Вовлеченность в предпринимательство: эффект образования и повышения квалификации

Устинова К.А.1, Акиндинова М.А2
1 Вологодский научный центр Российской академии наук, Россия
2 АО «Вологодский мясокомбинат»

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 6 (Июнь 2023)

Цитировать:
Устинова К.А., Акиндинова М.А Вовлеченность в предпринимательство: эффект образования и повышения квалификации // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 6. – С. 1785-1802. – doi: 10.18334/epp.13.6.117838.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54059781

Аннотация:
Деятельность предпринимательства связывается с применением интеллектуальных ресурсов, воспроизводство которых определяется значимостью для населения образования и повышения квалификации. В исследовании показана высокая ценность образования независимо от принадлежности к той или иной группе населения. Необходимость укрепления намерений заниматься бизнесом и наращивания предпринимательских компетенций возникает при повышении предпринимательского статуса и карьеры в обществе, для создания системы социальных и культурных норм, способствующих предпринимательству. Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации инструментария для проведения сопоставительного анализа между разными группами предпринимателей (которые рассматривают предпринимательство как способ профессиональной самореализации или как источник уязвимости) в отношении влияния на эти группы образовательного и квалификационного уровня. Основная идея исследования – в изучении групп предпринимателей с позиций согласованности / рассогласованности между требованиями рабочих мест и квалификацией, а также способностями, склонностями. В работе акцентируется внимание на отношение к образованию, изучение профессиональных перспектив, повышение квалификации в зависимости от характеристик индивидуального предпринимательства / самозанятости. Статья интересна для научного сообщества, исследующего вовлеченность населения в предпринимательство, факторов, влияющих на этот процесс (профессиональное призвание, квалификационный и образовательный уровень). Отдельные положения представляют интерес органам власти в части формирования и реализации политики по переподготовке и повышению квалификации групп населения, связывающих или планирующих связать свою деятельность с предпринимательством.

Ключевые слова: предпринимательство, образовательный и квалификационный уровень населения, соответствие профессии способностям и склонностям, соответствие квалификации выполняемой работе

Финансирование:
Исследование выполнено в рамках госзадания №FMGZ-2022-0002 «Методы и механизмы социально-экономического развития регионов России в условиях цифровизации и четвертой промышленной революции».

JEL-классификация: L26, M21, M53

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение.

Вовлеченность в предпринимательство определяется различными факторами, среди которых образовательный уровень населения. Тем не менее, отсутствуют однозначные выводы в отношении закономерностей влияния образования на предпринимательство. Например, в условиях благоприятной среды образование не во всех случаях приводит к активизации предпринимательства. В тоже время в условиях положительного воздействия факторов на предпринимательство, можно говорить о повышении распространенности этого вида деятельности.

Акцент делается на предпринимательстве как источнике рабочих мест, вовлеченном в решение не только общественных, но и экономических задач [1]. Вклад в экономическое развитие предпринимательства подтверждается и на фактических данных, причем в России он ниже, чем в отдельных странах. В РФ, например, вклад малого и среднего предпринимательства (МСП) в экономику достигает 43% ВВП, тогда как в США – 48%, а в Бразилии – 50,2% [2]. Эти различия обусловлены и разной вовлеченностью населения в предпринимательство: в России в этом виде деятельности в 2020 г. занят практически каждый третий сотрудник, в США – 41,3%, во Франции – 63,3%, в Китае – более 80% [3].

На вовлеченность в этот вид деятельности оказывают влияние разные факторы, в т.ч. «внешние шоки». В научной литературе получает распространение тезис относительно воздействиях этих «шоков». Однако фактические данные третьей и четвертой волн лонгитюдного исследования Фонда общественного мнения (ФОМ) свидетельствуют о том, что резких изменений, как в отношении общей экономической динамики, так и в отношении предпринимательского сектора весной 2022 г. не произошло. Тем не менее, подобное состояние может быть временным, и прогнозируется его ухудшение вследствие снижения заказов из-за разрыва технологических цепочек. Отчасти такой прогноз может быть и следствием того, что, в соответствии с фактическими данными, две трети предпринимателей планируют изменения в будущем, а для каждого пятого состояние его бизнеса характеризуется как критическое [4, с. 136-137].

Разные факторы оказывают влияние на предпринимательство: на выход организаций на новые рынки, на эффективность их деятельности. Среди них – конкуренция, новые технологии, лучшие практики [5, с. 185-186] и др. Важнейший фактор – структурные пропорции в экономике, предопределяющие соотношение разных типов рабочих мест, требования к ним. Это оказывает влияние на спрос на навыки, которые необходимо развивать. Например, в индустриальной экономике больше востребованы навыки физического труда и, соответственно, работники низкой и средней квалификации, которые чаще по сравнению с остальными обладают такими навыками. Тогда как в постиндустриальной экономике, напротив, увеличивается потребность в работниках сферы услуг, обладающих когнитивными и социальными навыками. Рост спроса на одних работников и сокращение – на других может приводить к усилению поляризации рабочих мест [6, с. 345-347]. Распространенность сферы услуг связывается с интеллектуализацией труда, с повышением образовательного и профессионального уровня. Совершенствование себя в профессиональном плане, в свою очередь, способствует ускорению создания прибавочной стоимости, в большей степени характерной для склонных к творчеству [7, с. 53, с. 58].

В работах отечественных и зарубежных ученых [например, 8 и 17] рассматривается интеллектуальный капитал, его структурные составляющие, среди которых информационные аспекты, организационная культура, сотрудничество с различными агентами. Структурные составляющие интеллектуального капитала согласуются с результатами предыдущих работ и дополняют линию исследований, посвященную интеллектуальному капиталу, малым компаниям и развивающимся рынкам [8]. Обращается внимание как на прямое, так и на косвенное воздействие интеллектуальных ресурсов на предпринимательство. Акцентируется внимание на том, какое влияние может оказывать конфигурация интеллектуальных ресурсов на повышение эффективности предпринимательской деятельности. Подчеркивается, что интеллектуальные ресурсы могут воздействовать как на финансовые результаты, так и в целом, на достижение конкурентных преимуществ.

Поднимается вопрос о связи образовательного и профессионального уровня населения и разных типов предпринимательства. Акцент делается на воздействии образования на технологическое предпринимательство. Подчеркивается влияние университетов как институтов трансфера знаний, посредством которых осуществляется подготовка будущих квалифицированных кадров. Обращается внимание на воздействие университетской инфраструктуры на создание стартапов [9, с. 232-233]. Тем самым, отмечается вклад университетов в развитие экономики посредством создания новых компаний в университетских инкубаторах, оказание бизнесом услуг и по образованию, и по повышению квалификации [10].

Помимо технологического предпринимательства распространены исследования о других типах предпринимательства, выделенных, например, по характеру мотивации. Вынужденные предприниматели, склонные к ведению бизнеса в неблагоприятных условиях, часто свои предпринимательские способности характеризуют как недостаточные для ведения бизнеса. Это приводит к необходимости совершенствования себя в профессиональном плане [11, с. 267].

Невысокий образовательный уровень и «образовательная неуспешность» проявляются еще в рамках обучения. Это связывают с проблемами самоопределения, и, тем самым, с образовательной мотивацией, с отсутствием научно-исследовательской активности, со слабыми предметными и метапредметными компетенциями (неготовностью осваивать программы высшего образования) [12, с. 18-19].

Следствием такой «образовательной неуспешности» может становиться несоответствие способностей и склонностей требованиям рынка труда. В ряде случаев проблем с таким несоответствием может и не возникать. Примером такой ситуации является «использование диплома по назначению», которое чаще распространено среди тех, «кто на момент приема в вуз уже являлся специалистом высшей квалификации». В целом же возникает необходимость учета изменений на рынке труда и самоопределения старшеклассников для обеспечения эффективной образовательной деятельности по формированию личностных качеств и умений [13, с. 161-162].

Тем самым, препятствия для предпринимательства могут быть связаны со способностями населения [14; 15]. В условиях их высокого уровня развития вовлеченность в предпринимательский сектор может увеличиваться [16]. Кроме того, склонность к предпринимательству у некоторых может проявляться еще в юности, в то время как остальная часть направлена на переход в предпринимательский сектор после трудоустройства по найму [17; 18]. Вместе с тем, фактически отсутствуют доказательства влияния уровня образования и способностей населения на «выживаемость» в этом секторе.

Существуют исследования [19], в которых обращается внимание на воздействие на предпринимательство социально-экономических условий на страновом и региональном уровне, а также влиянии вовлеченности в программы дополнительного профессионального образования. Причем обучение по программам дополнительного профессионального и бизнес-образования связано с уровнем развития малого бизнеса, микробизнеса и индивидуального предпринимательства, и «эффект образования» проявляется не сразу (например, максимальное влияние предпринимательского образования в школах на желание заниматься предпринимательством наблюдается с лагом в 3 года).

Учитывая выше обозначенное, в исследовании поставлена цель выявить черты сходства и различия между разными группами предпринимателей, принимая во внимание степень согласованности / рассогласованности между квалификацией и требованиями рабочих мест, между способностями, склонностями и профессией.

Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации инструментария для проведения анализа, предполагающего сравнение разных групп предпринимателей (которые рассматривают предпринимательство как способ профессиональной самореализации или как источник уязвимости) в отношении влияния на эти группы образовательного и квалификационного уровня.

Методология и эмпирическая база исследования. В работе использованы методы социологического опроса населения, а также такие общенаучные приемы как анализ и обобщение. Основная идея исследования заключалась в изучении разных групп предпринимателей (например, группы, для которой предпринимательство выступает способом реализации себя в профессиональном плане, способом обеспечения приемлемого уровня достатка) с позиций фиксации степени согласованности / рассогласованности между квалификацией и требованиями рабочих мест, между способностями, склонностями и профессией. Важная роль в работе отводилась таким аспектам, как исследование отношения к образованию, изучение профессиональных перспектив, возможности повышения квалификации в зависимости от характеристик индивидуального предпринимательства / самозанятости. В последнем случае отметим, что нас интересовали не только те группы предпринимателей, для которых предпринимательство выступало способом профессиональной самореализации или способом обеспечения определенного уровня материального достатка, но и те, кто рассматривал этот вид деятельности в качестве источника уязвимости, или считал, что в случае возможности выбора, сможет перейти к другому виду деятельности. В таблицах далее по тексту представлено распределение ответов по строке, сумма ответов меньше 100%, поскольку в работе не учитывались те, которые затруднились выбрать вариант ответа.

В качестве эмпирической базы исследования выступили материалы социологического опроса населения Вологодской области, проведенного Вологодским научным центром Российской академии наук в 2022 году. Опрос проведен в городах Вологде и Череповце и в восьми районах Вологодской области. Объем выборки – 1500 человек (тип выборки: квотная по полу и возрасту). Величина ошибки выборки составляет 3-4% при доверительном интервале 4-5%. Техническая обработка информации произведена в программе SPSS.

Результаты исследования. С опорой на данные социологического исследования выделена группа населения, которая участвовала в опросе и имеет статус индивидуальных предпринимателей или самозанятых (7,5% от общего числа ответивших [1] на вопросы анкеты; табл. 1).

Среди выделенной группы населения большинство (71%) имели статус официально зарегистрированного предпринимателя или самозанятого. Три четверти ответивших рассматривали предпринимательство как основной вид деятельности.

Таблица 1. Как оформлены Ваши отношения на основной работе?,

% от числа ответивших

Вариант ответа
% от числа ответивших*
1. Бессрочный (постоянный договор)
69,9
2. Договор-подряд (трудовое соглашение / договор на выполнение определенной работы)
10,8
3. Являюсь индивидуальным предпринимателем / самозанятым
7,5
4. Без оформления трудового договора (устная договоренность)
6,4
5. Срочный трудовой договор
4,3
6. Затрудняюсь ответить
1,3
Примечание: ранжирование по убыванию значений показателя.
Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ФГБУН ВолНЦ РАН, 2022 г.

В зависимости от выбранного варианта ответа от 65 до 68% характеризовали предпринимательство либо как способ самореализации себя, либо обеспечения приемлемого уровня дохода. В меньшинстве были те, кто считал, что вовлеченность в предпринимательство приведет к возникновению страха или к увольнению (табл. 2).

Таблица 2. Если Вы являетесь индивидуальным предпринимателем или самозанятым (работаете на себя), то охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность?, 100% по строке

Вариант ответа
Вариант ответа
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
1. Официальная регистрация в качестве ИП / самозанятого
70,5
12,5
17,0
2. Предпринимательство как основной вид деятельности
73,9
9,1
17,0
3. Вынужденность предпринимательства в связи со сложностями поиска более достойной работы
40,9
38,6
20,5
4. Предпринимательство как способ обеспечения приемлемого уровня достатка
68,2
9,1
22,7
5. Ведение предпринимательства в соответствии с российским законодательством
67,0
9,1
23,9
6. Предпринимательство как способ реализации себя в профессиональном плане
64,8
9,1
26,1
7. Предпринимательство как источник уязвимости, состояния страха
от возможности лишиться заработка и работы в целом
21,6
38,6
39,8
8. Предпочтение заняться чем-то другим в случае возможности выбора
17,0
52,3
30,7
Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ФГБУН ВолНЦ РАН, 2022 г.

В наших более ранних работах был сделан вывод о влиянии образовательного и интеллектуального уровня населения на склонность к предпринимательству и на реализацию потенциала в этом виде деятельности. В данной работе рассмотрены вопросы соотнесенности между соответствием профессии способностям и склонностям, а также призванию, и характеристиками индивидуального предпринимательства / самозанятости. По результатам исследования такое соответствие наблюдается более чем в 70% случаев. Это распространено в большей степени тогда, когда предпринимательство выступает способом реализации себя в профессиональном плане (в 86% случаев наблюдается соответствие профессии способностям и склонностям), способом обеспечения приемлемого уровня достатка в (85% случаев; табл. 3).

Таблица 3. Соответствие профессии способностям и склонностям, а также призванию в зависимости от характеристик индивидуального

предпринимательства / самозанятости, 100% по строке

Вариант ответа
Соответствие профессии (основной работы) способностям и склонностям
Соответствие профессии (основной работы)
призванию
Да
Нет
Да
Нет
Официальная регистрация в качестве ИП / самозанятого
Да
79,0
4,8
71,0
4,8
Нет
72,7
9,1
54,5
9,1
Предпринимательство как основной вид деятельности
Да
81,5
3,1
72,3
4,6
Нет
62,5
25,0
50,0
12,5
Вынужденность предпринимательства в связи со сложностями поиска более достойной работы
Да
75,0
5,6
63,9
5,6
Нет
79,4
8,8
70,6
8,8
Предпринимательство как способ обеспечения приемлемого уровня достатка
Да
85,0
1,7
71,7
1,7
Нет
50,0
37,5
62,5
25,0
Ведение предпринимательства в соответствии с российским законодательством
Да
78,0
5,1
71,2
5,1
Нет
75,0
25,0
37,5
25,0
Предпринимательство как способ реализации себя в профессиональном плане
Да
86,0
1,8
77,2
3,5
Нет
37,5
50,0
50,0
25,0
Предпринимательство как источник уязвимости, состояния страха
от возможности лишиться заработка и работы в целом
Да
63,2
10,5
52,6
10,5
Нет
79,4
5,9
70,6
5,9
Предпочтение заняться чем-то другим в случае возможности выбора
Да
73,3
0,0
40,0
13,3
Нет
76,1
10,9
73,9
6,5
Примечание: сумма по строке меньше 100%, поскольку не учтены те, кто затруднился ответить.
Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ФГБУН ВолНЦ РАН, 2022 г.

Анализ выделенных групп индивидуальных предпринимателей / самозанятых свидетельствует об отсутствии значимых межгрупповых различий по степени соответствия квалификации требованиям рабочих мест.

Тем не менее, среди предпринимателей, рассматривающих эту деятельность как способ профессиональной самореализации, было несколько больше соответствующих требованиям, по сравнению с рассматривающими предпринимательство как источник приемлемого дохода (56% против 48%; табл. 4).

Таблица 4. Соответствие квалификации требованиям рабочих мест в зависимости от характеристик индивидуального предпринимательства / самозанятости,

100% по строке

Вариант
ответа
Степень соответствия квалификации выполняемой работе
Моя квалификация (подготовка) выше, чем требует от меня работа, могу выполнять и более квалифицированную работу
Моя квалификация (подготовка) соответствует требованиям, предъявляемым работой (чтобы выполнять более квалифицированную работу,
мне нужно подучиться)
Моя квалификация ниже, чем это требуется работой
Не знаю, трудно сказать
Официальная регистрация в качестве ИП / самозанятого
Да
40,3
51,6
1,6
6,5
Нет
9,1
63,6
9,1
18,2
Предпринимательство как основной вид деятельности
Да
40,0
52,3
0,0
7,7
Нет
12,5
50,0
25,0
12,5
Вынужденность предпринимательства в связи со сложностями поиска более достойной работы
Да
41,7
50,0
2,8
5,6
Нет
32,4
55,9
0,0
11,8
Предпринимательство как способ обеспечения приемлемого уровня достатка
Да
40,0
48,3
0,0
11,7
Нет
12,5
75,0
12,5
0,0
Ведение предпринимательства в соответствии с российским законодательством
Да
42,4
49,2
1,7
6,8
Нет
0,0
75,0
0,0
25,0
Предпринимательство как способ реализации себя в профессиональном плане
Да
35,1
56,1
0,0
8,8
Нет
37,5
37,5
25,0
0,0
Предпринимательство как источник уязвимости, состояния страха
от возможности лишиться заработка и работы в целом
Да
42,1
47,4
10,5
0,0
Нет
38,2
47,1
0,0
14,7
Предпочтение заняться чем-то другим в случае возможности выбора
Да
40,0
46,7
0,0
13,3
Нет
32,6
54,3
4,3
8,7
Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ФГБУН ВолНЦ РАН, 2022 г.

Выделенные группы индивидуальных предпринимателей / самозанятых склонны к позиции о том, что более чем в половине случаев они могут повысить свою квалификацию на самостоятельной основе. Меньше было тех, кто видит возможность роста квалификационного уровня за счет участия в курсах в сторонней организации или по своему месту работы (табл. 5).

Таблица 5. Возможность повышения квалификации в зависимости от характеристик

индивидуального предпринимательства / самозанятости, 100% по строке

Вариант
ответа
По месту работы
В сторонней организации
Самостоятельно
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Официальная регистрация в качестве ИП / самозанятого
Да
30,6
67,7
21,0
79,0
54,8
41,9
Нет
27,3
72,7
0,0
100,0
9,1
81,8
Предпринимательство как основной вид деятельности
Да
29,2
69,2
20,0
80,0
52,3
43,1
Нет
37,5
62,5
12,5
87,5
25,0
75,0
Вынужденность предпринимательства в связи со сложностями поиска более достойной работы
Да
19,4
80,6
19,4
80,6
58,3
38,9
Нет
41,2
58,8
17,6
82,4
41,2
52,9
Предпринимательство как способ обеспечения приемлемого уровня достатка
Да
28,3
70,0
21,7
78,3
50,0
48,3
Нет
37,5
62,5
12,5
87,5
50,0
50,0
Ведение предпринимательства в соответствии с российским законодательством
Да
30,5
67,8
20,3
79,7
52,5
44,1
Нет
12,5
87,5
0,0
100,0
25,0
62,5
Предпринимательство как способ реализации себя в профессиональном плане
Да
29,8
68,4
22,8
77,2
54,4
45,6
Нет
62,5
37,5
12,5
87,5
25,0
62,5
Предпринимательство как источник уязвимости, состояния страха
от возможности лишиться заработка и работы в целом
Да
21,1
73,7
21,1
78,9
47,4
42,1
Нет
44,1
55,9
26,5
73,5
64,7
35,3
Предпочтение заняться чем-то другим в случае возможности выбора
Да
13,3
86,7
6,7
93,3
53,3
40,0
Нет
39,1
60,9
26,1
73,9
52,2
45,7
Примечание: сумма по строке меньше 100%, поскольку не учтены те, кто затруднился ответить.
Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ФГБУН ВолНЦ РАН, 2022 г.

Среди рассматривающих предпринимательство как способ реализации себя в профессиональном направлении, было 88% оценивающих востребованность профессии на высоком и скорее высоком уровне, 83% характеризующих аналогичным образом перспективы профессиональной самореализации. В тоже время можно отметить полярную к обозначенной группу населения, в которой было мѐньшее количество высоко или скорее высоко оценивающих такие перспективы (например, группа, в которой предпринимательство рассматривается как источник страха и обеспокоенности; табл. 6).

В свою очередь среди тех, кто не направлен на совершенствование себя в предпринимательстве, реже по сравнению с представителями остальных групп, встречаются направленные на карьерный рост, повышение квалификации и профессиональную самореализацию.

Таблица 6. Профессиональные перспективы в зависимости от характеристик

индивидуального предпринимательства / самозанятости, 100% по строке

Вариант
ответа
Востребованность профессии
Повышение профессиональной квалификации
Достойная оплата труда
Карьерный рост
Самореализация в профессии
Высокие и скорее высокие
Скорее низкие и низкие
Высокие и скорее высокие
Скорее низкие и низкие
Высокие и скорее высокие
Скорее низкие и низкие
Высокие и скорее высокие
Скорее низкие и низкие
Высокие и скорее высокие
Скорее низкие и низкие
Официальная регистрация в качестве ИП / самозанятого
Да
77,4
9,7
62,9
21,0
66,1
16,1
45,2
35,5
71,0
19,4
Нет
90,9
9,1
63,6
27,3
63,6
18,2
54,5
9,1
90,9
0,0
Предпринимательство как основной вид деятельности
Да
80,0
7,7
63,1
20,0
66,2
16,9
46,2
32,3
75,4
16,9
Нет
75,0
25,0
62,5
37,5
50,0
25,0
50,0
25,0
62,5
12,5
Вынужденность предпринимательства в связи со сложностями поиска более достойной работы
Да
69,4
16,7
47,2
36,1
47,2
27,8
44,4
38,9
63,9
30,6
Нет
85,3
2,9
79,4
5,9
79,4
5,9
44,1
23,5
76,5
2,9
Предпринимательство как способ обеспечения приемлемого уровня достатка
Да
78,3
8,3
66,7
15,0
71,7
8,3
50,0
25,0
76,7
11,7
Нет
87,5
12,5
62,5
37,5
37,5
50,0
37,5
37,5
37,5
37,5
Ведение предпринимательства в соответствии с российским законодательством
Да
76,3
10,2
64,4
18,6
66,1
15,3
44,1
35,6
72,9
16,9
Нет
100,0
0,0
75,0
25,0
75,0
25,0
62,5
0,0
75,0
12,5
Предпринимательство как способ реализации себя в профессиональном плане
Да
87,7
1,8
75,4
12,3
77,2
8,8
54,4
22,8
82,5
7,0
Нет
62,5
37,5
37,5
50,0
25,0
50,0
25,0
50,0
50,0
37,5
Предпринимательство как источник уязвимости, состояния страха
от возможности лишиться заработка и работы в целом
Да
68,4
15,8
42,1
36,8
36,8
36,8
21,1
63,2
57,9
31,6
Нет
88,2
0,0
76,5
5,9
79,4
0,0
55,9
14,7
85,3
0,0
Предпочтение заняться чем-то другим в случае возможности выбора
Да
66,7
20,0
40,0
46,7
33,3
40,0
20,0
60,0
46,7
33,3
Нет
84,8
4,3
69,6
15,2
69,6
13,0
50,0
23,9
80,4
8,7
Примечание: сумма по строке меньше 100%, поскольку не учтены те, кто затруднился ответить.
Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ФГБУН ВолНЦ РАН, 2022 г.

Интересным является тот факт, что вне зависимости от принадлежности населения к той или иной выделенной группе, ценность получения хорошего образования для всех высока. Но в особенности это осознают те, кто по тем или иным причинам не смог такое образование получить, а также использовать свои способности к обучению должным образом (табл. 7).

Таблица 7. Отношение к образованию в зависимости от характеристик

индивидуального предпринимательства / самозанятости, 100% по строке

Вариант ответа
Лучше иметь хорошее образование, чем не иметь его
Если есть способности к обучению, надо их использовать полностью
Если бы начать жизнь сначала, я бы сделал(а) все возможное, чтобы получить хорошее образование
Совершенно согласен и согласен
Не согласен, совершенно не согласен
Совершенно согласен и согласен
Не согласен, совершенно не согласен
Совершенно согласен и согласен
Не согласен, совершенно не согласен
Официальная регистрация в качестве ИП / самозанятого
Да
72,6
3,2
83,9
0,0
64,5
4,8
Нет
54,5
18,2
72,7
9,1
45,5
36,4
Предпринимательство как основной вид деятельности
Да
72,3
1,5
86,2
0,0
66,2
4,6
Нет
50,0
37,5
50,0
12,5
37,5
37,5
Вынужденность предпринимательства в связи со сложностями поиска более достойной работы
Да
66,7
2,8
80,6
0,0
69,4
8,3
Нет
76,5
5,9
85,3
0,0
61,8
5,9
Предпринимательство как способ обеспечения приемлемого уровня достатка
Да
73,3
3,3
86,7
0,0
68,3
5,0
Нет
50,0
12,5
62,5
0,0
37,5
12,5
Ведение предпринимательства в соответствии с российским законодательством
Да
74,6
3,4
86,4
0,0
64,4
5,1
Нет
50,0
12,5
50,0
0,0
25,0
25,0
Предпринимательство как способ реализации себя в профессиональном плане
Да
70,2
1,8
84,2
0,0
63,2
5,3
Нет
50,0
37,5
50,0
12,5
50,0
37,5
Предпринимательство как источник уязвимости, состояния страха
от возможности лишиться заработка и работы в целом
Да
84,2
5,3
89,5
5,3
52,6
10,5
Нет
61,8
5,9
82,4
0,0
67,6
2,9
Предпочтение заняться чем-то другим в случае возможности выбора
Да
80,0
0,0
86,7
0,0
66,7
13,3
Нет
65,2
6,5
78,3
2,2
60,9
8,7
Примечание: сумма по строке меньше 100%, поскольку не учтены те, кто затруднился ответить.
Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, ФГБУН ВолНЦ РАН, 2022 г.

Заключение. Обобщая полученные результаты, отметим, что в своем большинстве распространение получает позиция о предпринимательстве как источнике дохода и способе самореализации. В то время как в меньшей степени распространена точка зрения, что склонность к предпринимательству может приводить к возникновению страха или к увольнению

Выявлено, что вне зависимости от принадлежности к той или иной группе, ценность получения хорошего образования высока для всего населения. Косвенным образом это проявляется и в том, что соответствие профессии способностям и склонностям, а также призванию наблюдается более чем в 70% случаев также вне зависимости от выделенной группы. Тем не менее, значимость обеспечения такого соответствия возрастает в тех случаях, когда предпринимательство выступает способом реализации себя в профессиональном плане и способом обеспечения приемлемого уровня достатка. Выбор предпринимательства в качества основного направления деятельности и склонность к тому, чтобы его рассматривать в качестве способа профессиональной самореализации сопровождается необходимостью совершенствования себя в профессиональном направлении

Характеризуя направления деятельности, связанные с повышением образовательного уровня потенциальных предпринимателей, отметим необходимость наращивания предпринимательских компетенций и укрепления намерений заниматься бизнесом в процессе получения общего образования для повышения статуса предпринимателя и предпринимательской карьеры в обществе, а также для создания системы социальных и культурных норм, благоприятствующих развитию предпринимательства, целесообразно внедрять в основные образовательные программы начального, основного и общего среднего образования элементы, нацеленные на развитие креативности, навыков превращения идеи в проект и создания собственного бизнеса. Кроме того, возникает необходимость развития в образовательных организациях (например, в университетах) программ, направленных на формирование навыков генерирования инноваций и стимулирование ориентированного на рост предпринимательства, фокусируя внимание на умении распознавать прорывные технологии и продукты, на организационных инновациях [19].

Для обеспечения результативности мероприятий по модернизации образования с целью стимулирования предпринимательства в регионах требуется адекватно и своевременно оценивать в режиме мониторинга затраченные ресурсы и полученные результаты. С этой целью необходимо добиваться от вузов и органов управления образованием публикации соответствующих открытых данных, оценивать эффективность образовательной системы и политики в области образования с учетом отсроченного старта бизнеса выпускников вуза.

[1] В исходной базе данных содержится 1500 строк, из которых заполнено 1181, пропуски – 319 позиций.


Источники:

1. Linan F., Rodríguez-Cohard J.C., Rueda-Cantuche J.M. Factors affecting entrepreneurial intention levels // Paper presented at the 45th Congress of the European Regional Science Association «Land Use and Water Management in a Sustainable Network Society»,. Amsterdam, 2005.
2. Баринова В.А., Земцов С.П. Международный сравнительный анализ роли малых и средних предприятий в национальной экономике: статистическое исследование // Вопросы статистики. – 2019. – № 6. – c. 55-71. – doi: 10.34023/2313-6383-2019-26-6-55-71.
3. Financing SMEs and Entrepreneurs 2016: An OECD Scoreboard. - Paris: OECD Publ, 2016. – 494 p.
4. Чепуренко А.Ю. Российский малый бизнес в первой половине 2022 г.: между Сциллой и Харибдой // Социологические исследования. – 2022. – № 9. – c. 132-138. – doi: 10.31857/S013216250020723-8.
5. Бессонова Е.В., Цветкова А.Н. Рост производительности и выход неэффективных предприятий с рынков // Журнал новой экономической ассоциации. – 2020. – № 4(48). – c. 185-196. – doi: 10.31737/2221-2264-2020-48-4-8.
6. Волгин А.Д., Гимпельсон В.Е. Спрос на навыки: анализ на основе онлайн данных о вакансиях // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2022. – № 3. – c. 373-374. – doi: 10.17323/1813-8691-2022-26-3-343-374.
7. Красова Е.В. Интеллектуализация труда как социальный феномен современного капитализма // Социологические исследования. – 2022. – № 7. – c. 53-62. – doi: 10.31857/S013216250018916-0.
8. Хардон К.М., Молодчик М.А., Власов А.С., Лузина Е.К., Шишкин Д.Г. Интеллектуальные ресурсы российского малого бизнеса: прямое и косвенное влияние на результаты деятельности // Журнал экономической теории. – 2019. – № 1. – c. 75-90. – doi: 10.31063/2073-6517/2019.16-1.7.
9. Толмачев Д.Е., Чукавина К.В., Игошина Е.Д. Технологические предприниматели российского происхождения: образование, география, отрасли // Журнал новой экономической ассоциации. – 2022. – № 1(53). – c. 231-240. – doi: 10.31737/2221-2264-2022-53-1-13.
10. Опыт формирования предпринимательских университетов в контексте модели «тройной спирали». Kapital-rus.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://kapital-rus.ru/articles/article/opyt_formirovaniya_predprinimatelskih_universitetov_v_kontekste_modeli_troj/ (дата обращения: 20.01.2023).
11. Громова А.С. Отношение к риску, предпринимательство и самозанятость // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2021. – № 25(2). – c. 263-291. – doi: 10.17323/1813-8691-2021-25-2-263-291.
12. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Образовательная неуспешность российского студенчества: социологическая интерпретация проблемы // Социологические исследования. – 2021. – № 3. – c. 17-27. – doi: 10.31857/S013216250012904-7.
13. Кузнецов И.С. Образование как социальный лиф // Социологические исследования. – 2022. – № 5. – c. 161-162. – doi: 10.31857/S013216250019787-8.
14. Lucas R.E. On the size distribution of business firms bell // The Bell Journal of Economics. – 1978. – № 2. – p. 508-523. – doi: 10.2307/3003596.
15. Holmes T.J., Schmitz J.A. A theory of entrepreneurship and its application to the study of business transfers // Journal of Political Economy. – 1990. – № 2. – p. 265-294.
16. Phillips B. Free at Last? // Institutional Investor. – 1997. – № 7. – p. 48-55.
17. Zucker L.G., Darby M.R., Brewer M.B. Intellectual human capital and the birth of U.S. biotechnology enterprises // The American Economic Review. – 1998. – p. 209-306.
18. Groysberg B., Nanda A.M., Prats J. Does individual performance affect entrepreneurial mobility? Empirical evidence from the financial analysis market // Journal of Financial Transformation. – 2009. – p. 95-106.
19. Dukhon A., Zinkovsky K., Obraztsova O., Chepurenko A. How entrepreneurship education programs affect the development of small businesses in russia: empirical analysis in regional contexts // Educational studies. Moscow. – 2018. – № 2. – p. 139-172. – doi: 10.17323/1814-9545-2018-2-139-172.

Страница обновлена: 14.03.2024 в 12:29:57