Научно-технологическое сотрудничество в Евразийском экономическом союзе в контексте обеспечения технологического суверенитета

Давыденко Е.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь-март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена оценке научно-технологического сотрудничества в Евразийском экономическом союзе в современных условиях. Автором проведен комплексный анализ научно-технологического взаимодействия государств-членов Евразийского экономического союза в контексте обеспечения технологического суверенитета, выявлены проблемы, вызовы и перспективы. В качестве элементов статьи, имеющих признаки научной новизны, автором уточнено определение технологического суверенитета применительно к интеграционной группировке, разработаны рекомендации по укреплению научно-технологического сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза. По результатам исследования сделан вывод, что в условиях нового миропорядка усиление научно-технологического взаимодействия с учетом обеспечения технологического суверенитета Евразийского экономического союза выступает важным вектором развития интеграционной группировки. Результативность научно-технологического сотрудничества Евразийского экономического союза во многом зависит от степени развития интеграции, а также усилий в этой сфере со стороны государств-членов Евразийского экономического союза. Результаты исследования могут быть использованы для моделирования стратегии научно-технологического сотрудничества Евразийского экономического союза

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, интеграционная группировка, научно-технологическое сотрудничество, Российская Федерация, технологический суверенитет

JEL-классификация: F52, H56, H12



Введение

Движущей силой четвертой промышленной революции является научно-технологическая конкуренция между макроэкономическими системами. Развитие научно-технологической сферы неизбежно связано с достижением и обеспечением технологического суверенитета, что особенно актуально в условиях геополитических и экономических бифуркаций последнего времени, противостояния держав на мировой арене. Действия государств в области обеспечения технологического суверенитета могут быть синергетически увеличены за счет объединения усилий – развития научно-технологического сотрудничества и углубления кооперационного взаимодействия, особенно в рамках интеграционных объединений. Актуальность тематики исследования определяется тем, что в условиях санкционного давления важность обеспечения технологического суверенитета Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в процессе научно-технологического сотрудничества многократно возрастает.

Теоретические и практические аспекты научно-технологического сотрудничества и технологического суверенитета государств рассмотрены во многих монографических и экспертных исследованиях. В частности, разработке теоретических основ научно-технологической сферы посвящены работы Глазьева С.Ю., Митяева Д.А., Толкачева С.А. [1], Бодрунова С.Д. [2], Косакяна Д.Л. [3], Ивановой Н.И. [4], Петрова М.Н. [5], Портера М. [6], Адхиона П., Антонин С., Бунела С. [7]. Проблемы формирования технологического суверенитета рассматриваются Афанасьевым А.А. [8], Грантом П. [9], Дизеном Г. [10], Кашкиным С.Ю. [11] и др. Вопросы функционирования ЕАЭС и анализ научно-технологического сотрудничества исследуются в научных трудах Никифоровой Н.А., Бариленко В.И., Бурцевой К.Ю. [12], Андроновой И.В. [13], Ильиной И.Е. [14], Лисицы Е.С. [15], Данюковой М.Н. [16], Киселевой О.Н. [17], Глазьева С.Ю. [18], Макаренко Е.Н. [19] и др. Вместе с тем, вопрос научно-технологического сотрудничества Евразийского экономического союза в контексте технологического суверенитета интеграционных объединений практически не нашел отражение в научной литературе.

Цель исследования состоит в разработке и обосновании научно-практических рекомендаций по укреплению научно-технологического сотрудничества ЕАЭС в контексте обеспечения технологического суверенитета.

Научная новизна исследования заключается в дополнении и совершенствовании понятийного аппарата технологического суверенитета, разработке рекомендаций по укреплению научно-технологического сотрудничества в контексте обеспечения технологического суверенитета ЕАЭС.

Авторская гипотеза предполагает, что глубина научно-технологического сотрудничества государств-членов ЕАЭС во многом определяется уровнем развития интеграционного процесса. Укрепление научно-технологического взаимодействия в рамках ЕАЭС будет способствовать усилению технологического суверенитета ЕАЭС как интеграционной группировки, так и государств-членов ЕАЭС.

Методология исследования. При написании научной статьи были использованы отдельные элементы методологии неоклассической и неоинституциональной экономических теорий, концепции и модели научно-технологического развития. Методами, использованными в научной статье, являются анализ, синтез, систематизация, индукция, дедукция, сравнение.

В соответствии с целью научной статьи предполагается решение следующих задач:

- уточнение дефиниции технологического суверенитета применительно к интеграционной группировке;

- анализ нормативно-законодательной базы ЕАЭС и государств-членов по урегулированию научно-технологического сотрудничества;

- анализ современного состояния научно-технологического сотрудничества в контексте обеспечения технологического суверенитета в Евразийском экономическом союзе;

- выделение основных проблем, тормозящих научно-технологическое сотрудничество в ЕАЭС;

- разработка рекомендаций по укреплению научно-технологического сотрудничества в контексте обеспечения технологического суверенитета в рамках ЕАЭС.

Информационной основой исследования послужили нормативно-правовая документация Евразийского экономического союза и государств-членов по вопросам научно-технологического сотрудничества, статистика ООН, Евразийской экономической комиссии, доклады и отчеты экспертов, научные статьи зарубежных и отечественных ученых.

Основная часть

Современная фаза глобализации мирохозяйственных связей проявляется, в частности, в усилении научно-технологического сотрудничества. Однако в условиях турбулентности мировой экономики научно-технологическая мощь государств и интеграционных объединений неразрывно связана с обеспечением технологического суверенитета. Не является исключением и ЕАЭС, включающий пять государств: Российскую Федерацию, Беларусь, Казахстан, Армению, Кыргызстан и функционирующий с 2015 года. Укрепление научно-технологического сотрудничества в контексте обеспечения технологического суверенитета является одним из важных векторов работы в Евразийском экономическом союзе.

Вопрос взаимосвязи научно-технологического сотрудничества и технологического суверенитета является достаточно инновационным и стал серьезно прорабатываться в научной литературе относительно недавно, преимущественно под воздействием новых вызовов мировой экономики – ее фрагментарности, роста числа рестрикционных и санкционных мер и др. Одна из ведущих научно-исследовательских организаций в мире – институт Фраунгофера технологический суверенитет определяет как «способность государства или федерации государств располагать технологиями, которые они считают критически важными для своего благосостояния и конкурентоспособности, а также как возможность разрабатывать их или получать от экономик других стран без односторонней структурной зависимости» [20].

В рамках данного проекта технологический суверенитет будет исследован применительно к интеграционной группировке. Определим технологический суверенитет интеграционного союза как способность интеграционного объединения обеспечивать потребности своих экономических субъектов в критических технологиях, созданных как национальными производителями, так и совместно на паритетных началах с хозяйствующими субъектами из государств-членов, предлагать конкурентоспособные на внутреннем и мировом рынках высокотехнологичные товары и услуги. Таким образом, благодаря укреплению научно-технологического сотрудничества государства в рамках интеграционного объединения могут усиливать свой технологический суверенитет.

Деятельность ЕАЭС в сфере научно-технологического развития включает в себя нормативно-правовую и финансовую составляющие. Законодательную базу научно-технологического сотрудничества в рамках ЕАЭС составляет следующая документация [21]: Договор №279 от 03.10.2014 «Договор о Евразийском экономическом союзе», планы научно-исследовательских работ Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на год, Решение ЕЭК от 11.12.2020 №12 «О стратегических направлениях развития евразийской интеграции до 2025 года» [22], Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» [23] и др. Учредительный Договор о ЕАЭС констатирует, что в ЕАЭС «обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики» [21]. Выступая на заседании Высшего Евразийского экономического совета в 2023 году, В. Путин в дополнение к четырем свободам предложил добавить пятую свободу в рамках ЕАЭС – обеспечить «свободу знаний» [24]. Свобода знаний непосредственно связана с научно-технологическим сотрудничеством, гармонизацией образовательных систем. В настоящее время данный вопрос активно прорабатывается.

Широкий перечень разработанной документации в области научно-технологического сотрудничества ЕАЭС свидетельствует о глубоком интересе и внимании к данному направлению. Однако в настоящее время научно-технологическое сотрудничество и обеспечение технологического суверенитета ЕАЭС развиваются пока в параллельных плоскостях. Более того отсутствует стратегия научно-технологического сотрудничества ЕАЭС на долгосрочный период с учетом обеспечения технологического суверенитета. Таким образом, реальные практические шаги по достижению и обеспечению технологического суверенитета в рамках ЕАЭС демонстрируют существенный отрыв от задач, которые во многом носят декларативный характер.

Среди основных направлений стратегического сотрудничества ЕАЭС до 2025 года согласно Решению ЕЭК от 11.12.2020 №12 «О стратегических направлениях развития евразийской интеграции до 2025 года» особо выделяется научно-технологическое направление, а именно: проведение совместных научно-исследовательских работ; формирование цифрового пространства Евразийского экономического Союза, цифровых инфраструктур и экосистем; а также выстраивание эффективной системы управления совместными кооперационными проектами и их финансирования, создание и развитие высокопроизводительных, в том числе экспортоориентированных секторов экономики [22].

В рамках научно-технологического сотрудничества ЕАЭС приоритетными составляющими являются:

- цифровизация экономики: повсеместная глобализация технологических процессов, сопровождаемая концентрацией технологических разработок;

- здравоохранение и фармацевтика: наблюдается заметное развитие иммуно-онкологии и технологий по целевой доставке лекарств;

- распространение новых материалов;

- технологии в транспортной сфере: повышение доли электромобилей, внедрение цифровых технологий, в частности интеллектуальные системы управления транспортной инфраструктурой;

- сельское хозяйство;

- биотехнологии: биоинформатика и биосенсеры, аугментация органов и тканей человека, медицинские способы лечения и биомедицинские технологии, синтетическая биология;

- передовые технологии машиностроения: создание технологических платформ является базой для развития процессов роботизации и автоматизации в реальном секторе экономик государств-членов ЕАЭС;

- связь и информационно-телекоммуникационные технологии: беспроводной, широкополосный Интернет, мультимедиа, ликвидация компьютерной безграмотности, роботехника;

- строительство: ключевые технологические изменения в сфере строительства связаны с использованием новых материалов, технологий строительных работ, цифровых технологий в ходе проектирования и строительства [21].

Вышеперечисленные составляющие научно-технологической политики ЕАЭС являются критическими на мировом рынке и определяют степень конкурентоспособности держав в мировой экономике. Развитие вышеперечисленных сфер научно-технологической политики ЕАЭС способно значительно повысить степень технологического суверенитета ЕАЭС и снизить зависимость интеграционной группировки от третьих стран и внешних рисков.

Научно-технологическое сотрудничество ЕАЭС осложняется тем, что на текущем этапе развития интеграционного объединения национальное законодательство государств-членов ЕАЭС практически не гармонизировано. В таблице приведены основные нормативно-законодательные акты, которыми регулируется научно-технологическая сфера в государствах-членах ЕАЭС.

Таблица

Национальное законодательство государств-членов ЕАЭС по регулированию научно-технологической сферы

The national migration legislation of the member states of the Eurasian Economic Union on regulation of the scientific and technological sphere

Россия
Казахстан
Беларусь
Армения
Кыргыз-стан
1. Кон-цепция технологи-ческого развития РФ до 2030 года от 20.05.2023 №1315-р
2. Стра-тегия научно-технологи-ческого развития РФ от 01.12.2016 №642
3. ФЗ РФ «О развитии технологи-ческих компаний» от 04.08.2023 №478-ФЗ
4. Указ Президента РФ «О националь-ных целях развития РФ на период до 2030 г.» от 21.07.2020 №474
1. Предпринима-тельский кодекс Республики Казахстан от 29.10.2015 №375-V ЗРК
2. Закон «О промышленной политике» от 27.12.2021 №86-VII
3. Концепция развития науки Республики Казахстан на 2022-2026 гг. от 25.05.2022 №336
4. Концепция развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023-2029 гг. от 28.03.2023 №248
1. Госу-дарственная программа иннова-ционного развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг. от 14.02.2020 №2
2. На-циональная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 г. от 04.02.2020 №3
1. Закон «О государ-ственном содействии иннова-ционной деятель-ности» от 23.05.2006 №ЗР-63
2. Закон «О научной и научно-технической деятель-ности» от 05.12.2000 №ЗР-119
1. На-циональ-ная стратегия развития Кыргыз-ской Респуб-лики на 2018-2040 гг. от 31.10.2018 УП №221
Составлено автором

Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что национальная нормативно-правовая база научно-технологического развития государств-членов ЕАЭС нуждается в совершенствовании и гармонизации с основными документами ЕАЭС в данной области. Например, в Казахстане отсутствует долгосрочная Стратегия инновационного развития, в Армении в настоящее время лишь прорабатывается проект Стратегии научно-технологического развития. В большей степени сближение научно-технологической сферы наблюдается в отношениях России и Беларуси, тесное сотрудничество которых закреплено в Стратегии научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года от 29.01.2024 №2. Таким образом, пятая свобода в рамках ЕАЭС – формирование общего рынка знаний в отличие от других свобод (товаров и услуг, рабочей силы и капитала) реализована в наименьшей степени.

Оценка эффективности научно-технологического сотрудничества государств-членов ЕАЭС в контексте обеспечения технологического суверенитета осложняется отсутствием универсальной методики оценки технологического суверенитета государств [8]. Для определения уровня технологического суверенитета ЕАЭС воспользуемся статистическими показателями и рейтинговыми индексами.

Несмотря на увеличение промышленного производства, темпов экономического развития в странах-членах ЕАЭС в последние годы, зависимость интеграционного объединения от поставок высокотехнологичной продукции из третьих государств весьма существенна. Так, по данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), импорт высокотехнологичных товаров в страны ЕАЭС составляет около 60% от общего объема импорта [25].

Источником технологических инноваций и ведущим государством в научно-технологическом сотрудничестве ЕАЭС в контексте обеспечения технологического суверенитета является Россия, которая обладает среди государств-членов ЕАЭС наибольшим научно-технологическим потенциалом. В 2023 году доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в РФ была наивысшей среди всех стран-членов ЕАЭС – 1,1% от ВВП страны, в 2022 году – 0,9% [26]. Для сравнения, согласно статистическим данным Организации Объединенных Наций (ООН), расходы на НИОКР в других странах-членах ЕАЭС в 2022 году составляли соответственно в Армении – 0,2%, в Беларуси – 0,5%, Казахстане – 0,1%, Кыргызстане – 0,1% [27]. В ходе сопоставления с аналогичными показателями промышленно развитых государств приведенные цифры очень незначительны и не могут кардинально улучшить научно-технологическую составляющую ни стран-членов ЕАЭС в отдельности, ни интеграционного объединения в целом и способствовать формированию общего рынка знаний.

Невысокие показатели стран-членов ЕАЭС в глобальном инновационном рейтинге также подтверждают низкий уровень инновационной активности и научно-технологический потенциал государств-членов ЕАЭС. По данным 2024 г. в глобальном инновационном рейтинге (по убыванию) Россия занимает 59-ое место, Армения – 63-ое, Казахстан – 78-ое, Беларусь – 85-ое, Киргизия – 99-ое место [28]. Следовательно, повышение научно-технологического потенциала государств-членов ЕАЭС будет способствовать укреплению научно-технологического сотрудничества ЕАЭС и, как следствие, укрепление технологического суверенитета интеграционного объединения и входящих в него стран.

Невысокий научно-технологический потенциал государств-членов ЕАЭС обусловлен недостаточным финансированием научно-технологической сферы. Средства НИОКР в существенной степени связаны с реализацией национальных проектов развития и имеют особую значимость для научно-технологического сотрудничества всего ЕАЭС. Важное место в реализации проектов национального научно-технологического развития государств-членов ЕАЭС занимает программа «Евразийская цифровая платформа» по формированию общей цифровой экосистемы, включающей электронное правительство, торговые платформы и систему кибербезопасности.

Помимо обеспечения нормативно-законодательной базы в последние годы в ЕАЭС с целью укрепления научно-технологического сотрудничества в контексте обеспечения технологического суверенитета уделяется внимание финансовой составляющей. По данным на 30 июня 2024 года Евразийский Банк развития осуществляет финансирование 78 проектов, в основном в сферах транспортной инфраструктуры, цифровых систем, зеленой энергетики, машиностроения. Среди них можно выделить проект по расширению и модернизации Международного аэропорта Алматы, проект по строительству и эксплуатации ГЭС «Куланак» в Кыргызстане и др. [35]. В Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» сформирована задача развития механизмов поддержки реализации кооперационных проектов [29]. В настоящее время страны-члены ЕАЭС уже запустили пилотный механизм финансовой поддержки за счет бюджета ЕАЭС кооперационных проектов, которые будут реализовываться на их территории [30]. Научно-технологическое сотрудничество в контексте обеспечения технологического суверенитета ЕАЭС сможет обеспечить устойчивость производственных комплексов к внешним и внутренним факторам и рискам. Достижение и укрепление технологического суверенитета ЕАЭС возможно за счет объединения ресурсов и промышленно-технологической кооперации стран-членов ЕАЭС.

В целом можно утверждать, что научно-технологическое сотрудничество ЕАЭС последовательно укрепляется. Подтверждением данному тезису служит продвижение цифровой повестки, промышленной кооперации, развитие совместной информационной системы и др. Однако на пути научно-технологического развития ЕАЭС стоят существенные проблемы: разный научно-технический потенциал государств-членов ЕАЭС, отсутствие общей долгосрочной комплексной научно-технологической стратегии и программы в контексте обеспечения технологического суверенитета в рамках ЕАЭС, недостаток финансирования, кадровые проблемы, проблемы с инфраструктурным обеспечением и др.

Для укрепления научно-технологического сотрудничества в контексте обеспечения технологического суверенитета ЕАЭС можно порекомендовать реализацию следующих мероприятий:

- разработка общей долгосрочной стратегии, а также конкретных программ и планов по укреплению научно-технологического сотрудничества в контексте обеспечения технологического суверенитета ЕАЭС с оценкой эффективности проводимых мероприятий и инструментов;

- увеличение расходов НИОКР в странах-членах ЕАЭС и привлечение частных, в том числе прямых иностранных, инвестиций. Полагаясь на результаты исследований, очевидно, что именно расходы на НИОКР и прямые иностранные инвестиции являются ключевыми детерминантами для увеличения научно-технологического потенциала и выпуска высокотехнологичной продукции.

- формирование специализированного органа в рамках ЕАЭС, содействующего научно-технологическому сотрудничеству в контексте технологического суверенитета интеграционной группировки и осуществляющего контроль за эффективностью данного процесса;

- создание общего бюджетного фонда в рамках Евразийского экономического союза по выравниванию технологического суверенитета государств-членов ЕАЭС, финансированию мероприятий по достижению и обеспечению технологического суверенитета ЕАЭС.

По нашему мнению, предложенные выше рекомендации будут способствовать укреплению научно-технологического сотрудничества и повышению технологического суверенитета Евразийского экономического союза. По мере усиления интеграционного взаимодействия и научно-технологического взаимодействия в ЕАЭС потребность в усилении технологического суверенитета будет возрастать, что самым благоприятным образом скажется на эффективности данного процесса. Углубление технологической интеграции в ЕАЭС будет способствовать усилению технологического суверенитета интеграционного объединения.

Научно-технологическое сотрудничество государств-членов ЕАЭС может быть укреплено за счет развития технологического потенциала государств-членов, внедрения передовых научно-технических решений в ведущие сектора экономики, активизации взаимодействия в области цифровой трансформации, реализации совместных высокотехнологичных проектов.

Заключение

В ходе проведенного исследования можно вывести следующие выводы и умозаключения.

Важность разработки концепции технологического суверенитета применительно к макроэкономической системе – интеграционной группировке в условиях новой реальности не подлежит сомнению. Нами предлагается уточнение дефиниции технологического суверенитета, а именно соединение способности и возможности государства самому или в кооперации с другими государствами производить критически важные технологии и предложении инновационных благ на мировом рынке. Укрепление научно-технологического сотрудничества государств в рамках интеграционной группировки будет автоматически способствовать усилению технологического суверенитета как ЕАЭС, так и государств-членов.

В настоящее время научно-технологическое сотрудничество Евразийского экономического союза осложняется невысоким уровнем развития научно-технологического потенциала государств-членов, отсутствием долгосрочной комплексной стратегии по достижению технологического суверенитета интеграционной группировки в целом и достаточно скромным финансированием, выделяемым на данные цели. Каждое государство-член Евразийского экономического союза имеет свои национальные интересы и специфические потребности в сфере обеспечения технологического суверенитета, что тормозит выработку совместной стратегии действий [21]. По мнению автора исследования, углубление интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза будет способствовать усилению научно-технологического сотрудничества и координации усилий стран в сфере обеспечения технологического суверенитета ЕАЭС. Дальнейшее развитие тематики исследования связано с оценкой эффективности современного этапа научно-технологического сотрудничества во взаимосвязи с обеспечением технологического суверенитета. Также интересным направлением исследовательского развития является дальнейшая проработка вопросов корреляции технологического суверенитета и технологической безопасности в рамках ЕАЭС.


Источники:

1. Глазьев С.Ю., Митяев Д.А., Толкачев С.А. Циклические закономерности развития технологических и мирохозяйственных укладов. - М.: Кнорус, 2023.
2. Глазьев С.Ю., Бодрунов С.Д. Закономерности формирования основ ноономики как грядущего общественного устройства: знать и действовать. - СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте; М.: Центркаталог, 2023.
3. Глазьев С.Ю., Косакян Д.Л. Состояние и перспективы формирования 6-го технологического уклада в российской экономике // Экономика науки. – 2024. – № 2. – c. 11-29.
4. Иванова Н. И. Инновационная конкуренция. / монография. - М.: Весь мир, 2020.
5. Петров М.Н. Теоретические основы развития инновационного и проектного менеджмента в период четвертой промышленной революции. / монография. - М.: РУСАЙНС, 2022.
6. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. - М.: Интеллектуальная Литература, 2021.
7. Aghion P., Antonin C., Bunel S. The Power of Creative Destruction: Economic Upheaval and the Wealth of Nations. - Cambridge, MA: Belknap Press, 2021.
8. Афанасьев А.А. Технологический суверенитет как научная категория в системе современного знания // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 9. – c. 2377-2394.
9. Grant P. Technological sovereignty: forgotten factor in the hi-tech razzamatazz. - Prometheus, 1983. – 239-270 p.
10. Diesen G. Great power Politics in the Fourth Industrial Revolution: The Geoeconomics of Technological Sovereignty. - I.B. Tauris, 2021.
11. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Международная интеграция и технологический суверенитет: правовые решения (зарубежный опыт). / монография. - М.: КноРус, 2023.
12. Никифорова Н.А., Бариленко В.И., Бурцева К.Ю. Анализ экономического состояния, перспектив и рисков пространства ЕАЭС. - М.: КноРус, 2021.
13. Андронова И.В. Экономическая безопасность ЕАЭС. - М.: Российский университет дружбы народов, 2020.
14. Ильина И.Е., Васильева И.Н., Гагиев Н.Н. Международное научно-техническое сотрудничество в России: анализ опыта и перспективы развития. - М., 2023.
15. Лисица Е.С., Карапетян А.Г. Научно-техническое сотрудничество в ЕАЭС: состояние и перспективы // Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами: Материалы VII международной научно-практической конференции. Донецк, 2021.
16. Данюкова М.Н., Нога В.И. Оценка современного состояния системы научно-технического развития в странах-членах ЕАЭС // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 11(2). – c. 185-190.
17. Киселева О.Н., Плотников А.П., Бехер В.В. Направления достижения технологического суверенитета экономических систем различного уровня в странах ЕАЭС. / монография // Под редакцией Киселевой О.Н. - М.: Ай Пи Ар Медиа, 2024.
18. Глазьев С.Ю. Евразийская экономическая интеграция в контексте становления нового мирохозяйственного уклада // Экономическое возрождение России. – 2024. – № 2 (80). – c. 34-45.
19. Макаренко Е.Н., Вовченко Н.Г., Ниворожкина Л.И. Детерминанты развития экономики России в условиях цифровой трансформации и обеспечения технологического суверенитета. / Под ред. Макаренко Е.Н. – Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). - Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2023.
20. Edler J., Blind K., Frietsch R. Technology sovereignty. From demand to concept. Fraunhofer Institute for Systems and Innovation Research. [Электронный ресурс]. URL: https://www.isi.fraunhofer.de/content/dam/isi/dokumente/publikationen/technology_sovereignty.pdf (дата обращения: 23.11.2024).
21. Нормативно-правовая база научно-технического сотрудничества. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_makroec_pol/sci-tech/npa-nts.php (дата обращения: 10.01.2025).
22. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 «О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428320/scd_12012021_12 (дата обращения: 10.01.2025).
23. Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01443175/ms_26122023 (дата обращения: 10.01.2025).
24. Путин предложил обеспечить «свободу знаний» в ЕАЭС на общих принципах образования стран. 25.05.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/17842629 (дата обращения: 08.01.2025).
25. Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaunion.org (дата обращения: 10.01.2025).
26. Статистика ЕАЭС. Наука и инновации. Динамические ряды. Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/union_stat/current_stat/science_and_innovation/series/ (дата обращения: 10.01.2025).
27. Затраты на исследования и разработки в процентах от ВВП. United Nations Global SDG Database. [Электронный ресурс]. URL: https://unstats.un.org/sdgs/dataportal (дата обращения: 25.12.2024).
28. Global Innovation Index 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/gii-ranking/en/rank (дата обращения: 16.12.2024).
29. Евразийский банк развития. [Электронный ресурс]. URL: https://eabr.org/projects/eabr/ (дата обращения: 10.01.2025).
30. [Электронный ресурс].

Страница обновлена: 19.01.2025 в 22:23:06