Анализ обеспеченности новыми кадрами предприятий аквакультуры в региональном разрезе
Янышен А.А.1, Ивашко Е.Е.2,3, Бекарев А.В.2
1 Карельский научный центр
2 Карельский научный центр РАН
3 Петрозаводский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549190
Аннотация:
В рамках представленной работы для анализа научной проблемы исследования баланса человеческого капитала на рынке труда были собраны и проанализированы актуальные статистические данные связанные с подготовкой кадров для аквакультуры образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования. Впервые проведён сравнительный анализ пространственно-географического распределения выпускников и предприятий аквакультуры как потенциальных работодателей. Полученные результаты говорят о серьезном кадровом голоде. Наблюдается существенный дисбаланс между выпускниками высшего образования и выпускниками среднего профессионального образования, распределение специалистов не соответствует числу действующих предприятий по регионам. В заключении приводится обоснованный вывод, что для достижения запланированного роста объемов производства в отрасли, система подготовки кадров для предприятий аквакультуры должна быть пересмотрена. Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности применения его результатов при модернизации системы подготовки кадров для отрасли аквакультуры, построении прогнозов кадровой потребности, выполняемых государственными учреждениями в области труда и занятости.
Ключевые слова: аквакультура, рыбоводство, кадровый потенциал, обеспеченность кадрами, цифровизация
Финансирование:
Исследование выполнено частично за счет гранта Российского научного фонда №23-21-00048, https://rscf.ru/project/23-21-00048/
JEL-классификация: O15, Q20, Q22
Введение. Аквакультура является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в России. С 2000-го года объем производства продукции аквакультуры в России вырос почти в пять раз – с 77 тыс. тонн до 383 тыс. тонн. На основании данных Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) [1], по итогам 2022 года объем производства продукции товарной аквакультуры в России вырос на 7,5% к 2021 году и составил 383,5 тыс. тонн. Лидерами по объему выращивания стали: Северо-Западный федеральный округ — 138,6 тыс. тонн (прирост составил 13.4%), Южный федеральный округ — более 82 тыс. тонн (прирост — 3%) и Дальневосточный федеральный округ – 66,8 тыс. тонн (прирост — 17,5%). В Северо-Кавказском федеральном округе выращено 28,6 тыс. тонн, в Центральном федеральном округе – более 35 тыс. тонн, Приволжском федеральном округе — более 16,2 тыс. тонн (на 5,6% больше), в Уральском федеральном округе – более 9 тыс. тонн, Сибирском федеральном округе – почти 7 тыс. тонн.
В соответствии со "Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года" (утверждена Правительством РФ распоряжением от 8 сентября 2022 года №2567-р) [2], дальнейший рост к 2030 году должен составить еще 1.6 раза от текущих уровней. Быстрое развитие отрасли требует соответствующего кадрового обеспечения, притока новых специалистов для расширения мощностей существующих предприятий и создания новых. При этом дефицит квалифицированных кадров в рыбном хозяйстве сохраняется длительное время [3], есть исследования по проблеме нехватки квалифицированных кадров в области аквакультуры и перспективах развития непрерывного среднего и высшего образования [4]. О влиянии уровня подготовки специалистов-рыбоводов на успешность рыбоводческих предприятий свидетельствуют многие литературные источники, в частности, отмечается, что в развитии аквакультуры есть ряд проблем, для решения которых вузам необходимо направить усилия на подготовку и переподготовку квалифицированных кадров [5]. Значительно возрастает актуальность данной проблематики с учётом современных условий, когда для оптимизации и повышения эффективности бизнес-процессов в рыбоводстве активно внедряются цифровые технологии, новое оборудование и наукоёмкие инновационные решения. Рыбопромышленные предприятия становятся все более вовлеченными в процесс цифровизации экономики, что предъявляет новые требования к квалификации и подготовке кадров [6].
При этом, важное значение также имеет пространственно-географическое соответствие выпуска новых специалистов и существующих предприятий аквакультуры. Так будущие специалисты могут получить необходимый опыт и практические навыки непосредственно на тех предприятиях, на которых будут в дальнейшем работать, изучить их проблемы, установившиеся технологические процессы и специфику работы. Практику положительного пространственно-географического соответствия можно рассматривать на примере Сахалинской области, где в единственном в России "островном" Сахалинском государственном университете с 2008 года ведётся подготовка кадров по направлению 35.03.08 «Водные биоресурсы и аквакультура». С 2012 по 2018 год включительно было подготовлено около 200 выпускников, 90% из которых либо работают непосредственно в рыбной отрасли, либо так или иначе связаны с ней или с обеспечивающими отрасль сферами деятельности. Выпускники прошлых лет и даже студенты выпускных курсов, востребованы, поскольку в области к настоящему времени действует 56 рыбоводных заводов и еще несколько проходят этап строительства и пусконаладки и в скором времени будут введены в эксплуатацию. Новые заводы строятся как на острове Сахалин, так и на островах Итуруп, Парамушир и Кунашир [7].
На примере Сахалинской области видно, что в процессе организации производственных практик для местных выпускников предприятия могут заранее получить опыт взаимодействия с потенциальными сотрудниками, отобрать себе наиболее подходящих специалистов. Кроме того, обе стороны избегают сложностей, связанных с необходимостью переезда молодого специалиста в новый незнакомый регион. В своих исследованиях авторы подчёркивают важность стоящей перед Сахалинским государственным университетом задачи в продолжении подготовки квалифицированных кадров для стремительно развивающего пастбищного рыбоводства и марикультуры, а также необходимость организации и проведения курсов повышения квалификации для специалистов, проработавших в отрасли более пяти лет [7].
В 2023 году проблема недостатка квалифицированных кадров в контексте оценки кадровой уязвимости в базовых отраслях промышленности рассматривалась в научной работе Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета Высшей школы экономики. Была проанализирована статистика широкомасштабных ежеквартальных и ежемесячных конъюнктурных опросов руководителей более двадцати тысяч организаций различных видов экономической деятельности (промышленных, строительных, розничной торговли, сферы услуг), проводимых Федеральной службой государственной статистики [17]. В статье Мирзабалаева Ф. И., Антонова Г. В акцентировано внимание на факторах, влияющих на спрос и предложение рабочей силы, проводится анализ сформировавшихся отраслевых и профессионально-квалификационных дисбалансов на российском рынке труда [18]. Соболева И. В. обосновывает, что сегодня главным стратегически эффективным механизмом политики занятости становится расширение возможностей получения образовательной поддержки через ускоренное развитие инфраструктуры непрерывного образования в течение всей жизни, адаптированного под различные профессиональные группы и возрастные категории, и оперативно учитывающего потребности работодателей [19]. Анализ кадровых дисбалансов в спросе и предложении кадров на региональном уровне проводится в работе Балацкого Е. В. и Екимовой Н. А. [20]. Гуртов В. А. и Питухин Е. А. также анализируют взаимосвязи в системе «экономика – рынок труда – система образования» на федеральном и региональном уровнях, детально описывая содержание «ежегодной дополнительной потребности экономики в кадрах [21]. Проведённый обзор литературы свидетельствует о том, что проблематика рассматривается достаточно широко, при этом фокус на конкретную отрасль делается достаточно редко. Устранению данного научного пробела служит представленное исследование.
Цель работы заключается в исследовании степени соответствия числа выпускников высшего и среднего профессионального образования числу предприятий аквакультуры. Новизну работы составляют обоснованные выводы об обеспеченности новыми кадрами предприятий аквакультуры, а также проведённый анализ соответствия пространственно-географического распределения выпускников и потенциальных работодателей.
Общая гипотеза статьи заключается в том, что на рынке труда существует дисбаланс между спросом и предложением в области аквакультуры. В качестве одного из подходов к исследованию баланса спроса и предложения трудовых ресурсов в данной статье применён анализ пространственно-географического распределения выпускников и предприятий на региональном уровне. В представленной работе было оценено число и география выпускников по программам обучения аквакультуры в связи с географией и числом сотрудников действующих предприятий.
Материалы и Методы
В рамках представленной работы была собрана и проанализирована статистика, связанная с подготовкой кадров для аквакультуры образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования, а также данные по предприятиям аквакультуры.
Для анализа географии потенциальной востребованности специалистов была сделана выборка организаций и индивидуальных предпринимателей (далее ИП), действующих на территории России по итогам 2022 года и имеющих основной код по виду экономической деятельности (далее ОКВЭД) в области аквакультуры (табл. 1). Данные по предприятиям получены с сервисов "Rusprofile — сервис проверки и анализа контрагентов" [8] и "Всероссийский бизнес-центр" [9], осуществляющих выгрузку данных налоговых органов.
Таблица 1
Распределение предприятий аквакультуры России
по основному ОКВЭД на 2023 год
ОКВЭД
|
Описание
|
Число предприятий
|
03.2
|
Рыбоводство
|
1015
|
03.21
|
Рыбоводство морское
|
171
|
03.21.1
|
Рыбоводство морское индустриальное
|
20
|
03.21.2
|
Рыбоводство морское пастбищное
|
8
|
03.21.3
|
Мелиорация рыбохозяйственная морских и
минерализированных водных объектов
|
3
|
03.21.4
|
Воспроизводство морских биоресурсов искусственное
|
620
|
03.21.5
|
Акклиматизация морских биоресурсов
|
0
|
03.21.9
|
Деятельность по морскому рыбоводству прочая
|
6
|
03.22
|
Рыбоводство пресноводное
- рыбоводство в пресной воде, включая выращивание пресноводной декоративной рыбы; |
1941
|
03.22.1
|
Рыбоводство пресноводное индустриальное
|
294
|
03.22.2
|
Рыбоводство пресноводное пастбищное
|
63
|
03.22.3
|
Рыбоводство прудовое
|
453
|
03.22.4
|
Мелиорация рыбохозяйственная пресноводных объектов
|
8
|
03.22.5
|
Воспроизводство пресноводных биоресурсов искусственное
|
101
|
03.22.6
|
Акклиматизация пресноводных биоресурсов
|
1
|
03.22.7
|
Деятельность по племенному разведению рыб
|
2
|
03.22.9
|
Деятельность по пресноводному рыбоводству прочая
|
55
|
ИТОГО:
|
4761
|
В указанное число входит 2641 ИП и 2120 организаций. Среди организаций были отсечены неактивные - не имеющие выручки или не отчитавшиеся по итогам 2022 года; для остальных организаций (таких осталось 782) учитывается среднесписочная численность сотрудников и выручку. В соответствии с законодательством, сведения о выручке и среднесписочной численности наемных работников лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, не публикуется налоговыми органами. Поэтому в дальнейшем анализе вынужденно не учитываются индивидуальные предприниматели вследствие отсутствия необходимых данных в свободном доступе.
Для характеризации системы подготовки кадров в области аквакультуры, были проанализированы следующие профессиональные стандарты в области аквакультуры:
· Профессиональный стандарт "Специалист по техническому обеспечению рыболовства и рыбоводства" утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 сентября 2020 года N 604н (ПС №15.001) [10];
· Профессиональный стандарт "Специалист по водным биоресурсам и аквакультуре" утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 714н (ПС №15.004) [11].
Согласно утвержденным приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональными стандартами [12], в требования к специалистам в области рыбоводства входит получение образования по следующим направлениям подготовки из общероссийского классификатора специальностей по образованию (далее ОКСО) [13]: 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура (бакалавриат), 35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура (магистратура), 35.02.09 Ихтиология и рыбоводство и 35.01.16 Рыбовод (специалитет).
Для получения информации о количестве выпускаемых специалистов по перечисленным выше направлениям подготовки были использованы следующие источники информации:
· Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2022/23 учебного года [14];
· Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [15].
Всего, согласно статистике, обучение по специальностям аквакультуры ведут 32 организации высшего образования в 27 регионах (652 выпускника в год) и 21 организация среднего профессионального образования в 17 регионах (232 выпускника в год) - без учета новых регионов РФ.
Результаты и обсуждения
В таблице (табл. 2) представлены результаты обработки данных - распределение по регионам России (без учета новых регионов) числа предприятий, суммарной их выручки и среднесписочной численности сотрудников, а также числа выпускников высшего образования (далее ВО) и среднего профессионального образования (далее СПО) (все данные представлены по итогам 2022 года).
Таблица 2
Распределение в региональном разрезе предприятий аквакультуры, суммарной среднесписочной численности сотрудников и выручки в сравнении с количеством ВО / СПО выпускников на 2023 год
Регион
|
Число предпри-ятий
|
Число сотруд-ников
|
Выручка,
млн. руб. |
Выпускники ВО
|
Выпускники СПО
|
Республика Карелия
|
65
|
1092
|
9 667
|
27
|
-
|
Краснодарский край
|
58
|
468
|
1 503
|
44
|
11
|
Ленинградская область
|
41
|
491
|
3 728
|
-
|
-
|
Московская область
|
35
|
524
|
953
|
28
|
14
|
Приморский край
|
33
|
162
|
492 829
|
50
|
15
|
Ростовская область
|
33
|
684
|
1 289
|
77
|
-
|
Астраханская область
|
27
|
429
|
1 018
|
33
|
25
|
город Москва
|
24
|
111
|
1 111
|
18
|
-
|
Белгородская область
|
22
|
201
|
498
|
-
|
21
|
Курская область
|
18
|
83
|
468
|
-
|
-
|
Челябинская область
|
18
|
131
|
143
|
11
|
-
|
Тюменская область
|
16
|
113
|
376
|
20
|
12
|
город Санкт-Петербург
|
15
|
193
|
1 283
|
48
|
21
|
Республика Крым
|
15
|
92
|
193
|
23
|
-
|
Ставропольский край
|
14
|
97
|
59
|
-
|
-
|
Воронежская область
|
13
|
133
|
206
|
-
|
-
|
Мурманская область
|
13
|
967
|
31 991
|
8
|
10
|
Нижегородская область
|
13
|
45
|
78
|
28
|
-
|
Республика Татарстан
|
13
|
86
|
134
|
16
|
-
|
Свердловская область
|
12
|
62
|
162
|
-
|
-
|
Красноярский край
|
11
|
118
|
466
|
-
|
13
|
Республика Северная Осетия - Алания
|
11
|
245
|
1 689
|
-
|
-
|
Вологодская область
|
10
|
209
|
477
|
-
|
-
|
Республика Башкортостан
|
10
|
157
|
306
|
-
|
-
|
Сахалинская область
|
10
|
104
|
1 203
|
15
|
9
|
Калининградская область
|
9
|
32
|
97
|
15
|
-
|
Новосибирская область
|
9
|
51
|
102
|
-
|
-
|
Псковская область
|
9
|
23
|
47
|
-
|
-
|
Самарская область
|
9
|
32
|
53
|
-
|
15
|
Алтайский край
|
8
|
26
|
24
|
-
|
-
|
Калужская область
|
8
|
67
|
373
|
-
|
13
|
Саратовская область
|
8
|
30
|
80
|
51
|
-
|
город Севастополь
|
7
|
34
|
44
|
-
|
-
|
Орловская область
|
7
|
15
|
21
|
-
|
-
|
Пензенская область
|
7
|
19
|
7
|
-
|
16
|
Пермский край
|
7
|
16
|
40
|
-
|
-
|
Республика Дагестан
|
7
|
113
|
318
|
58
|
-
|
Смоленская область
|
7
|
143
|
344
|
-
|
-
|
Тверская область
|
7
|
111
|
454
|
-
|
-
|
Владимирская область
|
6
|
36
|
40
|
-
|
-
|
Иркутская область
|
6
|
41
|
187
|
14
|
-
|
Новгородская область
|
6
|
81
|
228
|
-
|
-
|
Тамбовская область
|
6
|
49
|
41
|
-
|
-
|
Архангельская область
|
5
|
16
|
43
|
-
|
-
|
Волгоградская область
|
5
|
33
|
69
|
18
|
-
|
Кемеровская область
|
5
|
98
|
260
|
-
|
-
|
Омская область
|
5
|
36
|
130
|
-
|
-
|
Томская область
|
5
|
18
|
26
|
-
|
-
|
Хабаровский край
|
5
|
31
|
99
|
-
|
-
|
Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра
|
5
|
98
|
400
|
-
|
-
|
Липецкая область
|
4
|
99
|
72
|
-
|
-
|
Республика Коми
|
4
|
11
|
66
|
-
|
-
|
Ярославская область
|
4
|
16
|
9
|
-
|
12
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
3
|
25
|
105
|
-
|
-
|
Кировская область
|
3
|
10
|
19
|
-
|
-
|
Костромская область
|
3
|
196
|
315
|
-
|
-
|
Оренбургская область
|
3
|
3
|
1
|
23
|
-
|
Рязанская область
|
3
|
192
|
278
|
-
|
-
|
Тульская область
|
3
|
23
|
84
|
-
|
-
|
Удмуртская Республика
|
3
|
5
|
2
|
-
|
-
|
Ульяновская область
|
3
|
5
|
23
|
-
|
-
|
Чувашская Республика - Чувашия
|
3
|
20
|
14
|
-
|
-
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
3
|
368
|
181
|
-
|
-
|
Брянская область
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Забайкальский край
|
2
|
2
|
35
|
-
|
-
|
Камчатский край
|
2
|
2
|
155
|
7
|
-
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
2
|
5
|
24
|
-
|
-
|
Курганская область
|
2
|
5
|
5
|
-
|
-
|
Республика Алтай
|
2
|
4
|
2
|
-
|
-
|
Республика Хакасия
|
2
|
24
|
136
|
-
|
25
|
Амурская область
|
1
|
12
|
0,3
|
-
|
-
|
Магаданская область
|
1
|
1
|
15
|
-
|
-
|
Республика Адыгея
|
1
|
38
|
155
|
-
|
-
|
Республика Бурятия
|
1
|
1
|
2
|
20
|
-
|
Республика Калмыкия
|
1
|
1
|
7
|
-
|
-
|
Республика Марий Эл
|
1
|
1
|
4
|
-
|
-
|
Республика Мордовия
|
1
|
1
|
2
|
-
|
-
|
Республика Саха /Якутия/
|
1
|
1
|
8
|
-
|
-
|
ИТОГО:
|
782
|
9319
|
64 737
|
652
|
232
|
Имея данные Росрыболовства по объемам производства в Федеральных округах, можно сопоставить имеющиеся данные по числу предприятий, суммарной выручке, числу выпускников ВПО и СПО с объемами производства (табл. 3).
Таблица 3
Распределение предприятий аквакультуры, их выручки, объёмов производства в сравнении с количеством ВО / СПО выпускников на 2023 год
|
Число
предприятий |
Выручка, руб.
|
Выпускники ВО
|
Выпускники
СПО |
Объем
производства, тыс. тонн |
Южный ФО
|
142
|
4 210 091 000
|
177
|
36
|
82
|
Центральный ФО
|
172
|
5 269 502 000
|
46
|
60
|
35
|
Уральский ФО
|
53
|
1 085 679 000
|
31
|
12
|
9
|
Сибирский ФО
|
53
|
1 331 432 000
|
14
|
38
|
7
|
Северо-Кавказский ФО
|
37
|
2 195 115 000
|
58
|
0
|
28,6
|
Северо-Западный ФО
|
180
|
47 806 979 000
|
98
|
31
|
138,6
|
Приволжский ФО
|
89
|
830 029 000
|
136
|
31
|
16,2
|
Дальневосточный ФО
|
56
|
2 008 339 000
|
92
|
24
|
66,8
|
ИТОГО:
|
782
|
64 737 166 000
|
652
|
232
|
383,2
|
На следующих диаграммах представлены соотношение числа выпускников ВО и СПО в сравнении с числом предприятий (рис. 1) и суммарной среднесписочной численности сотрудников (рис. 2) в разрезе регионов.
Рис. 1. Соотношение числа выпускников ВО / СПО и действующих предприятий аквакультуры в региональном разрезе
Рис. 2. Соотношение числа выпускников ВО / СПО и суммарной среднесписочной численности сотрудников действующих предприятий аквакультуры в региональном разрезе
По данным медиа-ресурса «Рыбоводы.РФ» представлена сводка заработных плат (табл. 4) по позициям "рыбовод", "ихтиолог" с разбивкой по регионам, актуализированная на ноябрь 2023-го года. Среди основных нанимателей рыбоводов и ихтиологов выделено три базовые группы - филиалы федерального Главрыбвода (самые низкие зарплаты), крупные рыбопромышленные компании, открывающие филиалы (максимальные предложения по цене, самые высокие требования по компетенциям, проживание и социальный пакет) и частные рыбоводческие хозяйства (большой разброс, размытый функционал, выплаты дважды в месяц на руки, отсутствие гарантий) [16].
Таблица 4
Перечень регионов и предложений заработных плат по вакансиям «рыбовод»/ «ихтиолог», тыс. руб./мес. на 2023 год
☆ - частные рыбхозы, ★ - крупные корпорации, ■ - гос.предприятия.
Город/регион
|
Мин.
|
Макс.
|
Средняя
|
Объём
|
Астрахань
|
30
|
130
|
80
|
☆
|
Белгород
|
28
|
150
|
89
|
☆
|
Воронеж
|
60
|
60
|
60
|
☆
|
Екатеринбург
|
25
|
80
|
52,5
|
★
|
Калуга
|
40
|
60
|
50
|
★
|
Карелия
|
40
|
130
|
85
|
☆★
|
Кемерово
|
30
|
200
|
115
|
☆
|
Краснодар
|
35
|
77
|
56
|
★
|
Красноярск
|
30
|
180
|
105
|
☆★
|
Крым
|
50
|
50
|
50
|
☆★
|
Курск
|
35
|
45
|
40
|
☆
|
Лен. область
|
37
|
100
|
68,5
|
☆■
|
Москва / МО
|
56
|
200
|
128
|
☆■
|
Мурманск
|
100
|
130
|
115
|
☆★■
|
Ростов
|
30
|
30
|
30
|
☆
|
Сахалин
|
60
|
60
|
60
|
☆★
|
Свердловск
|
30
|
30
|
30
|
☆
|
Смоленск
|
40
|
60
|
50
|
☆
|
Ставрополь
|
37
|
150
|
93,5
|
☆★
|
Татарстан
|
40
|
200
|
120
|
☆
|
Тюмень
|
42
|
60
|
51
|
★
|
Ульяновск
|
30
|
30
|
30
|
☆
|
Хакассия
|
70
|
70
|
70
|
☆
|
Источник данных: РЫБОВОДЫ.РФ - медиа-ресурс про вопросы рыбоводства, аквакультуры, рыночных отношений в рыбном хозяйстве — Рейтинг зарплат рыбоводов, осень 2023 [Электронный ресурс]. URL: (https://www.рыбоводы.рф/ratings/58-ratings/632-zp2) (дата обращения 09.11.2023)
В условиях нехватки квалифицированных кадров и с учётом представленных данных подтверждается тенденция когда работодатели для привлечения новых сотрудников будут вынуждены использовать дополнительные инструменты привлечения персонала.
Заключение
В представленной работе было оценено число и география выпускников по программам обучения аквакультуры в связи с географией и числом сотрудников действующих предприятий.
В основу исследования положена открытая доступная статистика. При этом, статистика Министерства образования относительно подготовки кадров достаточно хорошо удовлетворяет целям исследования. Однако того же нельзя сказать о налоговой статистике. Во-первых, место регистрации далеко не всегда отвечает региону производственной деятельности компаний. Так, например, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург не являются подходящими местами для производственных площадок аквакультуры, несмотря на довольно большое число зарегистрированных там предприятий. Кроме того, основной ОКВЭД не всегда говорит о фактической деятельности, приносящей основную выручку и задействующий основную часть сотрудников предприятия. Ярким примером являются две "наиболее крупных компании аквакультуры" г. Москва - ООО "Сибрыбпром" и ООО "Фишерис", основная выручка которых складывается от перепродажи рыбы и морепродуктов. Верно и обратное: среди компаний аквакультуры есть те, которые не имеют в качестве основного рыбоводный ОКВЭД. Во-вторых, в части числа сотрудников открытые данные содержат только среднесписочную численность штатных сотрудников, что не включает в себя гражданско-правовые договора и привлечение самозанятых. Поэтому оценку по числу сотрудников компаний аквакультуры следует считать заниженной. Наконец, в-третьих, закрытой для анализа остается деятельность индивидуальных предпринимателей, т.к. по ним известно только общее число субъектов предпринимательской деятельности с соответствующим ОКВЭД, но не выручка и число сотрудников. При этом, например, ИП Н. В. Федоренко является одним из крупнейших российских производителей аквакультурной форели.
Перечисленные ограничения, не позволяют говорить о безусловной достоверности количественных показателей, однако могут только подтвердить качественные: полученные данные говорят о недостаточном кадровом обеспечении развития отрасли.
В первую очередь, полученные результаты свидетельствуют о серьезном кадровом голоде предприятий аквакультуры. В среднем, на каждое действующее предприятие аквакультуры России ежегодно выпускается всего один специалист, даже без учета действующих индивидуальных предпринимателей. При этом, численность выпускников составляет менее 1% от числа сотрудников действующих компаний.
Во-вторых, необходимо отметить существенный дисбаланс между ВО и СПО: число выпускников СПО - наиболее востребованные в аквакультуре рыбоводы среднего звена - составляет всего порядка трети от числа выпускников ВО, а должно быть наоборот.
В-третьих, заметен существенный пространственно-географический дисбаланс: распределение выпускников (и обучающихся) в области аквакультуры не соответствует числу действующих предприятий. Например, в Республике Бурятия в год выпускается 20 специалистов ВО, при этом, в республике зарегистрировано единственное действующее предприятие со среднесписочным числом сотрудников равным 1 человеку. Такой дисбаланс осложняет подготовку кадров в части привлечения к преподаванию специалистов с актуальным практическим опытом и получением студентами практических навыков. Наоборот, предприятия Свердловской области, Ставропольского края, Курской области и ряда других остаются без "близких" кадровых ресурсов, что осложняет развитие отрасли в этих регионах. Если смотреть по числу предприятий, то, например, в Республике Карелия - ведущем российском регионе по выращиванию форели - в год один выпускник приходится на три предприятия, что в три раза меньше, чем в среднем по России. В разрезе Федеральных округов число выпускников находится в диапазоне от 0.6 до 2.1 на предприятие в среднем. При этом, в Северо-Западном Федеральном округе, выпускающем более трети всего объема продукции аквакультуры в России, на одно предприятие в среднем приходится 0.7 выпускника.
Полученные результаты приводят к выводу, что для достижения запланированного роста объемов производства, система подготовки кадров для предприятий аквакультуры должна быть пересмотрена.
Источники:
2. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года. Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120021?ysclid=libok4uukh806353233 (дата обращения: 28.04.2023).
3. Глубоковский М.К., Глубоков А.И., Синяков С.А. Перспективы развития рыбохозяйственного комплекса России. - М.: Креативная экономика, 2018. – 190 c.
4. Лагуткина Л.Ю., Мартьянов А.С. Подготовки высококвалифицированных кадров для рыбной отрасли: прикладные задачи оптимизации технологических процессов в аквакультуре // Наука и практика – 2017: Всероссийская междисциплинарная научная конференция. Астрахань, 2017. – c. 8-9.
5. Васильев А.А., Поддубная И.В. Направлению «Водные биоресурсы и аквакультура» ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ» – 10 лет. Успехи, достижения и перспективы // Переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Лучшие практики рыбохозяйственного образования: Всероссийская межвузовская научно-методическая конференция. Калининград, 2016. – c. 32-38.
6. Тропникова Н.Л. Обеспеченность квалифицированными кадрами предприятий морского промышленного рыболовства как резерв развития арктических регионов // Управление в современных системах. – 2020. – № 2(26). – c. 55-62.
7. Ефанов В.Н., Гринберг Е.В. О подготовке кадров для рыбного хозяйства Сахалинской области в САХГУ // Инновационные решения для повышения эффективности аквакультуры: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Том 1. Москва, 2019. – c. 156-164.
8. Rusprofile — сервис проверки и анализа контрагентов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rusprofile.ru/ (дата обращения: 18.04.2023).
9. Всероссийский Бизнес Центр. [Электронный ресурс]. URL: https://vbankcenter.ru/ (дата обращения: 18.04.2023).
10. Профессиональный стандарт «Специалист по техническому обеспечению рыболовства и рыбоводства» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 сентября 2020 года N 604н (ПС №15.001). Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010070005?ysclid=libq4mt2k465318637 (дата обращения: 19.04.2023).
11. Профессиональный стандарт «Специалист по водным биоресурсам и аквакультуре» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 714н (ПС №15.004). Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011110050?ysclid=libq77h8ve8823467 (дата обращения: 19.04.2023).
12. Портал классификаторов и справочников КлассИнформ. [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/profstandarty/15-rybovodstvo-i-rybolovstvo.html (дата обращения: 28.04.2023).
13. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО). [Электронный ресурс]. URL: https://classifikators.ru/okso/4.35.00.00 (дата обращения: 28.04.2023).
14. Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2022/23 учебного года. Edu.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/secondary_prof_edu (дата обращения: 28.04.2023).
15. Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Minobrnauki.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/) (дата обращения: 28.04.2023).
16. РФ - медиа-ресурс про вопросы рыбоводства, аквакультуры, рыночных отношений в рыбном хозяйстве — Рейтинг зарплат рыбоводов. Рыбоводы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.рыбоводы.рф/ratings/58-ratings/632-zp2 (дата обращения: 09.11.2023).
17. Лола И.С., Семина В.В. Динамика занятости в базовых отраслях экономики России: реализуемость кадровых планов и ожидаемый фокус перемен на рынке труда в III квартале 2023 г. - М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 13 c.
18. Мирзабалаева Ф.И., Антонова Г.В. Структурные диспропорции спроса и предложения на рынке труда в отраслевом и профессионально-квалификационном разрезах // Экономика труда. – 2023. – № 8. – c. 1145-1168. – doi: 10.18334/et.10.8.118938.
19. Соболева И.В. Профессионально-квалификационный дисбаланс как вызов экономической и социальной безопасности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 989-1008. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114898.
20. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Регионально-отраслевые кадровые дисбалансы России: постиндустриальные вызовы // Проблемы развития территории. – 2021. – № 4. – c. 24-42. – doi: 10.15838/ptd.2021.4.114.2.
21. Гуртов В.А., Питухин Е.А. Прогнозирование потребностей экономики в квалифицированных кадрах: Обзор подходов и практик применения // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 4(110). – c. 130-161. – doi: 10.15826/umpa.2017.04.056.
Страница обновлена: 02.12.2024 в 22:48:29