Совершенствование инновационной деятельности научно-образовательных комплексов на основе менеджмента качества
Феклистов И.Ф.1
1 Научно-производственное объединение «РЕИНЖИНИРИНГ»
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 12 (Декабрь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44483253
Цитирований: 3 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
Настоящее исследование посвящено совершенствованию инновационной деятельности научно-образовательных комплексов на основе менеджмента качества. Аргументируется разработка каждым научно-образовательным комплексом Программы инновационного развития, создания специального Инновационного центра с целью формирования эффективной системы менеджмента качества и инновационной деятельности в научных исследованиях и разработках в масштабах всего высшего образования.
Цель. Формирование эффективной системы инновационной деятельности в организации научных исследований и разработок в масштабах всего высшего образования.
Задачи. Обеспечить максимальный учет инновационных научных исследований и разработок, и распространению их по всей системе высшей школы.
Методология. В настоящей статье с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены системы этапов инновационного процесса новшеств, включающие инновационные идеи, методики и осуществленные инновации.
Результаты. В результате проведенных исследований определена важность развития научно-образовательных комплексов создаваемых в системе высшего образования.
Выводы. В силу объективных и субъективных факторов число научно-исследовательских, конструкторских, проектных организаций выполнявших научные исследования и разработки из год в год сокращается. Поэтому необходимо повышать роль научно-образовательных комплексов формируемых образовательными организациями высшего образования находящихся под их контролем, либо ассоциированных с ними научно-исследовательских институтов, экспериментальных станций, клиник, лабораторий. При этом надо учесть, что численный контингент исследователей и научных разработок преимущественно сосредоточен из числа докторов наук, кандидатов наук и преподавателей с большим опытом исследовательской работы.
Ключевые слова: научно-образовательные комплексы, программа инновационного развития, инновационный центр, научные исследования и разработки, менеджмент качества
JEL-классификация: I22, I23, O33
Введение
Цель любого научного исследования – сконцентрировать внимание ученого на нерешенных наукой проблемах. В связи с этим возникает вопрос: какие проблемы в области менеджмента инновационной деятельности высшей школы уже решаются, а какие пока находятся за бортом научных исследований?
На наш взгляд, к настоящему времени выполнено немало исследований в части менеджмента качества инновационной деятельности, которые дали и дадут существенные практические результаты. К ним можно отнести ряд соответствующих нормативно-правовых актов, ценных научных работ, значительное число учебников и учебных пособий по инновационному менеджменту качества и другие.
Вместе с тем существует явный вакуум исследований в части менеджмента качества инновационных процессов. До сих пор нет ни одной научной работы, специально или попутно посвященной познанию системы этапов инновационных процессов. Более того, трудно найти какое-либо издание, где хотя бы упоминалось об инновационном менеджменте качества научных исследований и разработок.
Экономически развитые страны проводят активную государственную политику регулирования и поддержки нововведений, способствуя динамичному и широкому развитию инновационных процессов научно-образовательных комплексов на базе университетов. При этом создается сеть центров промышленной технологии, которые работают как филиалы университетов для передачи в промышленность новейших технологий и научных достижений. Для координации работы сети при министерствах создаются центры применения федеральных технологий.
В Японии модель поддержки инновационной деятельности базируется на принципах, заложенных в закон о технологических полисах и реализации программы создания межрегиональных и межотраслевых сетей инновационных центров:
· наличие долговременной программы научно-технического развития страны;
· создание крупных научно-образовательных комплексов на базе университетов;
· по преимуществу прикладных исследований и разработок;
· поощрение активных закупок за рубежом.
В силу объективных и субъективных факторов из года в год сокращается число научно-исследовательских, конструкторских, проектных и проектно-изыскательских организаций, выполнявших исследования и разработки. Достаточно сказать, что за период 2000–2018 гг. число научно-исследовательских организаций сократилось в 1,7 раза, конструкторских организаций – в 1,3 раза, проектных и проектно-изыскательских – в 4,3 раза. Разгосударствление и приватизация бывших отраслевых НИИ в 90-х и начале 2000-х годов не дали ожидаемого эффекта, поскольку зачастую заказ от промышленности практически свелся к нулю. Государству пришлось взять на себя поддержку нескольких десятков наиболее прикладных НИИ, получивших статус государственных научных центов (ГНЦ). Однако ГНЦ составляет лишь около 3% общей численности организаций предпринимательского сектора науки.
Государственное участие выражается в прямом финансировании науки и инновации. В настоящее время в России объем бюджетного финансирования гражданской науки соизмерим, к сожалению, с объемом финансовых ресурсов крупного западного научного-исследовательского центра, созданного на базе университета.
В России удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ составил в 2018 г. – 2,1%, что даже ниже, чем в 2010 году (4,2%).
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг составил в 2018 г. – 6,5%, в 2010 г. – 10,4% [5, с. 519] (Feklistov, 2009, р. 519).
Объем инновационных передовых производственных технологий, товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в России в 2018 г. – 6,5%, в Москве этот показатель составил – 3%, в Санкт-Петербурге – 9,9%, в Московской области – 13,2%, в Брянской области – 14,9% [3, с. 527].
В нашей стране поставлена государственная задача перехода на инновационный путь развития. Была разработана и принята Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 г). В соответствии с этой стратегией разработана концепция научной, научно-технической и инновационной политики на базе научно-образовательных комплексов, независимо формируемых образовательными организациями высшего образования, независимо от источника финансирования и правового статуса, а также находящихся под их контролем либо ассоциированных с ними научно-исследовательских институтов, экспериментальных станций, клиник, научных лабораторий.
При этом за период 2010–2019 гг. увеличилось в 2,4 раза число научно-образовательных комплексов в системе высшего образования, выполняющих исследования и разработки.
Численность персонала, занятного исследованиями и разработками, уменьшилась за период с 2010 года по настоящее время в 1,3 раза. При этом доля ученых в средней возрастной группе от 30 до 40 лет сильно сократилась. В результате чего под угрозой оказалась преемственность поколений и сохранность научных школ. Одновременно произошло резкое старение научных кадров [3, с. 506].
Следует отметить, что численность персонала, занятого исследованиями и разработками в секторе деятельности научно-образовательных комплексов, за 2010–2018 годы выросла в 1,6 раза.
Важно подчеркнуть, что расходы федерального бюджета на финансирование инновационных исследований и разработок за период 2010–2018 гг. выросли в 1,7 раза, в том числе на фундаментальные исследования – в 1,8 раза, на прикладные научные исследования – в 1,7 раза. В процентах к расходам федерального бюджета финансирование фундаментальных и научно-прикладных исследований в 2010 г. составило: 2,35%, в 2018 г. – 2,44%, к валовому внутреннему продукту в 2010 г. – 0,51%, в 2018 г. – 0,39%.
Важно подчеркнуть, что внутренние затраты в стране на исследования и разработки в 2010 г. из средств федерального бюджета составили 360,3 млрд руб. Соответственно, в 2018 г. на исследования и разработки внутренние затраты из федерального бюджета составили 660,9 млрд руб.
Внутренние затраты на исследования и разработки по сектору деятельности высшего образования составили в 2010 г. – 43,7 млрд руб., в 2018 г. – 99,5 млрд руб. [3, с. 509].
Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг по видам экономической деятельности в 2018 г.: научных исследований и разработок в области информационных технологий – 1%.
Мы считаем, что инновационные процессы являются главным, решающим объектом менеджмента для всей инновационной деятельности научно-образовательного комплекса.
Проведенный анализ показывает, что для отдельных этапов инновационной деятельности причины торможения и меры ускорения инновационных процессов качества научно-образовательных ресурсов весьма специфичны, поэтому наиболее успешным может быть только поэтапное управление.
Таким образом, ведущей частью инновационной деятельности научно-образовательных комплексов служат именно инновационные процессы качества ресурсов, а управлять качеством ресурсов научно-образовательных комплексов можно только поэтапно, поскольку причины торможения и пути ускорения каждого этапа имеют свои естественные особенности.
Поэтапный инновационный менеджмент качества сложных процессов является одним из его методов управления, но до сих пор применяется недостаточно, в том числе при менеджменте образовательной и научно-исследовательской деятельности. Вместе с тем метод поэтапного инновационного менеджмента сложных процессов, на наш взгляд, заслуживает более широкого применения благодаря его достоинствам.
В настоящее время, несмотря на постановку государственной задачи перехода страны на инновационный путь развития, разработку концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации, застой в инновационной деятельности многих вузов еще не преодолен. Анализ показывает, что есть еще немало вузов, где не созданы научно-образовательные комплексы. Следует подчеркнуть, что вузы, а также их руководители могут пока спокойно существовать без инновационных инициатив и их выполнения.
Чтобы коренным образом заинтересовать вузы в активизации их инновационного развития, необходимо изменить существующую оценку работы вузов. При присуждении статуса, переаттестации, определении рейтинга необходимо учитывать уровень инновационного развития вузов.
По нашему мнению, Министерству науки и высшего образования РФ ввести порядок обязательной разработки каждым вузом Программы инновационного развития.
Полагаем, что для того чтобы оказать научно-образовательным комплексам помощь в решении новых и нелегких задач инновационного развития, необходимо в высшей школе, особенно на уровне регионов, создать специальный инновационный центр. Его цель – формирование эффективной системы менеджмента инновационной деятельности в масштабах всего высшего образования.
Инновационный центр (далее – Инноваццентр, Инновационный центр), по нашему мнению, мог бы способствовать решению задач информационного плана, обмена опытом создания Программ инновационного развития научно-образовательного комплекса, направленных на инновационный менеджмент качества ресурсов вузов.
Полагаем, что задача Инновационного центра заключается в том, чтобы обеспечить максимальный учет инновационных новшеств, имеющихся в высшей школе. В соответствии с системой этапов инновационного процесса эти новшества включают:
- инновационные идеи;
- инновационные методики;
- осуществленные инновации.
Таким образом, в Инноваццентре будут сконцентрированы основные инновационные новшества как отечественных, так и зарубежных вузов, банк данных о которых будет постоянно пополняться. Главное – в том, что сведения о них станут доступными для всех научно-образовательных комплексов.
Специалисты-эксперты Инноваццентра должны установить наиболее ценные новшества.
Подобный избирательный подход к новшествам важен сегодня, особенно для научно-образовательных комплексов, которые имеют трудности с финансированием своей инновационной деятельности.
В настоящее время научно-образовательные комплексы не имеют такой информации, а накопление ее собственными силами весьма трудоемко и долго. Более того, исчерпывающую информацию им получить практически невозможно.
Формы информирования об имеющихся новшествах могут быть разными, такими как знакомство с ними непосредственно в Инноваццентре или посредством периодически публикуемых специальных бюллетеней.
В современных условиях каждый научно-образовательный комплекс, по нашему мнению, должен иметь Программы инновационной деятельности – самостоятельные или в виде раздела общей Программы развития вуза.
Немало научно-образовательных комплексов, которым впервые придется разрабатывать подобные планы, не имея опыта. На помощь им снова может прийти Инноваццентр, обеспечивающий информацию о вузах, которые уже работают по Программам инновационного развития.
Научно-образовательные комплексы, прежде всего, осуществляют самостимулирование инновационной активности своих работников, кафедр и других подразделений вуза. Однако иное дело – наиболее эффективные инновационные новшества, в осуществлении которых особо заинтересована высшая школа. Им нужна особая специальная поддержка, прежде всего через различные формы материального стимулирования инноваторов как юридических, так и физических лиц.
В высшей школе уже имеют место десятки видов премий и других мер поощрения, которые имеют отношение к стимулированию инновационной деятельности.
Нами предлагается система многоуровневой оплаты труда как элемент стимулирования инновационного поведения сотрудников научно-образовательного комплекса.
Механизм многоуровневой системы оплаты труда нацелен на увеличение стимулирующей силы заработной платы. В основе механизма положен базовый уровень заработной платы Iбу (рис. 1).
В каждом научно-образовательном комплексе устанавливается свой базовый уровень заработной платы, в основном в целях привлечения в научно-образовательный комплекс работников необходимой квалификации и подготовки. Базовый уровень Iбу ориентируется не на какого-то персонального работника научно-образовательного комплекса, а рассчитан на группу людей – венчурную группу, лабораторию и т.д. Периодическое увеличение размера базового уровня заработной платы предлагается производить строго в соответствии с внедрением новшества в реальный проект.
Значительное место в системе многоуровневой оплаты труда отводится показателю I и уровню оплаты, ориентированному на инновационное поведение. Индивидуальный или коллективный автор новшества может ежегодно получать до 20% общей суммы экономического эффекта после его внедрения. В период внедрения новшества научно-образовательный комплекс оказывает финансовую и другую необходимую поддержку деятельности исследователей-инноваторов.
Рисунок 1. Схема алгоритма многоуровневой оплаты труда исследователей- инноваторов в научно-образовательном комплексе
Источник: составлено автором.
Предлагаются и другие уровни заработной платы с учетом дополнительных составляющих – превышения базового уровня (табл. 1) и снижения базового уровня (табл. 2).
Повышение базового уровня оплаты труда предлагается производить исходя из формулы:
I з.п. = I б.у. + I n,
где:
I з.п – уровень заработной платы;
I б.у. – базовый уровень заработной платы;
I n – превышение базового уровня.
Снижение базового уровня оплаты труда предлагается производить исходя из формулы:
I з.п. = I б.у – Iс , где
I с – снижающий показатель базового уровня оплаты труда.
Таблица 1
Повышение базового уровня заработной платы при проведении научных исследований и разработок
Критерии повышения
|
Превышение I n %
|
Оптимизация
сроков научных исследований и разработок по сравнению с плановым графиком
внедрения
|
10–50 |
Совмещение
профессий
|
15–50
|
Проявление
инициативы по освоению и применению передовых методов, внедрению новых
технологий, ведущих к снижению себестоимости научных исследований и
разработок (к экономии материалов, снижению затрат труда и заработной платы,
снижению транспортных затрат и т.д.)
|
10–30 |
Помощь
научно-образовательному комплексу в обеспечении заказов на выполнение научных
исследований и разработок
|
10–30
|
Экономия
установленного Фонда оплаты труда
|
10–30
|
Сокращение
затрат труда, установленных заданием
|
10–20
|
Срочное
и качественное исполнение специальных заданий на научные исследования и
разработки
|
5–10
|
Выполнение
заданий и работ в срок и без нареканий
|
2–5
|
Таблица 2
Понижение базового уровня заработной платы при проведении научных исследований и разработок
Критерии понижения
|
Размер снижения I с, %
|
Бесхозяйственное
отношение к инструменту, инвентарю, приспособлениям, материалам, к высокотехнологичному
оборудованию
|
До 30
|
Нарушение
установленного порядка документооборота
|
До 30
|
Превышение
установленных затрат труда и установленного Фонда оплаты труда
|
До 35
|
Нарушение
правил эксплуатации аппаратуры, машин, механизмов, инструмента
|
До 40
|
Срыв
сроков проведения научных исследований и разработок, предусмотренных заданием
(графиком)
|
До 45
|
Нарушение
правил охраны труда и техники безопасности, наличие случаев травматизма
|
До 50
|
Грубые
нарушения трудовой дисциплины (прогулы, опоздания, пьянство и т.д.)
|
До 50
|
Предложенная многоуровневая система оплаты труда научных исследований и разработок позволяет стимулировать работников научно-образовательного комплекса к эффективной инновационной деятельности на основе оценки их коллективного труда с целью повышения качества научных исследований и разработок [2, с. 134] (Mau, Kuzmenov, 2013, р. 134).
Одна из задач Инноваццентра состоит в том, чтобы знать обо всех таких формах поощрения и информировать о них научные-образовательные комплексы. Более того, необходимо ввести специальные премии и гранты, стимулирующие инновационные достижения научно-образовательных комплексов. Это уже прерогатива Инноваццентра как самого компетентного органа в области инновационной деятельности высшей школы [4, с. 232] (Feklistov, 2019, р. 232).
Представляет также интерес расширение специальных государственных заказов на выполнение особо эффективных инноваций, прежде всего, новшеств международного значения, обеспечивающих приоритетность высшего образования России в мире.
На многотрудной дороге от рождения идей до воплощения новшеств в практику и распространения инноваций не все зависит от исследователей-инноваторов. Часто требуется получить одобрение идеи, решение о внедрении новшества, его распространении, что является компетенцией разных организаций и их руководителей [1, с. 730] (Okrepilov, 2014, р. 730).
На помощь здесь может прийти Инноваццентр, который поможет преодолеть препятствия на пути продвижения новшества. Это относится не ко всем, а только к высокоэффективным инновациям.
В каждом научно-образовательном комплексе существуют, разрабатываются, используются многие десятки методик, положений, инструкций, в соответствии с которыми выполняются научно-исследовательские работы.
Опыт показывает, что там, где нет квалифицированных методистов, а это нередкие случаи, настоящие методики являются низкокачественными, не опираются на соответствующую методологию, то есть представляют собой ненаучные методики.
Необходима, по нашему опыту, такая последовательность. Сначала формируется Инноваццентр, имеющий квалифицированных методологов и методистов, которые разрабатывают типовые научные методики и представляют их научно-образовательным комплексам. Затем уже методисты «привязывают» эти типовые научные методики к конкретным условиям своей работы.
Инноваццентр обязан приоритетное внимание уделять впервые предложенным новшествам и реализуемым инновациям. Их надо выявлять, подвергать экспертизе, а затем помогать их осуществлению и распространению. К таким новшествам и инновациям мы относим как отечественные, так и зарубежные.
Как только Инноваццентр накопит достаточный опыт работы, появится возможность наблюдения за развитием инновационной деятельности научно-образовательного комплекса, т.е. мониторинг – комплекс категорий исследований, определяющих изменения в инновационной деятельности [3, с. 191].
Развитие мониторинга мы связываем с созданием государственной статистики инновационной деятельности высшей школы, которая сейчас практически отсутствует. Без этого соответствующие наблюдения невозможны. Если они появятся в Инноваццентре, то создадутся и необходимые условия для проведения научных и практических исследований в области развития инновационной деятельности, качества ресурсов вузов.
Проведенные нами исследования показали, что для развития инновационного менеджмента научных исследований и разработок необходимо поставить научно-образовательные комплексы в условия, которые бы активизировали инновационную деятельность. Для этого следует все основные критерии оценки работы научно-образовательных комплексов поставить в зависимость от их активной или пассивной инновационной деятельности.
Инноваццентр, по нашему мнению, может окупить все затраты за короткий период за счет экспертизы особо эффективных новшеств, во внедрении которых заинтересованы научно-образовательные комплексы. Инноваццентр окажет квалифицированную помощь вузам при разработке ими программ инновационного развития, а также может разрабатывать и предоставлять вузам научные методики по их заказам.
Основным содержанием Программы инновационного развития научно-образовательных комплексов высшего образования являются инновационные проекты – намечаемые, планируемые инновации. В программах особое значение уделяется разработке механизмов менеджмента инновационных проектов, выстроенных с целью реализации новых моделей в научно-образовательных комплексах.
Внедрение методов инновационного менеджмента качества научных исследований и разработок научно-образовательных комплексов включает в себя следующие этапы:
1. Аккумулирование инновационных идей членов коллектива научно-образовательных комплексов. В этих целях необходимо стимулирование творческого потенциала исследователей – профессорско-преподавательского состава. К аккумулированию инновационных идей привлекаются все члены коллектива научно-образовательного комплекса. Особая роль в аккумулировании инновационных идей отводится менеджменту всех уровней научно-образовательного комплекса (от лаборантов и ассистентов до высшего руководства) [6, с. 91] (Feklistov, Chetyrkina, Tumanov, 2018, р. 91).
2. При экспертизе – отборе наиболее перспективных идей для их дальнейшего внедрения – оценивается целесообразность внедрения предложенных инновационных идей. Экспертизу проводит комиссия из наиболее квалифицированных исследователей-инноваторов. Она проводится на открытой основе, а выбраковка идей должна быть обоснованной.
3. Разработку инновационного проекта целесообразно выполнять по установленному нормативу (модулю), определяющему структуру разрабатываемого проекта. В каждом научно-образовательном комплексе устанавливаются собственные нормативы разработки инновационного проекта, учитывающие внутриорганизационную специфику [4, с. 131] (Feklistov, 2019, р. 131).
4. Экспериментальное внедрение, мониторинг и корректировка инноваций. При экспериментальном внедрении проводится анализ эффективности предложенного к внедрению новшества, определяется соответствие целей и результата его внедрения. На данном этапе также выполняется мониторинг и корректировка процессов внедрения и использования внедренного новшества. При корректировке новшества устраняются недоработки, допущенные в процессе разработки инновационного проекта. В соответствии с корректировкой новшества выполняется корректировка инновационного проекта.
5. Периодическая отчетность по эффективности использования внедренных инноваций. Заключительным этапом внедрения инновационных методов, является наиболее характерное для научно-образовательных комплексов периодическое выполнение отчетности по эффективности применения внедренного новшества (инновации).
Представляется, к основным направлениям инновационной деятельности относятся:
· выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики;
· широкое использование технологии двойного назначения;
· развитие инфраструктуры инновационного процесса.
Основными типами инновационных стратегий научно-образовательных комплексов можно выделить следующие:
– стратегию переноса, заключающуюся в использовании имеющегося зарубежного научно-технического потенциала в российской экономике;
– стратегию заимствования, заключающуюся в том, что используя часть собственного научно-технического потенциала, осваивается производство наукоемкой продукции, производившейся ранее в развитых индустриальных странах;
– стратегию наращивания, состоящую в использовании собственного научно-технического потенциала, привлечении зарубежных ученых и конструкторов, интегрировании фундаментальной науки университетов и фирменной науки для создания новых продуктов высоких технологий, которые реализуются в производстве.
Численность персонала, занятного исследованиями и разработками, уменьшилась за период с 2010 года по настоящее время в 1,3 раза. При этом доля ученых в средней возрастной группе от 30 до 40 лет сильно сократилась. В результате чего под угрозой оказалась преемственность поколений и сохранность научных школ. Одновременно произошло резкое старение научных кадров.
Заключение
Полагаем, что внимание государства должно быть обращено на новые формы научно-инновационной и инженерной деятельности, использующие современные информационные технологии. Это внимание постепенно должно переключаться с « количественных» аспектов на «качественные». В этих целях необходимо осуществить в научной сфере:
· увеличение финансирования фундаментальных исследований и приоритетных научно-технический направлений, реализуемых в форме государственных программ;
· выделение целевых средств на обновление приборной базы науки;
· радикальное улучшение информационного обеспечения;
· улучшение материального положения ученых в бюджетной сфере;
· стимулирование привлечения молодежи в науку;
· более широкое использование контрактной системы найма специалистов в научно-технической сфере;
· реструктуризация части научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитой финансово-экономической структурой;
· санация и закрытие неэффективно работающих научных организаций;
· углубление интеграции науки и образования с целью повышения качества подготовки специалистов на новых высокотехнологичных направлениях на базе научно-образовательных комплексов высшего образования.
Источники:
2. Стратегия 2020: Новая модель роста – новая социальная политика. Книга первая под научной редакцией В.А. Мау, Кузменова Я.И.. М.: Издательский дом «Дело», РАНХ и ГС, 2013. – 430с.
3. Российский Статистический ежегодник. 2019: Стат.ст./Росстат – М; 2019. – 708с.
4. Феклистов И.Ф. Инновационный менеджмент качества ресурсного потенциала организаций. Методология и методы. Монография. СПб.: Политехника-сервис, 2019. – 256с.
5. Феклистов И.Ф. Программа инновационного развития вуза: качества ресурсов – качества образования. Методология и методы. Монография. СПб.: Политехника-Сервис, 2009. – 238с.
6. Феклистов И.Ф., Четыркина Н.Ю., Туманов К.М. Обеспечение конкурентоспособности организации на основе менеджмента качества.: Издательство СПб ГЭУ. 2018- 171с.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:13:14