Менеджмент качества инновационных исследований и разработок, выполняемых научно-образовательным комплексом

Феклистов И.Ф.1
1 Научно – производственное объединение «Реинжиниринг»

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать:
Феклистов И.Ф. Менеджмент качества инновационных исследований и разработок, выполняемых научно-образовательным комплексом // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 4. – С. 2535-2554. – doi: 10.18334/vinec.13.4.120026.

Аннотация:
Настоящее исследование посвящено менеджменту качества инновационных исследований и разработок. выполняемых научно – образовательным комплексом. Показана общая характеристика инновационного развития Российской Федерации. Аргументируется организация подготовки кадров ученых – исследователей, начиная с дошкольного и школьного образования, затем в вузе и послевузовском образовании. В данном исследовании предпринята попытка определить некоторые направления инновационной деятельности, связать в один узел решение проблем модернизации образования и технологической базы науки и производства. Обосновано формирование эффективной системы инновационной деятельности в организации качества человеческих ресурсов в масштабах всего образования, достигнутым уровнем и перспективами развития техники и технологий. Раскрыты институциональные условия повышения роли образования, составляющего основу качества развития людских ресурсов. Показана важность повышения их уровня развития – знание, творчество, мастерство.

Ключевые слова: менеджмент качества, научно – образовательные комплексы высшего образования, инновационные исследования и разработки, Инновационный фонд, Инновационный центр дополнительного дошкольного и школьного образования

JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28, O31



Введение

Взаимосвязь экономического роста и повышения роли образования – одна из закономерностей развития экономики России, да и в целом мировой экономики, что подтверждается увеличением доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, устойчиво развивающихся по мере прогресса общества; роста его производительных сил. Все это приводит к росту технической оснащенности труда, внедрению все более совершенных технологий, в том числе образовательных.

Исследования показывают, что экономически развитые страны, проводя активную государственную политику регулирования и поддержки нововведений в образовании, способствуют динамичному и широкому развитию инновационных процессов научно – образовательных комплексов, организованных на базе университетов. При этом создается сеть центров промышленных технологий, которые работают как филиалы университетов для передачи в промышленность инновационных технологий и научных достижений. При этом в министерствах создаются центры применения федеральных инновационных промышленных технологий.

Так модель поддержки инновационной деятельности научно – образовательных комплексов высшего образования в Китае базируется на принципах, заложенных в закон о технологических полисах и реализации программы создания межрегиональных и межотраслевых сетей инновационных центров. Правительством Китая разработана и контролируется долговременная программа инновационных исследований и разработок. Эта программа предусматривает создание крупных научно – образовательных комплексов высшего образования на базе университетов, контролирует их финансирование, содействует организации прикладных исследований и разработок, поощряет их активные закупки за рубежом.

В Российской Федерации, в целях динамичного и широкого развития инновационных процессов организаций, сформированы на основе университетов научно – образовательные комплексы высшего образования. Они интегрируют в себе, независимо от источников финансирования и правового статуса, научно- исследовательские и проектные институты, экспериментальные станции, лаборатории, промышленные холдинги, транспортные и строительные организации, а также школы, колледжи, техникумы, профессиональные училища, организации дополнительного образования. Научно-образовательные комплексы являются важнейшим источником развития и реализации инноваций, по сути дела, базой подготовки качественных человеческих ресурсов.

Целью исследования является разработка методических подходов к формированию эффективной системы инновационной деятельности с акцентом на обеспечение качества научных исследований и разработок в масштабах всего высшего образования. При этом очень важно учесть особенности планирования научных исследований и разработок: определиться, что исследование по этой теме проводиться впервые и какие-либо внедрения отсутствуют; данные исследования планируемые по их результатам разработки относятся к инновациям на ближайшую перспективу; данные исследования и разработки имеют значимость для научно – образовательных центров, холдингов и предприятий. При этом необходимо усилить связь научно – образовательных комплексов с промышленностью, чтобы бизнес свои средства вкладывал в свои исследования и разработки без финансовой поддержки государства.

Общая характеристика инновационного развития Российской Федерации

Как новая экономическая категория, термин «инновация» был введен австрийским ученым – экономистом Й.А. Шумпетером, в работе «Теории экономического развития». Согласно ему, инновация является главным источником прибыли. Поэтому инновациям следует уделять повышенное внимание. [11, с. 23]

Проведенные исследования показывают, что уровень инновационной активности организаций за последнее десятилетие растет незначительно. Если в 2019 году он составлял -9,1%, то в 2021 г. – 11.9%. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе обследованных организаций, также растет незначительно. Если в 2019 году их удельный вес составлял – 21,6%, то в 2020 г. – 23%, и в 2021 г.– 23% [5, с. 509].

Незначительно растет объем инновационных товаров, работ, услуг. Если в 2020 году он составлял – 5 189,0 млрд. руб., то в 2021 году он составил – 6 003,3 млрд. руб. [5, с. 509].

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг также снижается. Если в 2019 году он составил – 3,9%, то в 2021 г. – 5,0%. [5, с. 509].

Незначительно растут затраты на инновационную деятельность организаций. В 2020 году они составили – 2 134,0 млрд. руб., в 2021 г. – 2 379,7 млрд. руб. Снижается удельный вес затрат на инновационную деятельность организаций в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. В 2020 г. он составил - 2,3%, в 2021 г. – 2,0%. [5, с. 509].

Уровень инновационной активности организаций составил всего в 2020 году -10,8%, в 2021 году – 11,9%. Из них, деятельность организаций в сфере коммуникаций составила в 2020 г. – 13,1%, 2021 – 12,7%. Деятельность организаций в области информационных технологий составила в 2020 г. – 10,2%, в 2021 г. – 8,0%. Не растет уровень инновационной активности организаций в деятельности научных исследований и разработок. Если в 2019 г. он составил – 51,3%, в 2021 г. – 47,5%. В профессиональной научной и технической деятельности уровень инновационной активности организаций составил в 2020 г. - 8,8%, в 2021 г. – 9,3%. [5, с. 510].

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в общем числе обследованных организаций, составил всего: в 2020 г. – 23,0%, в 2021 г. – 23,0 %. Из них, в деятельности в сфере коммуникаций, в 2020 г. – 19,4%, в 2021 г. – 18,1%. В разработке компьютерного программного обеспечения удельный вес организаций составил в 2020 г. – 23,0%, в 2021 г. – 23,2% [5, с. 511].

Удельный вес организаций, проводивших научные исследования и разработки, составил в 2020 г. – 80,1%, в 2021 г. – 78,7% [5, с. 515].

Удельный вес затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг по видам экономической деятельности за последние годы снижается. Если в 2019 году он составил -2,1%, то в 2021 году -2,0% [5, с. 516].

Удельный вес затрат на разработку программного обеспечивания в 2019 г. – 4,7%, в 2021 г. – 3,8%. В научных исследованиях и разработках он составил в 2019 г. – 37,2%, в 2021 г. – 32,2%. В деятельности в области информационных технологий он составил в 2019 г. – 3,1%, в 2021 г.– 1,7% [5, с. 516].

Анализ показывает, что из года в год сокращается число организаций, выполнявших исследования и разработки. Так число этих организаций в 2021 году по сравнению с 2000 г. сократилось в 1,65 раза. Число конструкторских организаций за этот период сократилось в 1,36 раза. Число проектных и проектно-изыскательских организаций сократилось в 6,54 раза [5, с. 497].

Число организаций, выполнявших исследования и разработки в предпринимательском секторе деятельности, сократилось в 2021 году по сравнению с 2000 г. в 1,6 раза [5, с. 497].

Число организаций, выполнявших исследования и разработки, связанных с нанотехнологиями сократилось в 2021 году по сравнению с 2010 г. в 1,5 раза. Сократились за этот период и внутренние затраты на исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями, в 1,7 раза [5, с. 498].

Исследования основных показателей науки, инноваций и передовых производственных технологий в 2021 году показали следующую картину.

Уровень инновационной активности организаций составил: в Москве – 13,3%, в Санкт-Петербурге – 11%.

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг составил: в Москве -3,2%, в Санкт-Петербурге – 11%, в Московской обл. – 7,6% [5, с. 518].

Расходы федерального бюджета на гражданскую науку, в том числе на фундаментальные исследования и на прикладные научные исследования за период 2010-2021 гг. выросли. Однако в процентах расходы к валовому внутреннему продукту, начиная с 2010 г., снижаются. Если в 2010 г. они составили 0,51 %, то в 2021 г – 0,48%. За этот же период снижаются внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к валовому внутреннему продукту. Если в 2010 г они составили – 1,13% к ВВП, то в 2021 г. – 1,0 % к ВВП [5, с. 500].

Внутренние затраты на исследования и разработки из средств федерального бюджета составили в 2010 г. – 68%, в 2021 г. – 64% [5, с. 500].

Внутренние затраты на исследования и разработки за счет средств организаций предпринимательского сектора составили в 2010 г. всего - 16%, в 2021 г. – 13% [5, с. 502].

Менеджмент качества инновационных исследований и разработок научно-образовательных комплексов высшего образования

В настоящее время Россия, имея развитую науку, единственная страна, где число исследователей из года в год сокращается.

Важнейшим показателем инновационного развития являются кадры науки. Так численность персонала, занятого исследованиями и разработками, из года в год сокращается. В 2021 году, по сравнению с 2000 годом, произошло её резкое сокращение в 1,3 раза. При этом число исследователей сократилось за этот период в 1,4 раза [5, с. 498].

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками за этот период в государственном секторе деятельности сократилась на 11%, в предпринимательском секторе деятельности сокращение произошло в 1,7 раза [5, с. 498]. Численность исследователей, связанных с нанотехнологиями, сократилась за этот период в 1,3 раза.

По областям науки численность исследователей сократилась за этот период в 1,3 раза. Так в технической области науки сокращение произошло в 1,4 раза. Сократилось число исследователей - докторов наук в 2021 году по сравнению 2010 г. почти на 10%. Произошло сокращение численности докторов наук в технической области в 1,2 раза [5, с. 499].

Из года в год происходит сокращение численности исследователей – кандидатов наук. В 2021 г. по сравнению с 2000 г. произошло сокращение в 1,2 раза. В области технических наук сокращение произошло в 1,6 раза [5, с. 499].

Важным показателем является численность исследователей по возрастным группам. Из года в год снижается число исследователей до 29 лет. В 2021 г. по сравнению с 2010 г. их число сократилось в 1,3 раза, докторов наук - исследователей сократилось в 3,7 раза, кандидатов наук сократилось в 3 раза. При этом выросло число докторов наук – исследователей в возрасте 70 лет и старше на 7% [5, с. 499].

Бурно развивающийся в нашей стране отрасли информационных технологий нужны новые кадры. Исследования показывают, что российские кадры сильные, и уровень подготовки в вузах растет. Однако, необходимы также и специальные знания по отдельным технологиям, которых программы обучения пока не дают. Полагаем, что взращивать свою научно-техническую элиту нужно с дошкольного возраста. На этом этапе можно создать условия для развития не только общих интеллектуальных способностей ребенка, но и специальных – прединжинерного и объемно-пространственного мышления [1, с. 59].

Исследования показывают, что в ряде стран, ориентированных на воспитание собственной научно-технической элиты, опыт развития в дошкольном воспитании специальных инженерных способностей с использованием информационных технологий внедряется на государственном уровне. Особенно успешны и результативны образовательные программы для детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий, в том числе, компьютерно-игрового комплекса в естественных науках, технологиях, инжиниринге, гуманитарных науках, математике.

Конечно, приток молодежи в науку связан с дошкольным и школьным воспитанием. Только школа может заинтересовать будущих молодых учёных. Развивать у детей интерес и способности к инженерным наукам можно в Детских инновационных центрах, создаваемых на базе научно-образовательных комплексов. Они позволяют школьникам получить опыт работы над различными научными задачами. Центр объединяет школьников, студентов, педагогов, экспертов и партнеров в единое научно-технологическое сообщество. [3, с. 81].

Полагаем, что в целях эффективной деятельности Детского инновационного центра, должны быть созданы с участием бизнеса необходимые условия. Во-первых, для преподавателей, которые занимаются со школьниками исследованиями, необходимо организовать в университете систему курсов занятий. Во-вторых, надо организовать курсы для школьников, интересующихся и занимающихся научными исследованиями, а также для участников олимпиад, различных конкурсов на базе научно-производственного комплекса. В-третьих, следует разработать систему финансовой мотивации для школьников-исследователей, преподавателей школы и ученых, которые занимаются в Детских инновационных центрах. В-четвертых, о школьниках, занимающихся научными исследованиями, рекомендуется постоянно делать публикации в школьных газетах и различных СМИ. В-пятых, считаем необходимым предложить Минобрнауки РФ и РАН организовать журнал «Юный ученый», в котором постоянно размещать материалы о юных талантливых исследователях. В-шестых, за проведенные завершенные исследования и организованные на их базе научные разработки, необходимо с участием бизнеса юных исследователей финансово поощрять. Следует отметить, что созданные в последние годы Детские инновационные центры при научно – образовательных комплексах, успешно начали взаимодействовать и организовывать научные исследования с участием школьников. [6, с.37]

Так, федеральный научно-образовательный центр Сириус (г. Сочи) образован по инициативе Президента РФ В.В. Путина, где он возглавил попечительский совет. В этом центре учащиеся школ занимаются научными исследованиями, демонстрируют успехи в цифровых и естественных науках. Здесь для школьников, приезжающих учиться из всех регионов страны, организованы образовательные программы по математике, информатике, физике, химии, биологии, лингвистике и исследовательской и проектной деятельности. Для занятий со школьниками приезжают из ведущих университетов выдающиеся российские ученые, опытные педагоги.

В Санкт-Петербургском научно-исследовательском академическом университете имени Ж.И. Алферова Российской Академии Наук, успешно работает Детский инновационный центр при академическом лицее «Физико-техническая школа им. Ж.И. Алферова». Здесь одной из главных целей деятельности является формирование научных исследователей. Здесь профилирующие предметы: физика, информатика, английский язык. Важно отметить, что обучение для детей 8-11 классов бесплатное, поступление по конкурсу. Стипендии лучшим учащимся школы учреждены Фондом А.Ф. Иоффе, Алферовским фондом поддержки науки и образования.

Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом совместно с ПАО «Газпром» организован в 330 гимназии - Детский инновационный центр. Здесь научно-образовательный комплекс создан на условиях партнерских отношений школа – ВУЗ – Газпром. Школьники под руководством ученых-исследователей Санкт-Петербургского государственного экономического университета и ПАО Газпром проводят научные исследования и, в дальнейшем, у них есть возможность поступить в университет через участие в олимпиаде для школьников в качестве целевых студентов.

По инициативе Президента РФ В.В. Путина создан в г. Сарове Национальный центр физики и математики, где также будут заниматься научными исследованиями школьники. Эти и другие примеры убедительно показывают, что профессионализм исследователя начинается со школьной скамьи и затем продолжается в научно -образовательном комплексе. Который является принципиально новым видом учебного заведения, сочетающегося в себе не только функции образовательного центра, но и функции центра по развитию науки и научных знаний. Это особенно важно сегодня, когда ассигнований на научные исследования и разработки недостаточно выделяется из бюджета и, поэтому, есть возможность финансирования за счет бизнеса через научные и промышленные структуры, ассоциированные с университетами.

В этих Детских инновационных центрах обучаются по современным и востребованным направлениям, таким как: нанотехнологии, исследования и моделирование физических явлений, виртуальная реальность, нейросети, разработка игр, 3-d моделирование, робототехника и др. Через освоение современных технологий, компьютерных программ и приложений в процессе решения кейсов или работы над проектами, школьники вовлекаются в научно-техническое творчество. Вместе с наставниками, которые являются учёными университетов, разрабатываются и реализуются идеи проектов. В процессе таких занятий проявляются способности и интересы обучающихся. В таких центрах создано высокотехнологичное оборудование, высокотехнологичные аудитории и лаборатории, просторные коворкинги. Такие условия располагают к творчеству и способствуют раскрытию способностей учащихся.

Только школа может научить учиться и мотивировать заниматься наукой. В свою очередь необходимо поднимать престиж преподавателя школы, заинтересованность в будущих исследованиях молодых учёных. Здесь большую роль сыграют научно-образовательные комплексы. [10, с.71]

Следующая ступень в подготовке молодых учёных – университеты. Студент может сразу почувствовать внимание опытных профессоров, преподавателей, учёных, которые учат студентов думать. В то же время, наставников необходимо мотивировать, в первую очередь, финансово, поскольку работа со студентами, будущими учёными, требует немалых затрат и значительного времени.

Полагаем, что престиж науки может расти за счёт интереса студентов, в которых нужно вовремя разглядеть увлеченных исследователей-инноваторов. Конечно, очень важно мотивировать их повышенной стипендией, что позволит молодым исследователям сосредоточиться на научных изысканиях. Исследования показывают, что в подготовке кадров высшей квалификации еще немало проблем. В этом направлении необходимо создавать центры обучения, подготовки и переподготовки кадров на базе научно-образовательных комплексов. Необходимо создать научно-исследовательскую базу и, что очень важно, мотивирующие факторы в работе молодых исследователей-инноваторов. Главным решающим объектом менеджмента качества для всех инновационных исследований и разработок научно-образовательного комплекса, являются инновационные процессы.

Для отдельных этапов инновационных исследований и разработок, причины торможения и меры ускорения инновационных процессов научно-образовательных комплексов весьма специфичны, поэтому успешным может быть только поэтапное управление.

Поэтапный инновационный менеджмент, является одним из его методов управления, но до сих пор применяется недостаточно, в том числе, при менеджменте качества образовательной и научно-исследовательской деятельности. На наш взгляд, метод поэтапного менеджмента инновационных исследований и разработок, заслуживает более широкого применения благодаря его достоинствам.

Несмотря на постановку государственной задачи перехода страны на инновационный путь развития, разработку концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования, застой в инновационной деятельности многих вузов еще не преодолен. Анализ показывает, что есть еще немало вузов, где не созданы научно-образовательные комплексы. Видимо вузы, а также их руководители могут пока спокойно существовать без инновационных инициатив и их выполнения.

Считаем, чтобы заинтересовать научно – образовательные комплексы в активизации их инновационной деятельности, необходимо изменить существующую оценку работы вузов.

Для того чтобы оказать научно-образовательным комплексам помощь в решении новых и нелегких задач инновационного развития, необходимо в высшей школе, особенно на уровне регионов, создать специальный Инновационный фонд. Его цель – формирование эффективной системы менеджмента инновационной деятельности в масштабах всего высшего образования.

Инновационный фонд, по нашему мнению, мог бы способствовать решению задач информационного плана, обмена опытом. [8, с.45]

Считаем, что задача Инновационного фонда заключается в том, чтобы обеспечить максимальный учет инновационных новшеств, имеющихся в высшей школе. В соответствии с системой этапов инновационного процесса эти новшества включают:

- инновационные идеи;

- инновационные методики;

- осуществленные инновации.

В Инновационном фонде будут сконцентрированы основные инновационные новшества как отечественных, так и зарубежных вузов, банк данных которых будет постоянно пополняться. Самое важное, что сведения о них станут доступными для всех научно-образовательных комплексов.

Специалисты-эксперты Инновационного фонда могут определить наиболее ценные новшества.

Такой избирательный подход к новшествам важен сегодня, особенно для научно-образовательных комплексов, которые имеют трудности с финансированием своих инновационных исследований и разработок.

В настоящее время научно-образовательные комплексы не имеют такой информации, а накопление ее собственными силами весьма трудоемко и долго. Более того, исчерпывающую информацию им получить практически невозможно.

Формы информирования с имеющимися новшествами можно увидеть непосредственно в Инновационном фонде или посредством периодически публикуемых специальных бюллетеней. [9, с.62]

По нашему мнению, в современных условиях каждый научно-образовательный комплекс, должен иметь Программы инновационной деятельности.

Основным содержанием Программы инновационной деятельности научно – образовательного комплекса являются инновационные проекты, то есть намечаемые, планируемые инновационные исследования и разработки. В Программе особое значение приобретает разработка механизмов менеджмента качества инновационных проектов и разработок с выстроенной целью реализации новых моделей в образовании. [1, с.58]

Поскольку видов инноваций достаточно много, поэтому необходима их группировка.

Во-первых, целесообразна группировка инноваций по признаку сфер деятельности научно-образовательных комплексов.

Группа 1. Нововведения в части образовательного процесса.

Группа 2. Нововведения в части научных исследований.

Группа 3. Прочие инновации (не относящиеся к 1 и 2 группам).

Группа 4. Инновации, служащие разработке и выполнению Программы.

Во-вторых, необходима группировка инноваций по признакам степени новизны и меры сложности.

Первый тип инноваций А — это новые методы работы для высшей школы, автором которых является данный научно-образовательный комплекс. Они имеют практическое значение для всей системы высшего образования, то есть для распространения в других научно-образовательных комплексах. Разумеется, что подобные уникальные инновации, как новое слово в инноватике высшей школы, создаются, к сожалению, достаточно редко, поэтому наиболее ценны, как для науки, так и для практики.

Второй тип инноваций Б – это методы работы, распространяемые в высшей школе, авторами которых являются другие организации. Они имеют ограниченное практическое значение — только для научно-образовательного комплекса, заимствующего нововведения.

Очевидно, что подобное распространение (диффузия) инноваций – главный неиспользованный резерв нововведений. Одно из достоинств их в том, что здесь не требуются специальные разработки новшеств, задача научно-образовательного комплекса состоит только в использовании передового опыта в порядке обмена. [4, с.73]

Инновации второго типа также имеют две разновидности, которые отличаются друг от друга сложностью осуществления:

I. Научно-образовательный комплекс заимствует нововведение, которое требует усовершенствования. Речь идет о необходимости «привязки» чужого новшества к конкретным условиям работы данного научно-образовательного комплекса, которая может иметь большую или меньшую сложность.

II. Научно-образовательный комплекс заимствует нововведение, которое не требует усовершенствования. Внедрение любого нового метода нуждается в трудозатратах, но здесь имеется ввиду, что усовершенствование не требует изменений по существу.

Каждая инновация должна быть достаточно подробно описана. В связи с этим, предлагаем ввести в научный оборот новое понятие «паспорт инновации», с разработкой его формы и составлением паспорта по каждому нововведению.

Паспорт заполняет и ведет в течении всего инновационного процесса – от постановки идеи до осуществления и распространения инновации – ответственный исполнитель.

Этапы действия Программы инновационной деятельности научно-образовательного комплекса– последовательность, в которой разрабатывается и выполняется Программа:

1. Сбор инновационных идей членов коллектива научно-образовательного комплекса.

2. Экспертиза – отбор идей для включения в Программу.

3. Разработка Паспортов инноваций (инновационных проектов).

4. Составление Программы инновационной деятельности научно-образовательного комплекса.

5. Оперативная помощь выполнению инновационных проектов.

6. Мониторинг инноваций

7. Ежегодный отчет о выполнении Программы.

Научно-образовательный комплекс дает в СМИ информацию о разработке Программы, раскрыты основные понятия инновационной деятельности, в том числе о видах инноваций. Это было сделано специально, поскольку инновационная культура, а именно степень восприимчивости к различным новшествам, пока еще недостаточно развита, в том числе, у многих членов научно-образовательных комплексов. [9, с.97]

Особую роль здесь играют заведующие кафедрами университетов, которые после проведенной работы представляют документы:

- об основных нововведениях, осуществляемых кафедрами. Составление этого перечня необходимо для оценки уровня инновационной деятельности научно-образовательного комплекса, а также является первым практическим опытом для понимания инноваций сотрудниками кафедр;

- предлагаемые кафедрой инновации (нововведения), авторами которых стала кафедра;

- предложенные кафедрой нововведения, авторами которых являются другие разработчики – распространение инноваций;

- подобные же предложения, соответствующие их компетенции, представлены руководителями служб научно-образовательного комплекса – аспирантурой, СНО, библиотекой и другие.

В Программе факультеты (институты и кафедры) предлагают нововведения, которые соответствуют их специализациям, а не только инновации общеуниверситетского значения. Это служит повышению качества профессиональной подготовки студентов – будущих специалистов.

Уже начальный опыт разработки Программы показывает целесообразность формирования ее по трем аспектам:

1. Нововведения общеуниверского значения.

2. Нововведения по совершенствованию работы институтов университета.

3. Нововведения по совершенствованию работы кафедр институтов университета.

Мониторинг – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Здесь ведется наблюдение за процессом инновационной деятельности в целях контроля за эффективностью осуществленных нововведений.

Рекомендуется соответствующее задание составлять экспертной комиссией на один год – в сентябре предшествующего года, чтобы заранее предупредить ответственных исполнителей, осуществляемых инноваций о грядущей проверке. При этом срок действия инновации должен быть не менее полугода.

Объектами мониторинга могут быть:

- во-первых, инновационные исследования и разработки, которые уже осуществлены;

- во-вторых, инновационные проекты, которые в соответствии с Программой должны быть завершены в текущем году;

- ответственными исполнителями будут представлены краткие письменные отчеты в экспертную комиссию по инновационным исследованиям и разработкам.

Если целесообразно – некоторые инновационные исследования и разработки исключаются из программы, что обосновывается.

Полагаем, что в Программе должен быть выделен этап действия программы «Экспертиза-отбор идей для включения в Программу»:

• намечена «Разработка положения о комиссии по экспертизе инновационных идей» (далее экспертная комиссия);

• после этого предполагается «Создание в научно – образовательном комплексе комиссии по экспертизе инновационных идей»;

• в связи с этим руководителем научно-образовательного комплекса обоснованно ставится задача о необходимости определения методов оценки эффективности инновационных исследований и разработок для сферы образования и сферы науки, поскольку такая оценка, является главной задачей Экспертной комиссии.

Профессиональные инновационные исследования и разработки осуществляются:

– в образовании инновационные исследования и разработки, улучшающие образовательный процесс;

- в науке – инновационные исследования и разработки, улучшающие научный процесс.

В Программе инновационной деятельности научно-образовательного комплекса показана сфера образования и науки. Полагаем, что инноватика применительно к высшей школе пока разработана недостаточно, а оценка эффективности инноваций вообще остается неясной. В этой связи инноватика высшей школы может выполнить достаточно сложные научные исследования.

Эффективность инновационных исследований и разработок можно оценить с помощью факторов, ведущих к повышению качества образовательного процесса и научных исследований, то есть характеризующих влияние каждого научного исследования и разработки на результаты работы научно-образовательного комплекса, его отдельных подразделений.

Немало научно-образовательных комплексов, которым впервые придется разрабатывать подобные планы, не имея опыта. На помощь им снова может прийти Инновационный фонд, обеспечивающий информацию о вузах, которые уже работают по Программам инновационной деятельности.

Научно-образовательные комплексы, прежде всего, осуществляют самостимулирование активности своих работников, кафедр и других подразделений вуза в инновационных исследованиях и разработках. Однако иное дело – наиболее эффективные инновационные новшества, в осуществлении которых особо заинтересована высшая школа. Им нужна особая специальная поддержка, прежде всего через различные формы материального стимулирования инноваторов как юридических, так и физических лиц. Настоящая проблема в полной мере не решена инноватикой высшей школы. Решение ее соответствует значительному периоду времени.

С тем, чтобы качественно изменить отношение к инновационным исследованиям и разработкам научно – образовательных комплексов необходимо существенно повысить роль непосредственных разработчиков-инноваторов продуктов, их мотивацию. Как справедливо отмечает профессор И.А. Максимцев, «…чтобы быть успешными, инновационные компании должны существенно повысить инвестирование в человеческие ресурсы и новые технологии» [2, с.17].

В высшей школе уже имеют место десятки видов премий и других мер поощрения, которые имеют отношение к стимулированию инновационной деятельности.

Одна из задач Инновационного фонда состоит в том, чтобы знать обо всех формах поощрения и информировать о них научные-образовательные комплексы. Более того, необходимо ввести специальные премии и гранты, стимулирующие инновационные исследования и разработки научно-образовательных комплексов. Это уже прерогатива Инновационного фонда как самого компетентного органа в области инновационной деятельности высшей школы. [9, с.70]

Представляет также интерес расширение специальных государственных заказов на выполнение особо эффективных инновационных исследований и разработок, прежде всего, международного значения, обеспечивающих приоритетность высшего образования России в мире.

На многотрудной дороге от рождения идей до воплощения новшеств в практику и распространения инноваций не все зависит от исследователей-инноваторов. Часто требуется получить одобрение идеи, принять решение о инновационном исследовании и разработке внедрении новшества, его распространении, что является компетенцией разных организаций и их руководителей.

На помощь здесь может прийти Инновационный фонд, который поможет преодолеть препятствия на пути продвижения новшества. Это относится не ко всем, а только к высокоэффективным инновациям.

В каждом научно-образовательном комплексе существуют, разрабатываются, используются многие десятки методик, положений, инструкций, в соответствии с которыми выполняются научно-исследовательские работы.

Опыт показывает, что там, где нет квалифицированных методистов, а это нередкие случаи, настоящие методики являются низкокачественными, не опираются на соответствующую методологию, то есть представляют собой ненаучные методики.

Представляется, по нашему опыту, такая последовательность: cначала формируется Инновационным фондом, имеющим квалифицированных методологов и методистов, которые разрабатывают типовые научные методики и представляют их научно-образовательным комплексам. Затем уже методисты «привязывают» эти типовые научные методики к конкретным условиям своей работы.

Инновационный фонд обязан приоритетное внимание уделять впервые предложенным исследованиям и разработкам и реализуемым новшествам. Их надо выявлять, подвергать экспертизе, а затем помогать их осуществлению и распространению. К таким новшествам мы относим как отечественные, так и зарубежные.

Как только Инновационный фонд накопит достаточный опыт работы, появится возможность наблюдения за развитием инновационной деятельности научно-образовательного комплекса, т.е. мониторинг – комплекс категорий исследований, определяющих изменения в инновационной деятельности.

Развитие мониторинга мы связываем с созданием государственной статистики инновационной деятельности высшей школы, которая сейчас практически отсутствует. Без этого соответствующие наблюдения невозможны. Если они появятся в Инновационном фонде, то создадутся и необходимые условия для проведения научных исследований и разработок в области развития инновационной деятельности.

Проведенные нами исследования показали, что для развития менеджмента качества научных исследований и разработок необходимо поставить научно-образовательные комплексы в условия, которые бы активизировали инновационную деятельность. Для этого следует все основные критерии оценки работы научно-образовательных комплексов поставить в зависимость от их активной или пассивной инновационной деятельности.

По нашему мнению, Министерству науки и высшего образования РФ можно ввести порядок обязательных инновационных исследований и разработок, каждым научно – образовательным комплексом.

Инновационный фонд, может окупить все затраты за короткий период за счет экспертизы особо эффективных инновационных исследований и разработок, и новшеств, во внедрении которых заинтересованы научно-образовательные комплексы. Инновационный фонд окажет квалифицированную помощь вузам при разработке ими программ инновационного развития, а также может разрабатывать и предоставлять вузам научные методики по их заказам.

Основным содержанием Программы инновационной деятельности научно-образовательного комплекса высшего образования являются инновационные проекты – намечаемые, планируемые инновационные исследования и разработки. В программах особое значение уделяется разработке механизмов менеджмента качества, выстроенных с целью реализации новых моделей в научно-образовательных комплексах.

Внедрение методов менеджмента качества инновационных исследований и разработок, выполняемых научно-образовательными комплексами, включает в себя следующие этапы.

Аккумулирование инновационных идей членов коллектива научно-образовательных комплексов. В этих целях необходимо стимулирование творческого потенциала исследователей – профессорско-преподавательского состава. К аккумулированию инновационных идей привлекаются все члены коллектива научно-образовательного комплекса. Особая роль в аккумулировании инновационных идей отводится менеджменту всех уровней научно-образовательного комплекса (от лаборантов и ассистентов до высшего руководства).

При экспертизе – отборе наиболее перспективных идей для их дальнейших инновационных исследований и разработок, оценивается целесообразность внедрения предложенных инновационных идей. Экспертизу проводит комиссия из наиболее квалифицированных исследователей-инноваторов. Она проводится на открытой основе, а выбраковка идей должна быть обоснованной.

Разработку инновационного проекта целесообразно выполнять по установленному нормативу (модулю), определяющему структуру разрабатываемого проекта. В каждом научно-образовательном комплексе устанавливаются собственные нормативы разработки инновационного проекта, учитывающие внутриорганизационную специфику.

При корректировке новшества устраняются недоработки, допущенные в процессе исследований и разработок инновационных проектов. В соответствии с корректировкой новшества, выполняется корректировка инновационного проекта.

Заключительным этапом внедрения инновационных исследований и разработок, и новшеств, является наиболее характерное для научно-образовательных комплексов периодическое выполнение отчетности по эффективности применения внедренного новшества (инновации).

Полагаем, что к основным направлениям инновационных исследований и разработок, выполняемых научно-образовательными комплексами, относятся:

· выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий в науке и образовании, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности образования, научной деятельности, производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики;

· широкое использование технологии двойного назначения;

· развитие инфраструктуры инновационного процесса.

Основными типами инновационных стратегий научно-образовательных комплексов можно выделить следующие:

– стратегию переноса, заключающуюся в использовании имеющегося зарубежного научно-технического потенциала в российской экономике;

– стратегию заимствования, заключающуюся в том, что, используя часть собственного научно-технического потенциала, осваивается производство наукоемкой продукции, производившейся ранее в развитых индустриальных странах;

– стратегию наращивания, состоящую в использовании собственного научно-технического потенциала, привлечении зарубежных ученых и конструкторов, интегрировании фундаментальной науки университетов и фирменной науки для создания новых продуктов высоких технологий, которые реализуются в производстве.

Примером, достойным подражания, являются промышленно развитые страны, которые проводят активную государственную политику регулирования и поддержки инноваций, способствуя динамичному и широкому развитию инновационных процессов научно-образовательных – промышленных комплексов на базе университетов. При этом создается сеть центров промышленной технологии, которые работают как филиалы университетов, для передачи в промышленность новейших технологий и научных достижений. Научно-образовательные комплексы в нашей стране могут предоставлять образовательные программы и вести научные исследования и разработки по широкому спектру направления науки и техники. Это создаст возможность студентам обучаться на магистерском уровне и по программам подготовки инженеров-исследователей.

Интересным для подражания является опыт научно – образовательного комплекса организованного на базе МИРЭА - Российского технологического университета, который широко внедрил у себя систему контакта с промышленностью. В этом университете ведется подготовка специалистов в области информационных технологий по более чем 100 направлениям. Начиная с третьего курса, студенты все больше и больше проводят времени на предприятии и прямо там выполняют инновационные исследования и разработки, используя солидную современную лабораторную базу. Им читают лекции лучшие специалисты страны. Этот научно – образовательный комплекс связан более чем, с 50 предприятиями. Здесь создан первый в стране учебно-научный центр Ростелекома, где студенты занимаются научными исследованиями и разработками. Студенты становятся авторами статей и получают разного рода награды, включая премии Российской Академии Наук по студенческим работам. [7, с.12].

При проведении научных исследований и разработок организации, входящие в научно-образовательный комплекс, руководствуются положениями различных экономических теорий, в том числе теории всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM), современной теории государственного менеджеризма (New Public Management, NPM), а также теории систем и системного анализа, требованиями программных документов, международных стандартов ИСО серии 9000 и соответствующих им ГОСТов, COSO и др. Научные исследования и разработки в научно-образовательных комплексах должны проводиться на базе стандартов Системы разработки и постановки продукции на производство (СРПП).

Заключение

Считаем, что государство должно обратить внимание на новые формы инновационной деятельности научно-образовательных комплексов, использующих современные информационные технологии. Оно должно переключаться с «количественных» аспектов на «качественные».

Полагаем, что в этих целях необходимо осуществить в научной сфере:

· координацию действий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и муниципальных образований в инновационной деятельности научно – образовательных комплексов высшего образования;

· сохранение и развитие научного и учебного потенциала научно – образовательных комплексов;

· углубление интеграции науки и образования с целью повышения качества подготовки специалистов на новых высокотехнологичных направлениях на базе научно-образовательных комплексов высшего образования.

· увеличение финансирования фундаментальных исследований и разработок приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ;

· выделение целевых средств на обновление приборной базы науки;

· радикальное улучшение информационного обеспечения;

· улучшение материального положения ученых в бюджетной сфере;

· стимулирование привлечения молодежи в науку;

· более широкое использование контрактной системы найма специалистов в научно-технической сфере;

· реструктуризацию части научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитой финансово-экономической структурой;

· санация и закрытие неэффективно работающих научных организаций.


Источники:

1. Горбашко Е.А. Управление качеством. - M: Юрайт, 2012. – 464 c.
2. Горелов Н.А., Мельникова О.Н., Литун О.Н., Абрамов Е.Г., Лебедев Е.А., Моисеенко С.С., Синов В.В., Курочкина Ю.А. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации). / Учебное пособие. - М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. – 455 c.
3. Максимцев И.А., Горелов Н.А. Управление человеческими ресурсами. / 2-е изд. переработанное и дополненное. - М.: Издательство Юрайт, 2014. – 526 c.
4. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. - СПб.: Наука, 2003. – 653 c.
5. Российский статистический ежегодник 2022. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2022. – 691 c.
6. Савельев А.Я. Высшее образование: состояние и проблемы развития. - М.: НИИ ВО, 2021. – 120 c.
7. Угланов А. О перспективах российской микроэлектроники. Еженедельная газета Аргументы недели. [Электронный ресурс]. URL: https://argumenti.ru/interview/2022/09/791424 (дата обращения: 23.09.2023).
8. Феклистов И.Ф. Программа инновационного развития научно -образовательного комплекса: качество ресурсов – качество образования, научных исследований и разработок. Методология и методы. / Монография. - СПб.: Политехника-Сервис, 2020. – 387 c.
9. Феклистов И.Ф. Инновационное развитие научно – образовательных производственных комплексов на основе менеджмента качества. Методология и методы. - СПб.: Политехника – Сервис, 2023. – 284 c.
10. Феклистов И.Ф. Инновационное управление качеством ресурсов вузов: Методология и методы. / Монография. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. – 228 c.
11. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. – 531 c.

Страница обновлена: 16.02.2024 в 18:29:50