Организационно-экономическое поведение участников регионального рынка труда специалистов
Пропп О.В.1
1 Омский государственный технический университет
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 1, Номер 1 (Октябрь-Декабрь 2014)
Цитировать:
Пропп О.В. Организационно-экономическое поведение участников регионального рынка труда специалистов // Экономика труда. – 2014. – Том 1. – № 1. – С. 47-58. – doi: 10.18334/et.1.1.14.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=23466597
Аннотация:
Целью исследования было выявление расширенного влияния образовательных услуг на динамику трудоустройства в регионах. Показано что данный вид услуг должен отвечать требованиям регионального бизнеса, осуществляться на основе мониторинга регионального рынка труда и прогнозирования потребностей в специалистах различного уровня квалификации. Сегодня работодатель может активно участвовать в подготовке молодых кадров с учетом собственных требований. В настоящее время предприняты попытки привлечения работодателей к разработке образовательных программ вузов и оценке набора компетенций, которыми должен обладать будущий специалист. В статье рассмотрено понятие организационно-экономического поведения, которое должно предусматривать такие действия как разработку Министерствами и учреждениями федерального уровня стратегической политики в отношении рынка труда специалистов, а реализация этих запланированных мероприятий должна возлагаться на региональный уровень. Правильность его выбора и влияние на выгоды, а также основные задачи должны решаться на каждом уровне управления в рамках формирования алгоритма поведения сторон регионального рынка труда специалистов.
Ключевые слова: работодатели, специалисты, образовательные учреждения, профориентация, региональный рынок труда специалистов, организационно-экономическое поведение, прогнозирование потребностей, имидж рабочих профессий
JEL-классификация: J21, J11
Под экономическим поведением принято понимать такое поведение, которое вызвано экономическими ситуациями, возникающими на рынке труда. Побудительной функцией экономического поведения являются экономические мотивы и интересы, то есть правильное экономическое поведение участников рынка должно преследовать выгоды экономического характера. Организационное поведение подразумевает способы реагирования всех сторон рынка труда на изменения, происходящие во внутренней и внешней среде для обеспечения устойчивого положения и развития на рынке.
Для достижения выгод организационно-экономического поведения сторон, задействованных на региональном рынке труда специалистов, следует разработать определенную последовательность их действий, которая обеспечит выгоды всем участникам рынка. Данное поведение должно предусматривать такие действия, как разработку министерствами и учреждениями федерального уровня стратегической политики в отношении рынка труда специалистов для решения существующих проблем, а реализация этих запланированных мероприятий должна возлагаться на региональный уровень, на котором принимаются соответствующие нормативно-правовые акты, целевые программы и т.д. Перечисленные мероприятия, в свою очередь, окажут прямое воздействие на поведение непосредственных участников рынка труда: специалистов, образовательные учреждения и работодателей.
Существующие в настоящее время проблемы на региональном рынке труда и несовершенство методик прогнозирования потребностей в специалистах позволяют констатировать отсутствие тесного взаимодействия между участниками регионального рынка труда специалистов [1, 6, 9]. Работа в этом направлении осуществляется, но она носит бессистемный характер, что во многом затрудняет решение проблем, существующих на данном рынке труда. Для повышения эффективности работы следует задействовать все уровни управления: федеральный, региональный и уровень самих участников рынка труда специалистов. При этом принимаемые меры на каждом уровне не должны противоречить друг другу, а дополнять, способствуя достижению целей по согласованию интересов всех участников рынка труда, а также снижению напряженности на региональном рынке труда.
На федеральном уровне решаются наиболее важные макроэкономические проблемы, устранение которых позволяет эффективно управлять процессами, происходящими на рынке с помощью преимущественно экономических и организационных воздействий. Прежде всего, необходимо обеспечение институциональных норм рынка труда и образования [2, 5, 8]. Данное мероприятие предполагает совершенствование законодательной базы, обеспечение правовых норм функционирования названных рынков. Также необходимо определить приоритетные сферы и направления профессиональной подготовки, в отношении которых следует проводить меры государственной поддержки, например, госзаказ, осуществляемый на конкурсной основе.
Заслуживает повышенного внимания со стороны государства и структурная политика в части корректировки номенклатуры специальностей и направлений подготовки специалистов. Вопросы прогнозирования потребностей экономики в специалистах рассматриваются на федеральном уровне, определяются контрольные цифры приема студентов в федеральные образовательные учреждения, а реализация должна осуществляться на региональных уровнях с учетом выявленных проблем и потребностей в специалистах конкретных регионов. Каждый год работа в этом направлении продолжается.
В последнее время возникла необходимость укрепления имиджа рабочих профессий с целью увеличения масштабов подготовки специалистов данного уровня. Одной из превентивных мер по решению проблем рынка труда специалистов является профессиональная ориентация, направленная на абитуриентов, выбирающих профессию, студентов, а также самих специалистов в целях организации им помощи при смене вида деятельности и возможности быстрей адаптироваться в организации. Профессиональная ориентация подразумевает комплекс мер по информированию, консультированию, подбору и профадаптации, что помогает человеку выбрать профессию, соответствующую его личным способностям и потребностям общества. Несоответствие профессиональной подготовки и содержания трудовых функций, выполняемых специалистом, ослабляет его мотивацию, снижает работоспособность, что приводит к снижению производительности, ухудшению качества продукции и эффективности работы всей организации.
Как известно, профориентационная работа бывает следующих видов:
- профессиональное обучение – это начальная профессиональная подготовка школьников основам профессиональной деятельности;
- профессиональное информирование – предоставление информации заинтересованным в поиске работы лицам о сложившейся ситуации на региональном рынке труда;
- профессиональная консультация – оказание помощи в выборе профессии и места работы путем изучения личностных качеств человека, обратившегося за консультацией;
- профотбор – комплекс мер по проведению медицинского обследования и психофизиологической диагностики потенциального работника для организации выбора кандидата, способного наилучшим образом выполнять конкретные трудовые функции.
В современных условиях с учетом распределения полномочий между уровнями власти у региональных администраций появляется возможность более активно вмешиваться в процессы, происходящие на рынке труда. А именно региональные органы власти могут успешно решить проблему обеспечения доступа к информации о состоянии регионального рынка труда. Координацию этой работы следует оставить за Министерством труда и социального развития, а также территориальными органами службы занятости. Сюда, в первую очередь, можно отнести повышение информированности потребителей образовательных услуг о перспективах трудоустройства по выбранной ими профессии путем координирования деятельности образовательных учреждений, службы занятости Омской области, информационных и рекрутинговых агентств.
Повышение информирования о состоянии регионального рынка труда специалистов, а именно о потребностях работодателей может заключаться в следующих мероприятиях:
- определение перечня профессий, по которым требуется подготовка специалистов для промышленности региона, а также установление контрольных цифр приема студентов в высшие учебные заведения Омской области;
- организация ярмарок вакансий предприятий, а также направлений подготовки и переподготовки кадров под потребности региона;
- создание условий для использования рабочей силы на территории региона и др.
В мае 2014 года в Омске состоялось заседание комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по машиностроению. Губернатором В. Назаровым было отмечено, что предприятия Омска могут осуществлять производство всего необходимого для ракетной и авиационной техники, продукции для телекоммуникаций специального и гражданского назначения, при этом важна федеральная поддержка для проведения научных, исследовательских, опытных и конструкторских работ. Для этого предлагается в первую очередь повысить престиж профессии инженера и приблизить образование к требованиям производства, поскольку для повышения конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции необходимы квалифицированные инженеры.
Помимо этого регион испытывает дефицит в специалистах рабочих профессий, у рабочих профессий нет притягательного имиджа и самое главное, притягательной зарплаты. С целью повышения престижа рабочих профессий предлагается повышение мотивации, обеспечение достойного вознаграждения. Данная проблема наблюдается не только в Омской области, но и целиком по стране. В начале 2014 года отмечалось, что экономике страны не хватает 1,8 млн. рабочих. По словам вице-премьера О. Голодец, политика государства по отношению к специалистам рабочих профессий будет направлена на поддержку мобильности рабочей силы [1]. Это означает, что специалисты рабочих профессий будут заинтересованы в переезде в те регионы страны, где выше уровень заработной платы. Следовательно, для решения данной проблемы в рамках экономики Омской области мало повышать лишь имидж рабочих профессий, важно обеспечить закрепление рабочей силы на местных предприятиях посредством достойной оплаты труда специалистов.
Очевидно, что организация профориентационной работы на региональном уровне должна осуществляться на основе мониторинга регионального рынка труда и прогнозирования потребностей в специалистах различного уровня квалификации. На уровне региональных органов власти необходимо осуществлять работу по определению для отраслей экономики, предприятий перспективной потребности в специалистах в профессионально-квалификационном аспекте. В настоящее время у работодателей наблюдается повышенный спрос на специалистов, имеющих профессию инженера, в то время как каждый год наблюдается большое число желающих получить профессию по гуманитарным и экономическим специальностям. На промышленных предприятиях Омска наблюдается серьезный кадровый дефицит, руководители организаций обеспокоены отсутствием специалистов, готовых работать на производстве. Так, в ближайшее время оборонный комплекс рискует не справиться с большим объемом, стоящих перед ним задач.
Необходимо быстрое решение назревших проблем, данная работа должна проводиться на всех трех уровнях одновременно, особенно это касается регионального уровня власти. Власти Омской области должны не только разрабатывать целевые программы, но и обеспечить их выполнение. Руководители предприятий, в свою очередь, должны стремиться создавать условия для молодых специалистов, приходящих на работу на промышленные предприятия. Также следует бороться с высокой текучестью кадров, способствовать адаптации сотрудников, повышению их мотивации. Сюда же необходимо отнести активную работу с образовательными учреждениями, речь идет не только о целевой подготовке специалистов, но и, например, о проведении дней «открытых дверей», что позволит юношам и девушкам правильно сориентироваться при выборе будущей профессии.
В рамках работы по прогнозированию потребностей в специалистах Правительством Омской области выпущено Распоряжение от 15.05.2013 «О прогнозе баланса трудовых ресурсов Омской области на 2013–2015 годы» [2]. На основе данного прогноза Областная комиссия по кадровой политике разрабатывает предложения по реализации мер по повышению эффективности формирования и использования трудовых ресурсов региона. Согласно данному прогнозу, прослеживается следующая тенденция баланса трудовых ресурсов (см. таблицу).
Таблица. Показатели прогноза баланса трудовых ресурсов Омской области на 2013–2015 годы
№
п/п
|
Наименование
показателя
|
Единица
измерения
|
Годы
| ||
2013
|
2014
|
2015
| |||
1
|
Численность
трудовых ресурсов
|
тыс.
чел.
|
1237,6
|
1229,8
|
1220,9
|
2
|
Трудоспособное
население в трудоспособном возрасте
|
тыс.
чел.
|
1157,7
|
1148,7
|
1138,8
|
По данным таблицы видно, что в Омской области будет происходить дальнейшее снижение численности трудовых ресурсов, что обуславливается негативными демографическими процессами. На воспроизводство трудовых ресурсов большое влияние оказывает увеличение числа работающих граждан старше трудоспособного возраста. В связи с увеличением потребности в рабочей силе, прогнозируется уменьшение количества людей трудоспособного возраста, не занятых трудовой деятельностью и учебой.
На рынке образовательных услуг информация, которой обладают участники, характеризуется высокой неопределенностью и асимметричностью. Неполнота информации ограничивает возможности правильного принятия решения по поводу образовательных услуг. Выбор и покупка образовательных услуг требуют высокой степени вовлеченности потребителя в процесс приобретения услуги. Образовательные услуги являются доверительными благами с отсроченным и не вполне определенным периодом проверки на доверие, поскольку приобретение образовательной услуги и ее потребление не совпадают по времени, это вызывает трудности правильного выбора профессии. Увеличение числа и разнообразия предоставляемых образовательных услуг характеризуется ростом затрат на поиск информации об отдельной образовательной услуге.
Таким образом, невозможно провести точную оценку образовательных услуг, которые еще не приобретены. Оценка осуществляется на основе предположений, использования советов родственников, рекомендаций друзей и знакомых, рекламной информации вуза, цены образовательных услуг, мнения выпускников данного учебного заведения. В этой связи вузам следует в максимально полном объеме доносить потребителям информацию о качестве предоставляемых образовательных услуг и других значимых характеристиках. Само же качество результата полученного образования может быть оценено только через определенный промежуток времени в результате процесса использования специалистом компетенций, которыми он владеет на рабочем месте. Образовательные учреждения предлагают, с одной стороны, похожие образовательные услуги, а с другой – существенно отличающиеся по своему содержанию, форме и структуре. Выпускники высших учебных заведений, имеющие одинаковую квалификацию, обучаются с использованием различных образовательных технологий и авторских программ. По мнению Л.С. Гребнева, в данном случае бессмысленно говорить о конкуренции между такими вузами, ибо они осуществляют подготовку разных специалистов [10, С. 43].
Как правило, образовательные учреждения реализуют образовательные услуги лишь тем потребителям, которые находятся в данном месте и будут трудоустраиваться на предприятия данного региона, соответственно, необходимо в большей мере ориентироваться на потребности собственного региона. Проблема обеспечения занятости выпускников вузов в соответствии с полученной ими профессией и ожидаемым уровнем заработной платы считается наиболее острой на региональном рынке труда специалистов. Для решения данной проблемы следует продолжать работу по укреплению связей с работодателями, подготавливая будущих специалистов на конкретные рабочие места. Организация стажировок и практик студентов позволит снизить затраты работодателей в будущем на переобучение на рабочем месте.
С.Д. Резник формулирует следующие интересы предприятий в ходе взаимодействия с вузами: получение квалифицированных специалистов для постоянной работы на предприятии; приглашение студентов на временную работу; осуществление заказов на исследования и разработки студентов, возможность влияния на качество подготовки выпускников. Интересы высших учебных заведений будут проявляться в содействии трудоустройству выпускников и их закреплению на региональном рынке труда, обеспечении студентов местами практик, получении заказов на исследования и разработки, а также переобучении специалистов предприятий, возможности регулярного мониторинга требований работодателей по вопросам подготовки специалистов [3, С. 51].
Интересы работодателей являются определяющими, работодатели занимают одно из главных мест на региональном рынке труда специалистов, определяя потребности в качественном и количественном составе специалистов. Работодатель должен стремиться, в свою очередь, обеспечивать достойные условия работы для специалистов, сюда относится не только справедливое вознаграждение за труд, но и необходимость инвестиций в модернизацию рабочих мест, создание комфортных рабочих мест, повышение безопасности труда, улучшение условий для отдыха работников.
Поскольку на региональном рынке труда существует проблема дефицита квалифицированных специалистов, работодатели должны быть заинтересованы в использовании механизмов гибкой занятости молодежи. Это означает, что молодые специалисты, обучающиеся в вузах, могут совмещать работу с учебой. Это позволит получить ряд преимуществ, как для работодателя, так и для будущего выпускника. Молодой специалист может получать опыт работы, совмещая работу с учебой, закрепляя теоретические знания, полученные в учебном заведении на практике, и, соответственно, после окончания вуза у него не возникнет проблемы поиска работы. Работодатель, в свою очередь, может подготовить молодые кадры с учетом собственных требований и обеспечить предприятие необходимой рабочей силой. Это особенно актуально в настоящее время, когда существует серьезная проблема «старения» персонала.
В настоящее время сделаны попытки привлечения работодателей к разработке образовательных программ вузов, оценке набора компетенций, которыми должен обладать будущий специалист. Рособрнадзор планирует активно развивать механизмы аккредитации образовательных программ высших учебных заведений с активным привлечением к данному процессу работодателей. Это позволит работодателям региона определять критерии оценки качества подготовки выпускников учебных заведений, а также сформировать требования к будущим молодым специалистам, необходимым промышленности региона. Важно продолжать работу в этом направлении, чтобы максимально учесть потребности региональной экономики.
По мнению автора, основными задачами органов федерального уровня управления можно считать проведение грамотной политики государства в отношении рынков образования и труда, осуществление мер по привлечению молодых специалистов в экономику страны, увеличение числа подготовки специалистов рабочих профессий и пр. На региональном уровне – проведение комплекса мероприятий с учетом особенностей развития экономики конкретного региона. Наиболее важными мероприятиями на этом уровне можно считать осуществление демографической политики, основная задача которой – повышение уровня рождаемости для восполнения дефицита рабочей силы в будущем, что в свою очередь требует создания достойного качества жизни для населения, в том числе и повышения качества трудовой жизни. В целях закрепления рабочей силы на промышленных предприятиях города необходимо уделять внимание и миграционной политике, способствовать привлечению специалистов из других стран и регионов России и создавать достойные условия на рабочих местах для специалистов в целях сокращения их оттока в другие регионы страны. Мероприятия на уровне работодателей, образовательных учреждений и специалистов подразумевают конкретные меры, предлагаемые для каждого участника регионального рынка труда специалистов, позволяющие в большей степени учесть интересы каждого из них в отдельности, а также всей экономики региона в целом.
От правильно выбранного организационно-экономического поведения всех участников регионального рынка труда специалистов зависит эффективность их сотрудничества, а также те выгоды на рынке труда, которые получит каждый из них. Таким образом, разработка алгоритма поведения всех участников регионального рынка труда специалистов позволит не только извлечь каждому из них выгоды экономического и организационного характера, но и обеспечит эффективность их взаимодействия.
[1] Буравчикова Д. А руки где? // Аргументы и факты, 8 (1737), 19–25 февраля 2014, С. 13.
[2] http://www.omskmintrud.ru/Files/File/2299.pdf
Источники:
2. Букин В.П. Молодежь на рынке труда: региональный аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2009. Т. 9. № 1. С. 17-20.
3. Вишневская Н.Г. Методология исследования региональных рынков труда // Журнал экономической теории. 2009. № 3. С. 24.
4. Волонина Н.А. Безработица молодежи // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. № 1 (12). c. 9-14.
5. Гребнев Л.С. Рынок, услуги и образование. Между экономикой и правом // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 40-49.
6. Гурунян Т.В. Проблема кадрового дефицита для инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства // Креативная экономика. 2013. № 6 (78). c. 3-9.
7. Данилова С.В. Оценка конкурентоспособности образовательных услуг // Креативная экономика. 2013. № 7 (79). c. 117-126.
8. Елкина О.С. Основные закономерности стратегий экономического поведения работников на рынке труда (на основе данных социологических исследований) // Вестник Омского университета. 2007. № 1. С. 89-96.
9. Кирилюк О.М. Исследование статистических показателей занятости специалистов высшего уровня квалификации на региональном рынке труда // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2007. № 2. С. 83-87.
10. Колесникова О.А. Молодежь на региональном рынке труда // Аккредитация в образовании. 2008. № 23. С. 60-62.
11. Конина О.В., Кетько Н.В. Региональный рынок труда: к вопросу о формировании эффективного кадрового потенциала // Известия Волгоградского
государственного технического университета. 2005. № 5. С. 178-182.
12. Коровкин А.Г., Полежаев А.В., Андрюнин А.В. Структурные изменения и взаимодействия региональных рынков труда: методы и анализ // Проблемы прогнозирования. 2002. № 4. С. 134-148.
13. Курина Л.И. Региональное профессиональное образование и рынок труда: состояние и перспективы развития // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2009. № 10. С. 120-125.
14. Лаврусевич П.Е. Личные связи на российском рынке труда: региональная специфика и формирование стратегий трудоустройства // Регион: Экономика и Социология. 2007. № 2. С. 136-150.
15. Муравьев А.Ю. Готовность к эффективному поведению на рынке труда как результат профессионального образования // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2007. № 42. С. 45-47.
16. Палховская Е.Б. Экономическое поведение работников на внутреннем рынке труда Беларуси // Социологический альманах. 2014. № 5. С. 168-177.
17. Пропп О.В. Тенденции формирования и особенности развития региональных рынков труда специалистов // Российское предпринимательство. 2013. № 24 (246). c. 175-181.
18. Пропп О.В. Взаимодействие сферы высшего образования и регионального рынка труда на основе компетентностного подхода // Российское
предпринимательство. 2011. № 10 Вып. 2 (194). c. 38-42.
19. Резник С.Д. Интенсивное содействие экономической самостоятельности, конкурентоориентированности и трудоустройству студентов: опыт выпускающей кафедры высшего учебного заведения // Университетское управление. 2009. № 3. С. 43-53.
20. Самоделкин В.П. Социальные аспекты непрерывного профессионального образования
в решении кадровых проблем региональных рынков труда // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 1. С. 36-40.
21. Третьяков М.С. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений на региональном рынке труда // Известия Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 85. С.
365-369.
22. Халиков М.С. Социологическое моделирование состояния и развития региональных
рынков труда // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2009. № 4. С. 169-183.
Страница обновлена: 14.08.2024 в 05:05:35