Фармацевтическая промышленность: последствия влияния международных санкций и результаты перезагрузки на технологическую независимость

Доржиева В.В.1
1 Институт экономики Российской академии наук

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать:
Доржиева В.В. Фармацевтическая промышленность: последствия влияния международных санкций и результаты перезагрузки на технологическую независимость // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 12. – С. 5595-5604. – doi: 10.18334/epp.13.12.120006.

Аннотация:
Статья посвящена исследованию возникающих вызовов в результате международных санкций и оказывающих влияние на развитие и технологическую независимость отечественной фармацевтической промышленности. В этой связи сначала анализируется ее состояние и уровень импортозависимости в период усиления международного санкционного давления на российскую экономику. Затем рассматриваются последствия влияния санкций на импорт фармацевтической продукции и новых инструментов государственной антикризисной политики. После описываются инструменты государственной антикризисной политики стабилизации и обеспечения технологической независимости в фармацевтической промышленности. Сделан вывод, что в фармацевтической промышленности формирование технологического суверенитета возможно только на базе ускоренной технологической модернизации с ориентацией на новые высокотехнологичные рынки и требует реализации комплексных мер, обеспечивающих скорейшее создание независимого от импорта производства по «замкнутому циклу» – от подготовки кадров, научных разработок, собственной производственно-технологической базы, сырья до выпуска готовой продукции.

Ключевые слова: международные санкции, фармацевтическая промышленность, импортозависимость, антикризисная политика, технологический

JEL-классификация: F51, L6, L16, O14



Введение

Актуальность темы исследования обусловлена высокой ролью фармацевтической промышленности в мировой и национальной экономике. В настоящее время основной объем производства мирового рынка фармацевтической продукции сосредоточен в нескольких крупных транснациональных компаниях (ТНК), например, таких как: Pfizer (США), на долю которой приходилось 9% мирового рынка в 2022 г.; Roche (Швейцария) – 6%; Johnson & Johnson (США) – 5%; AbbVie (США) – 5%; Merck & Co. (США) – 5%, Novartis (Швейцария) – 5%; AstraZeneca (Великобритания) – 4%; Sanofi (Франция) – 4%; . Bristol Myers Squibb (США) – 4%; Gilead Sciences (США) – 3,3%; Eli Lilly (США) – 3% [23] (Mikulic, 2022). Соответственно, США и ЕС по-прежнему являются одними из крупнейших фармацевтических рынков мира и вместе с Канадой, Японией и Австралией образуют так называемые развитые рынки. Россия, как и Китай, Бразилия и Индия, относится к другой части мирового фармацевтического рынка – развивающимся рынкам, демонстрирующим самый быстры рост продаж лекарственных препаратов.

В России фармацевтическая промышленность входит в число приоритетных отраслей и с точки зрения инновационного и технологического развития, и с точки зрения высокой социальной значимости, обеспечивает национальную безопасность страны и граждан, независимо от внешнеполитической обстановки [22] (Golovnin, Lenchuk, 2023). Вместе с тем фармацевтическая промышленность является одной из наиболее критически зависящих от импорта: доля импорта в промежуточном потреблении превышает 37%; доля иностранной добавленной стоимости в конечном потреблении – 53%; уровень импортозависимости составляет 55,6% [12] (Dorzhieva, 2023).

В результате международных санкций для российских производителей оказались ограничены экспортные и импортные поставки, возможности заимствования технологий. Для российской фармацевтической отрасли, технологически отстающей от развитых стран на рынках инновационных и оригинальных лекарственных препаратов, зависимой от зарубежных технологий, оборудования, комплектующих, фармацевтического сырья и прочих компонентов, ограничение доступа к некоторым зарубежным технологиям и прекращение совместных международных исследований может усилить разрыв в технологическом развитии.

В этой связи, цель статьи заключается в исследовании возникающих вызовов в результате международных санкций и оказывающих влияние на развитие и технологическую независимость отечественной фармацевтической промышленности.

Научная новизна исследования заключается в выявлении перспектив достижения технологического суверенитета в фармацевтической промышленности.

Методология исследования основывается на решении научных задач, с вязанных с рассмотрением особенностей развития отечественной фармацевтической промышленности в период усиления международного санкционного давления на российскую экономику, исследованием последствий влияния санкций на импорт фармацевтической продукции и новых инструментов государственной антикризисной политики, направленных на обеспечение технологического суверенитета в фармацевтической промышленности. Информационной базой исследования стали нормативные правовые документы, информационные материалы органов власти, аналитические отчеты международных организаций, оценки экспертов, научная литература, информация периодической печати и др.

Фармацевтическая промышленность России на современном этапе развития

После запуска в 2014 г. стратегии Фарма-2020, в основном, сосредоточенной на локализации производства иностранных фармпрепаратов, свои производства разместили в России почти все глобальные фармкомпании и во многом благодаря иностранным инвестициям фармацевтическая промышленность стала развиваться достаточно динамично (см. Рис.1- 2).

В качестве основных тенденций развития фармацевтической промышленности в 2022-2023 гг. можно выделить следующие:

- Россия занимает на глобальном фармацевтическом рынке 9-е место с долей в 2,2% [7] (Vorobyov, 2023) и сейчас оценивается примерно в 2,5 млрд руб. (или 38 млрд долл.), увеличившись почти на 12% по сравнению с предыдущим годом [21].

- Ограничения в сфере внешнеторговых операций отразились на экспорте, объемы которого в 2022 г. сократились в 2 раза по сравнению с 2021 г. (см. Рис.1).

Источник: составлено по данным ФТС

Рис. 1 – Динамика внешней торговли России фармацевтической продукцией в 2018-2022 гг., млрд долл.

- Объем отечественного производства лекарственных препаратов в стоимостном выражении в 2022 г. увеличился почти в 2 раза – 668,8 млрд. руб. по сравнению с 2018 г., а в натуральном выражении увеличился незначительно – всего на 1% (см. Рис. 2).

Источник: составлено по данным Росстат

Рис. 2. Динамика объемов производства лекарственных препаратов в России за 2018-2023 гг. в натуральном и стоимостном выражении

В структуре рынка доля российского производства составляет 36% (в основном небрендированные дженерики), иностранное локализованное производство на территории России (в основном оригинальные и брендированные дженерики) – 9%, а остальное импортное – 55%, из которых более 90% лекарств поставляется из «недружественных стран». За год продано 3,6 млрд упаковок российских лекарств на 938 млрд руб. Многие отечественные производители ориентируются на госпитальные закупки и льготный сегмент, поэтому сосредотачиваются на жизненно важных препаратах. В госзакупках отечественные препараты из Перечня ЖНВЛП составили в рублях 93%, в рознице – 40% [6].

Влияние международных санкционных ограничений на условия функционирования фармацевтической отрасли

После введения внешнеторговых и технологических ограничений, хотя формально отрасль не попала под санкции, возникла неопределенность относительно поставок технологий, инновационных лекарственных препаратов, сырья (субстанций и прочих компонентов) и оборудования (включая запчасти), многие иностранные компании начали отказываться от инвестиций, продвижения (маркетинга, рекламы и пр.) и поставок своей продукции в Россию. Первыми из «Большой фармы», кто пересмотрел свои инвестиционные планы и стратегии бизнеса в России, стали Bayer (Германия), Eli Lilly & Co (США), Novartis (Швейцария), Merck & Co (США), Pfizer (США), Sanofi (Франция), Allergan Aesthetics (США) и Roche Holding AG (Швейцария) [14]. Если некоторые продолжили поставку лекарственных средств, то инвестиции прекратили все из перечисленных компаний. Кроме этого, значительно сократилось и количество инвестиционных проектов, связанных с разработкой, клиническими исследованиями и регистрацией инновационных оригинальных лекарственных препаратов, с участием иностранных компаний [10] (Dorzhieva, 2022).

Как отмечают аналитики RNC Pharma, 28 зарубежных производителей полностью прекратили поставки на фармацевтический рынок [15] (Kiselyova, 2023). Сократился импорт лекарств из США, стран ЕС, Канады, Израиля и др. Какие-то позиции лекарственных препаратов исчезают временно, а какие-то уходят и не обещают вернуться. По данным таможенной службы, в 2022 было задекларировано фармацевтической продукции на 1,5% ниже, чем в 2021 г., ввезенных из Германии, Франции, Индии, Беларуси, Великобритании [9] (Davidov, 2022). Из транснациональных фармкомпаний сильнее всего объем поставок лекарств в натуральном выражении снизился у японской Takeda. В 2022 году компания ввезла в Россию 4,7 млн упаковок, что на 57% меньше, чем в 2021 году [19] (Prokhorchuk, 2023). По данным DSM Group, только за январь-июль 2023 г. ассортимент уникальных иностранных препаратов в российских аптеках сократился более чем на 20% [18] (Pichugina, 2023).

В качестве основных негативных последствий санкций в фармацевтической промышленности можно выделить следующие:

- Нарушение глобальных цепочек поставок. Недоступными стали некоторые поставщики лекарственных препаратов, фармацевтического сырья (субстанций и компонентов, необходимых для производства лекарств), оборудования и запчастей [10] (Dorzhieva, 2022).

- Потребность в поиске альтернативных поставщиков. Фармкомпаниям пришлось искать альтернативные источники поставок, иногда внутри страны, что привело к изменению дистрибьюционных путей и поиску новых партнеров [12] (Dorzhieva, 2023).

- Повышение стоимости и дефицит некоторых лекарств. Из-за изменения транспортно-логистических цепочек некоторые иностранные лекарства стали недоступными или более дорогими, что наложило дополнительное финансовое бремя на систему здравоохранения и возникновение медицинских рисков для населения из-за недоступности определенных лекарств. Кроме этого, местные фармкомпании тоже подняли цены из-за повышения издержек производства, в том числе в результате потери рынков сбыта и конкурентоспособности на мировом рынке [16] (Kostereva, 2023).

- Прекращение фундаментальных исследований и ограничение доступа к технологиям, в том числе в отношении новых форм лекарственных средств, сырья, материалов и комплектующих для обеспечения исследований и разработок [11] (Dorzhieva, 2023). Так, в 2022 г. количество выданных Минздравом России разрешений на клинические исследования, спонсируемых иностранными компаниями, снизилось на 66,2% по сравнению с 2021 г. [13]. В первом полугодии 2023 г. количество разрешений сократилось на 92,8%: восемь против 111 разрешений за аналогичный период в 2022 г., семь из которых было выдано иностранным компаниям и одно – российскому BIOCAD [8] (Gritsenko, 2023).

Введение блокирующих международных санкций в высокотехнологичных областях провоцирует исключение России из сферы международной научно-технологической и производственной кооперации в технологических областях, в том числе в фармацевтической отрасли. В результате санкционных ограничений в технологической сфере стало невозможным использовать зарубежные передовые технологии и оборудование для модернизации фармацевтических производств. В России до введения международных санкций в 2022 г. более 80% вложений в технологическое оборудование (с учетом запчастей) приходилось на импортные решения [20], а 31,7% используемых российскими организациями технологий были приобретены у зарубежных поставщиков [17].

Государственная политика обеспечения технологического суверенитета в фармацевтической промышленности в новой реальности

Понимание последствий и рисков санкционного давления послужило стимулом для изменений в стратегиях развития и сотрудничества между отечественными компаниями и государственной властью.

В рамках государственной антикризисной политики были актуализированы планы импортозамещения в отрасли, ключевыми задачами которых стали: создание собственного производства субстанций и лекарственных препаратов; переход на производственное оборудование российских производителей; оптимизация логистических цепочек за счет параллельного импорта и поиска надежных зарубежных поставщиков из «дружественных» стран. Правительством в 2023 г. фармацевтическая промышленность была отнесена к 13 приоритетным отраслям, являющимися критическими для обеспечения технологического суверенитета страны [5].

В принятой 7 июня 2023 года Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ до 2030 года [1] («Фарма-2030»), определившей основные цели, в т.ч. увеличение к 2030 г.: объема рынка лекарств с 2,2 трлн руб. в 2022 г. до 3,8 трлн руб.; доли российских препаратов (без локализованного иностранного производства) – с 35,9 до 42,6% (в денежном выражении); объема экспорта – с 1,28 до 3,4 млрд долл.; доли российских препаратов полного производственного цикла, входящих в перечень стратегически важных препаратов – с 67,4 до 80 % [1], вектор промышленной политики на импортозамещение и модернизацию производств на основе стимулирования внедрения передовых технологий и новых лекарственных препаратов в производство, а также повышение конкурентоспособности российских производителей на внешнем и внутреннем рынках сохраняется.

Кроме этого, правительством предпринято ряд мер поддержки российских фармпроизводителей:

- Продлена до конца 2024 г. упрощенная процедура государственной регистрации, позволяющая в более короткий срок для вывода лекарственных препаратов на рынок, оказавшегося под влиянием санкций [2].

- Разрешена продажа (параллельный импорт) до конца 2024 г. вновь зарегистрированных лекарственных препаратов не только в российской упаковке, но и иностранной с инструкцией по применению на русском языке [2].

- Запущен новый механизм субсидирования компаний, разрабатывающих аналоги импортных лекарств, которые производятся по иностранным патентам [3].

- В целях минимизации рисков для системообразующих предприятий отрасли, дистрибьюторам и аптечным сетям предоставляется поддержка в виде банковских гарантий для проведения взаиморасчетов по контрактам на поставку иностранной фармацевтической продукции [4].

Заключение

Резюмируя материалы статьи, важно отметить, что в контексте новых вызовов необходимо найти решения, чтобы преодолеть зависимость отрасли от импорта сырья и средств производства, нарастить объем инновационных разработок в портфелях российских фармкомпаний, обеспечить сбыт продукции, достичь гармонизации регулирования в сфере разработки и регистрации лекарств с крупными фармацевтическими рынками и другие.

Как представляется, в фармацевтической промышленности формирование технологического суверенитета возможно только на базе ускоренной технологической модернизации с ориентацией на новые высокотехнологичные рынки и требует реализации комплексных мер, обеспечивающих скорейшее создание независимого от импорта производства по «замкнутому циклу» – от подготовки кадров, научных разработок, собственной производственно-технологической базы, сырья до выпуска готовой продукции.


Источники:

1. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 07.06.2023 N 1495-р. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_449976/?ysclid=lmw6p4iopk178602713 (дата обращения: 05.11.2023).
2. Постановление от 27 мая 2023 года №824. Официальный портал Правительства РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/48661/ (дата обращения: 15.11.2023).
3. Постановление от 3 апреля 2023 года №529. Официальный портал Правительства РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/48199/ (дата обращения: 15.11.2023).
4. Постановление от 7 апреля 2022 года №612. Официальный портал Правительства РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/45107/ (дата обращения: 15.11.2023).
5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2023 № 603. Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/48272/ (дата обращения: 15.11.2023).
6. Аналитический отчет «Фармацевтический рынок России. Итоги 2022 г.». Dsm group. [Электронный ресурс]. URL: https://dsm.ru/docs/analytics/Annual_report_2023_rus.pdf.
7. Воробьев В. Развитие фармацевтического рынка России 2023 в новой реальности: ключевые игроки и результаты. Деловой профиль. [Электронный ресурс]. URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/razvitie-farmatsevticheskogo-rynka-rossii-2023-v-novoy-realnosti-klyuchevye-igroki-i-rezultaty/ (дата обращения: 15.11.2023).
8. Гриценко П. Фармкомпании снялись с испытаний. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6138268 (дата обращения: 15.11.2023).
9. Давыдов Р. Объем импорта лекарств в РФ сократился на 1,5% с начала года. Фтс. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/aktual-no/document/367551 (дата обращения: 15.11.2023).
10. Доржиева В.В. Государственная политика импортозамещения как фактор развития фармацевтической промышленности России: влияние санкций и шаги к успеху // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2022. – № 6. – c. 68-78. – doi: 10.52180/2073-6487_2022_6_68_78.
11. Доржиева В.В. Развитие сектора исследований и разработок фармацевтической промышленности в условиях международных антироссийских санкций // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 4. – doi: 10.18334/vinec.13.4.119770.
12. Доржиева В.В. Стратегия новой индустриализации фармацевтической промышленности: национальные приоритеты и новые вызовы // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2023. – № 2. – c. 198-215. – doi: 10.38197/2072-2060-2023-240-2-198-215.
13. Информационно-аналитический бюллетень. Ассоциации организаций по клиническим исследованиям. Итоги 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: http://acto-russia.org/files/bulletin_26.pdf (дата обращения: 05.11.2023).
14. Какой иностранный бизнес прервал работу в России. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5240137 (дата обращения: 15.11.2023).
15. Киселева А. Российский фармрынок не заметил санкций. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/02/02/961366-rossiiskii-farmrinok-ne-zametil-sanktsii (дата обращения: 15.11.2023).
16. Костерева М. Путин отметил рост цен и дефицит некоторых лекарств. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5784443 (дата обращения: 15.11.2023).
17. Власова В.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А., Коцемир М.Н., Кузнецова И.А. и др. Наука. Технологии. Инновации: 2023. - М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 102 c.
18. Пичугина Е. Часть импортных лекарств «с концами» исчезла с российского рынка. Московский комсомолец. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/economics/2023/09/13/chast-importnykh-lekarstv-s-koncami-ischezla-s-rossiyskogo-rynka.html (дата обращения: 15.11.2023).
19. Прохорчук С. Зарубежные фармкомпании прекратили импорт 99 препаратов в 2022 году. Vademecum. [Электронный ресурс]. URL: https://vademec.ru/news/2023/02/02/ne-brat-inostrannye-kompanii-neznachitelno-snizili-obem-postavok-lekarstv-v-rf/ (дата обращения: 15.11.2023).
20. Российский рынок оборудования, сырья и технологий для фармацевтического производства: возможности и точки роста. ITE Group. [Электронный ресурс]. URL: https://pharmtech-expo.ru/ru/media/news/2023/may/31/equipment-raw-materials-technologies-for-russian-pharmaceutical-market (дата обращения: 15.11.2023).
21. Фармацевтическая промышленность России – статистика и факты. Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/topics/6547/pharmaceutical-industry-in-russia/#topicOverview (дата обращения: 15.11.2023).
22. Экономика России в условиях новых вызовов: от адаптации к развитию. / Доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2023. – 132 c.
23. Matej Mikulic Global pharma market share by top companies 2022. Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/309425/prescription-drugs-market-shares-by-top-companies-globally/.

Страница обновлена: 17.02.2024 в 15:58:29