 195 профессиям и специальностям по 36 укрупненным группам [7, с. 14]. Набор контингента на обучение за последние годы в целом увеличился только по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих. По подготовке специалистов среднего звена и по высшему образованию наблюдаются определенные колебания: снижение в 2021 году и рост в 2022 году по программам подготовки специалистов среднего звена, и обратная ситуация по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры – увеличение в 2021 году по сравнению с 2020 годом и уменьшение в 2022 году.

Приоритетными в экономическом развитии региона являются отрасли промышленности, в том числе нефтехимической, высокотехнологичных производств, а также ряда других. Среди поступающих в наибольший интерес вызывают специальности и профессии в области информационных технологий, инженерного дела, технологий и технологических наук, образования и педагогических наук [8, с. 45].

Образовательные организации высшего образования Омской области имеют отраслевую направленность: медицинскую, сельскохозяйственную, транспортную, творческую и спортивную. На рисунке 1 представлено распределение контингента обучающихся по отраслям наук в соответствии с направлениями подготовки и специальностям.

Рис. 1 Распределение приведенного контингента студентов по отраслям наук в образовательных организациях высшего образования Омской области, %

Источник: составлено автором по данным [9]

Наибольшее количество молодежи обучается:

– инженерному делу, технологиям и техническим наукам в Омском государственном техническом университете, Омском государственном университете путей сообщения, Сибирском государственном автомобильно-дорожном университете, Омском государственном аграрном университете имени П.А. Столыпина и Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского и др.;

– наукам об обществе в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского, Сибирском институте бизнеса и информационных технологий, Омском государственном техническом университете, Омском государственном университете путей сообщения и др.,

– педагогическим наукам и образованию в Омском государственном педагогическом университете, Омской гуманитарной академии, Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского, Сибирском государственном университете физической культуры и спорта и др.,

– медицинским наукам и здравоохранению в Омском государственном медицинском университете,

– сельскому хозяйству и сельскохозяйственным наукам в Омском государственном аграрном университете имени П.А. Столыпина.

Можно сделать вывод, что в образовательных организациях области представлены направления подготовки отраслевой специализации региона, в том числе с возможностью выбора учебного заведения.

Относительно численности выпускников образовательных организаций профессионального и высшего образования Омской области можно отметить тенденцию к увеличению как абсолютных, так и относительных значений соответствующих показателей образовательных организаций профессионального образования и обратную тенденцию – сокращения численности выпускников образовательными организациями высшего образования (таблица 1).

Таблица 1 Показатели выпуска молодых специалистов в образовательных организациях Омской области, тыс. чел.

Показатели
2020г.
2021г.
2022г.
Изменение 2022-2020гг.
Выпущено квалифицированных рабочих, служащих
2,3
2,1
2,5
+0,2
Выпущено специалистов среднего звена
8,8
9,3
9,9
+1,1
Выпущено бакалавров, специалистов, магистров
14,7
14,0
12,4
– 2,3
Источник: составлено автором по данным [10, с. 29-30]

Имеющиеся отчетные данные свидетельствуют об увеличении выпуска квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Такую ситуацию следует расценивать как пополнение рынка труда профессиональными специалистами, и соответствующие относительные показатели это подтверждают. Выросло значение численности квалифицированных рабочих, служащих на 10 000 занятых в экономике с 25 чел. в 2020 году до 27 чел. в 2022 году, а также показатель численности специалистов среднего звена на 10 000 чел. населения с 41 чел. в 2020 году до 47 чел. в 2022 году [10, с. 29-30]. Выпуск бакалавров, специалистов, магистров уменьшился, следовательно, в реальный сектор экономики пришло меньшее количество специалистов, имеющих профессиональное высшее образование.

Анализ профессионального трудоустройства молодых специалистов

После получения образования и окончания учебного заведения перед молодыми специалистами стоит задача трудоустроиться по специальности и полученной профессии. В этом процессе выпускники образовательных организаций сталкиваются с условиями работодателей, состоянием спроса и предложения на региональном рынке труда.

Исследование изменений заявленных вакансий и численности лиц, ищущих работу, за период 2019-2023 гг. показало снижение таких показателей с января 2022 года, т. е в регионе с 2022 года спрос на рабочую силу превысил численность ищущих работу лиц (рисунок 2).

Рис. 2 Спрос и предложение на рынке труда Омской области

Источник: составлено автором по данным [11, с. 15]

При рассмотрении отраслевой структуры заявленных вакансий можно отметить, что наибольшее количество вакансий в 2023 году заявлено по деятельности профессиональной, научной и технической (19,2% от общей потребности в работниках), в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального обеспечения (12,0%), сельском и лесном хозяйстве (10,2%), строительстве (10,2%), сфере образования (8,7%).

Наиболее востребованными на рынке труда в 2023 году были квалифицированные рабочие следующих профессий: машинист (кочегар) котельной, водитель автомобиля, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, монтажник оборудования предприятий химической и нефтяной промышленности, монтажник технологических трубопроводов; служащие со специальностью: мастер, электромеханик, делопроизводитель. А также среди вакансий у работодателей были и для работников с высшим образованием: инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-электроник, инженер-программист, инженер по подготовке производства, инженер по качеству, инженер по охране труда, специалист по социальной работе, учитель, геодезист, экономист, товаровед, менеджер и иные.

Информация по трудоустройству выпускников (согласно данным самообследования и внутреннего мониторинга трудоустройства) самых многочисленных по контингенту образовательных организаций высшего образования Омской области свидетельствует о высоко уровне (более 83%) (рисунок 3).

Рис. 3 Уровень трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования Омской области 2022-2023 учебного года, %

Источник: составлено автором по данным [12-15]

Проведенный анализ трудоустройства выпускников образовательных организаций Омской области показал, что полное трудоустройство достигнуто только по отдельным специальностям в каждом университете. Большинство выпускников профессионального образования предпочитают обучаться дальше, а значит стремятся получить высшее образование, а не трудиться по рабочей профессии.

Молодежная безработица в регионе

Сегодня взгляды молодых специалистов не ограничиваются лишь образованием и обязательным приобретением высшего образования. Для современного поколения характерным является большое количество вариативных решений, где существует определенная свобода выбора [16]. По мнению специалистов, среди молодежи «усиливается рост потребительских настроений», и «получение профессии зачастую не означает стремление молодого человека трудоустроиться по этому направлению» [17, с. 48].

Условия труда, характеристики занятости, форматы работы должны максимально полно предоставлять возможность удовлетворять запрос претендентов на рабочее место. Поэтому имеется необходимость в понимании, какие представители молодого поколения находятся на рынке труда, какие у них доминируют запросы на труд, как системе управления выстраивать с ними трудовые отношения и взаимодействия [18, с. 31].

На рынке труда работодатель преимущественно отдает большее предпочтение молодым специалистам, которые уже имеют стаж работы по специальности. И во многих случаях выпускники, не имеющие профессионального стажа, получают отказы в работе и вынуждены работать не по специальности, неполный рабочий день и прочее или остаются безработными.

По данным о распределении численности безработных Омской области большую часть безработных граждан в Омской области составляют молодые люди в возрасте от 20 до 29 лет [10, с. 21]. Следует заметить, что наибольший процент безработных среди молодых специалистов приходится на 2021 год. И причинами послужили введенные санкции и ограничения пандемии ковида, что привело к резкому сокращению рабочих мест во многих регионах нашей страны, в том числе и в Омской области. В свою очередь, в 2023 году удельный вес молодежи возрастом до 20 лет среди безработных граждан увеличился на 3 % по сравнению с 2022 годом (с 6,6% до 9,6%). В целом высокие показатели у представителей молодежи среди всех возрастных групп указывают на молодежную безработицу в регионе.

Анализируя данные о численности безработных по уровню образования, можно, отметить что большинство (более 50%) безработных в Омской области имеют высшее или среднее профессиональное образование (таблица 2).

Таблица 2 Изменения в распределении численности безработных в Омской области по уровню образования, %

Год
Всего
из них имеют профессиональное образование
высшее
среднее профессиональное
по программе подготовки специалистов
среднего звена
по программе
подготовки
квалифицированных рабочих (служащих)
2020
100
20,5
21,3
23,7
2021
100
14,0
17,5
26,1
2022
100
17,2
17,5
19,2
Источник: составлено автором по данным [5, с. 21]

Уровень безработицы среди молодежи в Омской области высок и является причиной оттока молодых специалистов из региона.

По результатам проведенного Минспортом Омской области в 2022 году социологического исследования и мониторинга молодежной среды, в оценке перспектив для реализации собственных интересов, карьеры и благополучной жизни на территории региона почти равное количество респондентов высказалось, что перспективы в Омской области ниже, чем в большинстве регионов или такие же, как и в других (47,6% и 48,8% соответственно) [8, с. 71]. Более половины молодых жителей Омской области указали, что планируют переезд, а именно:

- внутри региона – 28,6%,

- в другой регион – 23,6%,

- в другую страну – 5,4%. Т.е. миграционные настроения у молодежи присутствуют, но в большинстве случаев они направлены на перемещения внутри области. Выгодное предложение по работе отметили 37,4%.

В целом основополагающими факторами, влияющими на миграцию молодежи, как и иного населения, остаются социально-экономические процессы региона. Как правило, рост утечки молодых специалистов связан с тем, что они обладают большей гибкостью и адаптацией к новым условиям.

Поэтому в необходимо формировать новые социально-экономические условия и обстоятельства для закрепления и привлечения молодых специалистов в экономику региона, создавать в Омской области условия профессиональной адаптации молодых специалистов на рабочих местах.

Совершенствование профессиональной подготовки и способы трудовой адаптации

Рассматривая результаты опроса о работе профессиональных образовательных организаций или организаций высшего образования следует отметить высокий уровень удовлетворенности работой образовательных организаций Омской области среди молодежи – свыше 90% [19]. При этом выразили удовлетворенность организацией учебного процесса (96,8%), качеством теоретической и практической подготовки к профессиональной деятельности (96,0% и 91,4% соответственно), качеством обучения (92,2%). Среди опрашиваемых 13,2% указали, что работали в период обучения, 15,5% - что образовательная организация способствовала в поиске работы и трудоустройстве по специальности, а 96,5% респондентов отметили, что намерены продолжить обучение для получения более высокого уровня профессионального образования.

Опоросы представителей работодателей также демонстрируют высокую удовлетворенность работой профессиональных образовательных организаций и профессиональными компетенциями выпускников (89%), но в основном теоретической подготовкой. Среди наиболее значимых качеств выпускников, в частности, Омского государственного технического университета, влияющих на их прием на работу, работодатели выделили знание нормативно-правовой базы и необходимых IT-программ, практические навыки, навыки делового общения и соблюдение профессиональной этики [20, с. 13]. Определяющим фактором, влияющим на эффективность выпускника на рабочем месте, работодатели считают содержание образовательных программ.

Проводимые опросы обучающихся, работодателей и педагогических работников способствуют установлению взаимных связей, получению актуальной информации для совершенствования методического обеспечения образовательных организаций и повышения качества подготовки будущих специалистов.

Результаты проведенного анализа и данных социальных опросов позволили сформулировать направления совершенствования подготовки обучающихся в образовательных организациях и дополнительные меры для трудовой адаптации выпускников с целью с содействия успешной профессиональной деятельности молодых специалистов (рисунок 4).

Рис. 4 Направления совершенствования подготовки молодых специалистов для успешной профессиональной деятельности

Источник: составлено автором

Совершенствование процессов формирования и подготовки молодых специалистов предлагается начать с этапа профориентации и выбора профессии, когда молодым людям в ходе производственной экскурсии будет открыт доступ для посещения действующих предприятий и организаций, где они смогут общаться с работающими специалистами и подробно узнать содержание профессиональной деятельности, ознакомиться с реальными рабочими местами разных направлений и профессий. Такие меры позволят лучше определиться с выбором будущей профессии, опираясь и на собственное мнение о понравившемся профессиональном занятии, осознано связать себя с будущей специальностью в трудовой деятельности.

В процессе профессионального обучения студенты могут повышать свои навыки: выполнять практические задания и проекты на производственной базе – для получения необходимого опыта по специальности, стремиться трудоустроиться (даже временно) при прохождении запланированных учебным графиком практик – для накопления трудового стажа.

После завершения обучения любой выпускник, принятый на работу, в т.ч. молодой специалист с опытом работы и навыками, необходимыми для трудовой деятельности, будет проходить адаптацию на рабочем месте, профессиональную интеграцию в трудовом коллективе. И здесь существенная роль должна отводиться наставникам – более профессиональным работникам, у которых молодые специалистам смогут перенимать опыт работы, менторам – для поддержки в профессиональном развитии.

Предложенные мероприятия в комплексе будут способствовать выявлению интереса и способностей к профессии, выработке профессиональных навыков, сокращению сложностей при трудоустройстве и адаптации молодых специалистов.

Выводы

Исследование современной ситуации и динамики профессиональной подготовки молодежи в Омской области показало увеличение контингента обучающихся в организациях высшего и среднего профессионального образования, имеющих отраслевую направленность в соответствии со специализацией региона. У поступающих в образовательные организации Омской области наибольший интерес вызывают специальности и профессии в области информационных технологий, инженерного дела, технологий и технологических наук, образование и педагогические науки, и подготовка молодых специалистов нацелена на кадровое обеспечение приоритетных в экономическом развитии региона отраслей.

Численность выпускников профессионального образования за исследуемый период увеличивается, но на рынке труда остаются наиболее востребованными квалифицированные рабочие и служащие, т.к. большинство выпускников предпочитают продолжить обучение и повысить квалификацию. Среди выпускников образовательных организаций высшего образования Омской области отмечается высокий уровень трудоустройства, но спрос на специалистов с высшим образованием у работодателей тоже большой. Поэтому необходимо формировать социально-экономические условия и обстоятельства для закрепления и привлечения молодых специалистов в экономику региона.

При трудоустройстве молодые специалисты испытывают определенные трудности, связанные с трудовой адаптацией и профессиональной интеграцией. Для улучшения ситуации на рынке труда сформированы направления совершенствования подготовки молодых специалистов по выделенным стадиям. Предложен комплекс мер, начиная с периода профориентации, для осознанного выбора будущей профессии и специализации, повышения навыков и приобретения стажа во время профессионального обучения, для выпускников – наставничество и менторство для трудовой адаптации и профессионального развития молодых специалистов.


Источники:

1. Медведев Е.В. Проблема трудоустройства молодёжи в Омской области // Омский научный вестник. Серия Общество. История. – 2020. – № 4. – c. 135-142.
2. Зинич А.В., Кондратьева О.В. Профессиональное самоопределение: взгляд городской и сельской молодежи // Экономика труда. – 2022. – № 12. – c. 1985-1996. – doi: 10.18334/et.9.12.116751.
3. Лаврентьев А.С. Согласование спроса и предложения профессиональных кадров в рамках региональной политики занятости населения // Экономика труда. – 2024. – № 8. – c. 1251-1266. – doi: 10.18334/et.11.8.121452.
4. Леушкина В.В. Занятость молодежи в сельской и городской местности в условиях российского рынка труда // Экономика труда. – 2022. – № 9. – c. 1425-1440. – doi: 10.18334М.9.9.116143.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Журавлева О.В., Нерсисян А.М Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России // Экономика труда. – 2020. – № 3. – c. 253-266. – doi: 10.18334/et.7.3.100709.
6. Распределение численности населения Омской области по полу и отдельным возрастным группам. Омскстат. [Электронный ресурс]. URL: https://55.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pol-vozrast-2023.htm (дата обращения: 23.09.2024).
7. Омская область в цифрах. / Крат. стат. сб. / Омскстат. - Омск, 2024. – 40 c.
8. Доклад «О положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Омской области» за 2022 год. – 76 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.omsk-parlament.ru/Files/Доклад%20%202022.pdf (дата обращения: 23.09.2024).
9. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования 2023 года. Сибирский федеральный округ. Омская область. ГИВЦ Минобрнауки России. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2023/_vpo/material.php?type=2&id=10904 (дата обращения: 20.09.2024).
10. Омский областной статистический ежегодник «2023». / Стат. сб. / Омскстат. - Омск, 2023. – 162 c.
11. Ситуация на регистрируемом рынке труда Омской области в январе – декабре 2023 года. / Экспресс-информация. Сб. - Омск, 2024. – 21 c.
12. Отчет о результатах самообследования за 2023 год. Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. – 54 с. [Электронный ресурс]. URL: https://files.omsu.ru/sveden/document/otchet-2023.pdf (дата обращения: 15.09.2024).
13. Отчет о результатах самообследования за 2023 год. ФГАОУ ВО «Омский государственный технический университет». [Электронный ресурс]. URL: https://omgtu.ru/sveden/document.pdf (дата обращения: 18.09.2024).
14. Отчет о результатах самообследования деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации за 2023 год. – 203 с. [Электронный ресурс]. URL: https://omsk-osma.ru/files/r/UU/2024/samoobsled2023-2.pdf (дата обращения: 18.09.2024).
15. Отчет о самообследовании ФГБОУ ВО Омский ГАУ за 2023 год. – 218 с. [Электронный ресурс]. URL: http://omgau.ru/sveden/files/vir/Otchet_o_samoobsledovanii_Omskogo_GAU_za_2023_god.p.pdf (дата обращения: 19.09.2024).
16. Лямцева К.К. Трудовые ценности молодежи как особой социально-демографической группы экономически активного населения // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 6 (155). – c. 287-295.
17. Доклад «О положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Омской области» за 2019 год. – 115 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.omsk-parlament.ru/Files/File/11918.pdf (дата обращения: 20.09.2024).
18. Мешкова Е.С. Теория поколений: особенности в подходах к адаптации молодых специалистов // Общество. – 2019. – № 4(15). – c. 31-36.
19. Итоги Выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования‚ здравоохранения и социального обслуживания‚ содействия занятости населения по Омской области. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области. [Электронный ресурс]. URL: https://55.rosstat.gov.ru/kdu (дата обращения: 22.09.2024).
20. Результаты опроса работодателей и (или) их объединений, иных юридических и (или) физических лиц об удовлетворенности качеством образования. 2023. Омский государственный технический университет. [Электронный ресурс]. URL: https://omgtu.ru/sveden/document/ (дата обращения: 22.09.2024).

Страница обновлена: 02.11.2024 в 00:45:21