Повышение эффективности деятельности предприятия за счет снижения времени трудовой адаптации новых сотрудников
Кравченко О.Ю.1, Шовкун Л.А.2, Володько Н.А.2
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Россия, Ростов-на-Дону
2 Ростовский государственный медицинский университет, Россия, Ростов-на-Дону
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 1, Номер 1 (Январь-март 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47968968
Аннотация:
На настоящий момент наблюдается проблема неполной корреляции между требованиями работодателя к принимаемым на службу сотрудникам и знаниями алгоритмов исполнения конкретных должностных функций для исполнения новыми сотрудниками, замещающими занятые ими вакансии, своих должностных обязанностей, важность которой становится всё более и более актуальной. Выпускники образовательных учреждений, заступающие сразу после выпуска на службу/работу в соответствии с профилем полученной специальности, сталкиваются с недостатком требуемых алгоритмов выполнения функциональных обязанностей.
В статье продемонстрирована деятельность медицинского учреждения в части снижения времени трудовой адаптации молодых сотрудников, нанятых для исполнения служебных обязанностей сразу после окончания образовательного учреждения, которая организована на основе анализа бизнес-процессов, выполняемых в медицинском учреждении для улучшения здоровья населения.
В данной работе разобраны алгоритмы создания цифровой копии организации с целью понижения времени трудовой адаптации принятых на работу вчерашних выпускников с последующей возможностью внедрения полученных результатов в образовательный процесс студентов-медиков.
Ключевые слова: обучение, профессиональные компетенции, цифровая копия организации, бизнес-процессы, выпускники, трудовая адаптация
JEL-классификация: D83, M53, P36, P46
На сегодняшний день вопрос о неполном соответствии уровня умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей, получаемому выпускниками образованию в вузах и колледжах становится очень актуальным. Недавние выпускники образовательных учреждений, сегодня нанимаемые на первое в жизни рабочее место в соответствии с полученной квалификацией, уже с самого начала работы понимают сильнейшую нехватку знаний и умений, необходимых для выполнения ими своей работы. Возникает требующая решения проблема, которая основывается на большой автономности всех образовательных учреждений от требований, которые предъявляются рынком труда. Упомянутая проблема решается за счет увеличения интеграции образовательной траектории с требованиями рынка труда.
Объектом данного исследования является система современного образования.
Предметом данного исследования стала интегрированность современной системы образования и требований, предъявляемых экономическим развитием рынка труда.
Цель данной работы – демонстрация возможности повышения экономической выгоды предприятий от интеграции производственного и образовательного процессов, проводимой на основании созданных на предприятиях их цифровых копий, что поможет сократить время трудовой адаптации новых сотрудников [8, 9, 12] (Alfyorova, 2008; Voytko, 2011; Alekseeva, 2007).
Для достижения поставленной цели решался ряд следующих задач:
1. Изучены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) [1, 2].
2. Изучены бизнес-процессы, протекающие в организации.
3. Проиллюстрированы возможности слияния образовательного и производственного процессов.
4. Получен опыт, который может быть тиражирован практически в любую отрасль экономики.
5. Выявлена схема по достижению слияния образовательного и производственного процессов для снижения времени трудовой адаптации.
Схема по достижению слияния образовательного и производственного процессов для снижения времени трудовой адаптации является научной новизной в настоящей статье.
В статье представлен ряд предложений по сокращению времени рабочей адаптации медиков-студентов, а также даны рекомендации улучшения их образовательной траектории.
Авторы [3] (Fadeev et al., 2016) иллюстрируют успешный опыт совершенствования производственного процесса путем обучения студентов, которые в будущем будут заняты на этом же предприятии. В результате такой практики получены в рамках образовательного процесса знания и умения, которые сильно снижали время трудовой адаптации. В [4, 5] (Yusupova, Takhirova, 2017; Yusupova, 2016) описаны получаемые преференции от слияния образовательного и производственного процессов.
Таким образом, опубликован ряд идей, направленных на совершенствование подготовки кадров, но отсутствуют шаги, формирующие технологический ландшафт по подготовки кадров. Поиск упомянутых действий и стал актуальной темой исследования.
Методология и методы исследования
Исследование проводилось в одном из медицинских учреждений.
Авторами выполнен сравнительный анализ [1, 2] с требованиями работодателей. Полученные результаты анализа легли в основу «идеальной» модели слияния образовательного и производственного процессов.
Результаты и обсуждение
В результате упомянутого анализа выяснилось наличие обширного несоответствия уровня подготовки работающего два-три месяца сотрудника с нанятым выпускником образовательного учреждения. Такое несоответствие возможно устранить более эффективной деятельностью существующего института практик [6, 10, 11].
Существует ряд решений данной проблемы, с одной стороны, возможно внедрить институт кадрового резерва. В кадровом резерве почти всегда состоят лица с опытом работы, поэтому данное решение рассматриваться не будет в рамках настоящей статьи. Таким образом, решать проблему сокращения времени трудовой адаптации выпускников на предприятии возможно, комбинируя три пути: более обстоятельное использование базовых кафедр, оплата прохождения практики из бюджета работодателя, внедрение цифровой копии учреждения, которую также возможно использовать и в образовательных целях.
Наличие базовых кафедр в медучреждении разрешает легче организовать практику для студентов на предприятии. Однако работу базовых кафедр могут позволить себе юридические лица с весьма объемным бюджетом.
Отсутствие закрепленного в [1, 2] требования к пониманию непрерывности бизнес-процессов, протекающих в учреждении, формирует проблемы при взаимодействии не только между различными категориями персонала в учреждении, но и между структурными подразделениями организации. Решение подобной проблемы могло бы дать закрепление в [1, 2] навыков по анализу организации в аспектах системы и проходящих в ней бизнес-процессов, а закрепить упомянутые навыки возможно только в процессе реального, а не формального прохождения практики в организации.
Анализ свойств кадрового состава (п./п. 7.2.4 [1, 2]) (важность наличия практического опыта у педагогов) диктует необходимость закрепления компетенции организации процесса обучения сотрудников предприятия актуальным знаниям и навыкам.
Согласно [7], одинаковые продукты возможно получить тогда и только тогда, когда соблюдена определенная технология достижения результатов, которой можно обучиться только на практике.
Оплачиваемая из средств работодателя практика студента в течение неполного рабочего дня в сочетании с обучением в колледже или вузе поможет не только повысить уровень знаний и умений студентов, но и к завершению обучения получить сотрудника, опыт работы которого эквивалентен человеку, проработавшему 2–3 месяца.
Ревизия осуществляемых сотрудниками учреждений бизнес-процессов позволила выявить существенные недоработки: отличие реальной деятельности медперсонала от заявленной в нормативных актах. Подобная ситуация может привести к падению эффективности управления организацией и повышению ошибок, совершаемых медработниками.
Исправить проблему позволило перераспределение должностных обязанностей у всего штата предприятия на основании проведенного анализа.
Нейтрализации подобных недоработок и повышение эффективности работы, контроля и планирования предприятия поможет внедрение цифровой копии учреждения, что приведет к повышению эффекта от расходования бюджетных средств. Для этого необходимо пройти несколько стадий:
– разместить полученные данные (база знаний, план бизнес-процессов, инструкции к ним, требуемые ресурсы и т.п.) на цифровой носитель;
– разместить материалы на сервере;
– открыть возможность доступа к данным в зависимости от статуса (сотрудник организации, соискатель вакантной должности) через браузер;
– подготовить и ввести в эксплуатацию ERP-систему.
В результате открытого доступа к не охраняемой законом об ограничении оборота информации [13], к функциям, которые исполняет медперсонал МО, соискатели вакантных должностей получают возможность предварительно ознакомиться с полным (в зависимости от понимания бизнес-процессов сотрудниками медучреждения и исполнения работ по созданию цифровой копии организации) описанием предстоящих должностных обязанностей. При условии наличия тестовых заданий возможно сэкономить время как сотрудника отдела кадров, так и соискателя открытой вакансии, если в качестве предварительного условия отсеивания неспециалистов установить необходимость прохождения ряда процедур, в число которых включить успешное прохождение виртуального экзамена и ознакомление с будущими трудовыми функциями. Подобная информационная система учреждения найдет свое применение в процессе найма сотрудника, аттестации работника и т.п.
Выводы
В условиях цифровой экономики, повышая эффективность деятельности учреждений, следует:
1. Обучать студентов умению анализировать структуры организации с точки зрения системы и навыку выделения в этой системе непрерывных бизнес-процессов.
2. Зафиксировать в [1, 2] упомянутые в п. 1, а также трансформировать требования к составу педагогов-практиков в сторону увеличения как численности, так и актуальности практического опыта.
3. Повысить количество кафедр, расположенных на территории учреждений.
4. Внедрять цифровые копии учреждений.
Заключение
Введение получения навыков по подготовке создания цифровой копии организации студентам во время прохождения практики приведет к снижению времени трудовой адаптации студентов, которые прошли практику в медучреждении. Ее возможно использовать для обучения персонала организации и создания ERP-системы, что повысит эффективность деятельности медицинского учреждения, а следовательно, увеличит и эффективность расходования бюджетных средств.
Источники:
2. Приказ Минобрнауки России от 17.08.2015 № 853 «Об утверждении ФГОС 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета)»
3. Фадеев А.С. и др. Интеграция образования, науки и производства: модель Бауманского университета // Высшее образование в России. – 2016. – № 4. – c. 55-63.
4. Юсупова Ф.З., Тахирова Н.Б. Дуальное обучение – одна из эффективных форм интеграции образования, науки и производства // Достижения науки и образования. – 2017. – № 5(18). – c. 63-65.
5. Юсупова Ф.З. Теоретико-методологические аспекты интеграции образования, науки и производства // Научные исследования. – 2016. – № 5(6). – c. 44-45.
6. ФЗ от 29.12.2012 № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»
7. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Система менеджмента качества. Требования»
8. Алфёрова Т.В. Экономико-правовое развитие современной России. / Экономико-правовое развитие современной России: сб. науч. тр. - М.: МИЭМП, 2008. – 21-33 c.
9. Войтко Г.М. Трудовая адаптация как один из способов закрепления молодых специалистов на предприятии // Вестник Пермского государственного технического университета. Социально-экономические науки. – 2011. – № 11. – c. 42-47.
10. Письмо Минобрнауки России от 30.10.2020 № МН-5/20730 «О направлении вопросов-ответов». Viro.edu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://viro.edu.ru/attachments/article/5186/51_20730.pdf (дата обращения: 10.04.2021).
11. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения Росии от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся». Nica.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nica.ru/Media/Default/Documents/%D0 %9C %D0 %9E %D0 %9D/885_390.pdf (дата обращения: 10.04.2021).
12. Алексеева К.А. Рабочая кость в горле: о трудоустройстве выпускников профессиональных училищ и техникумов // Профессионал. – 2007. – № 5. – c. 19.
13. ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:24