Monitoring the impact of the state's level of socio-economic development on its financial security.

Steblyakova L.P.1,2, Martynova A.S.1, Kuzminova O.A.1
1 Российская таможенная академия
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 5 (May 2025)

Citation:

Abstract:
The article argues that ensuring the financial security of the state is the most important task for public authorities, especially given the instability of economic processes and the growing number of external threats. A comprehensive analysis of statistical data revealed key trends affecting the country's socio-economic development and financial security, as well as the nature of their relationship. The analysis revealed systemic challenges that threaten the financial security of the Russian Federation. Recommendations to improve the system of monitoring and managing the state's financial security, taking into account its socio-economic development parameters, are proposed. At the same time, an integrated approach combining deep scientific and analytical expertise with modern technological solutions is recommended.

Keywords: financial security, socio-economic development, monitoring, macroeconomic specifications and indicators

JEL-classification: E61, H56, H60, O11, P11



Введение

Обеспечение финансовой безопасности государства является одной из важнейших задач, стоящих перед органами государственной власти в современных условиях. Финансовая безопасность как экономическая категория характеризует состояние финансовой, денежно-кредитной, валютной, бюджетной, налоговой систем и финансовых рынков, при котором создаются необходимые финансовые условия для стабильного социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения.

Финансовая безопасность государства во многом определяется уровнем его социально-экономического развития. Показатели экономического роста, уровень жизни населения, структура экономики и другие макроэкономические параметры формируют базовые предпосылки для обеспечения финансово-экономической стабильности и защищенности экономики страны от внешних и внутренних угроз. В современных условиях, характеризующихся введением беспрецедентного количества санкций в отношении Российской Федерации и обострением геополитической обстановки, обеспечение финансовой безопасности государства приобретает особую значимость и актуальность.

Целью данного исследования является выявление влияния социально-экономического развития государства на уровень его безопасности и разработка рекомендаций по совершенствованию системы мониторинга и управления финансовой безопасностью государства с учетом социально-экономических параметров его развития.

Материалы и методы исследования

В основе исследования лежат материалы, полученные из официальных источников информации [1-3], а также работ отечественных и зарубежных авторов, изучающих проблемы мониторинга уровня социально-экономического развития государства и его взаимосвязи с финансовой безопасностью.

Так, теоретико-методологические вопросы и практические проблемы обеспечения социально-экономической безопасности государства нашли отражение в работах Караваевой И.В., Иванова Е.А., Льва М.Ю., Сенчагова В.К. [4-7] и ряда других авторов. В то же время особенности современного этапа развития российской экономики, а также усиление санкционного давления на Российскую Федерацию требуют их учета при реализации Стратегии экономической безопасности РФ и служат основой для обоснования необходимости включения в состав оценки экономической безопасности новых показателей. На этом сделан акцент в работах Павлова В.И. [8, 9], Караваевой И.В., Городецкого А.Е. и др. [10-13]. Направления развития системы эффективного мониторинга реализации государственных программ и национальных проектов, а также особенности стратегического планирования в контексте укрепления экономической безопасности освещены в исследованиях Наумова С.Н., Гретченко А.А. [14], Молчанова И.Н. [15] и других российских ученых.

Авторы настоящего исследования сосредоточили внимание на мониторинге влияния уровня социально-экономического развития государства на его финансовую безопасность, поскольку ощущается недостаток системных исследований данного направления. В то же время в фокусе внимания должны оставаться теоретические концепции, отражающие сформировавшиеся подходы и наметившиеся тенденции изменения системы мониторинга финансово-экономической безопасности [16]. Достаточно работ посвящено изучению условий и факторов устойчивости и независимости социально-экономической системы, оценке ее безопасности, возможности устойчивого развития [17-21]. Отдельные положения этих работ нашли отражение в данной статье.

Исследование базируется на применении методов анализа и синтеза, компаративного и контент-анализа данных экспертных оценок, официальной информации с сайтов Министерства финансов и Минэкономразвития, а также информации, полученной из научных публикаций, учебной литературы, статистических и аналитических материалов, имеющихся в свободном доступе.

Результаты исследования и их обсуждение

Мониторинг влияния уровня социально-экономического развития России на его финансовую безопасность позволяет определить характер и направленность взаимосвязи между ключевыми макроэкономическими показателями и состоянием финансовой системы. Так, исследование динамики ключевых индикаторов социально-экономического развития дает возможность оценить, каким образом позитивные трансформации в данной сфере способствуют укреплению доходной базы государственного бюджета.

Анализ статистических данных за последние годы позволяет выявить ключевые тенденции, влияющие на состояние финансовой системы Российской Федерации. Так, по данным Росстата, в 2023 году инфляция в России составила 7,42%, при этом наблюдался наибольший рост цен на продовольственные товары (+8,2%) и услуги (+8,3%). В 2024 году инфляция ускорилась до 9,52%, отмечалось существенное подорожание плодоовощной продукции (+22,09%) и услуг (+11,52%). Несмотря на замедление инфляции в начале 2025 года до 0,11% в неделю, годовой показатель сохранился на высоком уровне в 10,06% [22].

В то же время российская экономика демонстрировала уверенный рост. По данным Росстата, в 2023 году ВВП страны увеличился на 3,6% и достиг 171,041 трлн рублей, что стало максимальным показателем с 2021 года. В 2024 году темпы роста ускорились до 4,1%, а ВВП превысил исторический максимум в 200 трлн рублей. Согласно оценкам Минэкономразвития, в январе 2025 года ВВП сохранил положительную динамику, превысив уровень предыдущего года на 3% [23]. Рассмотрим динамику основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации (табл. 1).

Таблица 1

Динамика основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации

Показатель
Янв. 2025 г.
В % к
Янв. 2024 в % к
янв. 2024 г.
дек. 2024 г.
янв. 2023 г.
дек. 2023 г.
Темп роста выпуска товаров и услуг
по базовым видам экономической деятельности, %
106,2
103,1
69,3
105,3
72,2
Темп роста промышленного производства, %
104,4
102,2
75,9
104,3
80,4
Продукция сельского хозяйства, млрд рублей
290,2
102,1
48,3
100,5
41,8
Ввод в действие жилых домов, млн м2 общей площади жилых помещений
11,0
90,3
97,5
101,0
98,2
Грузооборот транспорта, млрд т-км
479,6
101,1
96,9
98,2
99,8
Оборот розничной торговли, млрд рублей
4568,5
105,4
79,9
108,6
79,8
Объем платных услуг населению, млрд рублей
1507,7
102,5
93,3
104,0
93,8
Индекс потребительских цен, %
9,92
109,9
101,2
107,4
100,9
Общая численность безработных (в возрасте 15 лет и старше), млн человек
1,8
84,1
101,1
78,6
93,9
Среднемесячная заработная плана работников организации, руб.
87952
109,1
111,8
109,1
111,3
Источник: составлено авторами на основе [22, 24].

Можно сказать, что в начале 2025 года наблюдалась позитивная динамика большинства ключевых экономических индикаторов. Выпуск товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности вырос на 6,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Промышленное производство увеличилось на 4,4%. Продукция сельского хозяйства показала рост на 2,1% в годовом выражении. При этом темпы ввода в действие жилых домов замедлились на 9,7%, а грузооборот транспорта вырос на 1,1%.

Вместе с тем рост оборота розничной торговли в январе 2025 года составил 5,4% по сравнению с январем 2024 года, что является свидетельством роста потребительского спроса. При этом объем платных услуг населению также увеличился на 2,5% в годовом выражении.

Сохраняется высокий уровень инфляции: индекс потребительских цен в январе 2025 года составил 9,92%, превысив аналогичный показатель в январе 2024 г.

Ситуация на рынке труда улучшается: общая численность безработных сократилась на 15,9% в годовом выражении, а среднемесячная заработная плата работников организаций выросла на 9,1% [25].

В целом российская экономика демонстрирует положительную динамику, несмотря на сохраняющееся высокое инфляционное давление. Устойчивые темпы экономического роста, наблюдаемые в 2023–2024 годах, служат прочным фундаментом для укрепления финансовой безопасности государства. Увеличение ВВП, восстановление потребительского спроса и позитивная динамика большинства макроэкономических индикаторов способствуют наращиванию доходной базы бюджета и формированию предпосылок для снижения уровня государственного долга. Так, внешний долг России к 1 октября 2024 года сократился до 293,4 млрд долларов, впервые с 2006 года опустившись ниже отметки в 300 млрд долларов. Данный показатель составляет всего 15% от ВВП за последние 12 месяцев, что свидетельствует о высокой долговой устойчивости российской экономики. Несмотря на сохраняющиеся геополитические риски, наблюдалась устойчивость финансово-экономического положения нефинансового сектора. Так, большинство крупных компаний в ключевых отраслях сохранили и даже улучшили свои финансовые показатели по итогам 2024 года. Лишь у отдельных заемщиков отмечался некоторый рост долговой нагрузки [26].

В банковском секторе сохранялся стабильный уровень достаточности капитала, который даже продемонстрировал небольшой рост с 12 до 12,1% на фоне активного расширения кредитования. Банки накопили значительный буфер капитала (725 млрд рублей), прежде всего за счет действия макропруденциальных мер в сегментах потребительского и ипотечного кредитования. Рост доходов федерального бюджета в январе-феврале 2025 года на 6,3% отражает восстановление экономической активности [27].

Несмотря на позитивную динамику ряда макроэкономических показателей, в 2025 году сохраняется ряд ключевых рисков, способных оказать существенное дестабилизирующее воздействие на национальную финансовую систему. Одной из серьезных угроз выступает сохранение высокого уровня инфляции, прогнозируемого на уровне 7%. Сохранение инфляционного давления может негативно сказаться на покупательной способности населения, снизить реальные доходы граждан и спровоцировать социальную напряженность, что, в свою очередь, создает риски для восстановления потребительского спроса и деловой активности, замедляя темпы экономического роста.

Не менее значимой является возможность резких колебаний курса национальной валюты. Девальвация рубля может вызвать дестабилизацию финансовых рынков, увеличить волатильность цен и ускорить процессы инфляции. Существует риск резкого падения стоимости рубля в настоящее время, несмотря на некоторое восстановление ее в начале 2025 года.

Помимо этого, финансовая безопасность Российской Федерации находится под угрозой других системных вызовов. Среди них вероятное замедление темпов экономического роста, особенно в строительном секторе экономики, который сильно зависит от внешнего финансирования. Такая ситуация может спровоцировать бизнес-кризис, характеризующийся углубляющимися финансовыми потерями, увеличением неплатежеспособности и накоплением проблемных активов в банковской системе.

Не менее важными являются потенциальные атаки на критическую национальную инфраструктуру, которые представляют собой серьезную угрозу. Последствия таких разрушительных действий могут привести к сбоям в критически важных системах жизнеобеспечения, значительным экономическим потерям и создать угрозы национальной безопасности. Также существует повышенный риск непосредственного применения технологий искусственного интеллекта и автоматизированных кибератак, включая фишинг с использованием дипфейков, генерацию ложных данных и обход многоуровневой аутентификации.

Безусловно, одна из основных проблем для любого государства — это поддержание финансовой стабильности и безопасности, особенно в условиях современных угроз и вызовов. Для эффективного решения этой проблемы необходимо дальнейшее развитие национальной системы мониторинга и анализа основных факторов, определяющих финансовую стабильность страны.

Столь же значимым и перспективным направлением в контексте обеспечения финансовой стабильности должно стать развитие аналитической платформы, которая содержит передовые методологии искусственного интеллекта и машинного обучения. Нет сомнений в том, что такие инновационные инструменты повысят точность прогнозирования, своевременное выявление критических тенденций, а также сформируют проактивные меры реагирования на потенциальные угрозы и вызовы, что, в свою очередь, создаст прочную доказательную основу для управленческих решений, направленных на обеспечение финансовой безопасности.

Применение современных аналитических решений значительно повысит уровень эффективности проактивных и нейтрализующих мер, принимаемых против ключевых рисков, угрожающих стабильности национальной финансовой системы, что станет важным аспектом устойчивого социально-экономического развития страны, укрепит её позицию на международной арене и национальную безопасность в целом.

Заключение

Таким образом, можно отметить, что обеспечение финансовой безопасности государства, безусловно, является стратегической задачей общенационального значения, требующей непрерывного мониторинга спектра рисков, а также совершенствования методологии их комплексной оценки и эффективного управления. Эффективное решение данной задачи должно опираться на применение передовых аналитических инструментов, позволяющих не только своевременно выявлять ключевые тенденции, но и вырабатывать упреждающие меры реагирования на потенциальные вызовы финансовой стабильности страны.

Более того, комплексный подход, сочетающий глубокую научно-аналитическую экспертизу и современные технологические решения, как представляется, способен обеспечить надежную защиту национальных финансовых интересов, а также заложить прочную основу для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности российской экономики в условиях быстро меняющейся нестабильной геополитической и макроэкономической реальности.


References:

Abalkin L.I. (2015). Ekonomicheskaya bezopasnost

Boyko I. V. (2024). Spatial economy and its methodological building blocs. Management consulting. (6). 29-41.

Chekmarev V.V. (2020). Theory of economic security: evolutional aspect. Economic security. 3 (3). 335-350. doi: 10.18334/ecsec.3.3.110587.

Danilchenko S. L., Shemet V. S., Minakov A. V. (2025). Vektory sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossii: sovremennye vyzovy i vozmozhnosti

Glazev S.Yu. (2018). Upravlenie bezopasnostyu i bezopasnostyu biznesa

Gorodetskiy A. E., Karavaeva I. V., Lev M. Yu. (2021). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii v novoy realnosti

Karavaeva I.V. (2020). Criteria of social and economic security for Russia and its regions in a new reality. Federalizm. (2). 146-161.

Karavaeva I.V. (2021). Economic security theory: stages of development and transition to a new reality. Federalizm. (2). 5-24.

Karavaeva I.V., Bykovskaya Yu.V., Kazantsev S.V., Lev M.Yu., Kolpakova I.A. (2022). Evaluation of forecast and economic indicators of the Russian Federation amidst partial mobilization. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (10). 2655-2676.

Karavaeva I.V., Ivanov E.A., Lev M.Yu. (2020). Passportization and assessment of Russia's economic security indicators. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (8). 2179-2198.

Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2024). The economy in the context of sanctions and partial economic mobilization through the prism of economic security. Economic security. 7 (8). 2121-2152. doi: 10.18334/ecsec.7.8.121598.

Karpova V.V., Korableva A.A. (2017). Teoriya i praktika otsenki ekonomicheskoy bezopasnosti

Lev M.Yu. (2024). Assessment of trends in monitoring national socio-economic security in the context of strategic planning. Economic security. 7 (1). 27-48. doi: 10.18334/ecsec.7.1.120347.

Molchanov I.N. (2023). Country strategic planning in the context of strengthening economic security. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21: Upravlenie (gosudarstvo i obschestvo). 20 (2). 141-159.

Naumov S.N., Gretchenko A.A. (2021). Directions for the development of a system for effective monitoring of the implementation of state programs and national projects. Nauka i praktika Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova. 13 (2). 47-56.

Okruzhko V.V. (2025). Ekonomicheskiy suverenitet Rossii v kontekste «novoy realnosti»: sbornik trudov konferentsii [Sotsialno-ekonomicheskiy landshaft regiona: investitsii rosta]. 70-73.

Pavlov V.I. (2019). Problems and contradictions in the implementation of the Russian Federation’s economic security strategy for the period up to 2030. Economic security. (1). 39-45.

Pavlov V.I. (2022). Justification of the composition of new indicators for assessing the economic security of the russian federation in the conditions of strengthening anti-russian sanctions. Razvitie i bezopasnost. (3). 17-28.

Rudenko M.N., Chernyavskiy S.V., Alikina E.B., Ivanova O.G. (2019). Theoretical aspects of economic security: criteria and indicators. Tomsk State University Journal of Economics. (48). 38-49. doi: 10.17223/19988648/48/4.

Senchagov V.K. (2014). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii: obschiy kurs

Tatarkin A.I., Kuklin A.A. (2012). Changing the paradigm of region's economic security research. Economy of the region. (2). 25-39.

Страница обновлена: 22.05.2025 в 18:45:17