Особенности проведения мониторинга заработной платы работников бюджетных учреждений в Российской Федерации: теория и практика

Опрятнов А.С.1, Зверев К.А.1, Златогуре И.А.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Органы государственной власти уделяют особое внимание созданию новой системы оплаты труда, поставив цель обеспечить более справедливую и надежную систему денежного обеспечения работников бюджетной сферы. В настоящее время структура оплаты труда сильно дифференцирована, по некоторым категориям персонала в структуре преобладают стимулирующие и компенсационные выплаты, что нарушает принцип равной оплаты за труд. Изучение структуры оплаты труда позволит сформировать понимание текущей ситуации в бюджетной сфере и обозначить текущие риски и проблемы. В статье авторы обработали и обобщили существующие подходы к проведению мониторингов заработных плат, а также провели комплексный анализ структуры, дифференциации заработных плат в зависимости от состава работников, территориального и отраслевого отношения. По результатам исследования сделан вывод о том, что в заработная плата работников бюджетных учреждений преимущественно состоит из стимулирующих выплат, что свою очередь демонстрирует сильную зависимость оплаты труда от поощрения за качество и количество предоставляемых ими услуг. Изложенные в научной работе материалы могут представлять интерес как для федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также для исследователей рынка труда.

Ключевые слова: заработная плата, структура заработной платы, отдельные категории работников, учреждения бюджетной сферы, оплата труда, оклад

JEL-классификация: J31, J32, J33, J38



ВВЕДЕНИЕ

Системы здравоохранения, образования и социального обслуживания играют ключевую роль в определении качества и уровня жизни в стране. Уровень благосостояния граждан и продолжительность их жизни во многом зависят от качества государственных услуг, предоставляемых населению. Важным элементом развития социальной сферы и улучшения качества предоставляемых услуг является привлечение высококвалифицированных и мотивированных специалистов. Это возможно достигнуть, прежде всего, путем создания адекватных условий труда, включая конкурентоспособную, справедливую и стабильную заработную плату.

Проведение мониторинга стало особенно актуально после поручения Президента РФ от 8 марта 2021 года, в котором он поручил проанализировать систему оплаты труда в бюджетной сфере и выявить причины, мешающие достижению установленных целевых показателей, а также предложить меры по улучшению системы оплаты труда.

Правительство обозначило важность не только контроля уровня заработной платы для отдельных категорий работников с целью его постепенного повышения, но и необходимости непрерывного мониторинга и анализа дифференциации заработных плат как между различными категориями и субъектами Российской Федерации, так и внутри самих категорий среди работников. Кроме того, в связи с возникновением потребности в работе Правительства над улучшением системы оплаты труда, возрос спрос на сбор и накопление ретроспективных данных о структуре заработных плат, составляющих их окладной части, компенсационных и стимулирующих выплат, а также об их влиянии на величину заработной платы. Помимо прочего, для разработки новых моделей систем оплаты труда необходима информация о рабочих условиях, включая количество занимаемых штатных единиц, число отработанных часов, классах вредности и другие (часто специфичные для отрасли) данные об условиях, такие как работа в первичном звене или стационаре в медицинской сфере, наличие ночных смен и т.д.

Одним из ключевых аспектов, отражающих ситуацию с оплатой труда упомянутых категорий сотрудников, является степень дифференциации в заработных платах. Особенно актуальным является вопрос стабильности заработной платы, а именно наличие 50% оклада в структуре заработной платы.

Исследователи уделяют большое внимание изучению заработной платы, пытаясь определить оптимальные размеры, структуру и ее влияние на социально-трудовые и экономические показатели, в том числе и в бюджетной сфере, а также предлагают различные подходы к проведению мониторинга заработных плат. Л. С. Леонтьева и В. А. Кротов рассматривают мониторинг как ключевую технологию, применимую для организации стратегического управления любой социально-экономической системой [10]. Э. Н. Рычихина указывает на то, что мониторинг требует тщательного анализа, в ходе которого система управления структурирует и упорядочивает его для максимальной оптимизации использования при принятии управленческих решений [16]. И.Б. Омельченко и А. Б. Васьков говорят о нестабильности рынка труда и заработных плат и считают целесообразным проводить мониторинг состояния рынка труда для определения характеристик и изменений его с течением времени [12]. Н.И. Прока и М. А Фокин в своем исследовании предлагает трехуровневый индексно-балльный методический подход к оценке эффективности функционирования механизма вознаграждения труда. В рамках данного подхода предлагаются следующие этапы мониторинга [15]. О методологические аспекты организации и проведения мониторингов в социально-экономической сфере говорят Д. Н. Платыгин, В. М. Смирнов, П. Н. Новиков [13]. О структуре заработной платы высказываются А. П. Поллак, Н. Н Литовченко [14]. Исследованием оплаты труда занимались следующие ученые: Р. А Яковлев [22], Л. Н. Широкова [21], Н. М. Сергеева [17], А. С. Лада [9], В. А. Сковпень [18], О. Е. Дозорцев [8], Н. А. Волгин [7]. О дифференциации заработных плат пишут следующие авторы: М. С. Токсанбаева [20], А. Л. Лукьянова [11], В. П. Старокожева [19]. Несмотря на многообразие исследований по данной тематике, существует научный пробел в оценке дифференциации структуры заработных плат работников бюджетной сферы.

Проведение мониторинга заработных плат в рамках обнаруженной потребности привело к разработке унифицированной формы для сбора информации под названием «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Информация собирается на основе данных СФР с вовлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Цель исследования – рассмотреть текущие подходы к проведению мониторингов заработных плат бюджетных работников и на практике провести анализ дифференциации заработных плат в бюджетной сфере. Авторская гипотеза состоит в том, что существующая структура заработной платы бюджетных работников преимущественно состоит из плавающих выплат, что в свою очередь не гарантирует стабильности оплаты труда. Для достижения поставленной цели и подтверждения авторской гипотезы выполнены следующие задачи: рассмотрены существующие исследования по заработным платам, изучена структура заработных плат работников бюджетных учреждений.

Элементом научной новизны исследования является подробный анализ структуры заработных плат работников бюджетной учреждений по данным формы сбора ЕФС-1.

Методологической основой исследования выступают структурный анализ, сравнительный подход, методы статистической обработки информации.

Особенности проведения мониторинга заработных плат в Российской Федерации

Заработная плата является основным источником дохода для большинства граждан, обеспечивая им достойный уровень жизни, поэтому играет ключевую роль в жизни общества. Кроме того, заработная плата служит мощным инструментом мотивации, стимулируя работников к повышению эффективности труда. Размер вознаграждения напрямую зависит от качества и количества выполненной работы.

Бюджетная сфера, включающая в себя здравоохранение, образование, социальное обеспечение, науку и культуру, является неотъемлемым элементом, определяющим качество и уровень жизни в стране. Качество предоставляемых государственных услуг напрямую влияет на благосостояние населения и продолжительность жизни.

Ключевым фактором развития социальной сферы и повышения качества предоставляемых услуг является привлечение высококвалифицированных и мотивированных специалистов. Обеспечение достойных условий труда, включая конкурентную, справедливую и стабильную заработную плату, является основополагающим фактором для достижения этой цели.

Только комплексный подход, направленный на повышение престижа профессий в социальной сфере, улучшение условий труда и обеспечение достойного вознаграждения может обеспечить привлечение и сохранение высококвалифицированных кадров, необходимых для успешного развития социальной сферы и повышения качества жизни населения. В рамках комплексного подхода может выступать мониторинг заработных плат бюджетной сферы.

Мониторинг — это форма наблюдения за изменением процессов или объектов в пространстве и времени, осуществляемая на регулярной основе.

Мониторинг позволяет формировать фактическое представление о процессах и явлениях в обществе. Продолжительный мониторинг позволяет фиксировать отклонения исследуемых показателей от их нормативных значений. На основании полученных данных принимаются меры для минимизации выявленных отклонений.

Мониторинг как метод анализа процессов и явлений имеет ряд преимуществ:

• позволяет более наглядно представить тенденции, динамику наблюдаемых явлений и процессов;

• создается наглядная картина происходящего;

• возможность отслеживать риски и управлять ими непосредственно в момент возникновения;

• одновременный мониторинг нескольких схожих объектов позволяет проводить более качественный сравнительный анализ;

• мониторинг в долгосрочной перспективе облегчает понимание ситуации и дает возможность для прогнозирования анализируемых процессов и явлений;

• мониторинг эффективен для оценки прогресса или для репрезентации достижения каких-либо целевых показателей.

Среди официальных источников данных по заработным платам выделяется Федеральная служба государственной статистики – Росстат. С 2013 года Росстатом проводится мониторинг заработной платы и численности отдельных категорий работников бюджетной сферы, охваченных указами Президента РФ от 2012 года (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [4]; Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [5]; Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») [6].

В связи с возникновением необходимости совершенствования системы оплаты труда, возрастает потребность в сборе и анализе данных о структуре заработных плат, применяемых компенсационных и стимулирующих выплатах и их влиянии на размер заработной платы. Для эффективного моделирования систем оплаты труда необходима детализированная информация об условиях труда в бюджетной сфере, включающая количество замещаемых штатных единиц (ставок), количество отработанных часов, класс вредности и другие, часто отраслевые, условия труда (например, в здравоохранении: работа в первичном звене или стационаре, наличие ночных смен и т.д.). Для формирования качественной модели необходимо проведения мониторинга бюджетной сферы продолжительный период времени, что позволит учесть сезонный фактор.

Объединение Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) стало предпосылкой к разработке единой формы сбора данных ЕФС-1. В рамках изменения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете и учете сведений о начисленных страховых взносах был введен подраздел 1.3 «Сведения о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений» раздела 1 формы ЕФС-1. Этот подраздел является основой для регулярного мониторинга заработной платы работников бюджетных учреждений на базе данных ПФР с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Актуальность мониторинга заработных плат обусловлена Поручением Президента РФ от 8 марта 2021 года № Пр-366, в котором была поставлена задача провести анализ системы оплаты труда работников бюджетной сферы и оценить ее соответствие целевым показателям, установленным указами Президента РФ от 2012 года, а также устранить причины невыполнения целевых показателей и разработать комплекс мер по совершенствованию систем оплаты труда в бюджетных организациях [1].

Именно с этой целью на государственном уровне ведется статистический учет заработных плат в бюджетной сфере. Эта информация позволяет принимать обоснованные решения на федеральном уровне. В рамках достижения этой цели Правительство определило необходимость комплексного подхода к анализу заработных плат, включающего не только мониторинг их уровня, но и регулярное изучение диспропорций в оплате труда как между отдельными категориями работников, так и между субъектами РФ.

С 1 января 2023 года государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие виды деятельности, утвержденные приказом Минтруда России от 28 декабря 2023 г. № 900н, обязаны предоставлять в территориальные органы СФР информацию о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников (по формату подраздела 1.3 подраздела 1 формы ЕФС-1) не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным [3].

Форма «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)» и порядок ее заполнения были утверждены Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 октября 2022 г. № 245 п [2].

Действующий формат сбора сведений позволяет проводить комплексный анализ динамики заработной платы, ее структуры, отраслевой дифференциации заработных плат. Сбор и агрегация данных проводится на основе разработанных ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России справочников и классификаторов, что позволяет получать более корректные данные.

В перспективе полученные сведения и результаты анализа могут лечь в основу разработки новых системы оплаты труда для работников бюджетной сферы.

Структурный анализ заработных плат работников бюджетных учреждений

В связи с началом учебного года в сентябре, анализ целесообразно проводить за период сентябрь 2023 г. – август 2024 г.

Для детального анализа рассмотрим структуру численности работников бюджетного сектора по полу и возрасту. Проведенный мониторинг за период сентябрь 2023 г. – август 2024 г. показал, что для бюджетного сектора характерна женская занятость. За рассматриваемый период доля женщин среди работников «указных» категорий составила 84,6% при этом ситуация дифференцирована по категориям персонала. Структура численности работников по полу представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Структура работников бюджетного сектора по полу и категориям персонала за сентябрь 2023 г. – август 2024 г.

Категория персонала
Женщины
Мужчины
Педагогические работники дошкольного образования
99,1%
0,9%
Педагогические работники организаций общего образования
89,2%
10,8%
Педагогические работники дополнительного образования детей
70,7%
29,3%
Преподаватели и мастера производственного обучения начального и среднего профессионального образования
73,5%
26,5%
Преподаватели высшего профессионального образования
56,7%
43,3%
Врачи
71,6%
28,4%
Средний медицинский персонал
94,2%
5,8%
Младший медицинский персонал
90,5%
9,5%
Социальные работники
95,2%
4,8%
Работники учреждений культуры
71,6%
28,4%
Научные сотрудники
47,2%
52,8%
Педагогические работники образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
93,2%
6,8%
Источник: составлено автором на базе данных формы сбора ЕФС-1

Среди категорий персонала численность мужчин преобладает только среди научных сотрудников. При этом относительно высокая доля мужчин относительно других категорий отмечается среди преподавателей высшего образования (43,3%). Наименьшая доля мужчин отмечается среди педагогических работников дошкольных образовательных организаций (менее 1%), а также среди социальных работников (4,8%).

Структура работников бюджетного сектора по возрастным группам представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура «указных» категорий работников по возрастным группам

Источник: составлено автором на базе данных формы сбора ЕФС-1

Для бюджетного сектора характерно преобладание старших возрастных групп. За сентябрь 2023 г. – август 2024 г. доля работников в возрасте 50 - 59 лет составила 23,1%. Доля молодежи в бюджетном секторе составила 15,6%. Более глубокая детализация представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Структура численности работников по возрастным группам и категориям персонала за сентябрь 2023 г. – август 2024 г.


15-19 лет
20-24 лет
25-29 лет
30-34 лет
35-39 лет
40-44 лет
45-49 лет
50-59 лет
60-69 лет
70 лет и старше
Педагогические работники дошкольного образования
1,2%
5,6%
7,0%
11,7%
16,8%
15,7%
14,5%
20,1%
6,8%
0,5%
Педагогические работники общего образования
1,1%
8,0%
7,8%
9,3%
10,6%
11,0%
13,2%
25,6%
11,9%
1,6%
Педагогические работники дополнительного образования
1,9%
8,1%
8,6%
10,5%
11,3%
10,4%
10,8%
20,0%
14,3%
4,0%
Преподаватели и мастера производственного обучения
0,9%
6,8%
7,4%
9,1%
11,1%
11,7%
11,9%
21,2%
16,0%
3,8%
Преподаватели образовательных высшего образования
0,0%
2,3%
6,2%
8,5%
11,3%
13,2%
13,0%
19,2%
16,7%
9,6%
Врачи
0,0%
3,9%
14,8%
13,3%
12,0%
9,7%
9,3%
19,0%
14,5%
3,6%
СМП
1,1%
9,3%
7,0%
8,5%
10,7%
11,9%
14,8%
24,4%
11,0%
1,4%
ММП
2,4%
2,6%
2,8%
5,8%
9,9%
13,1%
17,0%
31,1%
13,8%
1,3%
Социальные работники
0,4%
1,4%
3,0%
7,0%
12,0%
15,0%
18,3%
32,5%
9,9%
0,4%
Работники учреждений культуры
2,3%
6,0%
7,0%
10,0%
11,8%
11,1%
11,5%
22,5%
14,2%
3,0%
Научные сотрудники
0,1%
4,3%
11,2%
12,4%
12,5%
9,7%
7,8%
12,4%
15,2%
14,3%
Педагогические работники организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам
1,2%
4,6%
6,3%
9,9%
13,7%
14,1%
14,8%
24,0%
10,0%
1,2%
Источник: составлено автором на базе данных формы сбора ЕФС-1

Для сферы науки и высшего образования характерна высокая доля работников в возрасте 70 лет и старше, 14,3% и 9,6% соответственно. Это объясняется спецификой научной отрасли. Наибольшей долей молодежи характеризуются врачи (18,6%), а также педагогические работники дополнительного образования (18,6%). Наименьшая доля молодежи отмечается в группе Социальные работники (4,8%).

Структура заработной платы по категориям персонала за сентябрь 2023 г. – август 2024 г. представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура заработной платы за сентябрь 2023 г. – август 2024 г.

Источник: составлено автором на базе данных формы сбора ЕФС-1

Анализ структуры элементов заработной платы позволит оценить какие выплаты превалируют в начисленной заработной плате в бюджетной сфере. По данным проведенного мониторинга за сентябрь 2023 г. – август 2024 г. доля окладов выше 50% характерна для педагогов общего и дополнительного образования, мастеров производственного обучения начального и среднего образования, а также для преподавателей, оказывающих услуги детям сиротам. У остальных категорий работников (у 8 категорий из 12) доля окладов в структуре заработной платы ниже 50%, следовательно, в их заработной плате стимулирующие и компенсационные выплаты превалируют, что в свою очередь демонстрирует сильную зависимость оплаты труда от поощрения за качество и количество предоставляемых ими услуг.

Полученные данные о количестве субъектов, в которых доля окладной части в структуре средней заработной платы «указных» категорий работников достигает 50% и выше, представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Количество субъектов с долей оклада в структуре средних заработных плат «указных» категорий работников, достигающей 50% и выше

Категория работников
Количество субъектов
Доля от общего количества субъектов
Младший медицинский персонал
9
10,6%
Социальные работники
6
7,1%
Средний медицинский персонал
6
7,1%
Работники учреждений культуры
15
17,6%
Педагогические работники дошкольных образовательных организаций
27
31,8%
Педагогические работники организаций дополнительного образования детей
43
50,6%
Педагогические работники образовательных организаций общего образования
50
58,8%
Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования
46
54,1%
Педагогические работники образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
32
37,6%
Врачи
3
3,5%
Преподаватели образовательных организаций высшего профессионального образования
36
42,4%
Научные сотрудники
9
10,6%
Источник: составлено автором на базе данных формы сбора ЕФС-1

Данные, приведенные в таблице, позволяют сделать вывод, что в большинстве субъектов Российской Федерации базовой части (оклада) в структуре заработной платы оказалась ниже 50%.

Должностной оклад является постоянной частью заработной платы работников, не зависящей от результатов их деятельности, гарантированным доходом, получаемым сотрудником при условии соблюдения им условий трудового договора. Данная часть заработной платы является гарантией стабильности, в то время как стимулирующие компенсационные выплаты могут изменяться, не обеспечивая работнику уверенности в стабильном доходе. С целью закрепления работников в бюджетных отраслях и привлечение дополнительных ресурсов для покрытия дефицита кадров возникает необходимость в обеспечении стабильной заработной платы, а именно в повышении окладной части в структуре заработной платы «указных» категорий сотрудников. Превышение стимулирующих выплат над суммой выплат по окладу и компенсационным надбавкам может быть следствием потенциально несправедливого распределения средств внутри организации, что в свою очередь оказывает негативное влияние на мотивацию работников и, как следствие, на качество оказываемых услуг (общую эффективность работы).

Таким образом, по итогам проведенного исследования авторами сделаны следующие выводы:

¾ в структуре работников бюджетного сектора наибольшей долей характеризуются женщины в 11 из 12 категорий. Среди научных работников более 50% работников – мужчины.

¾ структура работников по возрастным группам дифференцирована по категориям персонала, в зависимости от специфики отрасли. Доля молодежи в структуре варьируется от 4,8% у социальных работников до 18,6% среди врачей. Для сферы науки и высшего образования характерна высокая доля работников в возрасте старше 70 лет, 14,3% и 9,6% соответственно.

¾ доля окладов в структуре средней заработной платы заработной платы за сентябрь 2023 г. – август 2024 г. варьируется от 31,8% (у социальных работников) до 53,9% (у педагогических работников общего образования). У 8 из 12 «указных» категорий окладная часть не превышает 50%.

Заключение

На протяжении многих лет вопрос оплаты труда сохраняет свою актуальность. Однако, до сих пор наблюдается низкий уровень заработных плат в бюджетных учреждениях. Следствием этого является низкая привлекательность рабочих мест, что в свою очередь провоцирует острую нехватку трудовых ресурсов. Это отражается на качестве и уровне жизни населения в стране.

Реализуемые Правительством Российской Федерации меры по оплате труда работников бюджетной сферы направлены на обеспечение достойных условий труда работников, повышения престижности таких профессий как педагоги, врачи и др.

Проведенный структурный анализ оплаты труда бюджетных работников позволил подтвердить авторскую гипотезу о том, что в структуре заработных плат «указных» категорий работников преимущественно преобладают стимулирующие выплаты. Окладная часть у 8 из 12 категорий не превышает 50%.

На сегодняшний день особое внимание следует уделить базовой части заработной платы, которая должна составлять как минимум половину от заработка работника. Это позволит сформировать справедливую и устойчивую систему оплаты труда, что в свою очередь позитивно отразится на качестве и уровне жизни работников бюджетного сектора.


Источники:

1. Поручение Президента РФ от 8 марта 2021 года №Пр-366
2. Постановление Правления Пенсионного фонда России от 31 октября 2022 г. № 245п «Об утверждении единой формы «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)» и порядка ее заполнения»
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2023 г. № 900н «Об определении видов деятельности, при осуществлении которых страхователи, являющиеся государственными (муниципальными) учреждениями, представляют в составе единой формы сведений в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования»
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. – №19. – Ст. 2334
5. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. – №23. – Ст. 2994
6. Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2012 №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. – №53 (часть II). – Ст. 7860
7. Волгин Н.А. Ключевая миссия заработной платы в жизни и развитии человека, предприятий, регионов // Социально-трудовые исследования. – 2019. – № 2(35). – c. 3.
8. Дозорцев О.Е. Старокожева В.П. Оплата труда работников научной сферы // Экономика труда. – 2021. – № 8. – c. 865-880. – doi: 10.18334/et.8.8.112917.
9. Лада А.С. Минимальный размер оплаты труда в субъектах Российской Федерации: вопросы корреляции // Право и государство: теория и практика. – 2022. – № 12(216). – c. 117-119. – doi: 10.47643/1815-1337_2022_12_117.
10. Леонтьева Л.С., Кротов В.А. Стратегически ориентированное управление муниципальным образованием. - Ярославль: ООО «Аверс ПЛЮС», 2007. – 116 c.
11. Лукьянова А.Л. Дифференциация заработных плат в России (1991-2008 гг.): факты и объяснения // Журнал новой экономической ассоциации. – 2011. – № 12. – c. 124-148.
12. Омельченко И.Б., Васьков А.Б. Мониторинг рынка труда в Российской Федерации и анализ зарубежного опыта проведения мониторинга заработных плат // Экономика труда. – 2023. – № 9. – c. 1301-1316. – doi: 10.18334/et.10.9.119223.
13. Платыгин Д.Н., Смирнов В.М., Новиков П.Н. Теоретико-методологические аспекты организации и проведения мониторингов в социально-экономической сфере // Социально-трудовые исследования. – 2022. – № 3(48). – c. 8-17. – doi: 10.34022/2658-3712-2022-48-3-8-17.
14. Поллак А.П., Литовченко Н.Н. Вопросы структуры заработной платы в отраслевых соглашениях // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2016. – № 10. – c. 10-16.
15. Прока Н.И., Фокин М.А. Методический подход к мониторингу эффективности функционирования механизма вознаграждения аграрного труда // Вестник аграрной науки. – 2017. – № 6(69). – c. 158-165. – doi: 10.15217/issn2587-666X.2017.6.158.
16. Рычихина Э.Н. Управленческий мониторинг: оценка теории и практики руководителями муниципальных образований // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2009. – № 10(65). – c. 108-117.
17. Сергеева Н.М. Итоги реализации «майских» указов Президента РФ о повышении оплаты труда медицинского персонала в регионах ЦФО // Экономические исследования. – 2019. – № 1. – c. 6.
18. Сковпень В.А., Старокожева В.П. Установление минимального размера оплаты труда в России и его истоки // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2022. – № 6. – c. 140-158.
19. Старокожева В.П., Агарычева А.В., Прошин И.А. Зарплатное неравенство: дифференциация уровней заработной платы в регионах и отраслях России // Экономика труда. – 2022. – № 2. – c. 463-484. – doi: 10.18334/et.9.2.114190.
20. Токсанбаева М.С. Дифференциация заработной платы в отраслях с высоким уровнем занятости квалифицированным трудом // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 4-3(62). – c. 98-104. – doi: 10.24411/2411-0450-2020-10344.
21. Широкова Л.Н., Сковпень В.А., Мосина Л.Л. Вопросы оплаты труда работников в генеральном соглашении на 2018-2020 годы (на примере бюджетного сектора экономики) // ИнноЦентр. – 2018. – № 4(21). – c. 84-95.
22. Яковлев Р.А. Механизм регулирования оплаты труда в государствах - участниках СНГ. - М.: Типография при НИИ труда, 2000.

Страница обновлена: 10.12.2024 в 15:22:55