Маркетинговый анализ рынка научных разработок для развития высокотехнологичных решений в области транспортной логистики
Келлер А.В.1, Окольнишникова И.Ю.2, Ухова А.И.3
1 ФГАНУ «Социоцентр»
2 Государственный университет управления, Россия, Москва
3 Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Россия, Челябинск
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 9 (Сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54742065
Аннотация:
В статье предпринят маркетинговый анализ мирового потока научных исследований и высокотехнологичных разработок в области транспортной логистики. Проанализированы статистические и аналитические данные, в том числе, аналитические отчеты, изучены специальные публикации зарубежных и российских ученых и практиков транспортно-логистической сферы. Выявлена динамика роста объема публикаций, рассмотрена публикационная активность стран-лидеров, отдельных исследовательских организаций и представителей научных школ, а также представлена динамика публикационной активности по инновационно-технологическим блокам. Описанные тенденции будут способствовать развитию конкурентоспособности отечественных транспортно-логистических предприятий в условиях турбулентной экономики.
Ключевые слова: маркетинг, маркетинговые исследования, маркетинговый анализ, маркетинг высоких технологий, маркетинг высокотехнологичных рынков, маркетинг интеллектуальных продуктов, анализ рынка научных разработок, транспортная логистика, высокие технологии в транспортной логистике
JEL-классификация: I23, O31, L90, L91, R40
Введение.
Развитие инновационных транспортных технологий оказывает существенное влияние на развитие транспортно-логистической сферы. В настоящее время в мире наблюдается активное внедрение высокотехнологичных решений в данной области. Происходит формирование экосистемы потребителей и поставщиков услуг, систем и современных транспортных средств на основе интеллектуальных платформ, сетей и инфраструктуры в логистике людей и вещей [1].
Вместе с тем, по-прежнему замедляют развитие рынка транспортной логистики многие факторы. В их числе – последствия введения санкционных мер, геополитическое перераспределение логистических потоков, несовершенство нормативно-правового регулирования на глобальном и национальных уровнях и многое другое.
Позитивное влияние на развитие рынка транспортно-логистических услуг способна оказать интенсификация исследований и разработок в описанной области. Как следствие, анализ тенденций и направлений развития рынка научных разработок и высокотехнологичных решений, обеспечивающих смену укладов в транспортной логистике, способствует повышению конкурентоспособности отечественного сегмента данного рынка. Исходя и сказанного, целью исследования стал маркетинговый анализ рынка научных разработок для развития высокотехнологичных решений в области транспортной логистики.
При проведении исследования авторами использовались статистические и аналитические данные первичного и вторичного характера, в том числе, международные и российские аналитические отчеты, посвященные рынку научных разработок в целом и публикационной активности в интересах развития транспортной логистики. Авторами были изучены также специальные публикации зарубежных и российских ученых и специалистов-практиков транспортно-логистической сферы. Основными методами, использованными при проведении исследования, стали методы анализа данных, группировки и сравнения, а также традиционный анализ.
Основная часть.
Исследование показало, что основные тенденции мирового рынка научных исследований и высокотехнологичных разработок в интересах развития транспортной логистики можно охарактеризовать как позитивные. В целом это свидетельствует о достаточно высоком внимании транспортно-логистических предприятий к внедрению новых технологий, инновационных решений и цифровой трансформации процессов в рамках реализации конкурентных стратегий. Вместе с тем, наблюдается определенная неоднородность активности исследований и разработок. Она оказывает негативное влияние на общий уровень внедрения инноваций в транспортно-логистической сфере.
Так, в период с 2012 по 2016 годы динамика появления в мировой печати новых материалов об исследованиях и инновационных разработках для транспортной логистики демонстрировала неоднородность – объем публикаций то возрастал, то, напротив, уменьшался. В 2017-2019 гг. ситуация временно стабилизировалась: наметился ежегодный прирост научных и профессиональных публикаций в размере от 20 до 35% [4]. Последовавшее далее незначительное и вполне объяснимое реалиями «ковидного» периода падение мирового объема публикаций результатов научных исследований и разработок для транспортной логистики было компенсировано активным наращиванием их объема в 2022 году. В графической форме динамика роста рынка научных исследований и высокотехнологичных разработок в интересах транспортной логистики приведена на рис. 1.
Рисунок 1. Динамика роста объема публикаций по результатам НИОКР в интересах транспортно-логистической отрасли, 2012-2022 гг., ед. [2].
Из данных, приведенных на рис. 1, видно, что глобальный объем опубликованных результатов исследований и высокотехнологичных разработок для транспортной логистики в последние десять лет неуклонно рос. По мнению авторов, это следует оценивать как положительную тенденцию, свидетельствующую как об общем внимании исследователей и разработчиков к отрасли, так и об объемах вкладываемых в нее интеллектуальных и финансовых инвестиций [2].
Вместе с тем, сопоставление с глобальным объемом опубликованной научно-технической информации для других высокотехнологичных секторов экономики, свидетельствует не в пользу транспортно-логистической отрасли. Так, в области высокотехнологичных решений для интеллектуальной городской мобильности за аналогичный период было опубликовано в 5 раз больше материалов, а в области телематических транспортных и информационных систем их за последние 10 лет оказалось больше в 30 раз [5].
Представляет интерес не только общий объем, но и страновое распределение исследований и разработок высокотехнологичных решений для транспортно-логистической сферы. В географическом разрезе лидерами опубликованных материалов транспортно-логистической тематики являются КНР и США. При этом отрыв китайских и американских ученых от коллег из других стран весьма значителен и составляет более 77% [6]. Эти страны сохраняют высокий темп публикационной активности и, по мнению авторов, эта тенденция продолжится и в будущем. Публикационная активность стран-лидеров исследований в интересах транспортной логистики в 2022 году представлена на рис. 2.
Рисунок 2. Публикационная активность стран-лидеров разработок для транспортной логистики, 2012-2022 гг.
Составлено автором на основе базы данных рецензируемой научной литературы Scopus [3]
Рассматривая количественные показатели публикаций исследований и высокотехнологичных разработок для транспортной логистики различных стран за период 2022 года, можно выделить некоторые изменения в порядке расположения лидеров. Австралия, ранее располагавшаяся на 4-м месте, теперь занимает лишь 7-е место, уступив лидирующие позиции Германии, США и Китаю. Своё место в рейтинге стран, наиболее активных с точки зрения опубликования результатов инновационных разработок в интересах транспортно-логистического рынка, уступила и Германия [3].
Одновременно наибольший прирост количества публикаций в области транспортной логистики, наряду с США и КНР, продемонстрировала Великобритания. Судя по статистическим данным, продолжают активные исследования и разработки Польша и Гонконг. Публикационная активность представителей научно-практических школ транспортной логистики за 2022 год в страновом разрезе представлена на рис. 3.
Рисунок 3. Публикационная активность представителей научно-практических школ транспортной логистики за 2022 год в страновом разрезе. Составлено автором на основе базы данных рецензируемой научной литературы Scopus [3]
Следует отметить, что в сфере научных исследований и разработок высокотехнологичных решений для транспортно-логистической сферы сложились известные и уважаемые научные школы, демонстрирующие стабильно высокие глобальные показатели цитируемости h-index. Это свидетельствует об актуальности и востребованности генерируемых ими новых научных знаний и инновационных разработок для конкурентоспособности транспортно-логистических предприятий. Исследовательское лидерство в мире в данном направлении держат ученые, количество публикаций которых за 2022 год, а также их h-index представлены на рис. 4 [8-18].
Рисунок 4. Публикационная активность лидеров исследований и разработок в области транспортной логистики, 2022 гг.
Составлено автором на основе базы данных рецензируемой научной литературы Scopus [3]
Топ-10 организаций-лидеров по исследовательско-публикационной активности в интересах транспортно-логистической отрасли за последние 10 лет свидетельствует, что в нем превалируют компании из КНР (рис. 5). Кроме того, в десятку лидеров вошли по одной организации из США, Швеции, Нидерландов и Гонконга [3]. Таким образом, проведенное авторами исследование показало, что китайские организации продолжают наращивать темпы роста количества публикаций и в настоящее время занимают лидирующие позиции в мире.
Рисунок 5. Публикационная активность исследовательских организаций в области транспортной логистики за период 2012-2022 гг.
Составлено автором на основе базы данных рецензируемой научной литературы Scopus [3]
Вместе с тем, в публикационной активности организаций в течение 2022 г. произошли существенные изменения. Так, пять из Топ-10 организаций покинули десятку исследователей и разработчиков высокотехнологичных решений для транспортно-логистической отрасли. Это «Northeastern University», «The University of Texas at Arlington», «Dalian University of Technology», «University of Electronic Science and Technology of China» и «University College Dublin» [7]. Их места в ТОП-10 исследовательских лидеров заняли новички, показавшие в течение календарного года максимальную публикационную активность в сфере транспортной логистики: «Technical University of Denmark», «City University of Hong Kong», «Beijing Jiaotong University», «Tsinghua University» и «University of Liverpool Management School». Они представляют Данию, США, Китай и Гонконг (рис. 6).
Рисунок 6. Публикационная активность по организациям за 2022 г. Составлено автором на основе базы данных рецензируемой научной литературы Scopus [3]
Следует отметить, что исследования и разработки высокотехнологичных решений в области транспортной логистики представляют собой совокупность самостоятельных инновационно-технологических блоков. Основными из них являются:
- грузоперевозки и экспедиторские услуги;
- комплексные логистические услуги, включая хранение и распределение товаров;
- управленческая логистика, в том числе оптимизация логистических процессов.
В контексте сказанного целесообразно, по мнению авторов, рассматривать уровень исследовательской активности ученых и разработчиков в рамках вышеперечисленных блоков. Сводная динамика публикационной активности по инновационно-технологическим блокам за период 2012-2022 гг. представлена на рис. 7.
Рисунок 8. Динамика публикационной активности по инновационно-технологическим блокам, 2012-2022 гг. [2]
Исходя из данных, представленных на рис. 7, наивысшую в отрасли активность исследований и разработок демонстрирует сектор экспедиторских услуг и грузоперевозок. И напротив, аутсайдером в этом вопросе стал сектор комплексных логистических услуг, в том числе распределения и хранения.
Таким образом, проведенный авторами анализ показал абсолютное лидерство США и Китая в вопросах проведения исследований и разработок высокотехнологичных решений для транспортно-логистической отрасли.
Большую часть мирового объема рынка публикаций, результирующих научные исследования и высокотехнологичные разработки в области транспортной логистики, в последнее десятилетие занимают работы авторов из КНР и США. При этом впечатляющие количественные показатели китайских исследований и разработок пока не сопровождаются высокими качественными характеристиками. Также следует подчеркнуть, что большое внимание мировая научная мысль в настоящее время уделяет изучению возможностей оптимизации национальных и международных нормативно-правовых основ, позволяющих внедрять инновационные технологии в транспортную логистику.
В ходе исследования была выявлена тенденция роста публикационной активности опубликования разработок в интересах транспортно-логистических предприятий. Особенно активно развиваются исследования и разработки в области интеллектуальной городской мобильности – ежегодный прирост этого сегмента рынка колеблется в пределах 15-25%, что представляет собой очень высокий показатель.
Выводы.
Итак, изучение количественных и качественных характеристик опубликованных в мире результатов исследований и разработок для обеспечения высокотехнологичного развития транспортно-логистической сферы показало, что в настоящее время ни одна страна не демонстрирует в этом вопросе абсолютного первенства. На рынке интеллектуальных услуг для транспортной логистики присутствует высокий уровень конкуренции. Тем не менее, далеко не все страны мира заинтересованы в активном опубликовании результатов своих разработок – многие сознательно переносят акцент с публикационной активности на их патентование.
Следует отметить, что выявленные тенденции будут способствовать осуществлению экспертно-аналитической поддержки внедрения высокотехнологичных решений и, тем самым, обеспечения конкурентоспособности отечественных транспортно-логистических предприятий, что особенно актуально в условиях постоянно меняющейся макросреды и турбулентной экономики.
Источники:
2. Состояние и перспективы развития российского и международного рынка по направлению НТИ Автонет по состоянию на 01.08.2022 г. Autonet.mospolytech.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://autonet.mospolytech.ru/#b7926 (дата обращения: 22.10.2022).
3. База данных рецензируемой научной литературы Scopus. Scopus.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.scopus.com/freelookup/form/author.uri?zone=TopNavBar&origin=NO%20ORIGIN%20DEFINED (дата обращения: 22.07.2023).
4. Topolšek D., Čižiūnienė K., Ojsteršek T.C. Defining transport logistics: a literature review and practitioner opinion based approach // Transport. – 2018. – № 5. – p. 1196-1203. – doi: 10.3846/transport.2018.6965.
5. Naumann A. et al. Literature Review: Computer Vision Applications in Transportation Logistics and Warehousing. Arxiv.org. [Электронный ресурс]. URL: https://arxiv.org/pdf/2304.06009.pdf.
6. Kasher J.D., Riedle S., Sardarabady N.J. Digitization technologies in transport logistics: A systematic literature review protocol // 2022 IEEE 28th International Conference on Engineering, Technology and Innovation (ICE/ITMC) & 31st International Association For Management of Technology (IAMOT) Joint Conference. – IEEE. Nancy, France , 2022. – p. 1-13.– doi: 10.1109/ICE/ITMC-IAMOT55089.2022.10033274.
7. Sardarabady N.J., Kasher J.D., Riedle S. Evaluation Approaches for Measuring Economic Efficiency of Digitization Technologies in Transport Logistics: A Systematic Literature Review Protocol // 2022 IEEE International Conference on Industrial Engineering and Engineering Management (IEEM). Kuala Lumpur, Malaysia , 2022. – p. 0881-0887.– doi: 10.1109/IEEM55944.2022.9989728.
8. Guo X., Wang D. Analysis of the spatial relevance and influencing factors of carbon emissions in the logistics industry from China // Environmental Science and Pollution Research. – 2022. – № 2. – p. 2672-2684. – doi: 10.1007/s11356-021-15742-0.
9. Boysen N., Briskorn D., Rupp J. Optimization of two-echelon last-mile delivery via cargo tunnel and a delivery person // Computers & Operations Research. – 2023. – p. 106123. – doi: 10.1016/j.cor.2022.106123.
10. Jin G., Meng Q., Feng W. Optimization of logistics system with fuzzy FMEA-AHP methodology // Processes. – 2022. – № 10. – p. 1973. – doi: 10.3390/pr10101973.
11. Löffler M., Boysen N., Schneider M. Human-Robot Cooperation: Coordinating Autonomous Mobile Robots and Human Order Pickers // Transportation Science. – 2023. – № 4. – p. 839-1114. – doi: 10.1287/trsc.2023.1207.
12. Kateris D., Bochtis D. Applied Agri-Technologies for Agriculture 4.0—Part I // Applied Sciences. – 2023. – № 7. – p. 4180.
13. Tian X. et al. Tutorial on prescriptive analytics for logistics: What to predict and how to predict // Electronic Research Archive. – 2023. – № 4. – p. 2265-2285. – doi: 10.3934/era.2023116.
14. Bruns R. et al. Evaluating Collaborative and Autonomous Agents in Data-Stream-Supported Coordination of Mobile Crowdsourcing // Sensors. – 2023. – № 2. – p. 614. – doi: 10.25968/opus-2443.
15. Zhao Z. et al. Digital twin-enabled dynamic spatial-temporal knowledge graph for production logistics resource allocation // Computers & Industrial Engineering. – 2022. – p. 108454. – doi: 10.1016/j.cie.2022.108454.
16. Billhardt H. et al. Reducing Emissions Prioritising Transport Utility. / In book: Sustainable Smart Cities and Territories. - Cham, Switzerland: Springer International Publishing, 2022. – 300-311 p.
17. Schaumann S. K. et al. Route efficiency implications of time windows and vehicle capacities in first-and last-mile logistics // European Journal of Operational Research. – 2023. – № 1. – p. 88-111. – doi: 10.1016/j.ejor.2023.04.018.
18. Fu Z., Chow J.Y.J. The pickup and delivery problem with synchronized en-route transfers for microtransit planning // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. – 2022. – p. 102562.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 11:54:55