Общественная значимость шеринг-экономики в обеспечении жизнестойкости региона

Веретенникова А.Ю.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать:
Веретенникова А.Ю. Общественная значимость шеринг-экономики в обеспечении жизнестойкости региона // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 4. – doi: 10.18334/vinec.14.4.121728.

Аннотация:
Распространение шеринг-экономики и соответствующих ей сервисов становится все более привычным для граждан Российской Федерации. При этом одни примеры шеринг-экономики приобретают новую окраску путем применения цифровых технологий, другие - демонстрируют свою включенность в текущие социально-экономические процессы. Ввиду того, что шеринг-экономика, как правило рассматривается на мировом, национальном или муниципальном уровнях, потенциал данного феномена на региональном уровне в должной степени не раскрыт. В связи с этим, целью данного исследования является определение потенциала шеринг-экономики для обеспечения жизнестойкости региона. В рамках данного исследования был проведен анализ научной литературы в части выявления социальной значимости шеринг-экономики, а также анализ практики применения данной модели для развития территорий. На базе анализа стратегий социально-экономического развития регионов Уральского Федерального округа определен перечень направлений, в рамках которых может быть реализована модель шеринг-экономики. На примере Свердловской области предложены конкретные решения, которые могут интегрировать проекты шеринг-экономики в развитие региона. В частности, предложено адаптировать механизмы поддержки инновационной деятельности для развития социального предпринимательства посредством поддержки инвестиционных платформ. В дополнении определены аспекты развития шеринг-экономики, показывающие потенциал применения данной бизнес-модели для обеспечения жизнестойкости региона по отдельным его направлениям. Практическая значимость полученных результатов состоит в разработке конкретных механизмов применения шеринг-экономики для развития регионов.

Ключевые слова: шеринг-экономика, жизнестойкость, регион, инвестиционные платформы, экономика совместного пользования, каршеринг, кикшеринг

Финансирование:
Статья подготовлена в соответствии с планом НИР Института экономики Уральского отделения Российской академии наук

JEL-классификация: L51, L52, O25



Введение

Шеринг-экономика рассматривается как новая бизнес модель, позволяющая более эффективно использовать ресурсы [1], что обеспечивает ее связь с концепцией устойчивого развития. При этом анализ эволюции данного явления, прежде всего, указывает на ее экономические и экологические преимущества. Так, например, инициаторы первых проектов, которые были позднее отнесены к шеринг-экономике, прежде всего, имели своей целью решение экономических вопросов, что подтверждает история развития проекта AirBnB [2]. При этом идея повышения эффективности использования ресурсов имеет более глубинные корни и предпосылки, а формирование шеринг-экономики является одним из срезов в решении более глобальной проблемы, обозначаемой Г. Хардином как «трагедия общего» [3]. Значимый вклад в решение данного вопроса внесла Э. Остром, исследовав институты коллективной деятельности. Не менее важное влияние здесь оказывают исследования в области поведенческой экономики, исследующие стимулы и мотивы людей к выбору той или иной модели поведения, в том числе в отношении совместного потребления или пользования ресурсами, а также управления ими [4].

Кроме того, развитие данной концепции свидетельствует о ее тесной связи с циркулярной экономикой, которая в большей степени раскрывает экологическую значимость шеринг-экономики. Данная бизнес-модель рассматривается как одним из этапов циркулярной экономики, так и как инструмент достижения целей, преследуемых циркулярной экономикой [5].

При этом социальная значимость шеринг-экономики без учета ее связи с экономическими и экологическими задачами, с первого взгляда, не столь очевидна. Однако, ее более детальное рассмотрение позволяет найти способы опровержения данного тезиса и сделать вывод о высоком потенциале данной бизнес-модели именно в решении социальных задач. Кроме того, природа коллективных действий в форме совместного потребления или использования обозначает потребность рассмотрения данной задачи не только на уровне отдельного малого сообщества, объединенного общими целями, но и для решения задач региона, в том числе обеспечения его жизнестойкости.

Таким образом, целью данного исследования является определение потенциала шеринг-экономики для обеспечения жизнестойкости региона. Для достижения обозначенной цели были рассмотрены приоритеты и направления развития, представленные в стратегиях социально-экономического развития регионов Уральского федерального округа; сформирован перечень направлений, в рамках которых может быть применена данная бизнес-модель; на примере Свердловской области показаны возможные варианты развития шеринга для обеспечения жизнестойкости региона.

Шеринг-экономика и ее общественная значимость

При раскрытии сути явления «шеринг-экономика», как правило, исследователи ссылаются на Л.Лессига, кому присваивают авторство термина «sharing economy» [6], Р. Ботсмон и Р.Роджерс, чья монография выступила катализатором роста интерес к данному явлению. В наших предшествующих работах мы показали, что данное явление не возникает случайно, а является закономерным следствие развития двусторонних рынков, а также решения вопросов повышения эффективности ресурсов, рассмотренных в работах нобелевских лауреатов – Ж.Ж.Тироля [7] и Э. Остром [8] соответственно [9]. Кроме того, развитие шеринг-экономики зачастую связывают с кризисом 2008 года, где рассматриваемая бизнес-модель сумела ответить на новые потребности общества [10]. Вместе с тем, ее стремительное развитие за последние 15 лет свидетельствует о том, что в рамках данного явления находят отражение более глобальные задачи, стоящие перед обществом. Решение данных задач связано, прежде всего, со сменой приоритетов и проявлением несостоятельности используемых инструментов, а также отдельных действующих институтов. Развитию шеринг-экономики также способствовало ускорение темпов информационного и цифрового развития, что стимулировало развитие платформенной экономики, которая тесно связана с шерингом.

Вместе с тем формирование данного явления представляется лишь одной гранью, через которую удается заглянуть и более детально начать исследовать тот айсберг, который кроется за шеринг-экономикой как ее отражением. При раскрытии данной тематики также нельзя не отметить концепцию ноономики С.В. Бодрунова, в рамках которой автор раскрывает вопросы трансформации отношения к собственности. В частности, ученый отмечает, что «изменение экономических отношений обусловлено изменениями, происходящими с институтами собственности». Ученый добавляет, что «если собственность как институт «диффундирует», то редуцируются и экономические отношения, уступая место иным, не связанным экономической логикой; то есть с редуцированием значения собственности исчезает и экономическое общество». Далее автор свидетельствует о прокладывании дороги «социализации общества и развития ноокачеств человека» [11].

Отсюда следует, что за шеринг-экономикой кроется набор институтов, которые в терминах В.М. Полтеровича [12] целесообразно обозначать как промежуточные. При этом важно отметить траекторию формирования данного тренда: проявление рассматриваемого явления в чистом виде (первое появление проектов AirBnB, Uber) и постепенное «обрастание» данного явления рядом норм и правил, концепций, подтверждающих факт постепенной трансформации систем. Данные системы также могут быть разделены на две группы: одни применяют данную концепцию для адаптации к новому явлению, другие переводят систему в качественно новое состояние, что, по своей сути, представляется этапами единого процесса и обусловлено 1) готовностью системы к трансформации, что определено ее внутренним устройством, 2) готовностью системы трансформировать свои ценности, ориентиры и встраиваться в тот набор задач, которые стоят перед обществом и природой в широком ее понимании в целом. Отметим, что через данную призму ясна связь шеринг-экономики с концепцией устойчивого развития, которая формализует ориентацию глобальных систем на сочетание экономических, социальных и экологических целей.

Идея, стоящая за шеринг-экономикой, частично кроется в возврате к идее общественной и коллективной собственности, а также в получении свободного или условно-свободного доступа к ресурсам [13], однако реализация посредством применения цифровых технологии выводит ее на новый уровень. Основной возникающий здесь вопрос касается также проблемы распределения прав. Данный аспект позволяет сформулировать тезис о наличии потенциал развития шеринг-экономики для решения общественно-значимых задач, в частности, на региональном уровне, а также способствовать формированию качеств региональной системы, направленных на обеспечение жизнестойкости региона.

В связи с этим, рассмотрим существующие в зарубежной и отечественной практике исследования шеринг-экономики непосредственно через призму общественной и социальной значимости. При этом для раскрытии данной тематики важно выделять как минимум два возможных направления исследований: 1) шеринг экономика и социальная трансформация; 2) шеринг-экономика в решении социальных проблем. Если первое направление является более глобальным и показывает тенденцию трансформации социально-экономических процессов и моделей, то второе позволяет формировать конкретные решения, показывающие возможности применения шеринг-экономики в решении задач общественного сектора, развития городов, социальной инфраструктуры, в разработке решений в области транспорта, образования, занятости и др. вопросов.

При раскрытии первого направления важно показать, что шеринг-экономика вносит изменения в развитие текущих отраслей. Прежде всего, это касается сферы транспорта и туризма, что детально раскрыто в зарубежной и отчечественной литературе. Здесь разбор кейсов AirBnB, Uber и их аналогов уже не является новым. Вместе с тем, имеются примеры трансформации агропромышленного комплекса [14], строительства и логистики [15], рынка труда [16] и др.

В отношении развития второго направления следует упомянуть исследование Д. Мэйр, Н. Ратерт и Г. Райшауэр, где авторы сравнивают социальные предприятия и компании, применяющие шеринг-экономику, как альтернативные организационные формы [17], показывая при этом их отличие. В наших предшествующих исследованиях мы также сопоставляли компании шеринг-экономики и социальных предпринимателей, показав, что данные модели находят пересечение в области устойчивого развития [18].

Вопросы социальной значимости шеринг-экономики также могут быть рассмотрены на уровне городов. Здесь следует упомянуть о концепции шеринг-города [19], исследуемой в научной литературе на примере Милана и Сеула [20], а также при развитии конкретных цифровых сервисов, в том числе по каршерингу или прокату велосипедов или электросамокатов. Важно отметить, что включение показателей, характеризующих шеринг-экономику в рейтинги умных городов [21] свидетельствует о значимость данной бизнес-модели для решения задач города. При применении принципов шеринга в развитии города важное значение играет вовлеченность гражданского общества в решение общественных задач, что и обеспечивает не только эффективность управления, но и формирует при грамотном управлении устойчивые связи и высокий уровень доверия между вовлеченными акторами. В данном вопросе становится любопытным опыт Швеции. Среди ряда проектов по развитию циркулярной экономики в муниципалитете Умео также реализуется проект, обозначенный как город совместного потребления Умео (The sharing City Umea) и направленный на тестирование и оценку оказания совместных услуг. Инициатива реализуется в рамках национальной программы «Шеринг-экономика в городах» (Sharing Cities Sweden) [22].

Шеринг-экономика на уровне региона в научных исследованиях исследована крайне мало. Полухина А.Н. рассматривает шеринг-модель для развития этнотуризма [23], предлагая формирование цифрового ресурса для построения этномаршрутов. В продолжении исследования опыта Швеции Рыжова А. В. отмечает, что в стратегии развития арктического региона Вестерботтен обозначена цель перехода к экономике замкнутого цикла и внедрение принципов совместного использования (шеринг) [22]. В более ранних исследованиях нами также была произведена попытка определения значимости проектов шеринг-экономики на примере совместного использования финансов, в частности, развития инвестиционных платформ [24].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в научной литературе данная тематика раскрыта крайне слабо, что ограничивает применение данной модели на уровне региона. Решение данной проблемы нам видится в обращении к Стратегиям социально-экономического развития регионов и выявлении направлений применения данной бизнес-модели.

Методология исследования

Для установления связей шеринг-экономики с приоритетами, целями и задачами социально-экономического развития, важно отметить набор критериев, показывающих связь направлений развития региона и проектов шеринг-экономики:

- трансформация отношения к собственности, что позволяет делать выбор в пользу «доступа» к ресурсам;

- вовлечение граждан в решение задач экономики и общества, развитие инициатив гражданского общества;

- требования по доступности интернет;

- ориентация на более эффективное использование ресурсов;

- обеспечение мобильности населения.

Процедура данного исследования включала следующие этапы. На первом этапе был проведен анализ научной литературы в части выявления социальной значимости шеринг-экономики, а также анализа практики применения данной модели для развития территорий. На втором этапе были проанализированы Стратегии социально-экономического развития регионов Уральского федерального округа и сформирован общий перечень направлений, в рамках которых может быть применена модель шеринг-экономики. На третьем этапе на примере Свердловской области показано в рамках реализации каких направлений могут быть применены проекты шеринг-экономики. Кроме того, определены аспекты развития шеринг-экономики, раскрывающие потенциал применения данной бизнес-модели для обеспечения жизнестойкости региона по отдельным ее направлениям.

В качестве информационной базы исследования выступили научные исследования, представленные в российском индексе научного цитирования Elibrary, научные публикации, цитируемые в GoogleScholar, Стратегии социального-экономического развития регионов Уральского федерального округа – Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская области, Ханты-Манский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также информация представленная на сайтах Правительств данных регионов.

Результаты

4.1 Анализ стратегий социально-экономического развития Уральского федерального округа

Прежде всего, следует представить обзор направлений, целей и задач, представленых в каждой из заявленных стратегий. Так, в Стратегии социально-экономического развития (ССЭР) Свердловской области обозначен следующий перечень направлений: создание конкурентоспособного образования, охрана здоровья населения, развитие жилищной и жилищно-коммунальной сфер, создание комфортной среды для жизни жителей, повышение конкурентоспособности промышленного комплекса, развитие инновационной деятельности, рынка труда, повышение инвестиционной привлекательности, развитие малого и среднего предпринимательства, территорий опережающего экономического роста, агропромышленного комплекса, туристского потенциала, транспортно-логистического потенциала, а также устойчивое экологическое развитие территории [25].

Стратегия Челябинской области выделяет такие направления, как развитие человеческого капитала, учитывающее подготовку кадров мирового уровня, педагогических кадров нового поколения, кадров для здравоохранения обучение в течение всей жизни, качественное здравоохранение, развитие медицинского кластера, формирование здорового поколения новой культурной среды, социального благополучия, обеспечение безопасности. В части экономического развития - развитие базовых отраслей, новой высокотехнологичной продукции, цифровой инфраструктуры экономики, сервисной экономики, в том числе развитие туристической отрасли; привлечение инвестиций. В рамках научно-инновационного направления выделены такие аспекты, как «инновационные компетенции», «чистый воздух», «чистая вода», «чистая земля»; обозначены направления развития межрегиональных и межэкономических связей, в том числе диверсификация экспорта и развитие межрегиональных связей; в части пространственного развития - развитие городских агломераций и транспортной инфраструктуры, кластеров и цепочек поставок, современной жилой среды, обеспечения доступности энергия, а также направление повышения эффективности государственного управления [26].

Стратегия Курганской области помимо направлений, связанных с развитием промышленности, агропромышленного комплекса, строительства, созданием благоприятных условий проживания, развитием энергетики, развитие транспорта и дорожных сетей, повышением инвестиционной привлекательности, благоприятной среды для развития предпринимательства, рынка труда, сферы образования, социальной сферы, государственно управления, отмечает развитие связи, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и цифровизации отраслей экономики, потребительского рынка, межрегионального и внешнеэкономического сотрудничества, развитие демографической политики, институтов гражданского общества, молодежной политики, экологической безопасности и других направлений [27].

Направления стратегии социально-экономического развития Тюменской области также ориентированы на развитие человеческого капитала, развитие научно-инновационной сферы, иинформационных технологий, развитие производственного и сервисного секторов экономики, малого и среднего предпринимательства, организацию эффективной системы расселения и распределения производительных сил, интеграция в межрегиональные и глобальные социально-экономические отношения и др. [28].

Особый интерес также представляет рассмотрение задач северных территорий. В частности в стратегии Ханты Мансийского автономного округа отмечены такие ориентиры, как построение инновационной системы автономного округа, обеспечение научно-технологического развития, комплексной безопасности и жизнедеятельности, реализация целей экологического развития, в том числе сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни населения и устойчивого развития экономики, сохранение экологического баланса и природного биоразнообразия, неистощительное природопользование и охрана объектов природного наследия, устойчивое развитие коренных малочисленных народов севера; переход к развитию экологически чистых производств ("зеленой" экономике), практике внедрения инновационных ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий производства на примере отдельных отраслей экономики автономного округа, развитие привлекательности территорий и предложения по формированию и продвижению бренда территории и отраслевых брендов [29].

В Ямало-Ненецком автономном округе в рамках приоритета устойчивого экономического роста обозначены направления развития топливно-энергетических, систем коммунальной инфраструктуры, транспортного комплекса, промышленно-логистических узлов, строительного комплекса, агропромышленного, туристического комплексов, развитие экспортной деятельности, развития потребительского рынка. В части приоритета повышения качества жизни также обозначены вопросы обеспечения социальной защиты, развития системы здравоохранения, системы образования, развития культуры, физической культуры и спорта, жилищной сферы. В рамках реализации приоритета сохранения и устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера (КМНС) обозначена цель повышения уровня социально-экономического благополучия КМНС, сохранение языка и культурных ценностей КМНС, создание единой цифровой системы управления. Также сформулированы такие цели, как сокращение и ликвидация последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, сохранение и восстановление природной среды, развитие цифровизации и связи. В стратегии также расписаны такие приоритеты, как развитие рынка труда и кадровое обеспечение экономики, стратегические направления демографической политики, молодежной политики, развитие малого и среднего предпринимательства, науки и инноваций, внешних связей, обеспечение безопасности, совершенствование контрольно-надзорной деятельности [30].

Проекты шеринг-экономики в практической деятельности применяются в области образования, развития малого и среднего предпринимательства, инвестиционной деятельности, рынка труда, в области туризма, развития агропромышленного комплекса, а также в рамках решения экологических вопросов и формирования «зеленой» экономики. Проведенный анализ стратегий социально-экономического развития показал, что данные направления находят свое отражение в приоритетах и целях развития рассмотренных регионов. Важно также отметить, что проанализированные стратегии включают ряд целей, связанных с развитием информационных технологий и цифровизации, что является одним из условий развития шеринг-экономики. Ввиду всего вышесказанного, на примере Свердловской области был проведен более детальный анализ и обоснованы формы реализации модели шеринг-экономики для достижения целей социально-экономического развития.

4.2. Потенциал шеринг-экономики в развитии направлений социально-экономического развития Свердловской области

Анализ Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2030 позволил выявить ряд направлений, в рамках реализации которых могут быть учтены принципы и подходы, применяемые в шеринг-экономике.

В частности, в рамках направления «Развитие малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» обозначена такая задача, как повышение доступности финансовых ресурсов для малого и среднего предпринимательства. В рамках направления «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области» обозначена задача «Развитие инструментов поддержки инвесторов». Здесь могут быть рассмотрены варианты сотрудничества краудлендинговых платформ, как примера платформ шеринг-экономики, с органами региональной власти. Важно отметить, что в текущий период краудлендинговые платформы набирают свою популярность среди микро- и макропредприятий ввиду наличия ограничений банков по представлению заемных средств. Хотя, особенностью сделок, реализуемых на подобных платформах, является высокая рискованность, а следовательно, более высокая стоимость заемных средств, заемщики получают возможность более быстрого привлечения средств. Особенностью подобного рода инвестиций является их прямой характер, что представляется одним из стимулов для инвестора.

В качестве задач подобного сотрудничества инвестиционных платформ и органов государственной власти могут выступать следующие:

- высвобождение недостаточно используемых финансовых ресурсов у населения;

- стимулирование предпринимательской деятельности региона;

- активизация инициативности гражданского общества;

- решение общественно-значимых и других задач регионального развития.

В качестве конкретных инструментов взаимодействия в рамках подобного сотрудничества могут быть отмечены следующие:

Во-первых, стимулирование процесса инвестирования в проекты общественно-значимой направленности может сопровождаться введением льгот по освобождению инвесторов от уплаты налога на доходы физических лиц в отношении дохода, полученного от поддержки социально-ориентированных проектов.

Во-вторых, для самой инвестиционной платформы также могут быть предложены решения, создающие стимулы для платформ участвовать в подобных проектах. Здесь может быть приведена аналогия с таким инструментом, как «налоговый исследовательский кредит», являющийся целенаправленным налоговым инструментом стимулирования инновационной активности и позволяющий вычитать из суммы налога на прибыль часть расходов на инновационную деятельность, определяемую процентной ставкой налогового кредита [31]. Подобное решение может быть предложено в случае поддержки социальных предпринимателей или других общественно-значимых проектов. Другими словами, инвестиционная платформа получает возможность учесть расходы, затраченные на поддержку проекта с коэффициентом k. Согласно НК РФ для инновационной деятельности данный коэффициент равен 1,5 [32]. В части предлагаемого решения может быть проведено дополнительное обоснование данной ставки или заимствован опыт, используемый в инновационной деятельности. Данные решения наиболее применимы для платформ, зарегистрированных в регионе, однако могут быть распространены и на иные территории.

В отношении развития предпринимательства также имеется потенциал сотрудничества организаций с маркетплейсами. В настоящее время наблюдается смещение части трансакций в онлайн-сферы. Вместе с тем, поставщики сталкиваются с давлением со стороны цифровых платформ. Как регулирование политики данных цифровых платформ, так и региональная поддержка молодых предпринимателей, может выступать в качества инструмента развития предпринимательства на уровне региона.

Другая задача Стратегии социально-экономического развития Свердловской области, затрагивающая вопросы, решаемые и в рамках шеринг-экономики, и реализуемая в рамках направления «Развитие рынка труда» обозначена как «расширение использования гибких форм занятости». Одна из форм гибкой занятости связана с шеринг-экономикой, в частном случае с гиг-экономикой, то есть формой оплачиваемого труда, облегчаемого фирмами-посредникам, которые связывают организации или потребителей с работниками по запросу через приложения или веб-сайты [33].. Развитие данного института вносит существенные изменения в организацию деятельности компаний, а также в реализацию социально-экономических и производственных процессов. Однако данный вопрос требует более детальной проработки, что обусловлено необходимостью разработки норм и правил, которые обеспечивали бы как соблюдение прав работников, так и прав работодателей. Вместе с тем, тенденция выбора краткосрочной работы, найма сотрудника в рамках реализации конкретного проекта становится все более предпочтительным выбором не только работников низкоквалифицированных профессий, но и молодых специалистов, желающих сохранять свою мобильность.

Развитие шеринг-экономики также связано с туристическим направлением, обозначенным в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области как "Развитие туристского потенциала" и достижением соответствующего показателя «увеличение числа прибытий в коллективные средства размещения с 1,3 миллиона человек в 2014 году до 3,5 миллиона человек в 2030 году». Более детальные возможности применения шеринг-экономики в части развития этнотуризма были обозначены в работах А.Н. Полухиной, где автор раскрывает потенциал развития цифровых платформ непосредственно в целях формирования уникальных предложений и развития сферы туризма [23].

В рамках реализации направления "Развитие транспортно-логистического потенциала Свердловской области" важно отметить сервисы каршеринга, кикшеринга и совместных поездок (например, BlaBlaCar). Несмотря на то, что данный сервисы представляют собой в большей степени как альтернативу общественному транспорту, они могут решать задачу повышения мобильности населения. Кроме того, данные решения связаны с такими задачами, как «снижение влияния транспорта на загрязнение окружающей среды» и «снижение выбросов загрязняющих веществ на один пассажиро-километр по автомобильному транспорту в 4 раза к уровню 2014 года».

Совместные с регионом решения в данном направлении могут касаться вопросов развития инфраструктуры (например, велодорожек), регулирования, поддержки или ограничения деятельности агрегаторов на конкретных территориях. Так, например, если в г. Москва выделяется отдельное финансирование для развития сервисов каршеринга, то в г. Пермь в 2024 году сервисы по прокату электросамокатов на территории города были запрещены. Также действуют ограничения на прокат электросамокатов в г. Сочи.

Направление «Устойчивое экологическое развитие территории Свердловской области" пересекается с развитием циркулярной экономикой. Шеринг-экономика зарекомендовала себя в части повторного использования ресурсов среди физических лиц. При этом применение данной модели позволяет не только населению обмениваться недоиспользованными товарами, но и открывает новые возможности для предприятий в части совместного использования средств производства.

На основе всего выше сказанного можно сделать вывод, что анализ Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года показал, что данная бизнес-модель, с одной стороны, может быть альтернативным решением задач, обозначенных в Стратегии; с другой стороны, могут быть разработаны совместные проекты, учитывающие принципы шеринг-экономики или вовлекающие организации, применяющие данную модель.

Обсуждение результатов

Представленные результаты сопоставления направлений социально-экономического развития региона на примере Свердловской области позволяют сделать выводы о наличии высокого потенциала применения шеринг-экономики по основным направления развития региона. В отношении обеспечения жизнестойкости региона важно отметить следующие позиции.

Прежде всего, проведенный анализ показал, что проекты шеринг-экономики, с одной стороны, способствуют решению задач, представленных в Стратегии социально-экономического развития региона, с другой стороны, они способны разрабатывать альтернативные решения. Подобные решения , как нам видится, выступают не в качестве конкурента решения задач государством, а в качестве тех инструментов, которые могут поддерживать существующую системы в устойчивом состоянии. Так, например, острота проблемы недостатка общественного транспорта может быть снижена путем развития сервисов каршеринга, кикшеринга, а также агрегаторов такси. Вместе с тем, данные решения носят временный характер и доступны лишь ограниченному числу лиц, что не решает основной проблемы в обеспечении мобильности граждан.

Кроме того, шеринг-экономика представляет возможности для решения экономических, социальных, экологических задач, что также соответствует задачам устойчивого развития, а также способствует обеспечению жизнестойкости территории.

Третий аспект, требующий внимания, состоит в том, что причиной роста шеринг-экономики является пиринговый характер отношений, который позволяет снизить количество посредников и трансакционные издержки при взаимодействии. Вместе с тем, в части развития города или региона здесь следует обратить внимание на формирование сообществ, которые могут выступить инициаторами решений, имеющих общественную значимость.

Все вышесказанное показывает, что шеринг-экономика, ориентированная на более эффективное использование ресурсов, а также более эффективное выстраивание социально-экономических отношений, запустила существенные преобразования в существующих социально-экономических системах. За последние 15 лет ее развития и распространения, хотя данная бизнес-модель и претерпела ряд изменений, нельзя не говорить о ее вкладе в развитие конкретных рынков, городов, а также регионов.

Заключение

В рамках данного исследования с целью определения потенциала шеринг-экономики для обеспечения жизнестойкости региона были получены следующие результаты:

Во-первых, был проведен анализ научной литературы в части выявления социальной значимости шеринг-экономики, а также анализа практики применения данной модели для развития территорий. На базе анализа социально-экономического развития регионов Уральского Федерального округа определен перечень направлений, в рамках которого может быть реализована модель шеринг-экономики.

Во-вторых, на примере Свердловской области показано, в рамках реализации каких направлений могут быть применены проекты шеринг-экономики. В частности, предложено адаптировать механизмы поддержки инновационной деятельности для развития социального предпринимательства посредством поддержки инвестиционных платформ.

В-третьих, определены аспекты развития шеринг-экономики, показывающие потенциал применения данной бизнес-модели для обеспечения жизнестойкости региона по отдельным ее направлениям.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании потенциала и роли шеринг-экономики для регионального развития. Практическая значимость полученных результатов состоит в разработке конкретных механизмов применения шеринг-экономики для развития регионов.


Источники:

1. Bonciu F., Balgar A. C. Sharing economy as a contributor to sustainable growth. An EU perspective // Romanian Journal of European Affairs. – 2016. – № 2. – p. 36–45.
2. Botsman R., Rogers R. What’s mine is yours: The rise of collaborative consumption. - New York: Harper Collins, 2010. – 304 p.
3. Hardin G. The tragedy of the commons // Science. – 1968. – № 3859. – p. 1243–1248.
4. Böcker L., Meelen T. Sharing for people, planet or profit? Analysing motivations for intended sharing economy participation // Environmental Innovation and Societal Transitions. – 2017. – p. 28-39.
5. Buda G. Attitudes and Motivations of Consumers in Sharing Economy, 2017
6. Atstaja D., Koval V., Grasis J., Kalina I., Kryshtal H., Mikhno I. Sharing Model in Circular Economy towards Rational Use in Sustainable Production // Energies. – 2022. – № 15. – p. 939.
7. Lessig L. Two economies: Commercial and sharing. / Remix: Making art and commerce thrive in the hybrid economy. - London: Bloomsbury Academic, 2008. – 117-176 p.
8. Rochet J., Tirole J. Platform competition in two-sided markets // Journal of the European Economic Association. – 2003. – № 4. – p. 990–1029.
9. Остром Э. Управляя общим. Эволюция институтов коллективной деятельности. / Пер. с англ. Т. Монтян. - М.; Челябинск: Социум, 2020. – 449 c.
10. Веретенникова А. Ю., Семячков К. А. Регулирование и поддержка платформ шеринг-экономики: постановка проблемы и варианты решения // Ars Administrandi (Искусство управления). – 2023. – № 4. – c. 536–559.
11. Гостилович А. О., Лапидус Л. В., Давыдкин В. В., Юрьев Г. А. Оценка зрелости шеринг-экономики в России: рынок аренды потребительских товаров // Ars Administrandi (Искусство управления). – 2024. – № 1. – c. 79–97.
12. Бодрунов С.Д. Генезис ноономики: НТП, диффузия собственности, социализация общества, солидаризм // Экономическое возрождение России. – 2021. – № 1 (67). – c. 5-14.
13. Полтерович В.М. Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – № 5. – c. 34-56. – doi: 14.10.15838/esc/2016.5.47.2.
14. Шулятьева Ю.Д Шеринг-экономика: есть ли в ней место шерингу? // Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент 2019: материалы всерос. конф. / сост. Е.Н. Шестакова, О.В. Старцева [и др.]. – Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. Пермь, 2019. – c. 77-79.
15. Галиев Р. Р. Агротуристический потребительско-сбытовой кооператив совместного пользования землей по подписке // Вестник НГИЭИ. – 2020. – № 6 (109). – c. 48‒56.
16. Куприяновский В.П., Соколов И.А., Талашкин Г.Н., Дунаев О.Н., Зажигалкин А.В., Распопов В.В., Намиот Д.Е., Покусаев О.Н. Цифровая совместная экономика: технологии, платформы и библиотеки в промышленности, строительстве, транспорте и логистике // International Journal of Open Information Technologies. – 2017. – № 6. – c. 56-75.
17. Ахапкин Н.Ю., Волкова Н.Н., Иванов А.Е. Развитие цифровой экономики и перспективы трансформации российского рынка труда // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2018. – № 5. – c. 51-65.
18. Mair J., Rathert N., Reischauer G. Social Enterprises = Sharing Economy Organizations?. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bos-cbscsr.dk/2019/09/11/social-enterprises-sharing-economy-organizations/ (дата обращения: 24.09.2024).
19. Popov Evgeny V., Veretennikova Anna Yu., Kozinskaya Kseniya M. The Sharing Economy and Social Entrepreneurship for Sustainable Development // Changing Societies & Personalities. – 2022. – № 1. – p. 98–122.
20. Agyeman J., McLaren D. Sharing Cities // Environment: Science and Policy for Sustainable Development. – 2017. – № 59(3). – p. 22-27. – doi: 21.10.1080/00139157.2017.1301168.
21. Bernardi M., Diamantini D. Shaping the sharing city: An exploratory study on Seoul and Milan // Journal of Cleaner Production. – 2018. – p. 30-42.
22. IMD Smart City Index Report. [Электронный ресурс]. URL: 23.https://imd.cld.bz/Smart-City-Index-20233 (дата обращения: 22.10.2024).
23. Рыжова А. В. Шведский опыт развития экономики замкнутого цикла в Арктике // Арктика. – 2021. – № 1 (5).
24. Полухина А.Н. Шеринг-модель этнотуризма как фактор устойчивого развития регионов России // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2021. – № 2. – c. 52-61.
25. Веретенникова А.Ю. Моделирование потенциала развития совместного финансирования и инвестирования в регионах России // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2269-2284.
26. Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 – 2030 гг.(с изменениями на 5 июля 2023 года)
27. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 31 января 2019 г. № 1748Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года (с изменениями на 8 апреля 2024 года)
28. Закон Курганской области от 30 июня 2022 г. № 44 «О стратегии социально-экономического развития Курганской области на период до 2030 года (с изменениями на 29 декабря 2023 года)»
29. Закон Тюменской области от 24 марта 2020 г. № 23 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года (с изменениями на 27 марта 2024 года) Закон Тюменской области от 24 марта 2020 г. № 23»
30. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 ноября 2022 г. № 679-рп «О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года»
31. Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2021 г. № 1274-П « Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года (с изменениями на 20 мая 2024 года)»
32. Ермакова Е.А., Ларионов Н.А. Налоговые кредиты в системе стимулирования инновационной активности // Управленец. – 2015. – № 2(54). – c. 4-10.
33. НК РФ Статья 262. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
34. Логинова Е.В., Злотников М.С. Гиг-экономика и ее влияние на человеческий капитал // Московский экономический журнал. – 2022. – № 10. – c. 688-695. – doi: 10.55186/2413046X_2022_7_10_607.

Страница обновлена: 17.11.2024 в 21:48:18