Методы оценки экономического прогнозирования и мониторинга цен в обеспечении экономической безопасности на федеральном и региональном уровнях
Лев М.Ю.1
1 Институт экономики Российской Академии Наук
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 2 (Февраль 2025)
Аннотация:
В статье рассматриваются аспекты значимости экономического прогнозирования, принимая во внимание методы, которые должны служить основой для перспективного развития экономики с целью обеспечения экономической безопасности. Изучаются подходы к экономическому прогнозированию в целях снижения рисков и угроз экономической безопасности России. Оценивается соответствие прогнозируемых показателей социально-экономического развития на основе статистических данных. Анализируются уровни инфляции и индексы потребительских цен на продовольственные товары, используя информацию Росстата и Мосстата.
Актуализировано влияние ценовых факторов на достижение целей по экономическому росту России в контексте обеспечения экономической безопасности. Аналитический обзор цен на продовольственные товары на оптовом и розничном рынках показал, что отсутствие скоординированной системы методов экономического прогнозирования, не базирующейся на единой математической модели, не позволяет эффективно реализовывать среднесрочные и долгосрочные планы развития экономики.
По результатам исследования сделан вывод, что в обеспечение социально-экономической безопасности государства необходимо создание единого органа, ответственного за проведение экономического прогнозирования, в том числе мониторинга цен
Ключевые слова: методы и оценка экономического прогнозирования, мониторинг цен, инфляция, социально-экономическая безопасность
JEL-классификация: F52, H56, H12
Введение. Неизвестность и зыбкая туманность будущей цены продовольственного продукта, особенно ее прогнозирования на сегодняшний день в условиях неопределенности, повисает в воздухе скоплением неразрешимых противоречий. Также как точный краткосрочный, не говоря уже о долгосрочном, прогноз погоды ставит все метеорологические службы в затруднительное положение, так и для многих экономистов рост инфляции, отраженный в индексе потребительских цен, требует от них максимальных усилий и знаний, учета различных факторов, чтобы в конечном итоге сделать интуитивное предсказание.
Многочисленные новые системы автоматического прогнозирования цен, которые постоянно совершенствуются, не позволяют обеспечить реальных результатов, поскольку используемые для прогнозирования методы в основном базируются на имитационном или фиктивном моделировании. В отличие от процесса создания одежды и получения лекал для ее элементов с использованием моделирования на манекене, которое в дальнейшем осуществляется на фигуре человека в соответствии с художественным замыслом, в экономике для прогнозирования применяется аналогичный метод – имитационное моделирование. В основе любой компиляции тренда при мониторинге цен лежит принцип, согласно которому уровень высоких и низких цен отбрасывается и не используется для определения даже средних цен и, таким образом, является фиктивной, имитационной моделью.
В экономике метод имитационного компьютерного моделирования, предполагает симуляцию реальных процессов или систем во времени с учетом наличия случайных компонентов, воздействующих на основные показатели рассматриваемых процессов. Симуляция как правило выступает в качестве аналога эксперимента, проведенного над моделью. Одна симуляция охватывает множество периодов существования системы, и при использовании имитационного моделирования исследователь создает искусственную историю состояния системы за рассматриваемый период времени. На практике чаще всего выполняется множество симуляций, после чего происходит статистическая обработка результатов. Такой подход распознает изменения цены исключительно по форме тренда и поэтому является слабо объективным. Это связано с тем, что на цену влияет многообразие факторов и ее непосредственное изменение происходит вследствие какого-либо события, поскольку форма тренда не отражает сложность процесса формирования цены, а лишь констатирует ее колебания. Это доказывает важность дополнения прогнозов экспертным мнением о рынке.
В то же время возможности экспертной оценки ограничены человеческим фактором. Эксперт субъективен и не может одновременно охватить все многочисленные причины изменения цен. Кроме того, обмен информацией между экспертами фактически отсутствует из-за необходимости быть лучшими среди других и более востребованными в публичном пространстве для получения финансовой выгоды. Все эти причины свидетельствуют об актуальности проблемы прогнозирования цен.
Целью исследования является изучение и оценка мониторинга цен в целях анализа и прогнозирования состояния национальной и социально-экономической безопасности относительно стратегического планирования.
Задачи исследования:
– актуализировать нормативно-теоретические аспекты мониторинга цен как показателей экономической безопасности;
– проанализировать отдельные показатели мониторинга цен на отдельные продовольственные товары с учетом инфляции по индексу потребительских цен (ИПЦ).
Объект исследования: мониторинг цен.
Предмет исследования: организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе мониторинга ценовых показателей, влияющих на обеспечение национальной, социально-экономической безопасности и минимизацию угроз в контексте стратегического планирования.
Практическая значимость исследования методов оценки экономического прогнозирования и мониторинга цен заключается в их потенциале повышения уровня экономической безопасности, поддержки устойчивого развития как на федеральном, так и на региональном уровнях. Внедрение предлагаемых методов и рекомендаций будет способствовать формированию более адаптивной и стабильной экономической системы, способной эффективно реагировать на современные вызовы.
Методы оценки прогнозирования и теоретико-экономическое обоснование применения мониторинга цен. Экономический прогноз должен устанавливать ключевые направления развития экономики, учитывать все сложные взаимосвязи и зависимости между различными элементами и отраслями единого народнохозяйственного комплекса. Методы прогнозирования представляют собой совокупность техник, используемых для создания прогнозов на основе исторических данных, а также внешних и внутренних связей объекта и их изменений. В зависимости от уровня формализации методы прогнозирования можно классифицировать на интуитивные и формализованные. Методы интуитивного прогнозирования применяются в случаях, когда невозможно учесть все факторы, влияющие на объект прогнозирования. Это может быть связано со сложностью объекта или большим количеством влияющих на него факторов. Формализованные методы прогнозирования основаны на математических и статистических методах. Они считаются более точными для простых объектов прогнозирования и подразделяются на: методы моделирования и экстраполяции.
Суть метода моделирования заключается в разработке математической модели объекта, для которого необходимо получить прогноз, с учетом исходных параметров. После обработки этих параметров модель выдает прогнозные результаты. Метод экстраполяции основан на инерционности экономических процессов. Прогнозы формируются следующим образом: по статистическим данным объекта прогнозирования анализируется динамика его развития, которая затем применяется к текущим показателям. Метод экстраполяции часто используется при краткосрочном прогнозировании.
Прогнозные оценки являются базой в отношении различных этапов планирования, включая определение целей развития национальной экономики на конкретный плановый период и разработку экономической и политической концепции на перспективу. И этим подчеркивается взаимосвязь разработки прогноза с формированием плана. Различие между прогнозом и разработкой плана состоит в том, что план отражает и воплощает уже принятые к реализации хозяйственно-политические решения, а прогноз – это поиск возможного реалистического, экономически верного решения. План – это итог обширной, многогранной аналитической работы; он должен быть четким и качественным, сконцентрированным на достижении поставленной цели. Прогноз же заключает в себе возможность различных вариантов развития, которые в процессе его проведения анализируются и обосновываются. В прогнозе можно рассмотреть разные принципы экономической политики, сочетание объективных и субъективных, экономических и внешнеэкономических факторов. В отличие от плана в прогнозе не ставятся какие-либо конкретные задачи, он содержит материал, необходимый для разработки плана.
С увеличением срока прогнозируемого периода происходит укрупнение показателей, уменьшается количество имеющейся и доступной информации всех видов; данному фактору соответствует использование агрегированных моделей, рассмотрение широкого спектра синтетических проблем развития народного хозяйства. При этом необходимо выявить те показатели, которые:
– имеют прочные функциональные связи как между собой, так и с показателями краткосрочных и долгосрочных прогнозов;
– существенно влияют на динамику показателей для периода в целом и отдельных его частей (принцип отбора значимой и стабильной информации).
Из 40 показателей для оценки состояния экономической безопасности России» [10], предусмотренных Стратегией экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г. [1], 12 показателей задействованы для расчета ценовых факторов, то есть 30% от их общего числа предназначены для анализа показателей состояния экономической безопасности РФ. Ценовые факторы позволяют при принятии правильно спрогнозированных результатов «влиять на уровень инфляции в стране, снижать ее рост и негативные последствия, препятствующие экономическому развитию» [18, с. 252].
Тема оценки и прогнозирования показателей финансово-экономической устойчивости РФ является предметом исследования многих авторов. Так, авторский коллектив [1] применил метод многомерного сравнительного анализа с использованием разработанного индекса для измерения и диагностики совокупного влияния ряда макрофинансовых показателей страны, включая ценовую стабильность, объем внешнего и внутреннего государственного долга, бюджетные показатели, устойчивость банковской системы, курса национальной валюты и платежного баланса, что позволило спрогнозировать уровень финансово-экономической стабильности. Для прогнозирования индекса обеспечения финансово-экономической устойчивости РФ на период 2024-2030 гг. авторами разработана лог-линейная модель [2] на основе расширенного теста Дики-Фуллера (ADF), метода Энгеля-Грейнджера, метода коинтеграции Йохансена и другие. Результаты работы показали, что, если предположить, что текущие условия, влияющие на развитие экономики России, включая COVID-19, военный конфликт на Ближнем Востоке и в Северной Африке, спецоперацию на Украине и т.д., сохранятся, то уровень финансовой устойчивости страны будет находиться в диапазоне от 0,50 до 0,53 ед. Согласно расчетам – это означает, что в ближайшем будущем финансовая устойчивость страны будет находиться на среднем уровне. «Если российская экономика сможет и дальше сохранять ежегодный рост в 1% на уровне всех макрофинансовых показателей, то индекс финансовой безопасности России в целом будет стабильным и надежным» [7]. То есть, для обеспечения финансово-экономической и ценовой стабильности необходимо поддерживать ежегодный рост в 1%. Но если этого не произойдет, то весь прогноз будет на уровне условных данных метеослужб: возможно, местами ожидаются осадки, ветер северный, умеренный, местами порывистый, шквалистый, вплоть до урагана. В какой степени описанные авторами методы, такие как расширенный тест Дики-Фуллера, метод Энгеля-Грейнджера, метод коинтеграции Йохансена и другие, способствовали прогнозированию и поддержанию роста на уровне 1% по всем макроэкономическим и финансовым показателям? Такой предиктивный расчет больше похож на метод проактивного и интуитивного моделирования, где научный подход уступает место имитационному моделированию.
Как отмечает Стивен Ландсбург [3] в своем исследовании, такие прогнозы и расчеты аналогичны государственной статистике по инфляции. Индекс потребительских цен, как наиболее часто используемый в отчетах показатель инфляции, учитывает изменение цен не на потребительскую корзину товаров, которую население покупает сегодня, а на товары, которые люди привыкли покупать [23]. В такой потребительской корзине, как правило, переоценены товары, которые раньше продавались по сниженным ценам, и недостаточно представлены товары, продающиеся по сниженным ценам сейчас. В итоге, наиболее значительные увеличения цен пересматриваются, и общее восприятие изменений оказывается менее благоприятным, чем есть на самом деле [28, с. 76].
В работе «Экономист на диване», Стивен Ландсбург пишет, что в Соединенных Штатах инфляция была серьезной проблемой на протяжении большей части последних тридцати лет. При этом корректировка проблем измерения инфляции не делает проблему менее серьезной. Но она востребована, когда инфляция составляет 3-4% или 5%. К примеру, социальные выплаты индексируются в соответствии с изменениями ИПЦ. Покупательная способность человека, годовой доход которого увеличивается пропорционально повышению ИПЦ, в целом увеличивается год от года, потому что ИПЦ всегда представляет ситуацию с инфляцией хуже, чем она есть на самом деле. Может показаться, что автор выносит критику в адрес Бюро статистики труда, которое составляет ИПЦ, но на самом деле это не так. В мире многочисленных цен, которые колеблются независимо друг от друга, не существует способа выстроить один значимый индекс, который не содержал бы тех или иных искажений. Правительство Соединенных Штатов использует несколько различных показателей инфляции, каждый из которых имеет свои, присущие только ему, искажения, и экономисты стараются быть внимательнее при выборе верного индекса для верной цели. Средства же массовой информации говорят только об ИПЦ, возможно, потому, что их цель – представить положение вещей безрадостным, так как «журналистика – мрачное искусство». Строго говоря, статистические данные никогда не обманывают, но та правда, которая публикуется ими, часто истолковывается неверно, в особенности это распространяется на экономическую статистику [28, с. 77].
Следует отметить, что в Китае все начавшиеся экономические реформы, в том числе связанные с либерализацией цен, то есть переходом на свободное ценообразование в 1979 г., в виду «резкого» увеличения инфляции до 3% были в течение года свернуты [14]. Китайские реформаторы опасались проведения единовременной либерализации цен, которая могла повлечь за собой резкий рост общего уровня цен и обнищания народных масс. Реформы были возобновлены спустя почти 15 лет, несмотря на то, что в начале очередной либерализации цен (1991 г.) инфляция составила около 18%, но в 1995-1996 гг. она была сокращена до 10,1-7,0%% и пятилетний уровень инфляции составил – 9,9 % в 1998 г. [9; 17]. Инфляционный рост цен более чем на 10% в год расценивался китайскими экономистами как нарушение экономической безопасности, требующих решительных действий со стороны государства, и введение жестких административных мер. Введение таких мер позволило удерживать уровень инфляции с 2003-2013 гг. по настоящее время в размере 2,5% в год, в период с 2014-2022 гг. – 1,5-1,8%%, в 2023 г. -0,3% или пятилетнего размера инфляции на уровне -1,7% [9; 17].
Официальная российская статистическая методология наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен определяет методы наблюдения за потребительскими ценами (тарифами) на товары и услуги путем комбинирования различных источников информации в соответствии с «Общими положениями» Приказа Росстата № 915 (далее Приказ). При этом под комбинированием различных источников предполагается включение в статистическую информацию существующие альтернативные источники информации по ценам. Следует отметить, что методология разработана с учетом международных рекомендаций, изложенных в «Резолюции об индексах потребительских цен», принятой 17-ой Международной конференцией статистиков труда, включая Евростат, Международной организацией труда (МОТ), Международным валютным фондом (МВФ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) и Всемирным банком. Сбор информации, осуществляемый статистической службой, предназначен для:
– мониторинга средних потребительских цен и тарифов на отдельные виды товаров и услуг;
– анализа ценовой ситуации на потребительском рынке;
– формирования стоимости наборов и расчета по различным нормам потребления (условного, минимального) продуктов питания и фиксированного набора потребительских товаров и услуг [4].
В соответствии с приказом Росстата № 975 «Об утверждении наборов потребительских товаров и услуг и перечня базовых городов РФ для наблюдения за ценами и тарифами» утверждены следующие наборы товаров и услуг для наблюдения за ценами … [5], но с 01.01.2025 г. Приказом Росстата № 657 «Об утверждении наборов потребительских товаров и услуг и перечня базовых городов РФ для наблюдения за ценами и тарифами» отменен предыдущий [6]. Отличия представлены через дробь «/»:
– перечень товаров, включенных в условный (минимальный) набор продуктов питания с годовыми нормами потребления Росстата – всего 33 продукта питания без алкоголя (потребительская корзина);
– товары и услуги для расчета индекса потребительских цен – 566 позиций, в том числе 127/134 продуктов (включая алкоголь) / дополнительно включены: напитки газированные, мороженое сливочное, кофе в организациях быстрого обслуживания, продукция предприятий общественного питания быстрого обслуживания, обед в столовой, кафе, закусочной (кроме столовой в организации), обед в ресторане, ужин в ресторане, (из расчета на 1 человека;
– товары и услуги для расчета базового индекса потребительских цен –448/445 позиций, в том числе 99/105 продуктов (включая пиво);
– товары и услуги для еженедельного наблюдения за ценами и тарифами – 109 позиций, в том числе 43/44 продукта (включая водку);
– товары и услуги, включенные в фиксированный набор потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательской способности населения с условными нормами потребления Росстата – всего 83 товаров и продуктов питания, в том числе 30/33 продуктов питания (в том числе водка).
Следует особо отметить, что текущая методология, ранее не применявшаяся, не была предназначена для реализации прогностических событий [4]. Так, в пункте 6 «Общих положений» Приказа указано, что порядок применения ИПЦ, средних потребительских цен и тарифов на отдельные виды товаров и услуг, в том числе в целях реализации государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогнозирования ценовых процессов в экономике, изучения динамики социально-экономических явлений, регулируется законодательством в соответствующей сфере деятельности. При этом любая стратегия должна базироваться не только на мониторинге показателей, но и на обеспечении экономической безопасности, которая неразрывно связана с представлением о будущем страны, исходя из долгосрочных прогнозных национальных целей государства [19]. Обоснование научных принципов и подходов к совершенствованию национальной системы управления рисками, разработка инструментария оценки аппарата существующих рисков социального-экономического развития, позволяющего выявлять, определять и количественно исчислять риски и их последствия как минимум в среднесрочной перспективе, а также моделирование соответствующих политических и управленческих решений, направленных на минимизацию угроз и вызовов, должно составлять ядро и основной вектор современного прогнозирования [11].
Обратимся к контрольному документу, составленному Счетной палатой России, по представленному законопроекту о прогнозных значениях макроэкономических показателей на среднесрочную перспективу. В Заключение Счетной палаты РФ (Заключение) на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 гг.» в п. 1.1. отмечено, что Прогноз социально-экономического развития РФ на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 гг. формировался в условиях роста российской экономики, опережающего прогнозы и экспертные оценки [8]. Никаких других прогнозных методов в различных разделах ни при разработке, ни при анализе законопроекта в Заключение не отмечено. Между тем, в предложениях Заключения [8, с. 354] Минфину рекомендовано привести формы обоснований прогноза поступлений доходов, источников финансирования дефицита и обоснований бюджетных ассигнований, размещенных в подсистеме бюджетного планирования ГИИС «Электронный бюджет» в соответствии с Приказами [5]. При анализе этих Приказов устанавливаются формы размещения прогнозных показателей, но не расчетов. Вместе с тем, в одном из Приказов [3] представлена ссылка на постановление Правительства РФ, в котором утверждены требования к методике прогнозирования [2]. Однако в настоящем документе также рассматривается ввод данных по соответствующим кодам классификации доходов бюджета и описание фактического алгоритма расчета прогнозируемого объема доходов. То есть речь идет не о программировании прогнозных показателей, с помощью которых можно математически рассчитать прогноз на будущее, а об обязательных формах заполнения приходных ордеров.
Между тем речь не идет о том, что не существует исследований по прогнозированию и планированию, которых достаточно [12; 13; 24-27]. Речь идет о несовместимости научных исследований и их качественной реализации в практической деятельности путем программирования всех возможных макрофинансовых и макроэкономических показателей в единую систему с возможными рисками и угрозами с использованием показателей экономической безопасности, с помощью которых можно прогнозировать средне- и долгосрочные перспективы развития экономики.
Следует отметить, что требования, предъявляемые к отдельным моделям и системе моделей прогнозирования, должны предопределять методы и приемы, с помощью которых эти модели могут и должны разрабатываться, а также методы и средства проведения расчетов по ним. Эти требования должны сводиться к следующим системным положениям:
– методика должна давать четкое описание последовательности правил, позволяющих сделать отдельный прогноз с достаточно широкими предположениями о характере и значении исходной информации определенной структуры для данного прогноза;
– методика должна использовать методы и технические средства, позволяющие проводить расчеты своевременно и многократно, исходя из неоднородной и большой по объему, меняющейся по вариантам прогноза информации;
– методика должна учитывать сложные, многофакторные связи прогнозируемых процессов и показателей, а также обеспечивать выявление в этих условиях важнейших и устойчивых закономерностей и тенденций, причем как на исходном материале, так и в процессе анализа получаемых результатов и их расчетов по комплексу связанных с ней моделей;
– методика должна обусловливать системное согласование отдельных прогнозов в целях обеспечения непротиворечивости и взаимной корректировки последних.
Необходимым условием для разработки и использования моделей прогнозирования, обеспечивающим высокие требования к обоснованности, действенности и своевременности прогнозов, является применение математических методов [29]. Текущий прогноз больше напоминает опыт внедрения робототехники в середине 80-х гг. прошлого века, когда отсутствие возможности использовать новые технологии заставляло многих руководителей производства действовать в соответствии с необходимыми условиями. Это позволяло адаптировать любой прогноз под желаемый результат (Историческая справка).
Историческая справка
В середине 1980-х гг. для изучения передового опыта внедрения робототехники в производство Комитет по ценам СССР включил в план контрольных мероприятий проверки предприятий, на которых предположительно внедрялась робототехника. Отбор предприятий осуществлялся на основе наличия данных о реализации продукции за 2-3 года в формах статистической отчетности 8-НТ и 11-НТ.
При отборе предприятий наибольшее количество внедренных новых достижений в робототехнике пришлось на Минстанкопром СССР. Для проверки были выбраны гиганты отрасли: московские заводы Владимира Ильича, 50-ия ВЛКСМ; завод в Электростали; завод «Прессмаш» в Одессе, завод им. М.И. Калинина в Тбилиси и т.д. Автору достались заводы в Одессе и Тбилиси. На самом деле в Тбилиси внедренной робототехники не было, но там вручную делали кофеварки и отчитывались о закупленной продукции – газовых решетках для нужд Минхиммаша, поставляемых с крупнейшего Ивано-Фраковского предприятия «Прессмаш» Минстанкопрома. Тбилисский завод, якобы очищал решетки от окалины и возвращал обратно в Ивано-Франковск. Фактически продукция не выпускалась за пределы Ивано-Франковского завода, все действия происходили на бумаге. При этом достигались как минимум две цели: материальное стимулирование работников двух предприятий и увеличение объема выпуска продукции в целом по министерству.
На Одесском предприятие робототехника действительно была, и производилась на поточной 150 метровой транспортной линии ячейки для металлических браслетов часов. По формам отчетности в месяц производилось 45000 ячеек браслета. При хронометраже выяснилось, что в течение часа изготавливалось 50 ячеек или в смену 400 ячеек, то есть в месяц не более 12000. Процесс изготовления заключался в следующем: на тележке подвозились металлические пластины к транспортной линии, на которой с двух сторон стояли прессы и двумя работницами проводилась рубка пластин на нужные размеры. Далее эти пластины по транспортной линии падали в бункер, из которой с помощью роботов сгибались в ячейки для браслетов. Эти ячейки браслетов по транспортной линии вылавливались двумя другими работницами, которые нанизывали их, превращая в полноценный браслет. Далее, готовые браслеты продолжали движение по транспортной линии, в конце которой они упаковывались в картонные коробки двумя другими рабочими и с помощью рабочих-водителей двухколесных тележек вывозились на склад готовой продукции.
По сути, это был передовой опыт внедрения робототехники. Единственное, что было непонятно, как могла произойти столь масштабная приписка, ведь при проверке отпущенного сырья – металлических пластин – все соответствовало и заборным картам, и накладным. Продажа материала стороннему субъекту была маловероятна, поскольку это – уголовное преступление, а вывоз сырья за пределы строго контролируемой территории невозможен. Чистая случайность помогла выявить комбинацию с использованием робототехники. Размышляя о том, как увеличить производство, складывая коробки, я свернул не туда и оказался за бетонной стеной производственной линии, в цехе, где находилась точно такая же 150-метровая производственная линия со 150 сотрудниками, только без роботов, изготавливающих ячейки, соединяющих их в браслеты и транспортирующих на тот же склад готовой продукции. В результате разница между 45000 и 12000 готовых браслетов была найдена и к прогрессивному внедрению робототехники никакого отношения не имела.
Анализ инфляционной действительности. Уровень национальной экономической безопасности в конечном итоге определяется тем, насколько параметры, намеченные в прогнозе социально-экономического развития, соответствуют задачам, стоящим перед экономикой. Конечной целью социально-экономического развития является постоянный рост потребления, обусловленный спросом в различных отраслях и, в первую очередь, в приобретении продовольствия для обеспечения населения необходимыми жизненно важными продуктами питания [22]. Рассмотрим динамику движения показателя – инфляции по данным Росстата и сопоставимого по периоду курса доллара США (рис. 1).
Рисунок 1. Инфляция в России за 2023-2024 гг.
Источник: составлено автором по материалам Росстата.
Из рисунка 1 видно, что наибольший прирост по показателю инфляции произошел в июле 2024 г. – 1,1%, что почти в два раза выше по приросту, чем в июле прошлого 2023 г. Однако, в августе, сентябре 2024 г. инфляция ненамного снизилась по приросту, чем за аналогичный период прошлого 2023 г.: 0,2 и 0,5 %%, против 0,3 и 0,9%% соответственно. Курс доллара в этот пиковый для инфляции период (июль) составил 87,4 руб. за долл, что значительно ниже, чем в июле 2023 г. – 90,4 руб. за долл. Между тем, наибольший взлет курса в 2024 г. произошел в начале декабря – 107,4 руб. за долл, в то время, как в декабре 2023 г. курс долл составлял 90,8 руб. за долл. При этом инфляция по этим декабрьским значениям составляла по приросту в 2024 г. – 0,5%, по аналогичному (декабрьскому) периоду – 0,7%. Таким образом инфляция росла накопительным трендом вслед за ростом курса долл. Следует отметить, что курс долл. начал расти в прошлом году, а именно в июле 2023 г. не в самый высокий период по приросту инфляции. В среднем прирост курса долл в 2024 г. на 10 пп выше, чем в 2023 г.
Применение мониторинга цен в прогнозе. До настоящего времени расчет уровня инфляции на основе ценовых показателей осуществлялся по принятой, как и 30 лет назад, методике на основе рекомендаций Росстата, при этом существенные изменения в сам расчет не только не вносились, но и не применялись.
При расчете индекса потребительских цен можно обратить внимание на следующие недостатки:
– формирование выборки цен на товары сопряжено с неточностью при регистрации не всего массива цен, а только определенной его части (выборки);
– регистрация показателей и расчеты на основе этих данных могут быть связаны с ошибками в неполученных и/или искаженных ответах;
– неправильный и/или неточный учет. Сотрудники статистических служб не застрахованы от неправильно зарегистрированных цен на товары и не всегда добросовестно выполняют свои обязанности.
Так или иначе, источников ошибок достаточно. Однако возникает естественное желание перепроверить официальную статистику, даже принимая во внимание, что, как указано выше, существуют объективные причины для некоторого искажения информации [15; 16; 20].
Предварительный расчет величины минимального набора продуктов питания на последний квартал 2024 г. За октябрь 2024 г. по сравнению с декабрем 2023 г. продукты питания по данным Мосстат в целом подорожали на 6,1%, за год инфляция составила 9,7%. Стоимость потребительской корзины за октябрь составила 7990,8 руб., что на 11% выше цены корзины как минимального набора продуктов питания с начала 2024 г. (7202,3 руб.). По сравнению с корзиной октября прошлого года рост составил 15,3%. По состоянию на 25 ноября 2024 г. по данным Мосстат стоимость набора продовольственных товаров за месяц выросла на 7%. Для определения прогнозной стоимости потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, за декабрь 2024 г. применен процент роста цен товаров, входящих в еженедельное наблюдение Мосстат, за ноябрь 2024 г. – 7% с учетом величины инфляции предыдущих периодов. Превышение темпа роста цен в декабре 2023 г. по сравнению с октябрем и ноябрем составило 0,1%. С учетом индексации стоимости потребительской корзины в октябре 2024 г. (7990,8 руб.) на 7% ежемесячно в ноябре-декабре и прибавления годового опережающего роста цен в декабре на 0,1% стоимость потребительской корзины составила 9169,14 руб.
С января 2025 года торговые сети будут заключать новые договоры на поставку продуктов питания, а в новые цены на овощной борщевой набор будут включены расходы на хранение и поддержание свежести овощей в овощехранилищах. При этом, при увеличении объемов импорта данных овощей из южных стран, таких как Египет, Иран и т.д., цены поставки будут пересчитываться с учетом курсовой разницы и повлияют на изменение цен на полке. Аналогичным образом на рост потребительской корзины будут влиять импортные товары, такие как рис, специи, зелень и т. д., при отсутствии или незначительных объемах таких отечественных товаров. Учитывая, что договоры поставки заключаются регулярно, рост валютного курса постепенно перенесет влияние импортных компонентов в себестоимости товаров на цену конечного продукта.
Перспективы роста цен на отдельные продовольственные товары. В связи с ростом курса доллара в 1,2 раза в год по курсу ЦБ РФ существует риск роста цен на внутреннем рынке в сегменте продовольственных товаров, себестоимость которых имеет большую долю импортозависимости. Причем данная ситуация сложилась на фоне роста цен в стране на овощную продукцию, что обусловлено сезонностью и низкими урожаями. В Москве в ноябре 2024 г. к ноябрю 2023 г. был зафиксирован рост потребительских цен на овощную продукцию: капусту белокочанную (+45,4%), лук репчатый (+45,5%), свеклу (+34,3%), морковь столовую (+12%), огурцы (+24,8%), помидоры (+7,2%).
Прогнозируется, что основные группы продуктов питания, входящие в потребительскую корзину, в среднесрочной перспективе могут подорожать на 15-20%. Прогноз формирования цен на овощи до июля 2025 г. (начало сбора нового урожая в южных регионах страны) отображен на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика потребительских цен 2023 г., ноябрь 2024 г. и прогноз до июня 2025 г.
Источник: составлено автором по материалам Мосстата.
Товары с высокой импортной зависимостью. Прежде всего, вырастут цены на товары, которые поставляются исключительно по импорту, и их стоимость будет изменяться в зависимости от колебаний валютного курса. К таким товарам относятся оливковое масло, кофе, чай, какао, а также экзотические фрукты, которые не производятся и не выращиваются в нашей стране. Учитывая, что курс доллара менялся постепенно, а контракты на поставку заключались по текущему курсу, рост цен на импортные товары будет плавным, без резкого скачка.
Товары, в себестоимости которых имеется валютная составляющая (сырье, ингредиенты, материалы):
– шоколад и продукция на его основе производятся из какао-бобов, импортируемых из других стран;
– в производстве молочной продукции используется импортная закваска (например, АО «Вимм-Билль-Данн» применяет 100% импортную закваску);
– при производстве колбасных изделий используется импортная оболочка и специи;
– ингредиентами детского питания являются импортные фруктовые добавки, сухая сыворотка;
– в производстве соков и напитков задействованы импортные концентраты, фруктовые пюре, экстракты.
Также в большинстве случаев пищевая промышленность использует импортные упаковку и оборудование (запасные части к которому поставляются из-за рубежа). Рост оптовых и розничных цен на эти товары возможен в краткосрочной перспективе и зависит от доли этих комплектующих в себестоимости закупаемой продукции.
Рост цен на овощную продукцию. Ежегодно с ноября текущего до середины июля следующего года наблюдается тенденция роста цен на картофель и овощи из-за постепенного замещения отечественной продукции более дорогой импортной, стоимость которой напрямую зависит от курса валют. Пик повышения цен на овощи традиционно приходился на май-июнь (например, на огурцы в январе-феврале, на томаты – в марте).
В 2024 году рост курса доллара произошел на фоне постепенного роста объемов импорта на продовольственном рынке, что осложнило ценовую ситуацию. Вместе с тем в последний квартал года на площадке правительственной подкомиссии по таможенно-тарифному регулированию обсуждался вопрос о введении с 1 января по 31 июля (2025 г.) тарифной льготы на импорт картофеля, лука репчатого, капусты и моркови (обнуление таможенных пошлин на определенный объем импорта). Данная мера направлена на снижение цен импортной овощной продукции. Традиционное снижение цен на овощи ожидается к середине июля 2025 г. в связи с переходом на отечественную плодоовощную продукцию нового урожая.
Товары, стоимость которых подвержена влиянию мировых цен и сезонности. Традиционно особо триггерными продовольственными товарами являются сахар и рис. При выращивании сахарной свеклы и производстве сахара используется импортная техника и оборудование, цены на которые и запасные части к ним «привязаны» к курсу доллара, что в долгосрочной перспективе может повлиять на формирование цены на сахар. Кроме того, в стране сохраняется высокая импортная зависимость по семенам сахарной свеклы (92%).
Учитывая, что Россия производит только круглозерный и среднезерный рис, в первую очередь, по прогнозам, вырастут цены на импортный длиннозерный рис, который предпочитают потребители. Длиннозерный рис не возделывается в России и поставляется из стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. Положительным моментом для рынка риса является снижение мировых цен на рис с начала ноября 2024 г. в связи с поступлением на мировой рынок нового урожая из Пакистана и Мьянмы, а также снятием Индией ограничений на экспорт белого риса, введенных в июле 2023 г.
В целях обеспечения внутреннего рынка до конца 2024 г. в России введены временные ограничения на вывоз риса и рисовой крупы. Кроме того, подготовлен проект постановления Правительства РФ о продлении данного запрета до 30 июня 2025 г. Объем российского риса полностью покрывает потребность страны в рисовой крупе.
Цены на продукты питания находятся под постоянным контролем российских государственных органов, министерств, федеральных служб, а также властей Москвы и Московской области. Несколько раз в месяц, а также по мере необходимости в ходе заседаний Оперативного штаба по обеспечению продовольственной безопасности в г. Москве проводятся срочные совещания с участием представителей Минсельхоза России, Минпромторга России, Управления ФАС по городу Москве, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, отраслевых союзов и ассоциаций, организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, предприятий розничной и оптовой торговли продовольствием.
Тревожная ситуация усугубляется тем, что на предприятиях используется импортное оборудование, запасные части и расходные материалы, которые, в том числе электроника (микросхемы, датчики), закупаются за иностранную валюту. Кроме того, зафиксирован дефицит специалистов и необходимость повышения заработной платы. Ожидается, что в начале 2025 г. средний размер заработной платы вырастет на 10%. При этом высокая процентная ставка по кредитам также приводит к росту издержек производителей, что является негативным фактором, влияющим на себестоимость выпускаемой продукции и приводящим к росту отпускных цен на отечественную продукцию.
Таким образом, валютный курс влияет на цену импортных товаров, а также на стоимость отечественной продукции, содержащей импортные компоненты. Кроме того, рост валютного курса влияет на экспортные цены, что в свою очередь отражается на ценовой ситуации внутреннего рынка.
Ситуация в продовольственных сетях на 2024 г. сформирована на основе анализа деятельности сетевых компаний и текущих ценовых условий на продовольственном рынке Москвы. Следует отметить, что в целом ситуация была стабильной: дефицита и сбоев в поставках продовольствия не наблюдалось, ажиотажный спрос отсутствовал, цены росли в пределах сложившегося уровня, как и в прошлом аналогичном периоде 2023 г. Вместе с тем, по экспертному мнению, основанному на анализе поставок, подтверждается грядущее повышение цен на импортные товары, а также на товары в себестоимости которых имеется импортная составляющая. Анализ торговых сетей продемонстрировал следующие изменения.
По торговой сети «ОКЕЙ», включающей 8 магазинов прогнозируется повышение цен на:
– шоколад и конфеты до 20% в зависимости от содержания какао-бобов, что связано с ростом цен на сырье (какао-бобы, пальмовое масло, молочный жир). По импортным позициям ожидается повышение цен до 25%;
– овощи борщевого набора, а также огурцы и томаты. Данные позиции являются тендерными, российские поставщики меняются по результатам торгов, страны-поставщики меняются в зависимости от месяца поставки.
Цены российских поставщиков динамичны и зависят от множества факторов, в том числе и от курса валют, разница лишь в том, что степень и скорость влияния курса валюты ниже, чем при поставках импорта, т.к. влияние не прямое, а косвенное. Сельхозпроизводители включают в себестоимость овощей расходы, зависящие от курса валют: закупка, ремонт, обслуживание импортной техники и оборудования; средств для обработки с/х угодий и продукции, а также семян и рассады.
По торговой сети «МИРАТОРГ», включающий 66 магазинов отмечается повышение цен в период с сентября по ноябрь на:
– молочную продукцию (питьевое молоко, сливки, сметана) в связи с ростом цен на сырое молоко (10-12%), затрат на логистику (5-12%), энергоресурсы (10%), комплектующие (5%), упаковку (до 12%);
– на рыбу и рыбную продукцию (икра, консервированная и мороженная рыба) в связи с низким выловом лососевых в 2024 г. Наибольшее повышение в данной категории у икры лососевой – от 50-80% к уровню 2023 г.;
– на овощную консервацию с января 2025 г. (горох, кукуруза, огурцы) торговой марки «Бондюэль» от 20% в связи с низким урожаем 2024 г. (засуха, затопление посевных).
По торговой сети «ЛЕНТА», включающая 104 магазина, отмечается рост закупочных цен на плодоовощную продукцию (картофель, лук репчатый, огурцы, помидоры), молочную продукцию (молоко питьевое, сметана, сыры), а также рыбу мороженую, шоколад и конфеты.
По торговой сети «МАГНОЛИЯ», включающая 190 магазинов, отмечается рост закупочных цен за месяц (ноябрь) огурцов (+23%), картофеля (+22%), лука репчатого (+12%), томатов (+9%), сметаны (+7%), рыбы мороженой (+4%).
Экспертный анализ ценовой ситуации на предприятиях оптовой и розничной торговли г. Москвы показал тенденцию роста цен на продовольственные товары в среднем на 15-20%% до декабря 2024 г. Однако спрогнозировать ситуацию на более длительный срок без системного математического программного анализа не представляется возможным.
Для достижения более точного прогноза требуется учитывать, как можно больше финансовых и экономических показателей, помимо доходов и расходов бюджета. Также важно включить данные о производственных показателях московских предприятий в сфере пищевой промышленности и оптово-розничной торговли. Все эти показатели должны быть объединены в единую систему с федеральными показателями и показателями субъектов федерации.
Заключение
Для эффективного функционирования системы экономического мониторинга в России необходимо совершенствование нормативных актов стратегического планирования, которое должно основываться на учете национальных интересов и, в частности, быть ориентировано на экономический рост страны. Одним из методов оценки экономического роста является мониторинг, который при условии надлежащего контроля со стороны независимых уполномоченных органов должен обеспечивать Правительство РФ достоверными данными для прогнозирования индикативных показателей и принятия своевременных решений в условиях угроз экономической безопасности.
Исходя из всего вышеизложенного, в целях эффективной реализации ценовой политики и обеспечения социально-экономической безопасности необходимо создание единого органа. Этот орган должен не только проводить качественный и достоверный мониторинг цен, но и анализировать полученные данные, оперативно информировать органы государственного управления о результатах контрольной деятельности. Такой подход станет действенным инструментом в решении управленческих задач [20]. В этой связи предлагается создать институты, которые смогут оперативно контролировать всю систему безопасности, выявлять и актуализировать ключевые факторы, оказывающие негативное влияние на эту систему, разрабатывать современные методы повышения эффективности, основанные на законодательстве и действующие в рамках закона, с учетом бюджетных затрат на их реализацию.
Аргументирование научных принципов и подходов к совершенствованию национальной системы управления рисками, разработка инструментария оценки аппарата существующих рисков экономического и социального развития, позволяющего выявлять, определять и количественно исчислять риски и их последствия как минимум на среднесрочную перспективу, а также моделировать соответствующие политические и управленческие решения, направленные на минимизацию угроз и вызовов должно составлять ядро и главный тренд современного прогнозирования [21].
[1] Авторы Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы и Финансового университета при Правительстве РФ.
[2] Лог-линейная модель – это статистическая модель для анализа взаимосвязи между категориальными переменными.
[3] Американский экономист, Стивен Э. Ландсбург, профессор экономики в Университете Рочестера, (1954 г.). Является автором книг «Can You Outsmart an Economist?», «The Big Questions», «More Sex is Safer Sex», «Fair Play», «The Armchair Economist», двух учебников по экономике и более 30 журнальных статей по математике, экономике и философии.
[4] Приказ Росстата от 30 декабря 2014 г. N 734 «Об утверждении Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен», утратил силу с момента введения в действие настоящего Приказа.
[5] Приказы Минфина России: от 24 января 2022 г. № 8н; от 17 июня 2021 г. № 86н; от 29 марта 2021 г., № 49н; от 28 марта 2022 г. № 43н.
Источники:
2. Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 N 574 (ред. от 28.11.2024) «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы РФ». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=491925#CrkLbYUDGsydtBGR (дата обращения: 31.12.2024).
3. Приказ Минфина России от 24.01.2022 N 8н (ред. от 14.12.2022) «Об утверждении Порядка формирования и представления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами РФ …». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=438374#iCvJbYUpJCtk4cCI (дата обращения: 31.12.2024).
4. Приказ Росстата от 15.12.2021 № 915 (ред. от 22.07.2022) «Об утверждении Официальной статистической методологии наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404082/?ysclid=m57mq350z2408661492 (дата обращения: 28.01.2025).
5. Приказ Росстата от 23.12.2022 № 975 «Об утверждении наборов потребительских товаров и услуг и перечня базовых городов РФ для наблюдения за ценами и тарифами». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 25.01.2025).
6. Приказ Росстата от 19.12.2024 № 657 «Об утверждении наборов потребительских товаров и услуг и перечня базовых городов Российской Федерации для наблюдения за ценами и тарифами». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_494541/ (дата обращения: 10.01.2025).
7. Аль Хумсси А., Чаплюк В. З., Сорокина Л. Н. Оценка и прогнозирование показателей финансово-экономической стабильности Российской Федерации // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 2-2. – c. 149-157. – doi: 10.17513/vaael.3253.
8. Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 гг.» (утверждено Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 10 октября 2024 г. № 70К (1754), 12 октября 2024 г. № ЗСП-138/24
9. Исторические темпы инфляции в Китае. [Электронный ресурс]. URL: https://www.inflationtool.com/rates/china/historical/ (дата обращения: 31.12.2024).
10. Караваева И.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Коломиец А.Г., Быковская Ю.В., Шафранская А.М. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов в условиях частично мобилизационной экономики // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 11-50. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117468.
11. Караваева И.В., Лев М.Ю. Приоритеты государственного регулирования экономической безопасности России в условиях новых глобальных вызовов // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 453-466. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117953.
12. Кузык Б.Н., Кушлин В. И., Яковец Ю. В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. / учебник., 2011. – 604 c.
13. Лебедева И.М., Федорова А.Ю. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. - СПб: Университет ИТМО, 2016. – 54 c.
14. Лев М. Ю. Правовые вопросы ценообразования и государственного регулирования цен. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. – 153 c.
15. Лев М. Ю. Актуальные проблемы государственного регулирования цен в условиях нестабильной экономики. - Москва: Типография «Ваш Полиграфический Партнер», 2012. – 204 c.
16. Лев М. Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». - Москва: ООО «Издательство «Юнити-Дана», 2013. – 423 c.
17. Лев М.Ю. Ценообразование в Китае в период проведения реформ и кризисных ситуациях: нормативно-правовой аспект // Вестник Академии. – 2014. – № 3. – c. 149-155.
18. Лев М. Ю. Цены и ценообразование. / учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») / М. Ю. Лев. – Второе издание. - Москва: ООО «Издательство «Юнити-Дана», 2015. – 384 c.
19. Лев М.Ю. Правовая природа экономической безопасности государства и ее институциональные аспекты // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 447-466. – doi: 10.18334/eo.10.2.100903.
20. Лев М. Ю. Актуальные тренды динамики цен: проблемы и решения в обеспечении социально-экономической безопасности // Вестник РАЕН. – 2021. – № 1. – c. 54-65. – doi: 10.52531/1682-1696-2021-21-1-54-65.
21. Лев М.Ю. Оценка тенденций мониторинга состояния национальной, социально-экономической безопасности в контексте стратегического планирования // Экономическая безопасность. – 2024. – № 1. – c. 27-48. – doi: 10.18334/ecsec.7.1.120347.
22. Лев М. Ю. Ценовые тренды в прогнозе социально-экономического развития и их оценка в федеральном бюджете в аспекте экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2024. – № 10. – c. 2465-2484. – doi: 10.18334/ecsec.7.10.121926.
23. Лев М. Ю., Казанцев С. В. Цены, инфляция и безопасность общества. - Москва: ООО «Первое экономическое издательство», 2024. – 230 c.
24. Логвинов С.А., Павлова Е.Г., Дрогобыцкая К.С. Стратегическое планирование. - М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 2016. – 241 c.
25. Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики. / учебник. - Мн.: Современная школа, 2015. – 521 c.
26. Светуньков И.С., Светуньков С.Г. Методы и модели социально-экономического прогнозирования. / учебник и практикум для академического бакалавриата. В 2-х т. Т.1. Теория и методология прогнозирования. - М.: Юрайт, 2014. – 351 c.
27. Светуньков И.С., Светуньков С.Г. Методы и модели социально-экономического прогнозирования. / учебник и практикум для академического бакалавриата. В 2-х т. Т.2. Методы и модели. - М.: Юрайт, 2015. – 450 c.
28. Ландсбург С. Экономист на диване. Экономическая наука и повседневная жизнь. - М.: Издательство Института Гайдара, 2016. – 135 c.
29. Эриашвили Н. Д., Темпан Л. Н. Прогнозирование в экономике // Вестник Московского университета МВД России. – 2013. – № 1. – c. 193-197.
Страница обновлена: 13.03.2025 в 12:41:20