Quality management of innovative R&D performed by academic organizations

Feklistov I.F.1
1 Научно – производственное объединение «Реинжиниринг»

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 4 (October-December 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63633413

Abstract:
This study is devoted to the quality management of innovative R&D, performed by academic organizations. The general characteristics of the innovative development of the Russian Federation are shown. The organization of training of research scientists, starting with preschool and school education, then in higher and postgraduate education, is discussed. In this study, an attempt to identify some areas of innovation activity, to link into one node the solution of the problems of modernization of education and the technological base of science and production is made. The formation of an effective system of innovation activity in the organization of the quality of human resources throughout education, in accordance with the achieved level and prospects for technological development, is justified. The institutional conditions for increasing the role of education, which forms the basis for the quality of human resource development, are revealed. The importance of increasing the level of knowledge, creativity, and skills is shown.

Keywords: quality management, higher education academic organizations, innovative R&D, Innovation Fund, Innovative Center for Preschool and School Supplementary Education

JEL-classification: I21, I23, I25, I26, I28, O31



Введение

Взаимосвязь экономического роста и повышения роли образования – одна из закономерностей развития экономики России, да и в целом мировой экономики, что подтверждается увеличением доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, устойчиво развивающихся по мере прогресса общества; роста его производительных сил. Все это приводит к росту технической оснащенности труда, внедрению все более совершенных технологий, в том числе образовательных.

Исследования показывают, что экономически развитые страны, проводя активную государственную политику регулирования и поддержки нововведений в образовании, способствуют динамичному и широкому развитию инновационных процессов научно – образовательных комплексов, организованных на базе университетов. При этом создается сеть центров промышленных технологий, которые работают как филиалы университетов для передачи в промышленность инновационных технологий и научных достижений. При этом в министерствах создаются центры применения федеральных инновационных промышленных технологий.

Так модель поддержки инновационной деятельности научно – образовательных комплексов высшего образования в Китае базируется на принципах, заложенных в закон о технологических полисах и реализации программы создания межрегиональных и межотраслевых сетей инновационных центров. Правительством Китая разработана и контролируется долговременная программа инновационных исследований и разработок. Эта программа предусматривает создание крупных научно – образовательных комплексов высшего образования на базе университетов, контролирует их финансирование, содействует организации прикладных исследований и разработок, поощряет их активные закупки за рубежом.

В Российской Федерации, в целях динамичного и широкого развития инновационных процессов организаций, сформированы на основе университетов научно – образовательные комплексы высшего образования. Они интегрируют в себе, независимо от источников финансирования и правового статуса, научно- исследовательские и проектные институты, экспериментальные станции, лаборатории, промышленные холдинги, транспортные и строительные организации, а также школы, колледжи, техникумы, профессиональные училища, организации дополнительного образования. Научно-образовательные комплексы являются важнейшим источником развития и реализации инноваций, по сути дела, базой подготовки качественных человеческих ресурсов.

Целью исследования является разработка методических подходов к формированию эффективной системы инновационной деятельности с акцентом на обеспечение качества научных исследований и разработок в масштабах всего высшего образования. При этом очень важно учесть особенности планирования научных исследований и разработок: определиться, что исследование по этой теме проводиться впервые и какие-либо внедрения отсутствуют; данные исследования планируемые по их результатам разработки относятся к инновациям на ближайшую перспективу; данные исследования и разработки имеют значимость для научно – образовательных центров, холдингов и предприятий. При этом необходимо усилить связь научно – образовательных комплексов с промышленностью, чтобы бизнес свои средства вкладывал в свои исследования и разработки без финансовой поддержки государства.

Общая характеристика инновационного развития Российской Федерации

Как новая экономическая категория, термин «инновация» был введен австрийским ученым – экономистом Й.А. Шумпетером, в работе «Теории экономического развития». Согласно ему, инновация является главным источником прибыли. Поэтому инновациям следует уделять повышенное внимание. [11, с. 23]

Проведенные исследования показывают, что уровень инновационной активности организаций за последнее десятилетие растет незначительно. Если в 2019 году он составлял -9,1%, то в 2021 г. – 11.9%. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе обследованных организаций, также растет незначительно. Если в 2019 году их удельный вес составлял – 21,6%, то в 2020 г. – 23%, и в 2021 г.– 23% [5, с. 509].

Незначительно растет объем инновационных товаров, работ, услуг. Если в 2020 году он составлял – 5 189,0 млрд. руб., то в 2021 году он составил – 6 003,3 млрд. руб. [5, с. 509].

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг также снижается. Если в 2019 году он составил – 3,9%, то в 2021 г. – 5,0%. [5, с. 509].

Незначительно растут затраты на инновационную деятельность организаций. В 2020 году они составили – 2 134,0 млрд. руб., в 2021 г. – 2 379,7 млрд. руб. Снижается удельный вес затрат на инновационную деятельность организаций в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. В 2020 г. он составил - 2,3%, в 2021 г. – 2,0%. [5, с. 509].

Уровень инновационной активности организаций составил всего в 2020 году -10,8%, в 2021 году – 11,9%. Из них, деятельность организаций в сфере коммуникаций составила в 2020 г. – 13,1%, 2021 – 12,7%. Деятельность организаций в области информационных технологий составила в 2020 г. – 10,2%, в 2021 г. – 8,0%. Не растет уровень инновационной активности организаций в деятельности научных исследований и разработок. Если в 2019 г. он составил – 51,3%, в 2021 г. – 47,5%. В профессиональной научной и технической деятельности уровень инновационной активности организаций составил в 2020 г. - 8,8%, в 2021 г. – 9,3%. [5, с. 510].

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в общем числе обследованных организаций, составил всего: в 2020 г. – 23,0%, в 2021 г. – 23,0 %. Из них, в деятельности в сфере коммуникаций, в 2020 г. – 19,4%, в 2021 г. – 18,1%. В разработке компьютерного программного обеспечения удельный вес организаций составил в 2020 г. – 23,0%, в 2021 г. – 23,2% [5, с. 511].

Удельный вес организаций, проводивших научные исследования и разработки, составил в 2020 г. – 80,1%, в 2021 г. – 78,7% [5, с. 515].

Удельный вес затрат на инновационную деятельность в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг по видам экономической деятельности за последние годы снижается. Если в 2019 году он составил -2,1%, то в 2021 году -2,0% [5, с. 516].

Удельный вес затрат на разработку программного обеспечивания в 2019 г. – 4,7%, в 2021 г. – 3,8%. В научных исследованиях и разработках он составил в 2019 г. – 37,2%, в 2021 г. – 32,2%. В деятельности в области информационных технологий он составил в 2019 г. – 3,1%, в 2021 г.– 1,7% [5, с. 516].

Анализ показывает, что из года в год сокращается число организаций, выполнявших исследования и разработки. Так число этих организаций в 2021 году по сравнению с 2000 г. сократилось в 1,65 раза. Число конструкторских организаций за этот период сократилось в 1,36 раза. Число проектных и проектно-изыскательских организаций сократилось в 6,54 раза [5, с. 497].

Число организаций, выполнявших исследования и разработки в предпринимательском секторе деятельности, сократилось в 2021 году по сравнению с 2000 г. в 1,6 раза [5, с. 497].

Число организаций, выполнявших исследования и разработки, связанных с нанотехнологиями сократилось в 2021 году по сравнению с 2010 г. в 1,5 раза. Сократились за этот период и внутренние затраты на исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями, в 1,7 раза [5, с. 498].

Исследования основных показателей науки, инноваций и передовых производственных технологий в 2021 году показали следующую картину.

Уровень инновационной активности организаций составил: в Москве – 13,3%, в Санкт-Петербурге – 11%.

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг составил: в Москве -3,2%, в Санкт-Петербурге – 11%, в Московской обл. – 7,6% [5, с. 518].

Расходы федерального бюджета на гражданскую науку, в том числе на фундаментальные исследования и на прикладные научные исследования за период 2010-2021 гг. выросли. Однако в процентах расходы к валовому внутреннему продукту, начиная с 2010 г., снижаются. Если в 2010 г. они составили 0,51 %, то в 2021 г – 0,48%. За этот же период снижаются внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к валовому внутреннему продукту. Если в 2010 г они составили – 1,13% к ВВП, то в 2021 г. – 1,0 % к ВВП [5, с. 500].

Внутренние затраты на исследования и разработки из средств федерального бюджета составили в 2010 г. – 68%, в 2021 г. – 64% [5, с. 500].

Внутренние затраты на исследования и разработки за счет средств организаций предпринимательского сектора составили в 2010 г. всего - 16%, в 2021 г. – 13% [5, с. 502].

Менеджмент качества инновационных исследований и разработок научно-образовательных комплексов высшего образования

В настоящее время Россия, имея развитую науку, единственная страна, где число исследователей из года в год сокращается.

Важнейшим показателем инновационного развития являются кадры науки. Так численность персонала, занятого исследованиями и разработками, из года в год сокращается. В 2021 году, по сравнению с 2000 годом, произошло её резкое сокращение в 1,3 раза. При этом число исследователей сократилось за этот период в 1,4 раза [5, с. 498].

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками за этот период в государственном секторе деятельности сократилась на 11%, в предпринимательском секторе деятельности сокращение произошло в 1,7 раза [5, с. 498]. Численность исследователей, связанных с нанотехнологиями, сократилась за этот период в 1,3 раза.

По областям науки численность исследователей сократилась за этот период в 1,3 раза. Так в технической области науки сокращение произошло в 1,4 раза. Сократилось число исследователей - докторов наук в 2021 году по сравнению 2010 г. почти на 10%. Произошло сокращение численности докторов наук в технической области в 1,2 раза [5, с. 499].

Из года в год происходит сокращение численности исследователей – кандидатов наук. В 2021 г. по сравнению с 2000 г. произошло сокращение в 1,2 раза. В области технических наук сокращение произошло в 1,6 раза [5, с. 499].

Важным показателем является численность исследователей по возрастным группам. Из года в год снижается число исследователей до 29 лет. В 2021 г. по сравнению с 2010 г. их число сократилось в 1,3 раза, докторов наук - исследователей сократилось в 3,7 раза, кандидатов наук сократилось в 3 раза. При этом выросло число докторов наук – исследователей в возрасте 70 лет и старше на 7% [5, с. 499].

Бурно развивающийся в нашей стране отрасли информационных технологий нужны новые кадры. Исследования показывают, что российские кадры сильные, и уровень подготовки в вузах растет. Однако, необходимы также и специальные знания по отдельным технологиям, которых программы обучения пока не дают. Полагаем, что взращивать свою научно-техническую элиту нужно с дошкольного возраста. На этом этапе можно создать условия для развития не только общих интеллектуальных способностей ребенка, но и специальных – прединжинерного и объемно-пространственного мышления [1, с. 59].

Исследования показывают, что в ряде стран, ориентированных на воспитание собственной научно-технической элиты, опыт развития в дошкольном воспитании специальных инженерных способностей с использованием информационных технологий внедряется на государственном уровне. Особенно успешны и результативны образовательные программы для детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий, в том числе, компьютерно-игрового комплекса в естественных науках, технологиях, инжиниринге, гуманитарных науках, математике.

Конечно, приток молодежи в науку связан с дошкольным и школьным воспитанием. Только школа может заинтересовать будущих молодых учёных. Развивать у детей интерес и способности к инженерным наукам можно в Детских инновационных центрах, создаваемых на базе научно-образовательных комплексов. Они позволяют школьникам получить опыт работы над различными научными задачами. Центр объединяет школьников, студентов, педагогов, экспертов и партнеров в единое научно-технологическое сообщество. [3, с. 81].

Полагаем, что в целях эффективной деятельности Детского инновационного центра, должны быть созданы с участием бизнеса необходимые условия. Во-первых, для преподавателей, которые занимаются со школьниками исследованиями, необходимо организовать в университете систему курсов занятий. Во-вторых, надо организовать курсы для школьников, интересующихся и занимающихся научными исследованиями, а также для участников олимпиад, различных конкурсов на базе научно-производственного комплекса. В-третьих, следует разработать систему финансовой мотивации для школьников-исследователей, преподавателей школы и ученых, которые занимаются в Детских инновационных центрах. В-четвертых, о школьниках, занимающихся научными исследованиями, рекомендуется постоянно делать публикации в школьных газетах и различных СМИ. В-пятых, считаем необходимым предложить Минобрнауки РФ и РАН организовать журнал «Юный ученый», в котором постоянно размещать материалы о юных талантливых исследователях. В-шестых, за проведенные завершенные исследования и организованные на их базе научные разработки, необходимо с участием бизнеса юных исследователей финансово поощрять. Следует отметить, что созданные в последние годы Детские инновационные центры при научно – образовательных комплексах, успешно начали взаимодействовать и организовывать научные исследования с участием школьников. [6, с.37]

Так, федеральный научно-образовательный центр Сириус (г. Сочи) образован по инициативе Президента РФ В.В. Путина, где он возглавил попечительский совет. В этом центре учащиеся школ занимаются научными исследованиями, демонстрируют успехи в цифровых и естественных науках. Здесь для школьников, приезжающих учиться из всех регионов страны, организованы образовательные программы по математике, информатике, физике, химии, биологии, лингвистике и исследовательской и проектной деятельности. Для занятий со школьниками приезжают из ведущих университетов выдающиеся российские ученые, опытные педагоги.

В Санкт-Петербургском научно-исследовательском академическом университете имени Ж.И. Алферова Российской Академии Наук, успешно работает Детский инновационный центр при академическом лицее «Физико-техническая школа им. Ж.И. Алферова». Здесь одной из главных целей деятельности является формирование научных исследователей. Здесь профилирующие предметы: физика, информатика, английский язык. Важно отметить, что обучение для детей 8-11 классов бесплатное, поступление по конкурсу. Стипендии лучшим учащимся школы учреждены Фондом А.Ф. Иоффе, Алферовским фондом поддержки науки и образования.

Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом совместно с ПАО «Газпром» организован в 330 гимназии - Детский инновационный центр. Здесь научно-образовательный комплекс создан на условиях партнерских отношений школа – ВУЗ – Газпром. Школьники под руководством ученых-исследователей Санкт-Петербургского государственного экономического университета и ПАО Газпром проводят научные исследования и, в дальнейшем, у них есть возможность поступить в университет через участие в олимпиаде для школьников в качестве целевых студентов.

По инициативе Президента РФ В.В. Путина создан в г. Сарове Национальный центр физики и математики, где также будут заниматься научными исследованиями школьники. Эти и другие примеры убедительно показывают, что профессионализм исследователя начинается со школьной скамьи и затем продолжается в научно -образовательном комплексе. Который является принципиально новым видом учебного заведения, сочетающегося в себе не только функции образовательного центра, но и функции центра по развитию науки и научных знаний. Это особенно важно сегодня, когда ассигнований на научные исследования и разработки недостаточно выделяется из бюджета и, поэтому, есть возможность финансирования за счет бизнеса через научные и промышленные структуры, ассоциированные с университетами.

В этих Детских инновационных центрах обучаются по современным и востребованным направлениям, таким как: нанотехнологии, исследования и моделирование физических явлений, виртуальная реальность, нейросети, разработка игр, 3-d моделирование, робототехника и др. Через освоение современных технологий, компьютерных программ и приложений в процессе решения кейсов или работы над проектами, школьники вовлекаются в научно-техническое творчество. Вместе с наставниками, которые являются учёными университетов, разрабатываются и реализуются идеи проектов. В процессе таких занятий проявляются способности и интересы обучающихся. В таких центрах создано высокотехнологичное оборудование, высокотехнологичные аудитории и лаборатории, просторные коворкинги. Такие условия располагают к творчеству и способствуют раскрытию способностей учащихся.

Только школа может научить учиться и мотивировать заниматься наукой. В свою очередь необходимо поднимать престиж преподавателя школы, заинтересованность в будущих исследованиях молодых учёных. Здесь большую роль сыграют научно-образовательные комплексы. [10, с.71]

Следующая ступень в подготовке молодых учёных – университеты. Студент может сразу почувствовать внимание опытных профессоров, преподавателей, учёных, которые учат студентов думать. В то же время, наставников необходимо мотивировать, в первую очередь, финансово, поскольку работа со студентами, будущими учёными, требует немалых затрат и значительного времени.

Полагаем, что престиж науки может расти за счёт интереса студентов, в которых нужно вовремя разглядеть увлеченных исследователей-инноваторов. Конечно, очень важно мотивировать их повышенной стипендией, что позволит молодым исследователям сосредоточиться на научных изысканиях. Исследования показывают, что в подготовке кадров высшей квалификации еще немало проблем. В этом направлении необходимо создавать центры обучения, подготовки и переподготовки кадров на базе научно-образовательных комплексов. Необходимо создать научно-исследовательскую базу и, что очень важно, мотивирующие факторы в работе молодых исследователей-инноваторов. Главным решающим объектом менеджмента качества для всех инновационных исследований и разработок научно-образовательного комплекса, являются инновационные процессы.

Для отдельных этапов инновационных исследований и разработок, причины торможения и меры ускорения инновационных процессов научно-образовательных комплексов весьма специфичны, поэтому успешным может быть только поэтапное управление.

Поэтапный инновационный менеджмент, является одним из его методов управления, но до сих пор применяется недостаточно, в том числе, при менеджменте качества образовательной и научно-исследовательской деятельности. На наш взгляд, метод поэтапного менеджмента инновационных исследований и разработок, заслуживает более широкого применения благодаря его достоинствам.

Несмотря на постановку государственной задачи перехода страны на инновационный путь развития, разработку концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования, застой в инновационной деятельности многих вузов еще не преодолен. Анализ показывает, что есть еще немало вузов, где не созданы научно-образовательные комплексы. Видимо вузы, а также их руководители могут пока спокойно существовать без инновационных инициатив и их выполнения.

Считаем, чтобы заинтересовать научно – образовательные комплексы в активизации их инновационной деятельности, необходимо изменить существующую оценку работы вузов.

Для того чтобы оказать научно-образовательным комплексам помощь в решении новых и нелегких задач инновационного развития, необходимо в высшей школе, особенно на уровне регионов, создать специальный Инновационный фонд. Его цель – формирование эффективной системы менеджмента инновационной деятельности в масштабах всего высшего образования.

Инновационный фонд, по нашему мнению, мог бы способствовать решению задач информационного плана, обмена опытом. [8, с.45]

Считаем, что задача Инновационного фонда заключается в том, чтобы обеспечить максимальный учет инновационных новшеств, имеющихся в высшей школе. В соответствии с системой этапов инновационного процесса эти новшества включают:

- инновационные идеи;

- инновационные методики;

- осуществленные инновации.

В Инновационном фонде будут сконцентрированы основные инновационные новшества как отечественных, так и зарубежных вузов, банк данных которых будет постоянно пополняться. Самое важное, что сведения о них станут доступными для всех научно-образовательных комплексов.

Специалисты-эксперты Инновационного фонда могут определить наиболее ценные новшества.

Такой избирательный подход к новшествам важен сегодня, особенно для научно-образовательных комплексов, которые имеют трудности с финансированием своих инновационных исследований и разработок.

В настоящее время научно-образовательные комплексы не имеют такой информации, а накопление ее собственными силами весьма трудоемко и долго. Более того, исчерпывающую информацию им получить практически невозможно.

Формы информирования с имеющимися новшествами можно увидеть непосредственно в Инновационном фонде или посредством периодически публикуемых специальных бюллетеней. [9, с.62]

По нашему мнению, в современных условиях каждый научно-образовательный комплекс, должен иметь Программы инновационной деятельности.

Основным содержанием Программы инновационной деятельности научно – образовательного комплекса являются инновационные проекты, то есть намечаемые, планируемые инновационные исследования и разработки. В Программе особое значение приобретает разработка механизмов менеджмента качества инновационных проектов и разработок с выстроенной целью реализации новых моделей в образовании. [1, с.58]

Поскольку видов инноваций достаточно много, поэтому необходима их группировка.

Во-первых, целесообразна группировка инноваций по признаку сфер деятельности научно-образовательных комплексов.

Группа 1. Нововведения в части образовательного процесса.

Группа 2. Нововведения в части научных исследований.

Группа 3. Прочие инновации (не относящиеся к 1 и 2 группам).

Группа 4. Инновации, служащие разработке и выполнению Программы.

Во-вторых, необходима группировка инноваций по признакам степени новизны и меры сложности.

Первый тип инноваций А — это новые методы работы для высшей школы, автором которых является данный научно-образовательный комплекс. Они имеют практическое значение для всей системы высшего образования, то есть для распространения в других научно-образовательных комплексах. Разумеется, что подобные уникальные инновации, как новое слово в инноватике высшей школы, создаются, к сожалению, достаточно редко, поэтому наиболее ценны, как для науки, так и для практики.

Второй тип инноваций Б – это методы работы, распространяемые в высшей школе, авторами которых являются другие организации. Они имеют ограниченное практическое значение — только для научно-образовательного комплекса, заимствующего нововведения.

Очевидно, что подобное распространение (диффузия) инноваций – главный неиспользованный резерв нововведений. Одно из достоинств их в том, что здесь не требуются специальные разработки новшеств, задача научно-образовательного комплекса состоит только в использовании передового опыта в порядке обмена. [4, с.73]

Инновации второго типа также имеют две разновидности, которые отличаются друг от друга сложностью осуществления:

I. Научно-образовательный комплекс заимствует нововведение, которое требует усовершенствования. Речь идет о необходимости «привязки» чужого новшества к конкретным условиям работы данного научно-образовательного комплекса, которая может иметь большую или меньшую сложность.

II. Научно-образовательный комплекс заимствует нововведение, которое не требует усовершенствования. Внедрение любого нового метода нуждается в трудозатратах, но здесь имеется ввиду, что усовершенствование не требует изменений по существу.

Каждая инновация должна быть достаточно подробно описана. В связи с этим, предлагаем ввести в научный оборот новое понятие «паспорт инновации», с разработкой его формы и составлением паспорта по каждому нововведению.

Паспорт заполняет и ведет в течении всего инновационного процесса – от постановки идеи до осуществления и распространения инновации – ответственный исполнитель.

Этапы действия Программы инновационной деятельности научно-образовательного комплекса– последовательность, в которой разрабатывается и выполняется Программа:

1. Сбор инновационных идей членов коллектива научно-образовательного комплекса.

2. Экспертиза – отбор идей для включения в Программу.

3. Разработка Паспортов инноваций (инновационных проектов).

4. Составление Программы инновационной деятельности научно-образовательного комплекса.

5. Оперативная помощь выполнению инновационных проектов.

6. Мониторинг инноваций

7. Ежегодный отчет о выполнении Программы.

Научно-образовательный комплекс дает в СМИ информацию о разработке Программы, раскрыты основные понятия инновационной деятельности, в том числе о видах инноваций. Это было сделано специально, поскольку инновационная культура, а именно степень восприимчивости к различным новшествам, пока еще недостаточно развита, в том числе, у многих членов научно-образовательных комплексов. [9, с.97]

Особую роль здесь играют заведующие кафедрами университетов, которые после проведенной работы представляют документы:

- об основных нововведениях, осуществляемых кафедрами. Составление этого перечня необходимо для оценки уровня инновационной деятельности научно-образовательного комплекса, а также является первым практическим опытом для понимания инноваций сотрудниками кафедр;

- предлагаемые кафедрой инновации (нововведения), авторами которых стала кафедра;

- предложенные кафедрой нововведения, авторами которых являются другие разработчики – распространение инноваций;

- подобные же предложения, соответствующие их компетенции, представлены руководителями служб научно-образовательного комплекса – аспирантурой, СНО, библиотекой и другие.

В Программе факультеты (институты и кафедры) предлагают нововведения, которые соответствуют их специализациям, а не только инновации общеуниверситетского значения. Это служит повышению качества профессиональной подготовки студентов – будущих специалистов.

Уже начальный опыт разработки Программы показывает целесообразность формирования ее по трем аспектам:

1. Нововведения общеуниверского значения.

2. Нововведения по совершенствованию работы институтов университета.

3. Нововведения по совершенствованию работы кафедр институтов университета.

Мониторинг – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Здесь ведется наблюдение за процессом инновационной деятельности в целях контроля за эффективностью осуществленных нововведений.

Рекомендуется соответствующее задание составлять экспертной комиссией на один год – в сентябре предшествующего года, чтобы заранее предупредить ответственных исполнителей, осуществляемых инноваций о грядущей проверке. При этом срок действия инновации должен быть не менее полугода.

Объектами мониторинга могут быть:

- во-первых, инновационные исследования и разработки, которые уже осуществлены;

- во-вторых, инновационные проекты, которые в соответствии с Программой должны быть завершены в текущем году;

- ответственными исполнителями будут представлены краткие письменные отчеты в экспертную комиссию по инновационным исследованиям и разработкам.

Если целесообразно – некоторые инновационные исследования и разработки исключаются из программы, что обосновывается.

Полагаем, что в Программе должен быть выделен этап действия программы «Экспертиза-отбор идей для включения в Программу»:

• намечена «Разработка положения о комиссии по экспертизе инновационных идей» (далее экспертная комиссия);

• после этого предполагается «Создание в научно – образовательном комплексе комиссии по экспертизе инновационных идей»;

• в связи с этим руководителем научно-образовательного комплекса обоснованно ставится задача о необходимости определения методов оценки эффективности инновационных исследований и разработок для сферы образования и сферы науки, поскольку такая оценка, является главной задачей Экспертной комиссии.

Профессиональные инновационные исследования и разработки осуществляются:

– в образовании инновационные исследования и разработки, улучшающие образовательный процесс;

- в науке – инновационные исследования и разработки, улучшающие научный процесс.

В Программе инновационной деятельности научно-образовательного комплекса показана сфера образования и науки. Полагаем, что инноватика применительно к высшей школе пока разработана недостаточно, а оценка эффективности инноваций вообще остается неясной. В этой связи инноватика высшей школы может выполнить достаточно сложные научные исследования.

Эффективность инновационных исследований и разработок можно оценить с помощью факторов, ведущих к повышению качества образовательного процесса и научных исследований, то есть характеризующих влияние каждого научного исследования и разработки на результаты работы научно-образовательного комплекса, его отдельных подразделений.

Немало научно-образовательных комплексов, которым впервые придется разрабатывать подобные планы, не имея опыта. На помощь им снова может прийти Инновационный фонд, обеспечивающий информацию о вузах, которые уже работают по Программам инновационной деятельности.

Научно-образовательные комплексы, прежде всего, осуществляют самостимулирование активности своих работников, кафедр и других подразделений вуза в инновационных исследованиях и разработках. Однако иное дело – наиболее эффективные инновационные новшества, в осуществлении которых особо заинтересована высшая школа. Им нужна особая специальная поддержка, прежде всего через различные формы материального стимулирования инноваторов как юридических, так и физических лиц. Настоящая проблема в полной мере не решена инноватикой высшей школы. Решение ее соответствует значительному периоду времени.

С тем, чтобы качественно изменить отношение к инновационным исследованиям и разработкам научно – образовательных комплексов необходимо существенно повысить роль непосредственных разработчиков-инноваторов продуктов, их мотивацию. Как справедливо отмечает профессор И.А. Максимцев, «…чтобы быть успешными, инновационные компании должны существенно повысить инвестирование в человеческие ресурсы и новые технологии» [2, с.17].

В высшей школе уже имеют место десятки видов премий и других мер поощрения, которые имеют отношение к стимулированию инновационной деятельности.

Одна из задач Инновационного фонда состоит в том, чтобы знать обо всех формах поощрения и информировать о них научные-образовательные комплексы. Более того, необходимо ввести специальные премии и гранты, стимулирующие инновационные исследования и разработки научно-образовательных комплексов. Это уже прерогатива Инновационного фонда как самого компетентного органа в области инновационной деятельности высшей школы. [9, с.70]

Представляет также интерес расширение специальных государственных заказов на выполнение особо эффективных инновационных исследований и разработок, прежде всего, международного значения, обеспечивающих приоритетность высшего образования России в мире.

На многотрудной дороге от рождения идей до воплощения новшеств в практику и распространения инноваций не все зависит от исследователей-инноваторов. Часто требуется получить одобрение идеи, принять решение о инновационном исследовании и разработке внедрении новшества, его распространении, что является компетенцией разных организаций и их руководителей.

На помощь здесь может прийти Инновационный фонд, который поможет преодолеть препятствия на пути продвижения новшества. Это относится не ко всем, а только к высокоэффективным инновациям.

В каждом научно-образовательном комплексе существуют, разрабатываются, используются многие десятки методик, положений, инструкций, в соответствии с которыми выполняются научно-исследовательские работы.

Опыт показывает, что там, где нет квалифицированных методистов, а это нередкие случаи, настоящие методики являются низкокачественными, не опираются на соответствующую методологию, то есть представляют собой ненаучные методики.

Представляется, по нашему опыту, такая последовательность: cначала формируется Инновационным фондом, имеющим квалифицированных методологов и методистов, которые разрабатывают типовые научные методики и представляют их научно-образовательным комплексам. Затем уже методисты «привязывают» эти типовые научные методики к конкретным условиям своей работы.

Инновационный фонд обязан приоритетное внимание уделять впервые предложенным исследованиям и разработкам и реализуемым новшествам. Их надо выявлять, подвергать экспертизе, а затем помогать их осуществлению и распространению. К таким новшествам мы относим как отечественные, так и зарубежные.

Как только Инновационный фонд накопит достаточный опыт работы, появится возможность наблюдения за развитием инновационной деятельности научно-образовательного комплекса, т.е. мониторинг – комплекс категорий исследований, определяющих изменения в инновационной деятельности.

Развитие мониторинга мы связываем с созданием государственной статистики инновационной деятельности высшей школы, которая сейчас практически отсутствует. Без этого соответствующие наблюдения невозможны. Если они появятся в Инновационном фонде, то создадутся и необходимые условия для проведения научных исследований и разработок в области развития инновационной деятельности.

Проведенные нами исследования показали, что для развития менеджмента качества научных исследований и разработок необходимо поставить научно-образовательные комплексы в условия, которые бы активизировали инновационную деятельность. Для этого следует все основные критерии оценки работы научно-образовательных комплексов поставить в зависимость от их активной или пассивной инновационной деятельности.

По нашему мнению, Министерству науки и высшего образования РФ можно ввести порядок обязательных инновационных исследований и разработок, каждым научно – образовательным комплексом.

Инновационный фонд, может окупить все затраты за короткий период за счет экспертизы особо эффективных инновационных исследований и разработок, и новшеств, во внедрении которых заинтересованы научно-образовательные комплексы. Инновационный фонд окажет квалифицированную помощь вузам при разработке ими программ инновационного развития, а также может разрабатывать и предоставлять вузам научные методики по их заказам.

Основным содержанием Программы инновационной деятельности научно-образовательного комплекса высшего образования являются инновационные проекты – намечаемые, планируемые инновационные исследования и разработки. В программах особое значение уделяется разработке механизмов менеджмента качества, выстроенных с целью реализации новых моделей в научно-образовательных комплексах.

Внедрение методов менеджмента качества инновационных исследований и разработок, выполняемых научно-образовательными комплексами, включает в себя следующие этапы.

Аккумулирование инновационных идей членов коллектива научно-образовательных комплексов. В этих целях необходимо стимулирование творческого потенциала исследователей – профессорско-преподавательского состава. К аккумулированию инновационных идей привлекаются все члены коллектива научно-образовательного комплекса. Особая роль в аккумулировании инновационных идей отводится менеджменту всех уровней научно-образовательного комплекса (от лаборантов и ассистентов до высшего руководства).

При экспертизе – отборе наиболее перспективных идей для их дальнейших инновационных исследований и разработок, оценивается целесообразность внедрения предложенных инновационных идей. Экспертизу проводит комиссия из наиболее квалифицированных исследователей-инноваторов. Она проводится на открытой основе, а выбраковка идей должна быть обоснованной.

Разработку инновационного проекта целесообразно выполнять по установленному нормативу (модулю), определяющему структуру разрабатываемого проекта. В каждом научно-образовательном комплексе устанавливаются собственные нормативы разработки инновационного проекта, учитывающие внутриорганизационную специфику.

При корректировке новшества устраняются недоработки, допущенные в процессе исследований и разработок инновационных проектов. В соответствии с корректировкой новшества, выполняется корректировка инновационного проекта.

Заключительным этапом внедрения инновационных исследований и разработок, и новшеств, является наиболее характерное для научно-образовательных комплексов периодическое выполнение отчетности по эффективности применения внедренного новшества (инновации).

Полагаем, что к основным направлениям инновационных исследований и разработок, выполняемых научно-образовательными комплексами, относятся:

· выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий в науке и образовании, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности образования, научной деятельности, производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики;

· широкое использование технологии двойного назначения;

· развитие инфраструктуры инновационного процесса.

Основными типами инновационных стратегий научно-образовательных комплексов можно выделить следующие:

– стратегию переноса, заключающуюся в использовании имеющегося зарубежного научно-технического потенциала в российской экономике;

– стратегию заимствования, заключающуюся в том, что, используя часть собственного научно-технического потенциала, осваивается производство наукоемкой продукции, производившейся ранее в развитых индустриальных странах;

– стратегию наращивания, состоящую в использовании собственного научно-технического потенциала, привлечении зарубежных ученых и конструкторов, интегрировании фундаментальной науки университетов и фирменной науки для создания новых продуктов высоких технологий, которые реализуются в производстве.

Примером, достойным подражания, являются промышленно развитые страны, которые проводят активную государственную политику регулирования и поддержки инноваций, способствуя динамичному и широкому развитию инновационных процессов научно-образовательных – промышленных комплексов на базе университетов. При этом создается сеть центров промышленной технологии, которые работают как филиалы университетов, для передачи в промышленность новейших технологий и научных достижений. Научно-образовательные комплексы в нашей стране могут предоставлять образовательные программы и вести научные исследования и разработки по широкому спектру направления науки и техники. Это создаст возможность студентам обучаться на магистерском уровне и по программам подготовки инженеров-исследователей.

Интересным для подражания является опыт научно – образовательного комплекса организованного на базе МИРЭА - Российского технологического университета, который широко внедрил у себя систему контакта с промышленностью. В этом университете ведется подготовка специалистов в области информационных технологий по более чем 100 направлениям. Начиная с третьего курса, студенты все больше и больше проводят времени на предприятии и прямо там выполняют инновационные исследования и разработки, используя солидную современную лабораторную базу. Им читают лекции лучшие специалисты страны. Этот научно – образовательный комплекс связан более чем, с 50 предприятиями. Здесь создан первый в стране учебно-научный центр Ростелекома, где студенты занимаются научными исследованиями и разработками. Студенты становятся авторами статей и получают разного рода награды, включая премии Российской Академии Наук по студенческим работам. [7, с.12].

При проведении научных исследований и разработок организации, входящие в научно-образовательный комплекс, руководствуются положениями различных экономических теорий, в том числе теории всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM), современной теории государственного менеджеризма (New Public Management, NPM), а также теории систем и системного анализа, требованиями программных документов, международных стандартов ИСО серии 9000 и соответствующих им ГОСТов, COSO и др. Научные исследования и разработки в научно-образовательных комплексах должны проводиться на базе стандартов Системы разработки и постановки продукции на производство (СРПП).

Заключение

Считаем, что государство должно обратить внимание на новые формы инновационной деятельности научно-образовательных комплексов, использующих современные информационные технологии. Оно должно переключаться с «количественных» аспектов на «качественные».

Полагаем, что в этих целях необходимо осуществить в научной сфере:

· координацию действий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и муниципальных образований в инновационной деятельности научно – образовательных комплексов высшего образования;

· сохранение и развитие научного и учебного потенциала научно – образовательных комплексов;

· углубление интеграции науки и образования с целью повышения качества подготовки специалистов на новых высокотехнологичных направлениях на базе научно-образовательных комплексов высшего образования.

· увеличение финансирования фундаментальных исследований и разработок приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ;

· выделение целевых средств на обновление приборной базы науки;

· радикальное улучшение информационного обеспечения;

· улучшение материального положения ученых в бюджетной сфере;

· стимулирование привлечения молодежи в науку;

· более широкое использование контрактной системы найма специалистов в научно-технической сфере;

· реструктуризацию части научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитой финансово-экономической структурой;

· санация и закрытие неэффективно работающих научных организаций.


References:

Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik 2022 [Russian Statistical Yearbook 2022] (2022). M.: Rosstat. (in Russian).

Feklistov I.F. (2004). Innovatsionnoe upravlenie kachestvom resursov vuzov: Metodologiya i metody [Innovative quality management of university resources: Methodology and methods] SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. (in Russian).

Feklistov I.F. (2020). Programma innovatsionnogo razvitiya nauchno -obrazovatelnogo kompleksa: kachestvo resursov – kachestvo obrazovaniya, nauchnyh issledovaniy i razrabotok. Metodologiya i metody [The program of innovative development of the scientific and educational complex: the quality of resources - the quality of education, research and development. Methodology and methods] SPb.: Politekhnika-Servis. (in Russian).

Feklistov I.F. (2023). Innovatsionnoe razvitie nauchno – obrazovatelnyh proizvodstvennyh kompleksov na osnove menedzhmenta kachestva. Metodologiya i metody [Innovative development of scientific and educational production complexes based on quality management. Methodology and methods] SPb.: Politekhnika – Servis. (in Russian).

Gorbashko E.A. (2012). Upravlenie kachestvom [Quality Management] M.: Yurayt. (in Russian).

Gorelov N.A., Melnikova O.N., Litun O.N., Abramov E.G., Lebedev E.A., Moiseenko S.S., Sinov V.V., Kurochkina Yu.A. (2010). Osnovy naukoemkoy ekonomiki (Znaniya-Kreativnost-Innovatsii) [Fundamentals of Knowledge-based Uconomics (Knowledge - Creativity - Innovation)] M.: Izdatelstvo «Kreativnaya ekonomika». (in Russian).

Maksimtsev I.A., Gorelov N.A. (2014). Upravlenie chelovecheskimi resursami [Human resource management] M.: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian).

Okrepilov V.V. (2003). Menedzhment kachestva [Quality Management] SPb.: Nauka. (in Russian).

Savelev A.Ya. (2021). Vysshee obrazovanie: sostoyanie i problemy razvitiya [Higher education: the status and problems of development] M.: NII VO. (in Russian).

Shumpeter Y.A. (1982). Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [Theory of economic development] M.: Progress. (in Russian).

Страница обновлена: 02.04.2025 в 14:30:16