Экономическая безопасность денежного оборота цифрового рубля: постановка проблемы мониторинга
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 1 (Январь 2025)
Введение. В условиях цифровой трансформации национальных платёжных систем Россия стала одной из первых стран в мире, которая официально ввела в хозяйственный оборот цифровые финансовые активы. Важнейшим нововведением в этой области является поэтапное внедрение цифрового рубля [37], денежный оборот (далее – оборот) которого с 01.07.2025 должен принять массовый характер [27]. Специфика оборота заключается в следующем: цифровой рубль, который является стейблкойном (токеном) Банка России, маркируется и его структура имеет следующие обязательные информационные отметки: уникальный идентификатор Банка России, номинал, электронную подпись Банка России, реквизиты владельца цифрового рубля и информационные платежные реквизиты контрагентов [20]. С учетом информации, содержащейся в маркерах и реквизитах, посредством приложений, интерфейсов, протоколов и интернет-коммуникаций платежные транзакции цифрового рубля, основанные на договоре цифрового рублёвого счета между Банком России и соответствующим коммерческим банком [7], в договорном порядке доходят до конечных контрагентов [15].
Под экономической безопасностью оборота цифрового рубля автор понимает «научно обоснованные мероприятия, предусмотренные кредитно-финансовой политики Банка России, направленные на организацию противодействия внутренним и внешним опасностям и вызванных ими рисками, возникающими в процессе оборота цифрового рубля в экономической, финансовой и смежными с ними сферами деятельности».
Под мониторингом экономической безопасности оборота цифрового рубля автор понимает «информационно-аналитический и цифровой инструментарий, который получает данные о транзакциях оборота цифрового рубля, формирует статистику, позволяет оценивать показатели и критерии рисков экономической безопасности оборота, использовать методы и технологии их прогнозирования и тем самым повышать эффективность превентивных мер по снижению воздействия опасных факторов (рисков) на оборот цифрового рубля».
В теории экономической безопасности мониторингу принадлежит ведущая роль в процессе управления рисками. На основании результатов мониторинга опасностей осуществляется идентификация рисков, их качественный и количественный анализ, выбор методов разработки мероприятий по снижению рисков, последующая реализация действий в рамках этих мероприятий.
Объектом исследования является оборот цифрового рубля в контексте мониторинга экономической безопасности.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе мониторинга экономической безопасности оборота цифровых рублей.
Целью исследования является методологическое обоснование проблемы мониторинга экономической безопасности оборота цифровых рублей, что необходимо для разработки методов анализа и оценки опасностей (рисков) этого оборота и соответствующих превентивных мер.
Методологической основой выступают общенаучные методы исследования.
Научная гипотеза статьи основана на теории экономических механизмов нобелевских лауреатов по экономике 2007 г. Л. Гурвича и С. Рейтера [44], которая определяет, что на рынке всегда есть нечестные игроки и что с этим можно сделать, чтобы все участники рыночного процесса были в курсе вероятных опасностей. С учётом этого автором выдвигается гипотеза о том, что, поскольку цифровой рубль является цифровым двойником наличного и безналичного рубля, то его оборот адекватен обороту этих рублей [3] и может быть подвержен аналогичным для их оборота или ещё большим опасностям. В связи с этим предлагается по аналогии с мониторингом экономической безопасности наличного и безналичного рубля разработать инструментарий мониторинга экономической безопасности оборота цифрового рубля, но с показателями и критериями, характеризующими специфику опасностей его оборота.
Выдвинутую автором гипотезу можно верифицировать на практике, например, путём мониторинга узлов обработки транзакций цифрового рубля с использованием технологии «прозрачной блокчейн» [41], в результате анализа которого можно фиксировать противодействующие обеспечению экономической безопасности факты его конвертации в наличные и безналичные рубли или криптовалюты, а также покупку/продажу товаров и услуг за его счёт [33]. При этом в соответствии с нормативами бухгалтерской отчётности необходимо регистрацию финансовых транзакций предприятия осуществлять отдельно от регистрации финансовых транзакций владельца цифрового рубля.
Планируется, что научная новизна дальнейших исследований автора будет состоять в основном в следующем. Во-первых, будет обоснована возможность интерпретации цифрового рубля как экстрактивного институционального опциона (далее – ЭИ-опцион), что, в соответствии с теорией лауреатов Нобелевской премии по экономике 2024 г Д. Аджемоглу, С. Джонсона и Дж. А. Робинсона [2], предусматривает получение в процессе оборота ЭИ-опциона личной или корпоративной выгоды (ренты), подрывающей экономическую безопасность как предприятий, граждан, так и государства в целом. Во-вторых, будут уточнены предпосылки для изучения мониторинга оборота цифрового рубля в формате ЭИ-опциона в структуре фреймворка «Синдиника» (далее – фреймворк). В-третьих, будет разработан энергетический метод оценки эффективности и результативности мониторинга экономической безопасности оборота цифрового рубля в формате ЭИ-опциона. В-четвёртых, будет определена методика мониторинга экономической безопасности оборота цифрового рубля в формате ЭИ-опциона, основанная на законе необходимого разнообразия У.Р. Эшби [39], характерного для всех развивающихся сложных систем, в том числе таких, как национальная финансово-банковская система. В-пятых, на примере прецедентов финансового мошенничества с цифровым рублём [10], будут представлены рекомендации по эмпирической проверке проблемы мониторинга указанного оборота.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности разработки единого инструментария мониторинга экономической безопасности оборота цифрового рубля как для традиционной, так и для цифровой неформальной экономики.
В основной части исследования кратко раскрываются особенности подходов к реализации сформулированных выше положений научной гипотезы и научной новизны.
Основная часть. В статье предлагается изучать проблему мониторинга экономической безопасности оборота цифрового рубля по плану, вытекающему из представленных выше положений научной гипотезы и научной новизны. В рамках исследования планируется, во-первых, проанализировать подходы к выявлению факторов опасностей (рисков) оборота цифрового рубля. Во-вторых, обосновать интерпретацию цифрового рубля как ЭИ-опциона. В-третьих, уточнить предпосылки для изучения мониторинга оборота цифрового рубля в формате ЭИ-опциона в структуре фреймворка «Синдиника». В-четвертых, представить энергетический метод оценки эффективности и результативности мониторинга экономической безопасности оборота цифрового рубля в формате ЭИ-опциона. В-пятых, обсудить перспективы тематической, теоретической, методической и экспериментальной проверки проблемы мониторинга экономической безопасности оборота цифрового рубля как ЭИ-опциона.
Отдельным вопросам исследования факторов безопасности оборота цифрового рубля посвящены работы [11; 26]. Вопросам обеспечения экономической безопасности различных областей общества в условиях неформальных взаимодействий в традиционной и цифровой финансово-экономической сфере посвящены научные труды следующих исследователей [22; 23; 34].
Вопросам использования цифровых двойников в системах управления экономической безопасностью в финансах традиционной и цифровой экономики посвящены работы [24; 35].
Выявленные и прогнозируемые на текущий период времени основные риски экономической безопасности оборота цифрового рубля и пути их минимизации представлены в таблице 1.
Таблица 1. Риски экономической безопасности оборота цифрового рубля
и пути их минимизации
Риски
|
Пути минимизации
|
Цифровой рубль может стать целью кибератак и
взломов, что может привести к утечке конфиденциальной информации и потере
денежных средств
|
Необходимо обеспечить высокую степень защиты системы
цифрового рубля от кибератак и взломов путем использования надежной
криптографии и защитных механизмов, создания эффективной системы мониторинга
и обнаружения аномальных операций
|
Цифровой рубль может быть использован для совершения
мошеннических действий, таких как фальсификация транзакций или создание
фиктивных счетов
|
Необходимо разработать систему контроля за
операциями и механизмы аутентификации пользователей, а также проводить
мониторинг и анализ транзакций для выявления аномалий; установить жесткие
правила и механизмы санкций для пресечения мошенничества и финансовых
преступлений
|
Цифровой рубль может стать инструментом для
отмывания денег, так как он позволяет совершать анонимные транзакции.
Недостаточная прозрачность системы
|
Необходимо установить правила и механизмы
мониторинга операций, а также сотрудничать с регуляторными органами,
обеспечить доступность информации о транзакциях и операциях в системе
цифрового рубля для регуляторных органов и пользователей. Например, можно
создать реестр лиц, занимающихся сомнительными операциями, и блокировать
доступ к системе цифрового рубля для этих лиц. Необходимо установить механизмы
контроля за расходованием средств, а также проводить регулярный аудит системы
|
Цифровой рубль может быть более подвержен колебаниям
курса, чем традиционные валюты, что может привести к риску инфляции или
дефляции
|
Для уменьшения рисков нужно разработать механизмы
стабилизации курса и установить механизмы контроля за денежной массой.
Например, можно использовать механизмы регулирования денежной массы, а также
создать резервный фонд для стабилизации курса
|
Цифровой рубль может столкнуться с низкой популярностью
использования, что может привести к недостаточной ликвидности
|
Необходимо проводить информационную работу с
населением, а также создавать механизмы для использования цифрового рубля в
различных сферах жизни. Например, можно установить механизмы оплаты налогов и
коммунальных услуг с использованием цифрового рубля, а также проводить
обучающие мероприятия для населения и предпринимателей
|
Из таблицы 1 следует, что цифровой рубль в процессе своего оборота используется контрагентами различных сфер традиционной и цифровой экономики, которые функционируют в условиях институциональных изменений. В связи с тем, что цифровой рубль является носителем правил финансово-экономических и цифровых институтов [13], а Банк России является субъектом институциональных изменений в денежной и кредитно-финансовой сфере страны, то автором предлагается изучать оборот цифрового рубля как оборот институционального опциона (далее – И-опцион). Основаниями для этого являются, с одной стороны, трактовка цифрового рубля как криптовалютной институции [14; 18; 36], а, с другой стороны, большой опыт формирования и развития теории и практики И-опционов, применяемых в различных областях экономики и финансах как за рубежом [45; 46], так и в России [29; 32]. В связи с указанным, а также следуя рекомендациям работы [28], дадим следующее определение цифрового рубля как И-опциона: «цифровой рубль как И-опцион – это совокупность правил, предназначенных для формирования и реализации механизмов его оборота в институциях экономики и смежных с ней сфер деятельности».
С точки зрения институциональной экономики оборот И-опциона является продуктом привычек и традиций, сложившихся в обществе. В этом контексте следует изучать его неформальные и формальные институты и правила, которые возникли в прошлом, но в силу различных факторов трансформировались в существующие правила. Именно они формируют «периметр взаимного доверия» денежных отношений между контрагентами в процессе оборота И-опциона. При этом институциональной основой И-опциона являются: права собственности, ограниченные по разным причинам ресурсы, механизмы преодоления рисков его оборота, текущие и долгосрочные интересы контрагентов и др. факторы. В процессно-транзакционной среде институтов традиционной и цифровой экономики И-опцион будет обращаться по соответствующим институциональным правилам, поэтому к его обороту можно применить как теорию исчисления институтов [19], так и теорию институционального менеджмента [17].
Как отмечалось выше, в неформальной экономике контрагенты действуют как в корыстных интересах определённых властных структур, так и в своих личных целях, поэтому логично изучать оборот данного И-опциона в качестве экстрактивного института, т.е. института, позволяющему владельцу цифрового рубля в процессе его оборота извлекать личную выгоду (ренту), что в свою очередь позволяет определить И-опцион как экстрактивный институциональный опцион (ЭИ-опцион) со всеми вытекающими из этого подхода возможностями изучения его оборота в традиционной и цифровой экономике.
Далее встаёт вопрос о том, в структуре какой системной среды можно с достаточной эффективностью разрабатывать и апробировать на практике результаты постановки проблемы указанного выше мониторинга? Анализ предлагаемых в этом контексте многочисленных методических подходов к анализу ситуаций опасностей (S-ситуаций) показывает, что в нашем случае целесообразно воспользоваться структурой фреймворка (рис. 1).
Рисунок 1. Структурная схема фреймворка «Синдиника»
Источник: публикация [5].
Как следует из рисунка 1, структура фреймворка имеет конвергентно-сетевой характер. Это позволяет опыт купирования рисков S-ситуаций в его отдельных компонентах, с одной стороны, использовать для анализа и оценки рисков S-ситуаций в других компонентах, а, с другой стороны, обобщать и накапливать.
В целях организации мониторинга экономической безопасности ЭИ-опциона в структуре фреймворка будет исследованы следующие 5-ть тематических компонентов, определяемых с точки зрения зрелости нормативных и правовых институтов экономики и финансов для оценки степени неопределённости и сложности оценки оборота ЭИ-опциона, а именно:
1-я компонента: криминальная экономика (на примере отмывания денег и финансирования терроризма; в российском законодательстве эта проблема даже частично до сих пор не урегулирована в правовом поле);
2-я компонента: финансовые махинации;
3-я компонента: финансовая коррупция;
4-я компонента: теневая экономика;
5-я компонента: кибермошенничество.
Исследования S-ситуаций в компонентах фреймворка будут выполняться на основе синдинической метода анализа опасностей, включающего в себя модель гиперпространства [1], учитывающего закономерности формирования и изучения отношений мониторинга экономической безопасности оборота ЭИ-опциона, пример формирования которых для цифровых платформ представлен в работе [9].
Компонента «неопределённость» (6) предназначена для разработки следующих функций инструментария мониторинга ЭИ-опциона с учётом особенностей его использования в прочих компонентах фреймворка:
– планирования и осуществления мониторинга ЭИ-опциона;
– анализа и формализации «человеческого фактора» и формирования у риск-менеджеров и стейкхолдеров «командного духа» для разработки методов управления рисками и принятия управленческих решений, в том числе, за счёт построения таблиц синдинических дефектов и синдинических диссонансов;
– анализа и оценки результатов применения инструментария мониторинга ЭИ-опциона (промежуточных и конечных) и пр.
Более подробно описание результатов исследования инструментария мониторинга ЭИ-опциона в структуре компонентов фреймворка с применением многоуровневой расширенной системы быстрых индикаторов [21] будет представлено автором в последующих публикациях.
Одной из первых публикаций в обосновании возможности применения энергетического подхода к изучению экономических явлений и процессов является монография [40]. В работе [47] под «экономической энергией» понимается «... массив энергий, детерминирующих качественно-количественное состояние экономической системы и обусловливающих трансформацию её структуры путем изменения пространственно-временного расположения элементов системы. Колебания экономической энергии подсистем систем вызваны разными значениями (состояниями) их субэнергий».
Отметим, что энергетический подход уже получил своё дальнейшее развитие в трактовках феноменов цифровой экономике [6; 8]. Возможность применения энергетического подхода к изучению рисков экономической безопасности хозяйствующих субъектов обосновано в работе [42]. В работе [43] на основе моделей составляющих результативности сформирована методология энергетических оценок эффективности процессов функционирования подсистем системы любой сложности. С учётом результатов указанных выше работ автор статьи планирует в последующих публикациях развить и применить методологию энергетического подхода к оценке эффективности и результативности мониторинга экономической безопасности оборота ЭИ-опциона как меры стоимости [38] в структуре указанных выше компонентов фреймворка.
Дальнейшее развитие научного подхода к проблеме мониторинга оборота цифрового рубля как ЭИ-опциона, представленного в статье, автора считает целесообразным осуществить по следующим основным направлениям.
Тематически: целесообразно применить сформулированный выше подход к более детальному изучению зафиксированных и прогнозируемых областях криминализации цифровой сферы страны, обозначенных в вышеупомянутых компонентах фреймворка.
Теоретически: осуществить выявление вероятностей опасностей (рисков) экономической безопасности оборота цифрового рубля путём расширения исследований границ неформальной (традиционной и цифровой) экономики на основе построения соответствующих прогнозов с использованием, например, методов DEA-анализа [4]. Для этого потребуется выявление и подтверждение и/или опровержение ранее выявленных случаев мониторинга процессов криминализации российской и мировой экономики, например, с использованием нейросетевой машины с функциями мышления [25]. При этом могут быть также полезны модели экономических сговоров, представленные в работе [30].
Методологически: здесь потребуется в расширенном порядке дать методические рекомендации по использованию разработанного подхода к постановке проблемы мониторинга экономической безопасности оборота цифрового рубля в формате ЭИ-опциона как минимум в рамках вышеупомянутых тематических секторов традиционной и цифровой формальной и неформальной экономики.
Эмпирически: в процессе дальнейших исследований целесообразно сформулировать дорожную карту проведения эксперимента. В её рамках необходимо:
– изложить идею, цель, задачи, ограничения (допущения) и последовательность эмпирической проверки работоспособности представленного в статье подхода к мониторингу экономической безопасности оборота цифрового рубля в формате ЭИ-опциона;
– сформировать эмпирическую базу и обосновать методы подготовки исходных данных эксперимента, ориентированных на требования к составу элементов гиперпространства фреймворка (раздел – «Элементы»), имеющие непосредственное отношение к инструментарию мониторинга. В этих целях рекомендуется воспользоваться результатами мониторинга экономической безопасности субъектов экономики, полученными, например, в работе [31].
Заключение
По мнению автора, результаты статьи достаточно объективно формулируют проблему мониторинга экономической безопасности оборота цифрового рубля. Проблема обоснована с использованием результатов научных разработок отечественных и зарубежных ученых как с точки зрения теории и методологии, так и практики мониторинга различного рода опасностей (рисков), которые могут возникнуть как в традиционной, так и в цифровой формальной и неформальной экономике. Подхода к изучению проблемы составили такие основные принципы, как новизна и доступность применения результатов исследования, адаптируемость результатов исследования к опасным ситуациям, соответствие результатов исследования положениям российских нормативных и правовых актов в сферах оборота цифровых финансовых активов и цифрового рубля.
Таким образом, можно сделать вывод, что статья посвящена обобщению информации из различных областей разработки инструментария мониторинга экономической безопасности, анализа и оценки различного рода опасностей оборота цифрового рубля. В перспективе эти результаты позволят выработать единый подход к решению задач вышеупомянутого мониторинга в таких случаях неформальной экономики, как мошенничество и финансовые махинации, финансовая коррупция, теневая и криминальная экономика (в частности, на примере отмывания денег и финансирования терроризма) и др.
Дальнейшие исследования проблемы мониторинга экономической безопасности оборота цифрового рубля в формате ЭИ-опциона на основе представленного выше плана работ может быть осуществлена тематически, теоретически, методологически и эмпирически как с учётом границ исследуемой предметной области традиционной и цифровой формальной и неформальной экономики, так и для последующего уточнения и детализации функций инструментария указанного мониторинга. В связи с этим статья может быть адресована риск-менеджерам, финансовым аналитикам, предпринимателям и руководителям секторов традиционной и цифровой экономики. Также стоит отметить, что результаты статьи могут способствовать изучению влияния оборота цифрового рубля на экономическую безопасность Российской Федерации в целом [16]. Отмеченный фактор существенно актуализирует тему статьи и полученные в ней результаты исследования.
Страница обновлена: 20.01.2025 в 18:49:04