Формирование партнерских отношений «наука – производство – образование» в современных условиях: организационно-экономический аспект

Подвербных О.Е.1, Охоткин К.Г.2, Кукушкин С.Г.2, Дятлов Д.В.2
1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
2 Акционерное общество «РЕШЕТНЕВ»

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54383743

Аннотация:
Современные требования к национальной экономике диктуют условия, при которых концентрация сил и ресурсов во всех сферах жизнедеятельности становится первостепенной. Для целей технологической суверенизации необходимым условием является развитие наукоемких производств, инновационных прорывных технологий, формирование персонала с наличием гибких наукосодержащих компетенций. Снижение транзакционных издержек между субъектами экономики возможно, если отношения выстраиваются на долгосрочной основе. Триединая формула «наука – производство – образование» позволяет сфокусировать внимание на взаимовыгодных условиях, которые предполагают формирование со стороны производства заказа на фундаментальные и прикладные исследования, а также на формирование необходимых компетенций. В статье рассмотрен опыт реализации формирования такой системы на примере АО «РЕШЕТНЕВ» – одному из предприятий госкорпорации «Роскосмос». В ней рассмотрена не просто система соглашений между предприятием и образовательными учреждениями, а широкий спектр работ, начиная с совместных исследований и разработок, заканчивая формированием условий для академической мобильности студентов учебных заведений в формате «Созвездие Роскосмоса».

Ключевые слова: технологический суверенитет, научно-технологическое развитие, принцип триединства «наука – производство – образование», опережающее кадровое обеспечение, целевая подготовка студентов

JEL-классификация: I23, I25, I26



Введение

Процессы, происходящие в последнее время в стране и в мире, заставляют осуществлять мобилизацию всех слоев общества на совершенно иной основе. Это во многом связано с тем, что изменения в конфигурации центров сил и центров притяжения трансформируются в национальные экономические интересы и, как результат, связи между участниками мировой хозяйственной системы приобретают национальные черты.

Имея в последние годы глобальные изменения в экономике, гиперконкуренцию на всех рынках (особенно на рынках ресурсов), и, как следствие, кризис мировой экономической системы, преобразуемой в информационно-инновационный формат, где в основе лежат принципы и технологии Индустрии 4.0, сформировалась необходимость цифровой трансформации для обеспечения инновационных изменений во всех сферах, что предполагает усиление требований к индустриальной составляющей экономик государств [1; 2] (Glaziev, 2022; Kadomtseva, 2023).

В последние годы в экономической литературе особое место уделяется проблемам технологической суверенизации хозяйства страны [3-4] (Afanasev, 2022; Deryabin, 2020). При этом ее достижение возможно путем решения нескольких задач [1]:

во-первых, восстановление технологической целостности производства страны, – в комплексе антикризисных мер, которые были направлены на купирование угроз, связанных с ограничением деятельности иностранных компаний на территории Российской Федерации, а также оперативного импортозамещения и ввоза необходимой продукции в режиме параллельного импорта. Такая деятельность должна дать возможность отечественным товаропроизводителям занять освободившие ниши и в короткие сроки переключиться на производство востребованной продукции, включая оборонный комплекс страны;

во-вторых, повышения автономности функционирования ключевых сфер жизнедеятельности, – экономическая зависимость страны в ключевых сферах жизнедеятельности не позволяет отечественному производителю выйти на уровень конкурентоспособности с мировыми гигантами, происходит процесс сдерживания развития. Любая научная, предпринимательская идея в этих условиях не поддерживалась, система образования формировалась таким образом, чтобы основным приоритетом стала идеология неолиберализма (при этом рассматриваются теории «достойного труда» [5] (German, 2019) для групп работников);

в-третьих, образовательно-кадровое обеспечение, – в настоящее время сложилась ситуация, когда, с одной стороны, предприятия испытывают потребность в квалифицированном персонале, при этом никаким образом не влияя на процесс формирования образовательных стандартов, программ, программ практик, тем выпускных квалификационных работ; с другой – выпускники вузов трудоустраиваются самостоятельно, тратя время на поиск работы. Разрыв между вузами и предприятиями увеличивался, что привело к диспропорциям и в системе образования, и в системе подбора кадров на предприятии. Пятого апреля 2023 г. в Государственной Думе в третьем, окончательном чтении был принят закон о целевом приеме и целевом обучении в вузах страны; и многое другое.

В основе импортозамещающих технологий для обеспечения суверенизации должны лежать научно-технологические наработки отечественного производства. Получение таких наработок возможно при условии наличия в обществе необходимых компетенций [6] (Gorshkova, 2023). Поиск носителей компетенций с научными знаниями на уроне мировых достижений и умением доводить свои новации не только до промышленных образцов, но и запуск их в производство, – это то, что может служить основой для технологического прорыва. Чем ближе находятся друг к другу те подсистемы, которые аккумулируют в себе эти компетенции, тем быстрее и эффективнее подсистемы как контрагенты формируют принципы взаимодействия для получения конечного результата и сам конечный результат.

Организационно-институциональные аспекты взаимодействия производства и образования

Триединая формула «наука – производство – образование» означает тесные партнерские взаимоотношения всех участников процесса инновационного развития, их взаимовлияние и взаимодействие как на этапе подготовки инновационного продукта в результате исследований, разработок и доведения до промышленного образца, так и на этапе формирования кадрового состава промышленного предприятия через включение в систему подготовки производственные ресурсы.

По мнению многих отечественных исследователей [7] (Ivanov, 2023) в недалекой перспективе на лидирующие позиции выйдут те государства, которые смогут обеспечить свой суверенитет путем проведения самостоятельно фундаментальных научных исследований по максимально широкому спектру направлений, а также сформировать отечественный высокотехнологичный производственный потенциал, что позволит оперативно превращать новые результаты в технологии, товары и услуги. Основным бенефициарами фундаментальной науки выступают государство и бизнес, поэтому реализация принципа инновационного дуализма заключается во взаимозависимости состояния бизнеса фундаментальной науки.

Если фундаментальная и прикладная наука и производство могут находиться в рамках одного хозяйствующего субъекта, то система образования в эту структуру слабо вписывается. Образование как институциональная среда имеет свои цели, задачи, свою нормативно-правовую обеспеченность и т.д. Отношения между бизнесом и образовательными учреждениями могут складываться на основе договорных отношений: соглашениях о сотрудничестве, о практической подготовке, о стратегическом партнерстве и т.п. Внешняя сторона таких соглашений представляет собой обязательства сторон о проведении совместных исследований в рамках Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, организацию производственной практики студентов на производственной базе предприятий, проведение представителями предприятий занятий по дисциплинам с практической подготовкой. Внутренняя сторона соглашений представляет собой неформальные институциональные взаимодействия, которые есть отражение трансформационных изменений общества: координация взаимодействия вузов с работодателями посредством созданных в вузах Российской Федерации центров карьеры или центров содействия трудоустройству выпускников; организация для студентов производственной и преддипломной практики на предприятии; проведение ярмарок вакансий, встреч студентов с представителями промышленности; целевое обучение; обучение через исследовательские проекты; целевая подготовка студентов на территории работодателя; карьерное портфолио студента; участие предприятия в разработке образовательных программ [8, С. 86-87] (Trojan, Sakharov, Zhidik and Chistoedova, 2022, P. 86-87).

В 2020 году одной из Национальных целей развития страны было определено обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет исследований, проводимых в учебных заведениях высшего образования [9]. Третья миссия университетов, представляющая развитие взаимодействия университета с обществом, его социальную ответственность, положения в стране и регионе [10] (Nechaev, 2021), делает университеты территориальными центрами регионов [11] (Bogomolova, Zhigalova, 2022), что меняет их социальный статус. В этом качестве представление «университет как социальный лифт» сработает только в том случае, если образовательные программы вузов будут качественны и актуальны.

Низкий уровень качества образовательных программ, их отставание от требований реального сектора приводит к тому, что выпускники, отучившись четыре-пять лет, остаются не востребованы на рынке труда, так как их компетенции не соответствуют тем задачам, которые стоят перед производством, а сам носитель этих компетенций не способен в короткий срок восполнить пробелы в знаниях, навыках, умениях. Поэтому либо предприятия принимают на работу лиц, имеющих практический опыт работы, с целью снизить издержки на адаптацию молодого сотрудника, либо трудовая деятельность претендента на замещение вакантной должности начинается с обучения в корпоративном университете под условия производства. Такая вынужденная мера становится затратной в условиях обновления персонала, что негативно сказывается на имидже образования: «Забудьте все то, чему вас учили в университете». Выходом здесь может служить привлечение к разработке образовательных программ представителей бизнеса, участие ведущих работников предприятий в учебном процессе, наставничестве, предоставлении производственных мощностей для прохождения производственной практики. И, прежде всего, создание базовых кафедр на предприятиях.

Опыт ведущих вузов по созданию совместно с предприятиями базовых кафедр показал практико-ориентированный подход в подготовке молодых специалистов, увеличение заинтересованности выпускников в получении знаний, возможность их тут же применить на практике. В рамках подготовки специалистов на базовых кафедрах возможно внедрение проектной деятельности обучающихся, выявление молодых людей из числа выпускников, как с лидерскими качествами, так и с исследовательскими способностями. Такие близкие контакты студентов со специалистами производства позволяет снизить издержки на адаптацию молодых специалистов, расширить их круг общения в научной и производственной среде через участие в различного рода конкурсах, грантах, олимпиадах по читаемым дисциплинам.

Набор компетенций, формируемый у молодого человека во время учебы может быть углублен и расширен за счет включения в образовательные программы дисциплин с практической подготовкой и увеличением часов практической работы не в аудитории, а непосредственно на производстве либо на симуляторах. Оборудование, предоставляемое для работы студентов, чаще всего соответствует мировым стандартам [12, с. 88-90; 13, с.12-13] (Trojan, Sakharov, Zhidik and Chistoedova, 2022, P. 88-90; Kutuzov, Barkhatov, Veremyev, Vorobyov, Malyshev, Petkau, Shmyrin, 2020).

С позиции теории инвестиций в человеческий капитал компетенции, формируемые у студентов в вузе, дают в основном общие знания, они не носят специфического характера, т.е. не дают представлений о конкретном предприятии, его технических, технологических, социально-экономических особенностях, тем самым формируя лишь «модельные» представления о будущей профессии. Задача сближения теоретического, – «модельного», – представления о потенциально возможных рабочих местах с их фактической реализацией становится более решаема в условиях сочетания теоретического обучения и практической подготовки. Это может быть магистерская программа, основанная на принципе «один плюс один», когда первый год предполагает освоение теоретической части программы, а второй – практическую подготовку на производстве в качестве включенного сотрудника. В этом случае затраты на адаптацию молодых специалистов сильно снижаются, так как они проходят этот процесс еще в ранге обучающегося. Качество тем выпускных квалификационных работ (ВКР) в форме магистерской диссертации значительно растет, так как темы имеют не абстрактный, а конкретный характер. Кстати, защита ВКР может проходить на территории предприятия.

Еще одним ключевым моментом в системе сближения производства и образования является проблема независимой оценки компетенций выпускников. Государственная итоговая аттестация в форме государственного экзамена и подготовка и защита ВКР еще не гарантирует работодателю, что получивший диплом выпускник является носителем тех компетенций, которые необходимы данному, конкретному работодателю. Конечно, вузы делают максимально от них зависящее, чтобы знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, пригодились выпускнику и отвечали всем требованиям, согласно образовательного и профессионального стандарта, но если эти процедуры усилить сдачей профессионального экзамена через независимую оценку квалификации [14, с. 92-93] (Trojan, Sakharov, Zhidik and Chistoedova, 2022, P. 92-93).

Взаимодействие АО «РЕШЕТНЕВ» с учебными заведениями страны

В системе ракетно-космической промышленности (РКП) еще с советских времен в составе производственных затрат на продукцию была заложена научная составляющая, что позволяло предприятиям сокращать транзакционные издержки в виде согласования с вышестоящими органами в советское время, а также поиска потенциальных контрагентов сейчас. Проведение фундаментальных исследований самими предприятиями предъявляет к компетенциям персонала особые требования, – знание современных достижений в области науки и технологий, умение нестандартного исследовательского мышления при внедрении новаций в производство, навыки убеждения при продвижении продукта на рынок и прочие.

Акционерное общество «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» (АО «РЕШЕТНЕВ») (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») является одним из лидеров по созданию космических аппаратов связи, телевещания, ретрансляции, навигации, геодезии и др. Также одним из направлений деятельности предприятия является проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области создания космической техники, что позволяет предприятию выпускать продукцию, соответствующую мировым стандартам качества и надёжности [См. 15]. Вся технологическая цепочка от разработки до производства готовой продукции и далее обучение потребителей осуществляется в рамках его деятельности.

АО «РЕШЕТНЁВ» осуществляет следующие меры в области опережающего кадрового обеспечения совместно с опорными вузами:

– подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов РКП в соответствии с задачами, стоящими перед корпорацией по обеспечению обороноспособности страны, созданию конкурентоспособной ракетно-космической техники, использованию результатов космической деятельности;

– развитие и внедрение инновационных образовательных технологий, единых требований к уровню и качеству подготовки, практической направленности обучения студентов с учетом требований организаций РКП и современного рынка труда;

– участие в разработке отраслевых профессиональных стандартов работников РКП, а также федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом положений соответствующих профессиональных стандартов и требований к уровню квалификации работников;

– организация и проведение фундаментальных и прикладных научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области космической деятельности;

– реализация программ академической мобильности студентов и аспирантов технических специальностей и направлений внутри Консорциума «Созвездие Роскосмоса», куда вошли 19 университетов – участников в области подготовки квалифицированных кадров современного уровня в рамках создания единой комплексной образовательной, научной, инновационной среды, направленной на развитие кадрового и научного потенциала ракетно-космической отрасли с целью обеспечения подготовки кадров для организаций РКП на основе передового опыта и перспективных технологий участников Консорциума;

– профессиональная ориентация детей посредством повышения их мотивации к трудовой деятельности по приоритетным для РКП направлениям подготовки в сфере профессиональной подготовки и профессионального обучения;

– организация научно-практических конференций, форумов, конкурсов, экскурсий и др. для представителей Участников Консорциума;

– участие образовательных учреждений – Участников Консорциума в реализации программ инновационного развития организаций РКП;

– содействие приведению учебно-исследовательской базы образовательных учреждений – Участников Консорциума в соответствие с современными требованиями подготовки кадров для организаций высокотехнологических секторов экономики и РКП;

– организация взаимодействия советов молодых ученых и специалистов Участников Консорциума;

– взаимодействие с научно-образовательными центрами по профильным направлениям деятельности Участников Консорциума;

– обеспечение подготовки научно-педагогических кадров и научных кадров высшей квалификации, организация повышения квалификации профессорско-преподавательского состава на базе Участников Консорциума;

– обеспечение долгосрочного партнерства по подготовке кадрового резерва в интересах РКП;

– реализация дополнительных профессиональных программ для руководителей и специалистов организаций РКП в области изучения и освоения передовых достижений при реализации комплексных междисциплинарных проектов создания высокотехнологических производств в приоритетных направлениях развития российской космической промышленности;

– участие в реализации государственного плана подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2021–2030 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 2369 «О государственном плане подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2021–2030 годы» [16];

– участие в реализации механизма целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. № 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» [17];

– организация взаимодействия с образовательными и научными организациями в области использования достижений фундаментальной науки для инновационного развития РКП;

– профессиональная ориентация выпускников учебных заведений, создание условий для привлечения студентов, аспирантов и докторантов вузов к выполнению НИОКР в интересах РКП, обеспечение потребности организаций РКП в высококвалифицированных научных работниках и специалистах;

– развитие научно-технического сотрудничества вузов с научными организациями РКП, создание научно-образовательных центров, инновационно-образовательных центров космических услуг, ресурсных центров коллективного пользования, научных лабораторий;

– содействие в разработке дополнительных профессиональных образовательных программ, учитывающих специфику РКП;

– сотрудничество с заинтересованными российскими и зарубежными партнерами, направленное на развитие системы подготовки кадров для организаций РКП;

– содействие привлечению ресурсов для развития системы подготовки и переподготовки кадров в организациях РКП, включая международные программы и проекты;

– содействие Госкорпорации «Роскосмос» продвижению Участников Консорциума на отечественном и международном рынке образования;

– содействие в организации регулярных ознакомительных выездов научно-педагогических работников и студентов Участников Консорциума в организации РКП;

– содействие вовлечению студентов в общественную жизнь организаций РКП;

– совместная реализация с АНО «Корпоративная Академия Роскосмоса» образовательных программ для работников организаций РКП;

– содействие в формировании положительного имиджа Госкорпорации «Роскосмос» как надежного и ответственного работодателя;

– содействие в создании «Центров студентов Госкорпорации «Роскосмос» на базе Участников Консорциума;

– содействие включению представителей Госкорпорации «Роскосмос» и её организаций в ученые и научно-технические советы Участников Консорциума;

– содействие в продвижении и распространении среди студентов, преподавательского состава и административного персонала научно-популярного журнала «Русский космос», издаваемого Госкорпорацией «Роскосмос»;

– содействие распространению тематической сувенирной продукции о ракетно-космической отрасли;

– содействие в формировании рекомендаций для синхронизации целей, задач и показателей результативности в программах развития Участников Консорциума с программами инновационного развития организаций Госкорпорации «Роскосмос».

Предприятие, формируя доступную среду для получения образования, в настоящее время имеет договоры с опорными университетами о целевой подготовке студентов по специальностям и по направлениям бакалавриата и магистратуры (рис. 1).

Рисунок 1. Структура численного состава студентов высшего

и средне специального образования, обучающихся

по целевым договорам с АО «РЕШЕТНЕВ»

Данная численность не фиксируется, так как на основе принятого в 2020 году государственного плана подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2021–2030 гг., утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 2369, был определен план по приему граждан на целевое обучение в 2023 году. Для АО «РЕШЕТНЕВ» набор будет осуществляться в вузы по следующему спектру специальностей (табл. 1).

Таблица 1

Планируемый прием граждан на целевое обучение на 2023–2024 уч. год

№ п/п
Учебные заведения ВО
Направления подготовки или специальности
1
Балтийский государственный технический университет "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова
24.04.01 Ракетные комплексы и космонавтика
24.05.01 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов
2
Воронежский государственный технический университет
10.05.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем
11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы
3
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева – КАИ
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы
4
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
24.05.01 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов
5
Национальный исследовательский Томский государственный университет
01.03.02 Прикладная математика и информатика
6
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
09.03.04 Программная инженерия
09.04.04 Программная инженерия
13.04.02 Электроэнергетика и электротехника
15.03.01 Машиностроение
15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств
15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
7
Новосибирский государственный технический университет
11.03.03 Конструирование и технология электронных средств
11.04.03 Конструирование и технология электронных средств
11.04.04 Электроника и наноэлектроника
15.04.03 Прикладная механика
8
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
18.03.01 Химическая технология
9
Санкт-Петербургский электротехнический университет ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина)
11.03.03 Конструирование и технология электронных средств
28.03.01 Нанотехнологии и микросистемная техника
10
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева
09.03.04 Программная инженерия
11.04.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
2.3.3 Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами
2.5.13 Проектирование, конструкция, производство, испытания и эксплуатация летательных аппаратов
2.5.6 Технология машиностроения
24.05.01 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов
24.05.06 Системы управления летательными аппаратами
11
Сибирский федеральный университет
01.03.02 Прикладная математика и информатика
01.04.04 Прикладная математика
09.03.04 Программная инженерия
10.05.01 Компьютерная безопасность
15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
12
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
11.03.03 Конструирование и технология электронных средств
11.04.04 Электроника и наноэлектроника
11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы

Описание взаимодействия АО «РЕШЕТНЕВ» как одного из предприятия госкорпорации «Роскосмос» был представлен одним из авторов на международной конференции «Современное образование: интеграция образования, науки, бизнеса и власти» в Томске в январе 2022 года [18, с. 8-14] (Kukushkin, 2022).

Другой институциональной структурой системы взаимодействия АО «РЕШЕТНЕВ» с учебными заведениями является создание инженерного центра ядерно-космических технологий в ЗАТО г. Железногорск (рис. 2), создаваемый в соответствии с Протоколом Губернатора Красноярского края от 08.02.2023 № 34.

Рисунок 2. Концепция образовательного инженерного центра ядерно-космических технологий в ЗАТО Железногорск

В 2019-2022 гг. АО «РЕШЕТНЕВ» приняло участие в проектах базового центра подготовки кадров автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификации»: Квалификация наставник, Кадры для высокотехнологичного предприятия и Компетенции XXI века. Если первые два проекта действуют в парадигме опережающей подготовки кадров для высокотехнологичного производства, соответствующей описанной выше модели «наука – производство – образование», то третий проект базируется на содержательной основе подготовки кадров – компетенциях. Предприятием, как основным заказчиком на выпускников учебных заведений, были сформулированы наборы ключевых навыков, формирование которых должно начинаться в образовательной среде, а на производстве они могут и должны совершенствоваться.

В таблице 2 приведены примеры ключевых навыков для должностей «инженер-конструктор» (обязательно наличие высшего профессионального образования, 7 уровень квалификации) и «слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования» (обязательно наличие средне специального профессионального образования, 6 уровень квалификации).

Таблица 2

Примеры ключевых навыков для профессий

Уровень образования, который является обязательным для поступления на вакантную должность
Высшее профессиональное
Средне специальное профессиональное
Профессия / должность
Инженер-конструктор
Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования
Ключевые навыки / должностные обязанности
Разработка, проведение расчетов, выполнение наземно-экспериментальной отработки конструкций космических аппаратов, а так же механических трансформируемых систем (антенны, солнечные батареи, устройства отделения) и электромеханических устройств
Знание действующей в отрасли и на предприятии нормативно-технической документации, необходимой для выполнения работ
Знание основ ЕСКД
Владение основными технологическими процессами производства, Знание методов проведения технических расчетов при конструировании
Проектирование и разработка 3D-моделей, Построение конечно-элементных моделей
Выпуск и согласование конструкторской, эксплуатационной и программно-методической документации
Умение работать с чертежами
Работа с ГОСТами
Знание специального программного обеспечения и САПР: CATIA V5, SolidWorks, Компас, NanoCAD (AutoCAD)
Участие в проведении отработочных испытаний опытных образцов
Сопровождение в производстве и участие в испытаниях механизмов по закрепленному направлению работ
Выполнять регулировку систем вентиляции и кондиционирования для поддержания заданной температуры и влажности воздуха в производственных цехах с помощью приборов и психрометрических таблиц
Производить осмотр, чистку и принимать участие в ремонте вентиляторов, форсунок, калориферов и насосов
Заменять неправильно работающие форсунки, перезаряжать психрометры
Вести журнал для записи показаний психрометров в установленное время
Выполнять пуск и остановку вентиляционных и увлажнительных установок
Выполнять погрузо-разгрузочные работы при перевозке труб к месту монтажа
Контролировать состояние и работу приборов автоматического регулирования

Выводы

Таким образом, можно констатировать следующее:

1. В современной ситуации мобилизации экономики, для более эффективного «запуска» процесса инновационного ее развития необходимо создать все условия для более тесного взаимодействия таких институциональных структур, как наука, производство, образование. Власть в этом взаимодействии играет роль координатора, которому переданы в том числе обеспечивающие, включая законодательство, и контрольные функции.

2. Взаимодействие данных структур может быть формальным, неформальным и смешанным. Формальное взаимодействие предполагает оформление договорных отношений и выполнение обязательств строго по всем пунктам договора, – предоставление мест практики студентам, проведение лекционных и практических занятий и т.д. Неформальные отношения предполагают более широкий спектр сотрудничества: и в научной, и в образовательной, и в организационной сферах. Смешанная форма сочетает оба этих подхода в деятельности, расширяя и дополняя их, – создание на платформе предприятия базовых кафедр, совместное участие в проектной деятельности, разработка и внедрение компетентностного подхода в подготовку рабочих и специалистов и проч.

3. Наиболее эффективными способами обеспечения технологического суверенитета страны являются совместные исследования и разработки производственных и образовательных структур с последующим их внедрением в производство. Время на идею и ее воплощение в этом случае уменьшается. Ряд несущественных (на первый взгляд) проработок могут выполнять студенты в качестве своих курсовых и дипломных проектов, что делает их заинтересованными в результате своего труда, а также само участие в «большом деле» значительно повышает их самооценку и чувство приверженности.

4. Иные неформальное объединения – научные, технологические союзы, инженерные центры, ассоциации вузов (например, «Созвездие Роскосмоса»), конкурсы, конференции, – становятся платформами идей не только одного предприятия как субъекта рынка, эта работа дает «толчок» к развитию и экономики в целом.

Потребность предприятий в высокообразованных квалифицированных специалистах может и должна удовлетворяться за счет отечественных производств и университетов, что и составляет понятие «импортозамещение» в системе «наука – производство – образование».

[1] Выделим только те из них, которые в той или иной степени касаются проблем, рассмотренных в рамках данной статьи.


Источники:

1. Глазьев С. Ю. Глобальная трансформация через призму смены технологических и мирохозяйственных укладов // AlterEconomics. – 2022. – № 1. – c. 93-115. – doi: 10.31063/AlterEconomics/2022.19-1.6.
2. Кадомцева М. Е. Концепция устойчивого развития: эволюция теоретических подходов и современное видение // AlterEconomics. – 2023. – № 1. – c. 166–188. – doi: 10.31063/AlterEconomics/2023.20-1.9.
3. Афанасьев А.А. Технологический суверенитет: основные направления политики по его достижению в современной России // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2193-2212. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116433.
4. Дерябин Ю.А. Технологическое партнерство промышленных предприятий с образовательными организациями высшего образования // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2020. – № 4. – c. 67-74.
5. Герман М. В., Нехода Е. В. Концепция достойного труда в системе социальных прав и гарантий: возможности для населения // Новые тенденции в деятельности социозащитных институтов: материалы всероссийской конференции. Иркутск, Россия, 12–13 сентября 2019 г. Иркутск, 2019. – c. 252–256.
6. Горшкова О.О. Формирование компетенций выпускника инженерного вуза в партнерстве с работодателями // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 2. – c. 129-134.
7. Иванов В.В. Реформы науки – новый вектор // Экономика науки. – 2023. – № 9. – c. 8–20. – doi: 10.22394/2410-132X-2023-9-1-8-20.
8. Троян П.Е., Сахаров Ю.В., Жидик Ю.С., Чистоедова И.А. Партнерство инженерных вузов и предприятий. Опыт ТУСУР // Инженерное образование. – 2022. – № 32. – c. 86-87.
9. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 № 474. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 03.08.2023).
10. Нечаев В. О том, что такое третья миссия университета. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sevsu.ru/novosti/item/10688-rektor-sevguvladimir-nechaev-vystupil-s-lektsiej-o-tretej-missii-universiteta (дата обращения: 31.03.2023).
11. Богомолова А.В., Жигалова В.Н. Современные представления о партнерстве образования и бизнеса в контексте глобальных вызовов // Современное образование: интеграция образования, науки, бизнеса и власти: материалы международной научно-методической конференции. В 2-х частях. Томск, 2022. – c. 203-206.
12. Троян П.Е., Сахаров Ю.В., Жидик Ю.С., Чистоедова И.А. Партнерство инженерных вузов и предприятий. Опыт ТУСУР // Инженерное образование. – 2022. – № 32. – c. 88-90.
13. Кутузов В.М., Бархатов А.В., Веремьев В.И., Воробьев Е.Н., Малышев В.Н., Петкау О.Г., Шмырин М.С. Проектно-ориентированная целевая подготовка кадров в партнерстве вуз – предприятие // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. – 2020. – № 1. – c. 10-13.
14. Троян П.Е., Сахаров Ю.В., Жидик Ю.С., Чистоедова И.А. Партнерство инженерных вузов и предприятий. Опыт ТУСУР // Инженерное образование. – 2022. – № 32. – c. 92-93.
15. АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева: Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iss-reshetnev.ru/about (дата обращения: 03.08.2023).
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 2369 «О государственном плане подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2021–2030 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/132295/ (дата обращения: 03.08.2023).
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. № 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/130422/ (дата обращения: 03.08.2023).
18. Кукушкин С.Г. Система подготовки квалифицированных кадров для предприятий ракетно-космической отрасли на примере АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева // Современное образование: интеграция образования, науки, бизнеса и власти: материалы междунар. науч.-метод. конф., 27–28 января 2022 г., Томск, Россия. В 2 ч. Ч. 1 / М-во науки и высш. образования РФ, Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники ; отв. ред. В.М. Рулевский. – Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники. 2022. – c. 8-14.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:05:54