Неформальная институциональная среда в развитии платформ шеринг-экономики
Веретенникова А.Ю.1, Козинская К.М.1
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
Скачать PDF | Загрузок: 15
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63633382
Аннотация:
Развитие цифровых технологий способствует все более быстрому встраиванию платформ шеринг-экономики в текущие социально-экономические и организационные отношения, существенно трансформируя характер их реализации. Вместе с тем, роль доверия, культурных особенностей, ментальности, отношения к решению тех или иных задач при развитии шеринг-экономики в научной литературе раскрыта крайне кратко. В связи с этим, целью данного исследования является выявление особенностей влияния неформальной институциональной среды на развитие шеринг-экономики. В статье представлен подход к оценке шеринг-экономики на базе анализа трафика платформ при использовании аналитического сервиса Semrush. Сформулированы и проверены гипотезы о влиянии доверия в обществе, доверия к бизнесу, уровня индивидуализма, избегания неопределенности на развитие шеринг-экономики. В ходе исследования использованы метод стандартизации данных, корреляционный и регрессионный анализ. Показано, что наиболее значимым фактором является уровень индивидуализма, а также общий уровень социально-экономического развития страны. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в выявлении особенностей влияния неформальной институциональной среды на развитие на шеринг-экономики. Практическая значимость состоит в возможности использования полученных данных для определения трендов развития шеринг-экономики
Ключевые слова: шеринг-экономика, экономика совместного потребления, доверие, индивидуализм, неформальные институты
Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01830, https://rscf.ru/project/22-28-01830/
JEL-классификация: E26, J46, O17
1. Введение
Развитие шеринг-экономики стремительно набирает свою популярность, что обусловлено высокой скоростью внедрения цифровых технологий, трансформацией моделей поведения как в отношении индивидуального потребления, так и на производстве, повышением потребительского спроса на применение новых моделей сотрудничества и развитие сетевых отношений. Основываясь на идее социального обмена, совместное потребление рассматривается как альтернативный подход к процессу обмена. Наиболее распространенные компании и проекты шеринг-экономики, в том числе Айербнб (Airbnb) [51], Зипцар (Zipcar) [10], Каучсерфинг (CouchSurfin)g [43], Убер (Uber) и Райдшеринг (Rideshare) [19] свидетельствуют о росте интереса общества к новой форме экономических отношений, основанных на «одноранговом» взаимодействии посредством цифровых платформ и ориентированные на повышение эффективности использования ресурсов [1]. Обеспечение взаимодействия на цифровой платформе определяется как действующими формальными, так и неформальными институтами. Однако задержка в скорости трансформации формальных институтов в сравнении со скорость развития цифровых технологий свидетельствует о формировании ведущей роли неформальных институтов при внедрении и распространении модели шеринг-экономики.
Ключевая роль неформальной институциональной среды на этапах формирования и распространения шеринг-экономики отражены в работах, посвященных обеспечению доверия на цифровых платформах [3]. К наиболее важным аспектам, влияющим на шеринг-экономику, исследователи относят общее доверие в обществе, а также доверие бизнесу. Вместе с тем, Е. Н. Никишина, напротив, полагает, что успех шеринговых платформ связан с низким институциональным доверием, отсутствие которого компенсирует платформа [5]. Другой аспект, требующий рассмотрения не только на уровне конкретной цифровой платформы или компании, но и на страновом уровне - влияние ментальных особенностей общества на развитие шеринг-экономики. Данная тематика затронута в работах Русяевой Е.Ю. обосновании лояльности к шеринг-экономики представителей поколения Z [6]. Е.С. Земскова также исследует вопрос о том, является ли шеринг современной разновидностью проката или является отражением меняющихся ценностей и ментальных моделей потребителей, живущих в цифровую эпоху [4]. Данная тематика также затронута в работах Валько Д. В., Мальцевой А. С при исследовании потребителя шеринг-экономики в российских условиях [3].
Кроме того, резкий рост развития цифровых технологий, траснформация социально-экономических процессов ввиду распространение в 2020-2021 Covid-19 [14-16, 18] внесли коррективы в перераспределение ведущих позиций при развитии шеринг-экономики. Текущие методы оценки шеринг-экономики на уровне страны являются довольно устаревшими, ограничены конкретной территорией или имеют ограниченный доступ к получению данных. Таким образом, проблематика данного исследования состоит в необходимости оценки влияния неформальной институциональной среды на шеринг-экономику на текущем этапе ее развития.
Цель научного исследования состоит в выявлении особенностей влияния неформальной институциональной среды на развитие шеринг-экономики. Новизна обозначенной проблемы состоит в применении авторского подхода к оценке шеринг-экономики, который позволяет актуализировать данные о ее развитии, а также в определении ключевых параметром неформальной институциональной среды, влияющих на развитие шеринг-экономики на страновом уровне. Теоретическая гипотеза данного исследования заключается в предположении о том, что неформальная институциональная среда является одним из ключевых условий развития шеринг-экономики. В ходе представленного исследования данная гипотеза будет конкретизирована с учетом отдельных характеристик неформальной институциональной среды.
Для достижения обозначенной цели были рассмотрены исследования, представленные в международный базах научного цитирования, сформулированы и проверены гипотезы о влиянии различных аспектов неформальной среды на развитие шеринг-экономики, построены регрессионные модели, позволяющие описать роль неформальной среды в развитии шеринг-экономики.
2. Шеринг экономики: основные аспекты развития
Шеринг-экономика основана на концепции более организованного использования ресурсов, оптимизации и экономии с целью гармоничного экономического развития с упором на эффективную координацию и согласованное использование ресурсов между участниками рынка с применением цифровых технологий, а также учитывающая сбалансированное сочетание конкуренции и сотрудничества. Таким образом, общество может быть мобилизовано для достижения общей цели максимизации и реализации синергетического эффекта [10], тем самым потенциально обеспечивая новый подход к устойчивому развитию экономики и окружающей среды.
С точки зрения P.Ботсман и P. Роджерс [13] шеринг-экономика основана на совместном использовании материальных или человеческих активов (времени, пространства и навыков) на «праве на использование», а не на «праве на владение». Участники шеринг-экономики (потребители, предприятия, частные лица, простаивающие поставщики ресурсов и платформы совместной экономики) перекоординируют производство, распределение, обращение и потребление экономических ресурсов с помощью онлайн-технологий для совершения временных трансакций или обмена неиспользуемыми в данный период времени активами. В рамках данной бизнес-модели трансформируется характер владения активами, а также парадигма потребительских предпочтений, что заметно отличает ее от постоянной передачи собственности между покупателями и продавцами на традиционных рынках.
Шеринг-экономика, включая потребление, производство, обучение и финансы [13], может быть проявлена как на двусторонних, так и односторонних рынках. Она может быть разделена на три категории: 1) система продукт-услуга (плата за право использования продукта, независимо от атрибутов продукта; увеличение потребительской ценности продукта за счет повторного использования, например, совместное использование автомобилей); 2) рынок перераспределения (сбор подержанных или выброшенных товаров для перераспределения); 3) обмен стилем жизни (потребители с общими интересами обмениваются нематериальными активами, такими как знания, навыки и офисная среда). P.Ботсман и P.Роджерс также утверждали, что с точки зрения владельцев продукта шеринг-экономику можно разделить на три различных режима: B2C (обмен между бизнесом и потребителем), P2P (обмен между одноранговыми участниками) и C2C (обмен между потребителями). Сочетание нескольких форматов работы дает платформам совместной экономики уникальные преимущества с точки зрения удобства и простоты использования, а также вносит изменения в существующие нормы и правила взаимодействия.
Следует также отметить, что первоначально рассматриваемая как механизм экономического производства [11], шеринг-экономика привлекла внимание маркетологов. P. Белк [9,10] рассматривает препятствия для совместного использования, а также стимулы, способствующие большему обмену. Помимо понимания концепции обмена, в научной литературе также исследуется поведение потребителей, которые делятся информацией. Используя двухэтапный смешанный метод, К. Хэллвинг и др. [29] выделяют четыре потенциальных кластера общих потребителей, участвующих в шеринг-экономике: общих идеалистов, общих противников, общих прагматиков и общих нормативов. Р.Пера, Г.Вилья, Р. Фурлан доказывают, что убедительные отзывы способствует росту личной репутации в реляционных онлайн-сообществах и утверждают, что шеринг-экономика позволяет людям вести бизнес с помощью обмена мнениями [43].
Шеринг-экономика и системы, основанные на совместном потреблении, имеют общие черты ввиду трансформации образа жизни и модели потребления [7, 32, 41]. Кроме того, совместное потребление включает в себя три отдельные системы в цепочке создания стоимости: «товар-сервис», рынки перераспределения и совместный образ жизни [35]. Шеринг-экономика создает новые рынки, на которых продукты, услуги, идеи и опыт можно использовать совместно, обменивать и потреблять. При этом участники взаимодействия будут оставаться прежними, но бизнес-модели и корпоративные стратегии приобретают новые формы [35, 36]. «Платформенные экосистемы» [34], «платформизация брендов» [50], сотрудничество одинаково важны в процессе обмена, который создает уникальные модели совместного потребления. За этим быстро растущим экономическим феноменом стоят сложные цепочки создания стоимости и новые возможности [42,47]. При этом, сотрудничество остается одним из основных факторов в разнообразных экосистемах и бизнес-моделях шеринг-экономики [44]. «Социально ответственное потребление» [21], маркетинг, и социальные вопросы также дополняют проекты шеринг-экономики. Потребители шеринг-экономики все чаще используют стратегию «отказа от собственности» [17, 27, 32, 38], а сама шеринг-экономика постоянно представляет новые формы и создает инновационные бизнес-модели, цифровые рынки и предпринимательские возможности [12, 29, 27, 37, 46].
3. Роль институциональной среды в развитии шеринг-экономики
Для успешного развития шеринг-экономики необходима соответствующая институциональная среда. Формальные институты, затрагивающие вопросы шеринг-экономики, меняются довольно медленно, а также во многих странах отсутствуют правила, регламентирующие данную сферу экономики. В результате наблюдается запаздывание процесса трансформации формальной институциональной среды в сравнении со скоростью развития шеринг-экономики. Таким образом, возникают, так называемые, провалы в законодательстве, которые повышают риски недобросовестного поведения в шеринг-экономике или порождают неурегулированные отношения при возникновении спорных ситуаций между участниками взаимодействия. Подобные проблемы могут существенно снизить спрос на услуги в этой сфере ввиду того, что обеспечение доверия является одним из важнейших барьеров на пути развития шеринг-экономики. Потребителям необходимы поддерживаемые извне четкие правила работы платформ обмена. Это обеспечивает их безопасность и гарантирует наличие вариантов решения той или иной задачи.
Однако, несмотря на несовершенство формальной институциональной среды, спрос на услуги шеринг-экономики продолжает расти. Ежегодно в экономике и обществе происходят позитивные изменения, которые стимулируют потребителей с энтузиазмом относиться к возможностям, предлагаемым шеринг-экономикой. Данные результаты связаны с развитием неформальной институциональной среды, а также перераспределением функции регулирования в части установления норм и правил взаимодействия непосредственно цифровой платформой.
На ранних этапах развития шеринг-экономики также были признаны такие преимущества, как сокращение чрезмерного потребления, положительное влияние на окружающую среду и возможность построения новых социальных связей [10]. В то же время изменилось отношение к собственности. Выбор модели мышления в отношении того, что нет необходимости владеть товарами, чтобы их потреблять, становится все более распространенным. Это свидетельствует о явном изменении взглядов и привычек индивидов.
Несмотря на то, что институты регулирования шеринга развиты довольно слабо, данный пробел закрывается посредством разработки норм и правил поведения непосредственно на цифровых платформах, что стимулирует развитие неформальной институциональной среды. Вместе с тем, характер влияния цифровых платформ на поведения граждан в различных странах не идентично и требует дополнительного анализа.
4. Неформальные институты в развитии шеринг-экономики
Изменения в неформальных институтах в основном связаны с изменением отношения общества к популяризации шеринг-экономики и изменениями, связанными с укреплением доверия к данному виду деятельности. Поколение людей, родившихся после 1980-х годов, выработало новый подход к владению, удобству потребления, а также использованию технологий и рекомендаций. Для данного поколения традиционна фраза «ты то, чем ты владеешь» меняется на «ты то, чем ты делишься» [10]. Так называемое «потребительство» начинает восприниматься как негативный аспект социальной жизни. Большую озабоченность вызывают также экологические проблемы. PWC указывает на новое отношение к собственности, что подтверждается тем, что 43% респондентов в США воспринимают ее как бремя, а 57% считают доступ новым типом собственности. Более того, 81% респондентов считают, что делиться товарами дешевле, чем владеть ими [1]. Таким образом, потребители замечают преимущества совместного использования и становятся более осведомленными о преимуществах и недостатках различных форм собственности.
Еще одним важным изменением в отношении потребителей является иное восприятие партнеров по сделке. Один из основателей Airbnb Дж. Геббиа отмечает, что наблюдается трансформация отношений и в сфере доверия: если прежде детей учили не доверять незнакомцам, то в текущий период пользователи платформы могут быть рассмотрены как «друзья, ожидающие, когда их обнаружат» [2]. Рост доверия в данной сфере также подтверждается изменением поведения в части приобретения товара на онлайн-платформах. Такие платформы, как eBay и Авито, сделали подобные сделки естественными. Хотя созданные системы рейтингов продавцов и покупателей позволили преодолеть данный барьер, основным условием стало изменение общественных настроений. В связи с этим была сформулирована следующая гипотеза:
Н1: Уровень доверия в обществе, а также доверие к бизнесу, оказывают положительное влияние на развитие платформ шеринг-экономики.
Кроме того, в контексте маркетинговых стратегий, ученые активно исследуют влияние индивидуализма и коллективизма на поведение экономических агентов, обнаружив важные выводы о том, как межкультурная идеология может влиять на потребителей и их стимулы [28]. В качестве идеологического фактора индивидуализм-коллективизм имеет значение в измерении консоциальности (consocialism) шеринг-экономики, поскольку он проясняет изменчивость подходов потребителей к личному взаимодействию [39, 41]. В частности, индивидуалистически настроенные потребители склонны меньше полагаться на межличностное взаимодействие и выделяют себя из других, с независимым мнением, характеризующим больше личные интересы, чем групповые. Кроме того, потребители из индивидуалистических культур с большей вероятностью будут склонны к тому, что индивид полностью компетентен оценивать последствия личных действий. Таким образом, индивидуалистически настроенные потребители с большей вероятностью будут чувствовать себя комфортно при использовании платформ шеринг-экономики, предполагающими низкий уровень общения между участниками, что приводит к более высоким намерениям покровительства по отношению к этим платформам.
Напротив, потребители в коллективистских культурах с большей вероятностью будут определять себя на основе членства в группе с зависимым взглядом на групповые интересы, а не на личные интересы. Таким образом, выбор делается не исключительно, с большим упором на благополучие группы, чем на благополучие отдельного человека. Кроме того, коллективистские потребители больше полагаются на межличностное взаимодействие. Таким образом, учитывая их более социально определенную идентичность и ценности, коллективистские потребители с большей вероятностью присоединятся к платформам шеринг-экономики, предлагающим высокую степень коммуникации, что приводит к более высоким намерениям по отношению к этим платформам.
Напротив, люди в индивидуалистических культурах демонстрируют большую вариативность в реакциях на межличностные взаимодействия по сравнению с людьми в коллективных культурах, которые придерживаются согласованных ожиданий в отношении своих ролей и обязанностей в социальных взаимодействиях [49]. Потребители-индивидуалисты также демонстрируют большую вариативность в реакции на конкретные нюансы ценообразования из-за их относительно низкого контекста [16]. В частности, отношение к определенным стимулам людей в индивидуалистических культурах должно зависеть от того, насколько их потребности в социальных взаимодействиях удовлетворены или подготовлены. Поскольку платформы шеринг-экономики предлагают различные уровни социальных взаимодействий, например, делить свою комнату с незнакомцем (например, Airbnb) или предлагать поездку неизвестному клиенту (например, Uber), эти социальные взаимодействия вызывают у коллектива чувства дружелюбия и социального взаимодействия, а также удовлетворение [20]. В связи с этим сформирована следующая гипотеза:
Н2. Уровень индивидуализма в обществе влияет на распространенность использования сервисов шеринг-экономики
Избегание неопределенности – это степень угрозы со стороны неопределенных или двусмысленных ситуаций, в которой члены общества могут оказаться. Избегание высокой неопределенности (HUA) относится к сопротивлению изменениям, избеганию риска и дискомфорту от неизвестного. Такие общества не склонны к риску, тогда как общества с низким уровнем избегания неопределенности с большей вероятностью пойдут на риск. Культуры избегания низкой неопределенности (LUA) обладают такими качествами, как готовность к переменам, легкость адаптации к неизвестному, готовность к риску, терпимость к инновациям и новым идеям, а также оптимизм в отношении будущего. Кроме того, индивиды, избегающие высокой неопределенности, не любят изменений и выступают против инноваций, которые могут повлиять на их жизнь. Напротив, индивиды с избеганием низкой неопределенности (LUA) более готовы идти на риск, допускать неоднозначные ситуации и позитивно относиться к новым идеям.
По мнению Г. Хофстеда, общества с HUA склонны стремиться к порядку, закону и высоким достижениям. Они не терпят нарушений и отдают предпочтение формальным правилам и законам. С другой стороны, представители культур LUA не отдают предпочтения бюрократическим структурам [30]. Поскольку сервисы использования шеринг-экономики предполагают уникальный и нестандартизированный сервис, ожидается, что люди с HUA будут негативно относиться к данному виду сервисов.
Более того, люди c низким уровнем избегания неопределенности могут доверять незнакомцам и иностранцам, даже если они не разделяют общих убеждений или взглядов, тогда как людям из обществ HUA труднее развивать доверие, особенно когда им необходимо взаимодействовать с незнакомцами и иностранцами. Люди с HUA не решаются использовать онлайн-сервисы из-за страха конфиденциальности и предпочитают минимизировать риск перед покупкой продукта или услуги, нуждаются в большей конфиденциальности и безопасности, чтобы повысить уровень доверия. Поскольку сервисы шеринг-экономики зачастую предполагают общение с незнакомцами, это требует высокого уровня доверия. Люди с низкой толерантностью к неизвестному будут иметь негативное отношение и, следовательно, с меньшей вероятностью будут стремиться воспользоваться услугами сервисов шеринг- экономики.
Таким образом, мы предполагаем следующую взаимосвязь между двумя исследовательскими конструкциями.
Н3: Высокий уровень избегания неопределенности оказывает негативное влияние на развитие сервисов шеринг- экономики.
Для успешного функционирования и развития сервисов шеринг-экономики, с одной стороны, необходим соответствующий уровень цифровой инфраструктуры. Поддержка высокого уровня инфраструктуры требует инвестиций на государственном уровне. С другой стороны, доходы населения также могут оказывать положительное влияние на развитие шеринг-экономики, а именно, средний и высокий уровень дохода домохозяйств позволяет вести активный образ жизни и использовать свободные ресурсы для путешествий, обмена опытом и получения новых знаний и, тем самым, развивать спрос на сервисы шеринг-экономики. При этом, сервисы шеринг-экономики позволяют экономить ресурсы и с помощью прямых взаимодействий избегать добавочной стоимости. Таким образом, в обществах с высоким уровнем дохода нет необходимости в поиске новых способов получения благ и услуг. Отсюда была сформулирована гипотеза Н4.
Н4: Уровень жизни населения оказывает положительное влияние на развитие сервисов шеринг-экономики.
Методология
Проверка сформулированных гипотез предполагает выбор способа измерения шеринг-экономики. В научной литературе данная проблема решается посредством использования индексов шеринг-экономики, позволяющих оценивать данное явление как на уровне стран, так и на уровне городов или отдельных компаний и платформ.
Первый глобальный индекс шеринг-экономики представлен компанией Тимбро [48], аналитическим центром свободного рынка в Скандинавских странах, миссией которого является формирование общественного мнения в пользу свободного предпринимательства, свободы личности и открытого общества путем публикации работ по данным тематикам, выработки политических рекомендаций и организации образовательных программ для молодежи. Индекс шеринг-экономики был составлен на основе анализа 286 компаний, применяющих модель шеринг-экономики. Значение индекса формировалось на основе данных об объеме пользователей на сайтах.
По данным обозначенного индекса, составленного в 2018 году, первые позиции рейтинга принадлежат таким странам как Исландия, Мальта, Черногория, Новая Зеландия и др. США в данном рейтинге занимают 53-е место (значение индекса – 9,5 из 100), а Российская Федерация – 105-е (значение 1,2). При этом лидирующие позиции принадлежат туристическим странам, где показатель посещения будет выше, так как до периода COVID-19 самое активное развитие шеринг-экономики происходило в сфере туризма. Однако в 2020 и 2021 данная ситуация существенно изменилась ввиду ограничений в передвижении, что стимулировало процесс ускорения развития цифровых платформ в различных сферах. Таким образом, пандемия COVID-19 создала новые возможности для организаций, работающих в сфере шеринг-экономики. Поскольку целые страны находились в изоляции, использование онлайн-магазинов и услуг доставки резко возрасло [32]. Закрытие офисов увеличило спрос на удаленную работу. В связи с закрытием кинотеатров сервисы потокового видео, такие как Нетфликс (Netflix), Дисней+ (Disney+) и Амазон Прайм (Amazon Prime), стали ключевым источником развлечений. На всех потоковых сервисах наблюдался рост подписок и использования [3]. Особенно рост платформенной экономики вырос в России. Однако, в отличие от традиционных служб гостеприимства и доставки, шеринг-экономика сумела адаптироваться и развить новые модели взаимодействия между экономическими агентами.
По результатам 2020-2022 года Центром потребительного выбора [4], который представляет собой неправительственную организацию по защите прав потребителей, поддерживающую свободу образа жизни, инновации, конфиденциальность, науку и потребительский выбор, был также составлен индекс шеринг-экономики. Авторы данного исследования представляют результаты анализа 52 наиболее динамично развивающихся городов мира и формируют их рейтинг именно в контексте шеринг-экономики. При формировании данного индекса был проведен обзор наиболее востребованных потребителями сервисов шеринг-экономики. В исследовании представлены результаты анализа городской среды по доступности каршеринга и карпулинга, электросамокатов, аренды жилья, сервисов для спортивных тренировок. При этом данный индекс не отражает вовлеченность население в использование сервисов шеринг-экономики, как это представлено в отчете Timbro, поскольку многие из сервисов шеринг-экономики тесно связаны с цифровыми платформами и не имеет международных границ. Кроме того, само присутствие того или иного сервиса шеринг-экономики не свидетельствует о масштабе использование его в той или иной стране.
В отечественной литературе статистические данные по объему и динамике рынка шеринг-сервисов в РФ представлены кластером РАЭК/Sharing Economy. Для формирования приведенных показателей используются непосредственно данные компаний шеринг-экономики, предоставленные в ходе интервью либо опубликованные в открытых источниках, а также статистика органов власти и экспертные оценки [5].
Вместе с тем, несмотря на стремительный рост интереса к данному виду деятельности, отсутствие наработанной статистической базы, отражающей последние изменения, существенно ограничивает ученых в исследовании данного феномена.
В данной работе предложен авторский подход к решению данной задачи. Данный подход опирается на исследование Тимбро в части оценки шеринг-экономики по величине пользователей, посещающих платформы шеринг-экономики в различных странах мира. На первом этапе с помощью базы научного цитирования Scopus, а также открытых данных, представленных в сети Интернет, были определены сервисы шеринг-экономики, наиболее востребованные в различных странах мира. В результате был сформирован перечень из 114 сервисов [6].
На втором этапе были собраны данные с сервиса аналитики сайтов Semrush о посещаемости в месяц данных сайтах в различных странах мира за 2022 год. Данные за год были разделены на 12 мес., и получено ежемесячное количество помещений. Таким образом, рассмотрена посещаемость данных сайтов в 67 странах мира.
На третьем этапе количество посещений всех исследуемых сервисов шеринг-экономики в месяц было суммировано в разрезе стран; на четвертом - полученные данные были скорректированы с учетом численности населения. Полученные данные были стандартизированы по отношению к максимальному значению. Таким образом, был получен показатель, характеризующий распространенность сервисов шеринг-экономики в различных стран мира.
Данный подход имеет ряд ограничений. Прежде всего, один и тот же пользователь может заходить на сайт ежедневно, оставляя, таким образом, уникальный след. Однако, поскольку во всех странах использовался один и тот же метод, мы поланаем, что таким образом можно установить относительную частоту использования сервисов в разных странах мира. Другим ограничением данного метода является неучет количества граждан и туристов, использующих эти сервисы при посещении той или иной страны. Полученные данные были использованы в качестве объясняемой переменной при дальнейшей проверке сформулированных гипотез.
В качестве независимой переменной при проверке гипотезы Н1 были использованы индикаторы, характеризующие уровень доверия бизнесу и уровень доверия в обществе (Х1). Для измерения уровня доверия бизнесу был рассмотрен барометр доверия Edelman PR Worldwide, представляющий классификацию стран по уровню доверия. Основной рейтинг составляется для двух категорий респондентов. Первая группа (исходная, опрос по ней проводится уже более 10 лет) — это группа «Информированная общественность», в которую входят представители элит, имеющие высокие доходы, высшее образование и регулярно использующие деловую и политическую информацию. Возраст респондентов этой группы 25–64 года. В недавнем опросе эта группа была представлена 500 респондентами в США и Китае и 200 респондентами из всех остальных стран. Вторую группу представляют представители общественности. Групповой опрос проводится в течение семи лет в 25 странах; возраст респондентов в этой группе от 18 лет и учитывается до 1150 респондентов в каждой стране. Вместе первая и вторая группы составляют общее онлайн-население. Рейтинг составляется и представляется для групп «Общая онлайн-популяция» и «Информированная общественность» совместно. В опросе, который проводится с 2001 года, на данный момент участвуют 28 стран, охватив более 30 тысяч респондентов. Россия была включена в исследование в 2007 году. В большинстве опросов ключевую позицию заняли исследования доверия в бизнесе.
Доверие в обществе (Х2) является фундаментальным элементом социального капитала и ключевым фактором, способствующим поддержанию благосостояния, включая экономическое развитие. Для измерения использовался процент людей 7 волны WVS (мировое исследование ценностей), ответивших, что индивидам вне семьи (вопрос Q57 из опросников, проводимых в разных странах мира среди населения в 2017-2020 гг.).
Для проверки гипотезы Н2 были использованы данные исследования культурных изменений Г.Хофстеде за 2022 г. [30]. Измерение индивидуализма (Х3) и коллективизма учитывает степень, с которой общества интегрированы в группы, а также их предполагаемые обязательства и зависимость от групп. В индивидуалистических обществах упор делается на личные достижения и права, отдавая приоритет своим потребностям и потребностям своих ближайших родственников. Коллективизм указывает на то, что большее значение придается целям и благополучию группы. Самооценка человека в этой категории определяется как «Мы», и люди с коллективистским прошлым зачастую отдают приоритет отношениям и лояльности более заметно, чем представители индивидуалистических культур. Коллективизм характерен для многих стран Азии, Латинской Америки и Африки. Особенностью коллективистской культуры является стремление к «сохранению своего лица».
В части проверки гипотезы Н3 о влиянии неопределенности на шеринг-экономику был использован индекс избегания неопределенности (X4), представленный в исследовании Г. Хофстеде за 2022 г. [30]. Это измерение отражает степень, в которой культура принимает неопределенность будущего. Механизмы преодоления неопределенности, как правило, делятся на три категории: технологии, право и религия. Те культуры, которые имеют высокий уровень избегания неопределенности, как правило, полагаются на их установленные правила и способы ведения дел. Это можно рассматривать как попытку контролировать как можно большую часть неопределенности. Общества с более низким уровнем тревоги за будущее (низкое избегание неопределенности) является более терпимыми к отклонениям от их ожиданий.
Для проверки гипотезы Н4 были использованы данные The World Bank о величине ВВП (X5) за 2022 г. в исследуемых странах. Величина валового внутреннего продукта отражает результаты производства, уровень экономического развития, темпы экономического роста, применяется для анализа производительности экономики в целом. Показатель ВВП дает представление о благосостоянии нации: чем выше величина ВВП, тем выше уровень благосостояния страны.
Для проверки сформулированных гипотез был проведен регрессионный анализ. При построении регрессионной модели был сделан предварительный анализ исходных статистических данных, в результате которого выявлен наиболее подходящий тип функциональной зависимости между рассматриваемыми экономическими явлениями. На втором этапе проведен корреляционный анализ исследуемых факторов, который позволил определить, присутствуют ли в модели переменные, формирующие такое негативное явление, как мультиколлинеарность. На третьем этапе была непосредственно построена многофакторная модель; на четвертом этапе – проведено исследование качества построенной модели. Пятый этап включал в себя проверку и устранение автокорреляции остатков в модели. Анализ был проведен посредством применения языка программирования Phyton.
Результаты
На первоначальном этапе анализа данных было выявлено, что распределение случайных величин по тестируемым факторам и зависимой переменной Y является линейным. В результате анализа матрицы попарных корреляций установлено, что мультиколлинеарность в модели отсутствует (табл. 1). После устранения факторов, не оказывающих существенного влияния по итогам проверки выполнения гипотезы незначимости коэффициентов регрессии, была установлена зависимость уровня развития шеринг-экономики от факторов X3 и X5. Результаты регрессионного анализа представлены в таблице 2.
Таблица 1. Корреляционная матрица
|
Y
|
Х1
|
Х2
|
Х3
|
Х4
|
Х5
|
Y
|
1
| |||||
Х1
|
-0,59
|
1
| ||||
Х2
|
-0,17
|
0,49
|
1
| |||
Х3
|
0,82
|
-0,59
|
-0,22
|
1
| ||
Х4
|
-0,06
|
-0,33
|
-0,23
|
-0,09
|
1
| |
Х5
|
0,48
|
0,00054
|
0,52
|
0,3
|
-0,21
|
1
|
Таблица 2. Результаты регрессионного анализа
Dep. Variable:
|
Показатель
|
R-squared
|
0,751
| |||||||||||
Model:
|
OLS
|
Adj.R-sguared:
|
0,718
| |||||||||||
Method:
|
Least Squares
|
F-statistic:
|
22,63
| |||||||||||
No.Observations
|
18
|
Prob (F-statistic):
|
2,95E-05
| |||||||||||
Df Residuals:
|
15
|
Log-Likelihood:
|
8,4138
| |||||||||||
Df Model:
|
2
|
AIC
|
-10,83
| |||||||||||
Covariance Type:
|
nonrobust
|
BIC
|
-8,156
| |||||||||||
|
coef
|
std err
|
t
|
p>|t|
|
[0,025
|
0,975]
| ||||||||
const
|
-0,192
|
0,075
|
-2,568
|
0,021
|
-0,351
|
-0,033
| ||||||||
Х3
|
0,0078
|
0,001
|
5,212
|
0
|
0,005
|
0,011
| ||||||||
Х5
|
1,37E-05
|
6,39E-06
|
2,138
|
0,049
|
4,46E-08
|
2,73E-0,5
| ||||||||
Omnibus:
|
6,735
|
Durbin-Watson
|
1,474
| |||||||||||
Prob(Omnibus):
|
0,034
|
Jarque-Bera(JB):
|
4,016
| |||||||||||
Skew:
|
1,047
|
Prob(JB):
|
0,134
| |||||||||||
Kurtosis:
|
3,985
|
Cond.No.
|
1,47E+04
| |||||||||||
После преобразования данная модель была представлена в следующем виде:
Y=-0,19+0,008* Х3+ 0,00001*Х5 (1)
На следующем этапе проведена оценка достоверности полученных результатов. Значимость коэффициента детерминации (F-statistic=0.000002) позволяет сделать вывод о том, что модель достоверна, а также подтверждает репрезентативность выборки. Коэффициент детерминации R2=0,75 указывает на то, что вариация показателей развития шеринг-экономики на 75% зависит от показателей, отобранных на этапе моделирования матрицы парных коэффициентов корреляции. Проверка нулевой гипотезы незначимости коэффициентов регрессии показала, что выбранные факторы действительно оказывают влияние, их коэффициенты регрессии статистически достоверны и значимы. Значение F-критерия и уровень значимости p демонстрируют, что построенная модель значима a=0,05. На заключительном этапе выполнена проверка выполнения предпосылок метода наименьших квадратов Гауса–Маркова. Кроме того, данная модель прошла проверку теста Дарбина-Уотсона, значение 1,47 находится в норме при данном количестве наблюдений при 5% уровне значимости.
Обсуждение результатов
В процессе исследования влияния неформальной среды на развитие сервисов шеринг-экономики показано, что такой показатель, как индивидуализм в больше степени влияет на данный феномен. Это может быть обусловлено тем, что в странах с высоким уровнем индивидуализма члены общества атомизированы и не только решают какие либо бытовые вопросы с помощью сервисов шеринг-экономики, но и устанавливают новые социальные контакты.
Уровень доверия ни к бизнесу, ни к членам общества не показали значимого влияния на развитие сервисов шеринг-экономики. Несмотря на то, что доверие является важным фактором развития не только шеринг- экономики, но в целом любой предпринимательской деятельности. Мы полагаем, что уровень доверия бизнесу и государства для данной сферы не является основополагающим фактором, так как в странах с развитыми формальными институтами проблематика выстраивания отношений на основе доверия не является острой. Избегание неопеределенности может быть также связано с устойчивой формальной средой в данных странах. Последствия от использования новых экономических инструментов не могут привести к непредсказуемым результатам. Кроме того, сервисы шеринг-экономики активно развиваются в странах с высоким уровнем развития формальных институтов: США, Китае, России, Канаде, Великобритании. Таким образом, формальная среда защищает пользователей сервисов шеринг-экономики.
Такой показатель экономического развития как ВВП в данной работе является контрольной переменной. Он демонстрирует влияние формальной среды, в частности, общего уровня экономического развития страны, что обеспечивает необходимую инфраструктуру для развития сервисов шеринг-экономики.
В отношении России, важно отметить, что развитие шеринг-экономики в российских условиях крайне неоднородно, что обусловлено как разнообразием в характере платформ, так и существенным влиянием территориальных и инфраструктурных особенностей на развитие шеринг-сервисов, имеющих значение для развития городской среды.
Значимость представляемого исследования состоит в обосновании необходимости учета неформальной институциональной среды при исследовании шеринг-экономики. Данное исследование может быть развито посредством учета добавления факторов, описывающих формальную институциональную среду, а также факторов, определяющих данное влияние в различных группах стран.
[1] PWC. Sharing or paring? Growth of the sharing economy. 2015. URL:
https://www.pwc.com/hu/en/kiadvanyok/assets/pdf/sharing-economy-en.pdf (дата обращения: 01.09.2023)
[2] Gebbia J. How Airbnb designs for trust. 2016. TED. URL:
https://www.ted.com/talks/joe_gebbia_how_airbnb_designs_for_trust (дата обращения: 12.09.2023)
[3] Epstein A. Netflix had its best quarter ever because of coronavirus — Quartz. 2020. https://qz.com/1842471/netflix-had-its-best-quarter-ever-because-of-coronavirus (дата обращения: 23.10.2023)
[4] Сайт компании группы защиты интересов потребителей Consumer Choice Center. URL:https://consumerchoicecenter.org/ (дата обращения: 23.10.2023)
[5] Экономика совместного потребления в России 2020: испытание на прочность. Февраль 2021 г. , РАЭК. URL: https://tiarcenter.ru/wp-content/uploads/2021/02/TIARRAEC_Sharing-Economy-2020.pdf (дата обращения: 12.09.2023)
[6] youla.ru, uber.com, toloka.ai, taskrabbit.com, spotify.com, netflix.com, letote.com, lendingclub.com, kanamoto.co.jp, indriver.ru, indriver.com, fl.ru, eBay.com, coursera.org, couchsurfing.com, citydrive.ru, airbnb.com, avito.ru, belkacar.ru, blablacar.com, web.didiglobal.com, didiglobal.com, eatwith.com, favordelivery.com, fiverr.com, fon.com, guru.com, Handy.com, hubblehq.com, justpark.com, li.me, lyft.com, prosper.com, silvernest.com, spotahome.com, stashbee.com, turo.com, freelancer.com, zipcar.com, snap.com, steemit.com, vshare.com, sharering.network, tecent.com, whoosh.bike, whoosh-bike.ru, urent.ru, Mobike.com, Ofo.com, chain.com, blockstream.com, coinify.com, tencentcloud.com, dropbox.com, filecloud.com и др.
Источники:
2. Валько Д. В., Мальцева А. С. Экономика совместного пользования: портрет российского потребителя // Журнал экономической теории. – 2020. – № 3. – c. 643-656.
3. Галееваа Г.М., Иштирякова Л.Х. Инвестиции в экономику совместного потребления и их влияние на структурные сдвиги в сфере занятости // Финансы: теория и практика. – 2020. – № 5. – c. 128-148. – doi: 10.26794/2587-5671-2020-24-5-128-148.
4. Земскова Е.С. Шеринг как отражение ценностных ориентиров потребителя в цифровой экономике // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент. – 2019. – № 3. – c. 17-27.
5. Никишина Е. Н. Доверие и шеринговые платформы // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2020. – № 4. – c. 71-83.
6. Русяева Е.Ю. Поколение Z и шеринговая экономика: подходы к проблематике // Друкеровский вестник. – 2020. – № 3. – c. 266-280.
7. Abrate G.,Viglia G. Personal or product reputation? Optimizing revenues in the sharing economy // Journal of Travel Research. – 2019. – № 1. – p. 136-148.
8. Belk R. Sharing // Journal of Consumer Research. – 2011. – p. 715–734.
9. Belk R. Why not share rather than own? // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. – 2007. – № 1. – p. 126– 140.
10. Belk R. You Are What You Can Access: Sharing and Collaborative Consumption Online // Journal of Business Research. – 2014. – № 67. – p. 1595-1600.
11. Benkler Y. Sharing nicely: On shareable goods and the emergence of sharing as a modality of economic production // The Yale Law Journal. – 2004. – № 2. – p. 273-358.
12. Berg J., Johnston H. Too good to be true? A comment on Hall and Krueger’s analysis of the labor market for Uber’s driver-partner // Industrial and Labor Relations Review. – 2019. – № 1. – p. 39–68.
13. Botsman R/, Rogers R. What’s mine is yours: the rise of collaborative consumption. - New York, 2010.
14. Chandrasekaran D., Tellis G., James G. Leapfrogging, cannibalization, and survival during disruptive technological change: the critical role of rate of disengagement // Journal of Marketing. – 2020. – № 1. – p. 149–166.
15. Chang H-H., Sokol D. How incumbents respond to competition from innovative disruptors in the sharing economy: the impact of Airbnb on hotel performance // Strategic Management Journal. – 2022. – № 3. – p. 425–446.
16. Chen H., Bolton L. E., Ng S., Lee D., Wang D. Culture, relationship norms, and dual entitlement // Journal of Consumer Research. – 2018. – № 1. – p. 1–20.
17. Choi T-M., He Y. Peer-to-peer collaborative consumption for fashion products in the sharing economy: platform operations // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. – 2019. – p. 49–65.
18. Chowdhury F., Audretsch D. A dynamic relationship between entrepreneurial orientation and entrepreneurial activity // Journal of International Entrepreneurship. – 2021. – № 3. – p. 39–356.
19. Davidson A., Habibi M. R., Laroche M. Materialism and the sharing economy: A cross-cultural study of American and Indian consumers // Journal of Business Research. – 2018. – p. 364– 372.
20. Dyck N. “Have you been to Hayward Field?” Children’s sport and the construction of community in suburban Canada. / In A. Vered (Ed.), Realizing community: Concepts, social relationships and sentiments. - London, UK: Routledge, 2002.
21. Ertz M. Does “sharing” mean “socially responsible consuming”? Exploration of the relationship between collaborative consumption and socially responsible consumption // Journal of Consumer Marketing. – 2018. – № 4. – p. 392–402.
22. Etemad H. Actions, actors, strategies and growth trajectories in international entrepreneurship // Journal of International Entrepreneurship. – 2019. – p. 127–143.
23. Etemad H. Revisiting aspects of entrepreneurship, entrepreneurial orientation, entrepreneurial intentions, international entrepreneurship, and their corresponding consequences // Journal of International Entrepreneurship. – 2021. – № 3. – p. 321–238.
24. Etemad H. Revisiting interactions of entrepreneurial, marketing, and other orientations with internationalization strategies // Journal of International Entrepreneurship. – 2019. – № 1. – p. 1–18.
25. Etemad H. The evolutionary trends of international entrepreneurship in the past two decades: the state of the feld in the face of COVID-19’s global crisis // Journal of International Entrepreneurship. – 2021. – № 2. – p. 149–163.
26. Fraanje W., Spaargaren G. What future for collaborative consumption? // Journal of Cleaner Production. – 2019. – p. 499–508.
27. Frank B., Enkawa T., Schvaneveldt S. The role of individualism vs. collectivism in the formation of repurchase intent: A cross‐industry comparison of the effects of cultural and personal values // Journal of Economic Psychology. – 2015. – p. 261–278.
28. Hallem Y., Arfi W., Teulon F. Exploring consumer attitudes to online collaborative consumption: A typology of collaborative consumer profiles // Can J Adm Sci. – 2020. – № 1. – p. 82–94.
29. Hellwig K., Morhart F., Girardin F., Hauser M. Exploring different types of sharing: A proposed segmentation of the market for “sharing” businesses // Psychology & Marketing. – 2015. – № 9. – p. 891– 906.
30. Hofstede G., Hofstede G. J., Minkov M. Cultures and Organizations: Software of the mind (3rd ed.). - New York: McGraw‐Hill, 2010.
31. Jiang B., Tian T. Collaborative consumption: strategic and economic implications of product sharing // Manage Sci. – 2018. – № 3. – p. 1171–1188.
32. Kim N., Jin B. Why buy new when one can share? Exploring collaborative consumption motivations for consumer goods // Int J Consum Stud. – 2020. – № 2. – p. 122–130.
33. Koetsier J. COVID-19 app economy: Instacart, Walmart, Costco Way Up, 2020, Uber and Lyft drop like rocks. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/johnkoetsier/2020/03/24/covid-19-app-economy-instacart-walmart-costco-way-up-uber-and-lyft-drop-like-rocks/#234234f5551c (дата обращения: 29.09.2023).
34. Kretschmer T., Leiponen A., Schilling M., Vasudeva G. Platform ecosystems as meta-organizations: implications for platform strategies // Strategic Managment Journal. – 2011. – № 3. – p. 405–424.
35. Lazarus Z. Collaborative consumption: New shared economic models. Wecounsel.com, (March 10), 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lowecounsel.com/blog/2011/03/collaborative-consumption-new-shared-economic-models. Accessed on July 30, 2012 (дата обращения: 29.09.2023).
36. Leire C., Mont O. The implementation of socially responsible purchasing // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. – 2011. – № 1. – p. 27–39.
37. Li Y., Lim M., Tan Y., Lee S., Tseng M. Sharing economy to improve routing for urban logistics distribution using electric vehicles // Resources, Conservation and Recycling. – 2020.
38. Lindblom A., Lindblom T. De-ownership orientation and collaborative consumption during turbulent economic times // International Journal of Consumer Studies. – 2017. – № 1. – p. 431–438.
39. Marcus J., Le H. Interactive effects of levels of individualism‐ collectivism on cooperation: A meta‐analysis // Journal of Organizational Behavior. – 2015. – p. 813–834.
40. Möhlmann M. Collaborative consumption: determinants of satisfaction and the likelihood of using a sharing economy option again // Journal of Consumer Behaviour. – 2015. – № 3. – p. 193–207.
41. Mourali M., Laroche M., Pons F. Individualistic orientation and consumer susceptibility to interpersonal influence // Journal of Services Marketing. – 2005. – № 3. – p. 164–173.
42. Park H., Armstrong C. Collaborative apparel consumption in the digital sharing economy: an agenda for academic inquiry // International Journal of Consumer Studies. – 2014. – № 5. – p. 465–474.
43. Pera R., Viglia G., Furlan R. Who am I? How compelling self-storytelling builds digital personal reputation // Journal of Interactive Marketing. – 2016. – № 35. – p. 44– 55.
44. Proserpio D., Xu W., Zervas G. You get what you give: theory and evidence of reciprocity in the sharing economy // Quantitative Marketing and Economics. – 2017. – p. 371–407.
45. PWC. Sharing or paring? Growth of the sharing economy, 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.com/hu/en/kiadvanyok/assets/pdf/sharing-economy-en.pdf (дата обращения: 29.09.2023).
46. Roos D., Hahn R. Understanding collaborative consumption: an extension of the theory of planned behavior with value-based personal norms // Journal of Business Ethics. – 2019. – № 3. – p. 679–697.
47. Sacks D. The sharing economy, Fast Company.com, 2011. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fastcompany.com/1747551/sharing-economy (дата обращения: 29.09.2023).
48. Timbro. Sharing Economy Index 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.epicenternetwork.eu/wp-content/uploads/2018/07/Timbro-Sharing-Economy-Index-2018.pdf (дата обращения: 29.09.2023).
49. Triandis H. Individualism and collectivism. - London, UK: Routledge, 2018.
50. Wichmann J., Wiegand N., Reinartz W. The platformization of brands // Journal of Marketing. – 2012. – № 1. – p. 109–131.
51. Zervas G., Proserpio D., Byers J. W. The Rise of the Sharing Economy: Estimating the Impact of Airbnb on the Hotel Industry // Journal of Marketing Research. – 2017. – № 54(5). – p. 687-705.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:03:47