Научно-технологический суверенитет: новые вызовы и решения

Земсков В.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать:
Земсков В.В. Научно-технологический суверенитет: новые вызовы и решения // Экономическая безопасность. – 2023. – Том 6. – № 4. – С. 1321-1334. – doi: 10.18334/ecsec.6.4.118817.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55929830

Аннотация:
В исследовании рассматриваются проблемы, связанные с обеспечением научно-технологического суверенитета в условиях санкционного давления США и коллективного Запада на экономические процессы, происходящие в России. Коллективный Запад собирается ввести уже 11-й пакет санкций, которые могут распространиться не только на Россию, но и на третьи страны. Предмет исследования – идентификация новых вызовов и угроз, а также решения, принимаемые в целях обеспечения научно-технологического суверенитета нашей страны. Актуальность данной темы исследования обусловлена тем состоянием, в котором оказалась экономика нашей страны, испытывающая жесточайшее давление не только экономических санкций, но и санкции в виде психологического, русофобского и силового давлений. В этих условиях необходимо предпринять ряд антисанкционных мер, которые, по мнению многих экспертов, должны минимизировать последствия от внедренных санкций, и прежде всего, обеспечение научно-технологического суверенитета и экономической безопасности. Научной новизной исследования является определение новых вызовов и угроз, а также принимаемых решений с учетом обеспечения научно-технологического суверенитета нашей страны. В целях обеспечения научно-технологического суверенитета необходимо проанализировать влияние новых вызовов и угроз на поступательное развитие, а также рассмотрение первоочередных мер антисанкционного маневра. В статье сформулирован вывод о том, что развязанная со стороны коллективного Запада санкционная война, негативно сказалась на темпах экономического развития страны. По данным МВФ, по итогам 2022 года падение размера внутреннего валового продукта России должно составить (-2,2%), что негативно скажется на пополнении федерального бюджета и уровне жизни населения.

Ключевые слова: экономические санкции, новые вызовы и угрозы, антисанкционный маневр, научно-технологический суверенитет, экономическая безопасность

JEL-классификация: F52, H56, H12, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. На протяжении всего развития человеческого общества, лучшие его умы пытались ответить на один вопрос: что понимается под суверенитетом? Каждый исследователь понимал его по-своему. Подтверждением этого может являться определение понятие «суверенитета», данным В.М. Гесенном, «до тех пор будет представлять из себя непроходимый лабиринт бесчисленных контроверз и недоразумений, пока терминология в этой области не будет установлена на прочных и непоколебимых основах» [6]. Действительно, на законодательном уровне до сих пор не закреплено универсальное понятие «суверенитет», так как в последние столетия ХХ века данное понятие наиболее политизировано, и не имеет под собой общеэкономического обоснования, принимаемого большинством государств.

Если проанализировать толкования термина «суверенитета» в экономической литературе, то обнаружим, что в данное понятие вкладываются различные значения. Так, С.В. Черниченко говорит о суверенитете как о «верховенстве государства в пределах его границ и независимости на международной арене [23]. Ученые Е.Г. Пономарева и Г. А. Рудов, суверенитет понимают, как «систему внутриполитических и внешнеполитических возможностей и способностей государства, направленных как на обеспечение собственного развития, так и противостояние любому давлению извне» [15]. По мнению А.С. Строевой «суверенитет – это способность государства контролировать свою территорию, осуществлять в отношении нее, и проживающего на ней населения верховенство власти и его независимость в международных отношениях» [21]. А.А. Кокошин определяет «реальный суверенитет – как о способности государства на деле (а не декларативно) самостоятельно проводить свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать и расторгать договоры, вступать или не вступать в отношения стратегического партнерства» [9]. М. Марченко, приводит виды суверенитета: полный суверенитет, формальный и ограниченный суверенитет [11].

В развитие теоретических основ суверенитета свою лепту внес также Карл Маркс. Карл Маркс подчеркивал, что «единственным суверенном может быть только народ, а не монарх или государство. Государство – это лишь представитель суверенности народа, ее символ [19].

Проанализировав все сказанное, можно сделать вывод, что в основе «суверенитета» лежит старофранцузское «soverin», использовавшееся для обозначения превосходной степени [25].

Исходя из приведенных определений суверенитета, можно выделить модели трактовки:

- как верховенство государства в пределах своих границ;

- как способность государства на собственное развитие при, одновременном противодействию внешнему давлению;

- как необходимая обеспеченность полного суверенитета;

- как способность проводить свою внешнюю политику.

На основе этих приведенных характеристик, можно выделить общеизвестные виды суверенитета: государственный, народный и национальный суверенитет. Соответственно последний может состоять из экономического суверенитета, финансового суверенитета, научного суверенитета, технологического суверенитета (в контексте исследования – научно-технологического).

Как отметил Президент России В.В. Путин, «от уровня научного и технологического развития зависит, безусловно, конкурентоспособность национальной экономики и отечественных компаний» [17].

Следовательно, от развития научно-технологического суверенитета зависит благополучие каждого человека, которое выражается:

- в обеспечении охраняемых законом ценностей;

- в обеспечении экономической безопасности государства и хозяйствующих субъектов;

- в использовании новых знаний для развития прорывных технологий;

- в повышении конкурентоспособности продукции и национальной экономики;

- в обеспечении военной безопасности страны и др.

В качестве охраняемых законом ценностей [3] выделяется:

- жизнь и здоровье граждан;

- благоприятную окружающую среду, состояние животного и растительного мира;

- имущество государства, общества и граждан;

- объекты культурного наследия (памятники истории и культуры);

- интересы государства, в том числе в области обороны и безопасности.

Таким образом, под научно-технологическим суверенитетом понимается способность государства формировать условия для повышения уровня конкурентоспособности экономики, базирующиеся на использовании новых знаний в разработке прорывных технологий, обеспечивающих устойчивое экономическое и социальное развитие.

Методы исследования. В качестве основных методов проведения исследования использованы: фактологический; сравнительный; исторический анализ данных; структурно-функциональный анализ в целях уточнения специфических особенностей технологического развития, а также минимизации возникающих препятствий, трудностей и недостатков современного состояния научно-технологического суверенитета.

Результаты. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [16] под вызовом понимает «крупную проблему социально-экономического, научно-технологического, экологического или иного характера, требующую принятия комплексных мер, направленных на ее решение на национальном или глобальном уровне».

Теперь проанализируем на некоторых данных современные вызовы в области развития науки и техники в России (табл.1).

Таблица 1. Основные показатели развития науки и техники

Наименование показателей
2000
2010
2019
2020
2021
Число организаций, выполнявших исследования и разработки - всего
4 099
3 492
4 051
4 175
4 175
Финансирование науки из средств федерального бюджета, млрд. руб.
17,4
237,6
489,2
549,6
626,6
Внутренние затраты на исследования и разработки, млрд. руб.
76,7
523,4
1 134,8
1 174,5
1 301,5
Подано заявок на выдачу патентов
28688
42 500
35511
34984
30977
Выдано патентов
17592
30322
34008
28788
23662
Использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности
5 157
19601
52 653
59897
67694
Источник: [18].

Как видно из таблицы 1, в экономике России имеется положительный тренд в области поступательного развития науки и техники. Это свидетельствует о том, что в стратегическом плане Россия стремиться добиться научно-технологического суверенитета. Но в тактическом плане не произошло коренного перелома в обеспечении технологического суверенитета. Это тезис подтверждается мнением заместителя Министра науки и высшего образования РФ Дарьи Кирьяновой, «концепция технологического развития страны разрабатывается до 2030 года. Суверенитет в этом направлении возможен только при двух условиях: паритет с дружественными странами-лидерами в критических технологиях и технологическое лидерство в сквозных технологиях» [22].

При этом основными факторами, способствующими достижению этой цели, являются, во-первых, понимание руководством страны о роли научно-технологического вклада в экономическое развитие страны, во-вторых, формирование условий для эффективного использования новых знаний в совершенствовании и разработке новых прорывных технологий, способствующих укреплению конкурентоспособности национальной экономики, в-третьих, своевременная оценка уровня научно-технологических исследований позволяет выявить внутренние и внешние вызовы с целью принятия мер, направленных на их решение.

В настоящее время, несомненно, основными вызовами в области научно-технологического суверенитета, являются:

- ограничительные меры в отношении России, введенные западными странами, с целью торможения поступательного развития;

- отсутствие отечественных технологий в критических отраслях экономики;

- недостаточное технологическое обеспечение восстановления производственных систем;

- цифровизация не стала драйвером экономического развития.

Рассмотрим, какие решения могут быть приняты по нейтрализации отмеченных вызовов.

Ограничительные меры в отношении России не прошли бесследно. Санкции со стороны западных стран и США затронули почти все ключевые сферы экономики, которые обеспечивали налоговые и неналоговые доходы бюджета [10]. Следует отметить, что эти незаконные санкции повлияли оттоку денежных средств из экономики России, что повлияло на снижение темпов экономического развития [8]. При этом многие контракты с выплатой авансовых платежей заключались на поставку различного технологического оборудования. Динамика вывода денежных средств представлена на рисунке 1.

Федеральной таможенной службой России в 2019 году были выявлены три наиболее популярные способы хищения денежных средств с выводом в иностранную юрисдикцию [4]:

- заключение фиктивных внешнеторговых сделок с целью вывода денежных средств;

- «карусель» – преступная схема, упомянутая ранее при описании схем незаконного возврата НДС. Она заключается в многократном перемещении одного и того же товара через таможенную границу: от фирмы-нерезидента к отечественной компании и наоборот;

- создание фирм-однодневок. Фиктивная компания из России заключает договор с поставщиком-нерезидентом и уплачивает ему аванс, после чего прекращает существование.

Рисунок 1. Структура вывода денежных средств за рубеж

Источник: составлено автором.

Теперь о принимаемых мерах противодействия. В качестве противодействия санкционным мерам, Россия заблокировала ввоз продовольственных товаров на свою территорию из недружественных стран.

Отсутствие отечественных технологий в критических отраслях экономики негативно сказывается на научно-технологическом суверенитете. Под критическими отраслями экономики в контексте данного научного исследования понимаются те отрасли, которые являются движущей силой или драйвером экономического развития, и будут способствовать быстрому продвижению России на передовой технологический уровень. К ним можно отнести космическую, электронную, ядерную, авиационную, станкостроение, двигателестроение и т.п. Необходимо отметить, что это не полный перечень критических отраслей России, способствующих достижению национальной безопасности.

В Российской Федерации основной перечень критических технологий был утвержден Указом Президента Российской Федерации от 07.07.2011 № 899. В перечень критических технологий отнесено 26 видов технологий, которые составляют основные области исследований и разработок [1]. По данным Минэнерго России, в настоящее время под угрозой срыва успешного развития, находятся высокотехнологические проекты на 170 млрд. руб. [13]. По оценкам РЭА, доля иностранного оборудования в электроэнергетике сейчас составляет в среднем 23%, по газотурбинным установкам (ГТУ) достигает 60%, трансформаторному оборудованию – 46%. Многие западные компании, работавшие в РФ, в частности производители мощных газовых турбин немецкая Siemens и американская General Electric, прекратили поставки, возникли трудности с исполнением сервисных контрактов. Все это порождает системные риски в критических отраслях, напрямую влияющие на научно-технологический суверенитет страны.

Сегодня в число отечественных разработчиков газотурбинных установок (ГТУ) входят «Силовые машины» и «Объединенная двигателестроительная корпорация».

Положительным примером развития новых технологий является разработка ядерного реактора БН-800, достоинство которого заключается в следующем:

- возможность использования МОКС-топлива;

- самозащита от внешних и внутренних воздействий;

- работа по закрытому топливному типу;

- возможность работы на отходах обычных АЭС.

Недостаточное технологическое обеспечение восстановления производственных систем. От надежности производственных систем во многом зависит экономическое благополучие хозяйствующих субъектов, а, следовательно, и экономическая безопасность государства.

Факторами, обеспечивающими научно-технологический суверенитет, являются:

- технологическое обеспечение восстановления производственных систем с целью обеспечения непрерывности технологического процесса;

- стабильность технологических процессов на базе использования аналогов и типовых решений;

- формирование соответствующих резервов для обеспечения непрерывности технологического процесса (финансовые, энергомощности, технические узлы и агрегаты, а иногда и производство нестандартного оборудования и т.п.).

Важную роль в целях технологического обеспечения восстановления производственных систем играет разработка нестандартного оборудования, которое создается под конкретные нетиповые функции и процессы. В связи уходом с российского рынка западных технологий, виды применяемых нестандартных решений в целях обеспечения научно-технологического суверенитета, становятся актуальными. Здесь основными видами нестандартных решений могут быть:

- производство нового технологического оборудования, превышающего по своим характеристикам зарубежные аналоги;

- реконструкция и модернизация отдельных узлов и деталей;

- производство аналоговых изделий и узлов зарубежных технологий.

При этом преимуществом нестандартных решений является отсутствие технологических ограничений в виде утвержденных ГОСТов.

Цифровизация. В сфере технологического суверенитета сквозные цифровые технологии (искусственный интеллект, нейросети, большие данные, облачные хранения данных и т. д.) формируют новый класс современных технологий, обеспечивающих устойчивый рост экономики. Как отмечено в работе [5], возможности применения сквозных цифровых технологий заключаются в следующем:

- способом для снижения издержек производства и реализации традиционной экономики за счет внедрения электронного документооборота;

- инструментом снижения коррупциогенных факторов в деятельности хозяйствующих субъектов и государственных органов;

- повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности за счет взаимодействия органов и субъектов контроля;

- широкими возможностями использования облачных данных в проектировании новых отечественных технологий.

Какие решения принимает государство с целью придания цифровизации как движущей силе экономического развития? Во-первых, это государственная поддержка 36 видов деятельности, относящихся к ИТ-сфере: налог на прибыль, устанавливается в размере 0%, страховые взносы – 7,6%. Наравне с этим, Российский фонд развития информационных технологий выдает гранты на разработку и внедрение продукта, грантовое финансирование выросло до 80% от сметной стоимости проекта с увеличением размера гранта с 300 млн. руб. до 500 млн. руб. А фонд «Сколково» предельный размер гранта увеличил с 120 млн. руб. до 300 млн. руб.

В качестве примера можно привести отечественную платформу CyberStudio, предназначенную для решения сквозной оптимизации технологических процессов, предиктивной аналитики оборудования и оперативного построения моделей машинного обучения. Платформа эффективно используется нефтегазовым сектором, металлургией, горнодобывающей, золотодобывающей отраслями.

Кроме того, в 2022 году только на реализацию соответствующей государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» выделены ассигнования из бюджета в объеме 464 миллиарда рублей.

Не следует забывать и про риски, существующие в инфраструктуре цифровизации, начиная от разработки отечественных платформ для различных производственных систем, и заканчивая ресурсным обеспечением (подготовка высококвалифицированных кадров, их мотивация и поддержка). Так, газета «Коммерсант» [20] сообщает о том, что «Минпромторг России запускает разработку «Модульной мультисервисной промышленной платформы» (ММПП, цифровая платформа, которая должна, стать экосистемой российского промышленного программного обеспечения) с объемом финансирования в 2,67 млрд. руб.». Но как отмечают представители российского бизнеса, в настоящее время потребности в такой системе у профильных предприятий нет. Отсюда следует вывод о том, что, прежде чем, запускать какой-то проект в области информационных технологий, рекомендуется проводить тщательный Swot-анализ на предмет востребованности.

Антисанкционный маневр [1]. В контексте данного научного исследования под антисанкционным маневром России понимается процесс поддержания национальной экономики в устойчивом развитии несмотря на влияние западных санкционных мер за счет максимального использования резервов российской экономики [24].

Как отметила Российская газета [12], за нарушение антисанкционных мер предлагается ввести административную ответственность: штраф для граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций может составить от 20% суммы сделки; для должностных лиц – от 20% суммы сделки, но не более 30 тысяч руб.

Обобщая практический опыт последних лет государственного управления, можно выделить следующие сценарии антисанкционного маневра России. Первый сценарий – эффективное использование существующих рыночных механизмов. Здесь можно выделить поддержание частного предпринимательства через реализации механизма государственно-частного партнерства, дальнейшее развитие экономического либерализма за счет сокращения надзорных функций государства в сфере экономики. При таком сценарии основными рисками могут быть: коррупционные риски; трансграничные риски, связанные с движением капитала; риски технологической отсталости и другие риски.

Второй сценарий – переход на мобилизационную экономику, который предполагает частичную национализацию стратегических и критических отраслей экономики, приоритетом является выполнение государственных заказов за счет использования всех имеющихся ресурсов, как государственных, так и частных [14]. При таком сценарии основными рисками могут быть: ограничение прав и обязанностей граждан; увеличение бюджетных расходов на исполнение государственных функций; снижение эффективности хозяйственной деятельности и др.

Третий сценарий – развитие государственного капитализма с опорой на самодостаточность, под которой понимаются экономический суверенитет, научно-технологический суверенитет, кадровый суверенитет, образовательный суверенитет, обеспечивающие повышение уровня конкурентоспособности государства, хозяйствующих субъектов. При таком сценарии основными рисками могут быть: неправильное определение оптимального соотношения между формой государственного капитализма и рыночной формой управления; наличие противоречий между интересами узкого круга привилегированных лиц (государственных чиновников, менеджеров государственных компаний) и остальной частью населения, что, в конечном счете, может привести к социальному неравенству, как будущей основе политических и экономических потрясений. Хотя, в настоящее время, в России это уже наблюдается.

Таким образом, все эти рассмотренные сценарии антисанкционного маневра, являются предметом научной и публичной дискуссии для широкого круга заинтересованных лиц.

Заключение

Научно-технологический суверенитет представляет собой комплексное понятие. Важнейшим фактором научно-технологического суверенитета становятся партнерские связи с дружественными странами. Особо следует обратить внимание на взаимоотношения с компаниями из недружественных стран. Не зря, Александр Шохин на форуме Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), поднимал вопрос перед Президентом Путиным В.В. о смягчении антисанкционных мер к добросовестным компаниям из недружественных стран, т.к. внешнеторговый оборот России с такими государствами составил больше половины от общего объема оборота [2].

Важную роль в целях технологического обеспечения восстановления производственных систем играет разработка нестандартного оборудования, которое создается под конкретные нетиповые функции и процессы.

Следует помнить, что в обеспечении научно-технологического суверенитета лежит успешное решение основных вышеотмеченных вызовов.

Негативным фактором в обеспечении научно-технологического суверенитета являются системные риски в критических отраслях, напрямую влияющие на экономическое и социальное развитие страны. Без минимизации или устранения системных рисков невозможно решить стратегические задачи по повышению конкурентоспособности государства, хозяйствующих субъектов [7].

Одной из первоочередных защитных мер от западных санкций является использование механизма антисанкционного маневра России, способствующий, по мнению автора, поддержанию национальной экономики в устойчивом развитии.

[1] Подготовлено по итогам выступления Караваевой И.В., д.э.н., профессор, д. член РАЕН, г.н.с., руководитель сектора экономической безопасности ИЭ РАН на VIII Международной научно-практической конференции «Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность». Российский университет транспорта (МИИТ), 06.04.2023.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 07.07.2011 N 899 (ред. от 16.12.2015) «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116178/.
2. Афанасьев А.А. Формирование ограниченно открытой экономики суверенного типа в современной России. / Монография. - М.:ООО «Первое экономическое издательство», 2022. – 108 c.
3. Базовая модель определения критериев и категорий риска (утверждена протоколом заседания проектного комитета от 31.03.2017 № 19 (3). Legalacts.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/bazovaja-model-opredelenija-kriteriev-i-kategorii-riska-utv-protokolom/ (дата обращения: 07.04.2023).
4. В ФТС рассказали о трех схемах незаконного вывода денег за границу. Interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/646931 (дата обращения: 07.04.2023).
5. Ештокин С.В. Сквозные технологии цифровой экономики как фактор формирования технологического суверенитета страны // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1301-1314. – doi: 10.18334/vinec.12.3.116193.
6. Гессен В.М. Общее учение о государстве. - СПб.: Касса взаимопомощи студентов С.-Петерб. политехн. ин-та имп. Петра Великого, 1912. – 190 c.
7. Казанцев С.В. О стратегии экономической безопасности // Мир новой экономики. – 2016. – № 3. – c. 6-13.
8. Казанцев С.В. Жизнь под санкциями // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 371-386. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114789.
9. Кокошин А. Реальный суверенитет. / Монография. - М.: Европа, 2006. – 87 c.
10. Лев М.Ю., Болонин А.И., Лещенко Ю.Г. Налоговое администрирование как механизм укрепления экономической безопасности налоговой системы государства // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 525-546. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114626.
11. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права. / Т. 1. - М.: Проспект, 2015. – 744 c.
12. Минфин предложил наказывать за нарушение антисанкционных мер. Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/03/22/minfin-predlozhil-nakazyvat-za-narushenie-antisankcionnyh-mer.html (дата обращения: 07.04.2023).
13. Минэнерго спрогнозировало срок замещения критических технологий в энергетике. Vedomosti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/11/09/949431-srok-zamescheniya-kriticheskih-tehnologii-v-energetike (дата обращения: 07.04.2023).
14. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Оценка прогнозно-экономических показателей Российской Федерации в период частичной мобилизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 2655-2676. – doi: 10.18334/epp.12.10.116423.
15. Пономарева Е.Г., Рудов Г.А. «Принцип домино»: мировая политика на рубеже веков. / Монография. - М.: Канон +, 2016. – 312 c.
16. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70484380/ (дата обращения: 07.04.2023).
17. Путин рассказал, кто будет определять дальнейшее развитие всего человечества. Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/10649913 (дата обращения: 07.04.2023).
18. Российский статистический ежегодник. 2022. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2022. – 691 c.
19. Рукопись К. Маркса. К критике гегелевской философии права. Marxists.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.marxists.org/russkij/marx/1844/philosophy_right/01.htm.
20. Софт в промышленных масштабах. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5503197 (дата обращения: 07.04.2023).
21. Строева А.С. Международно-правовое признание Косово. / Монография. - М.: [б. и.], 2014. – 221 c.
22. Технологический суверенитет: как Россия становится независимой от иностранных инноваций. Mk.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/economics/2023/04/05/tekhnologicheskiy-suverenitet-kak-rossiya-stanovitsya-nezavisimoy-ot-inostrannykh-innovaciy.html (дата обращения: 07.04.2023).
23. Черниченко С.В. Теория международного права. / В 2-х томах. Том 2: Старые и новые теоретические проблемы. - Москва: НИМП, 1999. – 528 c.
24. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Лев М.Ю., Бухвальд Е.М., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Колпакова И.А., Иванов Е.А., Быковская Ю.В., Сазонова Е.С. Экономическая безопасность России в новой реальности. / Коллективная монография. - Москва: Институт экономики Российской академии наук, 2021. – 325 c.
25. Wildhaber L. Sovereignty and International Law. / In book: The structure and process of international law: essays in legal philosophy, doctrine and theory., 1983. – 1234 p.

Страница обновлена: 11.04.2024 в 20:58:45