Исследование взаимосвязи профессионального трудоустройства молодых специалистов с их специализацией
Лямцева К.К.1
1 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 10 (Октябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=74116297
Аннотация:
Молодежь страны выступает значимым трудовым ресурсом и определяющим фактором перспективного социально-экономического развития. В ходе исследования выполнен анализ профессиональной подготовки и трудоустройства молодых специалистов в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования Омской области, взаимосвязи профессионального трудоустройства выпускников с имеющейся специализацией. Рассмотрены показатели удовлетворенности работой образовательных организаций и полученными профессиональными навыками выпускников. Изучены состояние спроса и предложения на региональном рынке труда, социально-экономические причины молодежной безработицы и миграции молодых специалистов. Сформированы направления совершенствования подготовки молодых специалистов на стадиях профессионального выбора и профессионального обучения, предложены дополнительные способы адаптации и интеграции в трудовую сферу (наставничество и менторство) для реализации успешной профессиональной деятельности и профессионального развития специалистов
Ключевые слова: молодые специалисты, занятость, профессиональное обучение, трудоустройство, адаптация
JEL-классификация: J21, J23, J24
Введение
Проводимая государством активная политика занятости способствует повышению трудоустройства населения и вовлеченности в сферы общественного производства для обеспечения устойчивого развития экономики.
Современная молодежь выступает мощным источником знаний и способностей, которые можно использовать для улучшения экономического потенциала России. Но для этого, по мнению исследователей, необходимо молодым специалистам «дать возможность для воплощения полученных знаний на практике, а именно гарантировать им рабочие места, соответствующие их уровню квалификации» [1, с. 136].
Несмотря на уникальные способности молодого поколения в охвате большого количества информации, использовании средств связи, стремительное развитие в современном цифровом мире, молодые специалисты испытывают определенные трудности, связанные с трудовой адаптацией и профессиональной интеграцией в рабочей среде.
Существует и мнение о том, что современная молодежь «редко делает обоснованный выбор профессии, предпочитая опираться на идеалистические, ценностные представления о будущей профессии» [2, с. 1990]. Изучение состояния российского молодежного рынка труда, тенденций регионального развития проводят многие исследователи. А.С. Лавреньев отмечает «расширение исследований … закономерностей использования профессиональных трудовых ресурсов» и в своих работах изучает вопросы «согласования спроса и предложения профессиональных кадров в рамках региональной политики занятости населения [3, с. 1251]. По мнению В.В. Леушкиной «российский рынок труда не обеспечивает полного использования молодежной рабочей силы» [4, с. 1425]. Е.В Медведев, изучая проблемы трудоустройства молодежи в Омской области, указывает, что «ситуация … требует серьезных изменений и вмешательств» [1, с. 135]. Коллектив ученых во главе с Е.В. Дробот, исследуя проблемы на рынке труда молодых специалистов с высшим образованием, указывают на негативные демографические тенденции, снижение численности молодежи и молодых специалистов, отмечают «проявление повышенного интереса работодателей к подбору и подготовке квалифицированных молодых кадров» [5, с. 264].
Несмотря на многочисленность имеющихся публикаций, остаются недостаточно проработанными вопросы формирования аналитической основы профессионального трудоустройства подготовленных молодых специалистов и нерешенных вопросов с их адаптацией на региональном рынке труда. Особую актуальность в этой связи имеет определение взаимосвязи профессионального трудоустройства с имеющейся специализацией молодых специалистов для реализации трудовой деятельности и участия в экономическом развитии регионов страны.
Целью исследования является проведение анализа профессиональной подготовки и трудоустройства молодых специалистов на примере Омской области, выявление основных проблем и формирование предложений, способствующих улучшению ситуации.
Методическую и методологическую основу настоящего исследования составляют эмпирический метод (экономическое наблюдение); теоретические методы (теоретический анализ научной литературы); специальные методы (статистический метод, методы экономического анализа, расчетный метод); частно-научные методы (аналитический, логический). Информационной базой являются соответствующие законодательно-правовые и нормативные акты, научные труды и публикации исследований отечественных ученых, статистические данные официальных источников, материалы отчетов по самообследованию, результаты тематического анкетирования и социальных опросов.
Анализ профессиональной подготовки молодежи в регионе
В Омской области численность молодежи (население в возрасте от 15 до 34 лет) на 1 января 2024 года составила 379,7 тыс. чел. (20,9 % от общей численности населения области) [6], многие из которых при определении собственной трудовой деятельности выбирают профессию и соответствующее обучение.
Региональная система профессионального образования включает подготовку специалистов организациями высшего и среднего профессионального образования: в 2023 году в высших учебных заведениях с контингентом 73,6 тыс. чел. – по 245 направлениям подготовки и специальностям по 49 укрупненным группам, по программам среднего профессионального образования с контингентом 59,3 тыс. чел.– по 195 профессиям и специальностям по 36 укрупненным группам [7, с. 14]. Набор контингента на обучение за последние годы в целом увеличился только по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих. По подготовке специалистов среднего звена и по высшему образованию наблюдаются определенные колебания: снижение в 2021 году и рост в 2022 году по программам подготовки специалистов среднего звена, и обратная ситуация по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры – увеличение в 2021 году по сравнению с 2020 годом и уменьшение в 2022 году.
Приоритетными в экономическом развитии региона являются отрасли промышленности, в том числе нефтехимической, высокотехнологичных производств, а также ряда других. Среди поступающих в наибольший интерес вызывают специальности и профессии в области информационных технологий, инженерного дела, технологий и технологических наук, образования и педагогических наук [8, с. 45].
Образовательные организации высшего образования Омской области имеют отраслевую направленность: медицинскую, сельскохозяйственную, транспортную, творческую и спортивную. На рисунке 1 представлено распределение контингента обучающихся по отраслям наук в соответствии с направлениями подготовки и специальностям.
Рис. 1 Распределение приведенного контингента студентов по отраслям наук в образовательных организациях высшего образования Омской области, %
Источник: составлено автором по данным [9]
Наибольшее количество молодежи обучается:
– инженерному делу, технологиям и техническим наукам в Омском государственном техническом университете, Омском государственном университете путей сообщения, Сибирском государственном автомобильно-дорожном университете, Омском государственном аграрном университете имени П.А. Столыпина и Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского и др.;
– наукам об обществе в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского, Сибирском институте бизнеса и информационных технологий, Омском государственном техническом университете, Омском государственном университете путей сообщения и др.,
– педагогическим наукам и образованию в Омском государственном педагогическом университете, Омской гуманитарной академии, Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского, Сибирском государственном университете физической культуры и спорта и др.,
– медицинским наукам и здравоохранению в Омском государственном медицинском университете,
– сельскому хозяйству и сельскохозяйственным наукам в Омском государственном аграрном университете имени П.А. Столыпина.
Можно сделать вывод, что в образовательных организациях области представлены направления подготовки отраслевой специализации региона, в том числе с возможностью выбора учебного заведения.
Относительно численности выпускников образовательных организаций профессионального и высшего образования Омской области можно отметить тенденцию к увеличению как абсолютных, так и относительных значений соответствующих показателей образовательных организаций профессионального образования и обратную тенденцию – сокращения численности выпускников образовательными организациями высшего образования (таблица 1).
Таблица 1 Показатели выпуска молодых специалистов в образовательных организациях Омской области, тыс. чел.
Показатели
|
2020г.
|
2021г.
|
2022г.
|
Изменение 2022-2020гг.
|
Выпущено
квалифицированных рабочих, служащих
|
2,3
|
2,1
|
2,5
|
+0,2
|
Выпущено
специалистов среднего звена
|
8,8
|
9,3
|
9,9
|
+1,1
|
Выпущено
бакалавров, специалистов, магистров
|
14,7
|
14,0
|
12,4
|
– 2,3
|
Имеющиеся отчетные данные свидетельствуют об увеличении выпуска квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Такую ситуацию следует расценивать как пополнение рынка труда профессиональными специалистами, и соответствующие относительные показатели это подтверждают. Выросло значение численности квалифицированных рабочих, служащих на 10 000 занятых в экономике с 25 чел. в 2020 году до 27 чел. в 2022 году, а также показатель численности специалистов среднего звена на 10 000 чел. населения с 41 чел. в 2020 году до 47 чел. в 2022 году [10, с. 29-30]. Выпуск бакалавров, специалистов, магистров уменьшился, следовательно, в реальный сектор экономики пришло меньшее количество специалистов, имеющих профессиональное высшее образование.
Анализ профессионального трудоустройства молодых специалистов
После получения образования и окончания учебного заведения перед молодыми специалистами стоит задача трудоустроиться по специальности и полученной профессии. В этом процессе выпускники образовательных организаций сталкиваются с условиями работодателей, состоянием спроса и предложения на региональном рынке труда.
Исследование изменений заявленных вакансий и численности лиц, ищущих работу, за период 2019-2023 гг. показало снижение таких показателей с января 2022 года, т. е в регионе с 2022 года спрос на рабочую силу превысил численность ищущих работу лиц (рисунок 2).
Рис. 2 Спрос и предложение на рынке труда Омской области
Источник: составлено автором по данным [11, с. 15]
При рассмотрении отраслевой структуры заявленных вакансий можно отметить, что наибольшее количество вакансий в 2023 году заявлено по деятельности профессиональной, научной и технической (19,2% от общей потребности в работниках), в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального обеспечения (12,0%), сельском и лесном хозяйстве (10,2%), строительстве (10,2%), сфере образования (8,7%).
Наиболее востребованными на рынке труда в 2023 году были квалифицированные рабочие следующих профессий: машинист (кочегар) котельной, водитель автомобиля, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, монтажник оборудования предприятий химической и нефтяной промышленности, монтажник технологических трубопроводов; служащие со специальностью: мастер, электромеханик, делопроизводитель. А также среди вакансий у работодателей были и для работников с высшим образованием: инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-электроник, инженер-программист, инженер по подготовке производства, инженер по качеству, инженер по охране труда, специалист по социальной работе, учитель, геодезист, экономист, товаровед, менеджер и иные.
Информация по трудоустройству выпускников (согласно данным самообследования и внутреннего мониторинга трудоустройства) самых многочисленных по контингенту образовательных организаций высшего образования Омской области свидетельствует о высоко уровне (более 83%) (рисунок 3).
Рис. 3 Уровень трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования Омской области 2022-2023 учебного года, %
Источник: составлено автором по данным [12-15]
Проведенный анализ трудоустройства выпускников образовательных организаций Омской области показал, что полное трудоустройство достигнуто только по отдельным специальностям в каждом университете. Большинство выпускников профессионального образования предпочитают обучаться дальше, а значит стремятся получить высшее образование, а не трудиться по рабочей профессии.
Молодежная безработица в регионе
Сегодня взгляды молодых специалистов не ограничиваются лишь образованием и обязательным приобретением высшего образования. Для современного поколения характерным является большое количество вариативных решений, где существует определенная свобода выбора [16]. По мнению специалистов, среди молодежи «усиливается рост потребительских настроений», и «получение профессии зачастую не означает стремление молодого человека трудоустроиться по этому направлению» [17, с. 48].
Условия труда, характеристики занятости, форматы работы должны максимально полно предоставлять возможность удовлетворять запрос претендентов на рабочее место. Поэтому имеется необходимость в понимании, какие представители молодого поколения находятся на рынке труда, какие у них доминируют запросы на труд, как системе управления выстраивать с ними трудовые отношения и взаимодействия [18, с. 31].
На рынке труда работодатель преимущественно отдает большее предпочтение молодым специалистам, которые уже имеют стаж работы по специальности. И во многих случаях выпускники, не имеющие профессионального стажа, получают отказы в работе и вынуждены работать не по специальности, неполный рабочий день и прочее или остаются безработными.
По данным о распределении численности безработных Омской области большую часть безработных граждан в Омской области составляют молодые люди в возрасте от 20 до 29 лет [10, с. 21]. Следует заметить, что наибольший процент безработных среди молодых специалистов приходится на 2021 год. И причинами послужили введенные санкции и ограничения пандемии ковида, что привело к резкому сокращению рабочих мест во многих регионах нашей страны, в том числе и в Омской области. В свою очередь, в 2023 году удельный вес молодежи возрастом до 20 лет среди безработных граждан увеличился на 3 % по сравнению с 2022 годом (с 6,6% до 9,6%). В целом высокие показатели у представителей молодежи среди всех возрастных групп указывают на молодежную безработицу в регионе.
Анализируя данные о численности безработных по уровню образования, можно, отметить что большинство (более 50%) безработных в Омской области имеют высшее или среднее профессиональное образование (таблица 2).
Таблица 2 Изменения в распределении численности безработных в Омской области по уровню образования, %
Год
|
Всего
|
из
них имеют профессиональное образование
| ||
высшее
|
среднее
профессиональное
| |||
по
программе подготовки специалистов
среднего звена |
по
программе
подготовки квалифицированных рабочих (служащих) | |||
2020
|
100
|
20,5
|
21,3
|
23,7
|
2021
|
100
|
14,0
|
17,5
|
26,1
|
2022
|
100
|
17,2
|
17,5
|
19,2
|
Уровень безработицы среди молодежи в Омской области высок и является причиной оттока молодых специалистов из региона.
По результатам проведенного Минспортом Омской области в 2022 году социологического исследования и мониторинга молодежной среды, в оценке перспектив для реализации собственных интересов, карьеры и благополучной жизни на территории региона почти равное количество респондентов высказалось, что перспективы в Омской области ниже, чем в большинстве регионов или такие же, как и в других (47,6% и 48,8% соответственно) [8, с. 71]. Более половины молодых жителей Омской области указали, что планируют переезд, а именно:
- внутри региона – 28,6%,
- в другой регион – 23,6%,
- в другую страну – 5,4%. Т.е. миграционные настроения у молодежи присутствуют, но в большинстве случаев они направлены на перемещения внутри области. Выгодное предложение по работе отметили 37,4%.
В целом основополагающими факторами, влияющими на миграцию молодежи, как и иного населения, остаются социально-экономические процессы региона. Как правило, рост утечки молодых специалистов связан с тем, что они обладают большей гибкостью и адаптацией к новым условиям.
Поэтому в необходимо формировать новые социально-экономические условия и обстоятельства для закрепления и привлечения молодых специалистов в экономику региона, создавать в Омской области условия профессиональной адаптации молодых специалистов на рабочих местах.
Совершенствование профессиональной подготовки и способы трудовой адаптации
Рассматривая результаты опроса о работе профессиональных образовательных организаций или организаций высшего образования следует отметить высокий уровень удовлетворенности работой образовательных организаций Омской области среди молодежи – свыше 90% [19]. При этом выразили удовлетворенность организацией учебного процесса (96,8%), качеством теоретической и практической подготовки к профессиональной деятельности (96,0% и 91,4% соответственно), качеством обучения (92,2%). Среди опрашиваемых 13,2% указали, что работали в период обучения, 15,5% - что образовательная организация способствовала в поиске работы и трудоустройстве по специальности, а 96,5% респондентов отметили, что намерены продолжить обучение для получения более высокого уровня профессионального образования.
Опоросы представителей работодателей также демонстрируют высокую удовлетворенность работой профессиональных образовательных организаций и профессиональными компетенциями выпускников (89%), но в основном теоретической подготовкой. Среди наиболее значимых качеств выпускников, в частности, Омского государственного технического университета, влияющих на их прием на работу, работодатели выделили знание нормативно-правовой базы и необходимых IT-программ, практические навыки, навыки делового общения и соблюдение профессиональной этики [20, с. 13]. Определяющим фактором, влияющим на эффективность выпускника на рабочем месте, работодатели считают содержание образовательных программ.
Проводимые опросы обучающихся, работодателей и педагогических работников способствуют установлению взаимных связей, получению актуальной информации для совершенствования методического обеспечения образовательных организаций и повышения качества подготовки будущих специалистов.
Результаты проведенного анализа и данных социальных опросов позволили сформулировать направления совершенствования подготовки обучающихся в образовательных организациях и дополнительные меры для трудовой адаптации выпускников с целью с содействия успешной профессиональной деятельности молодых специалистов (рисунок 4).
Рис. 4 Направления совершенствования подготовки молодых специалистов для успешной профессиональной деятельности
Источник: составлено автором
Совершенствование процессов формирования и подготовки молодых специалистов предлагается начать с этапа профориентации и выбора профессии, когда молодым людям в ходе производственной экскурсии будет открыт доступ для посещения действующих предприятий и организаций, где они смогут общаться с работающими специалистами и подробно узнать содержание профессиональной деятельности, ознакомиться с реальными рабочими местами разных направлений и профессий. Такие меры позволят лучше определиться с выбором будущей профессии, опираясь и на собственное мнение о понравившемся профессиональном занятии, осознано связать себя с будущей специальностью в трудовой деятельности.
В процессе профессионального обучения студенты могут повышать свои навыки: выполнять практические задания и проекты на производственной базе – для получения необходимого опыта по специальности, стремиться трудоустроиться (даже временно) при прохождении запланированных учебным графиком практик – для накопления трудового стажа.
После завершения обучения любой выпускник, принятый на работу, в т.ч. молодой специалист с опытом работы и навыками, необходимыми для трудовой деятельности, будет проходить адаптацию на рабочем месте, профессиональную интеграцию в трудовом коллективе. И здесь существенная роль должна отводиться наставникам – более профессиональным работникам, у которых молодые специалистам смогут перенимать опыт работы, менторам – для поддержки в профессиональном развитии.
Предложенные мероприятия в комплексе будут способствовать выявлению интереса и способностей к профессии, выработке профессиональных навыков, сокращению сложностей при трудоустройстве и адаптации молодых специалистов.
Выводы
Исследование современной ситуации и динамики профессиональной подготовки молодежи в Омской области показало увеличение контингента обучающихся в организациях высшего и среднего профессионального образования, имеющих отраслевую направленность в соответствии со специализацией региона. У поступающих в образовательные организации Омской области наибольший интерес вызывают специальности и профессии в области информационных технологий, инженерного дела, технологий и технологических наук, образование и педагогические науки, и подготовка молодых специалистов нацелена на кадровое обеспечение приоритетных в экономическом развитии региона отраслей.
Численность выпускников профессионального образования за исследуемый период увеличивается, но на рынке труда остаются наиболее востребованными квалифицированные рабочие и служащие, т.к. большинство выпускников предпочитают продолжить обучение и повысить квалификацию. Среди выпускников образовательных организаций высшего образования Омской области отмечается высокий уровень трудоустройства, но спрос на специалистов с высшим образованием у работодателей тоже большой. Поэтому необходимо формировать социально-экономические условия и обстоятельства для закрепления и привлечения молодых специалистов в экономику региона.
При трудоустройстве молодые специалисты испытывают определенные трудности, связанные с трудовой адаптацией и профессиональной интеграцией. Для улучшения ситуации на рынке труда сформированы направления совершенствования подготовки молодых специалистов по выделенным стадиям. Предложен комплекс мер, начиная с периода профориентации, для осознанного выбора будущей профессии и специализации, повышения навыков и приобретения стажа во время профессионального обучения, для выпускников – наставничество и менторство для трудовой адаптации и профессионального развития молодых специалистов.
Источники:
2. Зинич А.В., Кондратьева О.В. Профессиональное самоопределение: взгляд городской и сельской молодежи // Экономика труда. – 2022. – № 12. – c. 1985-1996. – doi: 10.18334/et.9.12.116751.
3. Лаврентьев А.С. Согласование спроса и предложения профессиональных кадров в рамках региональной политики занятости населения // Экономика труда. – 2024. – № 8. – c. 1251-1266. – doi: 10.18334/et.11.8.121452.
4. Леушкина В.В. Занятость молодежи в сельской и городской местности в условиях российского рынка труда // Экономика труда. – 2022. – № 9. – c. 1425-1440. – doi: 10.18334М.9.9.116143.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Журавлева О.В., Нерсисян А.М Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России // Экономика труда. – 2020. – № 3. – c. 253-266. – doi: 10.18334/et.7.3.100709.
6. Распределение численности населения Омской области по полу и отдельным возрастным группам. Омскстат. [Электронный ресурс]. URL: https://55.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pol-vozrast-2023.htm (дата обращения: 23.09.2024).
7. Омская область в цифрах. / Крат. стат. сб. / Омскстат. - Омск, 2024. – 40 c.
8. Доклад «О положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Омской области» за 2022 год. – 76 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.omsk-parlament.ru/Files/Доклад%20%202022.pdf (дата обращения: 23.09.2024).
9. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования 2023 года. Сибирский федеральный округ. Омская область. ГИВЦ Минобрнауки России. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2023/_vpo/material.php?type=2&id=10904 (дата обращения: 20.09.2024).
10. Омский областной статистический ежегодник «2023». / Стат. сб. / Омскстат. - Омск, 2023. – 162 c.
11. Ситуация на регистрируемом рынке труда Омской области в январе – декабре 2023 года. / Экспресс-информация. Сб. - Омск, 2024. – 21 c.
12. Отчет о результатах самообследования за 2023 год. Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. – 54 с. [Электронный ресурс]. URL: https://files.omsu.ru/sveden/document/otchet-2023.pdf (дата обращения: 15.09.2024).
13. Отчет о результатах самообследования за 2023 год. ФГАОУ ВО «Омский государственный технический университет». [Электронный ресурс]. URL: https://omgtu.ru/sveden/document.pdf (дата обращения: 18.09.2024).
14. Отчет о результатах самообследования деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации за 2023 год. – 203 с. [Электронный ресурс]. URL: https://omsk-osma.ru/files/r/UU/2024/samoobsled2023-2.pdf (дата обращения: 18.09.2024).
15. Отчет о самообследовании ФГБОУ ВО Омский ГАУ за 2023 год. – 218 с. [Электронный ресурс]. URL: http://omgau.ru/sveden/files/vir/Otchet_o_samoobsledovanii_Omskogo_GAU_za_2023_god.p.pdf (дата обращения: 19.09.2024).
16. Лямцева К.К. Трудовые ценности молодежи как особой социально-демографической группы экономически активного населения // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 6 (155). – c. 287-295.
17. Доклад «О положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Омской области» за 2019 год. – 115 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.omsk-parlament.ru/Files/File/11918.pdf (дата обращения: 20.09.2024).
18. Мешкова Е.С. Теория поколений: особенности в подходах к адаптации молодых специалистов // Общество. – 2019. – № 4(15). – c. 31-36.
19. Итоги Выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования‚ здравоохранения и социального обслуживания‚ содействия занятости населения по Омской области. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области. [Электронный ресурс]. URL: https://55.rosstat.gov.ru/kdu (дата обращения: 22.09.2024).
20. Результаты опроса работодателей и (или) их объединений, иных юридических и (или) физических лиц об удовлетворенности качеством образования. 2023. Омский государственный технический университет. [Электронный ресурс]. URL: https://omgtu.ru/sveden/document/ (дата обращения: 22.09.2024).
Страница обновлена: 04.12.2024 в 05:20:55