Разработка основных направлений совершенствования системы менеджмента органа по сертификации радиоэлектронной продукции

Старожук Е.А.1, Яковлева М.В.1, Кочетков М.Н.1
1 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)

Цитировать:
Старожук Е.А., Яковлева М.В., Кочетков М.Н. Разработка основных направлений совершенствования системы менеджмента органа по сертификации радиоэлектронной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 2. – С. 703-716. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112071.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46251200
Цитирований: 2 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
В данной статье авторы уделяют внимание совершенствованию системы менеджмента органа по сертификации радиоэлектронной продукции. Проведен анализ основных сотрудников, выполняемые обязанности которых напрямую связаны с обеспечением выпуска в обращение качественной и безопасной сертифицированной продукции. Проанализированы основные процедуры при проведении сертификации радиоэлектронной продукции. Разработаны направления совершенствования системы менеджмента органа по сертификации радиоэлектронной продукции по четырем укрупненным стадиям процесса проведения сертификации. В результате применения таких методов исследования как: изучение и обобщение, анализ и синтез авторами разработаны принципы «сертификационного» менеджмента. Эти теоретические аспекты в системе рассматриваемого менеджмента становятся правилами, обязательными для их выполнения в управленческой практике сферы подтверждения соответствия и могут быть внедрены в любом органе по сертификации радиоэлектронной продукции

Ключевые слова: система подтверждения соответствия, радиоэлектронная продукция, система менеджмента органа по сертификации, принципы, «сертификационный» менеджмент

JEL-классификация: M11, O31, O32, O33



Введение

В условиях жесткой конкуренции на выполнение услуг по подтверждению соответствия радиоэлектронной продукции требованиям нормативно-технической документации одной из стратегических задач органа по сертификации продукции является постоянное совершенствование системы менеджмента на всех стадиях жизненного цикла системы подтверждения соответствия, что обуславливает актуальность настоящей статьи.

Целью данной работы является разработка предложений по совершенствованию системы менеджмента органа по сертификации радиоэлектронной продукции. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать процесс проведения сертификации радиоэлектронной продукции сотрудниками органа по сертификации;

2) определить основные проблемы в процедурах проведения сертификации телекоммуникационного оборудования;

3) разработать основные направления совершенствования системы менеджмента органа по сертификации;

4) разработать систему принципов по совершенствованию системы менеджмента органа по сертификации продукции.

Краткое описание процесса проведения сертификации радиоэлектронной продукции сотрудниками органа по сертификации

В условиях рыночной экономики изготовители и потребители заинтересованы в продукции высокого качества. Основным инструментом обеспечения качества продукции является сертификация [1–5] (Babkina, 2015; Bazhenov, 2020; Bugorskiy, Goloskokov, 2011; Vdovenko, Zaporozhtsev, 2015), которая заключается в подтверждении ее соответствия установленным требованиям нормативно-технической документации. Основными уполномоченными органами в этой сфере являются органы по сертификации и испытательные лаборатории. Проведем анализ сотрудников, выполняемые обязанности которых напрямую связаны с обеспечением выпуска в обращение качественной и безопасной, сертифицированной, серийной радиоэлектронной продукции [6–13] (Volkova, 2014; Gvozdeva, 2010; Dukhovnitskiy, 2013; Eleneva, Andreev, Abarinov, 2019; Irzaev, 2020; Karpov, 2020; Knobel, 2015):

1) руководитель органа по сертификации (регистрация заявки в Федеральной государственной информационной системе (ФГИС), подпись и контроль за основными документами органа по сертификации, принятие решения по сертификации, решение вопросов по стоимости и срокам сертификации, регистрация сертификата соответствия в реестре);

2) эксперт по анализу состояния производства (реализация программы по анализу состояния производства и составление соответствующего акта, анализ результатов анализа состояния производства, проведение планового инспекционного контроля);

3) должностное лицо изготовителя или должностное лицо завода-изготовителя (предоставление площадки для проведения анализа производства на территории производства сертифицируемой продукции);

4) эксперт по подтверждению соответствия (анализ корректности оформленной заявки на сертификацию, анализ технической документации, который состоит из идентификации продукции и анализа пригодности технической документации для осуществления работ по подтверждению соответствия, отбор (передача и возврат) образцов на испытания, составление заключения эксперта на основе комплексного анализа);

5) специалист, ответственный за ведение документации органа по сертификации (сопровождение под контролем эксперта выдачи сертификата соответствия);

6) заместитель руководителя органа по сертификации (заключение договоров на работы по сертификации, выставление и закрытие необходимых счетов);

7) представитель испытательной лаборатории (составление актов отбора, возврата образцов, предоставление органу по сертификации протокола испытаний переданных образцов).

Выделим четыре укрупненные стадии проведения сертификации серийно выпускаемой радиоэлектронной продукции:

1) принятие решения по заявке на сертификацию средств связи;

2) проведение и документирование процесса сертификации;

3) выдача сертификата соответствия;

4) проведение инспекционного контроля.

Основные проблемы, выделенные по стадиям процесса сертификации радиоэлектронной продукции

Как показывает практический опыт работы в органе по сертификации и анализ современных исследований [18–20, 23] (Masaleva, Borshchov, 2020; Romanova, Parfeneva, 2016; Sidorenko, Volkova, 2016; Khomutov, Kharchenko, 2018), проблемы возникают укрупненно по выделенным четырем стадиям процесса сертификации радиоэлектронной продукции.

На первом этапе главным образом определяется честность и компетентность экспертов и руководителя органа по сертификации. Экспертам, работающим с входящими эксплуатационными документами, необходимо иметь набор компетенций, который позволит оценить полноту и правильность полученных документов от изготовителя радиоэлектронной продукции [14, 22, 24] (Konstantinova, Kudaeva, 2020; Feklistov, 2020; Shevyakova, Petrenko, Raimbekov, Gelashvili, 2020). Аспект заинтересованности сотрудников органа по сертификации в обеспечении выпуска на рынок качественной продукции в должностных инструкциях не отражен, соответственно, у сотрудников может наблюдаться низкая мотивация к проверке качества продукции. Решением проблемы первого этапа предлагается определение компетенций [25] (Yakovleva, Yatsenko, 2017), которые на практике требуются специалистам и экспертам органа по сертификации, и их включение в должностные инструкции. Данные компетенции, по мнению автора, во-первых, должны соответствовать получаемому образованию сотрудников органа по сертификации. Необходимо произвести сопоставление обязанностей, прописанных в должностных инструкциях и выходных компетенций выпускников технических вузов. Разрабатываемые компетенции могут использоваться как на этапе отбора соискателей на данные должности, так и для оценки их деятельности и создания эффективной системы мотивации [9, 15] (Eleneva, Andreev, Abarinov, 2019; Laryukhin, Ovchinnikov, Skobelev, Shpilevoy, 2020). Также целесообразно включить компетенцию, направленную на честность, чтобы сотрудники задумывались о качестве будущего использования сертифицированного оборудования.

На втором этапе проведения и документирования процесса сертификации средств и технологий связи необходимо выделить работу специалистов двух организаций, таких как орган по сертификации и испытательная лаборатория.

Процесс документооборота в органе по сертификации в основном представляет собой создание бумажного архива, в который входит как регистрация отдельно каждой входящей и исходящей корреспонденции, так и пакет документов по сертификации каждого оборудования. Несмотря на то, что комплекты документов вне зависимости от вида оборудования имеют схожие шаблоны, в органах по сертификации в основном не предусмотрено информационной программы, которая бы позволяла упростить процесс разработки пакета документов и систематизировать их хранение в рамках единого информационного пространства. Еще одной ключевой проблемой, которую можно выделить на данном этапе в органе по сертификации, является сложность передачи информации между сотрудниками в силу занятости, в связи с чем возникает дублирование выполняемых задач или, наоборот, к выполнению задач, которые уже не являются актуальными.

В связи с чем одним из возможных решений ключевых проблем на данном этапе для сотрудников органа по сертификации является применение информационных систем и электронного документооборота. Электронный документооборот при создании пакета документов по сертификации средств связи позволит снизить количество ошибок в документах, предотвратить дублирование документов, снизить расходы на бумагу. Применение информационных систем, в свою очередь, обеспечит наличие информации о выполненных процедурах при сертификации оборудования сотрудниками органа по сертификации в рамках единого информационного пространства. Также такая система позволит облегчить работу руководителя, который сможет выкладывать задания на определенного сотрудника и отслеживать сроки их выполнения. На основании данной системы возможно справедливое проведение оценки деятельности сотрудников с последующей оплатой их труда по результатам выполненной работы.

Теперь рассмотрим деятельность испытательной лаборатории. По мнению автора, сотрудники, которые проводят испытания сертифицируемой радиоэлектронной продукции, являются ключевыми в данном процессе. Это можно объяснить тем, что именно при проведении испытаний, а не при проверке уставных документов или анализе состояния производства, можно выявить серьезные проблемы средств связи, в связи с которыми на данное оборудование нельзя выдать сертификат соответствия, подтверждающий, к примеру, безопасность и электромагнитную совместимость оборудования. Процесс испытаний является длительным и сложным, об этом можно судить по выданному протоколу испытаний, в котором содержится множество параметров, каждый из которых требует собственной проверки на соответствующем оборудовании. В данном случае проблемой может становиться желание сотрудников испытательной лаборатории увеличить скорость выполнения и проверить не все необходимые параметры. Также в испытательных лабораториях возникает проблема квалификации сотрудников, в связи с нехваткой которой могут возникать ошибки при проведении испытаний и, как следствие, неверные параметры в протоколе испытаний на сертифицируемое оборудование. Решение текущих проблем – в возможной минимизации участия человеческого фактора при проведении испытаний за счет использования программы, позволяющей в автоматическом режиме проверить оборудование на необходимые ГОСТы по соответствующим техническим регламентам. На выходе данная программа позволит автоматизировать процесс проведения испытаний и выдачи результатов.

Выделим основные проблемы, которые присутствуют на третьей укрупненной стадии процесса сертификации радиоэлектронной продукции. Когда выдается сертификат соответствия, формируется имидж организации для заказчика, видна скорость и качество выполненной работы. Руководство органа по сертификации должно быть заинтересовано, чтобы заказчик вернулся именно в его организацию для проведения сертификации других выпускаемых устройств своей фирмы или посоветовал организацию для предоставления услуг по сертификации свои партнерам, которые также занимаются выпуском в обращение радиоэлектронной продукции.

Также на третьем этапе важно учитывать риски, которые могут возникать как при проведении сертификации, так и после ее окончания (в процессе эксплуатации продукции), что может сказаться на репутации органа по сертификации. Поэтому для того, чтобы предотвратить возможную потерю заказчиков, необходимо постоянно анализировать риски и разрабатывать методы борьбы с ними.

Для решения двух рассмотренных выше проблем на этой стадии, по мнению авторов, необходимо произвести изменения в структуре менеджмента органа по сертификации и ввести должность менеджера по продажам, который бы занимался вопросами формирования имиджа организации, организовывал обратную связь с заказчиками, проводил модернизацию сайта, искал пути продвижения услуг организации и анализировал возможные риски и пути их минимизации.

Теперь рассмотрим заключительную стадию процесса сертификации. При проведении инспекционного контроля важен аспект, рассмотренный на второй укрупненной стадии, такой как использование информационной системы для документирования данного процесса, которая также позволит отслеживать сроки проведения инспекционного контроля. В дополнение к этому при проведении инспекционного контроля возникают проблемы, связанные с принятой на данный момент нормативной базой по сертификации. Главной проблемой как для сотрудников органа по сертификации, так и для производителей средств связи является постоянное изменение ГОСТов по техническим регламентам. Дело в том, что сертификат соответствия на сертифицированное устройство выдается на конкретные ГОСТы, а так как сертификат действует около пяти лет, то за это время ГОСТы могут измениться. Ранее был возможен вариант проведения сопоставления старого и нового ГОСТа с созданием соответствующего акта, и его применение было возможно при проведении инспекционного контроля. Однако новые требования Росаккредитации запрещают проведение инспекционного контроля, если хотя бы один из ГОСТов изменился. Многие производители радиоэлектронной продукции не уделяют должного внимания этому вопросу и считают, что такая мера, как аннулирование сертификата и выпуск другого сертификата соответствия на новые ГОСТы вместо проведения инспекционного контроля, является инициативой руководства органа по сертификации, так как данная процедура более дорогостоящая. В связи с чем заказчики перестают доверять выбранной организации и ищут отходные пути с другими органами по сертификации. Однако данная проблема касается переработки нормативно-правовой базы и в рамках данной статьи рассматриваться не будет. Возможна лишь рекомендация по включению некоторых пунктов в документы, определяющие правила проведения инспекционного контроля.

Разработка направлений совершенствования системы менеджмента органа по сертификации

На основе выявленных проблем [16, 17, 21] (Martynov, Yakovleva, 2018; Starozhuk, Yakovleva, 2020) и их возможных решений систематизируем направления совершенствования системы менеджмента органа по сертификации радиоэлектронной продукции по четырем укрупненным стадиям процесса проведения сертификации.

Таблица

Направления совершенствования системы менеджмента органа по сертификации радиоэлектронной продукции


Стадии проведения сертификации радиоэлектронной продукции
Направления совершенствования системы менеджмента органа по сертификации
1
Принятие решения по заявке на сертификацию средств связи
Дополнить систему компетенций для специалистов и экспертов органа по сертификации, которые могут быть использованы как на этапе отбора соискателей на данные должности, так и для оценки выполненной работы сотрудниками
Разработать механизм взаимосвязи рынка труда и системы профессионального образования, способствующий развитию высококвалифицированной рабочей силы сотрудников
2
Автоматизация проведения процесса сертификации и его документирования
Внедрить релевантные информационно-коммуникационные технологии, которые позволят минимизировать влияние человеческого фактора при проведении лабораторных испытаний средств связи
Применить адекватную информационную систему управления в органе по сертификации для отображения выполненных процедур и их сроков, позволяющую справедливо оценить фактическую деятельность сотрудников органа по сертификации за определенный период
Использовать систему электронного документооборота в органе по сертификации для документирования всех необходимых процедур при проведении сертификации средств связи
3
Выдача сертификата соответствия
Изменить структуру системы менеджмента органа по сертификации введением должности менеджера по продажам услуг органа по сертификации средств связи
Организовать обратную связь с заказчиками для улучшения выполняемой работы сотрудниками органа по сертификации
Производить анализ возможных рисков при проведении сертификации средств связи для минимизации таких рисков
Внедрить современные методы продвижения услуг в органе по сертификации и научиться правильно позиционировать свои услуги и конкурентные преимущества на рынке
4
Проведение инспекционного контроля
Использовать соответствующую информационную систему управления в органе по сертификации для документирования процедур и наглядного отображения сроков проведения инспекционного контроля
Источник: составлено авторами.

Разработка принципов «сертификационного» менеджмента

В результате применения методов анализа взаимосвязей направлений совершенствования системы менеджмента органа по сертификации и синтеза полученных результатов такого анализа автором на основе использования метода абдукции разработаны принципы «сертификационного» менеджмента:

α) принцип честного профессионализма в сфере сертификации;

β) принцип цифровизации процесса сертификации;

γ) принцип маркетинговой результативности сертификационных услуг.

Под «сертификационным» менеджментом в данном случае предлагается понимать взаимосвязанную деятельность специальных государственных органов и заинтересованных субъектов, направленную на достижение высокого качества и повышение конкурентоспособности сертифицированной радиоэлектронной продукции за счет улучшения и цифровизации и, как следствие, увеличения доверия к результатам проведения процедур в системе подтверждения соответствия продукции установленным требованиям нормативно-технической документации.

Эти принципы систематизированы автором в концептуальное триединство, которое представлено в виде схемы на рисунке.

Рисунок. Система концептуальных принципов «сертификационного менеджмента»

Источник: составлено авторами.

Эти принципы, как теоретические концепты, в системе рассматриваемого менеджмента становятся правилами, обязательными для их выполнения в управленческой практике сферы сертификации, то есть они приобретают методически важное значение для сертификационного менеджмента. Предложенная авторская концепция, базирующаяся на указанной системе принципов, может, по мнению авторов, рассматриваться в качестве предпосылки для формирования теоретических основ «сертификационного» менеджмента с их должной соответствующей конкретизацией в результате дальнейших исследований его функций и механизма.

Заключение

Для организации выпуска на рынок безопасной и качественной радиоэлектронной продукции необходимо создать высокий уровень проведения работ по подтверждению соответствия в органе по сертификации и заниматься постоянным совершенствованием системы менеджмента в организациях такого типа. Качественное выполнение данных работ в первую очередь связано с уровнем квалификации сотрудников органа по сертификации и испытательных лабораторий.

Проведенный анализ основных процедур при проведении сертификации радиоэлектронной продукции сотрудниками органа по сертификации и испытательной лаборатории позволил выделить четыре укрупненные стадии данного процесса. На основе выявленных проблем по четырем укрупненным стадиям процесса проведения сертификации и их возможных решений авторами систематизированы направления совершенствования системы менеджмента органа по сертификации радиоэлектронной продукции.

Также авторами разработана система принципов «сертификационного менеджмента». Эти принципы в системе рассматриваемого менеджмента становятся правилами, обязательными для их выполнения в управленческой практике сферы подтверждения соответствия, и могут быть внедрены в любом органе по сертификации радиоэлектронной продукции.


Источники:

1. Matthieu Bouvard & Raphael Levy, 2013. "Two-sided reputation in certification markets," Carlo Alberto Notebooks 339, Collegio Carlo Alberto
2. Бабкина Н. А. Стандартизация, подтверждение соответствия и метрология. - Благовещенск: Амурский государственный университет, 2015.
3. Баженов С.И. Экономика знаний как институциональная основа экономики высокотехнологичных производств // Экономика высокотехнологичных производств. – 2020. – № 4. – c. 173-182. – doi: 10.18334/evp.1.4.111215.
4. Бугорский В.Н., Голоскоков К.П. Управление качеством в процессе испытаний средств электронной техники // Прикладная информатика. – 2011. – № 1(31). – c. 50-60.
5. Вдовенко Д.Ю., Запорожцев В.А. Оценка соответствия технических устройств законодательству о техническом регулировании (сертификация и декларирование) // Евразийский научный журнал. – 2015. – № 11. – c. 14 – 20.
6. Волкова Т.А. Формирование процессной модели системы менеджмента органа по сертификации систем менеджмента // Управление экономическими системами. – 2014. – № 1(61).
7. Гвоздева С.М. Сертификация как инструмент повышения качества продукции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. – 2010. – № 1.
8. Духовницкий О.Г. Развитие подтверждения соответствия средств связи в Российской Федерации // Электросвязь. – 2013. – № 9. – c. 2 – 5.
9. Еленева Ю.Я., Андреев В.Н., Абаринов С.Н. Конверсия организаций ОПК: учет внешних условий проведения и ключевых компетенций // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 2041-2050. – doi: 10.18334/eo.9.3.40830.
10. Ильиных Ю.А. и др. Особенности и проблемы обязательной и добровольной сертификации продукции в РФ. – 2016
11. Ирзаев Г.Х. Организационная структура системы управления технологичностью на этапах проектирования и освоения радиоэлектронных средств // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1233-1244. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110603.
12. Карпов С.А. Международные стратегии развития высокотехнологичных производств // Экономика высокотехнологичных производств. – 2020. – № 4. – c. 197-208. – doi: 10.18334/evp.1.4.111218.
13. Кнобель А. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия // Вопросы экономики. – 2015. – № 3. – c. 87-108.
14. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. – 2020. – № 11. – c. 1055-1072. – doi: 10.18334/et.7.11.111073.
15. Ларюхин В.Б., Овчинников С.А., Скобелев П.О., Шпилевой В.Ф. Управление процессами и ресурсами в системе полного жизненного цикла вооружения и военной техники на основе цифровой экосистемы адаптивного менеджмента // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1259-1274. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110620.
16. Мартынов Л.М., Яковлева М.В. Тенденции совершенствования системы подтверждения соответствия информационно-коммуникационных средств и технологий требованиям технических регламентов Евразийского Экономического Союза // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2018. – № 2(108). – c. 16.
17. Мартынов Л.М., Яковлева М.В. Тенденции совершенствования управления системой подтверждении соответствия информационно-коммуникационных средств и технологий // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2018. – № 5(111). – c. 33.
18. Масалева М. В., Борщов А. В. Совершенствование и развитие системы сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности // Актуальные проблемы обеспечения пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций. 2020. – c. 29-33.
19. Романова Ю.В., Парфеньева И.Е. Оценка соответствия документов органа по сертификации продукции современным требованиям аккредитации // Инновации в науке. – 2016. – № 2 (51).
20. Сидоренко Н.А., Волкова Т.А. Применение методики менеджмента рисков в деятельности органа по сертификации систем менеджмента качества // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2016. – c. 135-145.
21. Старожук Е.А., Яковлева М.В. Обеспечение достоверности результатов испытаний радиоэлектронной продукции с учетом степени риска // XIII Международная отраслевая научно-техническая конференция «Технологии информационного общества». Москва, 2020. – c. 384-385.
22. Феклистов И.Ф. Совершенствование инновационной деятельности научно-образовательных комплексов на основе менеджмента качества // Экономика труда. – 2020. – № 12. – c. 1235-1248. – doi: 10.18334/et.7.12.111390.
23. Хомутов А.В., Харченко Е.А. Сертификация продукции // Основные направления развития научного потенциала в свете современных исследований: теория и практика. 2018. – c. 243-246.
24. Шевякова А.Л., Петренко Е.С., Раимбеков Б.Х., Гелашвили Н.Н. Цифровые компетенции персонала: кейс EPAM Казахстан // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 4. – c. 567-584. – doi: 10.18334/lim.7.4.111299.
25. Яковлева М.В., Яценко В.В. Применение компетентностного подхода к специалистам органа по сертификации // IV международная научно-практическая конференция «EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE». Пенза, 2017. – c. 160-162.

Страница обновлена: 14.09.2023 в 22:23:22