Общественная значимость шеринг-экономики в обеспечении жизнестойкости региона

Веретенникова А.Ю.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать:
Веретенникова А.Ю. Общественная значимость шеринг-экономики в обеспечении жизнестойкости региона // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 4. – doi: 10.18334/vinec.14.4.121728.



Введение

Шеринг-экономика рассматривается как новая бизнес модель, позволяющая более эффективно использовать ресурсы [1], что обеспечивает ее связь с концепцией устойчивого развития. При этом анализ эволюции данного явления, прежде всего, указывает на ее экономические и экологические преимущества. Так, например, инициаторы первых проектов, которые были позднее отнесены к шеринг-экономике, прежде всего, имели своей целью решение экономических вопросов, что подтверждает история развития проекта AirBnB [2]. При этом идея повышения эффективности использования ресурсов имеет более глубинные корни и предпосылки, а формирование шеринг-экономики является одним из срезов в решении более глобальной проблемы, обозначаемой Г. Хардином как «трагедия общего» [3]. Значимый вклад в решение данного вопроса внесла Э. Остром, исследовав институты коллективной деятельности. Не менее важное влияние здесь оказывают исследования в области поведенческой экономики, исследующие стимулы и мотивы людей к выбору той или иной модели поведения, в том числе в отношении совместного потребления или пользования ресурсами, а также управления ими [4].

Кроме того, развитие данной концепции свидетельствует о ее тесной связи с циркулярной экономикой, которая в большей степени раскрывает экологическую значимость шеринг-экономики. Данная бизнес-модель рассматривается как одним из этапов циркулярной экономики, так и как инструмент достижения целей, преследуемых циркулярной экономикой [5].

При этом социальная значимость шеринг-экономики без учета ее связи с экономическими и экологическими задачами, с первого взгляда, не столь очевидна. Однако, ее более детальное рассмотрение позволяет найти способы опровержения данного тезиса и сделать вывод о высоком потенциале данной бизнес-модели именно в решении социальных задач. Кроме того, природа коллективных действий в форме совместного потребления или использования обозначает потребность рассмотрения данной задачи не только на уровне отдельного малого сообщества, объединенного общими целями, но и для решения задач региона, в том числе обеспечения его жизнестойкости.

Таким образом, целью данного исследования является определение потенциала шеринг-экономики для обеспечения жизнестойкости региона. Для достижения обозначенной цели были рассмотрены приоритеты и направления развития, представленные в стратегиях социально-экономического развития регионов Уральского федерального округа; сформирован перечень направлений, в рамках которых может быть применена данная бизнес-модель; на примере Свердловской области показаны возможные варианты развития шеринга для обеспечения жизнестойкости региона.

Шеринг-экономика и ее общественная значимость

При раскрытии сути явления «шеринг-экономика», как правило, исследователи ссылаются на Л.Лессига, кому присваивают авторство термина «sharing economy» [6], Р. Ботсмон и Р.Роджерс, чья монография выступила катализатором роста интерес к данному явлению. В наших предшествующих работах мы показали, что данное явление не возникает случайно, а является закономерным следствие развития двусторонних рынков, а также решения вопросов повышения эффективности ресурсов, рассмотренных в работах нобелевских лауреатов – Ж.Ж.Тироля [7] и Э. Остром [8] соответственно [9]. Кроме того, развитие шеринг-экономики зачастую связывают с кризисом 2008 года, где рассматриваемая бизнес-модель сумела ответить на новые потребности общества [10]. Вместе с тем, ее стремительное развитие за последние 15 лет свидетельствует о том, что в рамках данного явления находят отражение более глобальные задачи, стоящие перед обществом. Решение данных задач связано, прежде всего, со сменой приоритетов и проявлением несостоятельности используемых инструментов, а также отдельных действующих институтов. Развитию шеринг-экономики также способствовало ускорение темпов информационного и цифрового развития, что стимулировало развитие платформенной экономики, которая тесно связана с шерингом.

Вместе с тем формирование данного явления представляется лишь одной гранью, через которую удается заглянуть и более детально начать исследовать тот айсберг, который кроется за шеринг-экономикой как ее отражением. При раскрытии данной тематики также нельзя не отметить концепцию ноономики С.В. Бодрунова, в рамках которой автор раскрывает вопросы трансформации отношения к собственности. В частности, ученый отмечает, что «изменение экономических отношений обусловлено изменениями, происходящими с институтами собственности». Ученый добавляет, что «если собственность как институт «диффундирует», то редуцируются и экономические отношения, уступая место иным, не связанным экономической логикой; то есть с редуцированием значения собственности исчезает и экономическое общество». Далее автор свидетельствует о прокладывании дороги «социализации общества и развития ноокачеств человека» [11].

Отсюда следует, что за шеринг-экономикой кроется набор институтов, которые в терминах В.М. Полтеровича [12] целесообразно обозначать как промежуточные. При этом важно отметить траекторию формирования данного тренда: проявление рассматриваемого явления в чистом виде (первое появление проектов AirBnB, Uber) и постепенное «обрастание» данного явления рядом норм и правил, концепций, подтверждающих факт постепенной трансформации систем. Данные системы также могут быть разделены на две группы: одни применяют данную концепцию для адаптации к новому явлению, другие переводят систему в качественно новое состояние, что, по своей сути, представляется этапами единого процесса и обусловлено 1) готовностью системы к трансформации, что определено ее внутренним устройством, 2) готовностью системы трансформировать свои ценности, ориентиры и встраиваться в тот набор задач, которые стоят перед обществом и природой в широком ее понимании в целом. Отметим, что через данную призму ясна связь шеринг-экономики с концепцией устойчивого развития, которая формализует ориентацию глобальных систем на сочетание экономических, социальных и экологических целей.

Идея, стоящая за шеринг-экономикой, частично кроется в возврате к идее общественной и коллективной собственности, а также в получении свободного или условно-свободного доступа к ресурсам [13], однако реализация посредством применения цифровых технологии выводит ее на новый уровень. Основной возникающий здесь вопрос касается также проблемы распределения прав. Данный аспект позволяет сформулировать тезис о наличии потенциал развития шеринг-экономики для решения общественно-значимых задач, в частности, на региональном уровне, а также способствовать формированию качеств региональной системы, направленных на обеспечение жизнестойкости региона.

В связи с этим, рассмотрим существующие в зарубежной и отечественной практике исследования шеринг-экономики непосредственно через призму общественной и социальной значимости. При этом для раскрытии данной тематики важно выделять как минимум два возможных направления исследований: 1) шеринг экономика и социальная трансформация; 2) шеринг-экономика в решении социальных проблем. Если первое направление является более глобальным и показывает тенденцию трансформации социально-экономических процессов и моделей, то второе позволяет формировать конкретные решения, показывающие возможности применения шеринг-экономики в решении задач общественного сектора, развития городов, социальной инфраструктуры, в разработке решений в области транспорта, образования, занятости и др. вопросов.

При раскрытии первого направления важно показать, что шеринг-экономика вносит изменения в развитие текущих отраслей. Прежде всего, это касается сферы транспорта и туризма, что детально раскрыто в зарубежной и отчечественной литературе. Здесь разбор кейсов AirBnB, Uber и их аналогов уже не является новым. Вместе с тем, имеются примеры трансформации агропромышленного комплекса [14], строительства и логистики [15], рынка труда [16] и др.

В отношении развития второго направления следует упомянуть исследование Д. Мэйр, Н. Ратерт и Г. Райшауэр, где авторы сравнивают социальные предприятия и компании, применяющие шеринг-экономику, как альтернативные организационные формы [17], показывая при этом их отличие. В наших предшествующих исследованиях мы также сопоставляли компании шеринг-экономики и социальных предпринимателей, показав, что данные модели находят пересечение в области устойчивого развития [18].

Вопросы социальной значимости шеринг-экономики также могут быть рассмотрены на уровне городов. Здесь следует упомянуть о концепции шеринг-города [19], исследуемой в научной литературе на примере Милана и Сеула [20], а также при развитии конкретных цифровых сервисов, в том числе по каршерингу или прокату велосипедов или электросамокатов. Важно отметить, что включение показателей, характеризующих шеринг-экономику в рейтинги умных городов [21] свидетельствует о значимость данной бизнес-модели для решения задач города. При применении принципов шеринга в развитии города важное значение играет вовлеченность гражданского общества в решение общественных задач, что и обеспечивает не только эффективность управления, но и формирует при грамотном управлении устойчивые связи и высокий уровень доверия между вовлеченными акторами. В данном вопросе становится любопытным опыт Швеции. Среди ряда проектов по развитию циркулярной экономики в муниципалитете Умео также реализуется проект, обозначенный как город совместного потребления Умео (The sharing City Umea) и направленный на тестирование и оценку оказания совместных услуг. Инициатива реализуется в рамках национальной программы «Шеринг-экономика в городах» (Sharing Cities Sweden) [22].

Шеринг-экономика на уровне региона в научных исследованиях исследована крайне мало. Полухина А.Н. рассматривает шеринг-модель для развития этнотуризма [23], предлагая формирование цифрового ресурса для построения этномаршрутов. В продолжении исследования опыта Швеции Рыжова А. В. отмечает, что в стратегии развития арктического региона Вестерботтен обозначена цель перехода к экономике замкнутого цикла и внедрение принципов совместного использования (шеринг) [22]. В более ранних исследованиях нами также была произведена попытка определения значимости проектов шеринг-экономики на примере совместного использования финансов, в частности, развития инвестиционных платформ [24].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в научной литературе данная тематика раскрыта крайне слабо, что ограничивает применение данной модели на уровне региона. Решение данной проблемы нам видится в обращении к Стратегиям социально-экономического развития регионов и выявлении направлений применения данной бизнес-модели.

Методология исследования

Для установления связей шеринг-экономики с приоритетами, целями и задачами социально-экономического развития, важно отметить набор критериев, показывающих связь направлений развития региона и проектов шеринг-экономики:

- трансформация отношения к собственности, что позволяет делать выбор в пользу «доступа» к ресурсам;

- вовлечение граждан в решение задач экономики и общества, развитие инициатив гражданского общества;

- требования по доступности интернет;

- ориентация на более эффективное использование ресурсов;

- обеспечение мобильности населения.

Процедура данного исследования включала следующие этапы. На первом этапе был проведен анализ научной литературы в части выявления социальной значимости шеринг-экономики, а также анализа практики применения данной модели для развития территорий. На втором этапе были проанализированы Стратегии социально-экономического развития регионов Уральского федерального округа и сформирован общий перечень направлений, в рамках которых может быть применена модель шеринг-экономики. На третьем этапе на примере Свердловской области показано в рамках реализации каких направлений могут быть применены проекты шеринг-экономики. Кроме того, определены аспекты развития шеринг-экономики, раскрывающие потенциал применения данной бизнес-модели для обеспечения жизнестойкости региона по отдельным ее направлениям.

В качестве информационной базы исследования выступили научные исследования, представленные в российском индексе научного цитирования Elibrary, научные публикации, цитируемые в GoogleScholar, Стратегии социального-экономического развития регионов Уральского федерального округа – Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская области, Ханты-Манский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также информация представленная на сайтах Правительств данных регионов.

Результаты

4.1 Анализ стратегий социально-экономического развития Уральского федерального округа

Прежде всего, следует представить обзор направлений, целей и задач, представленых в каждой из заявленных стратегий. Так, в Стратегии социально-экономического развития (ССЭР) Свердловской области обозначен следующий перечень направлений: создание конкурентоспособного образования, охрана здоровья населения, развитие жилищной и жилищно-коммунальной сфер, создание комфортной среды для жизни жителей, повышение конкурентоспособности промышленного комплекса, развитие инновационной деятельности, рынка труда, повышение инвестиционной привлекательности, развитие малого и среднего предпринимательства, территорий опережающего экономического роста, агропромышленного комплекса, туристского потенциала, транспортно-логистического потенциала, а также устойчивое экологическое развитие территории [25].

Стратегия Челябинской области выделяет такие направления, как развитие человеческого капитала, учитывающее подготовку кадров мирового уровня, педагогических кадров нового поколения, кадров для здравоохранения обучение в течение всей жизни, качественное здравоохранение, развитие медицинского кластера, формирование здорового поколения новой культурной среды, социального благополучия, обеспечение безопасности. В части экономического развития - развитие базовых отраслей, новой высокотехнологичной продукции, цифровой инфраструктуры экономики, сервисной экономики, в том числе развитие туристической отрасли; привлечение инвестиций. В рамках научно-инновационного направления выделены такие аспекты, как «инновационные компетенции», «чистый воздух», «чистая вода», «чистая земля»; обозначены направления развития межрегиональных и межэкономических связей, в том числе диверсификация экспорта и развитие межрегиональных связей; в части пространственного развития - развитие городских агломераций и транспортной инфраструктуры, кластеров и цепочек поставок, современной жилой среды, обеспечения доступности энергия, а также направление повышения эффективности государственного управления [26].

Стратегия Курганской области помимо направлений, связанных с развитием промышленности, агропромышленного комплекса, строительства, созданием благоприятных условий проживания, развитием энергетики, развитие транспорта и дорожных сетей, повышением инвестиционной привлекательности, благоприятной среды для развития предпринимательства, рынка труда, сферы образования, социальной сферы, государственно управления, отмечает развитие связи, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и цифровизации отраслей экономики, потребительского рынка, межрегионального и внешнеэкономического сотрудничества, развитие демографической политики, институтов гражданского общества, молодежной политики, экологической безопасности и других направлений [27].

Направления стратегии социально-экономического развития Тюменской области также ориентированы на развитие человеческого капитала, развитие научно-инновационной сферы, иинформационных технологий, развитие производственного и сервисного секторов экономики, малого и среднего предпринимательства, организацию эффективной системы расселения и распределения производительных сил, интеграция в межрегиональные и глобальные социально-экономические отношения и др. [28].

Особый интерес также представляет рассмотрение задач северных территорий. В частности в стратегии Ханты Мансийского автономного округа отмечены такие ориентиры, как построение инновационной системы автономного округа, обеспечение научно-технологического развития, комплексной безопасности и жизнедеятельности, реализация целей экологического развития, в том числе сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни населения и устойчивого развития экономики, сохранение экологического баланса и природного биоразнообразия, неистощительное природопользование и охрана объектов природного наследия, устойчивое развитие коренных малочисленных народов севера; переход к развитию экологически чистых производств ("зеленой" экономике), практике внедрения инновационных ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий производства на примере отдельных отраслей экономики автономного округа, развитие привлекательности территорий и предложения по формированию и продвижению бренда территории и отраслевых брендов [29].

В Ямало-Ненецком автономном округе в рамках приоритета устойчивого экономического роста обозначены направления развития топливно-энергетических, систем коммунальной инфраструктуры, транспортного комплекса, промышленно-логистических узлов, строительного комплекса, агропромышленного, туристического комплексов, развитие экспортной деятельности, развития потребительского рынка. В части приоритета повышения качества жизни также обозначены вопросы обеспечения социальной защиты, развития системы здравоохранения, системы образования, развития культуры, физической культуры и спорта, жилищной сферы. В рамках реализации приоритета сохранения и устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера (КМНС) обозначена цель повышения уровня социально-экономического благополучия КМНС, сохранение языка и культурных ценностей КМНС, создание единой цифровой системы управления. Также сформулированы такие цели, как сокращение и ликвидация последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, сохранение и восстановление природной среды, развитие цифровизации и связи. В стратегии также расписаны такие приоритеты, как развитие рынка труда и кадровое обеспечение экономики, стратегические направления демографической политики, молодежной политики, развитие малого и среднего предпринимательства, науки и инноваций, внешних связей, обеспечение безопасности, совершенствование контрольно-надзорной деятельности [30].

Проекты шеринг-экономики в практической деятельности применяются в области образования, развития малого и среднего предпринимательства, инвестиционной деятельности, рынка труда, в области туризма, развития агропромышленного комплекса, а также в рамках решения экологических вопросов и формирования «зеленой» экономики. Проведенный анализ стратегий социально-экономического развития показал, что данные направления находят свое отражение в приоритетах и целях развития рассмотренных регионов. Важно также отметить, что проанализированные стратегии включают ряд целей, связанных с развитием информационных технологий и цифровизации, что является одним из условий развития шеринг-экономики. Ввиду всего вышесказанного, на примере Свердловской области был проведен более детальный анализ и обоснованы формы реализации модели шеринг-экономики для достижения целей социально-экономического развития.

4.2. Потенциал шеринг-экономики в развитии направлений социально-экономического развития Свердловской области

Анализ Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2030 позволил выявить ряд направлений, в рамках реализации которых могут быть учтены принципы и подходы, применяемые в шеринг-экономике.

В частности, в рамках направления «Развитие малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» обозначена такая задача, как повышение доступности финансовых ресурсов для малого и среднего предпринимательства. В рамках направления «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области» обозначена задача «Развитие инструментов поддержки инвесторов». Здесь могут быть рассмотрены варианты сотрудничества краудлендинговых платформ, как примера платформ шеринг-экономики, с органами региональной власти. Важно отметить, что в текущий период краудлендинговые платформы набирают свою популярность среди микро- и макропредприятий ввиду наличия ограничений банков по представлению заемных средств. Хотя, особенностью сделок, реализуемых на подобных платформах, является высокая рискованность, а следовательно, более высокая стоимость заемных средств, заемщики получают возможность более быстрого привлечения средств. Особенностью подобного рода инвестиций является их прямой характер, что представляется одним из стимулов для инвестора.

В качестве задач подобного сотрудничества инвестиционных платформ и органов государственной власти могут выступать следующие:

- высвобождение недостаточно используемых финансовых ресурсов у населения;

- стимулирование предпринимательской деятельности региона;

- активизация инициативности гражданского общества;

- решение общественно-значимых и других задач регионального развития.

В качестве конкретных инструментов взаимодействия в рамках подобного сотрудничества могут быть отмечены следующие:

Во-первых, стимулирование процесса инвестирования в проекты общественно-значимой направленности может сопровождаться введением льгот по освобождению инвесторов от уплаты налога на доходы физических лиц в отношении дохода, полученного от поддержки социально-ориентированных проектов.

Во-вторых, для самой инвестиционной платформы также могут быть предложены решения, создающие стимулы для платформ участвовать в подобных проектах. Здесь может быть приведена аналогия с таким инструментом, как «налоговый исследовательский кредит», являющийся целенаправленным налоговым инструментом стимулирования инновационной активности и позволяющий вычитать из суммы налога на прибыль часть расходов на инновационную деятельность, определяемую процентной ставкой налогового кредита [31]. Подобное решение может быть предложено в случае поддержки социальных предпринимателей или других общественно-значимых проектов. Другими словами, инвестиционная платформа получает возможность учесть расходы, затраченные на поддержку проекта с коэффициентом k. Согласно НК РФ для инновационной деятельности данный коэффициент равен 1,5 [32]. В части предлагаемого решения может быть проведено дополнительное обоснование данной ставки или заимствован опыт, используемый в инновационной деятельности. Данные решения наиболее применимы для платформ, зарегистрированных в регионе, однако могут быть распространены и на иные территории.

В отношении развития предпринимательства также имеется потенциал сотрудничества организаций с маркетплейсами. В настоящее время наблюдается смещение части трансакций в онлайн-сферы. Вместе с тем, поставщики сталкиваются с давлением со стороны цифровых платформ. Как регулирование политики данных цифровых платформ, так и региональная поддержка молодых предпринимателей, может выступать в качества инструмента развития предпринимательства на уровне региона.

Другая задача Стратегии социально-экономического развития Свердловской области, затрагивающая вопросы, решаемые и в рамках шеринг-экономики, и реализуемая в рамках направления «Развитие рынка труда» обозначена как «расширение использования гибких форм занятости». Одна из форм гибкой занятости связана с шеринг-экономикой, в частном случае с гиг-экономикой, то есть формой оплачиваемого труда, облегчаемого фирмами-посредникам, которые связывают организации или потребителей с работниками по запросу через приложения или веб-сайты [33].. Развитие данного института вносит существенные изменения в организацию деятельности компаний, а также в реализацию социально-экономических и производственных процессов. Однако данный вопрос требует более детальной проработки, что обусловлено необходимостью разработки норм и правил, которые обеспечивали бы как соблюдение прав работников, так и прав работодателей. Вместе с тем, тенденция выбора краткосрочной работы, найма сотрудника в рамках реализации конкретного проекта становится все более предпочтительным выбором не только работников низкоквалифицированных профессий, но и молодых специалистов, желающих сохранять свою мобильность.

Развитие шеринг-экономики также связано с туристическим направлением, обозначенным в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области как "Развитие туристского потенциала" и достижением соответствующего показателя «увеличение числа прибытий в коллективные средства размещения с 1,3 миллиона человек в 2014 году до 3,5 миллиона человек в 2030 году». Более детальные возможности применения шеринг-экономики в части развития этнотуризма были обозначены в работах А.Н. Полухиной, где автор раскрывает потенциал развития цифровых платформ непосредственно в целях формирования уникальных предложений и развития сферы туризма [23].

В рамках реализации направления "Развитие транспортно-логистического потенциала Свердловской области" важно отметить сервисы каршеринга, кикшеринга и совместных поездок (например, BlaBlaCar). Несмотря на то, что данный сервисы представляют собой в большей степени как альтернативу общественному транспорту, они могут решать задачу повышения мобильности населения. Кроме того, данные решения связаны с такими задачами, как «снижение влияния транспорта на загрязнение окружающей среды» и «снижение выбросов загрязняющих веществ на один пассажиро-километр по автомобильному транспорту в 4 раза к уровню 2014 года».

Совместные с регионом решения в данном направлении могут касаться вопросов развития инфраструктуры (например, велодорожек), регулирования, поддержки или ограничения деятельности агрегаторов на конкретных территориях. Так, например, если в г. Москва выделяется отдельное финансирование для развития сервисов каршеринга, то в г. Пермь в 2024 году сервисы по прокату электросамокатов на территории города были запрещены. Также действуют ограничения на прокат электросамокатов в г. Сочи.

Направление «Устойчивое экологическое развитие территории Свердловской области" пересекается с развитием циркулярной экономикой. Шеринг-экономика зарекомендовала себя в части повторного использования ресурсов среди физических лиц. При этом применение данной модели позволяет не только населению обмениваться недоиспользованными товарами, но и открывает новые возможности для предприятий в части совместного использования средств производства.

На основе всего выше сказанного можно сделать вывод, что анализ Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года показал, что данная бизнес-модель, с одной стороны, может быть альтернативным решением задач, обозначенных в Стратегии; с другой стороны, могут быть разработаны совместные проекты, учитывающие принципы шеринг-экономики или вовлекающие организации, применяющие данную модель.

Обсуждение результатов

Представленные результаты сопоставления направлений социально-экономического развития региона на примере Свердловской области позволяют сделать выводы о наличии высокого потенциала применения шеринг-экономики по основным направления развития региона. В отношении обеспечения жизнестойкости региона важно отметить следующие позиции.

Прежде всего, проведенный анализ показал, что проекты шеринг-экономики, с одной стороны, способствуют решению задач, представленных в Стратегии социально-экономического развития региона, с другой стороны, они способны разрабатывать альтернативные решения. Подобные решения , как нам видится, выступают не в качестве конкурента решения задач государством, а в качестве тех инструментов, которые могут поддерживать существующую системы в устойчивом состоянии. Так, например, острота проблемы недостатка общественного транспорта может быть снижена путем развития сервисов каршеринга, кикшеринга, а также агрегаторов такси. Вместе с тем, данные решения носят временный характер и доступны лишь ограниченному числу лиц, что не решает основной проблемы в обеспечении мобильности граждан.

Кроме того, шеринг-экономика представляет возможности для решения экономических, социальных, экологических задач, что также соответствует задачам устойчивого развития, а также способствует обеспечению жизнестойкости территории.

Третий аспект, требующий внимания, состоит в том, что причиной роста шеринг-экономики является пиринговый характер отношений, который позволяет снизить количество посредников и трансакционные издержки при взаимодействии. Вместе с тем, в части развития города или региона здесь следует обратить внимание на формирование сообществ, которые могут выступить инициаторами решений, имеющих общественную значимость.

Все вышесказанное показывает, что шеринг-экономика, ориентированная на более эффективное использование ресурсов, а также более эффективное выстраивание социально-экономических отношений, запустила существенные преобразования в существующих социально-экономических системах. За последние 15 лет ее развития и распространения, хотя данная бизнес-модель и претерпела ряд изменений, нельзя не говорить о ее вкладе в развитие конкретных рынков, городов, а также регионов.

Заключение

В рамках данного исследования с целью определения потенциала шеринг-экономики для обеспечения жизнестойкости региона были получены следующие результаты:

Во-первых, был проведен анализ научной литературы в части выявления социальной значимости шеринг-экономики, а также анализа практики применения данной модели для развития территорий. На базе анализа социально-экономического развития регионов Уральского Федерального округа определен перечень направлений, в рамках которого может быть реализована модель шеринг-экономики.

Во-вторых, на примере Свердловской области показано, в рамках реализации каких направлений могут быть применены проекты шеринг-экономики. В частности, предложено адаптировать механизмы поддержки инновационной деятельности для развития социального предпринимательства посредством поддержки инвестиционных платформ.

В-третьих, определены аспекты развития шеринг-экономики, показывающие потенциал применения данной бизнес-модели для обеспечения жизнестойкости региона по отдельным ее направлениям.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании потенциала и роли шеринг-экономики для регионального развития. Практическая значимость полученных результатов состоит в разработке конкретных механизмов применения шеринг-экономики для развития регионов.


Страница обновлена: 13.09.2024 в 13:38:36