Организация и развитие системы государственного мониторинга достижения «цифровой зрелости» промышленности в России

Кузнецова Е.К.1, Ивашкевич Т.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Омский филиал)

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать:
Кузнецова Е.К., Ивашкевич Т.В. Организация и развитие системы государственного мониторинга достижения «цифровой зрелости» промышленности в России // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 4. – С. 1993-2004. – doi: 10.18334/vinec.13.4.119752.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63633303

Аннотация:
На основе изучения понятийно-терминологического аппарата цифровой экономики, правовых и методических основ стратегического государственного управления промышленностью как одной из ключевых отраслей отечественной экономики авторами исследования проведен анализ формирования и функционирования государственного мониторинга достижения »цифровой зрелости» промышленности. Передовая международная практика обеспечения экономической безопасности, клиентоцентричный подход к удовлетворению общественных потребностей и новые информационные технологии находят свое отражение в деятельности органов государственного управления при выборе инструментов реализации стратегических приоритетов. Структурная цифровая трансформация ключевых отраслей национальной экономики как одна из целей стратегического государственного управления в России осуществляется с учетом вызовов и рисков нового технологического уклада. Мониторинг цифровой трансформации промышленности увязан с Единым планом по достижению национальных целей развития до 2030 года на основе использования информационных актуальных технологических решений. Несмотря на построение государственного мониторинга промышленности как современной системы с новым сервисным содержанием и функциями, остаются нерешенными вопросы набора показателей мониторинга уровня цифровой зрелости субъектов среднего и малого предпринимательства, использования органами федеральной власти ведомственных информационных систем для реализации стратегической цели «Цифровая трансформация». В научной статье авторами предложены меры по корректировке показателей при оценке уровня цифровой зрелости предприятий отечественной промышленности и направления совершенствования функционала государственных информационных систем.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, цифровая зрелость, стратегическое государственное управление, государственный мониторинг, промышленность

JEL-классификация: L60, M11, M38, O25



Введение

Актуальность. В условиях турбулентности и новых вызовов для государств ведущие экономические державы продолжают использовать возможности стратегического управления для обеспечения конкурентных преимуществ. С учетом новых возможностей и рисков цифровых технологий, которые они несут, органы государственной власти и высшие должностные лица закрепили государственное управление процессами цифровой трансформации как приоритетное направление их деятельности. Кроме того, многие страны мира стали рассматривать цифровые технологии не только с позиции технологического конкурентного преимущества, но и с позиций национальной безопасности.

Изученность проблемы. Понятийно-терминологический аппарат цифровой экономики, взаимосвязь цифровой трансформации с новым технологическим укладом исследованы в трудах Л. Р. Варданян, Л. А. Горбача, П. А. Костромина, Э. Р. Кушаевой, Л.В. Шабалтиной и М. В. Шинкевича [6,8,16].

Роль государства в новой цифровой среде и вопросы обеспечения национальной, в том числе экономической безопасности, рассмотрены Л. М. Борщ, Е.Г.Гиндес, М.В. Горячих, Н. А. Гузь, А. А. Кораблевой, Кравченко Л.А., В. В. Хамалинской [7,11,12,13]. Актуальные аспекты цифровой трансформации промышленности как одной из ключевых отраслей российской экономики представлены в работах таких отечественных ученых как Л. А. Ватутина, О. В.Виноградов, Г. А. Власкин, Е. Ю. Злобина, А. Е. Иванов, И. С. Кокорин, Е. С. Янковская, К.В. Харченко, Е. Б. Хоменко [4,5,14,15].

Научная новизна. С позиции структурно-функционального и системного подходов рассмотрены новые функции государственного мониторинга цифровой зрелости промышленных предприятий с учетом действующих нормативно-правовых актов, определяющих стратегические приоритеты развития отечественной промышленности

Цель исследования заключается в обосновании предложений по совершенствованию организации государственного мониторинга цифровой зрелости промышленных предприятий в России.

Основные задачи исследования связаны с изучением теории и практики организации государственного мониторинга цифровой зрелости отечественной промышленности.

Теоретическая значимость выполненного исследования заключается в формировании предложений по совершенствованию организации государственного мониторинга цифровой зрелости промышленных предприятий в России.

Практическая значимость выражается в возможности использования результатов исследования для дальнейшего совершенствования организации государственного мониторинга цифровой зрелости промышленных предприятий в России.

Методология исследования. В рамках проведенного исследования применялись общенаучные методы, включая сравнительный анализ, ранжирование объектов исследования. Исследование носит междисциплинарный характер.

В качестве основной информационной базы использованы данные Правительства РФ, Минпромторга России, Минэкономразвития России.

Основная часть

Современная отечественная система государственного стратегического управления стала результатом взаимоувязки целеполагания, прогнозирования, программирования, планирования, мониторинга и контроля на единой методологической основе, которая четко прослеживается в Федеральном законе от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Указе Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации».

В России достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей национальной экономики к 2030 году является одним из показателей реализации стратегической цели развития «Цифровая трансформация» [1]. Подобная стратегическая цель развития страны является не только достаточно актуальной и амбициозной, но и требует надежного и гибкого механизма ее реализации.

Следовательно, для качественного управления достижением исследуемой стратегической цели государства крайне важна современная система мониторинга реализации базовых показателей, контрольных точек мероприятий, включенных в программно-проектный блок и т.д. Поэтому в нашей стране с учетом передовой практики стратегического государственного управления Единый план по достижению национальных целей развития России до 2030 года и единая отечественная информационная система мониторинга были синхронизированы. Официальная информация, формируемая в рамках ведомственных автоматизированных информационных систем, представляет собой единый массив данных, значимый для осуществления межведомственной координации усилий по достижению стратегических целей России.

Так же при осуществлении общегосударственного мониторинга, в том числе и отраслевого, используются данные научно-исследовательских организаций, первичная информация от объектов наблюдения и иные источники. Частично аккумулированная в рамках государственного мониторинга информация обрабатывается на основе применения систем интеллектуального анализа.

Важным этапом в развитии государственной информационной системы мониторинга достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы стало создание Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам как совещательного органа федерального уровня, на одном из заседаний которого в 2021 году была обозначена важность стратегий цифровой трансформации данных отраслей, актуальность корректировок действующих отраслевых документов стратегического управления и методик расчета показателей.

В настоящее время Правительством РФ к ключевым отраслям, имеющих стратегическое значение в области цифровой трансформации отнесены: обрабатывающие отрасли промышленности; экология и природопользование; транспорт; строительство, городское и жилищно-коммунальное хозяйство; отрасли, входящие в состав межотраслевых комплексов (топливно-энергетического, агропромышленного и рыбохозяйственного); отдельные отрасли социальной сферы и государственное управление. По каждому из перечисленных приоритетов разработаны и официально утверждены стратегические направления в области цифровой трансформации.

Например, в рамках принятого стратегического направления по цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности к 2030 году запланировано осуществление пяти экосистемных проектов, связанных с инновациями (организационные, технологические, продуктовые, в сфере кадров и в государственном управлении) и распространение практики использования сквозных технологий. Примечательно, что в соответствующем нормативно-правовом акте закреплено, что под цифровой зрелостью промышленных предприятий «следует понимать их готовность встраивания в новый технологический уклад, использующий новейшие достижения цифровых технологий» [2].

Ответственным органом власти за реализацию рассматриваемого стратегического направления является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Но для осуществления общего мониторинга показателей достижения «цифровой зрелости» Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации принята единая методика [3], согласно которой для расчета обобщающего, итогового показателя цифровой зрелости ключевых отраслей народного хозяйства применяется формула:

где:

Уии, Урцр, Уцзо – доли достижения целевых значений (в процентах) по численности специалистов, интенсивно использующих ИКТ, занятых в экономике; роста расходов организаций на внедрение; использование современных цифровых решений и цифровой зрелости отраслей экономики и социальной сферы соответственно.

Базовое значение первой и второй компонент – показатели 2019 года; их целевое значение к 2030 году – 125 % и 200 % от базового значения соответственно. При расчете третьей компоненты используется индекс, характеризующий цифровую зрелость отдельной отрасли из десяти ключевых отраслей, имеющих стратегическое значение в области цифровой трансформации.

Каждая отрасль народного хозяйства, являющаяся объектом государственного стратегического управления, имеет свой уникальный набор показателей для мониторинга. Например, в группу показателей по достижению «цифровой зрелости» обрабатывающей промышленности входит восемь позиций, представленных на рисунке 1.

* базовое значение устанавливается при первичном обследовании

Рисунок 1. Показатели, характеризующие реализацию целевого показателя - достижение «цифровой зрелости» промышленности, в %

Составлено авторами по [3]

К объектам оценки по первым трем показателям отнесены все системообразующие предприятия обрабатывающих отраслей промышленности; по четвертому показателю - крупные и средние предприятия данного сектора экономики. Остальные показатели связаны с системообразующими промышленными предприятиями следующих групп: пятый и шестой показатели - «Машиностроение и приборостроение», седьмой показатель - «Химическая и металлургическая промышленность», восьмой - «Легкая промышленность и лесопромышленный комплекс», «Фармацевтическая и медицинская промышленность» соответственно.

Основным источником данных для мониторинга приведенных показателей является Государственная информационная система промышленности (ГИСП). Например, при организации мониторинга такого показателя как «доля предприятий, в отношении сформирован цифровой паспорт в ГИСП» в данной информационной системе предусмотрен соответствующий модуль. Для первоначального мониторинга достижения цифровой зрелости промышленных предприятий Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в начале 2021 года была апробирована методика оценки уровня цифровой зрелости предприятий. При ее разработке учли, что наиболее приближена к требованиям мониторинга методика, используемая ИТ-компаниями при оценке внедрения платформ [9].

Данное исследование в 2021 году охватило 26 групп, включающих в себя 129 процессов, по результатам которого средний уровень цифровой зрелости промышленных предприятий по 150 предоставленным анкетам составил 53,89%. При этом в выборке у предприятий - лидеров рассматриваемой отрасли уровень цифровой зрелости достиг 71% и выше [10].

На рисунке 2 представлены основные процедуры, применяемые для оценки уровня цифровой зрелости промышленного предприятия при использовании специального модуля ГИСП.

Рисунок 2. Алгоритм оценки уровня цифровой зрелости предприятия модуля ГИСП «Цифровой паспорт промышленных предприятий» [10]

Модуль ГИСП «Цифровой паспорт промышленных предприятий» позволил достичь автоматизации технологических операций, значимых для мониторинга достижения »цифровой зрелости» промышленности в России:

ü ведение и дополнение показателей (в том числе и их нормативных значений), привязка нормативных и предельных значений показателей оценки уровня цифровизации к мерам государственной поддержки;

ü ведение моделей (алгоритмов) оценки уровня цифровизации промышленного предприятия с возможностью их корректировки;

ü оценки уровня цифровизации промышленного предприятия.

Поэтому федеральные органы власти в нашей стране получили уникальную возможность не только для систематизации информации о характеристиках промышленного предприятия, включая автоматизацию бизнес-процессов различных классов ИТ-систем, но и об их готовности к внедрению цифровых технологий.

Таким образом, в рамках цифровых паспортов промышленных предприятий на территории РФ осуществляется мониторинг применения ими программного обеспечения с акцентом на возможности разработки и внедрения отечественных аналогов.

Практическая значимость рассматриваемого модуля бесспорна и для предприятий – обладателей «цифрового паспорта», так как позволяет за счет его функционала использовать возможности государственной поддержки проектов цифровизации, в том числе и по национальным проектам «Цифровая экономика» и «Производительность труда».

Новацией в действующей системе мониторинга цифровой трансформации промышленности на базе ГИСП стал сбор данных для последующей обработки с позиции фиксации обратной связи от бенефициаров (граждане, промышленные предприятия и инвесторы) на основе их ежегодного интервью, анкетирования и опросов.

Выводы и заключение

Современная система государственного мониторинга достижения »цифровой зрелости» промышленности в России, наряду с традиционным содержанием получила новое наполнение за счет реализации клиентоцентричного подхода к удовлетворению общественных потребностей и стала сервисной цифровой платформой, которая обеспечивает взаимодействие заинтересованных органов федеральной власти, промышленных предприятий, инвесторов и населения.

В связи с изложенным, на наш взгляд, для повышения качества принимаемых решений органами федеральной власти на основе мониторинга отечественной промышленности, необходимо расширить функционал государственных информационных систем по следующим причинам:

- субъекты МСП в обрабатывающих отраслях промышленности, не относящиеся к группе системообразующих предприятий, так же вносят вклад в цифровую трансформацию экономики и могут быть объектом государственного мониторинга по показателю «доля предприятий, использующих технологию API для обмена данными, предоставления цифровых услуг и информационного взаимодействия с государственными информационными системами», например, при их участии в государственных закупках;

- всем субъектам малого предпринимательства, в рамках реализации федерального проекта «Создание цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами», курируемым Министерством экономического развития РФ, предоставлены возможности подбора мер государственной поддержки, но без оценки уровня их цифровой зрелости, что может быть решено за счет включения СМП в сфере промышленности в цифровую паспортизацию в рамках ГИСП.

Следовательно, дальнейшее развитие системы государственного мониторинга достижения »цифровой зрелости» промышленности в России связано с уточнением показателей и объектов оценки, вопросами межведомственной интеграции в процессе осуществления мониторинга достижения национальных целей развития страны.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 21.07.2020г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/?ysclid=lou8auxur7691399796.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.11.2021г. №3142-р «Об утверждении Стратегического направления в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400040/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/?ysclid=lou8c1akg2303416869.
3. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.11.2020 г. № 600 (ред. от 14.01.2021) «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372437/?ysclid=lou8p0pe1i954805861.
4. Виноградов О.В., Кокорин И.С., Янковская Е.С. Цифровизация малых и средних предприятий в Российской Федерации: правовое регулирование, тенденции, факторы, механизмы // Ленинградский юридический журнал. – 2022. – № 2(68). – c. 75-97. – doi: 10.35231/18136230_2022_2_75.
5. Власкин Г.А., Иванов А.Е. Цифровая трансформация промышленности России: состояние и перспективы // Аудит и финансовый анализ. – 2020. – № 1. – c. 228-237. – doi: 10.38097/AFA.2020.88.40.033.
6. Горбач Л.А., Шинкевич М.В., Кушаева Э.Р. Цифровая зрелость как индикатор трансформационных процессов в экономике // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2021. – № 5(90). – c. 87-96. – doi: 10.21295/2223-5639-2021-5-87-96.
7. Кораблева А.А., Бреусова А.Г. Ключевые аспекты развития экономической безопасности в практике регионального управления (часть 1) // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2023. – № 2. – c. 108-117. – doi: 10.24147/1812-3988.2023.21(2).108-117.
8. Костромин П.А. Цифровизация как важнейшее направление инновационной трансформации мировой экономики // Экономические преобразования: теория и практика. – 2022. – № 4(6). – c. 40-48. – doi: 10.34286/2712-7427-2022-6-4-40-48.
9. Основные принципы по оценке уровня цифровой зрелости, реализованные в рамках модуля ГИСП «Цифровой паспорт промышленных предприятий». Samregion.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://samregion.ru (дата обращения: 20.09.2023).
10. Показатели цифровой зрелости отрасли «Промышленность». Economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.ru (дата обращения: 25.09.2023).
11. Применение достижений цифровизации в экономических процессах зарубежных стран. / Сборник статей: Стратегии развития государства и экономики в условиях турбулентности. - Мюнхен: GRIN Verlag, 2021. – 178-182 c.
12. Борщ Л.М., Герасимова С.В., Жарова А.Р. и др. Стратегическое управление развитием информационной безопасности социально-экономических систем на основе умных технологий. / Монография. - Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. – 392 c.
13. Хамалинская В.В., Гузь Н.А. Государственная политика в области управления социально-экономическими процессами в современной России // Сибирская финансовая школа. – 2023. – № 1(149). – c. 115-120. – doi: 10.34020/1993-4386-2023-1-115-120.
14. Харченко К.В. Направления совершенствования мер поддержки российских промышленных предприятий // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. – 2023. – № 3. – c. 72-79.
15. Хоменко Е.Б., Ватутина Л.А., Злобина Е.Ю. Современные тенденции цифровой трансформации промышленных предприятий // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2022. – № 4. – c. 676-682. – doi: 10.35634/2412-9593-2022-32-4-676-68.
16. Шабалтина Л.В. Цифровая зрелость как инструмент целенаправленной трансформации технологических укладов // Креативная экономика. – 2022. – № 6. – c. 2055-2072. – doi: 10.18334/ce.16.6.114863.

Страница обновлена: 24.07.2024 в 16:23:27