Развитие научно-технологического суверенитета на основе качества инновационных исследований и разработок

Феклистов И.Ф.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать:
Феклистов И.Ф. Развитие научно-технологического суверенитета на основе качества инновационных исследований и разработок // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 12. – doi: 10.18334/ce.18.12.122158.



Введение

Научно -технологический суверенитет – это высшая степень самостоятельности страны, способность создавать свои технологии.

Даже в современную эпоху глобализма важность научно - технологического суверенитета не потеряла своей актуальности, а наоборот, стала еще более значительной для современной экономики России. Становится в последние годы все более очевидным, что развитие науки, а значит научных исследований и разработок, технологический суверенитет экономически выгоден нашей стране.

Россия – единственная страна с развитой экономикой, в которой численность ученых не растет, а падает, причем не один год, а начиная с 90-х годов. Еще недавно мы находились на четвертом месте в мире по числу исследователей, а сегодня, к сожалению, на шестом.

Число организаций, выполнявших исследования и разработки в РФ за период с 2000 г. по 2022 г. резко снизилось: научно-исследовательских организаций на 41,1%, конструкторских организаций на 27,1%, проектных и проектно-изыскательских организаций на 84,8%, опытных заводов на 8,1%, организаций сектора предпринимательской деятельности на 38,9% (источник: разработано автором по материалам [5, c. 503] (Rosstat, 2023, p.503).

За период с 2010 г. по 2020 г. число организаций. Выполнявших исследования и разработки связанные с нанотехнологиями снизилось на 36,9%.

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками в 2022 г. снизилась по сравнению с 2000 г. на 24,6%, снизилось число исследователей на 21,1%, техников на 18,4%, вспомогательного персонала на 35,7%, прочего персонала на 22,6%. Снизилась численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками по секторам деятельности: в государственном на 3%, в предпринимательском секторе на 41,7% (источник: разработано автором по материалам [5, c. 504] (Rosstat, 2023, p.504).

Снижается численность исследователей по областям науки. В 2022 году по сравнению с 2000 годом снизилась в технических науках на 16,8%, естественных на 15,4%, медицинских на 8,7%, сельскохозяйственных на 35,3%. В тоже время за этот период выросла численность исследователей в общественных науках в 1,4 раза, в гуманитарных в 1,6 раза.

Численность исследователей, выполнявших исследования и разработки связанные с нанотехнологиями в 2022 г по сравнению с 2010 г. снизилась на 27,2%.

За этот период снизилась численность исследователей докторов наук: технических на 15,7%, естественных на 3,2%, медицинских на 1,2%, сельскохозяйственных на 4,0%.

Снизилась численность исследователей кандидатов наук: технических на 37,6%, естественных на 17,2%, медицинских на 18,2%, сельскохозяйственных на 17,4%. В тоже время выросло кандидатов общественных наук в 2,2 раза, гуманитарных в 1,8 раза (источник: разработано автором по материалам [5, c. 505] (Rosstat, 2023, p.505).

По возрастным группам численность исследователей, имеющих ученую степень доктора наук в возрасте (полных лет), снизилась в 2022 г. по сравнению с 2010г.: до 29 лет (включительно) в 8,7 раза, в возрасте 30-39 лет снизилась на 15,8%, в возрасте 50-59 лет на 48,5%, в возрасте 60-69 лет на 7,5%.

За этот период снизилась численность исследователей, имеющих ученую степень кандидата наук в возрасте полных лет: 50-59 лет на 40,8%, 60-69 лет на 24,5%.

За период с 2000 г по 2010 г численность персонала, занятого исследованиями и разработками, уменьшилась на 217 859 человек. Кто-то ушел из науки из-за зарплаты на другую работу, кто-то в мир иной, значительное количество уехало за границу. Процент возвращающихся ученых из-за границы после работы там пока еще низок.

Важным показателем научно-технологической деятельности является результат поступления патентных заявок и выдачи патентов России. Так в 2002 году по сравнению с 2010 г снизилась подача заявок на выдачу патентов: на изобретения всего на 36,6%, из них российскими заявителями на 34,0%, на полезные модели всего на 30,5% из них российскими заявителями на 28,2%.

Снизилось количество выданных патентов: на изобретения всего на 23,1%, из них российским заявителем на 29,2%, на полезные модели всего на 32,1%, их них российским заявителем на 31,1%. Снизилось число действующих патентов на полезные модели на 25,1% (источник: разработано автором по материалам [5, c. 509] (Rosstat, 2023, p.509).

Важным показателем развития науки является её финансирование из средств федерального бюджета. Расходы на науку в процентах к расходам федерального бюджета за последние годы остаются на одном уровне и даже снижаются. Так в 2020 году расходы составили 2,43%, в 2021 году 2,53%, в 2022 году 2,51%. Расходы в процентах к валовому внутреннему продукту в 2020 году 0,51%, в 2021 – 0,48%, в 2022г – 0,41% (источник: разработано автором по материалам [5, c. 506] (Rosstat, 2023, p.506).

Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования в 2022 г. по сравнению с 2020 г. меняются незначительно. В 2020 г. средства бюджета в процентах к сумме всех затрат составили 65,4%, в 2022 г – 64,3%. Собственные средства научных организаций в процентах к сумме всех затрат составили в 2020 г. -17,5%, в 2022 г – 17,0%. Средства организаций предпринимательского сектора к сумме всех затрат в 2020 г составили 13,8%, в 2022 – 14,5%. Внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к валовому внутреннему продукту в 2020 г. составили 1,13%, в 2022 г – 0,94% (источник: разработано автором по материалам [5, c. 506] (Rosstat, 2023, p.506).

Внутренние текущие затраты на фундаментальные исследования и разработки в технических науках составили в 2020 г – 41,4 млрд. руб., в 2022 г – 39,2 млрд. руб., то есть снижение составило 5,4%.

Базой формирования научных исследователей являются выпускники университетов. В 2022 году по сравнению с 2010 годом значительно уменьшился выпуск бакалавров, специалистов по уровню полученных дипломов. Всего снижение составило за этот период 44,4%, в том числе бакалавров 4,3 раза, специалистов в 11,9 раз, магистров в 6,3 раза (источник: разработано автором по материалам [5, c. 213] (Rosstat, 2023, p.213).

Из года в год снижается численность профессорско-преподавательского персонала образовательных организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. В 2022/2023 учебном году по сравнению с 2010/2011, численность профессорско-преподавательского персонала снизилась на 39,6%, в том числе имеющих ученую степень доктора наук снизилась на 25,5%, кандидата наук на 23,01%. Снизилась численность преподавательского персонала имеющих ученое звание профессора на 43,6%, доцента на 29,4%. (источник: разработано автором по материалам [5, c. 210] (Rosstat, 2023, p.210).

Выпуск аспирантов по укрупненным группам направлений подготовки сократился в 2022 году по сравнению с 2020 годом, в том числе и по количеству защитивших диссертацию. По математике и механике выпущено с защитой диссертации в 2020 году всего - 10,6%, в 2022 году 17,9%, по компьютерным и информационным наукам в 2020 г из 35 выпущенных защитилось только 3 чел., в 2022 г из 40 выпущенных защитилось 9 чел., по информатике и вычислительной технике в 2020 году -11,7%, в 2022 г. – 12,3%, по информационной безопасности в 2020 году выпустилось 45 чел., защитился только 1 чел., в 2022 году выпустилось 59 чел., защитилось только 4 чел., по электронике, радиотехнике и системам связи в 2020 г -8,0%, в 2022 г – 8,7%, машиностроению в 2020 г – 6,2%, в 2022 г – 11,5%, по технологиям материалов в 2020 г. – 13,8%, в 2022 – 10,9%, по авиационной и ракетно-космической технике в 2020 г. выпущено 117 чел, защитились только 9 чел.,, в 2022 выпустилось 133 чел., защитились 9 чел.,, по экономике и управлению в 2020 г -4,9%, в 2022 г – 8,6% (источник: разработано автором по материалам [5, c. 194] (Rosstat, 2023, p.194).

Выпуск докторантов по группам научных специальностей с защитой диссертации составил по физике в 2020 г -16,7%, в 2022 г – 41,6%, по математике в 2020 и 2022 гг не было выпуска докторантов, по механике в 2020 г -выпущен один без защиты, в 2022 г - выпущен один без защиты, по химии в 2020 г – 25,0%, в 2022 г – 14,2%, по машиностроению и машиноведению в 2020 г -13,0%, в 2022 г – 22,2%, по электротехнике в 2020 г – 20,0%, в 2022 г – выпущен один без защиты, по информатике вычислительной технике и управлению в 2020 г – 6,8%, в 2022 г – 36,8%, по электронике в 2020 г -выпущен один с защитой, в 2022 г – выпущен один с защитой, по экономике в 2020г – 15,9%, в 2022 г – 26,7% (источник: разработано автором по материалам [5, c. 219] (Rosstat, 2023, p.219).

ИННОВАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАУЧНО -ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА

Научно-технологический суверенитет – это не изоляция. Под ним понимается локализация технологических процессов, то есть стремление организовать производство продукции на территории нашей страны, где и планируется в первую очередь её и реализовать. Следует подчеркнуть, что сейчас нет ни одного государства в мире, которое полностью бы обеспечивало себя всем необходимым, и поэтому без партнеров за рубежом, все равно не обойтись, нужен разумный баланс. Суверенитет также в контроле технологических цепочек.

Что касается конкуренции, то она считается преимуществом рыночной экономики. Следует отметить, что у нас в советские годы, тоже существовала конкуренция в разных НИИ и КБ, которые занимались исследованиями и разработками новых прогрессивных технологий, например, в авиастроении, станкостроении, автомобилестроении, микроэлектронике, медицинской технике.

Полагаем, что отечественную промышленность необходимо развивать исходя из принципов протекционизма, налогами стимулировать бизнес, больше инвестировать в основной капитал, предоставлять дешевые государственные кредиты и готовить высококвалифицированные инженерные кадры. Именно применение этих базовых принципов в кратчайшие сроки позволят сформировать научно-технологический суверенитет.

Представляется, что назрела необходимость создания государственной системы, когда развитие старых и создание новых технологий в промышленности и военном деле РАН может сформировать круг задач, распределяя их по подведомственным им институтам. Из этого представления роль Академии наук, как инструмента в руках Правительства, следует, что цель существования РАН состоит в наиболее точном и полном решении поставленных перед ним задач. В СССР эти задачи определялись Правительством и органами специально ответственными за планирование развития страны. РАН могла бы быть государственным инструментом для решения перспективных инновационных научных разработок для обеспечения промышленного лидерства в стране и в гражданском, и в оборонном секторах.

Научные исследования и разработки в организациях должны проводиться на базе стандартов Системы разработки и постановки продукции на производство (СРПП)». [4, c.135] (Okrepilov, 2014, р.135)

Складывается мнение, что в 90-х и начале 2000-х гг. в основу экономики России был положен принцип использования всего самого лучшего, что уже придумано и производится в мире. Значит кому-то казалось, что здесь не нужна даже фундаментальная наука. Президент РФ на встрече в Сентябре 2024 с учеными в Дубне, четко сформулировал задачу – «Россия должна ворваться в пятерку самых наукопродвинутых стран мира». В целях реализации, поставленной задачи необходимо создание экономических условий для развития фундаментальной науки, институтов РАН, научных учреждений, созданных внутри университетов.

Научные изыскания, исследования, опытные разработки, их испытания требуют значительных финансовых затрат. Научные учреждения не могут брать кредиты, поскольку не все опытные разработки могут быть инновационными и переданы промышленности. Поэтому все финансовые затраты должен взять на себя только государственный бюджет и становление наукопродвинутой страны полностью зависит от государственной экономики. Таким образом, только наука и образование могут сделать Россию научно -технологической независимой и сильной страной. Драйвер развития страны – сфера экономики знаний (научно – исследовательские и опытно – конструкторские работы (НИОКР)), образование, здравоохранение. Это главная составная часть человеческого капитала. Её доля в нашем ВВП всего 14%, надо бы более 20%. В Китае этот показатель составляет 22%, в Европе – 30%, в США – 40%. Нарастив вложения в человеческий капитал, мы сможем в ближайшие годы возобновить устойчивый рост экономики и социальной сферы. Только наука с помощью федерального бюджета поможет воссоздать заново авиационную, полупроводниковую, станкостроительную, электронную промышленность и машиностроение. [9, c.71] (Feklistov, 2022, p. 71)

Сегодня Россия сильно отстает от других стран в робототехнике. На одну тысячу промышленных работников, мы производим роботов в 150 раз меньше, чем Южная Корея, в 100 раз меньше, чем США, Японии, Великобритании, Германии. У нас устаревают основные фонды, машины и оборудование. При этом на НИОКР мы тратим всего 1% ВВП. В СССР тратили в три раза больше. Президент РФ В.В.Путин, выступая на пленарной сессии ПМЭФ-2024, заявил о необходимости развития собственной технологической базы по производству роботов в стране, подчеркнув, что такая возможность есть. К 2030 г. Россия должна войти в число 25 ведущих стран по плотности роботизации, в семь раз нарастив использование роботов. Для этих целей предусмотрено выделение денежных ресурсов от 10 млрд. рублей в 2025 г., до 53 млрд. руб. в 2027.

К сожалению, пока значительная часть экспортируемого в нашей стране сырья не проходит переработку, а значит продается без добавочной стоимости. Ведь технологические достижения стимулируют научные организации на проведение научных исследований и разработок, множество предприятий из других отраслей экономики: электронной, электротехнической, станкостроения, авиастроения, автомобилестроения и т.д.

ОБ АВТОРЕ:

Феклистов Иван Федорович, научный руководитель НПО «Реинжиниринг», доктор экономических наук, профессор, академик Российской Академии естественных наук, первый вице-президент Европейской Академии естественных наук, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (fif1944@yandex.ru)

Исследования показывают, что, например, при сборочном производстве автомобилей из зарубежных узлов и агрегатов, добавочная стоимость составляет лишь 7-9% на единицу выпущенного автомобиля. Если же автомобиль производился бы из отечественных узлов, то добавочная стоимость составляла бы свыше 100%. Ведь налоги в бюджет государства платятся с добавочной стоимости. Более того, на каждом этапе переработки сырья, продукция становится дороже и, значит налоговые отчисления в бюджет страны будут значительно больше. [6, c.71] (Feklistov, 2022, p. 71)

Для эффективного развития научно- технологического суверенитета необходимо решить проблему квалифицированных кадров - инженеров. Исследования показывают, что в 2024 году снизилось количество выпускников школ, сдавших профильную математику. Снизился также тестовый бал, сократилось число стобалльников и высокобалльников.

За последние шесть лет, число выпускников, сдающих ЕГЭ по физике, сократилось почти наполовину. Следовательно число потенциальных претендентов на получение инженерного образования становится все меньше. Поскольку учиться на инженеров, технологов очень сложно и перспективы карьеры не сразу проявляются, то полагаем что необходимо предусматривать конкретную поддержку в инженерном образовании и дальнейшем трудоустройстве. В этом громадную роль сыграют научно-образовательные производственные комплекты (НОПК), в составе которых университеты, колледжи, лицеи, школы, НИИ и производственные предприятия. На их базе можно создавать и развивать прорывные технологии, конструкторские бюро, организовывать стартапы. Все это будет очень привлекательным для талантливых ребят. В учебных заведениях есть необходимость планировать со школьной скамьи подготовку инженеров, программистов и других важных для развития страны профессий. [6, c. 38] (Savelev, 2021, p. 38)

Примером плодотворного сотрудничества университета с промышленным предприятием, является научно образовательный производственный комплекс Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого и АО «Обуховский завод», входящий в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей». Этот комплекс успешно реализуют программу многоступенчатой подготовки кадров, которая имеет собственную аспирантуру, специализированный диссертационный совет, систему подготовки и переподготовки инженерных кадров. На базе АО «Обуховский завод» работают научно образовательный центр, Центр детского технического творчества и профессиональной ориентации, а также студенческое конструкторское бюро. Обучаясь на кафедре «Обуховского завода» - «Робототехнические комплексы производственного и специального назначения» по направлению «Робототехника и мехатроника» студенты учатся изобретать, применять на практике новые материалы, проектировать современные автоматизированные и роботизированные производства. В списке дисциплин: Основы проектно-конструкторских работ, новые высокоэффективные материалы, изобретательская деятельность, применение робототехнических комплексов производственного и специального назначения, проектирование коллаборативных производств и основы системы менеджмента качества.

Современный перспективный подход организации эффективной работы можно показать на примере НОПК, организованным Морским техническим университетом, Балтийским судостроительным заводом и Лицеем № 211 им. Пьера де Кубертена в Санкт-Петербурге. Сегодня это многопрофильный образовательный комплекс, у воспитанников которого есть возможность выбора траектории обучения в рамках существующих в учреждении планов и профилей. Здесь ребята осваивают морскую робототехнику, компьютерное моделирование, проектирование. Это помогает ребятам уже в школе определиться с будущей специальностью. Теоретические и практические занятия для учащихся 10-11 классов проходят по направлениям «Оптика лазеров», «Морская робототехника» «Компьютерное моделирование и проектирование» и «Технологическое предпринимательство».

Сегодня в России демонстрируется потребность в высококачественном образовании, обновлении инженерной подготовки, кадров науки, умение быстро включаться в решение насущных задач. Общая цель: формирование новой модели качественного образования, чтобы обеспечить потребность нашей экономики в высококвалифицированных и разносторонне подготовленных инженерных кадров. Сегодня нашей экономике нужен инженер, который в комплексе знает весь цикл научных исследований и разработок постановки на производство продукции, программных продуктов, то есть такой специалист, кто обеспечит формирование научно – технологического суверенитета. В этом направлении значительная роль будет принадлежать НОПК, где работают как профессора, преподаватели университетов, на базе которых созданы НОПК, так и ведущие инженеры практики и известные ученые из научных организаций. Чаще всего в НОПК работают профессора и преподаватели, готовые к образовательным экспериментам, имеющие желание осваивать новые технологии. [10, c. 79] (Feklistov, 2021, p.79)

Исследования показывают, что в 2024 г. школу окончили около 635 тысяч одиннадцатиклассников. Было выделено 428 028 мест по программам бакалавриата и специалитета. По данным Рособрнадзора на ЕГЭ - 2024 профильную математику выбрали - 45% (280 тыс. чел.) участников, информатику - 20% (130 тыс. чел.), физику - 16% (100 тыс. чел.).

Раньше говорили, что мы за нефть и газ купим все, что надо! Но оружие за нефть и газ не продают, его надо делать самим. Для этого военно – промышленному комплексу требуются десятки тысяч специалистов. Подготовку начинать нужно с восстановления полноценного школьного образования. Всех следует учить математике, физике и другим предметам, а не делить на профили, лишая детей, поступивших в гуманитарный класс, возможности получить техническую специальность. После профилизации школьники сосредотачиваются только на избранных предметах, не растрачивая усилий на «второстепенные и ненужные», которыми часто и оказываются физика и математика, необходимые будущим инженерам.

По данным профсоюза работников образования «Учитель» в российских школах не хватает более 250 тысяч педагогов. Исследования показывают, что родители современных школьников нередко обращаются к репетиторам из-за недоверия к нынешней системе образования в следствии кадрового голода в сфере учительского корпуса. По данным Комитета по просвещению Госдумы РФ в 2017 г. из школ ушли 141,8 тыс. учителей, а в 2023 г. уже 193,5 тыс., то есть на треть больше. Такая текучка кадров негативно влияет на качество образования. В такой непростой ситуации множество причин, по которым молодые преподаватели бегут из школ, не отработав и двух лет. Такое сложившееся негативное положение с уходом учителей из школы грозит качественному образованию в школе.

Нехватка учителей у нас повсюду. В первую очередь не хватает учителей математики, информатики, физики. Исчисляется этот дефицит тысячами. Учителя работают по полторы, две ставки, чтобы набрать достойную зарплату. При такой нагрузке качество образования страдает. Не редко из-за нехватки педагогов уроки математики и физики проводят неквалифицированные учителя, преподающие другие предметы.

Исследования показывают, что этому несколько причин. Это недостаток практики в вузе, негативное взаимодействие с детьми и их родителями, скромное денежное довольствие, необходимость работать на 1,5-2 ставки. Дефициту кадров среди учителей способствует развитие образовательных услуг онлайн. Зачастую, из-за невысокой зарплаты, учитель начинает заниматься репетиторством, в том числе и через интернет - платформы. Уходя из школы, преподаватель уходит в частную практику, при этом работая в режиме онлайн, можно вести одновременно не одного ученика, а целую группу.

Важнейшая роль в повышении качества образования в школе, колледже, университете принадлежит учителю. При советской власти учитель входил в элиту общества. Учителей чтили как родителей, пожизненно. Можно вспомнить как В.В. Путин опекает свою учительницу и как отложив все дела приехал в Санкт-Петербург на похороны своего тренера. Еще учитель в СССР имел зарплату, позволяющую выработать максимальную пенсию. Учитель был всегда вне критики. И всегда заодно с родителями своих учеников. Родители, не имея специальных знаний безоговорочно доверяли педагогу своих детей. В 90-е годы опустили учителя на социальное дно. Образование стало не привилегией, а услугой. Учитель стал доставщиком знаний. Исследования показывают, что из числа выпускников педагогических вузов пришедших работать в школы, через пять лет по специальности трудятся менее 30%. Россия по доле расходов на образование занимает 84 место в мире.

В феврале 2023 г. статистика Минпросвещения показала, что в России огромный дефицит учителей в школах. В трети школ нет учителей физики, географии, биологии, информатики, почти в половине школ - учителей химии.

По мнению Президента Российской академии образования Васильевой О.Ю., бывшего Министра просвещения для поступления на инженерное направление в этом году достаточно было 140-150 баллов по трем предметам. Каких инженеров мы получим? Здесь все закономерно, отмечает Васильева О.Ю. На протяжении последних 30 лет, вузы «тиражировали» юристов и экономистов, большое количество университетов открывало у себя эти специальности, не будучи профильными. Сегодня немало вузов, которые готовят именно прикладных инженеров, а не разработчиков новых технологий, поэтому в эти университеты идут ребята с меньшими баллами. Недопустимо, когда абитуриенты, поступающие на учителя физики, сдают вместо нее ЕГЭ по обществознанию, а ведь эти люди будут учить детей, решивших стать инженерами. Исследования показывают, что учащиеся предпочитают обществознание, поскольку это проще, чем ЕГЭ по физике. Значит абитуриенты поступающие на учителя физики должны сдавать ЕГЭ по физике. Конечно, большинство школьников не станут гениальными математиками и физиками, но нужно помочь каждому освоить эти знания. И главная фигура здесь – учитель. Подготовка сильных педагогов естественнонаучного цикла, вопрос национальной безопасности и развития нашей страны. Конечно, нам нужны и лидирующие физико – математические школы. В КНР переняли наш опыт, там в каждом регионе есть школа лидер, куда собираются дети, отличившиеся в учебе. Ставка в КНР, как и в России, что эти дети будут заниматься наукой, новыми технологиями. Как показывают исследования в области школы и обучения, проведенные РАО, говорят о том, что детям ХХI века скучно. Если раньше интерес к учебе пропадал к 7 классу, то теперь значительно раньше. Согласно исследованиям, дети поглощают информацию в разы больше, чем их родители. Но этот процесс без аналитики в отличии от знаний, которые дети получают в школе. Телевизор, телефон, не обучают ребенка, также как и репетиторы. [1, c.16] (Vasileva, 2024, p.16)

По данным Минпросвещения РФ в прошлом учебном году в стране работало 1,3 млн. педагогических работников, из них только около 190 тыс. – младше 30 лет. Около 410 тыс. от 30 до 45 лет, и 537 тыс. от 45 до 59 лет, и оставшиеся 187 тыс. – педагоги старше 60 лет. Президент РАО О. Васильева (бывший министр просвещения) заявляет, что к 2029 году в школах будет не более 6% учителей моложе 30 лет. Почему педагоги бегут из школы? Исследования показывают, что ответ на этот вопрос на поверхности, это низкая зарплата и отсутствие бесплатной аренды жилья для молодых учителей. Так профсоюз «Учитель» провел мониторинг окладов в российских регионах, сравнив их с минимальным размером оплаты труда (МРОТ), запланированным с 01.01.2024, а именно 19242 руб. Так в 40% регионов страны оклады педагогических работников не превышают половины МРОТ – это сумма от 3420 до 9580 руб., в 39% регионов оклады составляют 50-75% от МРОТ – от 9668 до 14091 руб. Таким образом «педагоги» получают зарплату на уровне дворников и уборщиков из-за недостаточных расходов бюджета на образование» - откровенно заявил зампред Комитета госдумы по науке и высшему образованию О. Смолин. [11, c.3] (Chuikov, 2024 ,p.3)

«У нас по-прежнему в образовании господствует пока информационная парадигма, то есть ставящая перед собой задачу преимущественно передачи информации обучающимся», - считает профессор, ректор СПБГЭУ Максимцев И.А. [2, с.9] (Maksimcev, 2010, p.9).

В марте 2024 г. на совещании по вопросу развития образования Президент России В.В. Путин обратил особое внимание на преподавание математики, физики, химии и биологии. Он заявил, что необходимо повышать качество обучения по этим предметам, что должны быть не только лидирующие математические школы, но и хорошее массовое образование. Одна из причин такого внимания большой дефицит инженеров, представителей технических профессий. Для реализации принятой в России стратегии научно-технологического развития нужны квалифицированные кадры, которые должны знать хорошо математику и физику.

По данным Рособрнадзора в 2020 г. ЕГЭ по физике выбрали 139,5 тыс. выпускников, в 2021 г -128 тыс., в 2022 г. – 100 тыс., а в 2023 г,- 89 тыс. чел., на углубленном уровне её изучают только 3% российских школьников, при этом места на вузовских инженерных программах были зарезервированы 24% выпускников. За последние пять лет в России вдвое снизилось количество школьников, сдающих ЕГЭ по физике и они, к сожалению, предпочитают информатику. Как показывают исследования в вузе им сложнее учиться на инженерных направлениях. Только 27% учеников посчитали физику предметом, который им очень пригодиться. Однако профессиональное сообщество считает предмет физика, как формирующий научное мировоззрение, развивает критическое мышление, помогает отделять реальность от вымысла. Физика создает основу для технологического развития, играет системообразующую роль в других естественных и технических науках: химии, биологии, биомедицине, материаловедении, машиностроении, строительстве и т.д.

Проведенные исследования показывают, что за последние 30 лет, время, запланированное на изучение физики в российской школе, сократилось на 30%. За последние четыре года число физико-математических классов сократилось более чем вдвое – с 7 тыс. до 3 тысяч. Вместо физики нынешние школьники выбирают информатику. И родители поддерживают этот выбор. Но информатика не может быть альтернативой физике. Она инструмент для решения задач.

Считаем, что ЕГЭ не надо отменять как форму, а необходимо провести реконструкцию и интеграцию со школьной программой, тогда родителям - налоплательщикам не будет необходимости нанимать тысячи дорогостоящих репетиторов. При этом, при приеме в вузы предлагается одновременно с ЕГЭ оценивать аттестат и проводить собеседование, особенно при поступлении на инженерные специальности, по математике, физике, химии, биологии, информатике. Чтобы школа научила учиться школьника как это было в советской школе, думать, решать самостоятельно задачи, а не заучивать бездумно в отрыве от школьной программы с репетиторами (как правило дистанционно).

Автор статьи побывал в г. Пекине по приглашению Министерства науки Китая и выступил с докладом на международном экономическом форуме по инновациям. Затем ознакомился в школах и университетах с организацией поступления в вузы Пекина. В Китае также есть ЕГЭ, который называется «Гаокао». В последний год в школе посвящен только подготовке к единому экзамену. Предметы – китайская литература, математика, иностранный язык, плюс два-три предмета по выбору. Знания проверяют в течении двух-трех дней. Допустим с утра китайский, после обеда математика. В вузы принимают только по баллам «Гаокао». Но выбрать университет приходиться вслепую, заранее свои баллы выпускники не знают.

По мнению профессора, ректора Санкт-Петербургского экономического университета И.А. Максимцева: «развитие человеческих ресурсов в современном мире происходит под воздействием экономических и социальных процессов, имеющих всеобщий характер. Среди них: глобализация, радикальное преобразование и перестройка мира труда, высокие технологии, биотехнологии, признание образования и знания наиболее ценными достижениями любого общества». [4, c.13] (Maksimcev, 2014, р.13).

В последние годы не хватает абитуриентов – желающих заполнить инженерные специальности в наших вузах, в том числе по причине того, что школьники боятся не сдать сложные части ЕГЭ, которые и дают повышенные баллы. Считаем, что если бы у нас с 9 класса проходили экзамены как в советской школе по математике, физике, информатике, химии, то к концу 11 класса желающих сдать эти предметы для поступления в вуз на инженерные специальности было бы гораздо больше. Более того, повысить уровень сдачи ЕГЭ можно при условии соответствия тестовых заданий школьной программе. С нынешней системой экзаменов в школе ученик подготовился к уроку, получил оценку и просто забыл, что выучил. Школьник считает зачем держать в памяти большой объем знаний.

Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры составляет 4130 тыс. чел. [5, c.195]. Примерно половина учится на бюджете. Половина на платных местах. Средняя стоимость обучения составляет минимум около 200-300 тыс. руб. в год, то есть вузы получают внебюджетных средств примерно 400-500 мрд. руб. в год, на практике еще больше, которые руководители вузов тратят по своему усмотрению, при этом не информируя своего учредителя - Минобрнауки РФ. Известно, как некоторые ректоры злоупотребляют этими внебюджетными средствами. Так в течении последних трех лет несколько ректоров за присвоение этих средств были арестованы и освобождены от занимаемых должностей. Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге стоимость обучения в большинстве вузов составляет более 500 тыс.руб. в год. То есть стоимость обучения выросла за последние 15 лет в пять раз.

В 2024 году Минобрнауки РФ объявило о повышении стоимости обучения в вузах страны в среднем на 9-10%.

Более того, есть немало одаренных выпускников школ, у которых отличные оценки в аттестате по математике, физике, информатике, но у них не хватает 5-10 баллов по итогам ЕГЭ, так как не было возможности подготовиться из-за отсутствия профессиональных преподавателей и репетиторов по ЕГЭ, например в сельской местности. И они не могут поступить в вуз даже на коммерческой основе, так как у родителей невысокие зарплаты, и они не могут заплатить за своих детей дорогим репетиторам и за учебу в вузе. Поэтому нередко, одаренные земляки М.В. Ломоносова из Холмогор Архангельской области и Д.И. Менделеева из Тобольска, не имеют возможности учиться в столичных вузах.

Где взять финансовые средства за обучение в вузе, например ребенку учительницы, у которой оклад на одну ставку составляет половину МРОТ, хотя ребенок одаренный, но у нее не было средств на репетитора, а в школе не было учителя математики и физики.

Полагаем, что государственные вузы не должны совмещать оказание «услуг» и обучения молодежи, но должны финансироваться государством в полном объеме, благо деньги у него есть. В государственных вузах должны быть достойные зарплаты высокопрофессиональному профессорско-преподавательскому составу, чтобы они могли работать только в одном вузе, совмещать преподавательскую работу с научной деятельностью с привлечением к ней студентов. Студенты в госвузе должны получать от государства стипендию в размере от 1 до 1,5 МРОТ. Тогда студент очного отделения будет учиться, не отрываясь от учебы на работу по совместительству курьером, грузчиком, охранником и т.п.

Исследования показывают, что свыше 60% студентов очного отделения работают, при этом не посещая лекции, семинарские и лабораторные занятия. О каком качестве учебы может идти речь, если работающий студент инженерного вуза приходит зачастую практически два раза в год на сессию. Какой из него получается при этом специалист?

Студенты госвуза должны иметь места для проживания в общежитиях. Так в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных промышленных центрах, более 60% студентов иногородние и более половины из них живут в частном арендованном жилье, проплачивая крупные суммы за аренду. Эти деньги студент должен зарабатывать, пропуская занятия в вузе. Поэтому государство должно строить общежития или компенсировать студенту оплату за арендованное жилье. Так, например, к сожалению, в Санкт-Петербурге по разным оценкам не хватает на протяжении последних 30 лет от 12-15 тыс. мест в студенческих общежитиях. Однако в городе на протяжении десятков лет не строятся студенческие общежития в госвузах.

Для повышения качества образования студентов в госвузах не должно быть платного образования. Оно может быть в частном вузе, где студент должен (если может) платить деньгами, полученными от родителей налогоплательщиков или зарабатывать сам, не посещая занятия в частном вузе.

Проведенный анализ показывает, что качество подготовки специалистов, особенно в инженерных госвузах страдает от того, что студенты платники обучаются в одной группе, с обучающимися на бюджете. На экзамене в ведомости не разделены студенты бюджетники и студенты платники. Требования на зачетах, экзаменах одинаковые. Нередко у студентов платников отношение к учебе заниженное, так как они вынуждены пропускать занятия из-за работы по совместительству. Однако, к сожалению, вузам не выгодно отчислять студентов платников за низкий уровень знаний, так как они несут деньги своих родителей в кассу вуза, в результате страдает качество обучения всего курса.

По нашему мнению, негативное влияние на качество образования в вузах имеет то обстоятельство, что студенты очники обучающиеся на бюджете получают очень низкую стипендию от 2,5-3,5 тыс. руб. в месяц, этих денег практически хватает на два посещения кафе или три посещения платной спортивной секции. Тем самым даже студент бюджетник не замотивирован учиться без троек. В результате студент не имеющий возможности получать финансовую помощь от родителей, вынужден устраиваться на работу и пропускать занятие в вузе. В этой ситуации страдает только государство из-за низкого качества подготовки, например инженеров.

Платное обучение в государственных вузах, особенно инженерных, которое было введено Правительством РФ еще в начале 90-х и продолжающееся до настоящего времени, только негативно влияет на качество образования и специалист, получивший платные знания не может быть инженером, а также научным исследователем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях нужно максимально сконцентрировать усилия на ключевых наукоемких направлениях, высокотехнологичных отраслях для достижения научно-технологического суверенитета страны, становящегося приоритетом государства.

Так, например, микроэлектроника в РФ до 90-х г. была конкурентноспособной. В определенный момент Запад опередил Россию по производству персональных компьютеров и другой бытовой электроники. Считаем, для возрождения этой отрасли, нужно наладить кооперационные связи с научными, промышленными предприятиями КНР и Белоруссией. Это позволит развивать микроэлектронику, чтобы насыщать внутренний рынок своими изделиями и защищать его от импорта в нужных пределах. [7,c.64] (Feklistov, 2024, p.64).

Более того, микроэлектроника – базис для развития разных отраслей экономики. К сожалению, как показывают исследования бизнес не проявляет интереса и активности в развитии этой отрасли, поэтому необходима эффективная государственная поддержка в привлечении инвестиций, разработке и внедрению в производство новых технологий для развития уникального высокотехнологичного производства. Это станет важнейшим элементом технологической независимости и конкурентоспособности промышленности. В развитии этого направления особая роль принадлежит научно – образовательным производственным комплексам, где может быть создана хорошая база фундаментальных научных исследований и разработок. Содружество ученых, студентов, промышленников, позволит создать новое поколение полупроводниковых приборов и интегральных микросхем, используя перспективные материалы и конструктивные решения. Именно такой подход поможет уйти от покупки дорогих зарубежных компонентов.

В содружестве с учеными университетов и промышленных предприятий значительную роль сыграют НИИ РАН РФ в области компьютерного проектирования, интегральных микросхем, приборов, силовой электроники, измерительного приборостроения и радиотехнических систем космического назначения, радиолокации, материаловедения [7,c.81] (Feklistov, 2024, p.81).

Для эффективного освоения этих инноваций нужны заинтересованные промышленные предприятия, способные обеспечить массовое производство новой продукции.

В современном мире обеспечение научно -технологического суверенитета и национальной безопасности немыслимы без разработки и внедрения инновационных решений, должны стремится к тому, чтобы инновации стали главной движущей силой экономики России. Инициативность, творчество должны задавать тренды в экономическом развитии страны. Решение поставленных задач требует подготовки высококвалифицированных специалистов. Поэтому приоритетное внимание надо уделять сохранению и усилению потенциала в сфере науки и образования.

Научно-технологические проекты могут стать наиболее перспективными и устойчивыми точками роста. Такие проекты помогут в решении социальных задач, создании новых рабочих мест, сохранении кадрового потенциала на местах, привлечение молодежи на производство.

Полагаем, что со стороны власти и общества необходимо привлечь внимание к научным исследованиям и разработкам, поднять их престиж, значительно повысить уровень их финансирования. Через научно – образовательные производственные комплексы следует создать эффективно работающую смычку науки с инновациями, которая стимулировала бы превращение знаний в технологии.

Только высококачественно образование – основа успешного будущего страны. Оно поможет быстрыми шагами подниматься на новые ступени развития научно – технологического суверенитета.


Страница обновлена: 21.11.2024 в 12:03:35