Некоторые аспекты коммерциализации результатов научных прикладных исследований и разработок в Российской Федерации

Шарапова Т.В.1, Бакша Н.В.1
1 Тюменский государственный университет, Россия, Тюмень

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 7 (Июль 2016)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=26382922
Цитирований: 4 по состоянию на 07.08.2023

Аннотация:
При наличии большого количества перспективных идей, их преобразование в готовый научный продукт и дальнейшая коммерциализация происходят крайне медленно и сопровождаются разнообразными проблемами. В связи с этим значительный научный потенциал российских ученых остается нереализованным. Авторами рассмотрены способы коммерциализации результатов научных прикладных исследований и разработок, выделены основные проблемы коммерциализации и определены перспективы их решения. Статья будет полезна для специалистов в области управления научно-исследовательскими и образовательными организациями, сфере инновационного развития.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, краудфандинг, проблемы коммерциализации, результаты научных исследований и разработок, «патентно-лицензионный» способ коммерциализации, научный аутсорсинг, концепция глобальных сетей и открытых инноваций, организации-акселераторы трансфера технологий, интернет-платформы, проектные группы, биржа интеллектуальных продуктов, брокеры инноваций

JEL-классификация: O31, O34, O32

Источники:

1. Балыхин М.Г. Важнейшие проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях России и направления их решения // Креативная экономика. – 2015. – Т. 9. – № 1. – С. 111-124.
2. Баринова В.А., Еремкин В.А., Рыбалкин В.В. Развитие инфраструктуры нововведений: зарубежный опыт и возможности его применения в российской практике // Российский внешнеэкономический вестник. – 2014. – № 2. – С. 36-48.
3. Индикаторы науки: 2016: Статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский [и др.]. – М.: НИУ ВШЭ, 2016. – 304 с.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
5. Маковеева В.В. Сетевое взаимодействие – ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 354. – С. 163-166.
6. Наука. Инновации. Информационное общество: 2015: Краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг [и др.]. – М.: НИУ ВШЭ, 2015. – 80 с.
7. Научно-образовательные материалы по теме: «Коммерциализация результатов научно–исследовательской деятельности: базовые модели и механизмы использования научно–технической продукции» [Электронный ресурс] // Финансовая библиотека Миркин.ру. – 2009. – Режим доступа: http://www.mirkin.ru/_docs/_budgetfin/_obrprog/5_2.pdf
8. Новикова Е.Н. Развитие инфраструктуры коммерциализации результатов инновационной деятельности: Дис. ... к.э.н.: 08.00.05. – Ставрополь, 2015. – 210 с.
9. Осадчук Е.В. Модель взаимодействия научных организаций с предпринимательским сектором // Наука. Инновации. Образование. – 2014. – № 16. – С. 139-156.
10. Сервантес М., Майсснер Д. Коммерциализация научных исследований в государственном секторе по модели «открытых инноваций»: новые тенденции // Форсайт. – 2014. – Т. 8. – № 3. – С. 70-81.
11. Сказочкин А.В. Биржа интеллектуальных продуктов как центр системы коммерциализации результатов научных исследований // Наука. Инновации. Образование. – 2013. – № 13. – С. 205-216.
12. Сказочкин А.В. О формировании системы коммерческого использования результатов научных исследований // Наука. Инновации. Образование. – 2012. – № 12. – С. 129-158.
13. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации по учету и мониторингу малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы.
14. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 13.07.2015).
15. Цуканова О.А., Дубицкая Е.А. Определение рациональных подходов коммерциализации результатов инновационных научных исследований в России // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 5-2. – С. 451-455.
16. Экономические обзоры ОЭСР. Российская Федерация 2013 [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ. – 2013. – Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2014/01/15/1326766977/ES%20Russia%202013%20rus.pdf

Страница обновлена: 15.09.2025 в 12:58:00

 

 

Some aspects of commercialization of results of the scientific applies researches and developments in the Russian Federation

Sharapova T.V., Baksha N.V.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 7 (July 2016)

Citation:

Abstract:
Due to the great number of prospective ideas, their transformation to the ready-made scientific product and the further commercialization are carried out very slowly and accompanied by various issues. Due to that, the significant scientific potential of Russian researchers remains unrealized. The authors have reviewed methods for commercialization of results of scientific applied researches and developments, have emphasized main issues of commercialization and have determined prospects for their resolution. The article will be useful to experts in the area of scientific and research and educational company management, in the area of innovative development.

Keywords: innovative infrastructure, crowdfunding, results of scientific researches and developments, “patent and licensing” method of commercialization, scientific outsourcing, issues of commercialization, concept of global networks and open innovations, accelerating companies of technological transfer, Internet platform, project teams, intellectual commodities exchange, brokers of innovations

JEL-classification: O31, O34, O32