Проблемы трудоустройства выпускников с инвалидностью в реалиях современного рынка труда
Антонова Г.В.1, Кураева Л.Н.1, Бондарчук А.Г.1
1 «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты РФ
Скачать PDF | Загрузок: 25 | Цитирований: 13
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 11 (Ноябрь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44395538
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В данной статье авторы рассмотрели актуальные проблемы трудоустройства молодых инвалидов, окончивших учреждения среднего профессионального и высшего образования, в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции. Обосновывается важность содействия в адаптации на инклюзивном рынке труда и получении первого рабочего места этой наиболее уязвимой категории выпускников в условиях роста безработицы и обострения конкуренции за рабочие места.
В статье представлен анализ результатов трудоустройства выпускников-инвалидов при содействии органов службы занятости субъектов РФ. Исследован и обобщен региональный опыт реализации мер, направленных на расширение возможностей трудоустройства этой категории молодых инвалидов. Обоснована необходимость дальнейшего развития системы социальной и профессиональной адаптации инвалидов молодого возраста, укрепления и развития партнерских отношений всех субъектов трудоустройства выпускников-инвалидов, а также распространения наиболее успешных региональных практик по содействию занятости выпускников с ограниченными возможностями здоровья и их адаптации на инклюзивном рынке труда.
Целью работы является анализ актуальных проблем с трудоустройством выпускников-инвалидов на инклюзивном рынке труда, изучение и обобщение наиболее успешных региональных практик, реализуемых субъектами РФ, по содействию трудоустройству инвалидов-выпускников. Информационной базой исследования послужили данные отчетности Роструда, а также статистические данные Росстата, характеризующие труд и занятость инвалидов. Результаты исследования могут способствовать разработке оперативных комплексных мер, направленных на поддержку занятости выпускников-инвалидов, их адаптации и закреплению рабочем месте.
Ключевые слова: Ключевые слова: выпускники-инвалиды, содействие в трудоустройстве, рынок труда, профессиональная адаптация, организация стажировок
JEL-классификация: J21, J28, J49
Введение
Одним из приоритетов государственной политики является содействие занятости молодежи, в том числе трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования, только вышедших на рынок труда. Молодежь традиционно является менее конкурентной категорией населения на рынке труда, и безработица среди молодежи намного выше, чем в старших возрастах [1] (Lishchuk, Kapelyuk, 2019). По мнению экспертов, разработка комплекса мер и механизмов по улучшению интеграции российской молодежи в рынок труда в краткосрочной и долгосрочной перспективах является актуальной и востребованной задачей на национальном и региональном уровнях [2] (Krasnova, 2015). Причинами низкой востребованности выпускников является отсутствие опыта работы по специальности и недостаточный уровень квалификации, что снижает их конкурентоспособность в борьбе за вакантные рабочие места. При этом выпускники испытывают сложности с трудоустройством, еще и потому, что не умеют правильно искать работу, умело презентовать себя работодателям и успешно удерживаться на рабочем месте после трудоустройства.
К наиболее уязвимым на рынке труда категориям выпускников относятся молодые люди, имеющие инвалидность [3] (Mikhaylova, 2015). Так, в исследовании группы авторов [4] (Arzhanyh, Gurkina, Terekhova, 2014) подчеркивается, что выпускники, не имеющие опыта работы или имеющие небольшой стаж, относятся к числу самых уязвимых участников на рынке труда, а наличие у соискателя каких-либо ограничений здоровья при этом может усугублять и без того непростую ситуацию с их трудоустройством. Это подтверждают и многочисленные мониторинговые исследования, проводимые как среди выпускников-инвалидов [5] (Chernetsov, Shadchin, 2019), так и среди специалистов и работодателей [6] (Starobina, Kuzmina, Gordievskaya, Klimon, 2015).
Проблема трудоустройства молодежи с инвалидностью, выпускников профессиональных образовательных организаций будет оставаться актуальной и сложной, требовать особого внимания как со стороны органов государственной власти, так и со стороны общества в целом. Так Л.М. Низова считает, что интересы как общества, так и самих инвалидов требуют более активного проведения политики, направленной на повышение человеческого потенциала людей с инвалидностью, создание условий для максимально эффективного использования их труда в рамках обычных и гибких форм занятости [7] (Nizova, Sorokina, 2018).
При этом авторы данной статьи разделяют точку зрения Д.Ф. Романенковой, что молодые инвалиды-выпускники, получившие профессиональное образование, должны выделяться как особая категория нуждающихся в трудоустройстве, для которой необходимо применение адресных форм и методов работы [8] (Romanenkova, 2018).
По данным Росстата, в 2020 году завершили обучение в образовательных профессиональных учреждениях почти 9 тысяч выпускников с инвалидностью, из них более пяти тысяч – выпускники средних профессиональных учреждений и почти четыре тысячи – выпускники вузов [9].
Проблемы трудоустройства выпускников среднего профессионального и высшего образования с инвалидностью
Государство в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [1] оказывает социальную поддержку занятости и трудоустройству инвалидов, в том числе молодым людям, недавно получившим среднее профессиональное и высшее образование. В субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве. Однако проблемы трудоустройства и адаптации на рабочем месте выпускников-инвалидов остаются крайне острыми, особенно в условиях осложнения ситуации на рынке труда и резкого роста безработицы в связи с пандемией коронавируса.
Важно подчеркнуть, что включение инвалидов молодого возраста в трудовую деятельность является основным показателем результативности их профессиональной реабилитации и интеграции в общество. Оно имеет не только значимый социальный, но и экономический эффект. По этим причинам трудоустройство молодых инвалидов, которые ищут работу впервые, должно находиться в приоритете региональных властей.
При профессиональной интеграции в общество именно эта категория молодежи сталкивается с наибольшими проблемами при трудоустройстве. Причинами сложности в трудоустройстве на инклюзивном рынке труда являются не только серьезные нарушения функций их организма, затрудняющие физический доступ к месту работы и выполнение некоторых трудовых функций, но и собственные психологические комплексы людей с инвалидностью. Низкий уровень социального опыта, с которым молодые инвалиды выходят на рынок труда, не позволяет им быть конкурентоспособными не только по профессиональным навыкам, но и по параметрам психологической готовности и адаптационным возможностям.
Данные факты усугубляет также то, что работодатели, не имея адекватных представлений о профессионально-трудовых возможностях инвалидов, предпочитают принимать на работу граждан без каких-либо ограничений трудоспособности, так как при приеме на работу инвалидов зачастую приходится адаптировать рабочий процесс под их возможности, создавая специальные условия труда, что предполагает значительные финансовые затраты [10] (Gurina, Moiseev, Shurupova, 2019). В связи с этим в исследовании Ф. В. Филиной среди задач, решение которых будет способствовать трудовой интеграции инвалидов, выделяется именно повышение эффективности действия рыночных инструментов корректировки поведения работодателей в отношении обеспечения занятости инвалидов [11] (Filina, Timokhin, 2018).
Немаловажными факторами низкого уровня вовлеченности выпускников с инвалидностью в трудовую деятельность являются их слабая мотивация к занятию профессиональной деятельностью, высокий уровень пассивности при поиске работы. При этом им в гораздо большей степени, чем выпускникам, не имеющим ограничений жизнедеятельности, свойственны неумение полноценно презентовать себя и свои способности, незнание практических основ технологии поиска работы, а также недостаточная информированность о предпринимаемых государством мерах и проводимых мероприятиях для поддержки их трудоустройства, адаптации и закрепления на рабочем месте.
Обратим внимание, что контингент молодых инвалидов составляет существенную часть инвалидов в трудоспособном возрасте, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, каждый седьмой, или 14% из них – это молодежь в возрасте от 18 до 30 лет [12].
В последние 5 лет численность контингента молодых инвалидов заметно сократилась как абсолютно (с 572 тыс. чел. до 484 тыс. чел., то есть на 88 тыс. чел., или на 15,4%), так и относительно (с 15,3% до 14% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте) [12].
Может ошибочно показаться, что тенденция сокращения контингента молодых инвалидов несколько снимает остроту проблемы государственного участия в их профессиональном становлении и обеспечении их трудоустройства. Однако при этом важно принять во внимание рост инвалидизации среди молодежи. Доля инвалидов в численности молодых людей постепенно растет, что является общемировой проблемой [13].
Практики трудоустройства выпускников с инвалидностью в субъектах Российской Федерации
В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации реализуются программы сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения, основной целью которых является создание условий для трудовой реабилитации инвалидов молодого возраста, социальной адаптации к условиям современного рынка труда через профессиональную подготовку и трудовую занятость, а также повышение уровня их жизни.
Сопровождение молодых инвалидов предусматривает три направления: во-первых, это содействие в поиске подходящего рабочего места; во-вторых, создание необходимых условий, которые позволят человеку с ограниченными возможностями здоровья выполнять свои обязанности и профессионально адаптироваться; в-третьих, по мере необходимости инвалиду помогают проложить маршрут от дома до места работы и обратно, а также по территории предприятия, на котором он трудится.
В ряде субъектов РФ реализуются дополнительные меры для трудоустройства выпускников с инвалидностью: внедрение института наставничества; стимулирование работодателей, принимающих на работу инвалидов-выпускников, получивших профессиональное образование; закрепление за выпускником с инвалидностью куратора из числа специалистов центров занятости; субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям на сопровождение при трудоустройстве и адаптацию на рабочем месте выпускников-инвалидов.
В результате активизации деятельности органов занятости населения (СЗН) в этих направлениях наблюдается положительная динамика в части трудоустройства выпускников образовательных профессиональных учреждений с инвалидностью.
За последние три года, по данным ведомственной статистики Роструда, в среднем по Российской Федерации при заметном увеличении объемов обращений инвалидов-выпускников в органы СЗН (табл. 1) отмечается рост уровня их трудоустройства при содействии специалистов центров занятости с 46,7% в 2017 году до 53,4–54% в 2018–2019 годах.
Таблица 1
Результативность трудоустройства инвалидов – выпускников среднего профессионального и высшего образования, обратившихся в органы службы занятости
|
2017
|
2018
|
2019
|
Численность инвалидов – выпускников среднего профессионального и
высшего образования, обратившихся в органы службы занятости (чел.)
|
3 043
|
4 089
|
3 507
|
Численность инвалидов – выпускников среднего профессионального и
высшего образования, трудоустроенных при содействии органов службы занятости
(чел.)
|
1 422
|
2 207
|
1 871
|
Доля инвалидов – выпускников среднего профессионального и
высшего образования, трудоустроенных при содействии органов службы занятости
(%)
|
46,7%
|
54,0%
|
53,4%
|
Надо отметить, что уровень трудоустройства выпускников с инвалидностью за указанный период превышал аналогичный показатель для инвалидов – квалифицированных специалистов, уже имеющих среднее профессиональное или высшее образование и стаж работы более 1 года (табл. 2).
Таблица 2
Уровень трудоустройства инвалидов – выпускников среднего профессионального и высшего образования при содействии органов службы занятости, %
|
2017
|
2018
|
2019
|
Доля инвалидов – выпускников среднего профессионального и
высшего образования, трудоустроенных при содействии органов службы занятости
(%)
|
46,7%
|
54,0%
|
53,4%
|
Доля квалифицированных специалистов из числа инвалидов
трудоспособного возраста, трудоустроенных при содействии органов службы
занятости
|
44,9%
|
49,9%
|
48,0%
|
Однако, по мнению экспертов, хотя выпускники-инвалиды стали чаще обращаться в службу занятости по поводу трудоустройства и отмечается рост числа рабочих мест, заявленных работодателями для лиц с инвалидностью, результативность процесса трудоустройства пока остается невысокой. Достигнутый уровень трудоустройства все же значительно ниже аналогичного показателя для выпускников без инвалидности.
Наиболее успешным оказалось трудоустройство выпускников с инвалидностью в 2018 году, когда из четырех тысяч выпускников-инвалидов, обратившихся в органы СЗН, были трудоустроены более половины (54%). Несколько хуже оказались показатели за 2019 год – при сокращении объема обращений до 3,5 тысяч при содействии органов СЗН было трудоустроено 53,4% от численности инвалидов-выпускников среднего профессионального и высшего образования, обратившихся в государственную службу занятости (рис.).
Рисунок. Динамика трудоустройства инвалидов – выпускников среднего профессионального и высшего образования, обратившихся в органы службы занятости
Источник: составлено авторами по данным федерального статистического наблюдения Роструда.
Наиболее успешно справились с трудоустройством обратившихся выпускников-инвалидов органы службы занятости Саратовской, Тамбовской, Костромской, Астраханской и Ростовской областей, Красноярского и Алтайского краев, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, где уровень трудоустройства в целом за период с 2017 до 2019 года составил более 80% при среднем уровне трудоустройства этой категории выпускников по России за трехлетний период – 51,7% (табл. 3). Существенно выше среднероссийского уровня также отмечались показатели в Тюменской, Белгородской, Липецкой областях, республиках Татарстан и Башкортостан, а также в г. Санкт-Петербурге – почти 60%.
Таблица 3
Уровень трудоустройства инвалидов – выпускников среднего профессионального и высшего образования, обратившихся в органы службы занятости за период с 2017 по 2019 год
Субъект Российской
Федерации
|
Численность инвалидов – выпускников среднего профессионального и
высшего образования, обратившихся в органы службы занятости (чел.)
|
Численность инвалидов – выпускников среднего профессионального и
высшего образования, трудоустроенных при содействии органов службы занятости
(чел.)
|
Доля инвалидов – выпускников среднего профессионального и
высшего образования, трудоустроенных при содействии органов службы занятости
(%)
|
Саратовская область
|
68
|
65
|
95,6
|
Тамбовская область
|
22
|
20
|
90,9
|
Алтайский край
|
52
|
46
|
88,5
|
Ханты-Мансийский АО
|
84
|
72
|
85,7
|
Ямало-Ненецкий АО
|
38
|
32
|
84,2
|
Костромская область
|
48
|
39
|
81,3
|
Астраханская область
|
26
|
21
|
80,8
|
Красноярский край
|
120
|
97
|
80,8
|
Тюменская область
|
42
|
33
|
78,6
|
Наиболее эффективным направлением работы службы занятости, с точки зрения результативности трудоустройства молодых дипломированных специалистов без опыта работы является организация для них стажировок на предприятиях. Такая форма поддержки трудоустройства, получения первого трудового опыта и адаптации к социально-профессиональной среде особенно важна для недавних студентов с инвалидностью. Как показала практика, это существенно повышает их конкурентоспособность на рынке труда, расширяя возможности дальнейшего трудоустройства.
Как правило, в рамках программ по организации стажировок недавних выпускников, обратившихся за трудоустройством в службу занятости, предусматривается возмещение работодателю части затрат на оплату труда стажера-инвалида и (или) возмещение части затрат на оплату труда наставника, закрепляемого за инвалидом на период адаптации его на рабочем месте. Такие программы действуют в целом ряде субъектов Российской Федерации (Башкортостане, Красноярском крае, Тюменской области и др.). По мнению авторов, важным является изучение и обобщение наиболее успешного опыта, накопленного в субъектах Российской Федерации в этом направлении.
Так, например, в Республике Башкортостан успешно реализуется пилотный проект по организации стажировки для инвалидов и выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, целью которого является помощь молодым людям сориентироваться и адаптироваться на рынке труда, получить необходимые трудовые навыки, а также предоставить предприятиям возможность самостоятельно формировать кадровый резерв. Стажировка организуется в соответствии с заключенным срочным трудовым договором с работодателем сроком до 6 месяцев. Работодателям возмещаются расходы на выплату заработной платы стажеров до минимального размера оплаты труда и начислений на фонд оплаты труда (с 2020 года – 18,2 тыс. рублей) [2].
В рамках проекта проводятся тренинги, как направленные на повышение мотивации к трудоустройству и коррекции самооценки инвалидов-стажеров, так и с их семьями, а также трудовыми коллективами. По итогам двух лет (2017–2018 гг.) на постоянные рабочие места переведены 80% из инвалидов, завершивших стажировку [14] (Ivanova, 2019).
Интересный опыт накоплен также в Астраханской области, где инвалиды из числа выпускников учреждений профессионального образования, не нашедшие работы и обратившиеся в службу занятости, могут стать участниками мероприятия «Организация стажировок выпускников образовательных организаций» в приоритетном порядке. При содействии службы занятости для них организуется временное рабочее место по профессии, подтвержденной дипломом. За выпускником закрепляется наставник из числа высококвалифицированных работников, который помогает ему осваивать на практике азы профессии. Участвуя в стажировке, выпускник, независимо от места его регистрации имеет возможность пройти стажировку у любого работодателя – по всей территории Астраханской области. Служба занятости населения в течение 3 месяцев компенсирует затраты работодателя на зарплату стажирующихся выпускников в размере МРОТ и доплаты наставнику в размере ½ МРОТ [3].
Важным аспектом организации стажировок для выпускников с инвалидностью является возможность их трудоустройства на постоянное рабочее место. Так, в Кемеровской области «Порядком организации стажировки инвалидов молодого возраста из числа выпускников образовательных организаций» предусмотрено, что преимущественное право на финансирование организации стажировки предоставляется работодателям, имеющим возможность дальнейшего трудоустройства инвалида после окончания стажировки [4].
В качестве интересного подхода к организации стажировок в целях содействия трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья можно отметить выдачу сертификатов, которые дают право стажерам получить опыт работы по полученной профессии (специальности) при самостоятельном трудоустройстве на постоянное место работы. Такая практика организации стажировок по сертификатам реализуется органами службы занятости населения в Тюменской области. Сертификаты на стажировку имеют право получить инвалиды, окончившие профессиональные образовательные организации и организации высшего образования (в течение года с даты выдачи документа об образовании или о квалификации) по очной, очно-заочной или заочной форме обучения, в возрасте до 30 лет, не имеющие опыта работы по полученной или по родственной профессии (специальности), состоящие на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы или зарегистрированные в качестве безработного [5].
Продолжительность стажировки составляет не более 3 месяцев, засчитывается в общий страховой стаж и оформляется в трудовой книжке стажера. За стажером закрепляется наставник, который осуществляет общее руководство, ведет учет и контроль работы стажера. В период стажировки работодатель выплачивает стажеру заработную плату в размере установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тюменской области размера минимальной заработной платы (12 200 руб. в 2020 году), увеличенного на районный коэффициент. После завершения стажировки работодатель в случае отсутствия возможности трудоустройства стажера на предприятии выдает отзыв и рекомендации по дальнейшему трудоустройству [6].
Проблемы трудоустройства выпускников, имеющих инвалидность, в условиях кризиса на рынке труда
В 2020 году в обстоятельствах, когда пандемия коронавируса внесла значительные коррективы во все сферы жизнедеятельности, в том числе ухудшила условия для первого выхода выпускников на рынок труда после окончания образовательных организаций, проблема занятости выпускников с ограниченными возможностями здоровья стала еще более сложной.
В связи с пандемией коронавирусной инфекции даже кандидаты, не имеющие каких-либо ограничений жизнедеятельности, столкнулись с резким сокращением спроса со стороны работодателей и дополнительными трудностями при поиске работы. Работники многих организаций оказались под угрозой увольнения или же были переведены в режим неполного рабочего дня или простоя, а также отправлены в отпуск за свой счет.
В условиях роста безработицы и без того проблемная ситуация с трудоустройством выпускников-инвалидов усугубилась еще и заметно выросшей конкуренцией на рынке труда, когда найти новое рабочее место сложно даже высококвалифицированным специалистам, а предприниматели не строят масштабных планов по найму персонала.
В 2020 году ситуация выпускников осложнилась тем, что заканчивать обучение им пришлось в удаленном формате. В условиях карантина не все смогли пройти производственную практику или стажировку, где они могли бы проявить себя, приобрести практические навыки и опыт, а также заинтересовать потенциальных работодателей. Все это снижает шансы выпускников с инвалидностью трудоустроиться в процессе или после завершения обучения, особенно в условиях нарастающей конкуренции за рабочие места. Так, практика показывает, что приобретение первых трудовых навыков, адаптация на инклюзивном рынке труда (на рабочем месте, в трудовом коллективе), существенно расширяют возможности трудоустройства инвалидов, их адаптации и закрепления на постоянном рабочем месте.
По мнению авторов, в настоящее время данная категория молодежи – выпускники-инвалиды находится в группе повышенного риска и без государственной эффективной поддержки им значительно труднее будет найти новое рабочее место и успешно справиться со сложной жизненной ситуацией.
Нельзя забывать, что значительная доля выпускников с инвалидностью после получения профессионального образования в силу различных причин психологического и социального характера недостаточно мотивированы на трудоустройство или имеют пессимистический настрой в отношении перспектив своей профессиональной деятельности.
Сложности с поиском работы при первом выходе на рынок труда, невозможность трудоустройства, затяжная безработица могут подтолкнуть молодых инвалидов, только получивших дипломы, к разочарованию и смирению со сложившейся ситуацией. В результате упущенные для молодых инвалидов шансы на профессиональную интеграцию, самореализацию и социально-экономическую самостоятельность, несмотря на все усилия государства и в первую очередь самих инвалидов, затраченные на их профессиональную подготовку и социализацию, могут привести к снижению экономической активности этого контингента молодежи и переходу их в состав неактивного населения как отчаявшихся найти работу.
На сегодняшний день в условиях обостренной обстановки на рынке труда в связи с пандемией коронавируса процесс поиска работы и непосредственно трудоустройства для выпускников с инвалидностью требует комплексного подхода.
Необходимо дальнейшее развитие системы социальной и профессиональной адаптации инвалидов молодого возраста на рынке труда, а также юридического, психологического и информационного сопровождения инвалидов молодого возраста. Кроме того, укрепление и развитие партнерских отношений всех субъектов трудоустройства молодых инвалидов поспособствовало бы более эффективной работе в части обеспечения индивидуального подхода при подборе рабочего места для выпускников с инвалидностью; своевременного обновления баз данных вакантных рабочих мест и информирования выпускников; развития программ по организации стажировок и института наставничества в отношении выпускников с инвалидностью; получения студентами дополнительного профиля при обучении с целью повышения их конкурентоспособности и пр.
Также необходимо шире внедрять практики использования нестандартных, в том числе дистанционных (удаленных), гибких и других форм занятости, позволяющих вовлечь в сферу занятости выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Заключение
В последние годы после ратификации нашей страной Конвенции по правам инвалидов в целях выполнения обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, государством проводится большая работа по снятию барьеров к активной жизни, в том числе к трудовой деятельности, граждан с инвалидностью. Однако, как показала практика работы органов службы занятости, незанятые инвалиды старших трудоспособных возрастов, особенно ранее не работавшие или имеющие негативный опыт попыток трудоустройства, оказались инертны, включая даже тех, кто ранее выразили желание работать и обратиться в службу занятости за содействием. Мотивировать их к трудовой деятельности даже со значительной поддержкой государства, преодолеть их пессимистичный и отчасти иждивенческий настрой крайне сложно. Поэтому очень важно не потерять для общества и экономики молодых людей с инвалидностью, тем более уже получивших профессиональное образование и некоторый социальный опыт в процессе обучения.
Комплекс мер по содействию трудоустройству граждан, завершивших обучение по основным образовательным программам высшего образования в 2020 году [15], содержит ряд мероприятий, направленных на успешное трудоустройство выпускников этого года и предусматривает организацию стажировок для выпускников, создание института наставничества на предприятиях в регионах, а также содействие трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Однако, на наш взгляд, в целях поддержки выпускников-инвалидов в сложившихся условиях необходимо разработать на основе успешного регионального опыта дополнительные меры, основанные на инициативах, специально направленных на выпускников с инвалидностью, и способствующие установлению более стабильного положения на рынке труда данной категории молодых людей, находящихся в менее благоприятном положении.
При этом важно учитывать особенности ситуации с занятостью выпускников с инвалидностью в отдельных субъектах России, а также изучать и тиражировать лучшие практики регионов, в которых наблюдается наиболее высокий уровень трудоустройства данной категории молодежи.
[1] Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
[2] Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 августа 2017 года № 387 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат в связи с организацией стажировки инвалидов и выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования».
[3] Государственная программа «Содействие занятости населения Астраханской области», утвержденная Постановлением Правительства Астраханской области от 03.09.2014 № 355-П.
[4]Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 апреля 2018 г. № 138 «Об утверждении Порядка организации стажировки инвалидов молодого возраста из числа выпускников образовательных организаций».
[5]Постановление Правительства Тюменской области от 22 июля 2013 года № 279-п «Об организации стажировки выпускников образовательных организаций и граждан, ищущих работу» (с изменениями на 27 августа 2020 года).
[6] Постановление Правительства Тюменской области от 22 июля 2013 года N 279-п «Об организации стажировки выпускников образовательных организаций и граждан, ищущих работу» (с изменениями на 27 августа 2020 года).
Источники:
2. Краснова Г.А. Анализ международного опыта повышения занятости и снижения безработицы среди молодежи// Научные ведомости. – Серия Философия. Социология. Право. – 2015. – № 14 (211). – С. 165-168.
3. Михайлова Т.А. Потенциал общественного объединения для социализации молодежи с ограничениями по состоянию здоровья// Социальные отношения. – 2015. – № 3(14). – С. 72-75.
4. Аржаных Е.В., Гуркина О.А., Терехова А.М. Трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья// Высшее образование в России. – 2014. – № 10. – С. 35-42.
5. П. И. Чернецов, И. В. Шадчин Трудоустройство инвалидов молодого возраста в современных условиях рынка труда / // Инновационное развитие профессионального образования. —2019. — № 3 (23). — С. 104–112.
6. Старобина Е.М., Кузьмина И.Е., Гордиевская Е.О., Климон Н.Л. Причины низкой занятости инвалидов на рынке труда в оценках инвалидов и специалистов // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. – 2015. – №2. – С. 40–47.
7. Низова Л.М., Сорокина Е.Н. Социальные измерения занятости и безработицы инвалидов // ЭКО. – 2018. – № 2. –С.62-71.
8. Романенкова Д.Ф. Особенности содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью, получивших профессиональное образование// Вестник факультета управления СПбГЭУ. – 2018. – № 3. – С. 506-510.
9. Сведения об инвалидах – студентах профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13964, свободный (Дата обращения: 01.10.2020 г.).
10. Гурина М.А., Моисеев А.Д., Шурупова А.С. К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 1. – С. 465-482.
11. Филина Ф.В., Тимохин Д.В. Институциональные и экономические условия развития инклюзивной модели обучения и трудоустройства лиц с ОВЗ в России: история и современность// Труд и социальные отношения. – 2018. – № 6. – C. 123-135.
12. Труд и занятость инвалидов [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13964, свободный (Дата обращения: 01.10.2020 г.).
13. Всемирный доклад об инвалидности [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения – Режим доступа: https://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru, свободный (Дата обращения: 03.10.2020 г.).
14. Иванова Л.Х. Меры по содействию занятости молодежи в Республике Башкортостан // Сборник статей Международного форума «Будущее сферы труда: достойный труд для всех» (г. Уфа, 4-5 февраля 2019г.) – С. 96-201.
15. Минтруд и Минобрнауки утвердили комплекс мер по содействию трудоустройству выпускников вузов [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минтруда России – Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/employment/69, свободный (Дата обращения: 10.10.2020 г.)
Страница обновлена: 27.11.2024 в 22:45:11