Анализ обеспеченности новыми кадрами предприятий аквакультуры в региональном разрезе

Янышен А.А.1, Ивашко Е.Е.2,3, Бекарев А.В.2
1 Карельский научный центр
2 Карельский научный центр РАН
3 Петрозаводский государственный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать:
Янышен А.А., Ивашко Е.Е., Бекарев А.В. Анализ обеспеченности новыми кадрами предприятий аквакультуры в региональном разрезе // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 12. – С. 5831-5848. – doi: 10.18334/epp.13.12.120003.

Аннотация:
В рамках представленной работы для анализа научной проблемы исследования баланса человеческого капитала на рынке труда были собраны и проанализированы актуальные статистические данные связанные с подготовкой кадров для аквакультуры образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования. Впервые проведён сравнительный анализ пространственно-географического распределения выпускников и предприятий аквакультуры как потенциальных работодателей. Полученные результаты говорят о серьезном кадровом голоде. Наблюдается существенный дисбаланс между выпускниками высшего образования и выпускниками среднего профессионального образования, распределение специалистов не соответствует числу действующих предприятий по регионам. В заключении приводится обоснованный вывод, что для достижения запланированного роста объемов производства в отрасли, система подготовки кадров для предприятий аквакультуры должна быть пересмотрена. Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности применения его результатов при модернизации системы подготовки кадров для отрасли аквакультуры, построении прогнозов кадровой потребности, выполняемых государственными учреждениями в области труда и занятости.

Ключевые слова: аквакультура, рыбоводство, кадровый потенциал, обеспеченность кадрами, цифровизация

Финансирование:
Исследование выполнено частично за счет гранта Российского научного фонда №23-21-00048, https://rscf.ru/project/23-21-00048/

JEL-классификация: O15, Q20, Q22



Введение. Аквакультура является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в России. С 2000-го года объем производства продукции аквакультуры в России вырос почти в пять раз – с 77 тыс. тонн до 383 тыс. тонн. На основании данных Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) [1], по итогам 2022 года объем производства продукции товарной аквакультуры в России вырос на 7,5% к 2021 году и составил 383,5 тыс. тонн. Лидерами по объему выращивания стали: Северо-Западный федеральный округ — 138,6 тыс. тонн (прирост составил 13.4%), Южный федеральный округ — более 82 тыс. тонн (прирост — 3%) и Дальневосточный федеральный округ – 66,8 тыс. тонн (прирост — 17,5%). В Северо-Кавказском федеральном округе выращено 28,6 тыс. тонн, в Центральном федеральном округе – более 35 тыс. тонн, Приволжском федеральном округе — более 16,2 тыс. тонн (на 5,6% больше), в Уральском федеральном округе – более 9 тыс. тонн, Сибирском федеральном округе – почти 7 тыс. тонн.

В соответствии со "Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года" (утверждена Правительством РФ распоряжением от 8 сентября 2022 года №2567-р) [2], дальнейший рост к 2030 году должен составить еще 1.6 раза от текущих уровней. Быстрое развитие отрасли требует соответствующего кадрового обеспечения, притока новых специалистов для расширения мощностей существующих предприятий и создания новых. При этом дефицит квалифицированных кадров в рыбном хозяйстве сохраняется длительное время [3], есть исследования по проблеме нехватки квалифицированных кадров в области аквакультуры и перспективах развития непрерывного среднего и высшего образования [4]. О влиянии уровня подготовки специалистов-рыбоводов на успешность рыбоводческих предприятий свидетельствуют многие литературные источники, в частности, отмечается, что в развитии аквакультуры есть ряд проблем, для решения которых вузам необходимо направить усилия на подготовку и переподготовку квалифицированных кадров [5]. Значительно возрастает актуальность данной проблематики с учётом современных условий, когда для оптимизации и повышения эффективности бизнес-процессов в рыбоводстве активно внедряются цифровые технологии, новое оборудование и наукоёмкие инновационные решения. Рыбопромышленные предприятия становятся все более вовлеченными в процесс цифровизации экономики, что предъявляет новые требования к квалификации и подготовке кадров [6].

При этом, важное значение также имеет пространственно-географическое соответствие выпуска новых специалистов и существующих предприятий аквакультуры. Так будущие специалисты могут получить необходимый опыт и практические навыки непосредственно на тех предприятиях, на которых будут в дальнейшем работать, изучить их проблемы, установившиеся технологические процессы и специфику работы. Практику положительного пространственно-географического соответствия можно рассматривать на примере Сахалинской области, где в единственном в России "островном" Сахалинском государственном университете с 2008 года ведётся подготовка кадров по направлению 35.03.08 «Водные биоресурсы и аквакультура». С 2012 по 2018 год включительно было подготовлено около 200 выпускников, 90% из которых либо работают непосредственно в рыбной отрасли, либо так или иначе связаны с ней или с обеспечивающими отрасль сферами деятельности. Выпускники прошлых лет и даже студенты выпускных курсов, востребованы, поскольку в области к настоящему времени действует 56 рыбоводных заводов и еще несколько проходят этап строительства и пусконаладки и в скором времени будут введены в эксплуатацию. Новые заводы строятся как на острове Сахалин, так и на островах Итуруп, Парамушир и Кунашир [7].

На примере Сахалинской области видно, что в процессе организации производственных практик для местных выпускников предприятия могут заранее получить опыт взаимодействия с потенциальными сотрудниками, отобрать себе наиболее подходящих специалистов. Кроме того, обе стороны избегают сложностей, связанных с необходимостью переезда молодого специалиста в новый незнакомый регион. В своих исследованиях авторы подчёркивают важность стоящей перед Сахалинским государственным университетом задачи в продолжении подготовки квалифицированных кадров для стремительно развивающего пастбищного рыбоводства и марикультуры, а также необходимость организации и проведения курсов повышения квалификации для специалистов, проработавших в отрасли более пяти лет [7].

В 2023 году проблема недостатка квалифицированных кадров в контексте оценки кадровой уязвимости в базовых отраслях промышленности рассматривалась в научной работе Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета Высшей школы экономики. Была проанализирована статистика широкомасштабных ежеквартальных и ежемесячных конъюнктурных опросов руководителей более двадцати тысяч организаций различных видов экономической деятельности (промышленных, строительных, розничной торговли, сферы услуг), проводимых Федеральной службой государственной статистики [17]. В статье Мирзабалаева Ф. И., Антонова Г. В акцентировано внимание на факторах, влияющих на спрос и предложение рабочей силы, проводится анализ сформировавшихся отраслевых и профессионально-квалификационных дисбалансов на российском рынке труда [18]. Соболева И. В. обосновывает, что сегодня главным стратегически эффективным механизмом политики занятости становится расширение возможностей получения образовательной поддержки через ускоренное развитие инфраструктуры непрерывного образования в течение всей жизни, адаптированного под различные профессиональные группы и возрастные категории, и оперативно учитывающего потребности работодателей [19]. Анализ кадровых дисбалансов в спросе и предложении кадров на региональном уровне проводится в работе Балацкого Е. В. и Екимовой Н. А. [20]. Гуртов В. А. и Питухин Е. А. также анализируют взаимосвязи в системе «экономика – рынок труда – система образования» на федеральном и региональном уровнях, детально описывая содержание «ежегодной дополнительной потребности экономики в кадрах [21]. Проведённый обзор литературы свидетельствует о том, что проблематика рассматривается достаточно широко, при этом фокус на конкретную отрасль делается достаточно редко. Устранению данного научного пробела служит представленное исследование.

Цель работы заключается в исследовании степени соответствия числа выпускников высшего и среднего профессионального образования числу предприятий аквакультуры. Новизну работы составляют обоснованные выводы об обеспеченности новыми кадрами предприятий аквакультуры, а также проведённый анализ соответствия пространственно-географического распределения выпускников и потенциальных работодателей.

Общая гипотеза статьи заключается в том, что на рынке труда существует дисбаланс между спросом и предложением в области аквакультуры. В качестве одного из подходов к исследованию баланса спроса и предложения трудовых ресурсов в данной статье применён анализ пространственно-географического распределения выпускников и предприятий на региональном уровне. В представленной работе было оценено число и география выпускников по программам обучения аквакультуры в связи с географией и числом сотрудников действующих предприятий.

Материалы и Методы

В рамках представленной работы была собрана и проанализирована статистика, связанная с подготовкой кадров для аквакультуры образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования, а также данные по предприятиям аквакультуры.

Для анализа географии потенциальной востребованности специалистов была сделана выборка организаций и индивидуальных предпринимателей (далее ИП), действующих на территории России по итогам 2022 года и имеющих основной код по виду экономической деятельности (далее ОКВЭД) в области аквакультуры (табл. 1). Данные по предприятиям получены с сервисов "Rusprofile — сервис проверки и анализа контрагентов" [8] и "Всероссийский бизнес-центр" [9], осуществляющих выгрузку данных налоговых органов.

Таблица 1

Распределение предприятий аквакультуры России

по основному ОКВЭД на 2023 год

ОКВЭД
Описание
Число предприятий
03.2
Рыбоводство
1015
03.21
Рыбоводство морское
171
03.21.1
Рыбоводство морское индустриальное
20
03.21.2
Рыбоводство морское пастбищное
8
03.21.3
Мелиорация рыбохозяйственная морских и минерализированных водных объектов
3
03.21.4
Воспроизводство морских биоресурсов искусственное
620
03.21.5
Акклиматизация морских биоресурсов
0
03.21.9
Деятельность по морскому рыбоводству прочая
6
03.22
Рыбоводство пресноводное
- рыбоводство в пресной воде, включая выращивание пресноводной декоративной рыбы;
1941
03.22.1
Рыбоводство пресноводное индустриальное
294
03.22.2
Рыбоводство пресноводное пастбищное
63
03.22.3
Рыбоводство прудовое
453
03.22.4
Мелиорация рыбохозяйственная пресноводных объектов
8
03.22.5
Воспроизводство пресноводных биоресурсов искусственное
101
03.22.6
Акклиматизация пресноводных биоресурсов
1
03.22.7
Деятельность по племенному разведению рыб
2
03.22.9
Деятельность по пресноводному рыбоводству прочая
55
ИТОГО:
4761
Составлено авторами, источник: сервис проверки и анализа контрагентов [Электронный ресурс]. URL: (https://www.rusprofile.ru/) (дата обращения 18.04.2023)

В указанное число входит 2641 ИП и 2120 организаций. Среди организаций были отсечены неактивные - не имеющие выручки или не отчитавшиеся по итогам 2022 года; для остальных организаций (таких осталось 782) учитывается среднесписочная численность сотрудников и выручку. В соответствии с законодательством, сведения о выручке и среднесписочной численности наемных работников лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, не публикуется налоговыми органами. Поэтому в дальнейшем анализе вынужденно не учитываются индивидуальные предприниматели вследствие отсутствия необходимых данных в свободном доступе.

Для характеризации системы подготовки кадров в области аквакультуры, были проанализированы следующие профессиональные стандарты в области аквакультуры:

· Профессиональный стандарт "Специалист по техническому обеспечению рыболовства и рыбоводства" утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 сентября 2020 года N 604н (ПС №15.001) [10];

· Профессиональный стандарт "Специалист по водным биоресурсам и аквакультуре" утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 714н (ПС №15.004) [11].

Согласно утвержденным приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональными стандартами [12], в требования к специалистам в области рыбоводства входит получение образования по следующим направлениям подготовки из общероссийского классификатора специальностей по образованию (далее ОКСО) [13]: 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура (бакалавриат), 35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура (магистратура), 35.02.09 Ихтиология и рыбоводство и 35.01.16 Рыбовод (специалитет).

Для получения информации о количестве выпускаемых специалистов по перечисленным выше направлениям подготовки были использованы следующие источники информации:

· Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2022/23 учебного года [14];

· Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [15].

Всего, согласно статистике, обучение по специальностям аквакультуры ведут 32 организации высшего образования в 27 регионах (652 выпускника в год) и 21 организация среднего профессионального образования в 17 регионах (232 выпускника в год) - без учета новых регионов РФ.

Результаты и обсуждения

В таблице (табл. 2) представлены результаты обработки данных - распределение по регионам России (без учета новых регионов) числа предприятий, суммарной их выручки и среднесписочной численности сотрудников, а также числа выпускников высшего образования (далее ВО) и среднего профессионального образования (далее СПО) (все данные представлены по итогам 2022 года).

Таблица 2

Распределение в региональном разрезе предприятий аквакультуры, суммарной среднесписочной численности сотрудников и выручки в сравнении с количеством ВО / СПО выпускников на 2023 год

Регион
Число предпри-ятий
Число сотруд-ников
Выручка,
млн. руб.
Выпускники ВО
Выпускники СПО
Республика Карелия
65
1092
9 667
27
-
Краснодарский край
58
468
1 503
44
11
Ленинградская область
41
491
3 728
-
-
Московская область
35
524
953
28
14
Приморский край
33
162
492 829
50
15
Ростовская область
33
684
1 289
77
-
Астраханская область
27
429
1 018
33
25
город Москва
24
111
1 111
18
-
Белгородская область
22
201
498
-
21
Курская область
18
83
468
-
-
Челябинская область
18
131
143
11
-
Тюменская область
16
113
376
20
12
город Санкт-Петербург
15
193
1 283
48
21
Республика Крым
15
92
193
23
-
Ставропольский край
14
97
59
-
-
Воронежская область
13
133
206
-
-
Мурманская область
13
967
31 991
8
10
Нижегородская область
13
45
78
28
-
Республика Татарстан
13
86
134
16
-
Свердловская область
12
62
162
-
-
Красноярский край
11
118
466
-
13
Республика Северная Осетия - Алания
11
245
1 689
-
-
Вологодская область
10
209
477
-
-
Республика Башкортостан
10
157
306
-
-
Сахалинская область
10
104
1 203
15
9
Калининградская область
9
32
97
15
-
Новосибирская область
9
51
102
-
-
Псковская область
9
23
47
-
-
Самарская область
9
32
53
-
15
Алтайский край
8
26
24
-
-
Калужская область
8
67
373
-
13
Саратовская область
8
30
80
51
-
город Севастополь
7
34
44
-
-
Орловская область
7
15
21
-
-
Пензенская область
7
19
7
-
16
Пермский край
7
16
40
-
-
Республика Дагестан
7
113
318
58
-
Смоленская область
7
143
344
-
-
Тверская область
7
111
454
-
-
Владимирская область
6
36
40
-
-
Иркутская область
6
41
187
14
-
Новгородская область
6
81
228
-
-
Тамбовская область
6
49
41
-
-
Архангельская область
5
16
43
-
-
Волгоградская область
5
33
69
18
-
Кемеровская область
5
98
260
-
-
Омская область
5
36
130
-
-
Томская область
5
18
26
-
-
Хабаровский край
5
31
99
-
-
Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра
5
98
400
-
-
Липецкая область
4
99
72
-
-
Республика Коми
4
11
66
-
-
Ярославская область
4
16
9
-
12
Кабардино-Балкарская Республика
3
25
105
-
-
Кировская область
3
10
19
-
-
Костромская область
3
196
315
-
-
Оренбургская область
3
3
1
23
-
Рязанская область
3
192
278
-
-
Тульская область
3
23
84
-
-
Удмуртская Республика
3
5
2
-
-
Ульяновская область
3
5
23
-
-
Чувашская Республика - Чувашия
3
20
14
-
-
Ямало-Ненецкий автономный округ
3
368
181
-
-
Брянская область
2
2
2
-
-
Забайкальский край
2
2
35
-
-
Камчатский край
2
2
155
7
-
Карачаево-Черкесская Республика
2
5
24
-
-
Курганская область
2
5
5
-
-
Республика Алтай
2
4
2
-
-
Республика Хакасия
2
24
136
-
25
Амурская область
1
12
0,3
-
-
Магаданская область
1
1
15
-
-
Республика Адыгея
1
38
155
-
-
Республика Бурятия
1
1
2
20
-
Республика Калмыкия
1
1
7
-
-
Республика Марий Эл
1
1
4
-
-
Республика Мордовия
1
1
2
-
-
Республика Саха /Якутия/
1
1
8
-
-
ИТОГО:
782
9319
64 737
652
232
Составлено авторами, источник: сервис проверки и анализа контрагентов [Электронный ресурс]. URL: (https://www.rusprofile.ru/) (дата обращения 18.04.2023); Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2022/23 учебного года. [Электронный ресурс].URL: (https://edu.gov.ru/activity/statistics/secondary_prof_edu) (дата обращения 28.04.2023); Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс].URL:(https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/) (дата обращения 28.04.2023).

Имея данные Росрыболовства по объемам производства в Федеральных округах, можно сопоставить имеющиеся данные по числу предприятий, суммарной выручке, числу выпускников ВПО и СПО с объемами производства (табл. 3).

Таблица 3

Распределение предприятий аквакультуры, их выручки, объёмов производства в сравнении с количеством ВО / СПО выпускников на 2023 год


Число
предприятий
Выручка, руб.
Выпускники ВО
Выпускники
СПО
Объем
производства, тыс. тонн
Южный ФО
142
4 210 091 000
177
36
82
Центральный ФО
172
5 269 502 000
46
60
35
Уральский ФО
53
1 085 679 000
31
12
9
Сибирский ФО
53
1 331 432 000
14
38
7
Северо-Кавказский ФО
37
2 195 115 000
58
0
28,6
Северо-Западный ФО
180
47 806 979 000
98
31
138,6
Приволжский ФО
89
830 029 000
136
31
16,2
Дальневосточный ФО
56
2 008 339 000
92
24
66,8
ИТОГО:
782
64 737 166 000
652
232
383,2
Составлено авторами, источник: сервис проверки и анализа контрагентов [Электронный ресурс]. URL: (https://www.rusprofile.ru/) (дата обращения 18.04.2023); Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2022/23 учебного года. [Электронный ресурс].URL: (https://edu.gov.ru/activity/statistics/secondary_prof_edu) (дата обращения 28.04.2023); Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс].URL:(https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/) (дата обращения 28.04.2023).

На следующих диаграммах представлены соотношение числа выпускников ВО и СПО в сравнении с числом предприятий (рис. 1) и суммарной среднесписочной численности сотрудников (рис. 2) в разрезе регионов.

Рис. 1. Соотношение числа выпускников ВО / СПО и действующих предприятий аквакультуры в региональном разрезе

Рис. 2. Соотношение числа выпускников ВО / СПО и суммарной среднесписочной численности сотрудников действующих предприятий аквакультуры в региональном разрезе

По данным медиа-ресурса «Рыбоводы.РФ» представлена сводка заработных плат (табл. 4) по позициям "рыбовод", "ихтиолог" с разбивкой по регионам, актуализированная на ноябрь 2023-го года. Среди основных нанимателей рыбоводов и ихтиологов выделено три базовые группы - филиалы федерального Главрыбвода (самые низкие зарплаты), крупные рыбопромышленные компании, открывающие филиалы (максимальные предложения по цене, самые высокие требования по компетенциям, проживание и социальный пакет) и частные рыбоводческие хозяйства (большой разброс, размытый функционал, выплаты дважды в месяц на руки, отсутствие гарантий) [16].

Таблица 4

Перечень регионов и предложений заработных плат по вакансиям «рыбовод»/ «ихтиолог», тыс. руб./мес. на 2023 год

☆ - частные рыбхозы, ★ - крупные корпорации, ■ - гос.предприятия.

Город/регион
Мин.
Макс.
Средняя
Объём
Астрахань
30
130
80

Белгород
28
150
89

Воронеж
60
60
60

Екатеринбург
25
80
52,5

Калуга
40
60
50

Карелия
40
130
85
☆★
Кемерово
30
200
115

Краснодар
35
77
56

Красноярск
30
180
105
☆★
Крым
50
50
50
☆★
Курск
35
45
40

Лен. область
37
100
68,5
☆■
Москва / МО
56
200
128
☆■
Мурманск
100
130
115
☆★■
Ростов
30
30
30

Сахалин
60
60
60
☆★
Свердловск
30
30
30

Смоленск
40
60
50

Ставрополь
37
150
93,5
☆★
Татарстан
40
200
120

Тюмень
42
60
51

Ульяновск
30
30
30

Хакассия
70
70
70

Источник данных: РЫБОВОДЫ.РФ - медиа-ресурс про вопросы рыбоводства, аквакультуры, рыночных отношений в рыбном хозяйстве — Рейтинг зарплат рыбоводов, осень 2023 [Электронный ресурс]. URL: (https://www.рыбоводы.рф/ratings/58-ratings/632-zp2) (дата обращения 09.11.2023)

В условиях нехватки квалифицированных кадров и с учётом представленных данных подтверждается тенденция когда работодатели для привлечения новых сотрудников будут вынуждены использовать дополнительные инструменты привлечения персонала.

Заключение

В представленной работе было оценено число и география выпускников по программам обучения аквакультуры в связи с географией и числом сотрудников действующих предприятий.

В основу исследования положена открытая доступная статистика. При этом, статистика Министерства образования относительно подготовки кадров достаточно хорошо удовлетворяет целям исследования. Однако того же нельзя сказать о налоговой статистике. Во-первых, место регистрации далеко не всегда отвечает региону производственной деятельности компаний. Так, например, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург не являются подходящими местами для производственных площадок аквакультуры, несмотря на довольно большое число зарегистрированных там предприятий. Кроме того, основной ОКВЭД не всегда говорит о фактической деятельности, приносящей основную выручку и задействующий основную часть сотрудников предприятия. Ярким примером являются две "наиболее крупных компании аквакультуры" г. Москва - ООО "Сибрыбпром" и ООО "Фишерис", основная выручка которых складывается от перепродажи рыбы и морепродуктов. Верно и обратное: среди компаний аквакультуры есть те, которые не имеют в качестве основного рыбоводный ОКВЭД. Во-вторых, в части числа сотрудников открытые данные содержат только среднесписочную численность штатных сотрудников, что не включает в себя гражданско-правовые договора и привлечение самозанятых. Поэтому оценку по числу сотрудников компаний аквакультуры следует считать заниженной. Наконец, в-третьих, закрытой для анализа остается деятельность индивидуальных предпринимателей, т.к. по ним известно только общее число субъектов предпринимательской деятельности с соответствующим ОКВЭД, но не выручка и число сотрудников. При этом, например, ИП Н. В. Федоренко является одним из крупнейших российских производителей аквакультурной форели.

Перечисленные ограничения, не позволяют говорить о безусловной достоверности количественных показателей, однако могут только подтвердить качественные: полученные данные говорят о недостаточном кадровом обеспечении развития отрасли.

В первую очередь, полученные результаты свидетельствуют о серьезном кадровом голоде предприятий аквакультуры. В среднем, на каждое действующее предприятие аквакультуры России ежегодно выпускается всего один специалист, даже без учета действующих индивидуальных предпринимателей. При этом, численность выпускников составляет менее 1% от числа сотрудников действующих компаний.

Во-вторых, необходимо отметить существенный дисбаланс между ВО и СПО: число выпускников СПО - наиболее востребованные в аквакультуре рыбоводы среднего звена - составляет всего порядка трети от числа выпускников ВО, а должно быть наоборот.

В-третьих, заметен существенный пространственно-географический дисбаланс: распределение выпускников (и обучающихся) в области аквакультуры не соответствует числу действующих предприятий. Например, в Республике Бурятия в год выпускается 20 специалистов ВО, при этом, в республике зарегистрировано единственное действующее предприятие со среднесписочным числом сотрудников равным 1 человеку. Такой дисбаланс осложняет подготовку кадров в части привлечения к преподаванию специалистов с актуальным практическим опытом и получением студентами практических навыков. Наоборот, предприятия Свердловской области, Ставропольского края, Курской области и ряда других остаются без "близких" кадровых ресурсов, что осложняет развитие отрасли в этих регионах. Если смотреть по числу предприятий, то, например, в Республике Карелия - ведущем российском регионе по выращиванию форели - в год один выпускник приходится на три предприятия, что в три раза меньше, чем в среднем по России. В разрезе Федеральных округов число выпускников находится в диапазоне от 0.6 до 2.1 на предприятие в среднем. При этом, в Северо-Западном Федеральном округе, выпускающем более трети всего объема продукции аквакультуры в России, на одно предприятие в среднем приходится 0.7 выпускника.

Полученные результаты приводят к выводу, что для достижения запланированного роста объемов производства, система подготовки кадров для предприятий аквакультуры должна быть пересмотрена.


Источники:

1. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство). [Электронный ресурс]. URL: https://fish.gov.ru/news/2023/02/16/rybovody-uspeshno-zavershili-2022-god-v-trojke-liderov-severo-zapadnyj-yuzhnyj-i-dalnevostochnyj-federalnye-okruga/ (дата обращения: 20.02.2023).
2. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года. Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120021?ysclid=libok4uukh806353233 (дата обращения: 28.04.2023).
3. Глубоковский М.К., Глубоков А.И., Синяков С.А. Перспективы развития рыбохозяйственного комплекса России. - М.: Креативная экономика, 2018. – 190 c.
4. Лагуткина Л.Ю., Мартьянов А.С. Подготовки высококвалифицированных кадров для рыбной отрасли: прикладные задачи оптимизации технологических процессов в аквакультуре // Наука и практика – 2017: Всероссийская междисциплинарная научная конференция. Астрахань, 2017. – c. 8-9.
5. Васильев А.А., Поддубная И.В. Направлению «Водные биоресурсы и аквакультура» ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ» – 10 лет. Успехи, достижения и перспективы // Переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Лучшие практики рыбохозяйственного образования: Всероссийская межвузовская научно-методическая конференция. Калининград, 2016. – c. 32-38.
6. Тропникова Н.Л. Обеспеченность квалифицированными кадрами предприятий морского промышленного рыболовства как резерв развития арктических регионов // Управление в современных системах. – 2020. – № 2(26). – c. 55-62.
7. Ефанов В.Н., Гринберг Е.В. О подготовке кадров для рыбного хозяйства Сахалинской области в САХГУ // Инновационные решения для повышения эффективности аквакультуры: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Том 1. Москва, 2019. – c. 156-164.
8. Rusprofile — сервис проверки и анализа контрагентов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rusprofile.ru/ (дата обращения: 18.04.2023).
9. Всероссийский Бизнес Центр. [Электронный ресурс]. URL: https://vbankcenter.ru/ (дата обращения: 18.04.2023).
10. Профессиональный стандарт «Специалист по техническому обеспечению рыболовства и рыбоводства» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 сентября 2020 года N 604н (ПС №15.001). Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010070005?ysclid=libq4mt2k465318637 (дата обращения: 19.04.2023).
11. Профессиональный стандарт «Специалист по водным биоресурсам и аквакультуре» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 714н (ПС №15.004). Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011110050?ysclid=libq77h8ve8823467 (дата обращения: 19.04.2023).
12. Портал классификаторов и справочников КлассИнформ. [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/profstandarty/15-rybovodstvo-i-rybolovstvo.html (дата обращения: 28.04.2023).
13. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО). [Электронный ресурс]. URL: https://classifikators.ru/okso/4.35.00.00 (дата обращения: 28.04.2023).
14. Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2022/23 учебного года. Edu.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/secondary_prof_edu (дата обращения: 28.04.2023).
15. Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Minobrnauki.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/) (дата обращения: 28.04.2023).
16. РФ - медиа-ресурс про вопросы рыбоводства, аквакультуры, рыночных отношений в рыбном хозяйстве — Рейтинг зарплат рыбоводов. Рыбоводы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.рыбоводы.рф/ratings/58-ratings/632-zp2 (дата обращения: 09.11.2023).
17. Лола И.С., Семина В.В. Динамика занятости в базовых отраслях экономики России: реализуемость кадровых планов и ожидаемый фокус перемен на рынке труда в III квартале 2023 г. - М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 13 c.
18. Мирзабалаева Ф.И., Антонова Г.В. Структурные диспропорции спроса и предложения на рынке труда в отраслевом и профессионально-квалификационном разрезах // Экономика труда. – 2023. – № 8. – c. 1145-1168. – doi: 10.18334/et.10.8.118938.
19. Соболева И.В. Профессионально-квалификационный дисбаланс как вызов экономической и социальной безопасности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 989-1008. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114898.
20. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Регионально-отраслевые кадровые дисбалансы России: постиндустриальные вызовы // Проблемы развития территории. – 2021. – № 4. – c. 24-42. – doi: 10.15838/ptd.2021.4.114.2.
21. Гуртов В.А., Питухин Е.А. Прогнозирование потребностей экономики в квалифицированных кадрах: Обзор подходов и практик применения // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 4(110). – c. 130-161. – doi: 10.15826/umpa.2017.04.056.

Страница обновлена: 17.02.2024 в 15:58:35